Истоки древнерусской живописи. Феофан Грек

Роспись Троицкого придела в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
1378


(Родился около 1337-умер после 1405)

Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.

Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.

Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".

Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.

В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.

Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.
Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.

«Столпник»

Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси - страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.

После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.
Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.

Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.

В любом случае иконы "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.

Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу - воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.

В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, - "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная" (все в ГТГ).

«Богоматерь»

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

На фото: Уцелевшие фрагменты Феофановых росписей в алтаре церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона написана на обороте . Предполагается, что эту «двойную» икону создал Феофан Грек, но доказательств тому, кроме данных стилистического анализа, исследователи не имеют.

Росписи Спасской церкви являются единственным «задокументированным» произведением Феофана Грека . Известно, что «подписал» он более сорока церквей, создал множество икон, а также трудился на поприще книжной миниатюры. Но фрески его нигде, кроме Новгорода, не сохранились, книги, украшенные им, утрачены все, а об иконах осторожные искусствоведы предпочитают говорить как о принадлежащих кисти «мастера Феофанова круга».

Уцелевшие факты биографии Феофана Грека столь же скудны, как и крупицы его наследия. Знаем, что родился он где-то в Византии (отсюда и прозвание — Грек) приблизительно в 1340 году. До прихода на Русь (о том, при каких обстоятельствах это произошло, — чуть позже) он успел поработать в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе (современная Феодосия). Эти сведения мы почерпаем из письма агиографа и книжника Епифания Премудрого, адресованного архимандриту тверского Афанасьева монастыря Кириллу, — в сущности, единственного источника, приоткрывающего нам хоть какие-то подробности жизни Феофана. Вполне возможно, что побывал изограф также на Афоне, где и усвоил учение исихастов о нетварном свете, оказавшее столь решительное воздействие на его творчество.

Феофан Грек - человек митрополита Киприана

Общепринятая версия гласит, что на Русь Феофан Грек прибыл или по приглашению митрополита Киприана, или даже в его свите. Мы не имеем возможности подробно останавливаться на фигуре этого деятеля — скажем лишь, что роль его столь же важна в истории Русской Церкви, сколь и неоднозначна.

Киприан явился на Русь в качестве «личного представителя» Патриарха Константинопольского Филофея в 1373 году и был им как бы заранее «назначен» в митрополиты Московские — хотя митрополит Алексий, занимавший святительский престол, еще здравствовал. Историк Церкви А. В. Карташев комментирует эту ситуацию так:

«Каким образом он (Киприан) очутился на кафедре русской митрополии при живом митрополите, это уже объясняется его личными дипломатическими способностями и излишне гибким моральным поведением Константинопольской Патриархии».

Поначалу обстоятельства складывались неблагоприятным для Киприана образом. Даже после смерти митрополита Алексия (в 1378 году) москвичи не готовы были рассматривать грека (то есть, вообще-то, серба по происхождению) Киприана как сколько-нибудь терпимого претендента на митрополичью кафедру. И, соответственно, «его людей» тоже не жаждали видеть в Москве.

Возможно, именно поэтому Феофан Грек в конце 1370-х годов находился в Новгороде. Будучи вторым по значению кафедральным городом после Москвы (если говорить о Северо-Восточной Руси), Новгород являлся и важным политическим центром. И Киприан не мог не желать упрочения своего влияния здесь — раз уж до Москвы «дотянуться» пока не мог.

В описании Епифания Премудрого Феофан Грек предстает как «живописец изящный во иконописцех» и «преславный мудрок, зело философ хитр». То есть не только как художник, но и как богослов. И есть основания полагать, что самая роспись Феофана в имела программное значение в контексте полемики между Киприаном и его противниками. Ведь монументальное искусство в ту эпоху имело колоссальное влияние на умы — заменяя собой все нынешние СМИ вместе взятые.

Работы Феофана Грека

Что происходило в жизни Феофана Грека в 1380-е годы и где он «привитал» — о том, увы, мы сказать не можем. Возможно, выполнив в 1378 году росписи в Спасской церкви Новгорода, мастер еще какое-то оставался здесь. Некоторые исследователи «посылают» его на эти несколько лет в Нижний Новгород, Серпухов и Коломну (опираясь отчасти на упомянутое нами письмо Епифания Премудрого и иные косвенные источники). Как бы то ни было, в начале 1390-х годов Феофан прибывает в Москву и разворачивает здесь бурную деятельность.

