Здравствуйте уважаемые!
Пожалуй, продолжим наше увлекательное (искренне хочется в это верить) путешествие в чарующий мир геральдики. Начали мы его, напомню, вот в этом посте: , а продолжили вот тут вот: .
Итак, что у нас там по ходу следующее? Я считаю, пришло время поговорить о короне, сим важнейшем, но вовсе не обязательным элементе любого герба. Обычно оная располагается над гербовым щитом или же (в случаях с дворянской или монархической геральдикой) на шлем или, что гораздо реже, внутри щита. Корона - это отличный показатель статуса его владельца и для многих исследователей большая подсказка для определения страны происхождения и времени создания герба, так как форма короны очень сильно отличается по конкретным территориям. Причем, самое интересное, что геральдическая корона, как ее величают по науке, может оказаться и не короной вовсе. Но обо всем по порядку.
Персидская геральдическая корона правления Шаха Пехлеви.
Для начала я отмечу, что формально можно все короны разделить на 2 части. Первые - связанные со статусом рода или определенного человека, то есть короны достоинства, а вторые с городами, провинциями, областями и отдельными территориями, сиречь можно сказать муниципальные. С этих вот последних мы с Вами и начнем.
Знаете ли Вы, мои уважаемые читатели, что Геральдическим Советом при Президенте РФ в 2005 году был определен порядок использования корон в гербах городов и поселений? Думаю, нет. Посему небезынтересно будет исследовать следующую таблицу:
Вот такая вот табличка
За основу этой системы была принята старинный порядок Российской империи, принятый еще в 1858 году и прекратившая свое существование с крахом империи. Согласно этого порядка было определено, что:
Императорская корона в гербе устанавливается для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Более древняя царская корона (образца 1857 года) — для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Еще более старая царская, увенчанная двуглавым орлом — для городов, имевших статус градоначальства и крепости.
Шапка Мономаха — для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев, Владимир, Новгород, Тверь, Ярославль, Рязань, Смоленск); для Казани и Астрахани — соответствующие «именные» шапки (короны), соответственно «Казанская шапка» и «Астраханская шапка»ю
Старый герб города Ярославль (шапка Мономаха оный венчает)
Польская корона — для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона — для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского, Грузинская корона - для Тифлиса (Тбилиси) и части городов Грузии
Золотая башенная корона о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.
Золотая башенная корона о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце — для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.
старая царская корона, увенчанная орлом на гербе Севастополя 19 столетия.
Серебряная башенная корона о трёх зубцах, мурованная чёрным — для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом — для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о трёх зубцах, мурованная золотом — для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом — для населённых пунктов, имевших статус крепости.
Червлёная башенная корона о двух зубцах, мурованная золотом — для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.
герб города Старый Оскол (конец XIX столетия)
Естественно Вы должны понимать, что далеко не все города имели подобные короны в своих гербах.
Не отставали от России и другие государства Европы (что естественно). Например, в Италии существует различные короны для города и муниципалитета, а иногда и регионов с провинциями (правда не без казусов, когда например у той же Апулии корона статуса ниже, чем тому положено быть).
герб Региона Апулия
Городская корона в Италии выполнена в виде золотой зубчатой стены с пятью башнями — форма, принятая для городских гербов во многих европейских странах, восходящая к римской corona muralis.
Муниципалитет имеет такую же корону, но только серебряную.
Короны достоинства же более разнообразны по своим формам и значениям и сильно различаются в зависимости от той или иной страны.
герб Милана
Для примера ниже я приведу максимально таблицу геральдических корон монархов и высшего дворянства во Франции, Италии, Германии и Великобритании. Максимально упрощенная она хотя бы потому, что в Соединённом Королевстве в ходу не менее 16 корон.
И это мы не упоминаем корон виконтов, баронов и просто рыцарей. Так что тут все очень и очень индивидуально.
Примерные различия некоторых корон достоинств по странам. Сверху вниз: Франция, Германия, Италия, Англия
1 - король, 2 - князь (фюрст), 3 - герцог, 4 - маркиз, 5 - граф, 6 - граф (новый вариант)
При начале нашего повествования я упомянул, что корона как геральдический знак может быть и вовсе не короной по своей сути. Как это может быть, спросите Вы? Очень просто. Иногда вместо короны использовались предметы (рука не поднимается назвать их шапками), которые, тем не менее, на эту саму корону вовсе не похожи. Например после того как Наполеон I Бонапарт провозгласил Первую Империю, он существенно и серьезно переработал геральдические правила Франции. Так вот, новооперившиеся герцоги и даже принцы вместо полагавшийся короны получили на своей герб нечто похожее на кивер с плюмажем.
