Результаты поиска для "труба". Духовые инструменты: список, названия Какие инструменты относятся к духовым

Валто́рна (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f² (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания (ранее нотировались без ключевых знаков). Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

В
а́гнеровская ту́ба
(нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента - тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Петрушка», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония».

Труба (натуральная) , несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.

Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.

“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.

История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

Т
руба-пикколо,
как и малая труба ре, была изобретена примерно в тоже время и с той же целью - для исполнения старинной музыки. Ее красивый, звонкий тембр и широкий диапазон позволили возродить к жизни множество красивейших сочинений старых мастеров.

В 1884 году известный немецкий трубач Юлиус Козлек (1835-1905) после многих опытов сконструировал трубу в строе Ля с двумя вентилями,на которой с легкостью играл труднейшие партии кларино.Применив к тому же мундштук с глубокой конусообразной чашечкой,он добился необыкновенно легкого и красивого тембра звука.

Труба-пикколо имеет 4 вентиля и 4 дополнительные кроны.Четвертый вентиль является квартвентилем,то есть понижает каждый натуральный звук на кварту.Он служит для заполнения зоны от До до Фа первой октавы,а также для выстраивания отдельных неточно интонируемых звуков. У инструмента есть дополнительная трубка для перестраивания из строя си-бемоль в ля.

В настоящее время на ней играют с более мелким мундштуком,который позволяет легче извлекать звуки в верхнем регистре и более чисто интонировть.

В оркестре трубу-пикколо начали использовать в 20 веке (например,Стравинский в "Петрушке",где есть известное соло трубы-пикколо).А в сольной практике при исполнении старинной музыки инструмент пользуется еще большей популярностью,чем труба Ре.

На малых трубах и трубах-пикколо играли и играют такие замечательные трубачи,как Адольф Шербаум,Людвиг Гюттлер,Морис Андре,Уинтон Марсалис,Хакан Харденбергер и многие другие.

Т
руба́
(итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) - медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

К
лапанный тромбон
отличается от обычного тромбона, тем, что изменение высоты нот осуществляется тремя клапанами (похожий принцип используется и в оркестровой трубе). Эти клапаны дают исполнителю достаточно большую свободу, но зато звук клапанного тромбона уступает по своей яркости и насыщенности обычному тромбону. До середины XX века клапанные тромбоны были широко распространены в танцевальных ансамблях и театральных оркестрах, сейчас же они по большей части применяются в джаз-музыке.

К
орне́т
(итал. cornetto - «рожок») или корне́т-а-писто́н (фр. cornet à pistons - «рожок с поршнями») - медный духовой музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а поршнями. Ведёт своё происхождение от почтового рожка. Был сконструирован во Франции около 1830 года.

Объём действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы). Применяется в строях си-бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.

В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает бо́льшими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба. Корнеты использовались в оркестровых сочинениях Берлиоза (симфония «Гарольд в Италии»), Бизе (музыка к драме «Арлезианка»), Чайковского (Итальянское каприччио, «Франческа да Римини»). Один из самых знаменитых сольных номеров корнета - Неаполитанский танец из балета Чайковского «Лебединое озеро».

Во второй половине XIX века корнет пользовался большой популярностью. В 1869 году класс корнета был открыт в Парижской консерватории, основателем и первым его профессором был знаменитый корнетист-виртуоз Жан Батист Арбан.

В XX веке улучшение конструкции труб и совершенствование мастерства трубачей практически свели на нет проблему беглости и тембра, и корнеты исчезли из оркестра. В наше время оркестровые партии корнетов исполняются, как правило, на трубах, хотя иногда используется и оригинальный инструмент.

Корнет - обычный участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. Использовался на ранних этапах становления джаза, однако впоследствии уступил место трубе.

В настоящее время корнет помимо духового оркестра используется как учебный инструмент и изредка в качестве солиста.

Т
у́ба
(итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba, нем. Tuba, фр. tube) - широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

В симфоническом оркестре применяется, как правило, одна, реже две или три тубы. Туба обычно играет роль баса в группе медных инструментов. В партитуре партия тубы пишется ниже других инструментов этой группы, часто на одной строчке с партией третьего тромбона.

Благодаря механизму вентилей туба является достаточно технически подвижным инструментом (что не относится, однако, к самым крайним регистрам), однако в быстрых гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной.

Стаккато на тубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в форте, чем в пиано.

