Как происходит отпевание усопших. Что такое отпевание

Таинства — это особые действия Божии, совершаемые в Православной Церкви, через которые Бог сообщает людям Благодать Святого Духа. Обрядовую внешнюю сторону Таинства совершает священник в единстве с народом Христовым посредством освящения вина, хлеба, елея, мира, воды, и других природных веществ необходимых для Таинств Церкви. Но Церковь не ограничивает круг своего попечения о мире и народе Божьем только совершением семи церковных Таинств.

Время и место совершения чина погребения

  1. Чин погребения в нашем храме совершается каждый день, кроме воскресенья. По Вашей просьбе (обстоятельства бывают разные) время отпевания может быть перенесено.
  2. Для совершения чина погребения с должной благопристойностью следует прийти в храм и обратиться в церковную лавку за день-два до времени похорон.
  3. Для соблюдения должных условий желательно при себе иметь свидетельство о смерти.
  4. В церковной лавке Вы можете приобрести все потребное для совершения чина погребения: пелену, свечи, венчик, небольшой крест для усопшего и другое.
  5. Отпевание совершается в течение 30-50 минут в зависимости от числа прощающихся родственников и близких.
  6. Прочие вопросы можно разрешить в церковной лавке.

Действие благодати Христовой должно распространяться от «края земли до края », в любом доме и помещении, где живут христиане, от младенческой души до великовозрастного старца, в болезни и добром здравии. Более того Церковь в освящении «души и тела» идет намного дальше. Она идет за гробом своих чад до установления на могиле надгробного креста. Поэтому Церковь располагает огромным количеством различных служб, молебнов и молитвословий на все случаи жизни и смерти. Сведенные все вместе они занимают три толстых книжных тома. Существует молебны или молитвы на освящение машины, колокола, самолета, надгробного креста, воинского знамени и церковных хоругвей, иконы, соли, лекарств, парохода и мясных брашен (колбасы и прочего) на Пасху. Церковь опоясывает освящающим благодатным действием землю, воздух, воду и даже космическое пространство, совершая крестные ходы на самолетах, кораблях, машинах, посылая в космос иконы и крещенскую воду с космонавтами. Но совершенно особое во всем этом попечительном святом многообразии занимает трогательный чин Погребения.

Чин Погребения – это таинственный обряд, совершаемый священнослужителями в храме, на кладбище или в любом другом достойном месте, состоящий их церковных песнопений, каждения, чтения Евангелия, Разрешительной молитвы над усопшим и благословения на погребение в кладбищенских пределах .

Катехизическое определение чина погребения

Чином Погребения называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов православного человека в загробный мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь.

Отпевание совершается над умершим только однажды. В этом его существенное отличие от других заупокойных служб, которые могут отправляться многократно (например, панихиды, литии). Существует несколько чинов погребения: Архиерейское, священническое, для мирян. Совершенно особым образом стоят «Чин отпевания на Пасху» и «Чин младенческого погребения». В них нет скорбных песнопений, только радостная надежда на Божии обетования, например, «Чин младенческого погребения» завершается словами « И отходим за все славя Бога».

ОТПЕВАНИЕ СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ И ТОЛЬКО НАД ХРИСТИАНАМИ, КРЕЩЕННЫХ В ПРАВОСЛАВИИ

Об отпевании необходимо договориться со священником заранее (за день или два) до дня погребения.

В свечной лавке нужно заранее приобрести саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

При отпевании родные и близкие стоят с зажжеными свечами. В этом обряде могут принимать участие представители других религиозных конфессий. Продолжить чтение →

_______________________________________________________

Отпевание. вопросы

Когда необходимо договариваться со священником об отпевании?

Об отпевании необходимо договориться в храме за несколько дней (не позднее, чем за день) до дня погребения. При себе необходимо иметь свидетельство о смерти. В свечной лавке нужно заранее приобрести погребальный саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

Совершается ли отпевание над некрещеными младенцами?

Над некрещеными младенцами отпевание не совершается.

Кто лишается церковного погребения?

Лишаются христианского погребения некрещеные, а также лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т.д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

Как отпеть человека совершившего самоубийство в невменяемом состоянии?

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение.

Что такое заочное отпевание? Как оно совершается?

Заочное отпевание совершается в тех случаях, когда из-за трагической смерти невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т. п.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. Если по каким-либо объективным причинам над телом вашего покойного родственника не было совершено отпевание, можно попросить священника совершить его заочно.

Какие существую суеверия, связанные с погребением?

