Древние христианские символы и знаки. Христианские символы и знаки

Все мы знаем, что если главным символом мусульманства выступает полумесяц, то знак христианства - крест. Но в то же время, любая религия исполнена десятков знаков. Одни хорошо известны нашему поколению, другие настолько старые, что только фрески или мозаики на старинных соборах могут напомнить о временах, когда такие знаки считались священными. В этой статье мы попытаемся собрать их воедино, а заодно рассказать о значении каждого.

Раннехристианские символы веры

Ранних христиан часто нещадно казнили, поэтому они скрывали свою веру. Впрочем, многие хотели как-то опознавать своих братьев, поэтому создавались символы, на первый взгляд не напоминающие о Сыне Божьем, но на самом деле как-то относящиеся к Его житию. Эти раннехристианские символы до сих пор находят в пещерах-убежищах, служивших этим людям в качестве первых храмов. Впрочем, и на старинных иконах, и в стареньких церквях их тоже иногда можно найти.

Или же «ихфис» - так это слово звучит в греческом языке. Его чтили неспроста: слово являлось акронимом популярной среди христиан фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» (звучала она как «Иисус Христос Феу Иос Сотир»).

Также не стоит забывать о чудесах Спасителя, в которых фигурировала рыба. Например, о Нагорной проповеди, на которую собралось много людей, и когда они захотели есть, Он размножил на всех 5 хлебов и 2 рыбки (поэтому в некоторых местах рыба изображалась вместе с хлебом). Или о встрече Спасителя с апостолом Петром, рыбаком - тогда сказал: «Как ты сейчас ловишь рыбу, так будешь ловить человеков».

Этот знак люди носили на себе (на шее, как мы сейчас крестик), или изображали на своих домах в виде мозаики.

Это знак твердости, надежности церкви (ведь якорь мог держать на месте огромный корабль), а также надежды на воскрешение из мертвых.

На куполах некоторых старинных храмов можно увидеть крест, больше похожий на якорь. Есть мнение, что этот знак означает «крест побеждает полумесяц», то есть мусульманство. Хотя другие историки религии уверены: это якорь.

Согласно легенде, взрослые птицы не боялись змеиного яда. Но если змея заползала в гнездо и кусала птенцов пеликана, те могли умереть - чтобы этого не случилось, птица раздирала клювом собственную грудь, давая птенцам свою кровь в качестве лекарства.

Именно поэтому пеликан стал символом самопожертвования, кровавого причастия. Этот образ чаще использовали во время богослужений.

  • Орел, парящий над городом

Означает высоту веры.

В наши дни трансформирован в архиерейского орлеца (атрибут торжественного богослужения).

В старые времена верили, что феникс жил 2-3 века, после чего прилетал в Египет и умирал там, сгорая. Из этого пепла восставала новая, молодая птица.

Благодаря этой легенде существо стало знаком вечной жизни.

Знак воскрешения всех людей. Эта птица звонко поет рано утром, и все люди просыпаются. Так же звонко зазвучат трубы ангелов в последний час земли, и мертвые восстанут для последнего суда.

Символ райской жизни, которая ждет праведников по ту сторону смерти.

  • Хризма

Это монограмма из двух греческих слов «Помазанник» и «Христос». Часто ее украшают еще двумя буквами - «альфа» и «омега» (то есть, «начало» и «конец», что означает Господа).

Где можно увидеть данный христианский знак? На крестильнях, саркофагах мучеников. А также на воинских щитах и старинных римских монетах (когда гонения на христиан закончились и эта вера стала государственной).

Многие знают, что это - королевский геральдический знак, но прежде всего это - символ чистоты и непорочности (именно поэтому даже на современных иконах Деву Марию изображают с таким цветком в руках). Кстати, его также можно увидеть на иконах мучениц, мучеников и святых, чтимых за особенно праведную жизнь. Хотя этот знак чтился еще в ветхозаветные времена (например, лилии украшали храм Соломона).

Когда Архангел Гавриил пришел к Деве Марии известить о том, что скоро она родит Сына Божьего, в его руке был именно этот цветок.

Иногда лилию изображали в терниях.

  • Виноградная лоза

Как нам известно, Иисус говорил: «Я - виноградная лоза, а отец мой - виноградарь». Тема вина часто упоминается в христианстве, ведь именно этот напиток используется во время причастия.

Изображением виноградной лозы украшали храмы, а также ритуальную утварь.

Кроме описанных выше знаков, были и другие, которыми пользовались древние христиане:

  • голубь (Святой Дух),
  • чаша вина и корзина хлеба (насыщение, веры и Господних благ хватит на всех),
  • веточка оливкового дерева,
  • колосок, колосья, снопы (апостолы),
  • корабль,
  • солнце,
  • дом (или одна стена, сложенная из кирпича),
  • лев (могущество и сила Бога, церкви),
  • телец, вол, бык (мученичество, служение Спасителю).

