Формы внеклассной работы. Межшкольный методический центр информационных технологий г.Оханск

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

В пособии выделены лишь некоторые направления внеклассной работы с учащимися и далеко не исчерпано богатство содержания занятий, которые можно наблюдать на практике. Быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содержание внеклассной работы по информатике, требуя от учителя гибкости в его определении дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них . В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

1.4 Формы внеклассной работы по информатике

Первая группа - фронтальные формы. Деятельность учащихся организована по принципу "рядом": они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одинаковую деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством учащихся. По этому принципу организовано большинство общеклассных занятий .

Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом "вместе". Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и делает свой вклад в общий результат. От действий каждого зависит общий успех. В процессе такой организации учащиеся вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность такого рода получила название коллективной, а внеклассная работа - коллективной внеклассной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на их взаимосвязь, что способствует лучшей обратной связи между ним и учащимися. По принципу "вместе" может быть организована деятельность в парах, в малых группах, в классе .

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга .

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто используются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, "Что? Где? Когда?", "Угадай мелодию", "Поле чудес", "Огонек" и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций .

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого учащегося через коллектив. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Согласно Калечиц Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы .

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.

Кружок - одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике. Содержание его работы определяется в основном интересами и подготовкой учащихся, хотя для некоторых существуют и программы. Кружки по информатике могут иметь различную направленность в соответствии с разнообразными возможностями компьютера: компьютерной графики, программирования, компьютерного моделирования и т.п. В кружках проводятся занятия разного типа. Это могут быть доклады, работа над проектами, экскурсии, изготовление наглядных пособий и оборудования для кабинетов, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми, виртуальные путешествия и т.п. .

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д.

Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы - политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения .

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями .

В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изучению информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Некоторые формы внеклассных мероприятий.

Вечер информатики - это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год. Совместно с учителем учащиеся подробно продумывают программу вечера, виды занятий и развлечений, подбирают материал для вечера: задачи-шутки, задачи на сообразительность, исторические сведения, ребусы, софизмы, шарады, кроссворды, вопросы для викторин; готовят необходимые модели, плакаты, лозунги, оформляют класс. Мероприятие имеет важное воспитательное значение: во-первых, учащиеся вместе борются за честь своего класса; во-вторых, это соревнование вырабатывает у школьников выдержку, спокойствие и упорство в достижении победы .

Викторина по информатике - это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время). Задания для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, неинтересны для викторины. Помимо задач в викторину можно включить также различного рода вопросы по информатике. В викторину включают также задачи-шутки. Викторины могут быть посвящены целиком какой-нибудь одной теме, но лучше всего предлагать комбинированные викторины.

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями "компьютерных" профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д. .

Ключевым моментом при организации внеклассной работы учителем в школе является выбор формы проведения. Правильно выбранная форма позволяет достигнуть поставленных учебно-воспитательных целей и определяет методы и приемы работы с учащимися.

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форма проведения внеклассной работы определяется исходя из ее особенностей :

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания форм, средств, методов, чем при проведении урока.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной работы. Если обязательный элемент урока - контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля не.

5. Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, то есть во внеурочное время.

6. Внеклассная работа имеет широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Многообразие форм внеклассной работы создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия - индивидуальные, групповые, массовые формы. По направлениям деятельности - познавательные, оздоровительно-спортивные, досуговые, трудовые, творческие. По задачам воспитания - эстетические, физические, интеллектуальные, экологические, экономические .

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской сфере пришедшие из литературы - тимуровская, шефская работа, или из телевидения - КВН, Что?Где?Когда?, угадай мелодию, поле чудес. Однако непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в форме внеклассной работы может и снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты, где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я - концепции» . Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить и воспитательное значение с позиции ее цели, задач и функций.

Рисунок 1. Фомы внеклассной работы

По мнению И.Ф. Харламова, следует различать следующие формы внеклассной учебной работы: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии и другие. Но более наглядно и полно представлены формы внеклассной работы в схеме, предложенной Е.Е. Евладовой на рисунке 1. Формы внеклассной работы

В данной схеме представлены основное образование, внеклассная работа и дополнительное образование, а также зоны их пересечения. Соответствие формы внеклассной работы той или иной сфере, конечно условно, так и клуб может превратиться в разновидность урока, не говоря уже о факультативе, и напротив, урок может восприниматься как настоящий концерт. Пересечение всех трех сфер составляет область праздника, то пространство, где сходятся интересы всех ребят и педагогов, где могут быть реализованы знания и умения, полученные на уроках, и в творческих объединениях, и в процессе проведения коллективных творческих дел.

