Тактильный контакт - секретное оружие для гармоничных отношений. Физические контакты или «как трогать

Каждому приятно, когда на него обращают внимание. Тактильный контакт - это неотъемлемая сторона любого близкого взаимодействия. Конечно, деловые взаимоотношения вряд ли подразумевают под собой крепкие объятия, но дружеские встречи без них, как правило, не обходятся. Каждый человек, так или иначе, хочет чувствовать себя нужным, востребованным и понятым.

Тактильно-визуальный контакт помогает выстраиванию доверительных отношений между партнерами, учит их быть снисходительными и внимательными. Только смотря в глаза собеседнику, можно в полной мере удостовериться в том, какие чувства на самом деле он испытывает.

Сущность понятия

Тактильный контакт - это особая форма взаимодействия, при которой происходит эффективное общение между людьми. Согласитесь, что гораздо легче донести какую-то важную мысль до человека, если дотронуться до него. Любому из нас очень приятно, когда его ценят, выражают свои чувства с помощью крепких рукопожатий.

Что означает тактильный контакт? Чаще всего с его помощью люди выражают свои эмоции, направленные на конкретного собеседника. Желание брать за руку, поглаживать связано с потребностью в понимании, в котором мы все так нуждаемся. Если человек абсолютно равнодушен к другому, то никогда ни под каким предлогом не станет прикасаться к нему. Замкнутые люди, как правило, избегают тактильного контакта и боятся проявлять его.

Чувство безопасности

Взгляните на женщину, которая держит ребенка на руках. Она просто вся светится от счастья! Ее не страшат никакие преграды, не пугает перспектива лишиться индивидуальных перспектив. Женщина-мать всегда чем-то жертвует ради своего малыша: работой, временем, отношениями с подругами.

На руках у мамы младенец чувствует себя защищенным от всех невзгод. Ее ласковые ладони убаюкают его, приласкают. Чувство безопасности от всего на свете обеспечивает ребенку именно тактильный контакт. Это самое мощное в мире оружие против любых асоциальных поступков. Замечено, что многие противозаконные деяния совершаются только потому, что о таких личностях никто не заботился в детстве. Любовь матери творит душу ребенка, формирует у него доверие ко всему окружающему миру.

Если мать уделяет недостаточно времени и внимания своему отпрыску, то велик шанс формирования человека нелюдимого, агрессивного или замкнутого. Любовь матери к своему малышу не сможет заменить никто. Можно только догадываться о том, насколько одинокими и ненужными чувствуют себя сироты.

Проявление любви

Когда мы прикасаемся к другому человеку, то словно говорим ему: «Ты мне небезразличен». Тот, кто любит, обязательно стремится проявлять свою привязанность не только на словах. Как можно выразить свои чувства? Взглядом или прикосновениями. Тактильный контакт мужчины и женщины подразумевает глубинное чувствование друг друга на всех уровнях. Иногда достаточно посмотреть в глаза и сказать ласковое слово, в ином случае поможет только бережное обращение и тактильное тепло. Каждому из нас хочется чувствовать, что его любят, о нем заботятся.

Выражение доверия

На самом деле мы позволяем до себя дотрагиваться только тем людям, которым можем всецело доверять. И это отнюдь не случайно. Так устроена наша психология. Тактильный контакт - очень важная и значимая вещь в жизни каждого, поэтому его нельзя избегать или пытаться отталкивать. Есть люди, которые очень не любят обниматься, даже с близкими. Подобные проявления свидетельствуют как раз о том, что в их жизни не все так гладко, имеются внутренние проблемы и противоречия во взаимодействии.

Доверие выражается через свободные тактильные прикосновения, поглаживания. Взять человека за руку означает проявить к нему особенное тепло, душевную близость, желание помочь. Если мы хотим успокоить друга или родственника, то обнимаем его. И это почти всегда положительно действует на человека, позволяет ему успокоиться. Дело в том, что объятия раскрывают сердце, помогают восстановить душевную близость, доверие, если они по какой-то причине были утрачены.