На тубе применяются вентильные трели, кроме того, возможно извлечь несколько трелей губами в верхнем регистре.

Из-за довольно внушительного веса инструмента исполнители довольно редко играют стоя, используя при этом поддерживающий ремень или, иногда, и целую систему из них. Обычно игра на тубе стоя - вынужденная мера, вызванная тем, что оркестр играет в движении (на марше). В прочих ситуациях, когда оркестр играет стоя, не редки случаи, когда тубисты остаются сидеть: поскольку они обычно размещаются в самом дальнем ряду оркестра - это не портит внешний вид оркестра по фронту.

Для тубы созданы разнообразные сурдины. Но из-за «молчаливого протеста», что исполнителям приходится носить и без того нелёгкий инструмент, музыканты, в своём большинстве, бойкотируют использование сурдин.

Э
лектрогитара
- разновидность гитары с электрическими звукоснимателями, преобразующими колебания металлических струн в колебания электрического тока. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики. Само слово «электрогитара» возникло от словосочетания «электрическая гитара», но многие об этом забывают, ошибочно называя её «электронная гитара».

Некоторые считают, что электрогитары изготовляются из пластика или металла, но на самом же деле они делаются как правило из дерева. Самые распространённые материалы - ольха, ясень, махагони (красное дерево), клён. В качестве накладок на гриф применяют палисандр, чёрное дерево и клён.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Классический строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми си соль ре ля ми (E B G D A E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D) и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы металла и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B). Восьмиструнная гитара - электрогитара с дополнительными 7 и 8 струнами для экстремально тяжёлой музыки. Впервые сделана на заказ и использована шведской метал-группой «Meshuggah». Благодаря популярности этой группы, для любителей подобной музыки выпущена первая серийная 8-струнная гитара, Ibanez 2228.

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1951 году) и Stratocaster (1954) компании Fender, а также Les Paul (1952) компании Gibson. Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, которые производятся другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, впоследствии такие фирмы как Rickenbacker, Ibanez, Jackson, Yamaha, Hamer (англ.), B.C. Rich, ESP, Schecter и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Бас-гитара - струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже - сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространённых басовых инструментов.

Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель, играющий на бас-гитаре - бас-гитарист или басист.

Основная область применения бас-гитары - современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары - бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной. Она полностью симметрична (то есть каждая следующая открытая струна отстраивается на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже (настройка бас-гитары совпадает с настройкой контрабаса). Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары в классическом строе составляет чуть более трёх октав - от ми контроктавы до соль первой октавы.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

Большие размеры;

Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);

Более толстые струны;

Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот - сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

И
нструмент, ведущий свой род от старинной цитры, предстаёт перед нами в одном из самых искусных профессиональных воплощений.

Венгерские цимбалы и по сей день встречаются главным образом в венгерских цыганских ансамблях, где на них виртуозно играют музыканты, одетые в национальные костюмы.

В конце XIX века, когда появилась концертная версия венгерских цимбал, инструмент всё ещё считался этническим, народным, несмотря на то, что к нему обращался маэстро Ференц Лист.

Ситуацию переменили выдающиеся представители венгерской композиторской школы Бела Барток и Зенон Кодай. Позднее к ним присоединился Игорь Стравинский, который никогда не упускал возможности для эксперимента с каким-либо новым звучанием. Индивидуальный тембр и стиль венгерских цимбал украсили и разнообразили музыкальную ткань его сочинения Байка про лису.

Ци́тра (нем. Zither) - струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы - от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. В оркестровых произведениях цитра чаще всего солирует.

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

К
о́то
(яп. 琴) или японская цитра - японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.

Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).

История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710-793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»).

На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.

В настоящее время существует два основных типа инструмента:

Семиструнный «кин» длиной 1 м - используется как соло-инструмент;

и «со» - длиной от 1,80 до 2,00 м, с числом струн от 13 и выше - используется как оркестровый инструмент.

Г
итара Торреса.
Этот тип гитары производился с 1852 года испанским мастером по имени Антонио де Торрес Хурадо, жившим Альмерии.

Гитара Торреса являлась стандартной основой для создания современной классической гитары. Торрес увеличил размеры корпуса гитары и заново спроектировал элементы внутренней конструкции, что заметно улучшило звучание инструмента.

Эта гитара - прямой предшественник современной акустической. Название она получила в честь своего создателя - Антонио де Торреса (1817-1892). У гитары крупный корпус, особенно в нижней части. Внутри, под верхней декой, определенным образом расположены резонирующие планки, задача которых - усилить звук и улучшить тон.