Существует множество неписаных, и подчас довольно странных обычаев, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с бóльшим усердием, нежели церковные традиции. В XX-м веке, когда прервалась нить церковного предания, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

Завешивать зеркала и стекла в доме, где есть покойник;
- закрывать форточки и окна (чтобы душа умершего не упорхнула);
- ставить под гроб емкость с водой (в которой душа отмывается);
- класть под гроб топор;
- класть в гроб деньги, вещи и продукты;
грехи усопшего)
- считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба (наоборот, именно близкие родственники должны нести гроб. В некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям);
- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию (а не то умрешь);
- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
- «замывать» пол после выноса гроба (чтобы умерший не вернулся);
- переворачивать стулья и столы после выноса тела;
- лить водку в могильный холм;
- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
- кидать в могилу деньги;
- рассыпать по могиле хлебные крошки;
- подавать в храме записки за самоубийц в Духов день;
- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
- верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого.

Все эти обычаи и приметы продиктованы суеверным страхом перед смертью. Несомненно, является заблуждением вера в то, что жизнь и смерть человека могут зависеть от перевернутого стула. Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, - вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Где хранить землю после заочного отпевания? Можно ли ее заносить в дом?

Во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако в Чине отпевания нет указания на подобное освящение земли. Практика «освящения земли» возникла в связи с появившемся заочным погребением (см. выше); поскольку священник не всегда имеет возможность присутствовать на кладбище и совершить это действие непосредственно у могилы. Для того эта земля дается после отпевания, чтобы родственник вместо священника ее высыпал на могилу и таким образом предал его земле. Но поскольку умерший и похороненный человек уже предан земле (погребен), то и посыпание землей является символическим действием и не имеет какого-либо сакрального смысла.

К сожалению, этому символическому действию часто придается преувеличенное значение, порой большее, чем самому чину отпевания. Отношение к освященной земле превратилось в суеверие, выражающееся в том, что весь смысл христианского погребения сводится лишь к получению «земли» , тогда как главное – произнести молитвы, которые исходатайствуют усопшему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Необходимо сохранить здравое отношение к этому обрядовому действию.

Землю после заочного отпевания нужно крестообразно высыпать на могилу. Если умерший был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного.

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища - это священное место, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Из глубокой христианской древности идет обычай отмечать место погребения победным знамением нашего спасения - Святым Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Надо следить за тем, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Как вести себя на кладбище?

Могилу нужно содержать в чистоте. При посещении умершего родственника на его могиле можно зажечь свечу. Если есть возможность, прочитайте канон или акафист о упокоении или просто помолчите, вспомните покойного. Не нужно есть или пить на кладбище. Недопустимо лить водку на могильный холм. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба («для усопшего») имеет языческое происхождение и не должен соблюдаться христианами. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как поминать усопших?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - говорит святитель Иоанн Златоуст. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Как провести поминальную трапезу?

Смысл слова «помянуть» - вспомнить добрые качества, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. Обычай поминать умерших за трапезой известен с давних пор. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни (см. ниже). Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, 90-го псалма или молитвы «Отче наш».

Первое блюдо поминальной трапезы - кутья (коливо). Это отваренные зерна пшеницы (риса) с медом (изюмом, курагой). Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Существует особый чин освящения кутьи, если нет возможности попросить об этом священника, окропите кутью святой водой сами. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого Поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье.

От спиртного во время поминок следует воздержаться. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки - не повод для веселья. Известно, к чему могут привести обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртного. Вместо того, чтобы вспоминать достоинства усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения. Даже если усопший любил выпить, не следует подражать ему в не самых лучших привычках.

Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста; в этом нужно руководствоваться словами Спасителя: «Ешьте, что вам предложат» (Лк. 10, 8), но соблюдать разумную меру в еде и разговорах.

Какие существую дни Вселенского поминовения усопших?

В определенные дни года Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. В церковном календаре эти дни не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом:
1. Мясопустная родительская суббота - за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»;
2. Родительские субботы 2, 3 и 4-й недель Великого поста;
3. Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы.
Вечером накануне родительских суббот в храмах совершаются парастасы - заупокойные службы, а после Литургии бывают панихиды с многократным поминовением имен усопших, указанных в заупокойных записках.
Русская Православная Церковь, кроме того, установила еще несколько дней сугубой молитвы за усопших:
4. Радоница (Радуница) - вторник, 8-й день после Пасхи;
5. Димитриевская родительская суббота - суббота, ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Изначально в этот день Церковь совершала молитву о воинах, павших на Куликовом поле, впоследствии он приобрел статус вселенского поминального дня.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших», и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.

Когда не бывает поминовения усопших?

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи. В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (9939) раз

Что такое погребение (отпевание)?

Погребением называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «Последование мертвенное» или «погребение».

Кого возможно и кого невозможно отпевать в Православной Церкви?

В Православной Церкви можно погребать только человека православного вероисповедания. Если есть сомнение относительно вероисповедания или крещения человека, то следует посоветоваться со священником.

Не отпевают некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных в результате выкидаша или аборта. О загробной участи таковых святитель Григорий Богослов писал: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Но есть такие случаи, когда не совершается погребение, даже если человек был крещен в Православной Церкви.