Отношения между супругами

Взаимодействие мужа и жены - особенный момент, который вызывает множество различных споров. Семейные конфликты - самые сильные по воздействию. Считается, что именно в отношениях с самыми дорогими людьми мы проходим важные уроки жизни, без которых наша личность не состоялась бы полностью. Ведь никто не может стать счастливым в одиночку. Всегда требуется участие партнера, наличие глубоких взаимоотношений с ним. И здесь не обойтись без тактильного контакта.

Супруги как никто другой знают друг друга. Дело не только в индивидуальном характере, манерах, привычках. У каждого из нас имеются свои слабости, недомогания и тогда нахождение рядом близкого человека может влиять на наше состояние и мироощущение.

Сексуальное взаимодействие

Тактильный контакт с мужчиной в обязательном порядке включает в себя прикосновения. Когда два человека решают посвятить жизнь друг другу, они со временем хорошо знают, что нравится партнеру и умеют угадывать его настроение. Физическая близость невозможна без огромного чувства доверия по отношению к супругу. И мужчина, и женщина одинаково сильно нуждаются в искренней любви. Только не все, к сожалению, умеют правильно выражать свои эмоции. Каждый человек хочет чувствовать себя значимым и любимым.

Спасение от стресса

Когда приходишь домой после целого трудового дня, так приятно осознавать, что тебя ждет любящая семья. Горячий ужин, проявление внимания и заботы - вот чего ждет партнер. С помощью тактильного контакта можно освободиться от стресса, обрести душевное равновесие, сбросить с себя груз проблем и усталости. Ничто так не бодрит человека, как сознание того, что он кому-то нужен, его мнение ценно само по себе и важно.

Тактильный контакт - это настоящее спасение от стресса. Когда мы прикасаемся к человеку, он всегда чувствует, насколько важной фигурой является в нашей жизни. Даже отношения друзей и подруг могут быть очень близкими, если в них находится место взаимным объятиям и похлопываниям по плечу. Иногда требуется колоссальная поддержка и здесь уже без тактильного контакта явно не обойтись. Чем больше эмоций мы научимся проявлять в жизни, тем проще нам будет выстраивать взаимодействие с другими людьми.

Никто не любит холодных и равнодушных людей, для которых сказать лишнее слово - проблема. Всем хочется чувствовать определенную поддержку и защиту от тех, кто постоянно находится рядом. Любые отношения строятся на взаимном доверии и общности интересов. Сложно себе представить, что друзья будут терпеть возле себя человека нервного, вспыльчивого, от которого исходят одни только неприятности.

Вместо заключения

Тактильный контакт присутствует почти во всех формах межличностного взаимодействия. Чем глубже и лучше отношения между людьми, тем больше в их общении рукопожатий, объятий и вполне осознанного намерения быть рядом друг с другом. Зачастую уверенность в себе формируется у человека напрямую под влиянием того, насколько значительным он себя чувствует в компании родственников, друзей, сослуживцев и, конечно, семьи. Счастье зависит от обстоятельства, позволяющего личности полно выражать свои чувства.

Подразумевается прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать аудиальную и визуальную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений. Некоторые психологи считают, что именно в этой стадии общения зарождаются основы будущей психики человека.

Виды тактильных контактов

Традиционно тактильные контакты делят на несколько видов. В первую очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. Врачи, массажисты, стилисты, портные просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности. Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации.

По данным психологов, женщины, как правило, более позитивно воспринимают тактильный контакт, чем мужчины. Благодаря этому положительную реакцию на прикосновение называют «женской».

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет не о мистических практиках, а о вполне привычном рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, например, появилось как средство демонстрации и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом.

Наконец, самая обширная сфера, в которой используется тактильный контакт, это область межличностных отношений. Прикосновения здесь являются проявлением привязанности, симпатии, родства, сексуального влечения. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания. Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между и .