Веерная система - это набор усиливающих деку планок, на внутренней стороне деки которые веером расходятся от розетки. Она распределяет вибрации и обогащает звук инструмента. Торрес не изобрел веерную систему планок, но он её усовершенствовал. Он установил оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их расположения. Они как бы направляют воздух в сторону слушателя.

Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.

Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки и продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом

Материалы: Он уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.

Отделка (розетки и пр.): Он делал как простые розетки, так и более тонкие и сложные, но всегда следовал контексту. Смотря за что платил клиент. Отделка большинства его гитар были простой. Если, конечно, это не касалось функциональных частей инструмента.

Остальное: Он учитывал различные элементы - толщину и форму шейки, ширину порожка, угол колковой головки, механику, комбинацию и сочетание материалов, отделка и т.д. и т.п.

У
куле́ле
(от гавайского ʻukulele [ˈʔukuˈlele]) - четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Появился в 1880-е годы как развитие брагиньи - миниатюрной гитары с острова Мадейра, родственной португальскому кавакиньо. Укулеле распространено на различных тихоокеанских островах, но ассоциируется прежде всего с гавайской музыкой со времён гастролей гавайских музыкантов на Тихоокеанской выставке 1915 года в Сан-Франциско. Стандартный строй - GCEA (Соль-До-Ми-Ля).

Название переводится по одной версии как «прыгающая блоха», так как движение пальцев при игре на укулеле напоминает прыжки блохи, по другой - как «подарок, который пришёл сюда».

Существуют 4 вида укулеле:

сопрано (общая длина 53 см) - первый и наиболее распространенный вид;

концертная (58 см) - чуть более крупная;

тенор (66 см) - появилась в 20-х годах XX века;

баритон (76 см) - самая крупная, появилась в 40-х годах XX века.

Б
алала́йка
- русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй - первая струна «соль», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас - функцию баса.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучение на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 - 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении - 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Клавишные

О
рга́н Ха́ммонда
- электрический орган, который был спроектирован и построен Лоренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телгармониума» Фаддея Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.

Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала

компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Запись медных духовых инструментов в академической музыке

(На примере Трубы, Валторны, Тромбона и Тубы).

Исполнитель:

Семёнов Станислав Михайлович

Допущен к защите

Научный руководитель “ ”___________2012 г. Старший преподаватель

Кафедры музыкальной

звукорежиссуры

Катунина Г.А.

Заведующий кафедрой

музыкальной звукорежиссуры,

профессор Соболева М.А.

Москва 2012 г.

Введение………………………………………………………………………....3

Глава I. Акустические особенности медных духовых инструментов.............4

Труба……………………………..………………………………………...9

Тромбон…………………………………………………………………..11

Валторна…………………………………….……………………………13

Туба………………………………………...……………………………..15

Глава II. Микрофоны, используемые для записи медных духовых инструментов и варианты их расположения в студии……………………….17

Глава III. Запись медных духовых инструментов……………………………19

Запись тромбона и трубы………………………………………………..24

Запись валторны………………………………………………………….25

Запись тубы……………………………………………………………….27

Заключение………………………………………………………………………29

Список иллюстраций……………………………………………………………31

Примеры записи медных инструментов (трек-лист)………………………….32

Список использованной литературы………………………….………………..33

Введение

Целью данной работы является разработка технологий записи медных духовых инструментов на примере: трубы, тромбона, валторны и тубы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

1) ознакомление с историческими видами медных духовых инструментов,

2) ознакомление с акустическими особенностями медных духовых инструментов,

3) анализ записи медных духовых инструментов

4) рассмотрение основных технических параметров записи на студии

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире мы сталкиваемся с такой проблемой, как недостаточное количество специализированной литературы для звукорежиссеров по записи медных духовых инструментов. Эти проблемы препятствуют возможности успешно и оперативно решать задачи, касающиеся технологии записи/озвучивания рассматриваемых музыкальных инструментов с которыми часто встречается звукорежиссёр. Знания об акустическом устройстве инструментов, способе извлечения звука, направленности акустического излучения, динамических и спектральных характеристиках, являются обязательными в профессиональной подготовке звукорежиссера.

I. Акустические особенности медных духовых инструментов

Среди многообразия духовых инструментов или аэрофонов, принято выделять группы медных и деревянных.

