Дальневосточная республика. Дальневосточная республика: опыт сепаратизма или механизм для воссоединения

Историю Дальневосточной республики (ДВР) схематично представляют так. В 1920 году по указанию Ленина на Дальнем Востоке было создано временное буферное государство, чтобы избежать вовлечения РСФСР в прямой военный конфликт с интервентами Антанты. Это государство было просоветским по сути, управлялось большевиками, но по форме - буржуазно-демократическим. ДВР дипломатическими методами постепенно заставила интервентов удалиться, разгромила и изгнала к концу 1922 года оставшихся белогвардейцев, после чего присоединилась к РСФСР.

Эта схема страдает одним большим изъяном: если бы иностранные интервенты действительно хотели воспрепятствовать установлению советской власти на Дальнем Востоке, то никакой манёвр в виде учреждения ДВР им бы не помешал. Ибо ни для кого не было секретом, кто на самом деле верховодит в ДВР и чьим интересам она служит. Создание ДВР имело другую цель: избежать поспешной советизации края, слишком отличающегося по своему социальному укладу от европейской части России. Большевики опасались встретить сильное сопротивление местного населения, когда сами ещё не вполне контролировали большинство районов страны.

Основную часть населения Дальнего Востока в начале ХХ века составляли русские и украинские крестьяне-колонисты и казаки. В 1918 году большинство их выступило против советской власти, но, после укрепления белогвардейских правительств, стало выступать и против них. Громя армии Колчака, красные опирались на помощь местных партизанских формирований. Но сибирские и дальневосточные «красные» партизаны совсем не имели такой мотивации, как крестьяне европейской части России, поддерживавшие большевиков против возвращения помещиков.

На Дальнем Востоке помещиков не было никогда, идеал коммуны совершенно не вдохновлял крестьян. Свобода и самоуправление - вот за что сибиряки и дальневосточники боролись и против большевиков, и против белых. Здесь были сильные партизанские формирования (фактически весь народ был вооружён), и большевики просто испугались восстанавливать против себя эту массу. В отношении Дальнего Востока была принята стратегия его постепенной интеграции в советскую государственность.

РСФСР отправляла в ДВР деньги, оружие, боеприпасы, государственные и военные кадры, особенно последние. Так, все главнокомандующие Народно-революционной армии (НРА) ДВР были направлены «из центра»: Эйхе, Буров-Петров, Блюхер. Авксентьевский, Уборевич. Любопытна судьба первого премьер-министра ДВР Абрама Краснощёкова. Он был тоже назначен в ДВР решением Политбюро ЦК РКП (б) и выполнял инструкции по построению буржуазно-демократической государственности настолько добросовестно, что вызвал неудовольствие местных коммунистов. По их настоянию он был отозван, хотя сам Ленин признавал, что Краснощёков был фактическим организатором ДВР.

По возвращении в Москву Краснощёков бросился во все тяжкие, устраивал кутежи, соперничал с Маяковским за Лилю Брик и в 1924 году был осуждён на 6 лет тюрьмы за растрату казённых средств и аморальное поведение. Выйдя на свободу через год по амнистии, Краснощёков стал примерным совслужащим, но в 1937 году попал под каток репрессий: в НКВД вспомнили, что он дружил с Троцким ещё до революции, в США. Остальные гражданские руководители ДВР были местные, и им повезло умереть своей смертью.

До конца 1920 года НРА ДВР выгнала войска атамана Семёнова из Забайкалья. В 1921 году она отразила попытки белогвардейских войск Семёнова и Унгерна снова овладеть Забайкальем и помогла Сухэ-Батору в установлении просоветского режима в Монголии. В 1922 году НРА разбила белогвардейцев в Приморье. Однако не менее, а, пожалуй, и более важным фронтом борьбы ДВР был дипломатический. ДВР удалось разобщить белогвардейцев и японских интервентов.

Первоначально реальная территория ДВР занимала только небольшую часть Забайкалья с центром в городе Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ). Но уже в мае 1920 года на переговорах с японским командованием было достигнуто соглашение о выводе японских войск из Забайкалья и Приамурья, что и было исполнено японцами до 21 октября 1920 года. Разбить белогвардейцев после этого не представляло большой сложности для НРА ДВР.

В Приморье в это время власть принадлежала Приморской земской управе, в которой также преобладали большевики и сочувствующие им. Это дало возможность объявить об освобождении всей территории ДВР и провести в феврале 1921 года выборы в Учредительное собрание ДВР.

Но в мае 1921 года во Владивостоке произошёл белогвардейский переворот. Белые просили японцев не покидать Приморье. В этих условиях ДВР опиралась на поддержку США, в которых всегда была сильна партия противников вмешательства в дела советской России. Кроме того, США стремились не допустить укрепления позиций Японии на Дальнем Востоке. Нажим США заставил Японию возобновить переговоры с ДВР о выводе войск. Кроме того, делегация ДВР прибыла в декабре 1921 года на открывавшуюся в Вашингтоне международную конференцию по урегулированию в АТР. Хотя ДВР не получила официального дипломатического признания, но своё пребывание в Америке делегация сполна использовала для воздействия на правящие круги США.