К сожалению, данная схема не дает представления о разных масштабах и разных задачах внеклассной работы. Для этих целей предлагаем рассмотреть сравнительную характеристику форм внеклассной деятельности, представленную в таблице 1. Рассматривая данные формы внеклассной деятельности, можно сделать вывод о том, что все они благоприятно воздействуют на развитие школьника.

Тем не менее, наиболее предпочтительной формой внеклассной работы являются предметные кружки.

Кружок - добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью. Занятия в кружках характеризуются наличием программы, регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы .

Кружки входят в систему общешкольной кружковой работы. По педагогическому словарю кружковая работа - это одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций, клубов различной направленности. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам. Она помогает школьникам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для школьников личности проблем:

Выбор взглядов, позиций, ценностей;

Развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

Выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

Выбор среды развития, среды общения

Таблица 1. Сравнительная характеристика форм внеклассной деятельности

Форма работы

Особенности и преимущества

Предметный кружок, факультатив

Углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей науки и культуры, организацию технического моделирования, опытнической работы, производство предметов материальной культуры и др.

Индивидуальная и групповая работа. Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Практическая деятельность. Возможность получения конечного итога работы.

Научное общество

Объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые интеллектуальные мероприятия, посвященные науке и технике, организуют исследовательскую деятельность учащихся, конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний

Групповая работа. Создание ситуации успешности. Развитие коммуникации между школьниками.

Олимпиады, конкурсы

Выявление интеллектуальных и творческих возможностей детей и их дарований, позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты. Заранее планируется, для участия отбираются лучшие школьники

Индивидуальная работа. Действенная форма развития талантов, выявления лидерских качеств. Импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.

Конференции

В процессе подготовки к конференции школьники внимательно знакомятся с художественными произведениями и продумывают свои выступления

Активизация самостоятельности в оценке, суждениях, мнении. Развитие ораторских способностей.

Выставки

Посвящаются результатам детского в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. В качестве экскурсоводов выступают сами дети.

Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники.

Массовые праздники, концерты

Организуется в виде дней, недель, месячников, коллективно-творческих дел, посвященных какому-либо событию или личности. Возможность проявить собственные таланты, личные качества. Развитие эстетического вкуса.

Знакомство с деятельностью и творчеством известных людей. Создание ситуации успеха, мотивации для дальнейшего развития.

Экскурсии

Форма организации обучения, позволяющая проводить наблюдение, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях

Групповая работа. Практическая и профессиональная направленность. Возможность получения информации о предмете или явлении из первоисточника, развитие мироощущения.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности. Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Также к достоинствам кружковой работы относится обеспечение возможности для более тесной связи и общения между детьми разных возрастов, встречающихся в благоприятной эмоциональной обстановке, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей. Кроме того кружкам присуща организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции, которые создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия.

В школьной практике сложились следующие типы кружков по технологии и трудовому обучению:

1. Подготовительные технические кружки создаются в основном для младших школьников. Здесь они углубляют полученные на уроках элементарные знания и умения по технике и технологии, работают с бумагой, картоном, жестью, соломкой и другими природными материалами, выполняют несложные модели машин и механизмов, учебно-наглядные пособия, игрушки. Как показывает опыт, занятия в таких кружках служат хорошей подготовкой для последующего вовлечения детей в техническое и декоративно-прикладное творчество.

2. Предметные (научно-технические) кружки объединяют учащихся средних и старших классов. На базе школьных мастерских обычно создают кружки по столярному, слесарному и токарному делу, электро- и радиотехнические, конструированию, шитью и дизайну одежды и др. Знания и умения, которые приобретают здесь школьники, выходят за рамки школьных программ, создаются условия для самостоятельного творчества и профессиональной подготовки.