Медные инструменты часто называются амбушюрные (амбушю́р или амбюшор от фр. embouchure - способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука, что в основном касается музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук (валторна, труба, тромбон и др.) и некоторых других (флейта, гобой). Амбушюром называется также собственно мундштук указанных типов инструментов. Группа медных духовых, используемых в современных ансамблях и cимфонических оркестрах, включает в себя следующие инструменты: труба, тромбон, валторна, туба, на рассмотрении свойств которых мы и остановимся в данной работе.

Рис.1

Помимо мундштука, изготовленного из различных металлических сплавов, характерной особенностью строения этих инструментов является свернутая трубка различной длины (инвенция, кроны) узкая у вдувного отверстия и постепенно расширяющаяся к выходному отверстию и оканчивающаяся раструбом плавного очертания.

– мундштук тромбона – мундштук валторны

– мундштук трубы – мундштук тубы

Рис.2

Мундштук у медных духовых инструментов является резонатором. От его формы зависит тембр инструмента и его форманта (от лат. Fōrmāntis - придающий форму… ; акустическая характеристика звука…, связанная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука).
Чашеобразные мундштуки, которые применяются у труб, тромбонов и туб подчеркивают высокие частоты. Воронкообразные же мундштуки, например, у валторн, напротив, подавляют высокие частоты.

Рис.3

Таким образом, чем мельче мундштучная чашка, тем выше будет форманта. Для того, чтобы подавить дополнительные форманты в звучании инструмента в раструб медных духовых инструментов вводят сурдину (от лат. surdus - глухой, глухозвучащий) - специальное приспособление в музыкальных инструментах для уменьшения силы звука и изменения тембра.

Также для большинства медных духовых характерна вентильная система.

Вентильный механизм (нем. Ventil – клапан) – специальное механическое приспособление в некоторых конструкциях медных духовых инструментов, предназначенное для мгновенного изменения (увеличения) длины канала их основной трубки и соответственно для повышения или понижения высоты извлекаемых звуков.

Система была изобретена в 1818 г. Г.Штольцем и Ф.Блюмелем.

Медные духовые могут иметь два типа вентилей: поворотный или пистонный (помповый).

При поворотных вентилях добавочные кроны открываются с помощью поворота специальных барабанчиков, которые приводятся в действие нажатием пальцев на клапаны.

При пистонных (помповых) вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины, при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону.

Рис.4

Как и все духовые инструменты, медные инструменты генерируют звук с помощью энергии сжатого воздуха, созданной за счет мускульных усилий музыканта. Роль вибраторов выполняют особым образом колеблющиеся губы; в качестве резонаторов используются столбы воздуха в удлинённых трубах.

Что касается системы звукообразования, то в отношении медных духовых инструментов имеется ряд отличий от прочих духовых, а именно: особый механизм модуляции потока воздуха с помощью колебания губ; использование достаточно больших мундштуков сложной конструкции; применение изогнутых цилиндрических и конических труб; использование вентилей и кулис вместо боковых отверстий; применение больших раструбов в качестве дополнительных усилителей звука, а также использование сурдин.

Возбуждение столбов воздуха происходит с помощью вибраций губ, которые выполняют роль, аналогичную роли гибких тростевых пластинок. Именно поэтому данная группа инструментов называется амбушюрными. В них через особым образом сложенные губы периодическими толчками выходит воздух, т.е. происходит модуляция воздушной струи, которая возбуждает стоячие волны в трубе (резонаторе), что, в свою очередь, усиливает звук, создаёт “положительную обратную связь” и придаёт звуку музыкальную окраску.

Губы могут вибрировать сами по себе под действием струи воздуха, но для этого в полости рта должно быть создано достаточно большое давление. Уровень внутреннего давления очень важен для игры на медных инструментах, так как колебания губ стабилизируются не сразу: в первый момент они должны опираться только на внутренний акустический импеданс (т.е. комплексное сопротивление ) в полости рта, пока в трубе не образуется стоячая волна и не сформируется импедансный пик на входе трубы. Поскольку трубы имеют большую длину, этот процесс занимает достаточно долгое время. Различия в поведении губ и столба воздуха в трубе в начальный период определяет характер (переходных процессов) атаки в медных инструментах – он и служит их идентификационной характеристикой.

В амбушюрных инструментах невозможно играть без опоры на воздушный столб. Формирование стоячих волн в трубах с достаточно большой амплитудой помогает стабилизации потока воздуха через губы.