Япония несколько раз прерывала переговоры с ДВР о выводе войск, но не оказывала вооружённой поддержки белогвардейцам. Те были вынуждены отступать по мере того, как японские войска постепенно отводились к Владивостоку. Наконец, 10 октября Япония согласилась вывести войска из Приморья, что было выполнено к 24 октября. На следующий день части НРА вступили во Владивосток.

Учредительное собрание ДВР, преобразовавшее себя в Народное собрание - высший орган власти буферного государства - было многопартийным. Большинство мест в нём принадлежало беспартийной левой крестьянской фракции, шедшей за большевиками - 183. 92 депутата были членами партии большевиков. 44 мандата было у правой крестьянской фракции.

Кроме них, в парламенте ДВР было 24 эсера, 13 меньшевиков, 9 кадетов, 3 народных социалиста, 13 бурятских автономистов. В июне 1922 года состоялись выборы в Народное собрание 2-го созыва. Они проходили по партийным спискам и пропорциональной системе. 85 мест из 124 получили кандидаты от блока «коммунистов , профсоюзов, бывших партизан и беспартийных крестьян».

Состоялась всего одна сессия Народного собрания 2-го созыва - 14 ноября 1922 года - на которой 88 из 91 приехавшего депутата проголосовали за упразднение ДВР и вхождение её территории в РСФСР на основании советских законов.

Законы ДВР в отношении религии и церквей были менее жёсткими, чем в советской России; в частности, церковное венчание было равноправным с гражданской регистрацией брака. В ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область, разрешалось создавать школы с преподаванием на национальных языках (например. в Приморье действовали украинские школы). В обращении находилась своя валюта - дальневосточный рубль. Столицей ДВР с конца 1920 года была Чита.

Во время гражданской войны на осколках Российской империи возникло множество государственных образований. Одни из них были сравнительно жизнеспособны и просуществовали десятки лет, а некоторые существуют и поныне (Польша, Финляндия). Срок жизни других ограничился несколькими месяцами, а то и днями. Одним из таких государственных образований, которое возникло на руинах империи, была Дальневосточная республика (ДВР).

Предыстория создания ДВР

На начало 1920 года на Дальнем Востоке бывшей Российской империи складывалась довольно непростая ситуация. В то время именно на этой территории происходили наиболее важные события Гражданской войны. В ходе наступления Рабоче-крестьянской и внутреннего восстания рухнуло так называемое Российское государство Колчака, со столицей в Омске, до этого контролирующее большую часть Сибири и Дальнего Востока. Остатки этого образования приняли название Российская Восточная окраина и сконцентрировали свои силы в восточном Забайкалье, с центром в городе Чита под руководством атамана Григория Семенова.

Во Владивостоке победило поддерживаемое большевиками восстание. Но не спешила присоединять этот регион непосредственно к РСФСР, так как существовала угроза от третьей силы в лице Японии, которая официально выражала свой нейтралитет. В то же время она наращивала свое военное присутствие в регионе, явно давая понять, что в случае дальнейшего продвижения советского государства на восток открыто вступит в вооруженное противостояние с Красной Армией.

Рождение Дальневосточной республики

Во избежание прямого столкновения сил РККА и японской армии, ненадолго захвативший власть в Иркутске в январе 1920 года эсеровский Политический центр уже тогда выдвинул идею создания на Дальнем Востоке буферного государства. Естественно, руководящую роль в нем он отводил себе. Большевикам эта идея тоже понравилась, но во главе нового государства они видели только правительство из числа членов РКП (б). Под нажимом превосходящих сил Политцентр вынужден был уступить и передать власть в Иркутске Военно-Революционному комитету.

Образование Дальневосточной республики как буферного государства особо рьяно старался воплотить в жизнь председатель иркутского ревкома Александр Краснощеков. Для решения дальневосточного вопроса в марте 1920 года было создано специальное бюро при РКП (б). Кроме Краснощекова, наиболее видными деятелями Дальбюро были Александр Ширямов и Именно при их активном содействии 6 апреля 1920 года в Верхнеудинске (сейчас Улан-Удэ) было создано новое государственное образование - Дальневосточная республика.

Народно-революционная армия

Создание Дальневосточной республики было бы невозможно без активной поддержки со стороны Советской России. В мае 1920 года она официально признала новое государственное образование. Вскоре центральное московское правительство начало оказывать ДВР всестороннюю помощь, как политическую, так и экономическую. Но главной на данном этапе развития государства была военная поддержка со стороны РСФСР. Данный вид помощи заключался, прежде всего, в создании на основе Восточно-Сибирской собственных вооруженных сил ДВР - Народно-революционной армии (НРА).

Создание буферного государства отобрало главный козырь у Японии, которая официально выражала свой нейтралитет, и она вынуждена была начать вывод своих формирований с Дальнего Востока с 3 июля 1920 года. Это позволило НРА добиться значительных успехов в борьбе с враждебными силами в регионе, и тем самым расширить территорию Дальневосточной республики.