У Епифания читаем:

«На Москве три церкви подписаны (Феофаном): Благовещения Святыя Богородицы, Михаиле святый, одну же на Москве (имеется в виду, очевидно, храм Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный по указанию великой княгини Евдокии). В Михаиле святом (в Архангельском соборе Московского Кремля) на стене написа град... у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавый; терем у князя великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны; и в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый».

Миниатюра из Лицевого летописного свода, иллюстрирующая работу Феофана в Архангельском соборе Московского Кремля.

Ничто из этих творений не уцелело.

Безусловно, вызывает интерес сообщение о росписях, выполненных Феофаном в тереме «князя великого». Интересно, к каким сюжетам счел возможным обратиться изограф, работая для «мирского» заказчика? Часто высказывается предположение — на наш взгляд, правдоподобное, — что то могли быть аллегории, которых московиты той эпохи еще не видывали, почему Епифаний и называет «подпись» великокняжеского терема «незнаемой» и «страннолепной», то есть «необычайной». В пользу этого соображения говорит тот факт, что в свой «дорусский» период Феофан работал в Галате, генуэзском предместье Константинополя, и Кафе, которой также тогда владела Генуя. Там аллегорические росписи уже имели широкое распространение.

Роспись Благовещенской церкви в Кремле - последняя работа Феофана Грека в Москве

«Преображение Господне» (ок. 1403) из собрания Третьяковской галереи. Заподозрить принадлежность этой иконы кисти Феофана Грека заставляет не только стиль, но и сюжет, основополагающий в учении Григория Паламы о нетварном свете. На горе Фавор, как говорит богослов, апостолы увидели нетварную славу Божества — «сам сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет, сияющий нетлением». И этот свет могут узреть те, кто достиг обджения путем непрестанной Иисусовой молитвы.

Последней московской работой Феофана Епифаний называет роспись Благовещенской церкви в Кремле. Над ней мастер трудился совместно со старцем Прохором из Городца и . Причем, конечно, Феофан в данном случае являлся главой «артели». Имя его стоит в соответствующей летописной записи на первом месте. В Благовещенском храме, как мы помним, Феофан написал композиции «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» (сюжет, дотоле не встречавшийся в русской иконописи, да и впоследствии не слишком «популярный»). Росписи, созданные в 1405 году, недолго украшали Благовещенский храм: в 1416 году его полностью перестроили, а в 1485— 1489 годах возвели существующий ныне Благовещенский собор. Но память о фресках Феофана не исчезла. В середине XVI века «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» вновь «проявились» на стенах собора — как дань уважения великому мастеру.

Существует также традиция приписывать Феофану иконы деисисного чина из иконостаса Благовещенского собора. Во всяком случае, по времени и высочайшему уровню исполнения они вполне «подходят» нашему герою.

Почерк мастера

Стиль работы Феофана разительно отличался от привычных «норм» того времени. Мы уже мельком говорили о своеобразии его мазка и колорита, об удивительных «пробелах», теперь же заглянем в его мастерскую — благо стараниями Епифания Премудрого у нас есть такая возможность.

Епифаний писал — с благоговейным удивлением — о Феофановом методе (текст даем в осовремененном пересказе):

«Когда он рисовал или писал, то никогда никто не видел его взирающим на образцы, как то делают некоторые наши иконописцы, в недоумении переводящие взгляд туда-сюда, так что больше не пишут, а на образцы смотрят. Он же, казалось, руками писал, а ногами беспрестанно переходил с места на место; языком беседовал с приходящими, а умом обдумывал высокое и мудрое... Так и я, недостойный, — прибавляет смиренно Епифаний, — часто ходил на беседу к нему, ибо всегда любил с ним говорить».

Непонятно, как долго продолжались «собеседования» Епифания с Феофаном. Русский книжник ничего не говорит об обстоятельствах смерти (или отъезда?) иконописца. Принято считать, что Феофан умер около 1410 года. Но где он встретил свою смерть? В Москве ли? А быть может, пожелал возвратиться в Константинополь? Очевидно только, что в первой половине 1410-х годов, когда Епифаний сочинял свое послание к архимандриту Кириллу, Феофана в Москве уже не было.

Феофан Грек - насколько - настолько же и загадочная.

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это - Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый.

В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 - 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Феофан Грек в Великом Новгороде

Единственными достоверными произведениями русско-византийского мастера считаются только росписи в Новгороде Великом, где он жил и работал некоторое время. Так в Новгородской летописи от 1378 года конкретно указано, что «церковь нашего Господа Иисуса Христа» расписал мастер гречанин Феофан. Речь идёт о церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году на Торговой стороне города. Византийского мастера для росписи храма позвал, видимо, местный боярин Машков Василий. Предположительно, Феофан прибыл на Русь с митрополитом Киприаном.

Храм Спаса Преображения уцелел, а росписи Грека сохранились лишь частично. Их расчищали несколько десятилетий с перерывами, начав в 1910 году. Фрески, хотя и дошли до нас с утратами, дают представление о Феофане Греке как выдающемся художнике, который принес новые идеи в русскую иконопись. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь оценивал приезд в Россию мастеров величины Феофана Грека, как плодотворный внешний импульс в поворотные моменты русского искусства, когда он был особенно нужен. Феофан Грек оказался на Руси, когда государство освобождалось от нашествия татаро-монголов, медленно поднималось и возрождалось.

Феофан Грек в Москве

Московские летописи свидетельствуют о том, что Феофан Грек создавал стенописи кремлёвских храмов в конце 14 – начале 15 века:

  • 1395 год - роспись церкви Рождества Богородицы на сенях в содружестве с Симеоном Черным.
  • 1399 - роспись .
  • 1405 - роспись того , что стоял ранее на месте нынешнего. Благовещенский собор Феофан расписывал вместе с русскими мастерами Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век. Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества. Надпись: «В том же году в центре города Москвы была расписана церковь Рождества Пречистой Богородицы и придел святого Лазаря. А мастера - Феодор грек да Семен Черный».

Особенности творчества Феофана Грека

Фрескам Феофана Грека присущ минимализм цветовой гаммы и непроработанность мелких подробностей. Оттого лики святых предстают суровыми, сосредоточенными на внутренней духовной энергии и излучают мощную силу. Пятна белил положены художником так, что создают свет, подобный фаворскому, и акцентируют внимание на важных по смыслу деталях. Мазкам его кисти присуща резкость, точность и смелость нанесения. Персонажи росписей иконописца аскетичны, самодостаточны и углублены в молчаливую молитву.

Творчество Феофана Грека связывают с исихазмом, которое подразумевало непрестанную «умную» молитву, безмолвие, чистоту сердца, преобразующую силу Бога, Царство Божие внутри человека. Через века, следом за Епифанием Премудрым Феофана Грека признают не только гениальным иконописцем, но мыслителем и философом.

Работы Феофана Грека

Достоверных данных нет, но творчеству Феофана Грека обычно приписывают двустороннюю икону «Донской Божией матери» с «Успением Божией Матери» на обороте и деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Иконостас Благовещенского собора выделяется ещё и тем, что он стал на Руси первым, на иконах которого фигуры святых изображены во весь рост.

Ранее предполагалось, что икона «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского принадлжеит кисти Феофана Грека и иконописцам мастерской, которую он создал в Москве. Но в последнее время усилились сомнения в его авторстве.

Донская икона Божией Матери. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор». ? Феофан Грек и мастерская. ?

Феофан Грек. Иисус Пантократор - роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Серафим - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Даниил Столпник - фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.


Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, мастер монументальных фресковых росписей и книжной графики. Имея греческое происхождение, получил большое признание и славу на русской земле. Считается учителем Андрея Рублева .

Особенности творчества художника Феофана Грека: стиль Феофана Грека отличается темпераментностью, динамической свободой, проработкой индивидуальности и психологизма каждого образа. Мастер работает в принятом каноне, но и вместе с тем очень смело реформирует канон. Отличает его творчество и смелость мазка, и своеобразие колорита. Для фресковых росписей Феофана Грека характерна так называемая« скоропись», когда живопись почти монохромна, мелкие детали, складки одежды не проработаны, а контуры очерчены стремительными линиями. В его творчестве часто находят воплощение два полюса византийской духовной культуры — воспевание земной красоты как Божественного творения и устремление к духовной аскезе, отвергающей всё внешнее, красивое.
Во фресках Феофан использовал белильные высветления для придания большей одухотворенности и мистичности ликам святых. Общая цветовая гамма при этом сдержана и лаконична(преобладают чёрный, красновато-коричневый с оттенками, белый), напоминая опять же монашеское, аскетическое отречение от разнообразия явлений и красок мира. Феофан пишет в манере нарочитого изографа, в котором иконописцы опирались на подлинники, с точностью воспроизводя содержания преданий и письмен. Такая художественная манера позволяет создавать человеческий, и, в то же время, возвышенный образ.

Известные работы Феофана Грека: «Донская икона Божей Матери », «Успение Богородицы», «Спас Вседержитель», «Преображение Господне », «Богоматерь », «Спас в силах », «Троица », «Даниил Столпник ».

Источники сведений о мастере

Сведения о жизни Феофана Грека, очень немногочисленные, встречаются в московских и новгородских летописях. Особую ценность представляет письмо, написанное около 1413 — 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря и своему другу Кириллу Белозерскому. Сообщение Епифания дает представление о принципах работы мастера и является единственным источником, открывающим некоторые подробности жизни Феофана Грека. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям „притчам“ и его хитростному строению» . Умение Феофана беседовать во время работы со всеми приходящими, что так восхищает Епифания, видимо, производило такое же впечатление, как 100 лет спустя производил гений Леонардо да Винчи.

Хотя Феофан и снискал широкое признание, даты его жизни и смерти указываются всегда лишь приблизительно. Наверняка известно только, что в 1413 году Феофана уже не было в живых, о чем мы узнаем из упомянутого выше письма Епифания Премудрого.
В летописях отмечены все три московских храма, в росписи которых участвовал Феофан: Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский. Упоминает о них и Епифаний. Если бы после окончания работы над Благовещенским собором в 1405 годы Грек успел бы произвести ещё какую-либо крупную работу, то летописи, да и Епифаний, это бы отметили. Поэтому дата смерти мастера заключается в промежутке между 1405 и 1413 годами.
Умер Феофан в преклонном возрасте, ибо первое известие о нем — работа в Новгороде, — датировано 1378 годом. Прибыть в Россию он должен был не только зрелым художником, но и в зрелом возрасте(25−30 лет): в Византии он уже успел поработать над целым рядом церквей. Получается, дату рождения Феофана Грека следует искать в диапазоне 1335−1340 годов, и в России он прожил около 40 лет, где и создал свои самые известные произведения.

Вера и убеждения Феофана Грека

Ко времени приезда на Русь Феофан уже вдохновлялся мистическим учением известным как исихазм. Слово« исихазм» происходит от греческого hesychia — «спокойствие», «безмолвие», «отрешенность». Учение это сформировалось ещё в ранневизантийскую эпоху, а встретить его можно было только в монастырях. Однако в XIV веке учение выходит за их пределы, получает теоретическое обоснование и становится доступным для мирян.
Исихазм учил, что Слово Божье постигается в молчании. Отказ от многословия, постижение Слова в самой его глубине и созерцательная молитва выведут на путь познания Бога. Но основной смысл исихазма заключается не в самой высокой молитве — он постигался через духовную практику и заключался в абсолютном духовном преобразовании, преображении. Не случайно Феофану принадлежит икона« Преображение Господне». Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Господа Иисуса Христа, имел для исихастской практики большое значение. Свет этот, как говорили исихасты, и есть внутренний свет преображения. «Царство Божие внутрь человека есть» — эту идею Феофан Грек наглядно воплощает в манере своей живописи.
Феофан был не просто религиозным, а даже глубоко убежденным человеком в том, как важна духовная сила, вера и активность особенно в той стране, в которой он жил. И характер великого живописца под стать — жесткий, аскетичный, размышляющий. Исследователями отмечается, что Феофану Греку присуще отрицание оптимизма. Он признаёт, что человек изначально грешен, поэтому может только со страхом и покорностью ждать решения своей участи на Страшном суде. И эти убеждения хорошо отражают приемы его творчества.

Выбор в пользу Руси

Феофан родом из Византии, отчего и получил прозвище« Грек». До приезда на Русь им было уже расписано сорок каменных церквей в Константинополе, его пригороде — Халкидоне, Галате. Именно в Галате, которая в ту пору была богатой генуэзской колонией, Феофан получил возможность познакомиться с западной культурой. Он видел её палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца деловитость и свободные нравы жителей Галаты. Ни одна из византийских работ Феофана не сохранилась. Из Галаты мастер перебрался сначала в Каффу(ныне Феодосия), а затем в Новгород. В Восточном Крыму с ним или с его школой ученые всё же связывают несколько сохранившихся фресок. Речь, в частности, идет о росписи храма Святого Стефана в Феодосии и о небольшой фреске в храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Феофан, подобно многим своим современникам, мог бы уехать в Италию, но, возможно, он не был готов расставаться с православной верой. Остаться в Византии, где всё больше в живописи утверждался сухой академизм, не соответствовало его индивидуальному вкусу и устремлениям. А вот на Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, для него открылось широчайшее поле деятельности. Мастер отравился на свою новую родину в свите митрополита Киприана. Выбор художника был полностью оправдан: в Московской Руси имя Феофана Грека стало первым среди плеяды гениальных живописцев. Он приехал на Русь уже зрелым, сложившимся мастером, а не рядовым ремесленником. Благодаря творчеству Феофана русские художники смогли познакомиться с первоклассными примерами византийского искусства. Его дар был поистине оригинален — берущий свои истоки в византийской традиции, он тесно переплелся и развился во взаимодействии с русской культурой.

Новгородский период

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Каким образом он попал именно туда, минуя Москву? Мы уже знаем, что он работал в Каффе — нынешней Феодосии. Новгородцы имели частые торговые сношения с этим городом и легко могли привезти к себе Феофана.
Первая работа, выполненная им на Руси, роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, датированное 1378 годом. Эта роспись по сей день остается главным источником для суждения об искусстве Феофана и его художественном стиле, что позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Роспись церкви Спаса Преображения выполнялась Феофаном по заказу боярина Василия Даниловича и горожан и была окончена за одно лето. До наших дней дошли лишь фрагменты изначального монументального ансамбля фресок, но и по ним можно судить о мощном творческом даровании византийского иконописца.

Самое грандиозное изображение среди росписей храма находится в алтарном куполе: это Христос Вседержитель(Пантократор) в окружении четырех серафимов. В барабане(основание купола) — праотцы Авель, Адам, Ной, Сиф, Енох, пророки Илия и Иоанн Предтеча; в камере — богословы и столпники. Лучше всего сохранились фрески Троицкого предела(«Троица», «Поклонение жертве», «Богоматерь»).

Церковь Спаса Преображения — один из наиболее известных и ценных исторических памятников Новгорода. Находящиеся там работы Феофана Грека повлияли на творчество ряда живописцев, породили последователей. Например, в известной иконе« Отечество»(XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в нескольких произведениях XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана.

Талант Феофана Грека проявился не только в оригинальных художественных приемах, но и в многосторонности жанров. Вместе с его монументальными работами примерами для подражания стали его миниатюры. «Он был книги изографом нарочитым» — так эта похвала звучит у Епифания. Влияние Феофана видно в оформлении таких рукописей, как« Псалтырь Ивана Грозного»(последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог»(вторая половина XIV века).

Следующий этап жизненного пути мастера порождает только предположения исследователей. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Московский период

Феофан перебрался в Москву, приблизительно, в 1390 году. К этому времени у него уже оформляется своя школа, появляются ученики и последователи. Вместе с ними Феофан приступает к росписи ряда московских храмов. При активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Увы, и эта церковь не сохранились, а феофановские фрески в пределе Святого Лазаря сбиты и перештукатурены.
Через четыре года Феофан Грек вместе с учениками приступает к украшению Архангельского собора, первоначальная роспись которого также утеряна.
Третьей и последней крупной московской работой Феофана становится роспись Благовещенской церкви в Кремле. Здесь он трудится совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым, возглавляя все работы. Событие прямо таки историческое, ведь встретились два титана средневековой русской живописи, выразивших своим искусством дух эпохи. Феофан — в драматических, скорбных тонах, Рублев — в гармонических, светлых, воплотивших мечту о мире и согласии. В Благовещенском храме Феофану принадлежат композиции« Апокалипсис» и «Корень Иессеев». По традиции ему же приписывают авторство икон деисусного чина из Благовещенского иконостаса, в то время как Андрей Рублев работал над иконами, изображающими праздники. Однако иконостас не просто сохранил общий замысел и гармоническую композицию, но и стал уникальным явлением. Это был первый иконостас в России с изображением святых во весь рост, а Феофан Грек и Андрей Рублев стали создателями классической формы русского иконостаса. И, если первоначальная роспись самого храма до нас не дошла, то этот иконостас всё же сохранился.

Феофана Грека можно считать создателем нового образа« Умиления». Икона« Богоматерь Донская»(модификация« Умиления», другое название — «Радость всех радостей»), которая была почитаемым запрестольным образом Успенского собора Коломны, считается исследователями первообразом. Сама икона двусторонняя — с обратной стороны изображено« Успение Богоматери». Успенский собор Коломны был построен накануне Куликовской битвы, а позднее, после победы и присвоения князю Дмитрию Иоанновичу прозвания Донского, церковь и икона« Богоматерь Умиления» также стали зваться Донскими. Иван Грозный высоко чтил эту икону, брал ее с собою в Казанский поход, а в 1591 году ее выносили во время битвы с Казы-Гиреем. Когда битва закончилась победою русских, «Богоматерь Донская» была признана чудотворной. Прославленный образ был перенесен в Благовещенский собор московского Кремля. Не забыли икону и в наши дни. В XX веке во время наступления немцев по приказу И. В. Сталина она трижды облетела на самолете над Москвой. Ныне этот шедевр хранится в Третьяковской галерее.

В Москве Феофан, как и в Новгороде, вероятно, трудился и над книжной графикой. По характерным резким линиям и колориту, полагают, что оформление Евангелия боярина Фёдора Кошки, с его орнаментальными украшениями, заставками и зооморфными буквицами-инициалами, также принадлежит Феофану. По поводу другой знаменитой рукописи — Евангелия Хитрово, говорят о том, что работа, скорее всего выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Школа Феофана Грека

Без малого полвека Феофан Грек прожил в России и написал для неё свои самые известные произведения. Если бы всё они сохранились, то наследие Феофана было бы довольно велико. Разумеется, работал он не один, а сформировал целую школу. Феофан Грек охотно передавал свои знания, опыт и недостатка в учениках у него не было.
Опираясь на письмо Епифания Премудрого, можно уверенно предполагать, что мастер умел легко располагать к себе собеседников, был открыт, благожелателен и добродушен. Кроме того, «Феофан иконник Грегин философ» пользовался большим авторитетом художника-мыслителя. Величайшим из его учеников стал Андрей Рублев. При росписи Благовещенского собора он выступал в роли помощника, а не ученика. Тем не менее, техническая близость их работ, особенно использование« голубца» — голубой краски необыкновенного яркого тона, свидетельствует, что Рублёв был какое-то время учеником Феофана. Такой интенсивный голубой цвет нельзя получить из обычной палитры иконников. У Феофана его можно увидеть на плате« Богоматери Донской». После неё такого цвета больше нигде не встретить, за исключением« Троицы» Рублева, что подтверждает близость их творчества и исключительную роль Феофана в развитии средневековой русской живописи. А в самой истории России этот византиец остался столь же выдающейся личностью, сколь и загадочной.

В истории России немало случаев, когда приезжий иностранец умножает ее славу и становится национальной гордостью. Так и Феофан Грек, выходец их Византии, грек по происхождению (отсюда и прозвание) стал одним из величайших

Выбор в пользу Руси

Скорее всего, если бы Феофан не решился в корне изменить свою жизнь, приехав вместо Италии в Россию в свите (как предполагается) митрополита Киприана, он так и затерялся бы среди многочисленных византийских художников. Но в Московской Руси он стал первым из блистательной плеяды иконописцев. Несмотря на широкое признание, даты рождения и смерти художника называются приблизительно - 1340-1410 годы.

Недостаток сведений

Известно, что Феофан Грек, биография которого грешит белыми пятнами, родился в Византии, работал как в самом Константинополе, так и в его пригороде - Халкидоне. По сохранившимся в Феодосии (тогдашняя Кафа) фрескам видно, что некоторое время художник работал в генуэзских колониях - Галате и Кафе. Ни одна из его византийских работ не сохранилась, и мировая слава пришла к нему благодаря работам, выполненным в России.

Новое окружение

Здесь ему по жизни и творчеству довелось пересечься со многими великими людьми того времени - Андреем Рублевым, Сергием Радонежским, Дмитрием Донским, Епифанием Премудрым (письмо которого архимандриту Кириллу является основным источником биографических данных великого иконописца) и митрополитом Алексеем. Это сообщество подвижников и просветителей много сделало для славы Руси.

Основной источник сведений о Феофане Греке

Феофан Грек прибыл в Новгород в 1370 году, то есть вполне зрелым мужчиной и сложившимся художником. Он прожил здесь более 30-ти лет, вплоть до самой смерти. Работоспособность его поражает. По свидетельствам того же Епифания Премудрого, Феофан Грек всего расписал 40 церквей. Письмо архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря было написано в 1415 году, после смерти мастера, и до наших дней дошло не в подлиннике, а в списке второй половины XVII века. Существуют и некоторые летописные подтверждения фактам и дополнения. Одно из них сообщает, что в 1378 году по повелению боярина Василия Даниловича «гречанином» Феофаном была расписана Спасо-Преображенская церковь, находящаяся на Торговой стороне Великого Новгорода.

Начало новгородского периода

Фрески Феофана Грека на стенах этого монастыря стали его первой упомянутой в документах работой на Руси. Они, даже сохраненные фрагментарно, находясь в очень неплохом состоянии, дошли до нашего времени, и относятся к ряду величайших шедевров средневекового искусства. В наилучшем состоянии находится роспись купола и стен, где располагались хоры Троицкого придела. В изображенных фигурах “Троицы» и Макария Египетского очень ярко видна своеобразная манера письма, которой обладал гениальный Феофан Грек. В куполе сохранилась погрудное изображение которое является самым грандиозным. Кроме того, частично сохранилась фигура Богоматери. А в барабане (часть, поддерживающая купол) - изображения и Иоана Предтечи. И этим особо ценны эти фрески, так как, к сожалению, созданные на протяжении ряда последующих лет работы не подтверждены документально и оспариваются некоторыми исследователями. Вообще, все монастыря выполнены в безусловно новой манере - легко и широкими, свободными мазками, цветовая гамма сдержана, даже скупа, главное внимание уделено лицам святых. В манере письма Феофана Грека ощущается его особая философия.

Способность Руси к возрождению

Еще не было великой победы Дмитрия Донского, набеги Золотой Орды продолжались, горели русские города, разрушались храмы. Но тем и сильна Россия, что она возрождалась, отстраивалась, и становилась еще красивее. В росписях восстановленных монастырей принимал участие и Феофан Грек, который с 1380 года работал в Нижнем Новгороде, в полностью сожженной в 1378 году столице Суздольско-Нижекородского княжества. Предположительно, он мог принимать участие в росписях Спасского собора и Благовещенского монастыря. А уже в 1392 году художник трудится в по просьбе великой княгини Евдокии, жены князя Дмитрия. Позднее собор неоднократно перестраивался, и фрески не сохранились.

Переезд а Москву

Феофан Грек, биография которого, к сожалению, очень часто связана со словом «предположительно», после Коломны перебирается в Москву. Здесь, и это подтверждают Троицкие летописи и небезызвестное письмо, он расписывает стены и украшает три храма. В это время у него уже была своя школа, ученики и последователи, с которыми при активном участии известного московского иконописца Симеона Черного в 1395 году Феофан расписывает стены церкви Рождества Богоматери и придел Святого Лазаря в Кремле. Все работы осуществлялись по заказу все той же великой княгини Евдокии. И опять надо констатировать, что церковь не сохранилась, существующий ныне Большой стоит на ее месте.

Злой рок, преследующий работы мастера

Признанный гений средневековья, иконописец Феофан Грек вместе с учениками приступает в 1399 году к украшению Архангельского собора, полностью сожженного ханом Золотой Орды и Тюменского княжества - Тохтамышем. Из письма Епифания известно, что мастер изобразил на стенах храма московский Кремль со всеми его церквями. Но во второй половине XVI века итальянский архитектор Алевиз Новый разбирает храм и строит одноименный новый, сохранившийся до наших дней.