Вопреки распространённому представлению, основные акустические характеристики труб существенно не изменяются при изгибе их корпуса, однако большинство музыкантов полагает, что чем больше изогнут резонатор, тем более матовый (мягкий) звук извлекается. На самом деле тембр инструмента гораздо сильнее зависит от ширины мензуры. Мензурой называется отношение диаметра к длине трубки.

Все медные духовые инструменты делятся на узкомензурные (труба, тромбон, туба, валторна), у которых основная часть трубки имеет цилиндрическую форму, и широкомензурные (корнет, флюгельгорн, семейство саксгорнов), у которых основная часть трубки имеет коническую форму. Узкомензурные инструменты, особенно труба и тромбон, обладают ярким тембром. У широкомензурных инструментов звук более мягкий, матовый. Узкомензурные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра называют еще «характерными»

Помимо прочего, медные духовые отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью, так как звук у медных духовых излучается узким факелом из раструба. Особенно это касается высоких гармоник. Только на самых низких нотах направленность основных тонов близка к круговой. Это может привести к тому, что при прочих равных условиях медь окажется в записи гораздо ближе по плану, чем другие инструменты, так как в микрофоны в основном будет попадать концентрированный узконаправленный прямой сигнал.

Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и практически полным отсутствием шумов. Динамический диапазон зависит от высоты извлекаемых звуков – в высоком регистре не получится играть тихо.

Труба

Рис.5

Труба - (итал. tromba , фр. trompette , нем. Trompete , англ. trumpet ) - медный духовой музыкальный инструмент альтово - сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

Труба - амбушюрный духовой инструмент, сконструированный из меди или латуни реже из серебра, у которого узкая трубка согнута в один оборот и заканчивается небольшим раструбом; в длину труба примерно 140 см, диаметр раструба 11 см. Как правило у трубы трех - вентильный механизм с помощью которого музыкант может понижать звук на тон, полтона и полтора тона. Каждый вентиль открывает дополнительную трубку – крону. Общая длина воздушного столба внутри инструмента увеличивается и звук понижается. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей позволяет понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом труба получает хроматический звукоряд. Нередко, музыканты, играющие на трубе используют сурдину для изменения силы или тембра звучания. Сурдина для классической трубы – это грушеобразная болванка из дерева, алюминия, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Трубачи, исполняющие джаз, зачастую используют сурдины для создания всевозможных эффектов – рычания, ржания, кваканья и т.п.

Рис.6

Частотный диапазон (трубы in B) – основные тоны 164,8 Гц. Полный диапазон вместе с обертонами достигает 8 кГц.

В низком регистре труба имеет довольно большой динамический диапазон - 35 дБ (от 53 до 88 дБ). В высоком регистре у трубы динамический диапазон сужается до 15 дБ. Частотный диапазон трубы на основных тонах 230…1180 Гц, спектр простирается до 9 кГц. Время атаки от 10 до 20 мс. Гармоники возникают позже основного тона. Так, третья гармоника появляется через 40 мс после возникновения сигнала.

Переходные процессы – длительность нарастания 25-30 мс в низких регистрах и 20 мс в верхних.

Характеристика направленности – звук извлекается только вперёд через раструб, ширина лепестка плавно обостряется к высоким частотам

Тембр – сильный, блестящий в среднем регистре; резкий, пронзительный в верхнем.

Рис.7

Тромбон

Рис.8

Тромбон – (итал. trombone , букв. «большая труба», англ. и фр. trombone , нем. Posaune ) - медный духовой музыкальный инструмент басово - тенорового регистра. Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих отдельное семейство. В наше время чаще используется основной представитель семейства - теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, в связи с тем, что, часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый - почти не используются.

Тромбон - амбушюрный духовой инструмент, так же как и труба сконструированный из меди, латуни или других металлических сплавов. Тромбон, как правило имеет подвижную кулису с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха. Таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда. Однако кулисный способ управления высотой звука по быстроте и четкости уступает вентильному, как у трубы, валторны или у тубы.

Тромбон - не транспонирующий инструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным звучанием. На некоторых тромбонах имеются добавочные кроны, позволяющие понижать звуки на кварту или на квинту. Такие кроны подключаются с помощью кварт - вентиля или квинт - вентиля.

Общая длина инструмента примерно 275-300 см, диаметр раструба – 18 см

Частотный диапазон – основные тоны для тромбона 41,2 Гц, полный частотный диапазон до 5 кГц, имеется много обертонов в спектре. Главная форманта находится в области 500 Гц.

