Что означает слово волюнтаризм. Философия волюнтаризма

Знаменитый немецкий философ девятнадцатого столетия - Артур Шопенгауэр считал, что воля - основополагающая субстанция и в мире она вездесущая. Воля проявляет себя в любом аспекте жизни: крона дерева тянется к свету, трава пробивается сквозь асфальт, человек стремится к самопознанию и самореализации. Понятие волюнтаризм, чаще звучит с негативным оттенком из-за слепого поклонения в свое время правящим личностям, начиная с истории древнего мира (египетские фараоны, вавилонские цари и жрецы) и заканчивая новейшей историей (А. Гитлер, Б. Муссолини, Н. С. Хрущев, Л. И. Брежнев).

Что означает волюнтаризм?

Слово волюнтаризм происходит от латинского Voluntas - свобода, воля. Впервые термин в обиход ввел социолог Ф.Теннис в конце XIX века. Что значит волюнтаризм - действия во всех сферах бытия, в том числе в политике, общественной жизни – основанные на субъективном представлении, собственном волеизъявлении и игнорирование человеком объективных реальных условий.

Что такое волюнтаризм - на этот вопрос со своими нюансами отвечают разные отрасли наук. Объединяющим движущим фактором является – воля, в противовес разуму (интеллекту). Игнорирование объективных условий приводит к плачевным результатам для общества и страны в целом. Термин часто используется в политической, философской и психологической сферах.


Волюнтаризм в философии

Волюнтаризм в философии это – идеалистическое направление, отводящее человеческой или божественной воле главную роль в процессе развития общества, природы и бытия в целом. Основоположниками течения были мыслители и философы: Августин, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, И.Скот, Э.Гартман. Следуя аллегории – философский волюнтаризм олицетворяет борьбу личности или природы с обстоятельствами. У А. Шопенгауэра волюнтаризм идет в тесной связи с пессимизмом. Считал бессмысленными мировые процессы Философ, опирающиеся на источник слепой и бессознательной воли.

Волюнтаризм в психологии

Воля, как космическая сила, определяющая все психические процессы человека. В дальнейшем под влиянием этого течения философии - формируется глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, К. Г. Юнга). Сторонник волюнтаризма психолог В. Вундт считал - психическая деятельность индивида есть высшее выражение волевого акта.

Что обозначает волюнтаризм в психологии? Западные психологи XIX – начала XX столетия (Г. Мюнстерберг, У. Джеймс) трактовали волю, как господствующий фактор над психическими функциями. Волюнтаризм как истолковывался эффект особой высшей иррациональной, в основном бессознательной силы или сущности, которая движет поведением человека и обуславливает его поступки.

Волюнтаризм в социологии

Что такое волюнтаризм в социальном аспекте? Социология, как наука изучает множество факторов развития общества и личности. Понятие волюнтаризм – рассматривается в секторе изучения социологией поведения масс и его закономерностях. Исследование мотивов и намерения индивидов, которые носят добровольный характер и индивидуальный нравственный выбор. Реализация желаемого при этом, не опирается на объективные обстоятельства и не учитываются возможные последствия.


Волюнтаризм. Что это означает? В переводе с латинского слово волюнтаризм (voluntas) - это форма субъекта, которая опирается на желания и стремления и игнорирует объективные понятия политической жизни. Волюнтаристы считают политику процессом принятия спонтанных решений, которые не базируются на программе деятельности.

Волюнтаризм - понятие характерно для политических деятелей с линейным движением мысли и действий, которые имеют тенденцию приукрашивать должное, но по большей степени недостижимое. Именно по этой причине волюнтаризм как течение в политике наносит существенный ущерб политической интеграции и консолидации и в целом является деструктивной силой.

Что означает слово "волюнтаризм" в политике?