3. Спортивно-технические кружки - авиамодельные, ракетно-космического моделирования, авто- и судомоделистов, картингистов, железнодорожного моделизма и др. В них занимаются учащиеся, проявляющие интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Они изучают специальную технику, делают стендовые и специальные модели летательных аппаратов, автомобилей, судов, локомотивов и других средств транспорта, знакомятся с историей и перспективами развития техники, участвуют в соревнованиях.

4. В производственно-технических кружках учащиеся занимаются изучением устройства и работы каких-либо широко распространенных машин, аппаратов или иных технических объектов, приобретают навыки управления ими, ухода и обслуживания. Выполнив программу, учащийся получает удостоверение, облегчающее приобретение конкретной профессии: шофера, комбайнера, киномеханика и др.

5. Кружки художественно-прикладного или декоративного творчества охватывают учащихся всех возрастных групп, которые занимаются художественной обработкой различным материалов. Тут создаются благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности, а также знакомятся с народным творчеством и овладевают навыками художественных ремесел.

В арсенале современного педагога имеются различные формы организации внеклассной работы. Но наиболее полноценной по содержанию и учебно-воспитательным целям остается предметный кружок. Для ребенка это сфера личностно-значимого, ценностно-направленного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности.

Исходя из интересов учащихся и требований к изучению предмета технологии, целесообразно для учениц среднего звена организовать кружок декоративно-прикладного творчества. Что и является объектом нашего исследования.

Многим учащимся недостаточно тех знаний, которые они получают на уроках, они хотят больше узнать о любимом предмете; понять, где и каким образом применить полученные знания в практической деятельности.

Удовлетворение запросов учащихся в расширенных знаниях по экономике осуществляется через внеклассную работу, которая не только расширяет знания учащихся, но и развивает навыки самостоятельной работы. Через решение экономических задач, подготовку и чтение докладов, сообщений, рефератов, изучение экономической литературы, изготовление дидактического материала по экономике учащиеся познают основы экономических знаний, развивают свою экономическую культуру.

· Преемственность в содержании, формах, методах и средствах обучения.

· Общность дидактических принципов обучения.

· Взаимодействие процессов обучения, развития и воспитания.

Внеклассная работа по экономике дает большие возможности для решения обучающих и воспитательных задач.

Рассмотрим некоторые формы внеклассной работы по экономике.

Кружок. Кружок - организация лиц, объединившихся для совместных занятий.

Для привития интереса учащихся к экономике, на
кружке рассматриваются исторические справки, содержащие экономические сведения, делаются экскурсы
по изучаемому материалу.

Занятие кружка состоит из нескольких этапов:

1. Тематическое занятие. Учащиеся делают сообщение по заданной теме в течение 20-25 минут. Уровень сообщений должен быть грамотным, лаконичным, что способствует не только приращению знаний, но и формированию коммуникативных способностей.

2.Десятиминутка. Сообщения учителя или ученика о видных экономистах, их краткая биография, интересный экономический вопрос, сообщения о книгах, статьях, популяризация журнала и т.д.

3. Решение задач. Решаются задачи экономического содержания.

4.Задачи-шутки, игры и развлечения на экономическую тему.

Экскурсии.

Экскурсия (от лат. excursia) - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В учебных программах должны быть предусмотрены темы экскурсий и их содержание.

Виды экскурсий.

В зависимости от поставленных целей экскурсии бывают:

· на промышленные предприятия (производственные);

· выставки;

· исторические и памятные места (историко-литературные);

· естественно-научные;

· краеведческие;

· фондовые биржи;

В зависимости от темы, экскурсии могут быть

следующие:

1. Экономика на промышленном предприятии.


2. Экономика на железной дороге.

3.Экономика в строительстве.

4.Экономика в банке и т.д.

Функции экскурсий:

1. Наглядность обучения.

2. Научность и связь с жизнью.

3. Техническое обучение (связь с производством).

4. Профориентация учащихся.

В зависимости от изучаемого материала экскурсии бывают:

· после изучения темы (закрепляющие знания учащихся);

· перед изучением темы (экскурсия-вступление, такие экскурсии ориентируют на вопросы, которые необходимо изучить, указывают на перспективность и значимость знаний, определяют конкретные учебные цели);

· во время изучения темы (в ходе экскурсии учащиеся используют полученные ранее знания, перед ними ставятся перспективные задачи для изучения темы, предмета).

Форма экскурсий: индивидуальная; групповая; фронтальная.

