Благовещение пресвятой богородицы обычаи и традиции. Наиболее известные изображения Пресвятой Девы в момент получения благой вести

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста …» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин - указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, прореченная Исайей. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Однажды Пресвятая Дева Мария читала Книгу пророка Исаии, остановилась на том месте, где было сказано «вот дева примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (что означает с нами Бог) (Ис.7,14) и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.

И вот является Ей ангел и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами». Эти слова стали первой «благой вестью» для человечества после его грехопадения.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:28-38).

Считается, что именно в этот момент совершилось таинство воплощения Сына Божия.

Если праведная Сарра приняла весть о рождении от нее Исаака с замешательством, а праведный Захария при подобном предвестии о рождении Предтечи Господня требовал от ангела знамения,то насколько выше самых праведников является Пресвятая Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа - Спасителя, Сына Божия, сверхъестественном, непостижимом, Божественном, приемлет без замешательства, без недоверия.

Страшно даже подумать, что могло бы произойти, если бы на земле не нашлось Достойнейшей для приятия высочайшего Дара Божьего:

По толкованию Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь».

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. О том, каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы, знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо”.

Православная церковь свято верит, что Мария осталась Девою и по рождестве первенца Иисуса, по пророчеству (пр. Иез.44:2). «И сказал мне господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израелев, вошел ими, и они будут затворены». На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

По словам святителя Феофана Затворника Благовещение тесно связано с установлением таинства Тела и Крови. «Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее».

Дата праздника Благовещения связана с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря.Считается, что в этот же день 25 марта произошлоСотворение мира - таким образом, человечеству был дан второй шанс.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех других. У древних христиан он носил различные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искупления", "Благовещение Ангела Марии", - и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятыя Богородицы". В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

По уставу в этот день, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия, даже если Благовещение случается в Великую пятницу (в этот день литургия исключена). По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на Пасху. Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой . Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

События Благовещениябыли описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой. Существуют еще апокрифические тексты, но онине изменяют общей истории Благовещения, а добавляют к ней ряд подробностей. В апокрифах - так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия - символ непорочности Девы Марии; прялка, веретено (с красной пряжей) - образ плоти Христовой; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь - символ примирения Бога и творения; колодец - символ чистоты Марии. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.

В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико, Симоне Мартини; из ренессансных работ - картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, а из северных работ - Ян ван Эйк, Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко, как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления.

В иконописной традиции принято, чтобы одно крыло архангела оставалось простёртым за спиной, а другое - поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь - образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. Благовещение переводится с греческого как благая весть . Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связаной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

Самое раннее «Благовещение» в русском искусстве,(1040-е гг) - мозаика на двух столбах в киевском соборе Святой Софии.

Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери - красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.

Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение», написанное в XII веке в Великом Новгороде, иконы Рублева и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы. К более позднему времени относятся работы Боровиковского.

В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о "самописанной" иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня,затем каменный храм, а башню стали называть Благовещенская.

Один из самых известных храмов, посвященных этому празднику, - , основанный как домовый храм царской семьи при кремлевском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. "Вот знамение моей смерти", - молвил он, и через несколько дней его не стало.

Благовещенский собор Московского кремля

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе КремляПатриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия».

Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою душу.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву - Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

В католической традиции ей соответствует молитва Ave Maria – одно из самых красивых и известных в мире песнопений. На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки Палестрина, Гуно (на основе прелюдии Баха), Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс.

Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810 год) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило. Говорили, что в этот день «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, давали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника, гл. 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Благовещение Пресвятой Богородицы - большой церковный христианской праздник. Это один из числа главных (двунадесятых) непереходящих праздников. Именно в день 7 апреля по григорианскому календарю (или 25 марта по юлианскому), согласно Евангелию, архангел Гавриил сошел с небес на землю и возвестил Марии, что она станет матерью Спасителя рода человеческого. Случилось это в ту минуту, когда девушка была занята чтением книги пророка Исаии в том месте, где рассказывается о рождении Мессии. И настолько велико было желание Марии быть причастной к этому событию, что Господь услышал ее и послал к ней своего небесного посланника. Архангел Гавриил также открыл Марии имя ее будущего сына и рассказал о его грядущем величии перед людьми.

Установление праздника произошло в древности, упоминания можно встретить начиная уже со II века новой эры. Ранние христиане именовали его по-разному: «Зачатие Христа», «Начало искупления», «Благовещенье о Христе», «Благовещение Девы Марии». Но окончательное название он получил только в середине VII века от Рождества Христова. Теперь мы знаем праздник как Благовещение Пресвятой Богородицы.