Политический волюнтаризм берет начало от внешних детерминантов общественного развития. Но в основном в отчужденности народа, социальных групп и слоев от деятельности политиков и власти находятся корни такого течения, как волюнтаризм. Что это, как не крайнее выражение этического релятивизма, основанное на нравственной Термин "волюнтаризм" был впервые упомянут немецким социологом Теннисом в XIX веке. Но волюнтаристские идеи в этике выдвигались и ранее. По мере того, как увеличивались противоречия между человеком и обществом, понимание волюнтаризма стало более распространено.

Слово "волюнтаризм" в психологии и философии

Это течение в философии и психологии противопоставляет волевое начало разуму и объективным законам общества и природы. По сути, волюнтаризм утверждает независимость человеческой воли от действительности, идеализирует роль личности в истории и то, как она влияет на окружающий мир. Идею течения можно проследить от времен средневековья. Но понятие "волюнтаризм" в психологии появилось лишь в конце XIX века благодаря Вундту В. - немецкому психологу, врачу и физиологу.

Различают следующие виды волюнтаризма в психологии:

  • ограничивающийся признанием того, что воля составляет качественно своеобразное явление среди прочих психологических процессов;
  • утверждающий, что на воле основаны все прочие психологические процессы и явления, волюнтаризм, - что это именно воля представляет собой первичную способность, зависящую исключительно от субъекта и не имеющую объективных оснований.

Сторонники волюнтаризма

Согласно немецкому философу и психологу Вундту, психическая причинность выражается в волевом акте, в частности, в апперцепции. Философ и психолог Джеймс утверждал, что за поступки человека отвечает ничем не обусловленное волевое решение. Немецкий психолог Мюнстерберг Г. считал, что воля преобладает над остальными психологическими процессами. Его идеи поддерживали и другие западные психологи того времени. Они не переставали проповедовать то, что человеку присуща способность самостоятельно выбирать цель и способы для ее достижения. В этом случае волюнтаризм выступает как эффект действия, который стоит за актами особой духовной сущности.

Современные толкования некоторых философских и психологических терминов пестрят противоречиями. Нет полного единодушия и в ответах на вопрос «Что такое волюнтаризм?» в политике, экономике, психологии.

Чаще всего так называют произвольные решения руководства, пренебрегающего объективными законами общественной жизни.

Если говорят о политике, государственном деятеле в негативном ключе, то не забывают ему приписать волюнтаризм, могут добавить «и авантюризм». Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы.

Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

В хитросплетениях мысли отцов-основателей учения Ф. Тенниса, А. Шопенгауэра подчас нелегко разобраться. Волюнтаризм - что это? Рамки направления ограничиваются философией и психологией, может, они намного шире?

Это слово используется во многих сферах жизни, даже в кинематографе. Интересно, что контекст подчас бывает диаметрально противоположным.

Что такое волюнтаризм

Происхождение слова «волюнтаризм» связано с voluntas - «воля» и vello - «желать, хотеть» (лат). Понятие ввел в научный обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году.

В родном языке родоначальника германской профессиональной социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».


Термин «волюнтаризм» относится:

  • к идеалистическому направлению в философии , признающему первоосновой всего сущего волю;
  • в психологии - к утверждению первичности воли по отношению ко всем все другим психическим явлениям и процессам;
  • в теории и практике социально-политической деятельности - к стремлению реализовать желанные цели без учета причинной обусловленности всех общественных процессов и возможных последствий;
  • в экономике - к пренебрежению реально существующими законами развития природы и общества, научно обоснованными рекомендациями экспертов (строительство станций, способных вызвать климатические аномалии, изменение русел рек и переброска вод с севера на юг).

В политике понятие проявляется в навязывании обществу своих представлений о социальном развитии без учета объективных условий деятельности. Как правило, такие устремления проповедуют сторонники экстремизма и анархизма.

Волюнтаристы не видят рационального начала, трактуют деятельность как произвольный процесс, основанный на волевых желаниях.

Игнорирование объективных тенденций общественного развития (природных, социальных, духовных, экономических, политических и других) приводит к неожиданным и нежелательным последствиям.

Учет всех факторов также не гарантирует положительный результат, если отсутствует воля к его достижению. Например, порочная практика управления «сверху» приводит к однолинейному «начальственному» мышлению бюрократической верхушки.

Если отсутствует традиция привлечения народа к политической деятельности, к управлению делами государства, то корни явления следует искать в истории, экономике и социальном развитии.

Истоки философского направления

Один из отцов христианской церкви - Блаженный Августин (Аврелий) утверждал, что все предопределено Богом и не зависит от поступков людей. Считается, что этот теолог и философ еще в IV–V веке первым раскрыл сущность волюнтаризма.

Для Августина человеческая воля ничего не значила, он считал ее слепым орудием в руках Господа. Одни люди предназначены к спасению, других ожидают адские муки.

Общественные проблемы развития Августин изложил в рукописи «О граде божьем», разработав христианскую философию мировой истории. Согласно его доктрине, человек не способен без Бога ни на один поступок, кроме греховных.

Фактически, это означало божественное предопределение, фатализм, изначальную греховность всего, что связано с человеческим родом. В исламе идеи, подобные тем, что высказывал Августин, нашли яркое выражение.

Главная в фатализме - подчиненность воли человека некоторой высшей силе. Противоположный смысл заложен в учении о свободе воли, что означает самостоятельность в действиях, не зависящих от чужой воли.

Два учения кажутся взаимно исключающими друг друга, но они одинаково пренебрегают объективными закономерностями всего происходящего в мире.

Философия Шопенгауэра

Волюнтаризм в философии оформился к XIX веку, представлял собой идеалистическое течение, отдающее приоритет в развитии природы и общества божественной, либо человеческой воле.

Наиболее яркие представители этого направления - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон. Немецкий философ Артур Шопенгауэр вел педагогическую деятельность в Берлине, преподавал во Франкфурте-на-Майне. Главным его произведением считается книга «Мир как воля и представление» (1819).

Шопенгауэр высказал необычное для европейского философа понятие о первенстве воли над разумом. С именем немецкого мыслителя связаны слова о том, что «воля - это вещь в себе».

Он писал, что нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. По Шопенгауэру, все существующее - не что иное, как представление, созерцание того, кто созерцает.

Познание - венец сущности всякого явления природы. Так, гений, обладая необычной силой фантазии, благодаря чистому созерцанию может познать вечную идею.

Она находит выражение в поэзии, творениях художников. Музыку Шопенгауэр называл главным из искусств, отражением мировой воли. Она является высшим проявлением духовности, мистически постигающим истину, затем уже приходит черед других видов творчества.

Артур Шопенгауэр понимал все, что существует вокруг, как волю к жизни. Но жизнь проходит в худшем из миров, человека преследуют страдания до тех пор, пока не будет умерщвлена плоть.

Но зло можно искоренить и в процессе эстетического созерцания, когда субъект:

  • теряет свою индивидуальность,
  • забывает о своих желаниях;
  • растворяется в объекте;
  • освобождается от воли.

Идеи, проходившие красной нитью в трудах Шопенгауэра, оказались близки Фридриху Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, он создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме.

Центральное место в творчестве Ницше занимала проблема «воли к жизни», которая у человека принимает форму «воли к власти». Ее проявления повсюду: самоутверждение в науке, культуре, искусстве, религии.

В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних, оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Адольфа Гитлера. В Германии фашизм взял на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе». Нацисты именно этим постулатом оправдывали свою агрессию против других народов.

По Ницше, сила или слабость рас выражалась не в национальных различиях, а в моральных ценностях.

Субъективизм в СССР. Хрущев

В СССР после 1964 года стиль руководства бывшего первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров Н. С. Хрущева официально именовали «волюнтаризмом».

Подразумевалось, что Никита Сергеевич произвольно решал экономические вопросы, не учитывал объективный характер условий, пренебрегал научно обоснованными рекомендациями. Партийный руководитель переоценил свои силы, его преобразования носили случайный и субъективный характер.