Символы, известные современным верянам

  • Терновый венец. Им Иисуса шуточно «короновали» римские солдаты, ведя его на казнь. Это знак страданий, добровольно принесенных за кого-то (в данном случае - за все человечество).
  • Агнец. Знак жертвы Спасителя за грехи человечества. Как молодых ягнят или голубей закладывали на алтаре в жертву Богу в то время, так и Сын Божий стал жертвой ради всех людей.
  • Пастырь. Так обозначают Христа, который волнуется за души верных ему людей, как хороший пастух за своих овец. Этот образ тоже очень древний. Первые христиане рисовали изображение Доброго Пастыря в своих святилищах, так как в нем не было никакой «крамолы» - было трудно сразу догадаться, что это - образ Сына Божьего. Кстати, впервые образ Пастыря упоминается еще в Псалтире, в 22 псалме царя Давида.
  • Голубь. Святой Дух, третья ипостась Троицы (Господь, Его Сын и Дух Святой). Этот старинный знак (как и пасхальные изображения Агнеца) люди чтят до сих пор.
  • Нимб. Означает святость и приближение к Господу.

Православные знаки

  • Восьмиконечный крест. Также известен как «православный», «византийский» или «крест святого Лазаря». Средняя перекладина - на ней распяли Сына Божьего, верхняя - это та самая табличка, на которой цинично написали «Иисус Назарянин, Иудейский Царь». Нижняя перекладина, если верить историкам церкви, была также прибита на том самом кресте, на котором Иисус вознес свою жертву.
  • Треугольник. Кто-то ошибочно считает его знаком масонов. На самом деле это - символ триединства Троицы. Важно: все стороны такого треугольника должны быть равными!
  • Стрелы. На иконах их часто вкладывают в руки Богородице (вспомните хотя бы икону «Семистрельную»). Этот знак означает пророчество Симеона Богоприимца, объявившего, что Иисус - это Сын Божий почти сразу после Его рождения. В пророчестве он говорил Богородице: «Тебе оружие пройдет в душу, и откроются тебе помыслы многих людей».
  • Череп. Адамова голова. Одновременно знак смерти и воскрешения. Одна легенда гласит: на Голгофе, где распяли Иисуса, находился прах первого человека Адама (поэтому на иконах этот череп помещают у основания креста). Когда кровь Спасителя пролилась на этот прах, она символично омыла от грехов все человечество.
  • Всевидящее око. Это око Господа - знак Его мудрости и всезнания. Чаще всего этот символ включают в треугольник.
  • Восьмиконечная (вифлеемская) звезда. Символ рождения Иисуса. Ее также зовут Богородичной. Кстати, в старинные века число ее лучей было иным (постоянно менялось). Скажем, в 5 веке лучей было девять, они означали Дары Святого Духа.
  • Неопалимая купина. Чаще - горящий терновый куст, через который с Моисеем говорил Господь. Реже - знак Богородицы, в которую вошел Святой Дух.
  • Ангел. Означает земное воплощение Сына Божьего.
  • . Шестикрылый ангел из самых приближенных к Господу. Носит огненный меч. Может иметь как один лик, так и много (до 16-ти). Это знак Господней любви и очищающего небесного огня.

А кроме этих символов, есть еще крест. Вернее, кресты - их в христианской (а также дохристианской) традиции создано великое множество, и каждый несет в себе какой-то смысл. Это видео поможет разобраться в десяти самых популярных, хотя на самом деле их намного больше:

Ну и конечно, мы не могли не сказать о том, как отличаются православный крестик от католического. И хоть считается, что не важно, какое распятие ты носишь, а важна вера - все же не стоит нательным крестиком нарушать догматов своей религии. Советы по выбору этого не украшения, а сильнейшего оберега и знака осознанного выбора жизненного пути - здесь:

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это "то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: "Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном"…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «"Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего"). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 - 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест "криновидный" (Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные ").

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» - Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

"И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех." (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"

Вся православная символика – это олицетворение жизни Христа Спасителя: его распятия, воскресения, вознесения.

Изначально символы использовались как тайнопись, помогавшая христианам узнавать друг друга в периоды враждебных гонений.

Позднее, изображения приобрели глубокий философский смысл. Каждый знак имеет свою историю возникновения, свое значение.

Почему рыба – символ христианства

ИХТИС (рыба) – сокращение, появившееся при переводе выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» с греческого языка, путем сложения первых букв.

Рядом с Иисусом было много апостолов – рыбаков. Он называл их «ловцами человеков», а себя ассоциировал с Альфой и Омегой (началом и концом всего живого). Изображая рыбу, христиане проповедовали свою веру и узнавали единоверцев.

По некоторым источникам, рыба стала символом благодаря своей легкодоступности.

