Церковный «Эрмитаж»: музей, в котором обязательно стоит побывать. К вопросу создания «церковного музея

(Материалы конференции 1991 года “Церковь, музей, культура”. Публикуется с незначительными сокращениями).

В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных систем охраны национального культурного наследия… В этом отношении целесообразно обратиться к опыту “церковных музеев”.

Исторический опыт России дает возможность утверждать, что стержнем культуры и всего жизненного уклада на протяжении тысячелетия были православные духовные традиции; все развитие общества и в целом жизнь Русской земли определялись этими традициями. Вполне закономерно, что РПЦ была духовным центром, а также центром культуры и просвещения народа. Особую роль РПЦ сыграла в организации музеев. Это положение до сего времени не получило должного внимания и оценки. С разрушением храмов разрушалась не только православная традиция, разрушались духовные, нравственно-этические основы человека, разрушалась культура России, в том числе и великое множество церковных музеев.

До 1917 года в стране существовало несколько типов церковного музея. Распространенным типом церковного музея являлась монастырская ризница. В соборах столичных, губернских и уездных городов также существовали ризницы. Ризницы хранили драгоценные предметы из золота, серебра, драгоценных камней, книги, иконы, одежды и т.п. Размещались ризницы, как правило, или в отдельных помещениях, а чаще – в одном из приделов храма. Вещи находились в шкафах, на стеллажах. В ризницах был тщательно организован учет вещей, о чем свидетельствуют многие памятники, ныне хранящиеся в государственных музеях страны, а также архивные документы, исторические описания монастырей и отдельных храмов. <…>

К церковному музею относились “епархиальные палаты древностей”, “древлехранилища”, которые, как правило, существовали в губернских и столичных городах. Именно древлехранилища явились основой создания многих губернских историко-археологических музеев.

Особую роль в создании церковных музеев, историко-археологических музеев сыграли священники. Священнослужители были, как правило, первыми историками земли Российской. Например, священник Федор Прусовецкий в начале XIX века составил первое рукописное описание города Осташкова, включившее важнейшие письменные древние документы, наблюдения и сведения. Священники стали организаторами первых уездных музеев. Так, в Осташкове первый музей был открыт в конце ХVIII – начале XIX века при четырехклассном городском училище; в конце прошлого (т.е. XIX. – Ред.) столетия настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Петрович Успенский на основе церковного музея создал городской краеведческий музей.

Важно оценить роль священнослужителей в сохранении многих памятников архитектуры Древней Руси. В ЦГИА СССР (Ф. 799. Оп. 26. Ед.хр. 163. Л. 3) хранится обращение в Императорскую археологическую комиссию с просьбой сохранить и не сносить из-за ветхости уникальный памятник древнерусского зодчества – ярусную церковь конца XVII века во имя Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, в 18 верстах от истока великой русской реки Волги. “Прошение” подписали священник Илия Илонкский, диакон Михаил Голубев, уполномоченные прихода в числе 22 человек и церковный староста Гавриил Коровкин. В настоящее время этот храм – памятник союзного значения и вошел в историю русской архитектуры как уникальный тип местного ярусного деревянного храма.

Современные исследователи постоянно обращаются к отчетам и описаниям храмов и монастырей, находящимся в настоящее время в различных архивах страны. Примечательная деталь: в архивах сохранились описания храмов, росписей, икон и церковного имущества, составленные священнослужителями. В описаниях дана точная характеристика памятников.

В дореволюционной России существовал учет, описание, исследование памятников церковного искусства: храмов, настенных росписей, икон, книг, утвари. Особую роль играл ряд организаций: Императорская археологическая комиссия, Общество любителей истории, археологии и естествознания, Русское археологическое общество, Общество истории и древностей при Московском университете и т. п. Особую роль в русской культуре имели научные экспедиции Императорской Академии художеств, которые с 1870-х годов были традиционными.

Обращение к историко-культурным традициям Отечества дает богатый материал к размышлению, а также ответы на многие современные проблемы. РПЦ возвращаются храмы, встает вопрос о воссоздании церковных музеев, центров хранения и изучения памятников церковного искусства. В целях воспитания и просвещения церковные музеи должны сыграть особую роль: возрождение народа невозможно без освоения историко-культурного наследия РПЦ.

Вероятно, церковные музеи могут быть нескольких типов. Во-первых, музеи вновь открываемых монастырей. Статус подобного музея можно определить как “Художественно-архитектурный, исторический и природный музей-заповедник монастыря”. Он может размещаться как в одном из гражданских зданий на территории монастыря, так и вне ее. “Природный” – потому что должны сохраняться исторически сложившийся ландшафт, историческая среда окружения. Если монастырь сельский, то важно отразить историю и восстановление монастырского хозяйства.

Комплектовать фонды вновь открываемого музея монастыря возможно за счет памятников, ранее принадлежавших монастырю и находящихся ныне в фондах гос. музеев, действующих храмов, частных собраний и т. п.

Важно восстановление монастырских библиотек. Как один из вариантов – комплектование фондов библиотек факсимильными копиями книг и рукописей монастырских, находящихся ныне в различных гос. библиотеках, архивах, музеях.

На мой взгляд, целесообразно в музее монастыря собрать весь материал по истории советского периода: сведения о судьбах иноков, книги, периодические издания, проектные материалы реставрации монастырского комплекса, изобразительный материал: фотографии, станковая живопись, графика.

Целесообразным представляется создание “Церковного музея приходского храма”, “Церковного музея городского собора”, “Церковного музея епархии”, духовного училища, духовной семинарии, духовной академии. По типу эти музеи могут быть “церковными историко-археологическими кабинетами”. Комплектование фондов этих музеев – из фондов музеев народных, школьных, общественных, музеев государственных, а также путем закупки памятников и т. п. <…>

“Патриаршая ризница” должна стать Центральным музеем православной культуры, иметь статус научно-исследовательского центра. Возможно ее создание на базе Музея им. Андрея Рублева.

Создание музея нового типа “храм-музей” – особенность современного этапа развития общества. Преимущественное распространение этот тип музеев может иметь в исторических городах России, где сохраняется большое количество храмов, а из-за малочисленности населения не все храмы могут быть переданы РПЦ. Во многих храмах в настоящее время находятся краеведческие, художественные и иные музеи. В этом случае возможно оставить в храме музей, но экспозицию организовать только древнерусскую, не допуская антиправославной пропаганды. В храмах-музеях можно проводить отдельные праздничные богослужения.

Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны.

Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ.

Функции учета, контроль за соблюдением условий хранения и т.п. может выполнять Центральный музей православной культуры.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

ПРИ КНЯЗЕ-ВЛАДИМИРСКОМ ХРАМЕ

г. Асбест

История создания православного музея

В феврале 2010 г. был открыт «Музей истории православия в г. Асбесте», переименованный позднее в «Православный церковно-краеведческий музей». Он создавался по благословению настоятеля Князе-Владимирского прихода протоиерея Павла Алабушева силами прихожан.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, в том числе: краеведение, включающее историю открытия Баженовского месторождения асбеста и о его первооткрывателе А. П. Ладыженском, дореволюционная жизнь на асбестовых приисках; история первой православной церкви, построенной до революции; история и современная жизнь православных приходов на территории Асбеста и поселков Рефтинского, Малышева, Белокаменного. В музее имеется много фотографий, исторических документов, предметов церковного обихода, облачение священника, старинных предметов домашнего быта.

За период существования музея в нем побывало много посетителей: это прихожане и священство городских и поселковых храмов, ученики детских православных школ, духовенство из епархий, учащиеся и преподаватели школ города, представители городской власти и управления образования, краеведы, родоведы, горожане, иногородние, а также зарубежные гости из Казахстана, Украины и США. Когда в наш храм прибывают святыни из других храмов и монастырей, сопровождающие их люди непременно посещают музей, знакомятся с экспозицией и оставляют свои отзывы. «Дивный музей сегодня Господь сподобил посетить при Владимирском храме. Признаюсь, что очень понравилось здесь. С такой любовью и тщанием собраны экспонаты, сведения и фотографии людей, что диву подобно…» (монахиня Смарагда, Свято-Введенский Толгский женский монастырь, г. Ярославль).

Работу осуществляет совет музея, состоящий из пяти человек. Все члены совета являются экскурсоводами, за каждым из которых закреплен определенный день недели. Помимо экскурсионной работы проводятся беседы с прихожанами, прослушивание церковных песнопений, просмотр видеофильмов. Так, например, был проведен цикл бесед о Преподобных Оптинских Старцах, частицы мощей которых находятся в мощевике нашего храма. Беседовали с прихожанами священники о.Валерий Малахов, о.Михаил Третьяков, и игумен Алексий. Своими впечатлениями о поездке в Иерусалим и фотографиями поделился прихожанин храма Геннадий. Продолжается сбор новых исторических документов, старинных предметов, воспоминаний. Проводится обмен опытом работы во время конференций, семинаров, проводимых Уральским церковно-историческим обществом (УЦИО) и Уральским историко-родоведческим обществом (УИРО). Сотрудничаем также с городскими и школьными музеями.

Своим опытом организации православного музея и его работы делимся с желающими. Так, в октябре 2011 года к нам приезжали гости из Арамиля во главе с настоятелем храма во имя Святой Живоначальной Троицы протоиереем Андреем Николаевым. После посещения они оставили такой отзыв: «История православия до сих пор остается наименее изученной темой для многих Уральских городов. Для воссоздания полной картины церковной истории требуются усилия краеведов, историков, архивистов, старожилов. Важно то, что осмыслять и анализировать собранный материал должны люди, не только знающие историю православной церкви, но и живые носители православной веры. Именно такие люди создали «Музей истории православия в г. Асбесте». Музей подобной тематики мы видели впервые. Целью нашей поездки в Ваш музей было желание создать подобный «Музей истории православия» у нас на Арамильской земле. Поэтому мы ехали с желанием взять у Вас идеи и попросить совета по различным вопросам устроения подобного музея. Очень понравилось то, что экскурсии по Музею проводят сами прихожане Князе-Владимирского храма, которые каждый день готовы принять всех желающих ознакомиться с его экспозицией».

Иногда к нам обращаются за помощью учащиеся и студенты. Например, после ознакомления с музеем студент Максим Кайгородов оставил такую запись в Книге отзывов: «Я разрабатываю экскурсию по предмету «Паломнический туризм» Тема: «Святые места г.Асбеста». Большое спасибо работникам музея за предоставленную информацию. Тот материал, который мне рассказали, очень пригодится в разработке экзаменационной работы».

К большому сожалению, за прошедший учебный год было мало посещений музея учащимися. На наши приглашения преподаватели и руководители школ отвечали, что необходимо согласие родителей на посещение православного музея. В связи с этим обращаемся к родителям: « Дорогие родители! Не запрещайте Вашим детям посещать наш музей, мы не вовлекаем здесь в православную веру, а только знакомим с историей родного края и историей православия в Асбесте. Считаем, что об этом не лишне знать не только Вашим детям, но и Вам самим. Поэтому приглашаем и Вас к нам на экскурсию, где вы убедитесь, что ничего крамольного здесь нет.

В декабре 2011 г. в музее побывал муфтий Альфрид Мустафин, и.о. главы мусульман по Уральскому региону Имам МРОМ «Иршад» г.Асбеста. После проведенной экскурсии у него сложилось благоприятное впечатление о музее, его нужности и полезности, о чем он сообщил в беседе с сотрудниками музея и в Книге отзывов.

Всех асбестовцев и гостей города приглашаем посетить наш музей.

Экскурсии проводятся в понедельник — суббота по предварительным заявкам по телефонам 8-922-136-24-32 или 2-92-73 (храм).

Музей находится по адресу: г. Асбест, ул. Ладыженского, 32 в цокольном помещении Князе-Владимирского храма.

Руководитель музея — Костромина Лариса Иннокентьевна.