Проявление в политике Хрущева волюнтаризма связано с решением хозяйственных задач политико-административными методами. Практически все его попытки увязли в интригах партийного и государственного аппарата.

Курс Н. С. Хрущева на проведение экономических преобразований и реорганизацию административной системы потерпел неудачу.

Воля - наивысший принцип бытия. Уверовав в это утверждение, человек осознает приоритет своих устремлений к достижению цели, ему недосуг раздумывать о возможных препятствиях и последствиях.

Идейно-психологическая сторона решения вопроса волюнтаристу кажется наиглавнейшей, на задний план уходит предметно-содержательная составляющая деятельности. В этом случае подлинные условия, объективные закономерности общественной жизни приходят в противоречие со словами и обещаниями.

Одно из современных толкований волюнтаризма на Западе, окрашенное в позитивные тона, подразумевает свободу мнений, выбора и действий.

Но чаще этот термин применяют по отношению к социально-политической практике, при которой не учитываются объективные законы исторического процесса, а во главу угла ставятся произвольные решения.

Активность субъекта в различных областях деятельности возводится в ранг абсолюта. Пренебрежение к объективным законам приводит к тому, что политические и иные решения принимаются без их учета.

Видео: Философия А. Шопенгауэра

) - течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья - от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIXв. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля - слепое, иррациональное начало.

  1. Идеалистическая философская концепция, рассматривающая волю как основу «душевной жизни» и поведения человека, высший принцип бытия. При этом речь идет о воле не как о сознательном проявлении целенаправленной психической деятельности человека, а как о божественно предопределенном явлении. В законченном виде философский В. сформулирован в работах А. Шопенгауэра.
  2. Деятельность человека, игнорирующая реальные обстоятельства и объективные законы природы, вытекающая из произвольных решений осуществляющих ее лиц.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

ВОЛЮНТАРИЗМ

ВОЛЮНТАРИЗМ

Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др. духовных процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellec-tu - воля выше мышления) . Предпосылкой новейшего В. явилось учение Канта о примате практич. разума: хотя свободной воли нельзя, по Канту, теоретически ни доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли, ибо иначе нравств. потерял бы всякий . Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» - абс. творч. бытия, источник духовного самопорождения мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем. классич. философии Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В этому Шопенгауэр, в философии которого В. впервые оформляется как самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую « » Шопенгауэр истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра, как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих её лиц.

Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; К n a u e г В., Der Voluntarismus, В., 1907 ; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus in der modernen Philosophie, Dusseldorf, 1918.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas воля)

одно из направлений метафизики и психологии, которое в психологическом отношении рассматривает в качестве осн. функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве основного принципа, или в-себе-бытия, не интеллект (см. Интеллектуализм), а волю. Термин «волюнтаризм» идет от Тенниса (1883). Классическим представителем философии волюнтаризма является Шопенгауэр, для которого воля – осн. принцип всей действительности; волюнтаризма уже имелись в философии стоиков, Иоанна Дунса Скота («Voluntas est superior intellectu» – «Воля стоит над мышлением») и др. Кант учил о примате практического разума; Фихте рассматривал волю как творческий принцип мира; согласно Э. Гартману, воля находится во всем и всюду действует бессознательно, атомы являются единицами воли; Ницше видел во всем живущем волю к власти.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ВОЛЮНТАРИЗМ

(от лат. voluntas – воля) – идеалистич. течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало объективным законам природы и общества и утверждающее человеч. воли от окружающей действительности. При всех разновидностях В., все его сторонники враждебны материализму и детерминизму, ибо абсолютизируют психич. человека, отрицают причинную обусловленность явлений и науч. познания действительности. Подавляющая часть волюнтаристов стоит на субъективно-идеалистич. позиции, понимая под "волей" человеч. волю, а следовательно, примат субъекта над объективным миром. Объективирование воли, проводимое в религ. системах, в к-рых наделяется волей, повелевающей людьми и событиями, приводит к объективному идеализму.