Прежде всего, это те, кто при жизни отказался от православной веры в пользу другой веры или неверия (атеисты, агностики, оккультисты). Отпевание не совершается и тогда, когда доподлинно известно, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не погребать его по православному обычаю.

Погребение ничего не меняет в посмертной участи человека, который при жизни не исповедовал Бога. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Такой человек никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал Его. Не стоит навязывать душе близкого человека общение, которого он не хотел при жизни. Мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам неправильным. Не следует насиловать волю челвоека после его смерти. Бог – ему судья!

Самоубийц Церковь также не отпевает. Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь.

Тем не менее, принимая во внимание скорбь родственников и близких о самоубийцах, Русская Православная Церковь установила молитвенный чин для их утешения. Текст «Чина молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» был принят 27 июля 2011 года на заседании Священного Синода. Если в Вашей семье случилась беда и кто-то самовольно ушел из жизни, то Вы можете обратиться с просьбой к священнику отслужить этот чин вместо отпевания самоубийцы.

Погребение совершается как исключение только в тех случаях, когда самоубийца был психически нездоров, случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д. Тогда Церковь может совершить погребение усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение у епископа, предоставив справку о его болезни и смерти. Точно так же не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

Важно помнить о том, что в поминаниях усопших на панихидах или литургиях в церкви не подаются имена людей, принадлежащих к перечисленным выше группам. Это связано с тем, что в текстах церковных молитв поминаются православные христиане, и потому включение неправославных имен или людей, умерших в противостоянии христианству, будет ложью и обманом.

Любое намеренное сокрытие от священника информации об условиях смерти и религиозных взглядах покойного является тяжским грехом родственников или друзей.

Как согласно православной традиции подготовить тело усопшего к погребению?

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. На шее покойного обязательно должен быть крест, если сохранился – крестильный. Облачают в строгое и новое платье. Как правило, мужчину –в костюм без галстука, а женщину – в длинное платье или длинную юбку с блузкой «под горло» и длинными руковами. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Омытое и облаченное тело полагают в гроб лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Обычно облачение покойного происходит в больнице или морге. Важно, чтобы кто-то из родственников проследил за процессом облачения и положения во гроб усопшего.

Как молиться за усопшего?

Как только родственники узнают о смерти близкого человека, важно начать совершать молитву о покойном. Это может делать кто-то из родственников, друзей или знакомых. Есть традиция просить кого-то из знающих благочестивых верующих совершать молитву.

Читаются следующие молитвы: «Последование по исходе души от тела». Канон за преставльшагося, входящий в состав «Последования по исходе души от тела», желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. В некоторых молитвословах «Канон за преставльшагося» именуется «Каноном о усопшем едином». Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

В продолжении 40 дней после смерти можно утром и вечером читать следующую молитву, которой завершается Последование: "Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом.

Если дни памяти приходятся после Пасхи, на Светлую седмицу, то вместо Псалтири по традиции читают одну из книг Нового Завета.

Рекомендуется заказать об усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за божественной Литургией в течение сорока дней. Если позволяют возможности, то заказать сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год. Великим постом, когда намного реже совершается божественная Литургия, в ряде храмов совершают поминовение имен усопших – в алтаре в течение всего поста.

В течение сорока дней также можно читать акафист по единоумершему. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно такие действия являются настоящим показателем любви к умершему.

Когда, где и для чего совершается погребение?

Погребение должно совершаться в храме, по обычаю, на третий день. При этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины. Например, для умершего в воскресенье третий день придется на вторник. Необходимо заранее в храм принести: копию паспорта умершего, свидетельство о смерти и справку о Крещении усопшего (если таковая имеется).

С давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. В течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь. В настоящее время усопшего привозят в храм непосредственно на чин погребения. Однако также возможно привезти гроб в храм и оставить его на ночь, прочитывая над усопшем всю Псалтирь. Отпевание может совершаться также и в кладбищенской часовне или в часовне при морге. В исключительных случаях это чинопоследование совершается дома или на кладбище. Место отпевания необходимо обсудить со священником или другим ответсвенным лицом в церкви.

Как происходит чин погребения в храме?

Перед погребением тело усопшего покрывают особым белым покровом – саваном - в знак того, что почивший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви, которая до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Бумажный венчик , с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи Господня Иоанна, с надписанием «Трисвятого», кладется на лоб усопшего, как символ венца победы. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном. В руки вкладывается Распятие (существует специальный погребальный вид Распятия) и разрешительная молитва. На руки покойного кладется небольшая икона : мужчине – икона Спасителя, женщине – икона Богородицы. Все необходимые предметы можно приобрести в церковной лавке.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. Свет -символ радости и жизни, победы над мраком. Это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. Свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью , со свечой посередине. Гроб до конца отпевания остается открытым, если для этого нет особых препятствий.

Священники совершают погребение в белых праздничных облачениях. Это также имеет символическое значение. Отпевание - это рождение души в жизнь вечную. Белая одежда священников подчеркивает значимость этого события.

