Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. Знаменитые орнаменты в интерьере

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

  • растительные узоры;
  • анималистические изображения;
  • религиозные темы;
  • символизм.

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

- фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор». Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

— антропоморфный орнамент, где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

— растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

— геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

— зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» — «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть — зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
— ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
— ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).



То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Что еще почитать