Рис.9

Динамический диапазон – в среднем составляет 37 дБ, при этом самые громкие звуки имеют уровень 95 дБ (на расстоянии 16 метров от исполнителя). В высоком регистре у тромбона наблюдается до 70 дБ, а в низком регистре на тихих нотах (pp) 40 дБ.

Характеристика направленности – имеет суживающийся к верхним частотам главный лепесток, направленный вверх

Тембр - в нижнем регистре мощный, суровый; в среднем регистре – очень яркий, четкий, блестящий.

Рис. 10

Валторна

Рис.11

Валторна – (от нем. Waldhorn - «лесной рог», итал. corno , англ. French horn , фр. cor ) - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль).

Валторна - амбушюрный духовой инструмент, имеет длинную (375 см) узко- канальную цилиндрическую трубу, свернутую спиралеобразно и заканчивающуюся широким раструбом (диаметром 32 см). Валторна снабжена механизмом с четырьмя или пятью вентилями. Инструмент имеет глубокий, узкий, воронкообразный мундштук.

Частотный диапазон: основные тоны для валторны in F составляют 48 Гц, 46 Гц. Полный диапазон достигает 1,5 кГц в нижнем регистре и 5 кГц – в верхнем. Имеется форманты: основная в области 340 Гц, менее выраженные в области 750 Гц, 1220 Гц и 2000 Гц. Спектр валторны также сильно зависят от громкости исполнения. При тихой игре спектр довольно редкий и достигает только 2 кГц. Звук при этом очень мягкий и округлый, волновая форма близка к синусоиде. При игре mezzo-forte спектр расширяется до 4…5 кГц, а при громкой игре достигает 7 кГц.

Динамический диапазон – составляет 40 дБ на низких частотах, 25 дБ – на высоких. В среднем уровни звукового давления достигают 53дБ-А для тихих уровней (pp) и 86 дБ-С для громких (ff) Переходные процессы – достаточно большое время атаки: 40-80 мс в нижнем регистре, 20-30 мс – в верхнем.

Рис. 12

Характеристика направленности – главный лепесток уменьшается по ширине к высоким частотам и имеет некоторый поворот относительно оси.

Тембр – ровный, мягкий, певучий, хорошо сливающийся со струнными и деревянными инструментами.

Рис.13

Туба

Туба - (итал. из латинского tuba - «труба», англ. tuba , нем. Tuba , фр. tube ) Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, который трудно интонируется. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает достаточно редко.

Рис.14

Туба - широкомензурный, самый низкий по звучанию медный амбушюрный духовой инструмент, имеет длинную свернутую в несколько раз трубу с большим раструбом.

Общая длина трубы 536 см, диаметр раструба – 35-60 см.

Тубы имеют строи 9-футового В, 12-футового F, 14-футового Es, 16-футового С и 18-футового ВB. Они делаются с широким коническим каналом, не считая цилиндрической по необходимости вентильной системы, и с очень широким раструбом, то есть деталями, которые, вместе с большим, глубоким чашеобразным мундштуком, облегчают извлечение самых низких нот, включая педальные тоны.

Применяются оба типа вентилей и поворотный, и пистонный, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Вентильная система состоит из обычных трех вентилей, плюс четвертый, иногда пятый, а в отдельных случаях даже шестой.

Частотный диапазон: для контрабасовой тубы in B, диапазон основных частот составляет 30,87 Гц, 349,2 Гц. Полный диапазон 1-1,5 кГц для низких нот, 1,5-2 кГц для высоких. В спектре мало высших гармоник. Имеется область формант в диапазоне 210-250 Гц.

Динамический диапазон на расстоянии 16 метров от инструмента можно получить уровень 54 дБ (pp), 74 дБ (mF), 87 дБ (ff). Средний используемый динамический диапазон 20 дБ. Рис.15

Переходные процессы – время нарастания для низких нот составляет 60 мс. Для средних – 40 мс. Для высоких – 25 мс.

Характеристика направленности – главный лепесток направлен вверх от раструба, он плавно обостряется к высоким частотам.Тембр – суровый, массивный, глубокий.

Рис. 16

II. Микрофоны, используемые для записи медных духовых инструментов и варианты их расположения в студии.

Перед началом любой сессии звукозаписи и перед записью медных духовых инструментов в частности, необходимо решить: какой микрофон использовать?