22 октября силами Народно-революционной армии была занята Чита, спешно покинутая атаманом Семеновым. Вскоре после этого в данный город из Верхнеудинска переехало правительство ДВР.

После того как японцы оставили Хабаровск, осенью 1920 года в Чите прошла конференция представителей Забайкальской, Приморской и Амурской областей, на которой было принято решение о вхождении данных территорий в состав единого государства - ДВР. Таким образом, к концу 1920 года Дальневосточная республика контролировала большую часть Дальнего Востока.

Устройство ДВР

Дальневосточная республика в период своего существования имела различное административно-территориальное устройство. Изначально она включала в себя пять областей: Забайкальскую, Камчатскую, Сахалинскую, Амурскую и Приморскую.

Что же касается непосредственно органов власти, то на этапе формирования государственности роль управления ДВР взяло на себя учредительное собрание, избранное в январе 1921 года. Оно приняло Конституцию, согласно которой высшим органом власти считалось Народное собрание. Выбиралось оно общим демократическим голосованием. Также Учредительное собрание назначило Правительство во главе с А. Краснощековым, которого в конце 1921 года сменил Н. Матвеев.

Белогвардейский мятеж

26 января 1921 года белогвардейские силы при поддержке Японии свергли во Владивостоке большевистское правительство и тем самым вывели регион из состава ДВР. На территории Приморской области был сформирован так называемый Приамурский земской край. Вследствие дальнейшего наступления белых сил к концу 1921 от ДВР был отторгнут Хабаровск.

Но с назначением Блюхера военным министром дела у Дальневосточной республики пошли намного лучше. Было организовано контрнаступление, в ходе которого белогвардейцы потерпели тяжелое поражение, потеряли Хабаровск, а к концу октября 1922 года полностью были вытеснены с Дальнего Востока.

Таким образом, Дальневосточная республика (1920 - 1922) полностью выполнила свое предназначение как буферное государство, образование которого не дало формальный повод Японии вступить в открытое вооруженное противостояние с РККА. Вследствие изгнания белогвардейских войск с Дальнего Востока дальнейшее существование ДВР стало нецелесообразным. Назрел вопрос о присоединении данного государственного образования к РСФСР, что и было сделано 15 ноября 1922 года на основании обращения Народного собрания. Дальневосточная народная республика прекратила существование.

Легкий шум поднялся по поводу озвученного проекта http://news.mail.ru/inregions/fareast/27/politics/9157711/?frommail=1 особого гос.управления по Дальневосточному Федеральному Округу, где предполагается ограничить или полностью отменить вмешательство других федеральных органов власти в дела ДВФО.

Несмотря на то, что это лишь проект, да еще и в изложении журналистов, граждане беспокоятся.
Ибо призрак Дальневосточной Республики, которая образовалась на руинах разрушенной Февральской революцией Российской Империи, как бы намекает, что само по себе обособление Дальнего Востока от России вполне себе возможно на практике, особенно в случае коллапса государства.

Плюс ко всему, большинство граждан патриотической направленности, прекрасно помнят различные попытки продвинуть идеи обособления Сибири и Дальнего Востока (преимущественно из 90х в духе "Не продать ли нам Сибирь"), попытки сконструировать искусственную национальность "сибиряк". отдать японцам Курильские острова, пугалки про китайскую агрессию прямиком до Урала и так далее. В общем и целом, существует определенный набор страхов связанных с возможностью отторжения Сибири и Дальнего Востока от России, причем я не могу сказать, что эти страхи необоснованны. Желающие отделиться от России (пусть это и маргинальное меньшинство, вроде "сибирских автономистов") или отдать "курильскую волость" Японии, вполне открыто выражают свои взгляды. Точно так же известны и различные заявления и проекты, наших "западных партнеров", связанные с желанием избавить Россию от Сибири и Дальнего Востока. И существующие прото-сепаратистские течения, вполне благосклонно воспринимаются за рубежом.

Поэтому любые проекты связанные с изменениями каких-либо аспектов управления данными территориями, будут крайне настороженно и даже болезненно восприниматься в патриотической среде. Ибо в любых проектах будут выискивать намеки на посягательство на территориальную целостность России. Благо 1991 год был не так уж давно и граждане не забыли, как от "союза братских республик" откалывали огромные территории.

Вопрос с особым режимом управления ДВФО лежит в двух плоскостях:

1. С одной стороны, старые механизмы управления, уже давно не отвечают задачам развития региона. И так или иначе, что-то надо было менять. Проекты с переносом столицы в Сибирь или на Дальний Восток, гуляют еще с начала "нулевых" и имеют своих сторонников, как в экспертном сообществе, так и во властных элитах.
Говорить о том, что ДВФО нормально развивается вряд ли возможно, ибо сам проект такого чрезвычайного управления с огромными полномочиями "наместника", как бы намекают на желание радикально переломить ситуацию.