Желающим подробнее ознакомиться с историей православия в Асбесте предлагаем книгу Т. Горбачевой и А. Пономарева(†) «Миром Господу помолимся». Книга была написана по желанию и с благословения настоятеля прихода протоиерея Павла Алабушева и первоначально посвящалась 15-летию храма во имя равноапостольного великого князя Владимира и его строителям. Но, в связи со скоропостижной кончиной о.Павла накануне храмового праздника, главу «Путь к храму» пришлось дополнить, а книгу посвятить также блаженно почившему настоятелю протоиерею Павлу Алабушеву. Книгу можно приобрести в свечной лавке Князе-Владимирского храма.

Музей православной культуры, расположенный в финском городе Куопио, был открыт в 1957 году. На современном месте музей работает с 1969 года, когда для него было построено отдельное, небольшое по размерам здание в стиле модерн из стекла и камня.

Основу коллекции музея составляют экспонаты из Валаамского монастыря, которые были увезены оттуда вглубь страны в 1939 году, после начала войны между Финляндией и Советским Союзом, и предметы церковного искусства XVII – XX веков, эвакуированные из других православных приходов страны.

Среди экспонатов можно увидеть украшенные драгоценными камнями иконы, псалтырь в серебряном окладе, священные церковные одежды с вышивкой из золота и серебра. Особую ценность представляют каменные цепи вериги, принадлежавшие монахам-отшельникам с острова Валаам.

Краеведческий музей в Куопио

Краеведческий музей в Куопио ориентирован на природу Северо-Западной Европы. Но в коллекциях преобладают экспонаты восточной Финляндии. Коллекция Краеведческого музея Куопио была создана в 1887 году, когда Бенджамин Сталберг пожертвовал новому музею три чучела совы.

В 1901 году А. Ю. Мела поддержал новую коллекцию, подарив свои образцы растений, минералов, насекомых, птиц и яиц. Когда здание для музея было готово, в 1907 году, Общество натуралистов Куопио начало собирать материалы для коллекции и организовало первую выставку.

Сборы экспонатов продолжались до 1960 года. К этому времени в коллекции музея уже насчитывалось около 1500 позвоночных, 22000 насекомых и яйца 300 различных видов птиц.

Музей городской истории в Куопио

Куопио – это столица провинции Северное Саво в Финляндии. Основной достопримечательностью города считается каменный Кафедральный собор Tuomlokirkko, построенный в 1815 году. Также в Копио находится основной православный собор Финляндии - собор Св. Николая.

В Копио расположены несколько интересных музеев. Собор Св. Николая является самым крупным музеем православия в Западной Европе, интересен Музей-квартал, где можно посмотреть макеты домов разных времен и сословий, Художественный музей, Автомобильный музей и др.

Интересен также Музей городской истории в Куопио. Музей является частью музейного центра Куопио. Он расположен в доме, который ранее являлся жилищем священника. До этого здание было коровником. В музее можно посмотреть на экспонаты культурно-исторического наследия, в том числе, сотворенные вручную. Также здесь представлены экспонаты скотоводства, рыбалки, школьные предметы военного времени.

Главная цель создания музея - демонстрация предыстории, истории, жизни и культуры города Куопио и Северного Саво. Музей был основан в 1884 году.

Церковный православный музей

Церковный православный музей расположен в небольшом финском городе Куопио и располагает обширной коллекцией предметов церковного искусства и исторических артефактов. Несмотря на свою относительную молодость, музейная коллекция насчитывает обширное число предметов, относящихся к XVII-XIX векам. Это во многом заслуга контактов музея с Валаамским монастырем, который принимает активное участие в формировании экспозиции.

Церковный православный музей в Куопио - крупнейшее сооружение подобного рода в Западной Европе. Коллекция музея довольно обширно пополнилась во время Второй мировой войны, что позволило сохранить уникальный атрибуты церковной жизни, в частности Коневскую икону Божией Матери XVIII века. Из собранных экспонатов в 1957 году был создан музей, а в 1968 году у коллекции появилось постоянное помещение.

Приходите в церковный музей для того, чтобы лучше ознакомиться с церковной историей и культурой. Вас ждет множество уникальных экспонатов и интересные экскурсии от профессиональных работников музея.