Что символизирует якорь

Знак появился в начале нашей эры. В Греции изображался на монетах как надежда на светлое будущее. В Древнем Риме — олицетворял возвращение домой после долгих путешествий.

Большую известность имел амулет с изображением дельфина и якоря: дельфин – знак быстроты, якорь – сдержанности.

Знак святых

Атрибутами святых являлись одежда, звери, различные предметы, изображаемые рядом.

Святых мучеников рисовали с орудием своих пыток или казни, или с животными, являвшимся им во сне.

Некоторые святые на разных картинах изображались по-разному. Это объясняется тем, что про одного святого могло ходить много историй и легенд.

Христианский символ Троицы

Многие путают понятия «Троица» и «Трехликость». Чем же они отличаются?

Бог един, но имеет 3 лица: Отец, Сын, Святой Дух. А Святая Троица – это единое слияние, где один — плавно переходит в три, а три — становится одним.

Раньше символом был круг, внутри которого располагался треугольник. Одинаковые стороны фигуры означали триединство и вечную жизнь. Иногда изображение было в виде трех зайцев, уши которых соединялись в треугольник. Современный знак Троицы – орнамент, вплетенный в круг.

Голубь в христианстве

Существует повествование, как голубь во время всемирного потопа прилетел к Ною, держа в лапах оливковую ветвь. Оповестив о Божьей милости, птица стала символом мира и добра.

Другое предание гласит, что злые духи могут облачиться в кого угодно, кроме голубя. Поэтому он символизирует чистоту и надежду, правду и непорочность.

Значения:

  • птица с оливковой ветвью — новая жизнь, познавшая Иисуса Христа;
  • стая голубей – верующие;
  • белая голубка – спасенная душу, прошедшая этапы очищения;
  • пара голубей – любовь и крепкая семья.

Раннехристианские символы

Их количество не так мало, как кажется: оливковая ветвь, павлин, корабль, колосья хлеба и т.д. Рассмотрим самые известные.


Крест «Виноградная лоза»

Это восьмиконечный крест с изображением тонких ветвей винограда. Иногда в центре может изображаться Спаситель.

Виноград – олицетворение мудрости и бессмертия. Служители церкви – ветви, а гроздья – знак Причащения. Листья и ягоды символизируют жертву Христа собой ради людей. Такой крест всегда будет напоминать о любви Бога к каждому, кто в него верит.

Библейские символы

Самые распространенные:

  • антихрист – дьявол;
  • белые одежды – праведность Христа;
  • бодрствовать – хранить веру;
  • бросать пыль к небу – негодование;
  • венец – награда;
  • ветер – война;
  • ворота – место суда;
  • глина – человек;
  • дырявый кошелек – напрасные приобретения;
  • звезда – ангел;
  • змей – сатана;
  • лев – сила;
  • плоть и кровь – человеческое разумение.

Символ Иисуса Христа

Главным символом Иисуса Христа является «крест». Для искупления грехов всего человечества, Иисус принес себя в жертву. Крест – олицетворение жертвенной победы над злыми деяниями.

Неверующие считают, что поклонение кресту – это поклонение орудию казни. Но верующие знают — это символ жизни, спасения человечества.

Иконописцы часто рисуют возле креста Богородицу и Иоанна Богослова. Череп у подножия – знак смерти. Образ наполнен благодатной силой, почитая его, человек восхваляет Бога.

Символы апостолов

Каждый апостол изображается с определенным атрибутом.

Например, апостол Петр изображается с ключами в руках.

Они подарены Иисусом, открывают врата Царства Божия.

Апостол Павел изображается с орудием своей казни. Варфоломей – проповедник христианства, был замучен в одном из городов Армении – с него содрали кожу, потом распяли. Атрибуты – собственная кожа и нож.

Иаков Старший – ученик Христа, лишившийся жизни в Иерусалиме. Приходя на его могилу, паломники забирали с собой ракушки. Это означало, что они добрались до цели. Так и стали изображать его с посохом, в шляпе и с ракушкой.

Фома – нарисован с копьем, которым был пронзен. Иуда держит в руках мешочек денег. Он помогал нищим, но был жадным. Изображают его с рыжей бородой – это цвет трусости и предательства.

Символика храма

Каждый фрагмент храма имеет определенное значение.

Форма храма:

  • крест – спасение от дьявола, вход в рай;
  • круг – нерушимость Церкви;
  • восьмиконечная звезда – спасение человеческой души.

Форма купола:

  • шлемовидная – борьба Церкви со злом;
  • в виде луковицы – пламя свечи.

Цвет купола:

  • золотой – посвящен Христу;
  • синий со звездами – Пресвятой Богородице;
  • зеленый – Троице.

Православный храм – это собрание множества таинств, значения которых может понять только истинно верующий человек.

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Что еще почитать