Тактильный контакт может свидетельствовать о социальном статусе. Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

Телесно ориентированная терапия имеет существенные отличия от "разговорных" форм психотерапии, накладывает особые этические обязательства на действия и отношения терапевта.

Поскольку в основном телесная психотерапия предполагает непосредственный физический контакт с телом клиента, встает вопрос о сохранении психологических границ и динамику трансферентных процессов. Это связано с тем, что контактное взаимодействие способна провоцировать и усиливать реакции переноса и контрпереноса, добавляя к ним выраженный эротический контекст. Поэтому терапевт должен уметь четко определять границы контакта и исключать из взаимодействия элементы сексуализации, что требует предварительной проработки собственной телесности с позиций функционирования и сублимации сексуальности.

Телесную психотерапию в некоторых контекстах можно рассматривать как своеобразную практику пробуждения - чувственности, доверия, понимания. Она дает ощущение ЗАНУ-рености в жизни, полноценное переживание контакта с разнообразием проявлений окружающего мира, возникающих вследствие осознанного "включения" в этот процесс телесных ощущений.

Одним из способов взаимодействия с миром и пробуждение чувственности (сензитивности) к миру и другим людям является ощупь. Чаще всего контактные способы взаимодействия в повседневной жизни репрессируют и подвергают ритуализации, что связано со значительной силой воздействия и значимости телесного контакта. Уровень значимости всегда пропорционален тому смыслу, который человек вкладывает в касание: или равнодушие, холодность, формальность и стереотипность, или выражение истинных чувств и переживаний.

Прикосновения, проявляющих отношение и чувства человека, формируют определенный спектр эмоциональных переживаний, которые нельзя игнорировать. Эти переживания всегда достигают сознания и трансформируют фоновое состояние, модулируя всплески и проявления латентных (скрытых или вытесненных) переживаний и отношений. Человек может быть готовой к ним, и тогда она адекватно, открыто принимает новое переживание. Если она субъективно не готова к этому, то вынуждена подавлять чувства, которые наполняют ее в момент контакта. В зависимости от доминирующей совокупности отношений, которая определяет содержание и интенсивность реакций на субъективно значимые обстоятельства и события, актуальные в момент контакта ощущения человек воспринимает как допустимые и комфортные или окрашивает в негативные тона и воспринимает как дискомфортные и такие, которые требуют контроля. В любом случае источником определенных состояний является значимый ощупь, который человек не может игнорировать, поскольку физический контакт выражает архетипическую необходимость. Поэтому сохранение и уточнение психологических границ, основанное на ощущении безопасности, доверии, поддержании дистанции, имеет большое значение для положительной динамики терапевтических отношений в телесной психотерапии.

В то же время телесная терапия ставит определенные требования и к готовности клиента к нетипичным для него форм активности и взаимодействия. В некоторых телесных направлениях клиент должен снять одежду и обнажиться, что автоматически актуализирует чувство незащищенности и уязвимости. Однако даже тогда, когда клиент находится в комфортном для него одежде, характер визуального контакта, прикосновений и предлагаемых ему полных терапевтического значения действий психологически обнажает личность. Попытка убежать от таких переживаний, спрятаться за соматическими (мышечными) комплексами часто связана с чувством страха и бессознательного неприятие собственной телесности.

Профессиональные навыки телесно ориентированного психотерапевта

Основным фактором, определяющим успешность терапевтической практики в контексте телесной динамики, есть доверие к профессиональной компетентности и лица терапевта. С другой стороны, терапевт должен обладать достаточным уровнем профессиональной подготовленности, чтобы не провоцировать собственными невольными соматическими реакциями бессознательные резонансные отклики со стороны клиента, закономерно реагирует на состояние терапевта, чувствуя меру его собственной психосоматической соответствия.