Событие это в старину считалось первым из праздников (год начинался именно в этот день, с приходом весеннего равноденствия и возрождения природы), а потому было особо почитаемым. Иоанн Златоуст называл Благовещение «истоком торжеств, основой всех без исключения христианских празднеств». Ведь благая весть, принесенная архангелом Гавриилом непорочной Деве Марии, дает начало еще двум благим вестям: Рождеству Христову и Пасхе (Светлому Христову Воскресению). Без благой вести о чудесном зачатии Сына Божьего в чреве непорочной земной женщины не было бы двух других.

Христианские традиции Благовещения Пресвятой Богородицы

Наши пращуры считали Благовещение по роли равнозначным Пасхе. Они верили, что в этот день даже в аду грешников щадят и дают отдыхать от мук. Любая работа была под строгим запретом. Считалось, что праздник этот настолько велик, что каждое живое существо на Земле его празднует. Даже глупая птичка веточку в гнездо не положит. А если сделает это, Господь в наказание отнимет у нее крылья, заставив ходить по земле. Существует красивая легенда о кукушке, дерзнувшей в этот великий праздник вить гнездо. Бог наказал ее за это, сделав бездомной вдовой без семьи и детей.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы издревле были запрещены любые начинания. Будь то пахота, сев или любая другая хозяйственная забота. Считалось, что любое дело, начатое в Благовещенье, непременно выйдет пустым, безрезультатным, а то и принесет вред. А все, что будет в этот день посажено в огороде или на поле, непременно испортится и не взойдет. Со дня Благовещения крестьяне переходили жить в летнюю часть избы, оставляя на зимнем месте только стариков и больных. Грехом было работать по вечерам со свечой. А в некоторых деревнях вовсе считалось грехом зажигать огонь, как в сам праздник, так и накануне его. Несоблюдение этих правил сулило нарушителю неприятности на весь последующий год.

Но не только мрачными суевериями овеян этот день. Существует огромное количество добрых, светлых и трогательных примет. Так, например, Благовещение связывали с возвращением в родные места перелетных стай. А пойманных или купленных накануне птиц принято было отпускать. Это действие означало бескровную жертву природе во имя обильного будущего урожая. Также праздник Благовещения считался началом весны и новой жизни. А освященные накануне этого дня семена хранились до момента начала сева как подтверждение Божьего благословения на обильный будущий урожай.

В праздник Благовещения с древних времен благим делом считалось разведение костров. В них сжигали старую одежду, обувь, постель, ненужную деревянную утварь. Дымом горящих особых травяных сборов окуривали избы и хозяйственные постройки. А между двух пылающих огней принято было прогонять домашнюю скотину. Считалось, что все эти несложные ритуальные действия способны защитить дом от порчи и сглаза, помочь избавиться от всего старого и приобрести новое, а животных защитить от болезней и вредителей.

Еще одна древняя традиция - выпекание просфор. Готовят их для каждого члена семьи. По числу живущих в доме. После освящения в церкви во время благовещенской службы эти просфоры, искрошив, съедают. Крошки же подмешивают в зерно, предназначенное для посева, корм для скота и даже в мед, которым подкармливают пчел. Считается, что если дать скотине такой корм, то приплод и надои молока будут богатыми, животные станут меньше болеть. А зерно с крошками в нем сулит, по поверьям, урожай, от которого амбары затрещат. Пчелы же, съевшие мед с крохами просфор, принесут в ульи столько меда, что до следующего лета не съесть. Освященные просфоры могли храниться до будущего Благовещения. А если в доме кто-то болел, то ему давали кусочек, размоченный в воде. По поверьям, это помогало больному быстрее выздороветь

Благовещение - праздник новой жизни

Издревле Благовещение Пресвятой Богородицы ассоциировалось в народе с приходом весны. Этот великий праздник служил символом благоденствия, свободы и радости для людей и природы. Все самое чистое и прекрасное, чего не выразить словами. Ликование всего сущего и человеческой души. Для каждого христианина праздник Благовещение Пресвятой Богородицы означает надежду на жизнь вечную и освобождение человеческого рода от греха, несущего неизбежную смерть. В определенном смысле это праздник праздников, который дарует не только надежду на спасение, но само спасение и пути к нему.

Здравствуйте. Благовещенье Пресвятой Богородицы – великий праздник всех верующих. В суете дней многие забыли про традиции празднования Благовещенья. Постараемся их вспомнить, чтобы никогда не забывать и передавать их своим детям.

ВСТРЕТИМ ПРАЗДНИК СО СВЕТЛОЙ ДУШОЙ!

Какого числа отмечается Благовещенье? В православии для Благовещенья выделен особый день - 7 апреля . В 2017 году вслед за таким значимым праздником, то есть 8 апреля, идет Лазарева суббота, а следом, 9 апреля - Вербное воскресенье. Эти дни, особо почитаемые христианами, приходятся на Великий Пост. Как вы знаете, многие верующие строго соблюдают этот пост, не позволяя себе, есть скоромное. Но в большие праздники они могут позволить себе есть рыбу и пригубить церковный кагор.

ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Суть праздника заложена в самом наименовании. «Благовещенье» означает, что идет благая весть. Если посмотреть внимательнее, то можно заметить, что весь смысл христианских праздников заключается в том, что человеку дано два пути:

  • путь спасения - праведный путь,
  • путь зла, зависти и тьмы.

Даже у юной Девы Марии Ангел спросил, согласна ли она, чтобы из ее чрева воплотился Сын Божий - Спаситель всего мира. Мария ответила: «Да будет Мне по слову твоему», кротко приняв Божье слово.

Икону, посвященную Благовещенью, можно узнать по архангелу Гавриилу, держащему цветок. Что означает цветок? Цветок является символом доброй вести. Это Гавриилу Бог даровал нести людям Благие вести.

Но самую радостную весть на свете, он принёс 2000 лет назад Деве Марии, давшей обет девства и отдавшую свою жизнь служению Богу. С этого дня начинается история праздника.

В древней Иудее люди, достигшие 14-летия, считались совершеннолетними. Вот и 14-летняя Дева Мария, которая до этой поры воспитывалась в храме, должна была возвратиться в родной дом, или выйти замуж. Но обет вечного девства закрыл для Неё путь к созданию обычной семьи. Тогда священники храма нашли очень правильное решение. Они обручили Деву Марию с 80-летним старцем Иосифом. Таким образом, Мария не нарушила обет, который дала Господу.

Так Святой Иосиф стал хранителем девственной чистоты будущей Богородицы. Четыре месяца прожила Пресвятая Дева в доме Иосифа, посвящая всё Своё время чтению Священных книг и неустанным молитвам.

За этим богоугодным занятием и застал ее Ангел, сказав Ей: «радуйся Благодатная!». Архангел Гавриил возвестил Ей о той величайшей благодати: стать Материю Мессии.

БЛАГОВЕЩЕНЬЕ - ЭТО ПРИХОД ВЕСНЫ!

Как празднуют этот праздник? В этот день с древности существовала одна из самых милосердных традиций: выпускать из клеток птиц.

Сегодня это делают служители церкви, а до революции 1917 года многие верующие, соблюдая традиции, приносили на богослужение клетки с птичками, которых после службы выпускали на волю.

Это действо символизировало душу человека, томившуюся в оковах греха, но через рождение Спасителя, взявшего грехи людей на себя, получает надежду на свободу. Служба в храме и сегодня заканчивается отпуском в небо белых голубей, чтобы они донесли ангелам весточку обо всех хороших делах.

ПРИМЕТЫ НА БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

В народе с приходом весны связывали свои чаяния на хороший урожай. Потому, есть много примет на 7 апреля:

  • Если на Благовещенье холодно, ложится туман или день отмечен заморозком, то год будет урожайным.
  • Если ласточки еще не прилетели, то весна будет запоздалой и холодной.
  • Ясный день в Благовещенье - к пожарам.
  • Если 7 апреля день с дождем, то жди засушливого лета.
  • Какой денек (погода) на Благовещение, такой и на Пасху.

ДРУГИЕ ПРИМЕТЫ НА БЛАГОВЕЩЕНЬЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

  • В Благовещение нельзя ничего отдавать, ни занимать, чтобы не отдать свое здоровье и удачу.
  • В Благовещение нельзя работать, стричься, даже причесывать волосы, чтобы не «запутать» свою судьбу.
  • На какой день недели попадает 7 апреля, в тот день целый год не следует приступать к новым делам.

7 апреля православные христиане отмечают один из главных церковных праздников. Это событие стало поворотным для всего христианского мира: оно ознаменовало скорое прибытие Сына Божьего на землю для спасения всего человечества.

Значимость Благовещения Пресвятой Богородицы в религиозном мире огромна. В этот знаменательный день Деве Марии была явлена весть с Небес о том, что она станет матерью Божьего Сына и произведет его на свет от непорочного зачатия.

Традиции и обычаи на Благовещение

Если в этот знаменательный день продолжается строгий пост , церковь разрешает сделать послабление в честь празднования. Христианам позволительно употреблять в пищу рыбную продукцию.

7 апреля под запретом остается работа. Домашние дела, требующие внимания, выполнять можно, но от праздного времяпровождения стоит воздержаться. Свободное время необходимо посвятить молитвам, размышлениям о жизни и духовному просветлению. По поверьям, в этот день нельзя шить, вязать и плести — так можно накликать беду в дом и испортить отношения с домочадцами.

Особое внимание уделяется в праздник птицам. Их выпускают на свободу, чтобы они донесли до Небес благую весть о хороших делах и поступках людей.