Искусство Феофана Грека в большинстве своем представлено фресками, так как он до конца своих дней расписывал стены церквей. В 1405 году его творческий путь пересекается с деятельностью Андрея Рублева и его учителя - «старца с Городца», так назыви московского иконописца Прохора с Городца. Эти три известнейших мастера своего времени вместе создавали соборный храм Василия I, что в Благовещенском соборе.

Фрески не сохранились - придворная церковь была, естественно, перестроена.

Безусловные свидетельства

Что же сохранилось? Какую память о себе оставил потомкам великий Феофан Грек? Иконы. По одной из существующих версий, сохранившийся до наших дней иконостас был первоначально написан для Успенского собора в Коломне. А после пожара 1547 года был перенесен в Кремль. В том же соборе находилась «Богоматерь Донская», икона со своей биографией. Являясь одним из многих модификаций «Умиления» (другое название - «Радость всех радостей»), образ овеян легендой о своей удивительной помощи в победе, одержанной войском великого князя Дмитрия над полчищами Золотой Орды в 1380 году. После Куликовской битвы и князь, и икона-покровительница получили приставку «Донской» и «Донская». Сам образ двухсторонний - с обратной стороны существует «Успение Богоматери». Бесценный шедевр хранится в Третьяковской галерее. Проведено много анализов, и можно утверждать, что ее автор, безусловно, Феофан Грек. Иконы «Четырехзначная» и «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с житием» принадлежат мастерской иконописца, но его личное авторство оспаривается. К работам мастеров его школы можно отнести икону довольно больших размеров, написанную в 1403 году - «Преображение».

Скудость биографических данных

Действительно, очень мало существует документально подтвержденных работ великого мастера. Но Епифаний Премудрый, знавший его лично, друживший с ним, так искренне восхищается талантом, разноплановостью дарования, широтой знаний, что не верить его свидетельствам невозможно. Спас Феофана Грека часто приводят в пример как работу греческой школы с ярко выраженной византийской манерой письма. Эта фреска, как уже отмечалось выше, является самой грандиозной из всех обнаруженных в 1910 году сохранившихся фрагментов настенных росписей Новгородского собора. Она является одним из известных во всем мире великих памятников зодчества средневековой Руси. Еще один образ Спаса, который относится к работам мастера, находится в Кремле на Благовещенском иконостасе.

Одна из великих «Троиц»

Среди фресок этого собора находится еще один шедевр мирового значения, автор которого Феофан Грек. «Троица» прекрасно сохранилась и находится на хорах. Канонический сюжет «Гостеприимство Авраама» лежит в основе этого произведения, хотя его фигура на фреске не сохранилась, «Троица» заслуживает до сих пор неосуществленного подробного изучения. В своем письме Епифаний восхищается многими талантами Феофана Грека - даром рассказчика, талантом умного собеседника, необыкновенной манерой письма. По свидетельствам этого человека, Грек, кроме всего прочего, обладал талантом миниатюриста. Его и характеризуют как иконописца, мастера монументальной фресковой росписи и миниатюриста. «Он был книги изографом нарочитым» - так звучит эта похвала в подлиннике. Авторство миниатюр из Псалтыри, принадлежащей Ивану Грозному и хранящейся в Троицко-Сергиевой лавре, приписывают Феофану Греку. Он же, по предположению, является миниатюристом «Евангелия Федора Кошки». Пятый сын прямой предок Романовых, был покровителем Феофана Грека. Книга великолепно оформлены. Поражают ее искусные заставки и инициалы, выполненные золотом.

Самобытность Феофана Грека

До Феофана многие иконописцы, да и его современники, в изготовлении своих работ опирались в первую очередь на прориси (тонкий контур, сделанный предварительно с оригинала). А свободная манера письма Грека удивляла и покоряла многих - «он же, казалось, руками писал роспись» - восхищается Епифаний, называя его «дивным мужем». Он, безусловно, обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. Не известна точная дата смерти гения, кое-где говорится даже, что он умер после 1405 года. В 1415 году автор знаменитого письма упоминает Грека в прошедшем времени. Стало быть, его уже не было в живых. И похоронен Феофан, опять-таки предположительн, где-то в Москве. Все это очень печально и говорит лишь о том, что Россия всегда переживала очень много смутных времен, в продолжение которых врагами уничтожалась сама память о людях, составивших ее славу.

Что еще почитать