Дидактические основы проведения учебных экскурсий:

1. Подготовка к экскурсии:

А) выбор объекта экскурсии, предварительное знакомство учителя с объектом экскурсии;

Б) определение цели и задач экскурсии;

В) составление плана экскурсии;

Г) знакомство учащихся с планом экскурсии, постановка перед учащимися конкретных вопросов, распределение заданий, ознакомление с последовательностью выполнения заданий, определение формы, сроков сдачи отчетности об экскурсии.

Д) решение вопроса о руководстве предстоящей экскурсии (кто сопровождает учащихся и кто отвечает за реализацию планов экскурсии).

2. Выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам. Продолжительность экскурсии (в зависимости от цели и объекта изучения) 40-45 мин. или 2,0 – 2,5 часа (без учета дороги и за счет времени, отводимого на изучение предмета).

3. Усвоение материала по теме (экскурсионное время).

4. Обработка материалов по теме, подведение ее итогов, обсуждение. Собранный материал в ходе экскурсии используется в качестве раздаточного материала для уроков, выставок, написания рефератов и творческих работ.

Внеклассное чтение.

Чтение - излагать устно или письменно слушателям сведения, содержание чего-либо.

При чтении экономической литературы необходимо соблюдать требования к данному виду деятельности. Как читать книгу по экономике? Памятка ученику для чтения книги:

1. Краткая аннотация книги.

2. Пересказ прочитанного.

3. Публикация заметки в газете о прочитанной книге.

4. Чтение отрывков из книги.

5. Конференция по прочитанным книгам.

6. Конкурс. Вопросы и ответы.

7. Список книг для внеклассного чтения.

О приемах работы с книгой подробно говорилось в главе 7.2, о системе работы с книгой – в главе 8.1.

Экономическая стенгазета.

Основные разделы газеты: экономическая жизнь школы, выдающиеся экономисты, экономические вопросы современности, факты из экономики и ее истории, экономический словарь, календарь экономических дат, занимательные экономические задания, экономические стихотворения, экономический юмор и т.д.

Экономический журнал.

В журнале публикуются тексты докладов и сообщений, отдельные задачи, статьи исторического и экономического содержания, фотографии, монтажи рисунков и фотографий и т.д.

Экономические вечера.

Этапы подготовки вечера: оформление зала; содержание вечера (сценарий); ведущий вечера и т.д.

Экономические олимпиады.

Олимпиада - соревнование, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство.

Олимпиады проводятся в два тура: 1-ый тур - все ученики класса; 2-ой тур - только победители 1-го тура. В ходе олимпиад определяются победители класса, параллели, школы, района, города, области, республики и т.д.

Олимпиадные задания не должны выходить за рамки школьной программы, но должны содержать элементы, требующие смекалки, самостоятельности, мышления.

Экономические турниры.

Экономические турниры - это соревнование 2-5 команд одного класса или 2-ух команд из разных классов. Состав команды определяется через олимпиадные задания по экономике.

Технология экономического турнира может быть такой: 1-ые номера команд решают задачи в одном классе, 2-ые номера команд работают с тестами в другом классе, 3-ьи, 4-ые, 5-ые номера команд выполняют свои задания в специально отведенных классах. За каждое выполненное задание ученик получает определенное число баллов. Затем сумма баллов, набранная командой, озвучивается перед всеми участниками турнира. Та команда, которая наберет большее число баллов, считается победительницей.

Турниры лучше проводить в выходной день или в день, специально отведенный для турнира, так как торжественно открывается и закрывается это мероприятие, подводятся итоги перед всей школой, что делает турнир значимым, весомым и стимулирующим к усвоению новых знаний по экономике. В завершении турнира чествуют команду-победительницу.

Конкурс. Конкурс - соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников.

Обычно перед конкурсом вывешиваются экономические задания, задачи, указываются сроки сдачи заданий. Учащийся имеют право выполнять эти задания, где захочет, с кем захочет, но важно, чтобы задания были правильно сделаны и сданы в указанный срок. Победителем будет тот, кто наберет большее количество очков.

Такие конкурсы могут сыграть немалую роль в привитии учащимся интереса к экономическим знаниям, в приобщении к самостоятельному чтению литературы.

Факультатив.