Профессиональная подготовленность телесно ориентированного терапевта требует от него развития таких специфических качеств и способностей:

Способность к резонансному контакта с реакциями клиента, предполагает синхронизацию их психосоматических состояний;

Наличие широкого репертуара доступных форм двигательной экспрессии и развитость пластических навыков;

Умение чувствовать и вербализировать телесные переживания клиента, подбирать для них адекватные метафорические определения;

Телесная конгруэнтность и когнитивное основание телесных действий - гармоническое единство внутреннего содержания и внешней техники, целостность восприятия тела и адекватность телесной экспрессии требованиям актуальной ситуации;

Широкий спектр доступных эмоциональных состояний, эмоциональная экспрессивность, достоверность состояний, переживаемых, и способность к их имитации;

Направленность на творческий поиск новых приемов телесной взаимодействия в рамках терапевтической коммуникации.

Качество психотерапевтических отношений в телесной терапии определяет т. Н. Вегетативный (соматический) резонанс (В. Райх, Д. Боаделла) - телесная спивналагодженисть терапевта и клиента, является определенным психосоматическим аналогом трансфера, известного из практики психоанализа. Оказывается этот феномен в индуцированных телесных ощущениях терапевта, которые соответствуют ощущениям клиента, в дальнейшем приводит синхронизированы психосоматические реакции у обоих участников терапевтического процесса / Он основывается на вегетативной идентификации (бессознательном отождествлении) терапевта и клиента. Развитие этого процесса связан с резонансными формами телесного контакта и воспроизведением терапевтом телесных ощущений, которые испытывает клиент. Резонансное взаимодействие предполагает вегетативную, мимической, подвижно-тактильную, ритмичную и дыхательную синхронизацию. Кроме отношений переноса, резонансные переживания можно сравнить также с чувством эмоциональной эмпатии к клиенту.

В рамках телесно ориентированного подхода соматические компоненты эмпатии особенно важны для выстраивания терапевтических взаимоотношений. Не менее важно и настройки клиента на терапевта. Особенности телесных "ответов" основываются на регрессивных состояниях, часто связанных с вытесненной детской неудовлетворенностью материнской заботой, что означает дефицит значимых телесных контактов (прикосновений, поглаживаний, ласки). Поэтому резонансные реакции со стороны клиента необходимо рассматривать в контексте динамики переноса. Со стороны терапевта такая синхронизация тоже отражает особенности контртрансферентних переживаний и его способность к осознаваемой и контролируемой возрастной регрессии.

Реакцию телесной спивналагоджености терапевта и клиента можно объяснить сроком формирования совместного бессознательного - "теле" (по Дж. Морено) в связи с их пребыванием в общем процессуальном и смысловом пространстве терапевтических интеракций (взаимодействий). Для терапевта такое единство является техническим элементом терапевтической работы, а для клиента - возможностью приобрести "корректирующего" по динамике симптомов соматического и эмоционального опыта (Ф. Александер).

Большинство телесных техник в психотерапии направлена на исследование человеком своей телесности и ее природы. Существует предположение: если человек поймет свое тело, то сможет понять и психическое содержание, которое воплощает с его помощью. Воплощенный психическое содержание имеет информационную природу, всегда соотносится с телесной структурой и ее функциональностью; тело при этом рассматривают как специфический способ существования энергии. Форма и организация энергии закономерные, специфические и всегда соответствуют характеру ее информационного содержания. Это дает основания говорить о комплиментарность телесной и психической организации личности. Понимание этого факта открывает путь к осмысленному использования телесных техник, способных обеспечить полноценный, интегрированный развитие человека.

Телесно ориентированные техники занимают собственную уникальную нишу, иногда существенно отличаясь от традиционных форм психотерапии. Основная их особенность заключается в том, что среди методических приемов преобладают те, которые непосредственно касаются телесности человека. Патологические реакции личности также рассматривают сквозь призму телесной динамики, в которой они отражаются.

Телесно ориентированные методы основаны на идее психосоматической целостности человека. Любая диссоциация ее составляющих на физические и ментальные компоненты будет неправильной и приведет к ошибочным выводам относительно природы психологических проблем и возможных стратегий их преодоления.