Герб маршала Этьена-Жака - Жозефа-Александра Макдональда, герцога Таренто, пэра Франции. "Новая наполеоновская геральдика" во всей красе
Особая же тема разговора - это церковная геральдика. Сам Папа Римский использует у себя в гербе вместо короны один из атрибутов своей власти - тиару (о гербах Пап мы поговорим с Вами в отдельном посте, который я обязательно опубликую, когда мы с Вами закончим с теоретической частью и перейдем непосредственно к примерам). Все же иные высшие прелаты церкви (католической, протестантской, да даже некоторые и православной) в своих гербах вместо короны используют так называемую галеро - то есть специальную шляпу с широкими краями, являющеюся одним из знаков высшего духовенства и произошедшую от шляпы паломника.
Личный герб Мариана Яворского, первого на моей памяти кардинала с Украины
Ранг того или иного церковного сановника в том числе (кроме других церковных геральдических знаков) определяется по цвету галеро и по количеству кистей с обоих сторон герба. Так, например кардиналы с саном архиепископа имеют красную шапку и по 15 кистей, примасы, епископы архиепископы (без ранга кардинала) имеют зеленую галеро и от 6 до 12 кистей, священники и аббаты черные галеро. Ну и наконец, Апостольский протонотарий и папские прелаты имеют галеро цвета фуксии
В современных гербах Русской православной церкви нередко используются иные головные уборы - комилавки и клобуки.
Герб ректора Церковно-приходской школы воронежской Казанской церкви иерамонаха Пафнутия.
На этом, пожалуй, закончим с коронами и перейдем к следующим элементам герба - намету и бурелету. Оба эти элементы обязаны своим происхождением Крестовым походам. Повышенная температура и отсутствие воды заставляла, как то приспосабливается к местным условиям холоднолюбивым европейским воинам, поэтому они старались, как то избежать потери влаги. Подсмотрев у своих противников, европейцы начали надевать на шлем сверху кусок материи по типу куфии и закреплять его шнуром-икаль, как это делают бедуины. Материя, которая в походе и сражениях превращалась в причудливые лоскутья и получила название намет. А бурелетом (или бурлетом) начали называть арабский шнур-икаль. Первоначально бурелет был знаком, указывающим на то, что его владелец побывал в Крестовом походе, хотя потом такое значение было упразднено.
Наметы можно разделить на 2 части - растительные и естественные. Первые формируются из растительных орнаментов, вторые из узорной ткани.
Герб сэра М. Джармеи. Намет присутствует
По общему правилу принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Однако, принцип «основная финифть, подбитая основным металлом» имеет и исключения. Намет может быть трехцветным (самый оптимальный из возможных вариантов- с одной стороны от шлема одной финифти, с другой стороны - другой финифти, и с обеих сторон подложен одним металлом) и даже четырехцветным. Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Кроме того, иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами и т.д.
Герб островов Теркс и Кайкос. На шлеме Вы можете лицезреть бурелет
Про бурелет же надо сказать, что обычно состоит из шести витков. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй — цвета финифти и далее в такой же последовательности.
Продолжение следует…..
23.07.18
Новость |
09.07.18
Новость |
11.05.18
Новость |
04.05.18
Новость |
27.04.18
Новость |
20.04.18
Новость |
Герб Прокопьевского района | Панно без рамки на алюминиевом композите с пластиковым гербом РФ (серебро) | Герб Свердловской области | Эмблема Метрологической службы МО РФ | Декоративные тарелки с гербом РФ в технике пике (point-to-point) | Герб Курской области |
Примечание: часто используемые трактовки значений многих геральдических фигур являются во многом адаптацией для использования вне геральдики, т.к. в каждом конкретном гербе каждый элемент имеет собственное значение, которое в него вложил автор герба и подчас это значение не совпадает с условно "общепринятым".
1. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЛЕНТА – лента красного цвета, применявшаяся в гербах областей, градоначальств и в гербах уездных городов.
2. АНДРЕЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента голубого цвета, применявшаяся в гербах губернских городов, гербах столиц и городов временного пребывания царствующих особ.
3. АРМАТУРА – украшение из военных и других эмблем и предметов, располагающихся вокруг щита или за щитом.
4. БОЕВОЙ КЛИЧ – восклицание, призыв в форме изречения возвышенного, чаще всего воинственного характера. Помещается над гербовым щитом и его верхними украшениями на ленте.