Предмет, выбираемый по желанию, для дополнительной специализации называется факультативным. Тематика факультативных занятий базируется на материале основной программы по предмету экономика. Заниматься успешно на факультативе будет тот, кто хорошо усваивает программу по предмету и усваивает стандарт знаний по экономике. В процессе факультативных занятий учащиеся расширяют, углубляют, совершенствуют полученные на уроке знания.

На факультативе требуется дифференцированный подход к учащимся, поэтому работа ведется в дифференцированных группах по уровню знаний.

1-ая группа - яркая потребность в экономических знаниях.

2-ая группа - учащиеся хорошо знают физику, математику, но в будущем им нужны будут знания по экономике.

3-ья группа - учащимся не нужны экономические знания, но так как сегодня изучают экономику, то знания могут пригодиться в будущем.

4-ая группа - интерес к экономике не сформирован, увлечения экономическими знаниями проявляются слабо.

Внеклассная работа расширяет знания учащихся, развивает их самостоятельность и творческую активность, формирует компетентность в области экономики, поэтому ей придают большое значение.

Теоретические вопросы

1. Перечислите основные формы обучения и формы организации обучения.

2. Назовите классические и нетрадиционные типы уроков.

3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что влияет на выбор типа урока?»

4. В комбинированном уроке назовите дидактические задачи, содержание, условия достижения положительных результатов, показатели выполнения дидактической задачи этапа (этап по выбору студента).

Практические задания

Айвазян А.П.,

учитель английского языка

Формы и методы внеклассной работы по предмету .

Воспитание - есть особого рода рождение. Общественно-политические, экономические, социальные преобразования, происходящие в нашей стране в последнее время, требуют изменения подходов в образовательном процессе в современной школе.

Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира. В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года воспитание определено как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений. В педагогике есть несколько определений категории воспитания. Под системой воспитательной работы понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий(дел, акций), приводящих к поставленной цели. Воспитательная система служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием её эффективности будет результат - развитие и самовыражение личности воспитанника. Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся по иностранному языку, и требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся впроцессе преподавания иностранного языка и других школьных предметов.

Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений:

  • прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков);
  • гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире);
  • аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности).

Взаимодействие этих направлений обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по иностранному языку.

В основе функционирования системы внеклассной работы по иностранному языку лежит ряд принципов, определяющих содержание, формы, методы педагогического воздействия на личность. Наиболее значимыми принципами внеклассной работы по иностранному языку являются следующие:

  1. Принцип связи с жизнью.
  2. Принцип коммуникативной активности.
  3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками иностранного языка.
  4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
  5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Все выше перечисленные принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. Эффективность и результативность внеклассной работы находятся в прямой зависимости от вышеперечисленных принципов и так же следующих условий:

1) добровольность участия;

2) сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;

3) четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

4) эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

5) наличие целевых установок и перспектив деятельности;

6) широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся.

Во внеклассной работе по иностранному языку различают 3 основные формы работы : массовую, групповую и индивидуальную. Эти формы определяются на основании таких критериев, как количественный охват учащихся, регулярность проводимой работы, стабильность состава учащихся.

Массовые формы различают в зависимости от периодичности массовые эпизодические (вечера, утренники, конференции, посвященные праздникам, олимпиады по иностранным языкам, конкурсы, КВН). К массовым постоянным формам работы относится Неделя иностранного языка.

Групповые формы работы чаще всего представлены двумя основными видами: кружковой и клубной. Кружковая форма работы имеет различную направленность (на дальнейшее совершенствование уровня практического владения языком, страноведческие кружки).Индивидуальные формы работы имеют большое значение в выявлении индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Они предполагают подготовку рефератов, разучивание стихов, песен, изготовление альбомов, выпуск стенгазет.

Все формы внеклассной работы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Система внеклассной работы учителей по иностранному языку в включает следующие мероприятия:

  1. Школьный тур олимпиад по предметам.
  2. Подготовка и участие учащихся школы в олимпиадах внешкольного уровня.
  3. Организация и проведение “Недели любви” (Недели иностранного языка).
  4. Участие учащихся в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).
  5. Праздник пятиклассников “Чему мы научились за год” .
  6. Экскурсии, культпоходы в кинотеатры, на выставки, связанные со странами изучаемых языков.
  7. Исследовательская деятельность учащихся (НОУ).
  8. Использование Интернета в обучении иностранным языкам.

