Нравственный выбор моего ровесника в произведениях искандера. Конспект урока по русской литературе "Распутин

Урок «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе
В. Распутина «Уроки французского»

Учитель русского языка и литературы Липнина Е.М.
ГБОУ СОШ №348 Невского района СПб

Заключительный урок по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Следующий урок – подготовка к сочинению.

Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные проблемы, поднимаемые автором, а именно ответственности человека за свой выбор
Развивать навык анализа художественной прозы.
Способствовать воспитанию нравственных качеств, формированию художественного восприятия мира.

Оборудование:

Презентация
отрывок из фильма «Уроки французского»
рисунки учащихся
таблички с литературными терминами, названиями произведений, в которых герои стоят перед выбором
посылка с макаронами и гематогеном

Предварительные задания:

Раскрыть понятия: автобиография, антитеза, композиция, нравственность, нравственный выбор, дискуссия, пейзаж, художественная деталь.

Работа по группам над темами

 «Нравственный выбор в литературе и жизни»
 Герой – близкие
 Герой – учитель
 Герой – сверстники (инсценируют мимику, жесты взгляд компании Вадика)
 Внимательные читатели (готовят вопросы по тексту; иллюстрации, и к ним вопросы)
Задание проверяется в течение 2-х недель. Нужно создать «поле» для изучения темы. Выступают учащиеся с сообщениями, в которые включают лишь необходимую для урока информацию.

Тип урока – проектное обучение

Работа над проектом:
определение проблемы, вытекающих задач
гипотеза, обсуждение методов исследования
оформление конечных результатов
анализ полученных данных, подведение итогов
корректировка, выводы
использование метода отчетов, просмотров

Ход урока:
До урока 2-3 человека проверяют знание текста у желающих
Разминка (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Узнай героя по описанию

Группа №4

«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)

«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)

«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» (герой)

Иллюстраторы. Рисунок, к нему – 3 вопроса
Задание:
Монетки «Чем продавщицы на базаре, где герой покупал молоко, были недовольны? Что они предполагали, глядя на гнутые монетки? //Монетки были гнутые. Продавщицы думали, что мальчик стоит на паперти – попрошайнисает//
Молоко «Почему герой покупал молоко?» // Ему нужно было пить молоко – у него было малокровие//
Сапоги «Как вы помните, герой ходил в школу в самодельных башмаках – ни у кого в классе не было такой чудной обувки. Когда появились сапоги? Откуда мама героя взяла деньги на столь дорогую покупку?» //через год мама купила ему сапоги, продав самую дорогую ценность – швейную машинку//
Топор «Расскажите, когда в тексте появляется топор?» //мальчик открывает им посылку, которую прислала Л.М.//
Пластинка «Где мы встречаем эту пластинку?» //у Л.М., она ставит герою французские песни»//

Ещё до урока начинает звучать музыка. Урок начинается под музыку (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ)
1 мин

Виктор Берковский
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Слово учителя (МОТИВАЦИЯ) 2 мин

Вы услышали слова песни «каждый выбирает…». Это эпиграф к нашему уроку.
Мы собрались здесь для беседы. Напоминаю вам, что главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад собирал великий мыслитель Сократ своих учеников, чтобы вместе обсудить различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому, что эти Мысли с большой буквы – честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.

Перед вами правила сократовской беседы (не зачитывать, на слайде):

Не могу молчать.
Уважай ближнего своего.
Платон мне друг, но истина дороже.
Заговори, чтоб я тебя увидел.

Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.

Что же такое нравственный выбор? Посмотрите на слайд.
Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор - совесть, свобода выбора, ответственность за поступки//запись в тетрадь

Группа №5 3 мин

Литературоведы (выступают два человека от команды)
Нравственный выбор в произведениях Виктора Петровича Астафьева,
Юрия Яковлева, Николая Семёновича Лескова

1 Человек часто оказывается перед выбором. Нашёл деньги, смотришь – никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь – первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор.
Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

2 В литературных произведениях мы также часто видим, кто герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами. Герой рассказа «Рыцарь Вася» стоит перед выбором – спасать малыша-первоклашку, рискуя жизнью или, как его одноклассник Димка, подождать помощи.