5. БУРЕЛЕТ – фигура в виде матерчатого жгута с чередующимися цветами, повторяющими цвета герба. Помещается поверх шлема.
6. БЫК – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
7. ВЕНЕЦ – основание короны в виде обруча.
8. ВЕНЗЕЛЬ – фигурное декоративное сплетение одной или нескольких букв с цифрой или без нее, имеющее отношение к гербовладельцу.
9. ВЗЛЕТАЮЩИЙ – положение птицы с поднятыми вверх крыльями.
10. ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
11. ВОЗРАСТАЮЩИЙ – положение фигуры, когда над горизонтальной линией возвышается только часть основной фигуры.
12. ВОЛК – символ алчности, злости и прожорливости. Помещается в гербах как знак победы над алчным, злым противником.
13. ВОЛЬНАЯ ЧАСТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника в одном из углов щита. Ее размер определяется площадью фигуры, называемой прямым крестом. Вольная часть применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
14. ВОССТАЮЩИЙ – положение животного, стоящего на задних ногах, когда правая нога впереди, а левая сзади. Символизирует готовность напасть на врага или добычу. Если в тексте описания герба сказано, что в поле щита лев, то это означает, что он изображен именно в этом положении.
15 . ВОРОН – символ предусмотрительности и долголетия.
16. ГАРПИЯ – женщина-птица с головой и грудью женщины, телом и крыльями орла и железными когтями. Символ омерзительных порочных страстей. Помещается в гербах как знак победы над низменным противником.
17. ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТА – лента с тремя черными и двумя оранжевыми полосами. Применялась как элемент украшения в гербах городов-крепостей, отличившихся во время осады неприятелем.
18. ГЕРАЛЬДИКА – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология, семантика и символика, позволяющие не только кратко и ясно описывать герб, но и проводить гербовую экспертизу.
19. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕТАЛЛЫ – золото и серебро. Золото изображается желтым цветом или множеством точек на поверхности. Серебро изображается белым цветом.
20. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ МЕХА – беличий и горностаевый. В зависимости от цвета и положения стилизованных фигур, изображающих мех, имеется большое разнообразие видов этих мехов.
21. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур. Геральдические фигуры делятся на почетные и второстепенные. Среди почетных выделяются глава, пояс, столб, перевязь, стропило, прямой крест, косой крест, вилообразный крест, оконечность, кайма, вольная часть, четверть и средний щиток.
22. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – голубой (лазурь), зеленый, красный (червлень), пурпурный и черный. Негеральдические фигуры могут изображаться в натуральном цвете.
23. ГЕРБ – совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики.
24. ГЕРБОВНИК – гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
25. ГЛАВА – почетная геральдическая фигура в виде горизонтальной полосы шириной в 2/7 щита, примыкающей к верхней кромке щита.
26. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ – символизирует красоту, величие, верность, доверие, безупречность, а также развитие, движение вперед, надежду, мечту. Изображается горизонтальными линиями.
27. ГОЛУБЬ – символ смирения и чистоты, святого Духа.
28. ГРИФОН – чудовищная птица с орлиным клювом и телом льва. Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу.
29. ДЕВИЗ – выразительное изречение, афоризм, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Помещается на узкой ленте под или над щитом. Цвет ленты и букв должен соответствовать цвету или металлу герба.
30. ДЕСНИЦА – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
31. ДРАКОН – фантастическое существо с головой и ногами орла, языком в виде жала, туловищем змея, крыльями летучей мыши и толстым кольчатым хвостом. Символизирует силу и могущество. Как змий (змей), которого поражает всадник, символизирует зло и смуту.
32. ДУБОВЫЙ ЛИСТ – символизирует силу, могущество, прочность, борьбу и победу. Дубовые листья помещались в гербах губерний.
33. ЕДИНОРОГ – мифическое животное с телом лошади и длинным рогом на лбу. Символизирует силу, непобедимость, устрашение. В христианстве – символ чистоты и девственности.
34. ЖУРАВЛЬ – символ бдительности.
33. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Изображается диагональными линиями справа налево.
36. ЗЕРКАЛО – символ осторожности и общественной власти, честного выполнения общественного долга, правдивости и чистоты помыслов.
37. ЗМЕЯ – символ мудрости, добра и предосторожности. Змея, свернувшаяся кольцом – символ здоровья; держащая во рту хвост – символ вечности, бесконечности, бессмертия; ползущая – символ печали; пьющая из чаши – символ врачевания, медицины.
38. ЗОЛОТО – символизирует справедливость, милосердие и смирение, а также богатство, знатность, самостоятельность.
39. КАБАН – символ неустрашимости и могущества.