О чем молятся при погребении?

Служба погребения состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человеческая: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного. Если умерший вел духовную жизнь, если он исповедовался и причащался, если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его молитвенно напутствовать.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву . Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на Исповеди. Таким образом усопший входит в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. После прочтения текст молитвы вкладывается в руки усопшего.

Погребение – это не автоматическое прощение грехов и гарантированный пропуск в рай. Все в руках Божиих, и в конечном итоге Он произносит суд над душой по итогам ее земной жизни. Тем не менее мы совершаем молитву и подаем милостыню, надеясь, что Творец примет во внимание нашу любовь и помилует душу усопшего. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Молитвы, совершаемые во время погребения, помогают душе и утешают ее.

Как проходит прощание с покойным?

После окончания молитв происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением «Трисвятого» провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

О сопровождении священником покойного на кладбище необходимо договориться заранее.

Как опускают гроб в могилу и какой ставят памятник?

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку (головой на запад, а ногами на восток) в ожидании Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое».

Надгробный Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно православной восьмиконечной формы. Он ставится в ногах усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего Воскресения.

Что такое заочное погребение и в каких случаях оно совершается?

Ранее заочное погребение допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения: пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства. Сейчас же заочное отпевание встречается чаще. Во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина не могут позволить себе привезти тело покойного в храм. Лучше отказаться от поминок, венков, дорогого надгробного памятника, но приложить все усилия и привести тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень вести покойного в храм. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать сообразно церковным традициям. Тем не менее, в случае безвыходных обстоятельств Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин погребения.

Заочное погребение нужно совершить до похорон. В случае заочного погребения положение во гроб необходимых погребальных предметов (иконка, распятие, венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы) производится самостоятельно. Также необходимо взять кулечек с освященной землей. Землю нужно рассыпать по телу поверх савана крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому перед закрытием крышки гроба. Когда заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Разрешается ли в Православной Церкви кремация?

Творцом души и тела человека является Бог. Он – единственный распорядитель их судьбы. Мы не должны вмешиваться своей волей в то, что Бог желает сделать с нашим телом. Оно может полностью разрушиться, но может и чудесно сохраниться по воле Бога. Если бы христиане сжигали тела умерших, то в Церкви не было бы мощей святых угодников.

С другой стороны на протяжении истории Церковь молится об упокоении душ тех своих чад, тела которых в силу различных обстоятельств оказались погребены в водной стихии, покинуты на поле брани, сгорели в огне, стали пищею животных или рыб, безвестно пропали в результате землетрясений и различных катастроф. Не получили христианского погребения многие святые мученики Христовы, как в древние, так и в недавние времена, что не лишило их вечного спасения и славы Небесного Царства. Однако во всех данных случаях это происходило не по желанию людей или их близких, а и-за стихий или злой человеческой воли.

Погребальные обычаи христиан определяются тем, что на основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и относится к телу христианина как к храму Божию (1Кор. 3:16). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII,7).

Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда земля извергнет мертвецов (Ис. 26:19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (1Кор. 15:42). Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7),- говорит слово Божие. Человеческий род в лице праотца Адама получил повеление Господне в поте лица… есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:9).

Исходя из свидетельств церковного Предания, Русская Церковь не может признать кремацию нормой обращения с телами почивших христиан, соответствующей вере Церкви. Вместе с тем Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20:13). Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле »,- писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Памятуя об этом, Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции.

Родственники или близкие умершего должны сделать все, чтобы захоронить тело, а не кремировать его. Если они намеренно производят кремацию в обстоятельствах, когда возможно христианское погребение, то они совершают грех, за который будут нести перед Богом ответственность.

Как погребают крещенных детей до 7 лет?

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14) . Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни. Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

В какие дни погребения не совершаются?

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и погребений не совершают.

Что происходит с душой после смерти?

По церковному преданию первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых.

В третий день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе. Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого . На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти . Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Как правильно поминать усопших после погребения?

В Православной Церкви молятся за усопших не потому, что считают возможным своей силой изменить посмертную участь умершего, а потому, что уповают на милосердие Божие к умершему. Молясь об усопших родственниках, мы перед Богом свидетельствуем о своей любви к ним, и смиренно надеемся, что Господь, который есть Любовь, примет наши молитвы и исполнит наши прошения. Хотя бы должны всегда в своем сердце понимать, что Бог может и не исполнить наших прошений, и на это – Его святая воля.

Кроме поминания усопшего в третий, девятый и сороковой дни по его кончине совершается его поминовение в годовой день смерти, день рождения и именин, поскольку умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет его тело.

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются на проскомидию и на панихиду. Записку нужно озаглавить «Об упокоении», имена написать разборчиво, ставя их в родительном падеже, например: новопр. Петра, Марии. У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении, например: митр. Иоанна, прот. Николая, свящ. Сергия, диак. Василия. Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.