В рамках этого подхода разработано большое количество разнообразных приемов и техник. В основном они касаются телесной динамики человека: ее дыхание, пластики, движений, сензитивности, особенностей моторики, мимики, голоса, вегетативных реакций. И хотя тело человека доступно непосредственному контакту, "наглядное" и объективное, субъективно оно составляет интимную сферу личности. В связи с этим существуют определенные профессиональные требования к лицу психотерапевта, а также дополнительные требования к профессиональной этики, что связано с обязательностью телесного контакта в процессе психотерапевтического взаимодействия.

Телесно ориентированная психотерапия активно развивается, интегрируясь с психодинамической и экзистенциально-гуманистическим направлениям психологической помощи. На ее основе происходят синтез и эклектичный поиск новых, часто альтернативных методов психотерапии и развития человека.

Носить ли, к примеру, малыша на руках? А вдруг он тогда вырастет избалованным, как говорит бабушка? Вам хочется обнять и приласкать кроху, но до каких пределов допустимы «телячьи нежности»? Спать ли вместе с ребенком или лучше по отдельности? В каком возрасте малышу необходим максимально близкий контакт с мамой, а когда пора учиться самостоятельности?

Носить ли малыша на руках?

Об этой весьма серьезной проблеме знаменитый доктор Спок пишет следующее: «Ребенок хочет, чтобы его носили на руках, потому что привык к этому и считает своим правом. Когда мать садится, чтобы немного передохнуть, он сердито смотрит на нее, как будто говорит: "Женщина, работай!"». Таким образом, для того, чтобы не избаловать ребенка, Спок предлагает телесный контакт свести к минимуму.

Но с другой стороны, в грудном возрасте именно телесный контакт является главной формой познания мира. Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус все, что попадает ему под руку.

Ирина, мама пятимесячной Леночки: «Даю дочке новую погремушку, рассказываю о том, какая она красная и как громко звенит. Но ребенок тут же засовывает ее в рот и облизывает, невзирая на все мои протесты».

Это – абсолютно нормальное поведение для грудного младенца. Его мышление пока еще не сформировано, зрение недостаточно сфокусировано, поэтому мир предстает для него не в привычных для нас объектах (которые мы можем называть и запомнить), а в некотором размытом комплексе ощущений. Например, мать ассоциируется у ребенка с определенным запахом, вкусом, теплом.

Для того, чтобы в младенчестве ребенок получил достаточно этих ощущений, у него должно быть как можно больше различных телесных контактов, впечатлений вкуса, обоняния, осязания. Телесный контакт помогает малышу осознать границы собственного тела и границы других предметов.

Важность телесного контакта невозможно переоценить и для эмоционального развития ребенка. Как вы думаете, что лучше успокоит расплакавшегося малыша – если мама возьмет его на руки, прижмет к себе и погладит или если это будет чисто механическая стимуляция, вроде популярного нынче мобиля над кроваткой? И более старший ребенок, ударившись, бежит к маме, чтобы та пожалела и приласкала его. Да и взрослому в трудную минуту подчас нужно «поплакать в жилетку» – что это, как не интуитивный поиск все того же телесного контакта? Контакта, который может защитить, согреть, успокоить...

Именно от недостатка этого контакта больше всего страдают дети в Домах ребенка. Если вы зайдете туда, то скоро вас со всех сторон буквально облепят ребятишки, которым больше всего на свете хочется прижаться к надежной взрослой руке.

Американский ученый Г.-Ф. Харлоу в 1960-х годах проводил интересные эксперименты с детенышами обезьяны. Маленьким обезьянкам, отлученным от матери, он предложил две искусственных “мамы”: одна из них была теплой и мохнатой, а другая – сделана из проволочных каркасных конструкций. Обе “мамы” были снабжены бутылочками, из которых обезьянки могли сосать молоко. Малыши-обезьяны отдавали решительное предпочтение первой “маме”. Но еще удивительнее, что, когда теплая и пушистая “мама” лишалась бутылочки с молоком, обезьянки по-прежнему выбирали ее. Стало быть, теплые телесные ощущения значат для малышей больше, чем собственно кормление!