40. КАДУЦЕЙ (жезл Меркурия) – жезл, обвитый глядящими друг на друга змеями. Символ торговли, изобилия, острого разума, красноречия и прилежания в труде, мирного разрешения споров.
41. КАЙМА – почетная геральдическая фигура в виде полосы, проходящей вдоль всей кромки щита.
42. КОЛОС – символизирует земледелие, богатство земли. Помещался в гербах городов и посадов, отличающихся земледелием.
43. КОРОНА – символизирует господство и власть. В гербах используется множество различных корон: античная, баронская, герцогская, графская, дворянская, императорская и многие другие. В гербах городов широко применялись и стенные (башенные) короны, различавшиеся по цвету и количеству зубцов на них: золотого цвета – в гербах губернских, серебряного – в гербах уездных городов. Башенная корона о пяти зубцах – в гербах городов с населением больше 50 тысяч человек, о трех зубцах – в гербах городов с населением меньше 50 тысяч человек.
44. КОСОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образуемая двумя диагональными полосами шириной в 2/7 ширины щита, выходящими из углов щита. Такой крест называют и андреевским.
45. КОШКА – символ независимости.
46. КРАСНЫЙ ЦВЕТ – символизирует любовь, мужество, смелость, великодушие, а также кровь, пролитую за веру, государя, отечество.
47. КРЕСТ – символ христианства и верности четырем его добродетелям – умеренности, благоразумию, справедливости и мужеству. Как древний знак – символ огня (огонь добывали трением двух палочек), спасения и благополучия.
48. ЛАВРОВЫЙ ВЕНЕЦ – символ нерушимости, твердой славы, величия и победы.
49. ЛЕВ – символ власти, силы, храбрости и великодушия.
50. ЛЕОПАРД – символ стойкости, смелости и отваги в бою.
51. ЛЕСТНИЦА – символ больших возможностей для развития, новых средств для повышения благосостояния.
52. МАНТИЯ – накидка в виде плаща или палатки, прикрывающая герб. Применяется в гербах государей, принцев и князей. Изготавливается из темно-малинового бархата, подбитого горностаевым мехом и отделанного золотой бахромой. Верхние углы мантии перевязаны золотыми шнурами с кистями.
53. МЕДВЕДЬ – символ предусмотрительности и силы.
54. МЕЧ – старинное оружие в виде длинного обоюдоострого ножа с рукоятью и эфесом. Символизирует готовность к защите отечества, рода, города от врагов, а также участие в сражениях. В гербах часто изображается и так называемый огненный (пламенеющий) меч – символ не только военного, но и духовного оружия, которое символизирует просветительство, свет, добро.
55. МОЛОТ – символизирует упорный нелегкий труд ремесленников и рабочих. Помещался в гербах городов, отличающихся промышленным производством.
56. НАМЕТ – композиция из украшений в виде причудливых листьев, соединенных между собой и выходящих из верхней части шлема вправо и влево. Изображается финифтью сверху и металлом снизу.
57. НАШЛЕМНИК – фигура, помещаемая на шлеме, короне или поверх буралета. Символизировал особое отличие у рыцарей. В качестве нашлемника употреблялись фигуры, обычно повторяющиеся в щите, а также страусовые или павлиньи перья и другое.
58. НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
59. ОВЦА – символ кротости, доброты и сельской жизни.
60. ОКОНЕЧНОСТЬ – почетная геральдическая фигура, образованная линией, соединяющей боковые кромки щита на высоте, равной 2/7 ширины щита. Нижняя кромка оконечности совпадает с нижней кромкой щита.
61. ОЛЕНЬ – символ воина, перед которым бежит неприятель.
62. ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ – символ мира и процветания.
63. ОРЕЛ – символ власти, господства, независимости, силы, а также великодушия и прозорливости. Двуглавый российский орел – символ единства европейской и азиатской частей России, преемственности христианства от Византии, символ высшей власти.
64. ПАВЛИН – символ тщеславия и суетности. Помещался в гербах как знак победы над гордым противником.
65. ПЕЛИКАН – символ бескорыстия и самопожертвования, благотворительной помощи и заботы.
66. ПЕРЕВЯЗЬ – почетная геральдическая фигура в виде диагональной полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей по диагонали из верхнего угла щита в нижний, поэтому перевязь может быть справа или слева.
67. ПЕРЕСЕЧЕННЫЙ – поле щита, разделенное посередине горизонтальной линией.
68. ПЕТУХ – символ бодрствования, бдительности, верного стражника, символ боя, сражения, борьбы. Петух также символизирует мужское активное начало, силу и энергию.