Во время проскомидии – первой части божественной Литургии, из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых, поданных в записках. Впоследствии, после причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

«Панихида» в переводе с греческого означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших. Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи. Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Так, для молитв за умерших определен особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба, кроме праздников, если случатся в этот день. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. В субботу, как в день покоя, более логично совершать молитву об упокоении умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей и родственников.

Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;

Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;

Димитриевская родительская суббота, за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского;

Радоница, во вторник второй недели после Пасхи;

9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются Парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после Литургии бывают вселенские панихиды.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия.

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Святитель Иоанн Златоуст говорил: Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является приношение свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания. Также для поминовения приносят в храм и кладут на канун что-либо из продуктов.

Однако, чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости, в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

Как организовать поминки в согласии с православной традицией?

После погребения, а также на 9-й, 40-й дни и годовщину после молитвы в церкви дома устраиваются поминальные трапезы. Трапеза должна начаться с молитвы за усопшего. Накрытый стол должен соответсвовать дню. Если это постный день, то и трапеза должна быть постной. За поминальной трапезой исключается веселье и излишество в блюдах и напитках. Спиртное должно употребляться умеренно, лучше если это будет вино, а не крепкие спиртные напитки. На Руси традиционным поминальными блюдами считаются кутия, блины и кисель. Во время Великого поста устраивать поминки лучше в субботу или в воскресенье.

Стоит ли брать с собой на погребение и поминки детей?

Необходимо сообразовываться с характером ребенка и его возрастом. Есть смысл присутствия ребенка на чине погребения, когда он уже способен осмыслять происходящее. Ребенка надо беречь от неправильного восприятия смерти. Он обязательно должен видеть, что наша природа страстна, тленна и смертна. И в отпевании покойного мы должны видеть еще один урок, для самих себя и для своих детей. Этот великий урок заключается в том, что новопреставленный на своем примере показывает, что и с нами будет. И это дает всем присутствующим на отпевании людям возможность еще раз задуматься о бренности своего бытия, об истинном смысле жизни, о векторе своего развития.

Неправильно, что сейчас смерть стали прятать от детей. Во-первых, они пугаются, потому что чувствуют, что от них скрывают что-то важное. Когда взрослые говорят: «дедушки больше нет, и видеть тебе этого не надо», а сами при этом рыдают, для ребенка понятие «смерть» становится ужасом. И, конечно, он не воспринимает ее как часть жизни или рождение в Вечность. Он начинает воспринимать смерть как катастрофу. А ведь ему придется в жизни много раз с ней столкнуться, и не только с чужой, но и с подготовкой к собственной смерти. И те ложные представления, которые навязали ему в детстве родители, когда скрывали от него покойных, очень плохо отразятся на его психическом состоянии. Кроме того, православное богослужение погребения наполнено утешения и светлой радости и вселяет в сердце мир, а потому оно не может напугать ребенка, уже способного понимать, что происходит. При этом ребенок может поприсутствовать только на части службы и поминок.

Сколько стоит погребение?

Совершая погребение, священник, хор и церковные служители трудятся, а потому будет справедливо внести свое пожертвование за данные труды. В то же самое время в Церкви не существует никаких специальных тарифов по совершению треб, а только лишь добровольное пожертвование родных и близких за совершение церковного Таинства или обряда. Размер жертвы определяется возможностями и усердием людей.

Отпевание считается самым важным похоронным обрядом для верующих людей. Однако некоторым покойным церковь в нем отказывает. На ком и почему лежит запрет на отпущение грехов.

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв - «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

Отпевание и панихида - в чем разница? Отпевание - молитва для напутствия и проводов людей в иной мир единожды. Как проходит отпевание, для чего оно нужно?

Смерть и отпевание умершего… Вопросы священнику о смерти

Каждый православный христианин должен понимать важность молитвы за умершего. Ведь ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой!


Смерть родителей и родственников, друзей и близких - трагедия, через которую рано или поздно приходится походить каждому. Важно пережить период горевания, впустив печаль в свое сердце, но не дав отчаянию поглотить себя. В этом человеку помогает вера в Бога и вечную жизнь после смерти. Господь сделает вашу печаль по незабвенным близким светлой, когда вы обратитесь к Нему в домашней молитве или заказав молебен за умершего в храме. Вы можете молиться о прощении грехов усопшего, о помощи ему и за гробом.



Отпевание и панихида - в чем разница

Отпевание - это молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в иной мир. «Отпевание» по сути – разговорное, народное название, данное потому, что большая часть молитв над гробом поется (для этого приглашается церковный хор). По церковному Уставу название отпевания – «последование мертвенное».


Проведение отпевания совершается над тем человеком, который принадлежал Православной Церкви. Его значение в том, чтобы родные и близкие люди собрались для проводов его «в путь всея земли».


Панихида - заупокойное чинопоследование, но не отпевание. На нем с молитва поминаются умершие, просится им милосердие Божие, прощение грехов и жизнь вечная.



Зачем отпевать человека

Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Затем Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


Все это время вы своей молитвой и милостыней за усопшего можете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен - тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.



Виды церковных заупокойных богослужений

Отпевание совершается над новопреставленным до погребения, сразу после него служится панихида. Она совершается затем на третий, девятый, сороковой день. Отмечаются панихидой и годовщины смерти, дни рождения и именины.


Кроме особых, существуют общие панихиды и панихиды по всем усопшим христианам - Вселенские. Совершаются общие и Вселенские панихиды в особо выделенные Церковью дни. Родительские субботы - это дни, когда каждый православный христианин может особо помолиться за своих близких умерших. Русской Православной Церковью установлено семь таких дней в году.


Завершающая часть панихиды - лития. В переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление.


Литию как усердную молитву можно служить трижды в день похорон:


  • при выносе тела из дома;

  • на кладбище во время похорон;

  • перед поминками;

  • а также в любое время на кладбище и дома перед иконами.

    Текст и чин заупокойной литии, которую может совершить самостоятельно каждый верующий мирянин дома и на кладбище, можно читать самому на русском языке.


Гражданская панихида - официальная церемония, не связанная с Церковью. Можно сопоставить ее с гражданским браком в ЗАГСе и венчанием. Такую панихиду проводят для известных людей, чиновников и общественных деятелей, артистов и музыкантов, писателей и прочих.


Она может включать почётный караул, публичные речи, митинги, возложение венков и букетов ко гробу и в гроб, даже салют.


Иногда гражданская и церковная панихида совмещаются, то есть сначала идет часть гражданская, затем отпевание, потом возложение цветов и речи.



Отпевание на кладбище

Отпевание может быть совершено священником и над могилой умершего.


Могила и памятник умершего - долг любви и уважения к нему. Издревле на поминальные дни люди приходили, чтобы привести в порядок могилы своих близких. Крест или памятник обычно ставится в ногах покойного, чтобы лицо его было обращено к Распятию. Если вы хотите заказать памятник не в виде креста - пусть на нем тоже будет выбит, выгравирован или нарисован Крест, сила которого будет охранять умершего.


Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего.



Все традиционно принятые в обществе вещи: достойный гроб, хорошее место на кладбище, поминки по всем правилам, дорогой памятник - материальны. Они призваны, скорее, отдать дань уважения усопшему и избавить его родных и близких от чувства вины, в той или иной мере остающегося у живых. Всегда кажется, что при жизни мы недодали человеку внимания и любви, так хотя бы после смерти отдадим долг памяти.


Все это необходимо. Но нужно не забывать и о долге духовном. Это молитвы за усопшего, которые вы читаете дома сами и заказываете в храме.



Значение отпевания для души умершего

Ушедшие от нас родные и близкие уже не могут изменить свою загробную участь, и только мы, живые, можем им помочь молитвой! Традиционно подают милостыню нищим и подаяние в церковную кружку «на храм», мысленно молясь: «Упокой, Господи, душу усопшего раба (рабы) Твоего (Твоей)…»


Боритесь с горечью потери молитвой. Нужно пережить период горя, однако молиться о человеке лучше сразу по его уходе в небесные обители. Конечно, нужно выплакаться, слезы немного облегчат боль, но не тоните в жалости к себе и одиночестве. Действуйте: сейчас нужна ваша помощь душе усопшего.


Дома можно молиться и за самоубийц - увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).


Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.


Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы - это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе - это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться.



Как заказать очное и заочное отпевание

Нужно подойти в церковную лавку и попросить заказать отпевание. Имя усопшего запишет сам сотрудник лавки.


Отметим, что отпевание, молебен за упокой души и панихида - разные богослужения. Уточните, что вы хотите именно отпевание.


Также скажите, очное или заочное отпевание вы просите заказать: заочно отпевают не над гробом.


Также можно подать записку на Литургию - на проскомидию или на Евхаристию. При подаче записки на проскомидию вам дадут просфору с вынутыми из нее кусочками, а при подаче записки на ектению имена будут прочитаны в центре храма. По сути, записки на проскомидию имеют значение более сильной молитвы, но различие сделано по цене - ведь есть бедные люди, которым нужно экономить и на просфорах, они и подают списке только на ектению.


Проскомидия совершается только за Божественной литургией, которая служится обычно по утрам. По сути проскомидия - приготовление к Литургии. В этом повседневном богослужении и самом его событии - Таинстве Причастия - заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.


Причащайтесь сами и подавайте записку о вашем дорогом умершем на Литургию.



Можно ли отпевать на сороковины

Поминальную молитву на сороковины проводят потому, что, по преданию, душа усопшего в этот день получает свое постоянное место пребывания по смерти - в райских обителях или в аду.


Однако отпевание усопшего, то есть его проводы в иной мир, совершается только один раз. Вы можете отпеть человека заочно, но также только один раз. Если же не отпевали ранее - можно отпеть на сороковой день, но лучше не затягивать это. Также в сороковины вы можете совершить панихиду, литию, подать записку на Литургию в храм об усопшем.


Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.


В первые же сутки человек проходит испытания, на которых темные духи, бесы, показывают человеку, какие грехи он совершил и в каких не раскаялся. Грехи можно смыть лишь при жизни искренним покаянием в Таинстве Исповеди.


Увидев свои грехи, человек не попадет сразу в рай или ад. О нем должно состояться временное Божие решение - где он будет пребывать до Страшного суда, и в это время ему могут помочь молитвы живых людей. Человек увидит Престол Божий и Господа во время этого решения.


Затем Ангел-Хранитель сопровождает человека, показывая ему райские обители до 9 дня после смерти. Потом человек путешествует по обителям ада до 40 дней и наконец остается в обители, которую отвел ему Господь.


Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.



Молитва дома об умершем

Заказать отпевание умершего в храме - не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней после смерти человека и в дни его памяти читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:


«Упокой, о Господь, души усопших рабов Твоих: моих родителей, родственников, благодетелей (имена их - лучше по помяннику, чтобы никого не забыть) и всех православных, прости им все грехи, сделанные по умыслу или случайно, посели их в Царстве Твоем Небесном».


Или ту же краткую молитву:


«Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


Когда не хватает времени: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего»



«О Господь и Бог наш, не забудь скончавшегося в вере и надежде на жизнь вечную раба (рабу) Твоего (Твою) (имя). Ты Господь Благой и Любящий всех людей, ты прощаешь грехи и разрушаешь ложь, прости и забудь все его грехи и ошибки, случайные и умыслом сделанные, избавь от мук вечных и адского пламени, подай ему причастие и радость Твоих вечных радостей, приготовленных для всех, любящих Тебя. Если он (она) и грешил - не отступал от Тебя, верил без сомнений в Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Святую, Тебя, Господа во Святой Троице Единого и прославляемого, и до своего последнего вздоха исповедовал (а) православно Троицу Святую.
Будь милостив к нему (ней), вознагради хотя бы за веру вместо дел, со всеми святыми Твоими, как Щедрый Бог, упокой: ведь нет человека, прожившего жизнь и не согрешившего. Ты, Господи, он Безгрешен, правда Твоя - Истина во все века, только Ты - Бог милости и щедрости, Тебе все мы, живые и усопшие, да воздадим вечную славу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь».


Молитва об умершем близком человеке - долг любви верующего христианина. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву.


Помочь усопшему и за гробом вы можете


    Ежедневным чтением молитв, которые будут приведены в конце статьи, посещением богослужений с молитвой об усопшем и о своей душе.


    Заказом богослужений в храме: отпевания, заочной панихиды, сорокоуста об упокоении.


Милостыней за упокой души. Это значит, что вы жертвуете свои материальные средства или время в помощь другим людям. Вы можете не просто подавать деньги нищим - тем более, что сейчас всем известно, насколько выпрашивание милостыни стало бизнесом, - а жертвовать деньги в детские дома, хосписы, дома престарелых, благотворительные фонды. Можете про себя говорить или писать, отдавая деньги: «На помин души (за упокой души) (имя)». Кроме того, вы можете некоторое время побыть волонтером одной из благотворительных организаций. Это будет ваш труд для души умершего.


    Если человека похоронили и вы не успели отпеть его, попросите священника приехать на кладбище для отпевания или закажите заочную панихиду: обычно она совершается после утреннего богослужения в каждом храме, на ней поминаются все, за кого подали записки на панихиду в этот день (то есть это не индивидуальное богослужение). Панихиду совершают перед кануном - это небольшой столик-подсвечник, который легко узнать по Кресту с изображением распятого Христа над ним (в некоторых храмах он большой, в человеческий рост). Перед панихидой «на канун» принято приносить жертву за усопшего на храм - это любые продукты, кроме мясных и скоропортящихся; алкоголь не приносят, кроме церковного вина - кагора. Их ставят на обычный столик рядом с кануном.


    Не забывайте при посещении богослужений или просто зайдя в храм помолиться в свободное время ставить на канун свечу с молитвой: «Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная».


    Сорокоуст об упокоении - это поминание человека за Божественной литургией в течение 40 дней. Можно заказать поминовение на полгода или год.


    Жертвой на кирпичи для строящегося храма. В каждом городе существуют строящиеся церкви, нуждающиеся в средствах. Придя в приход такого храма (обычно при нем стоит маленький деревянный храм, где принимают и записки, и пожертвования), попросите, чтобы у вас приняли пожертвование на именной кирпич, если это возможно. Имя вашего родного человека напишут на кирпиче, который встанет в стену храма, а в самом храме на богослужениях будут всегда поминать вашего усопшего.


    Вечное поминовение. Обычно такую просьбу исполняют в монастырях: об упокоении вашего родного человека будут молиться за каждой Божественной литургией до конца времен. Старайтесь не унывать: выплескивайте горе в слезах, в общении, но не забывайте про молитву. Даже врачи доказывают: это лучшее психологическое средство от горевания. Молитва - не просто беседа с психологом или аффирмация; это общение с Господом, лучшим Врачом и Утешителем. Что невозможно человеку - преодолеть горе безболезненно, без вреда здоровью - то возможно Богу. Только Он может благодатью Своей помочь и вашему близкому усопшему, и вам обрести надежду и радость. Молитва поможет вам понять, что жизнь не только скоротечна и может завершиться внезапно, но что она имеет смысл в вечности. Нужно и самому готовить свою душу, ценить жизнь и близких людей, не творить зла и несправедливости.



Отпевание и поминки - до или после

Стоит, в первую очередь, отдать долг молитвенной памяти усопшему, а затем озаботиться верным проведением поминального мероприятия. Поминают после погребения, а отпевания лучше совершить перед погребением - очное или заочное.


Лучше, если организовать все поминальные мероприятия по следующему расписанию:


  • Отпевание сразу после того, как сотрудники ритуального агентства выдали гроб;

  • Похороны - на кладбище можно также совершить самостоятельное чтение литии и возложить венки и цветы на могилу, живые или искусственные;

  • Также можно на могиле зажечь лампаду - свечу в стеклянном фонаре, которые продаются на кладбищах и в храмах;

  • Дома можно собрать желающих помянуть близкого человека на застолье, но без большого количества спиртного;

  • Можно поставить неподалеку от стола фотографию умершего в траурной рамке и положить перед ней два цветка;

  • Во время застолья завершением традиционных тостов могут стать слова «Вечная память» и «Царствие Небесное ему/ей», пьют при этом, не чокаясь.


Календарь памяти усопших в Церкви

В особо установленные Церковью дни стараются поминать усопших молитвой.


    Вселенские родительские субботы: Троицкую (за неделю до праздника Святой Троицы) и Мясопустную (за неделю до начала Великого поста) - Церковь поминает в этот день всех крещеных христиан от начала времен, даже забытых наших предков и родных. В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды. Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены для поминовения дорогих нашему сердцу людей.


    Поминальные субботы Великого поста.


    Годовщины смерти.


Если вы не можете посетить кладбище - обязательно посетите храм.


    Также есть праздник Радоницы. Это день особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели - второй недели после Пасхи. В Фомино воскресенье православные вспоминают, что воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть. Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.


    А еще единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату, и установлен Церковью недавно - 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после Литургии в храмах совершают панихиду обо всех воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.



Греховные обычаи, связанные с похоронами и погребением

Отпевание и панихида - не заговор об изменении жизни. Это молитва Церкви, через которую Господь подает вам благодатную помощь, указывает истинный путь.


    Нет особого смысла в том, чтобы непременно заказать богослужения - панихиду, например - в трех церквях. Отпевание заказывают только единожды. А панихиду в поминальные дни лучше заказывать в ближайшем храме и чаще посещать утренние Литургии, когда будут поминать вас или вашего близкого человека, причащаться.


    Панихида не «очистит энергетику». Молитва - обращение к Богу здесь и сейчас. Церковь будет молиться о помощи Божией вам, о том, чтобы воля Божией действовала в вашей жизни. Ведь дьявол действует без нашего согласия, просто приходя к людям, не защищенным молитвой и церковными Таинствами.


    Заказ отпевания не обязательно держать в тайне. Наоборот, можете рассказать близким об этом и вместе прийти в храм помолиться.


    Правда в том, что зачастую на людей, твердо решивших креститься или крещеных, но решивших начать духовную жизнь, нападают бесы. Это выражается в плохом настроении и раздражительности, внезапной раздражительности у близких, поломках транспорта. Это реальные действия темных духов. Не бойтесь ни в коем случае: вы на верном пути, а они лишь пытаются помешать вам прийти под охрану Господа. Церковь издревле советует в подобных случаях читать псалом «Живый в помощи» (то есть «Живущий с помощью Божией»), где приводится диалог человека и спасающего его Бога.


    Не стоит придавать значения обычаям вроде закрывание зеркал, постановка рюмки водки с хлебом «на помин души», запрещению садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливанию водки на могилу и так далее. Таким ритуалам нельзя следовать, в них верить. Главное - молиться дома и в храм о человеке.


    На могильном кресте не нужно помещать фотографию усопшего, но можно поставить ее к подножию креста, например, или прикрепить внизу.


    Кремировать умершего, по мнению Церкви, можно если нет другого выхода: некуда захоронить, тяжелое материальное положение родственников, далеко везти тело.


Молитвами всех святых да хранит и да утешит вас Господь!


Что еще почитать