Кратко остановимся на описании каждой позиции внеклассной деятельности подробнее. Важным средством, стимулирующим повышение интересов учащихся к изучению иностранного языка, являются олимпиады .

Олимпиады повышают интерес учащихся к иностранному языку, создают у старшеклассников положительное отношение к изучению иностранного языка, активизируют их инициативу и самостоятельность, предоставляют им широкий простор для творческой активности, развития способностей по иностранному языку. Олимпиады помогают выявить одарённых детей среди учащихся школы. Вместе с тем все это призвано способствовать достижению конечной цели обучения в средней школе - повышению уровня знаний, умений и навыков ее выпускников, созданию такой языковой базы, которая смогла бы обеспечить им навыки практического использования лексико-грамматического программного материала. Победители олимпиад награждаются грамотами и памятными сувенирами.

В нашей школе ежегодно проводится “Неделя иностранного языка” ,посвященная Дню Святого Валентина Учащиеся нашей школы принимают участие в городских, региональных акциях (Неделя Франкофонии, конкурсы посольства Франции в России и т.д.).участие детей в таких конкурсах развивает интерес ребят к стране изучаемого языка, к иностранному языку, расширяет их кругозор.

Стало традицией в нашей школе в конце учебного года проводить праздник для пятиклассников “Чему мы научились за год”, на котором ребята показывают свои знания на иностранных языках, участвуют в разработке сценария праздника, готовят декорации, выступления. Такие праздники являются одним из важных видов внеклассной работы. Они углубляют и расширяют знания учащихся, повышают интерес к изучению языка, закрепляют умения и навыки разговорной речи, обогащают словарь, вырабатывают правильное произношение, выразительное чтение. Они приносят пользу не только учащимся, участвующим в программе, но и тем, которые на празднике являются слушателями и зрителями.

Учащиеся школы посещают выставки, театры, кинотеатры, связанные со страной изучаемого языка. Это стимулирует интерес учащихся к иностранному языку. Связь урока и внеурочная работа являются серьезным фактором в деятельности общения на иностранном языке, формирования самостоятельности и активности учащихся, как черт личности.

В школе работают секции научного общества учащихся по следующим предметам: история, география, геология, иностранный язык.

Старшеклассники используют при подготовке домашних заданий Интернет . Интернет помогает вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Интернет - это коммуникация, информация и публикация; коммуникация осуществляется при помощи электронной почты, информация заключена в огромных пластах всемирной паутины (WorldWideWeb), публикацию своего материала можно осуществить путём создания собственной страницы в Интернете.Внеклассная работа является неотъемлемой частью системы учебно-воспитательной работы школы и важным средством всестороннего воспитания молодежи. Разработка системы внеклассных занятий по иностранному языку является актуальной проблемой, так как она усиливает не только мотивационную сторону изучения языка, но и имеет практическую (коммуникабельную) и воспитательную направленность. Внеклассные занятия не только качественно воздействуют на успеваемость учащихся, но и содействуют совершенствованию, дальнейшему развитию приобретенных ими на уроках иноязычных речевых навыков, умений и комплексному решению воспитательных и образовательных задач. Кроме большого практического значения для лучшего овладения иностранных языком, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, способствует развитию самостоятельности, творческой активности учащихся, воспитанию нравственных черт характера, содействует общему культурному развитию учащихся.

Внеклассные занятия способствуют развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, воспитывают их воображение, мобилизуют их внимание и память, развивают у них чувство ответственности, приучают к самостоятельности и организованности, к аккуратности в выполнении порученных заданий.

Чтобы вовлечь как можно больше учащихся во внеклассную работу, необходимо применять разные её формы: индивидуальную, кружковую, массовую, умело сочетая их.

Педагоги других школ могут использовать в своей работе аналогичные формы внеклассной деятельности.

Литература

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. - 2002.-№ 6-с.11-40.
  2. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - /[ под ред. В.А.Караковского]. - М.: Новая школа, 2000.
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии./ В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1998.
  4. Шуман С. Место воспитания в целостном процессе развития личности./С.Шуман// Образование в современной школе. - 2002 -№ 4 - с.27-33.
  5. Бим И.Л. Личностно - ориентированный подход -основная стратегия обновления школы./И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. -2002-№2-с.11.

Что еще почитать