69. ПОЛУМЕСЯЦ – полукруг с вогнутой средней частью. Может изображаться с человеческим профилем. Символизирует победу над мусульманством или связь с ним.
70 .ПОСОХ – символ духовной власти и святительства.
71. ПОЯС – почетная геральдическая фигура в виде полосы шириной в 2/7 ширины щита, проходящей горизонтально посередине щита.
72. ПРЯМОЙ КРЕСТ – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из середины противоположных кромок щита.
73. ПУРПУРНЫЙ ЦВЕТ – символ достоинства, благочестия, умеренности, щедрости и верховного господства. Изображается диагональными линиями слева направо.
74. ПЧЕЛА – символ трудолюбия и неутомимости.
75. РАЗДЕЛЕННЫЙ ВИЛООБРАЗНО – деление щита тремя линиями, выходящими из верхних углов и середины нижней кромки щита и сходящимися в центре щита.
76. РАЗДЕЛЕННЫЙ ГОНТОВИДНО – деление щита на прямоугольники четырьмя вертикальными и тремя горизонтальными линиями.
77. РАЗДЕЛЕННЫЙ ЧЕТВЕРОЧАСТНО – деление щита на четыре части линиями, выходящими из середины противоположных кромок щита.
78. РАЙСКАЯ ПТИЦА (ГАМАЮН) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считалась и вещей птицей. Связана с удивительными преданиями и легендами, уходящими в глубокую древность Востока.
79. РАССЕЧЕННЫЙ – деление щита пополам вертикальной линией.
80. СВЕЧА – символ бескорыстного служения делу, созидания и освобождения. В христианстве огонь свечи – символ Христа. Погасшая свеча – символ смерти.
81. СВИТОК – символ учености, отношения к большой науке.
82. РУКА С МЕЧОМ – символ верности воинскому долгу.
83. СЕНЬ – фигура шатрообразной формы или в виде балдахина, изображаемая в гербе поверх мантии. Изображается золотым цветом, оторачивается бахромой и венчается короной.
84. СЕРЕБРО – геральдический металл, изображаемый белым цветом. Символ веры, чистоты, искренности, чистосердечности, благородства, откровенности и невинности.
85. СКИПЕТР – фигура в виде жезла с наконечником сверху. Символизируя высшую власть монарха, изображался в гербах столиц и городов постоянного пребывания царствующих особ.
86. СКОШЕННЫЙ – деление щита диагональной линией, проходящей из верхнего угла щита в нижний. В зависимости от направления и количества диагональных линий щит может быть скошенный слева, справа или четверочастно.
87. СОБАКА – символ верности, преданности, бдительности и послушания. Редко – символ врачевания (зализывает раны).
88. СОВА – символ мудрости, смекалки и расторопности.
89. СОКОЛ – символ храбрости, ума и красоты.
90. СОЛНЦЕ – символ истины, провидения, богатства и изобилия.
91. СТОЛБ – почетная геральдическая фигура в виде вертикальной полосы шириной 2/7 ширины щита, проходящей посередине щита.
92. СТРОПИЛО – почетная геральдическая фигура, образованная двумя полосами шириной 2/7 ширины щита, выходящими из нижних углов щита и соединяющимися у середины верхней кромки щита.
93. ФАКЕЛ – символ правды, стремления к знаниям, духовного горения и желания творить, готовности к самопожертвованию. Факел, склоненный к земле – символ смерти.
94. ФЕНИКС – мифическая птица, возрождающаяся из огня и пепла. Символ возрождения и бессмертия.
95. ЧЕТВЕРТЬ – почетная геральдическая фигура в виде прямоугольника, образованного двумя линиями, выходящими из середины двух прилегающих сторон щита.
96. ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ – символ образованности, скромности, осторожности, постоянства в испытаниях, скорби и печали. Изображается пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями.
97. ШЛЕМ – символ принадлежности к титулованному роду. В гербах применялись шлемы самой различной формы для указания титула владельца герба: княжеский, графский, дворянский и многие другие. Как украшение применялся и древний русский шлем.
98. ЩИТ – геометрическая фигура, на которой помещаются гербовые фигуры. В русской геральдике принят так называемый французский щит – четырехугольной формы с закругленными нижними углами, с заострением в средней части нижней кромки щита, с соотношением ширины к высоте, равной 7:8. Среди других форм щита выделяются треугольный (варяжский), круглый (английский), овальный (итальянский), фигурный (немецкий), плоский сверху и закругленный внизу (испанский) и многие другие.
99. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ – фигуры, изображенные по сторонам щита и как бы поддерживающие его. Ими могут быть изображения человека, святых, животных, а также фантастических существ. Щитодержатели изображаются натуральными цветами. Они могут повторять фигуры, помещенные в щите, или иметь какое-либо отношение к владельцу – например, могут изображать подчиненных гербовладельца, его покровителей, национальность владельца герба и другое.
100. ЯЙЦО – символ начала всего живого, надежды и новой жизни.
В последние годы многие семьи возвращаются к старым, забытым традициям и обзаводятся семейным гербом. У одних герб сложный, состоящий из множества вычурных элементов, у других простой и лаконичный. В любом случае герб семьи и значение символов должны нести смысловую нагрузку, отражая либо историю семьи, либо принципы и цели ее членов. Вне зависимости от масштабов герба – то ли это герб целого государства, то ли это фамильный герб – все они подчиняются основным правилам, которые можно узнать из книг по геральдике.
Символов в геральдике существуют сотни и сотни, но не все они имеют отношение к фамильным гербам, так как многие применяются, например, только для городов и крепостей, другие принадлежат правившим династиям. Мы хотим рассмотреть только те, которые можно использовать в гербе обычной (не монаршей) семьи.В Европе короны в основном произошли от античных венков, а в древних государствах Двуречья, в Египте, на Ближнем Востоке - от головных украшений и налобных и височных повязок жрецов (так называемых диадем - головных колец).
Как один из основных или даже основной знак суверена, короны вошли в средневековую геральдику со значением главного атрибута власти, указывающего также на степень этой власти, благодаря разработанной системе изображения корон, их целой шкалы - от императорской до простой рыцарской (дворянской). Поэтому при одном взгляде на любой старый герб по типу короны легко и быстро можно определить, какого разряда лицу или государству принадлежит данный герб. Поэтому чисто служебная роль корон как определителя в геральдике велика, по крайней мере для периода средних веков и нового времени.
Что же касается новейшего времени, то после отмены короны как геральдического знака в Советской России и крушения двух крупных монархий в Европе после Октябрьской революции значение короны как геральдического знака, как главной эмблемы любой монархии сильно пошатнулось, хотя, казалось бы, политическое ослабление позиций монархии не могло прямым образом затронуть геральдику.
Однако на практике как раз и сказалась та сторона геральдики, которая всегда делала ее важной государственной и политической наукой, а именно ее поразительная способность очень живо, быстро и всегда адекватно отзываться на все изменения в реальной политической и государственной жизни и своим тихим, как бы незаметным, но наглядным путем последовательно закреплять в эмблемах и символах все новые политические тенденции каждой исторической эпохи.
Проявлялось
это, во-первых, в том, что некоторые страны, в том
числе возникшие после второй мировой войны
самостоятельные национальные государства в
Африке, Азии, Океании, хотя и были провозглашены
как монархии или остались монархиями, однако не
включили, вопреки геральдическим правилам, в
свои государственные гербы классические короны
согласно своему рангу, а усвоили свои
собственные, национальные виды корон, по которым
невозможно определить и сопоставить ранг
монарха и государства, и потому эти короны, эти
знаки монархической власти перестали играть
свою основную геральдическую роль -- роль
определителя.
Таковы короны в гербах Марокко, Таиланда, Непала,
Тонга, Лесото, Брунея.
С другой стороны, государства, где монархическая власть осталась довольно сильной и где монарх играет существенную роль в определении как внутренней, так и особенно внешней политики государства, не пожелали, так сказать, афишировать свою силу и не включили вовсе в государственные гербы своих стран корону, хотя обязаны были это сделать в соответствии с формальными правилами. Этими государствами оказались Бутан, Бахрейн, Катар, Кувейт, Малайзия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (последняя, как известно, является чуть ли не единственной абсолютной монархией в современном мире).
Таким образом, оказалось, что как тенденция к включению в гербы не установленных геральдикой типов корон, так и воздержание от их включения, вопреки всем формальным международно-правовым и геральдическим правилам, объективно привели к снижению, к падению значения корон как эмблем верховной власти. И это, так сказать, точное отражение реального исторического положения, хотя в геральдике никто этого специально не подстраивал и все это произошло стихийно.
Вместе с тем у некоторых государств, не являющихся в настоящее время монархиями, имеется тенденция в ряде случаев сохранить в гербе корону просто как историческую "память" о прошлом. Так, например, корона присутствует в гербе Республики Сан-Марино, Австрийской Республики, Сомали, но это не реальные знаки верховной власти, а короны -- напоминание о далеком прошлом (Сан-Марино XII в., Сомали - султанат XIII в.) или о своеобразии судьбы (городская корона у Австрии).