С тактильным контактом связывается и еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями:

Как укладывать ребенка спать?

К этому вопросу доктор Спок подходит достаточно жестко: «Ребенок должен понять, что ничего не добьется, просыпаясь и плача. Обычно этого можно достичь за 2-3 ночи, позволив ему плакать и не подходя к нему. В первую ночь он будет плакать минут 20-30 (вам покажется, что гораздо дольше), во вторую – 10 минут, а на третью плакать не будет совсем».

Последователи Спока пошли еще дальше. Как-то в одном из родительских журналов пару лет назад мне попалась статья, в которой родителей обещали научить справляться с ночными пробуждениями ребенка. Для этого с точностью до 30 секунд выверялось время, которое нужно выждать, прежде чем подойти к плачущему младенцу – в его первое пробуждение, например, предлагалась подождать 15 минут, подойти на 2 минуты, во второе – подождать 13,5 минут и подойти на 1,5 минуты и т.д. У меня возникло ощущение, что передо мной – алгоритм для какой-то компьютерной программы, а не советы для живых родителей.

Однако многие родители считают, что в 7-8 месяцев ребенок уже должен засыпать самостоятельно. Ситуация осложняется тем, что именно в этом возрасте у малыша повышается потребность находиться с матерью, ему нужно как можно больше времени проводить у нее на руках. В этом возрасте формируется образ матери, когда ребенок начинает выделять ее из других людей, но пока в его памяти образ матери не сохраняется. Поэтому у него возникает особая потребность в ее присутствии. Но родителям кажется, что их чадо уже достаточно выросло и «обнаглело».

А вот впечатления чада, правда, уже достаточно взрослого.

Сергей, 36 лет: «Однажды, на сеансе психотерапии мне удалось вспомнить свое далекое-далекое младенчество. Я лежал, туго спеленутый по рукам и ногам, и кричал от голода. Я чувствовал свою полную беспомощность, отчаянье, ужас и думал, задыхаясь от крика (думал пока еще не словами, а некими образами): что же делать, когда же ко мне, наконец, придут...».

Постарайтесь понять своего малыша. Поверьте, он делает это вовсе не назло вам. Потеряв мать из поля зрения, он еще не уверен, что она вернется когда-нибудь назад. А может, она ушла насовсем?

При этом зачастую малыш, как кажется, активно не хочет спать и пытается сопротивляться этому изо всех сил. Дело в том, что пока у него еще не сформировано представление о том, что после сна он проснется. Каждое засыпание для него – это маленькая смерть.

Поэтому кроха совсем не понимает ваших воспитательных мер. Мама исчезла (на какое-то время или навсегда?), а темное пространство совсем не способствует успокоению после 10-20 минут плача, отведенных доктором Споком. В конце концов, ребенок замолкает, но не потому, что успокоился, а потому, что наступило истощение, и у него уже нет больше сил плакать.

Сон в родительской постели

Американские педиатры Уильям и Марта Серз впервые заявили о необходимости т.н. стиля сближения между ребенком и родителями. Стиль сближения предполагает, что малыш спит вместе с родителями. Пока ребенок совсем маленький, это действительно удобно. Маме не нужно вставать, чтобы покормить его ночью, она это делает, порой почти не просыпаясь, а малыш не страдает от одиночества, чувствуя рядом с собой мамино тепло, ее запах.

Вместе с тем, некоторым детям и родителям совместный сон не подходит.

У меня растут близнецы. С самого начала я поняла, что совместный сон – не для нас. Будучи с двух сторон обложенной младенцами, спать я не могла совсем. Но иной тревожной маме бывает дискомфортно спать даже с одним ребенком. Она боится, крепко заснув, задавить или повредить малыша.