По опыту западных звукорежиссеров конденсаторные микрофоны с широкой мембраной, ленточные микрофоны и ПЗМы хорошо зарекомендовали себя при записи духовых. Так, конденсаторный микрофон снимает открытый, естественный звук, хорошо передаёт высокие частоты и превосходно отражает гармонию инструмента в пространстве.

За счет широкой диафрагмы конденсаторные микрофоны отлично справляются с записью тромбона и трубы.

рис. 20 – широкомембранный конденсаторный микрофон

Ленточные микрофоны используют в паре с конденсаторными, располагая их на расстоянии

рис.21- ленточный микрофон

ПЗМ(от англ. Pressure Zone Mic – микрофон граничного слоя) прекрасно работает как основной (ближний) или пространственный микрофон, превосходно сглаживая резкие ноты верхних регистров инструмента, сохраняя при этом присущий медным духовым общий характер звучания.

рис.22 – микрофон ПЗМ

Приступая к записи, необходимо максимально тщательно проверять реакцию микрофонов на резкие пиковые выбросы и настраивать входные уровни на линейках микшерного пульта. Иногда полезно использовать аттенюаторы на самих микрофонах. Это позволит не только значительно сэкономить силы и время музыкантов и звукорежиссеров, но и поможет избежать крайне нежелательных перегрузок звукового тракта и избавит от необходимости подвергать конечную запись обработке эффектами.


Рис. 23 Волновые формы сигнала трубы.

Записывая медные духовые, следует помнить, что зачастую партитурой предполагается игра с сурдинами, в связи с чем, время от времени необходимо будет переставлять микрофоны ближе к исполнителям (примерно 0,5 метра). В отдельных случаях возможно также заранее договариваться с музыкантами, чтобы те самостоятельно контролировали уровень громкости звучания инструментов, чуть мягче играя громкие части или, наоборот, стараться играть громче в проходах pianissimo.

Однако в большинстве случаев снижение громкости при использовании сурдин является естественным, и оно соответствует замыслу композитора или исполнителя. Поэтому звукорежиссеру лучше ничего не менять.

Валторна - медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен). Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. В настоящее время применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Диапазон валторны по действительному звучанию - от H1 (си контроктавы) до f (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду. Ноты для валторны пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания и в басовом - на кварту ниже действительного звучания без ключевых знаков. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем. Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик. Самые известные валторнисты: Йозеф Игнац Лейтгеб (Австрия, 1732-1811), Антон Иванович Усов (Россия, 1895-1981), Герман Бауманн (Германия), Анатолий Сергеевич Дёмин (Россия) и многие другие.

Натуральную валторну еще называют ручным горном . Рассмотрим ее основные составляющие. Главной частью инструмента является основная трубка. С одной стороны она заканчивается раструбом, а с другой – мундштуком. Это две части характерны для всех духовых инструментов. Основная трубка закручивается. В середине этого круга располагаются насадки в виде крюка. Круг трубки присоединяется к частям у раструба и мундштука с помощью перемычек...



– это музыкальный инструмент с названием, напоминающим слово «серпентарий». Однако не стоит думать, что в изготовлении инструмента были использованы змеи, это из разряда фантастики. Свое название инструмент получил, благодаря своему внешнему сходству со змеей. Серпент относится к семейству труб, которое славится своей многочисленностью и разнообразием. Труба- это медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с семнадцатого века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Серпент также является духовым инструментом, предок нескольких современных духовых инструментов.

Основная часть инструмента - это трубка, имеющая змеевидную изогнутую форму. Трубка широкая и конусообразная. Такая форма неслучайна: именно она способствует тому мягкому звучанию, которым и отличается серпент. На трубке располагаются игровые отверстия. Они находятся примерно в центральной части корпуса, чтобы музыканту удобно было играть, закрывая отверстия пальцами. Первоначально инструмент имел шесть игровых отверстий, расположенных группами по три, позднее добавлены три-пять отверстий с клапанами. Не полностью закрывая отверстия, исполнитель извлекал хроматически изменённые звуки. Венчает трубку чашеобразный мундштук, которым отличаются все духовые инструменты. В него дует музыкант во время исполнения различных мелодий.

Тональный диапазон инструмента довольно обширный – около трех октав. Это позволяет исполнять на серпенте не только программные произведения, но и различного рода импровизации, что значительно повышает рейтинг инструмента.
Материал, из которого сделан инструмент, в основном, дерево, поскольку корпус деревянный. Мундштук делается из рога животных или из слоновой кости. В более поздних конструкциях мундштук стал изготавливаться из металла...