В ночь на Благовещение принято разжигать костры, чтобы окончательно растопить зимнюю стужу и привлечь теплую весну. В костры бросают мусор, старые предметы обихода и любые вещи, пришедшие в негодность.

Золу от костров в Благовещение относили в огород и посыпали грядки для того, чтобы отпугнуть вредителей и защитить урожай от невзгод.

Сажают в этот день и растения. Считается, сам Бог благословляет их на быстрый всход и обилие плодов.

После службы в церкви домой приносят просфоры, которыми угощают всех домочадцев. Остатки и крошки обычно отдают домашним животным, защищая их от болезней и хищных зверей.

Приметы на Благовещение Пресвятой Богородицы

Наши предки внимательно наблюдали в этот день за погодой: дождь сулил урожайный год, а гроза или гром предвещали обилие орехов по осени.

Рыбаки в Благовещение надеялись на хороший улов, ведь он означал, что рыба в водоеме не переведется и клев будет в течение всего года.

В праздник под запретом были любые бранные слова, ссоры и выяснение отношений. Наши предки верили, что от того, как пройдет день, зависит весь год. Благодушный настрой, добро и взаимопомощь были обязательны.

Хорошим индикатором погоды служили ласточки: если они появлялись до наступления праздника, значит, впереди ждала теплая зима.

В этот день ничего нельзя отдавать из дома, чтобы не провести год в бедности и безденежье.

По приметам, вода, освященная в Благовещение, обладала целебными свойствами и применялась в случае болезни домочадцев.

Запрещается надевать обновки в этот день: по поверьям, они быстро приходят в негодность, а новые наряды также недолго радуют покупателей.

Примечательно, что погода, которая стояла в Благовещенье, отражала погоду на Светлую Пасху.

Благовещение Пресвятой Богородицы — особый день, в который вы можете попросить у Высших сил защиты и покровительства . Любое ваше желание, произнесенное от чистого сердца и не содержащее корысти, обязательно сбудется. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

07.04.2017 05:15

Праздник всех христиан, Благовещение - это поистине великий день, который символизирует один из самых важных...

7 апреля Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни . Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выкопать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

С этого праздника, «главизны нашего спасения,» зачинается тот родник «воды живой,» который позднее превращается в широкую реку и, наконец, в безбрежное море новозаветных чудес, таинств и Благодати Св. Духа, которыми Господь, «не мерою дающий Духа,» так щедро напоил жаждущих правды! Благовещение - праздник Брака Неба и земли, когда голубое небо спускается на землю и сочетается с ней. Благовещение - «голубой» праздник! В глазах верующего человека в этот день все голубеет, все становится чище и прозрачнее. Небо становится еще голубее, глубиннее. Голубеют воздух и воды, отражающие безоблачное небо; голубеют первые цветы - подснежники и фиалки; ночью - голубеют звезды. Голубеют и человеческие души, делаясь способными воспринимать небесную музыку этого дивного праздника.

Поговорка, утверждающая, что на Благовещение даже птица гнезда не свивает, иносказательно призывает нас в этот день отложить повседневную суету и направить свои помыслы к Небу, к радостному общению с Богом.

По давней традиции, на Благовещение во многих церквях, возвещая об одном из самых великих христианских праздников - Благовещении, после Литургии, со ступеней православных храмов взлетят в небо стайки голубей, напоминающих о таинственном благодатном действии Святого Духа. Белоснежные крылья – это одновременно и символ чистоты Пресвятой Богородицы. Вот почему земля «приносит Ей в подарок» нежных, беззащитных птах, с древних времен олицетворяющих мир и добрые известия. Замечено, что благовещенские голуби неохотно покидают церковную ограду и еще долго кружат над святым местом.

Назарет: город Благой вести

Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Галилеи. Он находится в лощине между двух горных хребтов, ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый. Население его главным образом арабское. Евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин (т.н. Верхний Назарет)… дальше

История установления праздника

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя - между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.


Источник, возле которого произошло Благовещение

У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке (см. слова св. Григория Чудотворца на этот день). В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII в., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, мит­рополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.


Видео-сюжет Ивана Дьяченко:

Смысл праздника

Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

Молитвословие Благовещению Пресвятой Богородицы

Тропарь предпразднству
Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают: се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Сегодня начала всемирной радости велят петь песнопения перед праздником, ибо вот, Гавриил приносит Деве благую весть, и восклицает: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!

Тропарь, глас 4-й
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий - Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак, глас 8-й
Взбранной воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Словами Архангела взываем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою

Припевы
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу.

Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию!

Ирмос 9-й песни
Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных. / Устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!

Св. отцы о Благовещении

Святитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

Святитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».

Что еще почитать