Оптимальный вариант – если ребенок хочет и если в этом есть необходимость (он плачет, не спит в своей кроватке), его можно взять в себе. Если же он спокойно спит один, вы можете восполнить тактильный контакт с ним и в другое время. В самом начале жизни совместный сон важен для малыша, но потом лучше постепенно отвыкать от этой привычки и готовить ребенка к постепенному отделению от вас. Важно, чтобы к трем годам ребенок спал в своей кроватке. После трех лет совместный сон с мамой у мальчика или с папой у девочки чреват сложностями в сексуальном формировании ребенка. К двум годам желательно, чтобы ребенок не присутствовал при сексуальных отношениях родителей, даже если вам кажется, что он крепко спит. Случайно увиденный половой акт нередко воспринимается малышом как агрессия, надолго оставляющая страх в его душе.

В стиле сближения, каким бы он ни казался замечательным, есть свои подводные камни. Многие дети, взращенные по этому методу, испытывают некоторые трудности в эмоциональном развитии, адаптации в детском саду, школе, общении со сверстниками. Им очень трудно научиться ждать – ведь все их потребности мгновенно удовлетворялись. Нередко наблюдается гипертрофированная привязанность к матери, им сложнее, чем другим детям, расставаться с нею. Вот один из таких примеров.

Ксюша росла, буквально не отрываясь от матери. Мама нашла для нее детский сад с мягким стилем воспитания, где ей разрешили первое время находиться вместе с дочкой. В детском саду Ксюша все время пряталась за маму, в прямом и в переносном смысле держалась за ее юбку, не отходила от нее ни на шаг, избегала любых контактов как с детьми, так и со взрослыми. Это продолжалось три месяца. В конце концов, воспитатели попросили маму уйти. Постепенно девочка стала привыкать к коллективу. Но если контакт с детьми ей в конечном итоге удалось установить, то взаимодействовать со взрослыми ей до сих пор очень сложно.

Слишком хорошо - тоже нехорошо

Что происходит, когда стиль сближения возводится в некий абсолют? На основании того, что природа мудра и справедлива, нам предлагают строить детско-родительские отношения по принципу обезьяньей семьи?

Наше общество – все же не обезьянье племя. Поэтому, хорошо это или плохо, но законы природы, по которым живут обезьяны, не всегда вписываются в культуру современного бытия. У животных периоды развития значительно короче, чем у человека. Вначале детеныш действительно висит на матери, не отрываясь. Но вскоре он начинает самостоятельное исследование территории. Родовое сообщество у животных (как, впрочем, и у первобытных племен) довольно большое. И когда детеныш слезает с матери, им начинают заниматься другие взрослые самки или молодые обезьяны-«подростки». Ни один детеныш не окружается пристальным вниманием всего племени, и нет ни одного племени, которое живет только ради этого детеныша.

В нашей же культуре (особенно, культуре больших городов) ребенок нередко занимает центральное место в семье, становится этаким «пупсиком Земли». Когда ребенок подрастает, эта концентрация внимания вокруг него нередко ущемляет свободу его развития (он не пытается ползать, ходить, самостоятельно исследовать мир), несколько ограничиваются его контакты с окружающими, и поэтому малыш испытывает трудности с вхождением в детский коллектив.

Если все желания малыша мгновенно угадываются и выполняются, у него нет опыта ожидания какой-то радости, нет потребности бороться. Мама, которая пытается оградить свое чадо от отрицательных эмоций, вызываемых активной деятельностью, нередко лишает его этой самой деятельности. Но ведь именно здоровая фрустрация вызывает потребность так или иначе справиться с проблемами и сложностями.

Когда мама все время присутствует в поле зрения малыша, у него нет необходимости сохранять ее образ в памяти.