Относится к семейству тубы. Туба- широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти девятнадцатого века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Сузафон является разновидностью тубы. Это медный духовой инструмент басового звучания. Инструмент сконструирован таким образом, что «надевается» на тело музыканта, и удерживается на левом плече, что позволяет легко играть при движении. Свое название получил в честь американского капельмейстера и композитора Джона Филиппа Соуза (1854-1932), который популяризировал его, используя в своём духовом оркестре. Д. Ф. Соуз, вопреки распространенному мнению, задумывал инструмент не столько как маршевый, а скорее как концертный, удобный для музыканта и с полным, богатым звуком. Звук был достигнут за счет расширения раструба и шейки инструмента, а также направления раструба вверх.

Основная трубка является основополагающей в инструменте. Здесь же располагаются клапанные трубки клапаны. Заканчивается основная трубка широким раструбом, что, впрочем, характерно, для тубы. На основной трубке находится и мундштук, необходимый для игры на сузафоне. Тональный диапазон сузафона довольно обширный, он охватывает до двух октав. Это позволяет исполнять на инструменте не только программные классические произведения, но и прибегать к импровизации, внося тем самым разнообразие в давно известные произведения...



Медный духовой мундштучный инструмент, являющийся разновидностью широкомензурных инструментов семейства саксгорнов (альт, тенор, туба), ведущих начало от сигнальных и почтовых рожков, бюгельгорнов и флюгельгорнов. В 1845 г. известный бельгийский музыкальный мастер А. Сакс создал семейство саксгорнов - медных духовых инструментов с улучшенной мензурой и более совершенным вентильным механизмом, которые сегодня составляют основную группу духовых оркестров. Все инструменты группы отличаются друг от друга только размерами.

В своем названии тенор-туба говорит о близком родстве к самой тубе, которая сейчас является незаменимым инструментом во всех симфонических оркестрах. Туба- широкомензурный медный духовой музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах, сравнительно реже в различных джазовых и эстрадных оркестрах и ансамблях. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Тенор-туба состоит из нескольких трубок. Они называются трубка первого, второго и третьего вентиля. Однако самая большая – это основная трубка. Как и у любого инструмента семейства тубы у тенор-тубы есть раструб, мундштук, а также вентильный механизм. Отличительной особенностью тенор-тубы является наличие клавиши вывода конденсата.

Тональный диапазон тенор-тубы довольно обширный – около трех октав. Это позволяет исполнять на инструменте не только программные классические произведения, но и прибегать время от времени к различного рода импровизациям, что еще больше украшает исполняемую мелодию. Несмотря на такое обилие трубок в конструкции тенор-тубы она не громоздка. Общая длина инструмента примерно шестьдесят сантиметров. Если распрямить загнутые трубки, то их длина можеи достигнуть и трех метров, но, к счастью, они компактно «уложены» внутри завитков, что позволяет транспортировать инструмент на любые расстояния...

Труба это духовой музыкальный инструмент из семейства мундштучных (амбушюрных) инструментов, альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Среди выдающихся сольных трубачей различных жанров - Морис Андре, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Тимофей Докшицер, Майлз Дэвис, Уинтон Марсалис, Сергей Накаряков, Георгий Орвид, Эдди Кэлверт.

Разновидности трубы

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Еs, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла. В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или на трубе in C.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и которая предназначена для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов - Третья симфония). В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Басовая труба in B, звучащая на октаву ниже обычной трубы и на большую нону ниже написанных нот. Вышла из употребления ко второй половине XX века, в настоящее время её партию исполняют на тромбоне - инструменте, схожем с ней по регистру, тембру и строению.

Труба-пикколо (малая труба). Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. Используется в строе си-бемоль (in B) и имеет возможность перестройки в строй ля (in A) для диезных тональностей. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Многие трубачи используют для малой трубы мундштук меньших размеров, что, однако, влияет на тембр инструмента и его техническую подвижность. Среди выдающихся исполнителей на малой трубе - Уинтон Марсалис, Морис Андре, Хокен Харденбергер.

Баритон:

Тенор:

Корнет:

Устройство трубы

Трубы делают из латуни или меди, реже - из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

По сути своей труба представляет длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт, как длины самой трубки, так и степени расширения раструба - это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба - правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


Что еще почитать