Все это еще более, так сказать, подчеркивает, что корона как геральдический индикатор первого ранга, по существу, перестает играть роль в современной эмблематике, превращается в какое-то украшение или по крайней мере в историческое напоминание, которое по своему произволу может включать или исключать из числа государственных эмблем любое государство, не особенно считаясь, соответствует ли это реальному положению вещей или нет. Большего изменения смысла короны как эмблемы вряд ли возможно было предвидеть, но такое положение не придумано и не установлено никем, оно фактически сложилось к концу XX века.
Короне перестали придавать значение: даже в современном гербе России (РФ), принятом в декабре 1993 г.-- три короны в качестве "украшения", ибо в стране ведь нет монархии. Последнее особенно подчеркнуто "советским" гимном.
Однако исчезновение корон как эмблем из активной политической и геральдической жизни вовсе не должно означать, что мы можем забыть или игнорировать подлинное эмблематическое значение этих знаков.
Между тем за последние годы участились случаи, когда корона как эмблема стала применяться в торговых марках. Не зная оснований и причин такого применения короны в других странах и рассматривая эту эмблему как "игрушку", некоторые постсоветские художники-оформители стали вводить корону и в торговые фирменные марки похожие на гербы. При этом корона посто механически заимствовалась.
Есть простой выход из сложившейся ситуации. Если традиционные виды корон не могут быть использованы в каком-либо дизайне, то можно сконструировать новую сообразуясь с правилами и здравым смыслом. Таких и в традиционной геральдике.
ВАРИАНТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ КОРОНЫ
Корона расположена на шлеме, который затем ставится на щит. Ваоиант, который очень часто встречаетя на средневековых гербах.
Королевская корона находится над щитом. Герб Марии Медичи и короля Генриха IV. Франция.
РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ КОРОНЫ
Античная восточная корона.
Астральная и морская короны.
Гражданские или городские короны.
ЕВРОПЕЙСКИЕ МОНАРХИЧЕСКИЕ КОРОНЫ
Корона Кронпринцев Швеции.
Импреская корона Великой Британии.
Английская корона святого Эдуарда.
Корона императора Италии.
Престольная корона королевства Румынии
Прусская королевская корона.
Австрийская императорская корона.
Российская императорская корона.
СОВРЕМЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КОРОН В ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ
Герб Великобритании в качестве торговой марки королевского производства шоколада. В целях улучшения технологичности при воспроизведении убраны мелкие детали и изменен цвет льва и единорога.
Пивное производство. В гербе использована стилизованная городская корона. Это связано с названием пива, в котором есть слово крепость (burg). Гривы львов напоминают плоды хмеля из которого делается пиво.
Обувное производство. Вариант не удачной стилизации королевской короны. Она потеряла изящество, но не приобрела нового качества в замен. Очень велик контраст между массивными элементами герба и тонкой монограммой на щите.
По мимо корон существует множество других головных уборов, но здесь мы их не рассматриваем.
* Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международн.отношения, 1994.
Для получения более подробной информации по интересующим Вас вопросам
Корона в гербе - наиболее распространённый класс геральдических знаков достоинства , указывающий на феодальный статус обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом , внутри щита (например, «старинная корона красного цвета» в дворянском гербе Г. Я. Травина) или над мантией.
Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке . Шлемы с коронами носили во время турниров , особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Эта геральдическая корона, или диадема, помещается на шлем в качестве нашлемника , поддерживает сам нашлемник вместо бурелета , или вместе с ним, располагаясь сверху. В гербах графов и баронов короны помещаются не только на шлемах, но и на самих щитах - между щитом и шлемом. Если шлемов несколько, то короной венчается каждый из них.
В российской геральдике XVIII - начала XX вв. гербы всех государей, царствовавших после Екатерины II , содержали изображение её Большой алмазной короны, которой каждый из них венчался на царство. Княжескому титулу соответствовала т. н. княжеская шапка с выступающим над горностаевой опушкой красным или багряным (пурпурным) верхом. Графская корона достоинства с девятью жемчужинами ничем не отличалась от своего немецкого прототипа, а баронская повторяла аналогичный знак достоинства, принятый во французской геральдике - высокий расширяющийся кверху золотой обруч, раз обвитый жемчужной нитью. Дворянская корона, как и соответствующая ей по рангу вариация немецкой, имела три листовидных зубца с двумя жемчужинами между ними. Изображения корон разных типов в соответствии с дворянскими титулами - см. Титул (звание)
С целью упорядочения герботворчества в Российской империи, в 1857 году бароном Кёне были составлены правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая , 4 и 16 июля того же года.