1 На мой взгляд, Вася не выбирает. Выбор у него один. Он даже не раздумывает – просто идёт на помощь слабому, как истинный рыцарь.

2 Герой рассказа «Человек на часах» - Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.

Тема урока (на слайде) запись в тетради
Работаем мы сегодня по плану (план проецируется, но не зачитывается)

Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? //узнать, что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?//

Существует мнение, что нравственный выбор – самый выгодный. Мнение спорное. На слайде вы видите определение этого слова. Мы сегодня либо докажем, либо опровергнем эту мысль.

ВЫГОДА
выгоды, ж. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный).

Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором.
Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.

Группа №1

На новом месте 4 мин

Задание - Подумайте, какая информация очень важна в этом тексте?

1) Почему его решили отправить в город?

Герой жил в деревне. Отец его, видимо, погиб на фронте. Учился он хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше добавляя от себя. Но особенно в него верили, когда дело касалось облигаций. Считалось, что у него счастливый глаз. Его выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала сына в город, хотя до того никто из деревни в районе не учился.

2) Голод в городе. Чем голод в деревне отличался от голода в городе? Как пейзажные зарисовки помогают понять состояние героя?

Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. В деревне, особенно осенью, всегда можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. В городе для героя все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Он как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков. Больше не ходил – бесполезное занятие. В словосочетании «небольшая речушка» видно отношение героя, привыкшего к простору, лугам, Ангаре, к городу. Речушка похожа то ли на ручеёк, то ли на лужу. Повторение слова «чужие» помогает понять состояние героя – он словно в тюрьме. Нет ощущения простора, свободы

Работа с текстом. Что для героя было самым страшным? Читаем. 3 мин.

Задание:
Найдите выразительные средства. Как они помогают понять состояние мальчика?

Самое страшное начиналось, когда герой приходил из школы. В школе он невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там его тормошили ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. Но как только он оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Ведь никогда раньше он даже на день не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так ему было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой.
И он мог бы уехать…

Выбор 1 – фильм «Мальчик бежит за уезжающей мамой» 5 мин

Перед мальчиком выбор – поехать домой или остаться в городе.

В самом начале эпизода мальчик груб с мамой: не обнимет её, сидит и хмурится. В чём причина?// При ней я крепился, не жаловался и не плакал.//

Почему мама, как только садится в машину, сразу отворачивается, не смотрит на сына, а смотрит вперёд? //ей очень тяжело, возможно, она тоже плачет//

Что она испытывает?

Почему герой всё же не уезжает в деревню?
//Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться. //
Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника.
Герой выбирает и - остаётся в городе.

Как он учится? (текст)
//Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки. С французским у меня не ладилось из-за произношения.//

Найдите фразеологизм. Как он помогает понять характер героя? Какой он человек? Ученик?

Герой и сверстники 3 мин

Есть ли у него друзья? Скажите, почему у героя нет друзей? (текст)

//От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное - от дикой тоски по дому, не оставлявшей никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один - потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много//.
Какой эпитет помогает понять, насколько сильно герой скучал по дому?
У героя нет друзей, но появились знакомые. Вадик и его компания играли на деньги.

Выбор 2
Из-за чего герой решился играть на деньги? (текст)
//Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.» //
Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь.

Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? //Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать//.

Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? //Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми//

Физкультминутка 2 мин.

Сейчас мы проведём эксперимент. Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело.
Какой же Вадик? Представьте, как стоит Вадик. Каковы его движения? Выражение лица? Как отбрасывает волосы со лба?
//Правда, и играл он хорошо. Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся - шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.. «зло прищурившись».//

Попробуем повторить (чёлка, руки в карманах, походка, взгляд)? Ребята готовились. Сейчас они покажут свои заготовки. Попробуйте повторить. Что чувствуете? //презрение к окружающим, смотрю свысока, злость, неискренность//.
Давайте примем позу открытого, уверенного в себе человека, доброжелательно настроенного к окружающим. Плечи расправлены, спина выпрямлена, открытая улыбка, взгляд – внимательный и доброжелательный. Присаживайтесь

Наверно, так же доброжелательно и уважительно смотрела на свой класс Л.М.

Герой и Учитель 4 мин

1) История Лидии Михайловны. Откуда она приехала? Какая она была в детстве (по её же собственным словам)
2) Какою её видят дети? Чем она отличается от других учителей?
3) Мальчик глазами Лидии Михайловны
4) Как себя чувствует Л.М. в городе?

Л.М. узнала, что её ученик играет на деньги. (зачитываем)

Чему она так удивляется? (молоко?!)
ТЕКСТ
- Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
- И больше не играешь?
- Нет.
- А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
- Покупаю молоко.
- Молоко?

Почему Л.М. не повела его к директору?
//Лидия Михайловна видит, что перед ней мальчик, которому нужна помощь – живёт далеко от дома, у чужих людей, недоедает. //

Как она пытается ему помочь?

Посылка /ставим на стол посылку, открываем/ 6 мин

Почему герой не принял посылку? (читаем по цепочке по 1 предложению)
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул одну трубочку, глянул, дунул в нее, и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я так просто не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.
И вдруг я поперхнулся. Макароны… Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. Это что же тогда получается? Торопливо, в отчаянии и надежде, я разгреб макароны и нашел на дне ящичка несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил: посылку отправляла не мать. Кто же в таком случае, кто? Я еще раз взглянул на крышку: мой класс, моя фамилия - мне. Интересно, очень интересно.

Найдите выразительные средства (эпитеты, метафору), которые помогают понять, что чувствует герой?

Почему мальчик всё же не взял посылку. Поднимите руку те, кто считает, что посылку нужно было взять? Кто считает, что герой поступил верно? Аргументируйте.

Л.М. решила играть с учеником на деньги? Текст 3 мин
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету.
- Что вы делаете? - возмутился я.
- Я? А что я делаю?
- Зачем вы ее подвинули?
- Да нет же, она тут и лежала, - самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.

Почему мальчик так реагирует? //Ему неприятно, когда обманывают, играют, поступают нечестно//

Чем заканчивается рассказ?

Итоговые вопросы 6 мин

Мог ли герой поступить иначе?

Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?

Что и кто влияет на нравственный выбор героя?

Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику?
//Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце//
Итак герой не раз выбирает. Он слышат свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.
Вернёмся к плану. Все ли пункты выполнены? Достигнута ли цель?

Согласны ли вы с тем, что нравственный выбор – самый выгодный? В чём выгода для этого мальчика? //он становится личностью. Этот мальчишка вырос в замечательного писателя – Валентина Распутина. Совестливого, думающего, понимающего//
Откройте текст и прочитайте вступление. Как вы понимаете эти слова?

//Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него.
Человек, не зависимо от возраста, часто встаёт перед нравственным выбором. Когда он уходит далеко от добра, тогда чувствует свою вину перед людьми, которые видят в нём добро и свет, которые в него верят. //

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом. Этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Э.Б. Межелайтис)
В начале урока мы говорили, что существуют мысли с большой буквы. Такими мыслями с нами поделился В.Г. Распутин.
Скажите, какая мысль пришла вам в голову, Мысль, навеянная сегодняшним уроком.
Чью мысль ты бы хотел услышать?

Разговор, который мы начали сегодня, не заканчивается: он продолжается для каждого из нас. Я желаю, чтобы мы были открыты истине, добру и красоте. И тогда мы сможем сделать единственно правильный для нас нравственный выбор.
Помните, самый выгодный выбор – нравственный.

Домашнее задание 1 мин

Написать письмо от имени учителя или героя
Выбрать, сколько лет прошло – 1 год или 20-40 лет
Здравствуйте, Лидия Михайловна…
(рассказать, как мальчик жил после этой истории)
Здравствуй, …(рассказать, то произошло потом с учительницей)

Оценка за урок 3 мин
складывается из трёх оценок, самооценка по критерию (на слайде, не зачитывается)
Критерии:
Цель достигнута? Задачи выполнены? 2 б.
Материал найден? Интересный, нужный, познавательный? 1 б.
Удалось рассказать свободно, выразительно? Слушали внимательно? 2 б.

Самооценка (записывают оценку на листочках, которые сдают)
- Оценка группы (список с этими оценками уже у учителя, туда выставляются оценки за выступление и самооценка)
- Выступление

Благодарю за мысли:…..за умение слышать собеседника:…за материал:…

Приложение:
http://mm-festival.letitbit.net/download/344f562560a0e0b3d48a835c214b5ad9b/LipninaEkM.zip.html

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.

Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Лицей №32»

Конспект урока литературы в 6 классе

«

в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

Выполнила

учитель русского языка и литературы

.

Цель: Сформировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

2. Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

3. Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

1. Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

2. Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

3. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа героев.

4. Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

1. Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

1. Эпиграф к уроку

2. Таблица

3. Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Нравственный выбор моего ровесника

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.

Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений - ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье - менее значительно.

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное - других людей.

Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).

Нравственный выбор моего ровесника

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.

Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»

Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.

Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»


Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?

Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.

Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?

Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?

Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы

Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.

Но оба героя обманывают взрослых: один - бабушку, другой - учительницу.

Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими , то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный урок - это размышление над нравственными проблемами рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Восприятие и осмысление материала во многом основано на субъективном опыте учащихся. На уроке прослеживается формирование УУД.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств, и прежде всего доброты, чистоты, благородства В. Г. Распутин

Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Почему мальчик оказался в райцентре? «Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр»

Как он чувствует себя на новом месте? «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни»

Почему он не убежал в деревню? «Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел…»

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? «…ни с кем из ребят я тогда не сошелся.»

Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока»

Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Лидия Михайловна

Ум, красота, деликатность, доброта, понимание другого человека, милосердие, искренность, гордость, способность на самопожертвование, склонность к азартным играм, ответственность, упрямство в достижении целей, бескорыстие, душевная щедрость, эгоизм. Гордость, честность, ответственность, мужество, трудолюбие, желание учиться, непреклонность перед трудностями жизни, любовь к игре, упрямство в достижении цели, благородство, беззаботность. Мальчик Лидия Михайловна

Какие уроки нравственности получил автобиографический герой В. Г. Распутина от всех событий и благодаря учительнице?

Мальчик научился жить среди чужих людей, прощать обиды, заставил себя смириться с голодом, заботится о матери. - Герой старается понять поведение Владика, Птахи, Тишкина.(« Никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывался вперед » . « Не жди пощады, не ищи заступничества » . « Остолбенел от предательства »). - Он понял, что унижение оскорбляет человека. (« Горько, навзрыд заплакал » , « не было человека несчастнее меня » . « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся »). - Он учится преодолевать свои слабости. (« Когда что – то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься »). - Можно сказать, что он приобрел опыт общения, « научился держать себя » , « справился с диковатостью » , начал задавать вопросы, вступать в спор. - Он приобрел духовный опыт выхода из драматических ситуаций при ощущении внутренней правоты. - Мальчик получил урок бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которой сохранил на всю жизнь. -Приобрел урок духовной памяти, что позволило ему, став взрослым, посвятить свое произведение учительнице.

1. Сочинение « Нравственный выбор моего ровесника в рассказе В.Г. Распутина « Уроки французского » . 2. Написать заметку в стенгазету « Советую прочитать « Уроки французского » В.Г. Распутина » . 3. Сочинение о понравившемся герое. (По рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Тему сочинения сформулируйте сами. Домашнее задание

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой - обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок.

А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость - набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник - коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор.

Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна - ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше - на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки - слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Материал с сайта

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал - и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему - она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок - ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор.

И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости......

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Что еще почитать