Иногда родители говорят, что ребенок кричит при малейшей попытке положить его. Здесь важно учитывать два момента:

  1. У малыша может быть повышенная неврологическая возбудимость или серьезные болевые синдромы (сильные колики, например). В этом случае нужно искать причину постоянного плача и по мере возможности устранять ее.
  2. Родители привыкли носить младенца на себе, и он тоже к этому привык. В этом случае стоит попробовать занять кроху каким-то другим интересным занятием.

Когда ребенок подрастает, постоянный телесный контакт ограничивает его свободу. Нередко, умея ползать и ходить, малыш побаивается оторваться от мамы, чтобы отправиться в самостоятельное путешествие, и предпочитает находиться на руках. Образ матери не сохранился в его памяти, и поэтому малышу страшно от нее отделяться. Его спокойствие возможно только при близком тактильном контакте.

Постоянное ношение ребенка на руках тяжело и для мамы. Тяжело физически – подросший ребенок весьма ощутим для позвоночника, и эмоционально. Ведь ни одна мама не в состоянии поддерживать эмоциональное общение двадцать четыре часа в сутки. Поэтому нередко такое «ношение на себе» заменяет собой нормальную эмоциональную связь, которая включает в себя глазной контакт, диалог, детские игры и пр. Зачастую малыш на руках у мамы, но мама не с ним (она читает, готовит, сидит за компьютером и т.д.). Возможно, что если бы в этот момент ребенок играл рядом с игрушками или исследовал содержимое шкафов, это было бы гораздо полезнее для него.

Легко ли приспособиться к миру?

Наше сообщество довольно сильно отличается от того, к которому готовят маленького детеныша обезьяны. Ему не надо приспосабливаться к строгим воспитательницам и учителям, капризному начальнику и пр. Из тепличной домашней обстановки человеческий детеныш попадает в довольно жесткое общество со своими законами и правилами, где он уже не является самым любимым, лучшим, однозначно принимаемым.

Для того, чтобы к четырем-пяти годам иметь возможность адаптироваться в этом обществе, ребенок должен накопить некоторый опыт адаптации, способы общения с чужими людьми, завоевания своей территории. Ему нужно привыкнуть к тому, что он может быть не «самым-самым...», иначе разница между домашним и внешним мирами обрушится на голову малыша, как гром среди ясного неба.

Как помочь ребенку адаптироваться?

Вместо того, чтобы бросать все дела и бежать по первому зову, старайтесь объяснить ребенку, почему вы заставляете его ждать, что после того, как он немного подождет, вы обязательно сможете заняться вместе чем-то интересным.

Попробуйте включить малыша в какую-нибудь совместную (или параллельную) деятельность: вместе накрывать на стол, стирать и пр. Например, он может заниматься столь притягательными кастрюльками, мисками, ложками. А когда вы стираете, пусть ваша кроха искупает свою куколку или уточку.

Необходима и система каких-то запретов. Старайтесь, чтобы их было не очень много, но чтобы они были четкими, твердыми и всегда соблюдались.

Не бойтесь, что ребенок порой чувствует вашу усталость. Не пересиливайте себя, делая вид, что все в порядке, ваш эмоциональный отклик все равно не будет естественным. Гораздо лучше, если у вашего малыша появится опыт сопереживания, сочувствия.

Одним словом, нельзя искусственно создать естественность. Доктор Спок, давая родителям некоторые вполне разумные советы, вместе с тем слишком рано пытается подстроить ребенка под идею режима и строгого распорядка – с самых первых дней жизни. Конечно, малышу придется входить в культуру того общества, в котором он живет, однако делать это нужно постепенно и мягко.

В то же время, такой, казалось бы, естественный стиль сближения, возведенный в абсолют, порой заставляет родителей отказываться от собственных потребностей, сконцентрировавшись на ребенке, что в конечном итоге выглядит не вполне естественным.

И выбирая золотую середину между жестким режимом и «зовом природы», помните, что главное – ваше чуткое родительское сердце, интуиция и здравый смысл.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Лиза. Мой ребенок»

Что еще почитать