Особенности налоговой политики рф на современном этапе. Реферат: Налоговая политика РФ на современном этапе

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Понятие и цели налоговой политики 6
1.2. Проблемы налоговой политики РФ на современном этапе 7
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 8
2.1. Характерные черты налоговой системы России 8
2.2. Характеристика налоговой политики России в настоящее время 10
2.2.1. Совершенствование налогового администрирования 10
2.2.2. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала 19
2.2.3. Налоговое стимулирование инвестиций 20
2.2.3. Поддержка модернизации производства 22
2.2.4. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом 22
2.2.5. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства 25
2.2.6. Меры, предусматривающие повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации 26
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРСПЕКТИВУ 32
3.1. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах 32
3.2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Введение

Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны.
Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Вся история российского государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы — изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.
В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности налоговой политики государства.
Задачи работы:
— рассмотреть цели налоговой политики государства;
— проанализировать налоговую политику России на современном этапе;
— рассмотреть основные направления налоговой политики нашего государства на ближайшие три года.
Объект работы: налоговая политика.
Предмет курсовой работы: налоговая система Российской Федерации.
При написании курсовой работы использовались различные источники: учебная литература, материалы периодических изданий, таких как газеты и журналы, ресурсы сети Интернет.

Список использованных источников

1. Апель А.Л. Основы налогового права / 3-е изд., доп., перераб. — СПб.: Питер, 2008. — 512 c
2. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.- 2012. - № 9.
3. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 2009.
4. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. — М., 2008. — 210 с.
5. Доклад Минфина России «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016, 2017 годов»
6. Карасёва М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). — М.: Юрист, 2008. — 328 с.
7. Кашин, И. Мерзляков. Налоговая политика и оздоровление экономики России // Аудитор. — 2012. — №9. — с.24.
8. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговых служб // Налоги. — 2013. — №10. — с. 19.
9. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет — 2014: новые экономические тенденции // Финансы. — 2013. — №1. — с.3-8.
10. Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: учебное пособие / Под ред. проф., д. э. н. Кузнецова Н.Г. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. — 374 с.
11. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. — М.: Учебно-консультационный центр «Юр ИнфоР», 2012. — 360 с.
12. Литвинцева Т.В. Социальное проблемное поле налоговой системы Российской Федерации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — №15. — С.60-67.
13. Минаков А.В. Основы управления бюджетно-налоговой системой России // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — №9. — С.61-69.
14. Мишустин М.В. Налогообложение — современный взгляд. — М.: Международная конференция, 2013.
15. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство.2-е изд. / Под ред. Евстижеева Е.Н. — СПб: Питер, 2009. — 281 с.
16. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н. прф. Ю.А. Крохина. — М.: Издательство НОРМА, 2012. — 186 с.
17. Налоговое право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.А. Крохина. — М., 2009.
18. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2013.
19. Налоговое право: учебное пособие / Под ред. С.Г. Тепеляева. — М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2009. — 438 с.
20. Основы налоговой системы: Учебник / Под ред. А.П. Починка, Д.Г. Черника. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
21. Официальный сайт ФНС России
22. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.6-е изд., доп. и перераб. — М.: МЦФЭР, 2011. — 250 с.
23. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов — М.: МЦФЭР, 2009. — 442 с.
24. Пасько О.Ф. Налоговое регулирование экономического развития предприятий: Дис. канд. экон. наук. М., 2012. 178 с.
25. Петров Ю. Инновационный подход к развитию российской налоговой системы // Российский экономический журнал. — 2011. — №6. — С.14-21.
26. Селезнев А. Качество сбалансированности федерального бюджета // Экономист. — 2009. — №10. — с.18-29.
27. Тимофеева И.Ю. Основы налоговой безопасности государства, бизнеса и общества: концепция и методология. — Смоленск: Универсум, 2011.384 с.
28. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие / Под ред. Сенчакова В.К., Архипова А.И. — М.: Проспект, 2008. — 720 с.
29. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе // Российский налоговый курьер. — 2009. — №4.
30. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов. — 3-е издание переработанное и дополненное. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 250 с.
31. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы. — 2011. — №2. — C.3-8.
32. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 604 с.
33. Сайт Министерства Финансов РФ [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.minfin.ru/ru/

Общий объем: 59

Год: 2014

Становление рыночных отношений в Российской Федерации требует проведения экономически обоснованной и стратегически ориентированной налоговой политики, которая создаст условия для обеспечения экономического роста, усиления предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения полномасштабных иностранных инвестиций.