Достопримечательности Куопио

Сотни людей лихорадочно скупают билеты на московскую выставку пинакотеки Ватикана, которая обычно закрыта для туристических глаз. Но мало кто знает, что у Русской Православной Церкви есть аналогичный музей — церковно-археологический кабинет. В отличие от пинакотеки, где собрана исключительно живопись, в ЦАКе помимо картин и икон выставлены рукописные и печатные книги, церковная утварь, графика, и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей.

Поразительно, но здесь можно найти работы Сурикова, Васнецова, Нестерова, Поленова и других русских художников. Отдельных картин нет даже в государственном каталоге музейного фонда страны.

Что такое ЦАК?

ЦАК — церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, крупнейший церковный музей в России, который находится при Московской духовной академии в городе Сергиев Посад Московской области.

Экспозиция ЦАКа расположена в бывших Царских чертогах. Это здание на территории Троице-Сергиевой лавры было построено в 1747 году для визитов царской семьи и самих государей. В 1814 году туда переехала Московская Императорская духовная академия, и 12 залов сейчас заняты музеем. При этом сам музей называется очень скромно — церковно-археологический кабинет. Но сокровища, которые он хранит, бесценны и уникальны.

История создания

Коллекцию музея собирали дважды, причем во второй раз с нуля. Первая коллекция рождалась еще до официального создания ЦАКа — в 1814 году ректор академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) организовал для студентов в учебных целях выставочный кабинет, который находился в библиотечном корпусе. Там собрали небольшую коллекцию икон, картин и монет.

В Царских чертогах, соответственно, начали собираться царские дары. Ядро коллекции первоначального музея формировалось из подарков императорской семьи: портреты императоров, членов царской семьи, видных церковных и светских деятелей. Из них, к сожалению, осталось в нынешней экспозиции всего две работы: портреты императора Петра I и императрицы Елизаветы I. Предполагается, что написал их придворный художник-портретист Луи Каравак.

В 1922 году все собранное бесследно исчезает. Большевики принимают декрет об изъятии церковных ценностей, а после закрытия академии и ликвидации монастыря ЦАК был буквально разграблен. К настоящему моменту найдено только несколько экспонатов. Всем казалось, что на этом история ЦАКа окончена.

А дальше произошло чудо. В 1943 году в церковно-государственных отношениях наступило потепление, а в 1950 году началось восстановление музея. И если раньше главными жертвователями были представители царских фамилий, то теперь самым главным частным жертвователем стал сам Патриарх Алексий I. За первые 20 лет деятельности восстановленного музея большая и лучшая часть собрания получена от него. Именно поэтому Церковно-археологический кабинет сейчас носит его имя.

В книге почетных гостей Святейший Патриарх Алексий I написал:

«Много раз я посещал Церковно-археологический кабинет… Дай Бог, чтобы изучая это богатое собрание, наши воспитанники, кандидаты в священство, научились в нем любить, понимать и ценить наше истинно церковное искусство».

Экспозиция музея условно делится на 7 зон

Сейчас музей открыт не только для студентов, но и для всех желающих.

ЦАК формировал свою коллекцию второй раз в очень непростых условиях, и не всегда мы можем проследить историю всех экспонатов.

1. Церковное прикладное искусство

Облачения иерархов Русской Православной Церкви, богослужебная утварь, мозаики XIX века, художественное шитье, старинные рукописные и печатные книги, церковные и государственные ордена и награды, точные макеты храмов и монастырей.

2. Западно-Европейское декоративно-прикладное искусство

Облачения католических священнослужителей, скульптуры и иконы западного христианского мира, богослужебная утварь.

3. Русская религиозная живопись

Картины известный русских художников Сурикова, Васнецова, Нестерова, которые отражают религиозные переживания и историю русского народа.

4. Зал иконографии

700 древних и современных икон (пост-византийский и русский периоды), фрагменты иконостасов и уникальная коллекция неканонических икон.

5. Церковная фототека

Собрание фотографий, которые показывают жизнь Русской Православной Церкви через объектив камеры. Выставлено около 5000 фотографий и свыше 500 интересных отечественных и зарубежных фотоаппаратов конца XIX и начала XX века, которые считаются антиквариатом.

6. Церковная фонотека

Более 200 виниловых пластинок дореволюционной и советской эпохи с записями церковных хоров и священнослужителей с выдающимися голосами. Необычные и старинные музыкальные инструменты, граммофоны и патефоны.

7. Келья и мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Алексия I

Собраны личные вещи предстоятеля и его семьи, фотографии и портреты Патриарха в разные годы жизни.

Откуда пополняется экспозиция

В настоящее время коллекция кабинета собирается иерархами, священнослужителями и простыми людьми. Вслед за Патриархом Алексием I все последующие Предстоятели Русской Православной Церкви поддерживали традицию передачи в ЦАК разных предметов.

Особый вклад в экспозицию музея внес Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который передал музею 13 реликвий и святынь. Среди них особо можно выделить омофор (часть облачения епископа) святителя Иоанна Шанхайского (1896-1966). Это уникальный святой XX века, который, будучи епископом, служил вдали от Родины: в Китае, Западной Европе и США. Святой отошел ко Господу в Сан-Франциско и очень сильно почитается в Америке. Постепенно слава о нем возвращается на русскую землю.

Главная святыня музея

По словам заведующего протодиакона Игоря Михайлова, главная святыня музея — сандалии преподобного Сергия Радонежского, в которых он был погребен. Обувь святого передали музею в 1946 году из Лавры, где хранились святыни, которые остались от создателя обители. Рядом с сандалиями лежит камень из гробницы Преподобного, который был найден вместе с мощами и оставлен как реликвия. Позже на нем изобразили Сергия Радонежского и священномученика Панкратия, в день памяти которого были обретены мощи.

Сандалии из кожи сделал сам преподобный Сергий — как и многое другое, что требовалось для жизни и богослужений. Подвижник основал монастырь в труднодоступном месте, где рассчитывать на чужую помощь не приходилось. Будучи настоятелем, он трудился физически наравне со всеми: строил храм и кельи, рубил дрова, делал из дерева богослужебные сосуды и шил одежду.

Рядом с сандалиями выставлены деревянные богослужебные сосуды и нательный крест преподобного Сергия, а сзади на стене висит обширная иконография, посвященная игумену Радонежскому. Все вместе это составляет коллекцию, посвященную 700-летию со дня рождения Преподобного. Торжества проходили 18 июля 2014 года в день обретения мощей святого, поскольку точная дата рождения Сергия Радонежского неизвестна.

Церковь и космос

Один из экспонатов с уникальной судьбой — макет Храма Христа Спасителя, собранный в 1920-х годах. Его при посещении ЦАКа увидел первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и услышал историю постройки храма, который был символом победы над Наполеоном и памятником погибшим воинам в Отечественной войне 1812 года. Когда космонавт поинтересовался, где сейчас находится собор, он узнал, что Храм Христа Спасителя взорван в 1931 году и на его месте находится бассейн «Москва». Через некоторое время космонавт выступил с шокирующей речью на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о разрушенных памятниках военному подвигу: в частности, он упомянул о Храме Христа Спасителя и Триумфальной Арке, которая также была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. До 1936 года она стояла на площади Тверская Застава (с 1932 года до 1990 года — площадь Белорусского Вокзала) и была разобрана большевиками согласно генплану реконструкции Москвы.

Добиться восстановления Храма Христа Спасителя Юрию Алексеевичу не удалось, но Триумфальную арку воссоздали на Кутузовском проспекте к 1968 году. В конце 1990-х годов макет ХХС использовали для восстановления главного собора Москвы, постройка которого завершилась в 2000 году.

Экспозиция Церковно-археологического музея доступна круглый год. Его популярность растет, с каждым годом количество посетителей увеличивается, поэтому посетить ЦАК можно по предварительной записи, чтобы каждый желающий мог рассмотреть интересующие экспонаты.

Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Академия.

Посмотреть точное расписание работы музея и записаться на экскурсию можно .

Экскурсию проводил иерей Артемий Головчанский

Фото Юлии Маковейчук

Что еще почитать