2. С другой стороны, концентрация власти в руках по сути чрезвычайного органа, подотчетного перед высшим руководством страны, создает опасный прецедент, когда вместо унификации правового поля, в которое не так давно загоняли Татарстан, Башкирию и Чечню, создается своего рода правовой анклав, частично выходящий за рамки единого пространства. Соответственно, у прочих региональных элитных групп, может возникнуть идея пробивать себе собственные чрезвычайные полномочия связанные с частичным выходом из под непосредственной опеки федеральных контролирующих органов в пользу своего "наместника" (с подспудным желанием, чтобы этот пост занимал местный из "нацменов").
И все под лозунгами "За эффективное поступательное развитие". В этом отношении тенденции к децентрализации и регионализации управления, будут нарастать. В рамках подобного проекта, совершенно не трудно представить себе аналогичный проект в отношении Кавказского региона, так же частично-выведенного из под контроля части федеральных органов. Не факт что он появится, но то что желающие его лоббировать найдутся, к гадалке не ходи.

С одной стороны, такой "наместник" региона с особыми полномочиями (представители президента по федеральным округам отдыхают), напрямую подчинен высшему руководству, и пока власть крепка, вряд ли возможен его уход в "самостоятельное плавание".
Риск тут состоит в другом, являясь по сути правителем/наместником огромного региона, в случае ослабления или деструкции существующей вертикали власти, лояльность таких региональных управляющих, будет зависеть исключительно от их личных отношений с правящей верхушкой. Появляется риск откола не просто отдельного губернатора-сепаратиста в духе Росселля, а целого региона, где обросший связями, собственностью, людьми на нужных позициях, такой наместник будет набирать силу, на фоне падения влияния федерального центра. Схема - "слабый император - сильный наместник" - хорошо известна еще с времен античности. Поэтому, попадание в такую схему, представляет собой серьезную опасность для государства.

Ведь, контуры такой зоны вполне можно представить границами некой "Дальневосточной республики 2.0", со столицей в Хабаровске и Владивостоке.
Сценарий наихудший для страны представить не трудно - на фоне экономического кризиса с обвалом национальной валюты и падением цен на нефть, происходит катастрофическое ослабление "вертикали власти", недовольные горожане бузят на улицах, правящие элитные группы сцепились между собой, развиваются сепаратистские настроения в регионах, на фоне точечного иностранного влияния и так далее. В итоге, на фоне политического и экономического кризиса в регионах развиваются автономистские/сепаратистские тенденции, которые приводят к отпадению этих территорий от России.
Собственно, это сценарий распада страны, которым пугают еще с 90х и которые некоторые "друзья" России, хотели бы увидеть. Надо понимать, что это худший из возможных сценариев, и на данный момент его вероятность мала, как бы там не пытались разжечь "сибирский" сепаратизм и кричать "хватить кормить Москву". Большинство граждан страны ни в какие "сепаратистские проекты", играть не хотят. Это касается как России в целом, так и Дальнего Востока в частности. Но это не означает, что их в это русло не могут заманить, как это произошло с Советским Союзам, когда после референдума о сохранении СССР, через некоторое время граждане оказались по разным углам в "независимых государствах". Поэтому на этот счет излишних иллюзий питать не стоит - главное в этом вопросе, эффективность общегосударственных элемен тов контроля над региональными элитами и пресечение явных и скрытых проявлений регионального сепаратизма под соусом регионализации и децентрализации управления.

Можно конечно разбирать абстрактные версии в духе: "авторы программы желают только добра" или же "авторы программы подспудно готовят развал страны". Это крайне бинарная постановка вопроса.

Но вместе с тем, даже если допустить, что цели введения особого режима управления исключительно благие и связаны лишь с оптимизацией управления, ростом экономических показателей, ускорением темпов социальной динамики и демографического роста, тем не менее, в данном проекте на мой взгляд отчетливо проступают элементы децентрализации, о которой не так давно вещал Медведев. Новый центр региональной власти, при всей своей зависимости от Москвы, серьезно отличается от обычного федерального округа или губернаторской епархии.

И соответственно, если такой центр власти заражается сепаратистскими тенденциями, то появляется риск отпадения региона, по образцам знакомым нам по распадам Российской Империи и Советского Союза, где местные региональные элиты, формально подчиненные руководству страны через "наместника", по мере ослабления государства, формировали в как-бы общеимперских/общесоюзных государственных и силовых структурах, зародыши собственной государственности, с попутным смыканием региональных правящих элит с маргинальными сепаратистскими группами, в том числе и поддерживаемыми из-за рубежа. На Украине, будущая "незалежность" как раз формировалась по пути сращивания переродившихся партийно-государственных органов управления республикой, военных и силовых структур - с сепаратистскими националистическими группами, которые на фоне формального подчинения Москвой постепенно выходили из под ее фактического управления.

И собственно, на мой взгляд, именно подобные опасения, как правило лежат в основе сомнений, связанных с режимом особого управления ДВФО.
Это конечно не Дальневосточная Республика, которая возникнет сегодня, завтра или через год. В этом отношении панику поднимать рано. Надо понимать те риски, которая несет децентрализация власти для России, благо исторический опыт хорошо известен.
В этом отношении, надо подробно изучить реальные механизмы контроля над таким "выделенным регионом", посмотреть на поставленные цели и задачи, персональный состав исполнителей и так далее, чтобы реально взвесить риски такого проекта для территориальной целостности страны.

При той информации которая есть сейчас, я бы сказал, что данный проект помимо тех потенциальных выгод которые он может принести региону, он так же несколько повышает риски связанные с децентрализацией управления. Так что тут скорее стоит говорить о двух сторонах медали, где есть как определенные плюсы, так и минусы. Причем эти минусы, имеют скорее долгосрочную перспективу и вполне могут сказаться, в определенных сценариях, где происходит обрушение существующей вертикали власти. Причем надо помнить, что в случае начала открытых сепаратистских процессов, наши "западные друзья" их вполне открыто могут поддержать, как это они проделывали после 1917 и 1991 годов.

PS. Лично же мое мнение относительно любых желающих оторвать Сибирь, Дальний Восток или даже Курилы от России - данных товарищей надлежит сажать от 10 лет и далее. Безотносительно политического режима существующего в стране.

Дальневосточная Республика (ДВР), демократическая республика в 1920-1922 годов в Вост. Сибири и на Д. Востоке, созданная с целью предотвратить военное столкновение Сов. России с Японией и обеспечить условия для ликвидации интервенции и белогвардейщины на Д. Востоке. В условиях краха колчаковщины эсеры и меньшевики, выступавшие пособниками интервентов, пытались образовать в Вост. Сибири руководящий орган в форме «Политического центра». Но их замысел провалился. 22 янв. 1920 власть в Иркутске перешла в руки Иркутского ревкома, возглавляемого коммунистами. 7 марта части 5-й сов. армии вступили в Иркутск. Дальнейшее их продвижение к Чите, где находились япон. интервенты, могло привести к воен. столкновению Сов. России с Японией. Чтобы избежать этого, по указанию В. И. Ленина наступление было приостановлено. В марте было создано Дальбюро РКП(б), на к-рое ЦК партии возложил руководство подготовкой и строительством ДВР. ДВР была провозглашена 6 апр. 1920 в Верхнеудинске (Улан-Удэ) на Учредит, съезде трудящихся Прибайкалья, избравшем Врем, пр-во ДВР, руководящую роль в к-рой играл рабочий класс во главе с компартией. Первой её столицей стал Верхнеудинск. В состав ДВР вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Камчатская обл. и Сев. Сахалин. Однако весной 1920 власть ДВР фактически распространялась лишь на тер. Прибайкалья. 14 мая 1920 ДВР была официально признана пр-вом РСФСР, к-рое стало оказывать ей финанс., дипломатич., хоз. и воен. помощь. В. И. Ленин так объяснил причины образования ДВР: «...обстоятельства принудили к созданию буферного государства - в виде Дальневосточной республики... вести войну с Японией мы не можем и должны все сделать для того, чтобы попытаться не только отдалить войну с Японией, но, если можно, обойтись без нее...» (Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 42, с. 93). В марте - окт. 1920 на базе партиз. соединений при всемерной помощи РСФСР была создана регулярная Народно-роволюционная армия (HPА). Опираясь на помощь Сов. России, пр-во ДВР последовательно и неуклонно решало задачу освобождения всех областей Д. Востока от япон. интервентов и белогвардейцев. Прежде всего необходимо было заставить интервентов покинуть Читу и в целом Забайкалье, где под их защитой укрепились банды япон. ставленника атамана Семёнова. На переговорах, состоявшихся на ст. Гонгота (24 мая-15 июля), япон. делегация была вынуждена согласиться на эвакуацию своих войск из Забайкалья. Это явилось большой дипломатия, победой ДВР, позволившей НРА развернуть наступление и в окт.- нояб. 1920 разгромить банды Семёнова. Освобождённая 22 окт. от белогвардейцев Чита стала новой столицей Республики. Избранное на демократпч. началах Учредит, собрание ДВР, в к-ром большинство принадлежало коммунистам, в период своей деятельности (12 февр.- 27 апр. 1921) приняло Конституцию ДВР, отразившую особенности её политич. строя. В качестве органа верх, власти Учредит, собрание избрало правительство во главе с коммунистом А. М. Краснощёковым, исполнительно-распорядит. органом стал Сов. Мин. под председательством коммуниста П. М. Никифорова. В авг. 1920 Дальбюро РКП(б) было преобразовано в Дальбюро ЦК РКП(б) для усиления партийнополитич. руководства. Опасаясь дальнейшего укрепления позиций ДВР в Приморье, япон. интервенты и белогвардейцы 26 мая 1921 свергли во Владивостоке нар. власть и создали марионеточное бурж. пр-во. Начавшиеся 26 авг. 1921 переговоры между ДВР и Японией об урегулировании отношений саботировались япон. пр-вом (см. Дайренская конференция 1921-22). В нояб. 1921 началось наступление т. н. Белоповстанческой армии, к-рая 22 дек. захватила Хабаровск. В этой сложной обстановке СНК РСФСР и ЦК РКП(б) провели мероприятия по укреплению нарт, и гос. руководства и обороны ДВР. Вместо Краснощёкова пр-во возглавил Н. М. Матвеев, воен. министром был назначен В. К. Блюхер. В февр. 1922 НРА под командованием В. К. Блюхера перешла в контрнаступление и во взаимодействии с партиз. отрядами нанесла белогвардейцам сокрушит, удары. 12 февр. 1922 белые были разбиты у ст. Волочаевка (см. Волочаевские бои 1922), 14 февр. освобождён Хабаровск. Белогвардейцы отступили за нейтральную зону под прикрытием япон. войск. Однако в сент. 1922 они опять перешли в наступление, но вновь были разгромлены НРА. Укрепление междунар. и внутр. положения Сов. России и ДВР, дипломатич. изоляция Японии на Вашингтонской конференции 1921 -22 и недовольство широких слоев её населения продолжением антисов. интервенции заставили япон. пр-во эвакуировать свои войска из Приморья. 25 окт. 1922 войска НРА вступили во Владивосток. Трудящиеся ДВР на собраниях и митингах требовали воссоединения с Сов. Россией. Выражая волю народа, Народное собрание ДВР 14 нояб. 1922 обратилось во ВЦИК с просьбой включить ДВР в состав Российской Федерации. 15 нояб. 1922 ВЦИК объявил ДВР частью РСФСР.

Г. М. Лешин.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, т. 3.

Дальневосточная республика (ДВР), государственное образование, существовавшее в 1920-1922 годы на территории Забайкальской, Амурской, Приморской областей. Центр - Верхнеудинск, с октября1920 - Чита. К середине марта 1920, после ликвидации в Сибири колчаковщины, продвижение частей Кр. Армии было приостановлено на рубеже оз. Байкал на Д. Востоке (в Приморье, Забайкалье и на Сахалине) япон. оккупанты сосредоточили значительные военные силы (см. Интервенция Антанты на Дальнем Востоке 1918-22) ЦК РКП(б) и Сов. пр-во, чтобы избежать воен. конфликта с Японией, решили отсрочить восстановление Сов. власти на Д. Востоке и создать между Сов Россией и Японией временное демократич. гос-во. Его существование позволяло также Сов. России в условиях экономич. блокады возобновить торг. экономич. связи с США и др. капиталистическими странами. Создание ДВР диктовалось гл. обр. международной политической обстановкой. Внутр. положение края не требовало образования «буферного» гос-ва объективно пролетариат и трудящиеся Д. Востока к 1920 были подготовлены к установлению Сов. власти. На терр. Дальневост. края в нач. 1920 действовало несколько пр-в в Зап. Забайкалье - Временное верхнеудинское земельное правительство во главе с коммунистами; в Амурской обл., где не было интервентов,- больевистский Временный исполком Совета рабочих, крест., солдатских и казачьих деп. (Благовещенск), в Приморье (Владивосток) - Временное пр-во - Приморская обл. зем. управа. Власть последнего распространялась на Сахалинскую, Камчатскую, часть Амурской обл., терр. КВЖД. Существование неск. пр-в приводило к разногласиям среди коммунистов края в вопросе об организации «буферного» государства. В. И. Ленин подверг критике противников «буфера» (см. ПСС, т. 51, с. 334). Для создания ДВР и парт.-почитич. руководства ею в марте 1920 образовано Дальбюро РКП(б) [с авг. Дальневосточное бюро ЦК РКП(б). На верховную власть в крае претендовали два пр-ва Верхнеудинское и Приморская обл. зем. управа (с апр. 1920 в него вошли большевики П. М. Никифоров и И. Г. Кушнарев). Часть чл. Дальбюро, находившаяся во Владивостоке, некоторое время ошибочно поддерживала Временное пр во Приморья. Вопрос об организации республики решил Учредительный съезд трудящихся и партизан Забайкалья (28 марта - 8 апр. 1920, Бичура, затем Верхнеудинск). Коммунисты, руководившие съездом, суме ли убедить большинство делегатов в целесообразности создания ДВР. 6 апр. съезд принял декларацию, провозгласившую образование ДВР; избрал Временное пр-во во главе с коммунистом А. М Крас-нощековым. Были организованы мин ва, на местах предполагалось создавать органы власти с участием меньшевиков и эсеров при руководящей роли коммунистов. 14 мая 1920 пр-во Сов. России официально признало Временное пр-во ДВР. СНК РСФСР оказывал республике финансовую, дипломатическую, хозяйственную и военную помощь. При поддержке РСФСР созд. Народно революционная армия Дальневосточной республики (НРА). Первонач. власть Временного пр-ва ДВР фактически распространялась на терр. Зап. Забайкалья. В авг. 1920 Исполком Амурской обл. согласился подчиниться Временному пр ву ДВР. Зап. и вост. части республики разделяла "Читинская пробка" - р-н, занятый семеновско-каппе-левскими частями (см. Семеновщина), а также япон. войсками. Дальбюро сплачивало трудящихся и демократически настроенные слои населения, создавая фронт патриотич. сил и призывая их к борьбе с белогвардейцами. В мае - июле 1920 на ст. Гонготта (в 120 км от Читы) состоялись переговоры между представителями ДВР и Японией, в результате к рых япон. сторона вынуждена была согласиться на эвакуацию войск из Забайкалья и Хабаровского р-на. В окт., когда япон. войска эвакуировались из Забайкалья, в результате Читинских операций 1920 года ликвидирована семеновщина в Забайкалье, власть Временного правительства ДВР распространилась от Байкала до Амура. Лишь Приморское пр во не признавало власть центра. Коммунисты Приморья развернули организационную и пропагандист скую работу за быстрейшее признание Временного правительства ДВР.

Конференция (28 октября - 10 ноября 1920 года, Чита) представителей Верхнеудинского пр-ва, Амурского, Владивостокского пр-в, а также представителей Вост. Забайкалья, т. н. Читинского нар. собрания, Центр. Забайкалья, Камчатка и бурятского населения законодательно оформила объединение всего края обл. пр-ва самоликвидировались, на местах создавались обл. управления пр-ва респуб лики, было избрано пр-во ДВР. В него вошли коммунисты - Краснощекое (пред.), чл.. К. И. Бреусов, Г. К. Ру мянцев, Н. М. Матвеев, Никифоров и беспарт.- О. Кузнецов и Ф. А. Иванов. Был сформирован Сов. Мин.- исполнительный и распорядительный орган Краснощекое (пред. и мин. иностр. дел); мин. А. А. Зна менский - внутр. дел, Матвеев - воен., Ф. Н. Петров - здравоохранения, Иванов - земледелия, Румянцев - социального обеспечения, В. С. Шатов - транспорта, С. Ф. Завадский - юстиции, В. И. Пичугин - гос. контроля, врид мин. Н. Н. Тугарин - финансов, М. Э. Дельвиг - труда, М. П. Малы шев - нар. просвещения, Бреусов -про довольствия, П. Ф. Федорец -управляющий делами пр-ва ДВР. Конференция приняла решение о созыве Учредит собрания для выработки осн. законов республики. В дек. 1920 пр-во Владивостокской зем. управы сложило свои пол номочия; было избрано Приморское обл управление во главе с коммунистом В. Г. Антоновым. Учредит, собрание ДВР приняло конституцию. ДВР учреждалась как независимое демократич. гос-во, высш. органом власти явля лось Нар. собрание, избираемое на основе всеобщего, прямого, равного из бират. права при тайном голосовании, декретировались демократич. свободы, закреплялась отмена частной собствен ности на землю, леса, воды, крупные пром. предприятия, церковь отделялась от гос-ва. Учредит, собрание избрало ор ган верх, власти - правительство Крас-нощеков (пред.), Матвеев, И. П. Кларк, И. В. Слинкин, М. М. Бородин, Д. С. Шилов (большевики), В. С. Бон даренко (беспарт.) и Сов. Мин., сформированный на коалиц. началах, во главе с большевиками Никифоровым (пред.) и Петровым (зам. пред.). 27 апр. 1921 в составе ДВР из части Забайкальской обл. образована Бурят Монг. АО.

Внешние отношения ДВР осуществлялись по директивам ЦК РКП(б) и Нар-коминдела РСФСР. НРА республики рассматривалась как одна из армий Сов. России. В тяжёлой воен.-политич. обстановке 1921 коммунисты ДВР работали над укреплением её нар. хозяйства: на частнокапиталистических предприятиях вводился гос. контроль [создавались комиссии, куда входили представители рабочих во главе с назначенным гос. контролёром (коммунистом)], устанавливалась средняя зарплата рабочих и служащих и др. В деревнях обострялась клас. борьба: кулачество стремилось к захвату власти в сел. органах. Весной и летом 1921 во время переформирования НРА оно организовало ряд контрреволюционных выступлений. Япон. оккупанты пытались изнутри подорвать республику. 26 мая 1921 совершён контрреволюц. переворот во Владивостоке, в Приморье установлен марионеточный режим (см. Меркуловщина). Почти одновременно на терр. ДВР и Вост. Сибири вторглись белогвард. банды Унгерна. В создавшейся обстановке ЦК РКП(б) провёл ряд мер по укреплению парт.-гос. руководства и обороны ДВР, пр-во ДВР вместо Краснощёкова возглавил Матвеев; командующим и военным министром стал В. К. Блюхер. Войска Кр. Армии и НРА в ходе Монгольской операции 1921 года разгромили банды Унгерна. В условиях обострения воен.-политич. обстановки летом 1921 пр-во ДВР проводило политику заключения концессионных договоров с амер., англ. и др. фирмами и компаниями; подобные же соглашения с промышленниками Японии обусловливались прекращением япон. оккупации. Представители пр-ва ДВР устанавливали первые дипл. контакты с пекинским пр-вом. Пр-во ДВР, опираясь на возросший авторитет РСФСР и используя обострение японо-американских противоречий, в авг. 1921 начало дипл. переговоры с Японией (см. Дайренская конференция 1921-1922 годов). Меньшевики и эсеры пытались использовать трудности на переговорах в Дайрене для нападок на «буферную» политику, проводимую коммунистами Д. Востока. Сессия Нар. собрания ДВР 1-го созыва, открывшаяся во 2-й пол. ноября 1921 года, одобрила внешнюю политику пр-ва ДВР. В 1921 значительное место в деятельности пр-ва республики заняли вопросы, связанные с созывом Вашингтонской конференции 1921-1922 годов.

Потерпев крушение в попытках дипл. путём подчинить ДВР своему влиянию, япон. интервенты бросили против республики в нояб. 1921 из Приморья армию белогвард. ген. Молчанова, к-рая захватила в кон. дек. Хабаровск. Одновременно япон. империалисты, пытаясь дезорганизовать тыл НРА, поддерживали в по-гран. р-нах ДВР с Маньчжурией и Монголией политич. бандитизм. Для борьбы с ним в февр. 1922 спец. решением Даль-бюро созданы части особого назначения (ЧОН), терр. части, выделены нек-рые воинские подразделения Забайкальской ж. д., соединения 5-й А. В янв.- февр. 1922 разгромлены наиболее крупные банды. Для подъёма масс по инициативе Дальбюро с 5 февр. проводилась помощь фронту. Кооп. орг-ции Забайкалья отправили на фронт 750 пуд. мяса, 50 пуд. мыла, 200 пар валенок, 50 пуд. табака и мн. др., крестьяне Амурской обл.- 30 тыс. пуд. пшеницы; горняки, железнодорожники Д. Востока собрали для фронта деньги и разл. ценности на сумму 93 442 руб. золотом. В февр. в результате Волочаевской операции 1922 года освобождён Хабаровск. В марте -апр, партизаны Приморья, руководимые подпольными большевистскими орг циями, развернули боевые действия (см. Партизанское движение на Дальнем Востоке). К осени 1922 партизаны и части ЧОН совм. с терр. частями при поддержке населения разгромили остатки белобандитского движения. Осенью на Чанчуньской конференции 1922 япон. сторона пыталась сорвать переговоры и оттянуть вывод своих войск из Приморья. Рост движения среди общественности Японии за прекращение интервенции на рус. Д. Востоке, усиление партиз. борьбы в Приморье заставили япон. командование начать эвакуацию своих войск. В нач. окт. 1922 войска НРА под команд. И. П. Уборевича перешли в наступление против белогвардейцев. 9 окт. взят Спасск. 25 окт. части НРА вступили во Владивосток (см. Приморская операция 1922). Т. о., политика Коммунистич. партии и Сов. пр-ва, направленная на сочетание дипл. (мирных в отношении Японии) и вооруж. (в отношении белогвардейцев) средств борьбы, позволила прекратить на Д. Востоке интервенцию и ликвидировать белогвардейщину. В окт. 1922 ЦК РКП(б), учитывая требования трудящихся Д. Востока, признал целесообразным упразднение «буфера».

14 ноября 1922 года Народное собрание ДВР постановило объявить на русском Дальнем Востоке Советскую власть и просить ВЦИК распространить на всю территорию края действие советской Конституции. 15 ноября 1922 года ВЦИК принял декрет, по которому территория упразднённой ДВР (за исключением Северного Сахалина, откуда японские войска эвакуировались в мае 1925 года) вошла как составная часть в РСФСР. В мае 1923 года Бурят-Монгольская АО ДВР объединена с Монголо-Бурятятской АО (создана 9 января 1922 года в РСФСР) в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР.

Использованы материалы кн.: Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. М. 1983. (Этим и объясняется обилие дубиноголовых терминов агитпропа; все их исправить так и не удалось. - Ред.).

Литература:

Ленин В. И. Речь на пленуме Московского Совета 20 ноября 1922 г.-Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 45;

Справочный том к Полному собранию сочинений В. И. Ленина. Ч. 1. М., 1972, с. 123;

Директивы командования фронтов Красной Армии (1917- 1922 гг.). Сборник документов. Т. 3. М., 1974;

История гражданской войны в СССР. 1917-1922. Т. 5. М., 1960;

Шерешевский Б. М. В битвах за Дальний Восток (1920-1922 гг.). Новосибирск, 1974;

Eгунов II. П. Очерки истории Дальневосточной республики. Улан-Удэ, 1972;

Героические годы борьбы и побед. Дальний Восток в огне гражд. войны. М., 1968;

Никифоров П. М. Записки премьера ДВР. Победа ленинской политики в борьбе с интервенцией на Дальнем Востоке (1917-1922 гг.). Изд. 2-е. М., 1974;

Гражданская война на Дальнем Востоке (1918-1922). Воспоминания ветеранов. М., 1973.

Здесь читайте:

Хроника распада России в 1917 году (хронологическая таблица).

Распад России в 1917 году (составные части).

Даиренская конференция 1921-1922 годов, переговоры представителей Дальневосточной Республики (ДВР) и Японии о взаимоотношениях обеих сторон.

Что еще почитать