Налоговая реформа в Российской Федерации началась принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 января 1999г.). Этим был заложен правовой фундамент налоговых отношений, определены основы процесса налогообложения. Завершится реформирование налоговой системы Российской Федерации только после принятия в полном объеме части второй (специальной) НК РФ, которая состоит из разделов и раскрывает процедуру налогообложения. Так, в первом разделе «Федеральные налоги» детально освещается конкретный порядок исчисления и взимания федеральных налогов, обязательных на всей территории Российской Федерации. Разделы «Региональные налоги» и «Местные налоги» определяют общие принципы и правила налогообложения по региональным и местным налогам. Устанавливаются основные субъекты налоговых правоотношений, налогооблагаемая база, максимальные ставки, льготы, предусмотренные на федеральном уровне. Конкретный порядок исчисления и взимания, а также введения тех или иных региональных и местных налогов будет определяться законодательными актами соответствующих органов власти и управления. Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливается возможность применения особого механизма налогообложения (в добровольном или обязательном порядке) для предприятий малого бизнеса, перешедших на упрощенную систему налогообложения; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также возможность перевода сельскохозяйственных производителей на уплату единого налога. Таким образом, НК РФ должен стать всеобъемлющим документом, полностью определяющим отношения государства и налогоплательщиков, регламентирующим концептуальные положения структуры и функционирования налоговой системы Российской Федерации и устраняющим ее недостатки.

Налоговый кодекс Российской Федерации призван решить следующие важнейшие задачи:

  • · построение стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • · создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
  • · усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключение из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
  • · ослабление общей налоговой нагрузки в отношении законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, постепенного снижения ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • · упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
  • · обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
  • · оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • · развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • · обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех уровней на основе существенного повышения уровня собираемости налогов и сборов. Для этого требуется наделение органов, обеспечивающих контроль за сбором налогов и сборов, необходимыми полномочиями и инструментами, позволяющими проводить эффективный контроль за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками;
  • · совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Вопросы совершенствования налоговой системы Российской Федерации все время находятся в поле зрения исполнительных и законодательных органов власти.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной ролью налогов.

В целом налоговая политика в 2011-2013 годах направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

В 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов в области налоговой политики планируются к реализации следующие основные меры:

  • 1. По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:
    • *снижение до 2015 года, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 года, совокупной ставки страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета). При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34%) в 2015 году.
    • * освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
  • 2. По налогу на прибыль организаций предусматривается:
    • * сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление с 2011 года особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;
    • * решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;
    • * повышение с 3 до 10 млн. рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи.
  • 3. По налогу на добавленную стоимость предусматривается:
    • * уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;
    • * уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;
    • * уточнение порядка применения ставки в размере 0 % при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц;
    • * уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.
  • 4. По акцизам предусматривается:
    • * изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
    • * уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 годы, индексация ставок акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
  • 5. По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 годах к внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.
  • 6. По налогообложению имущества (в том числе земельных участков) предусматривается:
    • * возложение обязанности по уплате налога на имущество организаций и земельного налога в отношении имущества (в том числе земельных участков) паевого инвестиционного фонда на управляющие компании;
    • * установление порядка исчисления земельного налога при использовании земель сельскохозяйственного назначения не по назначению с коэффициентом 4 к основной ставке налога по этим землям;
    • *сокращение установленных на федеральном уровне льгот по указанным налогам.
  • 7. По налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемому при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых предусматривается:
    • * проведение оценки целесообразности введения ставки НДПИ на нефть в размере 0 рублей на определенный срок при добыче нефти на новых месторождениях севера Ямало-Ненецкого округа по аналогии с месторождениями Восточной Сибири;
    • * изменение порядка налогообложения НДПИ природного газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания пластового давления;
  • 8. По водному налогу предусматривается индексация размера ставок налога с учетом значительного роста, роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям.
  • 9. По специальным налоговым режимам предусматривается:
    • *совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента;
    • * сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежании конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента.
  • 10. По налоговому администрированию предусматривается:
    • * введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;
    • * совершенствование порядка учета налогоплательщиков;
    • * ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избежании двойного налогообложения;
    • * упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики России на современном этапе:

  • 1. обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме;
  • 2. создания условий для развития и регулирования хозяйства страны;
  • 3. сглаживание неравенства в уровнях доходов населения;

повышения благосостояния.

Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, отвечающей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков

«Основные направления налоговой политики …» не являются нормативно-правовым актом, но на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нём положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Этот документ позволяет определить среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определённости условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, позволяя бизнесу осуществлять планирование на более длительные сроки.

Рассмотрим направления налоговой политики на 2012 финансовый год и двухлетний плановый период. Для этого проведём анализ документа, одобренного 07.08.20011 г. Правительством Российской Федерации, что в налоговой системе в ближайшие три года произойдут значительные и отчасти даже радикальные изменения, хотя нужно отметить, что в данном документе сказано, что приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее.

Следовательно, хоть Правительство и предусматривает кардинальные перемены в данной области, но особо, ни чего не изменило даже с планов на 2009 год.

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

В период 2012 - 2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".

Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы, как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям (на рис. 6 представлены основные направления налоговой политики, которые были запланированы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов).

Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов:

    Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала:

    Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование;

    Совершенствование амортизационной политики;

    Разработка порядка отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях налогообложения;

    Меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети;

Рисунок 6 – Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

    Мониторинг эффективности налоговых льгот:

    Оптимизация налоговых льгот;

    Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов;

    Акцизное налогообложение:

    периодическая индексация ставок акциза;

    Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;

    Налог на прибыль организаций;

    Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли;

    Налогообложение природных ресурсов:

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа);

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче иных полезных ископаемых;

    Водный налог;

    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов:

    Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения на основе патента;

    Введение налога на недвижимость:

    для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости;

    Налоговое администрирование:

    Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов;

    Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Говоря в целом, на сегодняшний день Правительству удалось создать налоговую политику России. Учитывая, что эту работу наша страна начала практически «с нуля», это, безусловно, огромное достижение. Оценивая основные направления налоговой политики, которые запланированы на предстоящий трёхлетний плановый период, они, конечно же, довольно таки неплохи, как цели и методы их реализации. Но всё-таки выполняются и реализуются они очень медленно, каждый раз, примерно, половина из них, переносится на другой плановый период. Хотя и это является для России огромным достижением к развитию данного направления. Но думается, что нужно говорить и о проблемах и недостатках, которых, к сожалению, тоже достаточно.

Введение.

2. Сущность и функции налогов.

3. Налоговая политика государства.

3.1 Сущность и значение налоговой политики.

3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.

3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.

4. Налоговая система России.

Заключение.

Список литература.

Введение.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

С точки зрения науки об управлении государство как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы. Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.

1. Развитие налогообложения в России.

Не останавливаясь подробно на истории развития налогов, уходящей в глубину веков, отметим основные вехи становления отечественных налогов. Это связано с тем, что вопросы исторического развития отечественного налогообложения рассмотрены в литературе крайне скудно, разрозненно, зачастую в отрыве от исторических реалий. Однако отечественная история налогов имеет длительный период, весьма интересна, поучительна, многие исторические аспекты налогообложения являются актуальными и для нынешнего этапа формирования российской налоговой системы.

В древнейший период основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержания князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Со временем развилась весьма разветвленная система личных повинностей окрестного населения в пользу князя и его двора.

Особое влияние на становление российской налоговой системы оказало монголо-татарское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань, представляющая собой прямой денежный налог . Для определения размера дани периодически проводились переписи населения.

Постепенно в налоговой системе начинают выделяться прямые и косвенные налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие – платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. По мере развития внешней торговли возрастают внешние таможенные пошлины.

Весьма интересный и драматичный период в истории российский налогов связан с эпохой Петра Великого. Общеизвестно, что именно в этот период чрезвычайно высоких размеров достигают военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии и созданием российского флота. Рост расходов сопровождался беспрецедентным увеличением налоговых сборов. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих нынешних российских нововведений в налоговой сфере, Петровская налоговая реформа была тщательно продумана и предварительно проведена большая подготовительная работа.

В период царствования Екатерины 2 проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период царствования Александра 3.

Новый этап становления российской налоговой системы начался в 1990-е годы, он связан с переходом от административной системы управления к рыночной, характеризуется постепенным построением налоговой системы, имеющей общие с развитыми экономическими странами черты.

2. Сущность и функции налогов.

В течение многих веков на развитие налогов не оказывали какое-либо существенное воздействие теоретические соображения. Налоги, как правило, формировались из чисто практических подходов, прежде всего из потребностей пополнения доходов казны. Однако в начале 19 века начинается формирование серьезных теоретических воззрений на природу и сущность налогов, их место в жизни общества. По мере становления налогов менялось представление об их месте и роли в обществе, углублялось и конкретизировалось и определение налогов.

Сущность налогов проявляется в их функциях. При обосновании функций налогов отчетливо проявляются две тенденции – зауженная трактовая функций и расширительная. Согласно первой считается, что единственной функцией налогов является фискальная. Действительно, само появление налогов прежде всего было обусловлено необходимостью обеспечения доходами бюджета государства.

Вместе с тем было бы ошибочно сводить все функции налогов к одной, хотя и весьма важной. Очевидно, что установленный налог, его ставки, выбор налогоплательщиков, льготы, механизм изъятия оказывают серьезное влияние на экономические интересы распределение и перераспределение финансовых потоков. Следовательно, наряду с фискальной необходимо выделить как минимум еще одну функцию – распределительную. В экономической литературе имеются попытки выделить и другие функции – стимулирующую, контрольную, экономическую и др.

Главной, определяющей функцией является фискальная. Оценивая эффективность налоговой системы, необходимо прежде всего анализировать, насколько успешно налоги наполняют доходами казну или бюджет. Однако, рассматривая фискальную функцию налогов, и давая ей предпочтение, следует иметь в виду, что налоговое обложение не должно создавать трудностей и препятствий для экономического роста, гармоничного развития товаропроизводителей и сферы обращения. В противном случае будет значительно сужена налогооблагаемая база, вместо ожидаемых доходов бюджет получит только их часть со всеми негативными последствиями.

Для того чтобы налоги выполняли свои функции в полном объеме, необходима выработки налоговой политики, адекватной объективным экономическим и социальным условиям.

3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

3.1. Сущность и значение налоговой политики.

Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

Обеспечению государства финансовыми ресурсами;

Созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

Сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Можно выделить три типа налоговой политики .

Первый тип политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

3.2. Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Термин "политика" определяется в "Толковом словаре русского языка" как "деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страды, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организации, общественных группировок, определяемая их интересами и целями".

В экономической литературе существуют разные понятия налоговой политики. Безусловно, важно разобраться с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон.

К сожалению, несмотря на свою безусловную значимость, понятие "налоговая политика" не имеет в нашей стране законного признания и обоснования. Этот термин не встречается в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", где говориться, что Правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику. Употребляется данный термин без раскрытия его сути и в некоторых подзаконных актах.

Во многих экономических трудах дается определение налоговой политики, например: "Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера, поставленных в данный момент задач перед государством. Является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций".

Но, без сомнения, представляется логичным рассмотрение налоговой политики как выходящей далеко за рамки мероприятий в области налогов. В последние десятилетия развитые страны, проводя налоговую политику, стали активно вмешиваться в функционирование рынка, регулировать рост производства, способствовать приоритетному развитию отдельных отраслей, влиять на инвестиционную политику и структурную перестройку экономики.

Но такое расширенное понимание налоговой политики вряд ли можно признать адекватным современной роли налогов. Если исходить из восприятий социально-экономической сущности налогов, то налоговая политика должна выступать частью общей государственной социально-экономической политики.

Итак, в свете всего вышесказанного дадим следующее определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной и полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Считается, что налоговая политика включает в себя три звена:

  • (1) выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных экономических законов, глубокого анализа состояния развития страны, исходя из потребностей населения;
  • (2) определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей, международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;
  • (3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Еще более завуалировано восприятие того, какую налоговую политику следует считать эффективной. Уже в самом подходе к обозначению такой политики нет научного единообразия. Ее зачастую называют также здоровой, справедливой, рациональной или оптимальной налоговой политикой. Но если бы вся сложность ограничивалась только терминологическими объяснениями, это было бы решаемой проблемой. В таком случае следовало бы определиться только с ее обозначением. На самом деле проблема гораздо глубже. Суть ее выражается не только в разных подходах к пониманию эффективности в налогообложении, но и в более сложной дилемме - реализации в налоговой политике приоритета эффективности и справедливости. Именно в непонимании или в игнорировании этой дилеммы, в нежелании поиска компромисса между эффективностью и справедливостью кроется несостоятельность многих подходов к обоснованию того, какая же налоговая политика может быть признана эффективной.

В этом аспекте недостаточно полным следует признать утверждение Б.Х. Алиева о том, что эффективной может быть только та налоговая политика, которая стимулирует накопления и инвестиции, способствует экономическому росту. А.И. Косолапов делает более аргументированный вывод о том, что главное в эффективной налоговой политике государства - нахождение в каждый период развития общества оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости.

Об эффективной налоговой политике следует говорить как об искусстве нахождения компромисса между эффективностью и справедливостью в налогообложении, понятном и принимаемым большинством налогоплательщиков. Поэтому обоснованным видится следующее определение, созвучное с концепцией оптимальной структуры налогообложения.

Эффективная налоговая политика - это налоговая политика, ориентированная на максимизацию общественного благосостояния и при этом наилучшим образом отражающая интересы общества в нахождении компромисса между реализацией принципов эффективности и справедливости в налогообложении.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Стратегия налоговой политики - это совокупность ее перспективных целей и принципиальных способов решения долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. В процессе ее разработки:

  • (1) прогнозируются основные тенденции развития налогов;
  • (2) формируются концепции их использования;
  • (3) намечаются принципы организации налоговых отношений;
  • (4) составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ.

Налоговая тактика, направленная на решение задач конкретного этапа развития страны путем адекватного изменения способов организации финансовых отношений, маневрирования финансовыми ресурсами, определяется Правительством РФ, в том числе профильными министерствами и федеральными агентствами, представительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления.

Налоговая стратегия является относительно стабильной, налоговая тактика гибкая, подвижная, но обе они тесно взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Как специфическая область государственной деятельности, налоговая политика относится к категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, будучи составной частью финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нес специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая сфера является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.

Налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для государственно-бюджетной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы), экономического регулирования (налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью в целях осуществления определенной экономической политики), выравнивания доходов (с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также системе трансфертных платежей социально незащищенным слоям населения). Однако, осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, к развитию предпринимательской и трудовой деятельности.

В какой мере налоги могут служить орудием экономической политики? В научной литературе по этому вопросу высказываются различные мнения. Классики политической экономии - А. Смит и в особенности Д. Рикардо - относились, в общем, отрицательно к мысли об использовании налогов в качестве орудия активной экономической политики. Этого же мнения придерживаются и некоторые другие авторы - П. Леруа-Болье, Стурм и др. А. Вагнер же выдвинул так называемую социально-политическую теорию, по которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. "Наряду с ближайшей, чисто финансовой, целью налога, - указывал Вагнер, - может быть различаема и поставлена еще другая цель: осуществлять с помощью налога регулирующее вмешательство в распределение народного дохода и народного имущества в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Я не только твердо придерживаюсь этой точки зрения вопреки всякой полемике, но даже расширяю теперь эту вторую цель в том направлении, что считаю, что регулирующим образом можно вмешиваться также в употребление отдельного дохода и имущества. Из этой установки указанной второй цели вытекает расширенное или, если угодно это назвать таким образом, второе понятие налога, социально-политическое понятие наряду с чисто финансовым".

Это расхождение мнений связано прежде всего с расхождением мнений в вопросе о том, как далеко должно простираться вмешательство государства в хозяйственную жизнь. Классики политической экономии были противниками вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Поэтому они были и против осложнения задач налоговой политики чисто экономическими функциями. Наоборот, Вагнер являлся сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь, поэтому и налоги, с его точки зрения, должны не только выполнять фискальные функции, но и играть известную экономическую роль.

Мысль Вагнера важна тем, что он расширяет функции налога: тот является не только фискальным инструментом, но и средством для сознательного или преднамеренного воздействия на хозяйственную жизнь. В зависимости от того, как решается вопрос о границах вмешательства государства в хозяйственную жизнь - в сторону его сужения или расширения, экономические функции налога также либо сужаются, либо расширяются.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования экономики. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику, размещение, на ускорение научно-технического прогресса Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, и развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

  • o общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
  • o уровень инфляции;
  • o кредитно-денежная политика государства;
  • o соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за её выработку и осуществление в целях обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей несет ответственность Федеральная налоговая служба. На это указывают п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, и п. 1 постановления Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" от 30 сентября 2004 г. № 506.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Все специалисты в области налогов подчеркивают правовую природу налоговой политики и то, что налоговое право служит отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Подводя некоторый итог всему сказанному о налоговой политике, можно сделать следующие выводы:

  • o налоговая политика представляет собой комплекс экономических, организационных мер и мер по регулированию налоговых отношений, является составной частью социально-экономической политики государства;
  • o система, в рамках которой реализуется политика, - это национальная налоговая система;
  • o критерии налоговой политики - эффективность, справедливость, затратность налоговой системы.

Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают тс перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства. Тем не менее налоговая политика государства имеет относительно самостоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Имея относительную самостоятельность, государственная налоговая политика должна строиться на основе научной теории налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Что еще почитать