В. как филос. направление возник в 19 в., хотя в конце 18 в. о самостоятельности воли писал Кант, к-рый заявлял, что существование свободной воли нельзя теоретически ни доказать, ни опровергнуть, доказывается практич. разумом; без свободы воли, утверждал Кант, нравств. закон потерял бы всякий смысл. В духе последовательного субъективного идеализма выступал Фихте, к-рый отождествлял волю с разумом и провозгласил человеческое "я" творцом действительности. Как В. оформляется в философии нем. идеалиста Шопенгауэра. В произведении "Мир как воля и " (Bd 1–2, 1819–44, рус. пер. 1900–01) Шопенгауэр утверждал, что в мире господствует слепая, неразумная, бесцельно действующая мировая воля. Познание воли средствами науки невозможно, она не поддается ни рациональному, ни эмпирич. постижению. У Шопенгауэра В. связан с пессимизмом, так же как и у другого крупного сторонника В. – Э. Гартмана. Ницше пошел еще дальше, объявив движущей силой истории "волю к власти", провозгласив " силы" и выступив против идеалов социальной справедливости, против социализма и демократии. Волюнтаризм Шопенгауэра и Ницше явился одним из идейных источников фашизма. В. является характерной чертой идеологии фашизма. В России характерным проявлением В. был развиваемый народниками метод в социологии (Лавров , Михайловский и др.), к-рый отрицал объективные законы истории и утверждал, что общества зависит от воли отдельных "героев", ведущих за собой "толпу".

В конце 19 – нач. 20 вв. В. проник и в психологию. Вундт, в частности, заявлял: "...нам прямо-таки неизвестна никакая иная , кроме деятельности нашей воли" ("Система философии", СПБ, 1902, с. 253). В области психологии к В. примыкали Тённис и Паульсен (введшие в литературу термин "В."), Гёффдинг, Липпс, Фрейд; из русских бурж. психологов – Н. Лосский ("Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", 1903). Не свободны от В. неокантианцы Виндельбанд, Риккерт и др. В. получил распространение и в прагматизме. Критика волюнтаристич. идей содержалась в работах материалистов: Гоббса, Спинозы, Гольбаха, Ламеттри, Герцена, Чернышевского и др.

Исчерпывающую критику В. дает марксизм-ленинизм, доказавший, что " природы есть первичное, а воля и человека – вторичное. Последние должны, неизбежно и необходимо должны, приспособляться к первой" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 176). Свобода воли означает не что , как способность принимать со знанием дела (см. также ст. Воля).

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 106–08; Ленин В. И., Что такое "друзья народа"..., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142; его же, Материализм и , там же, т. 14, гл. 3, § 6; Кант И., Критика практического разума, пер. с нем., 2 изд., СПБ, 1908; Фихте И., Избр. соч., т. 1. , 1916; его же, Назначение человека, пер. с нем., СПБ, 1913; Ницше Ф., Воля к власти, Полн. собр. соч., т. 9, пер. [с нем.], М., 1910; Виндельбанд В., О свободе воли, пер. с нем., М., 1905; Вундт В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1902.

М. Баскин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "ВОЛЮНТАРИЗМ" в других словарях:

    волюнтаризм - (от лат. voluntas воля) течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Идея … Большая психологическая энциклопедия

    Волюнтаризм - (лат. voluntas ерік) – ерікті болмыстың жоғары принципі деп мойындайтын, ерікті бастаманы табиғат пен қоғамның объективтік заңы деп ойлайтын (есептейтін) және адами мақсаттылықты, ерік білдіру мен іс әрекетті абсолюттендіретін философияның бір… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от лат. voluntas – воля) – форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого,… … Политология. Словарь.

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского voluntas воля), 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у А.… … Современная энциклопедия

    - (от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883) ...1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. voluntas воля) направление в философии и психологии. Характеризуется положением в основу миропонимания процессов воли, которые могут противопоставляться разуму и объективным законам природы и общества. Волюнтаризм в психологии… … Психологический словарь

Что еще почитать