В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности - в вольной части щита.
Императорская корона (образца 1857 года) установлена для столиц империи (Санкт-Петербурга и Москвы) и губерний. Древняя царская (образца 1857 года) - для городов, имевших статус градоначальства, областей и уездов. Древняя царская, увенчанная двуглавым орлом - для городов, имевших статус градоначальства и крепости.
Шапка Мономаха - для древних русских городов, бывших столицами великих князей (Киев , Владимир , Новгород , Тверь , Ярославль , Рязань , Смоленск и пр.); для Казани и Астрахани - соответствующие «именные» шапки (короны).
Золотая башенная о пяти зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением более 50 тысяч жителей. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением более 50 тысяч.
Золотая башенная о трёх зубцах, мурованная червленью, с тремя зубчиками на каждом зубце - для городов, бывших губернскими центрами с населением не более 50 тысяч. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших губернскими центрами и имевших статус крепости с населением не более 50 тысяч.
Серебряная башенная о трёх зубцах, мурованная чёрным - для городов, бывших уездными центрами. То же, увенчанная двуглавым орлом - для городов, бывших уездными центрами и имевших статус крепости.
Червлёная башенная о трёх зубцах, мурованная золотом - для городов, состоявших за штатом. То же, увенчанная двуглавым орлом - для населённых пунктов, имевших статус крепости.
Червлёная башенная о двух зубцах, мурованная золотом - для населённых пунктов, являвшихся наиболее значительными, «знаменитыми» посадами.
Польская корона (Императрицы Анны Иоанновны) - для губерний и столицы Царства Польского. Финляндская Велико-Княжеская корона - для губерний и для столицы Великого Княжества Финляндского.
Heraldic Imperial Crown (Gules Mitre).svg
Императорская корона
Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (1486-c.1700).svg
Корона Римского короля (старая)
Heraldic Royal Crown of the King of the Romans (18th Century).svg
Корона Римского короля (новая)
Корона курфюрста
Archducal Coronet.svg
Корона эрцгерцога (старая)
T08 Grossherzog.svg
Корона эрцгерцога (новая)
Princely Hat.svg
Шапка князей
Princely crown.svg
Корона князей
Ducal Hat of Styria.svg
Шапка герцога Штирии
Crown of a Duke of France (variant).svg
Корона герцога
Crown of a Marquis of France (variant).svg
Корона маркиза
Old Crown of a Count (France & Belgium).svg
Корона графа
Crown of a Viscount of France (variant).svg
Корона виконта
Crown of a Baron of France.svg
Корона барона
Rangkronen-Fig. 38.svg
Корона дворянина
Heraldic Royal Crown (Common).svg
Королевская корона
Папская тиара
Template-Cardinal.svg
Кардинальская шляпа
Шляпа патриарха
Template-Patriarch (Latin Rite) - Primate.svg
Шляпа примаса
Template-Metropolitan Archbishop.svg
Шляпа митрополита
Template-Archbishop.svg
Шляпа архиепископа
Coronet of a Child of the Sovereign.svg
Корона детей монарха, брата или сестры монарха
Coronet of a Child of the Heir Apparent.svg
Корона детей наследника трона
Coronet of a Grandchild of the Sovereign.svg
Корона внуков монарха по мужской линии
Coronet of a Child of a Daughter of the Sovereign.svg
Корона внуков монарха по женской линии
Coronet of a British Duke.svg
Coronet of a British Marquess.svg
Coronet of a British Earl.svg
Coronet of a British Viscount.svg
Coronet of a British Baron.svg
Coronet of a British Herald.svg
Король герольдов
Torse of a British Gentleman.svg
Дворянин
Древняя царская корона
Finnish grand ducal crown.svg
Корона Княжества Финляндского
Титул, изображение | Описание |
---|---|
Князь
100пкс |
Княжеская шапка тёмно-малинового бархата с горностаевой опушкой, тремя видимыми золотыми дугами, усеянными жемчужинами, над которыми золотая держава с крестом |
Граф
100пкс |
Графская корона - золотая с девятью видимыми жемчужинами |
Барон
100пкс |
Баронская корона - золотой обруч, перевитый три раза жемчужной нитью |
100пкс | Баронская корона прибалтийских и имеющих иностранный титул - золотая с семью видимыми жемчужинами |
100пкс | Дворянская корона - золотая с тремя видимыми листовидными зубцами и двумя жемчужинами между ними |
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня