Служба тыла вс рф. Тыл Вооруженных сил Российской Федерации

Из истории создания

Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские. Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

В 11-15 вв. централизованного обеспечения войск не было. В наёмных армиях 15-17 вв. наёмники обязаны были на жалованье приобретать оружие, снаряжение, одежду и продовольствие. Армию в походах сопровождали торговцы (Маркитанты), снабжавшие воинов продовольственными товарами и предметами солдатского обихода. С увеличением численности регулярных армий возникали всё большие трудности в их обеспечении во время войн продовольствием и фуражом. В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов. С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали (См. Госпиталь).

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию). К началу 1-й мировой войны 1914-18 существовали интендантские управления - Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные - как распорядительные органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, медицинского, ветеринарного, а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.

В германской армии начала 20 в. главному интенданту подчинялись интенданты армий, продовольственные магазины на театре войны (См. Театр войны), продовольственные подвижные магазины в поездах, на железных дорогах и на судах. Войсковой интендантской деятельностью ведали армейские, корпусные и дивизионные интенданты. Подобную организацию тыла имели и др. армии.

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

Тыл Советских Вооруженных Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 было организовано Центральное управление снабжения. Первые отряды Красной Армии штатных тыловых подразделений не имели, материальные средства получали от местных Советов и военных комиссариатов, в ведении которых находились склады бывшей царской армии. С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития народного хозяйства и технического перевооружения вооружённых сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиации, бронетанковых, автотракторной техникой и имуществом, горючим и др. В марте 1941 по решению ЦК КПСС и Советского правительства руководство Главным интендантским управлением, Санитарным, Ветеринарным управлениями Красной Армии, отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны Маршала Советского Союза С.М. Буденного.

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения. Постановлением ГКО 1 августа 1941 введена централизованная система управления Т. в. с.: были созданы Главные управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности начальника тыла Красной Армии и начальников тыла фронтов и армий. В составе Главного управления тыла был образован Штаб начальников тыла, а в управлениях начальников тыла фронтов и армий - организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) военных сообщений, автодорожной службы и инспекция начальника тыла. Начальнику тыла Красной Армии подчинялись также Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Главные военно-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении начальников тыла фронтов и армий. 19 августа 1941 была введена должность начальника тыла ВВС, в мае 1942 - начальника тыла ВМФ; в это же время учреждены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. Начальники тыла были наделены правами: в центре - соответственно заместителя наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях - заместителей командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; начальник тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В января 1943 сформировано Главное автомобильное, а в июне Главное дорожное управления. В июне 1943 Главное управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно начальнику тыла. Тогда же была принята новая система подвоза - «от себя», по которой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на начальников тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов - на начальников тыла дивизий.

За годы войны Т. в. с. принял от народного хозяйства страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. т боеприпасов, свыше 16 млн. т горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомобильным транспортом было перевезено 145 млн. т снабженческих грузов. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено около 100 тыс. км автомобильных дорог. Силами железнодорожных войск и спецформирований восстановлено и перешито около 120 тыс. км железнодорожных путей. Для авиации оборудовано свыше 6 тыс. аэродромов. Медицинская служба вернула в строй после излечения свыше 72% раненых и около 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооружённых сил решал ГКО через Генштаб, начальника тыла Красной Армии и начальников др. центральных органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства. Подвиги воинов Т. в. с. в годы Великой Отечественной войны высоко оценены партией и правительством: 52 из них присвоено звание Героя Советского Союза и более 30 - Героя Социалистического Труда, многие десятки тысяч награждены орденами и медалями; большое число тыловых частей и учреждений награждено орденами, удостоено звания гвардейских и получило почётные наименования.

После войны произведены перестройка организационной структуры и технического переоснащение Т. в. с. С образованием новых видов вооружённых сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Т. в. с., созданы новые части и учреждения различного назначения. В июне 1958 была учреждена должность заместителя министра обороны - начальника тыла министерства обороны, которая с 1962 именуется заместитель министра обороны - начальник тыла Вооружённых Сил; в объединениях, соединениях и частях должность начальника тыла была преобразована в должность заместителя командующего (командира) по тылу. Т. в. с. возглавляли: генерал-лейтенант (впоследствии генерал армии) А.В. Хрулёв (август 1941 - январь 1951), генерал-полковник В.И. Виноградов (январь 1951 - июнь 1958), Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян (июнь 1958 - апрель 1968), генерал армии С.С. Маряхин (апрель 1968 - июнь 1972). С июля 1972 Т. в. с. возглавляет генерал армии С.К. Куркоткин.

Современный тыл Советских Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др. Для обеспечения деятельности Т. в. с. в его состав могут входить также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач Т. в. с. делится на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности - на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил). Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил. Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.

Тыл Вооруженных Сил - это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл это составная часть вооружённых сил; совокупность воинских частей, учреждений и подразделений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в ВМФ, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.

    В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения следующих основных задач:
  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска;
  • осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транспортных средств;
  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;
  • восстанавливать военную технику и имущество;
  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;
  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным;
  • осуществлять противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные меры;
  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;
  • оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспособности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач он располагает базами и складами с запасами материальных средств различного назначения, специальными войсками (автомобильные, дорожные, трубопроводные и др.), вспомогательным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

    Тыл Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) включает:
  • Центральное управление военных сообщений Минобороны России
  • Автомобильно-дорожное управление Минобороны России
  • Центральное управление ракетного топлива и горючего Минобороны России
  • Центральное продовольственное управление Минобороны России
  • Центральное вещевое управление Минобороны России
  • Служба пожарно-спасательная и местной обороны ВС России
  • Ветеринарно-санитарная служба ВС России
  • Управление экологической безопасности ВС России
  • Главное управление торговли Минобороны России
  • Управление по активному отдыху Минобороны России
  • Управление сельского хозяйства Минобороны России
  • Военно-научный комитет Тыла ВС России
  • Секретариат начальника Тыла ВС России
  • Отдел кадров Тыла ВС России
  • Отдел военного образования Тыла ВС России
  • Тыл СВ ВС России
  • Тыл ВВС
  • Тыл ВМФ
  • Тыл КВ (1 декабря 2011 года на их базе сформированы Войска воздушно-космической обороны)
  • Тыл РВСН
  • Тыл ВДВ
  • Тыл военных округов (флотов) (группы войск (флотилии)) ВС России
  • Автомобильные войска
  • Железнодорожные войска ВС России
  • Дорожные войска ВС России
  • Трубопроводные войска ВС России
  • Войска охраны тыла ВС России

«ВМ», №1, 2000г.

Тыл Вооруженных Сил: история и современность

Генерал-полковник В.И.ИСАКОВ, начальник Тыла ВС РФ -

заместитель министра обороны Российской Федерации

В 2000 году Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации празднует свое 300-летие. Строго говоря, тыл существовал задолго до 1700 года, официально считающегося годом его основания. И вот почему. Словом «тыл» издревле обозначали противоположную чему-либо, обратную сторону - т.е. то, что сзади. Есть лицо, а есть за-тыл-ок, по-старославянски - по-тыл-ица, Сторона, противоположная фронту (фрунту, лицу), - так понимали тыл в старину. Так, кстати, определяет тыльную сторону строя и нынешний Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Но это лишь одно из значений. По мере развития военного дела тылом стали именовать не только сторону, но и всю территорию, лежащую вне зоны собственно военных действии. В дальнейшем в это понятие вошли и органы управления, части и учреждения, размещавшиеся в тылу и выполнявшие, как правило, снабженческие и иные вспомогательные функции.

О 300-летии Тыла Вооруженных Сил мы говорим, исходя из понимания его как системы сил и средств, предназначенных для тылового обеспечения войск. Иными словами, имеем в виду не пространственно-территориальное, а структурно-функциональное содержание. Именно поэтому за точку отсчета истории Тыла Вооруженных Сил принят 1700 год: тогда, 18 февраля, Петр I подписал указ «О заведовании всех хлебных запасов ратных людей окольничему Языкову, с наименованием его по сей части генерал-провиантом». Был учрежден первый самостоятельный снабженческий орган - Провиантский приказ, ведавший поставками для армии хлеба, крупы и зернофуража. Он осуществлял централизованное продовольственное обеспечение, которое, как известно, является сегодня одним из видов материального обеспечения войск. В тот же день другим указом самодержец учредил еще один приказ - Особый, впоследствии получивший название Военного (иначе его именовали Комиссариатским). Он ведал ассигнованиями, направляемыми на вооружение войск, денежным довольствием армии, снабжением ее обмундированием и лошадьми.

Созданные царем-реформатором регулярные армия и флот требовали дальнейших шагов по централизации их обеспечения, ив 1711 году по указу Петра I снабженческие органы вошли в состав действующей армии. В ее полевом управлении был образован комиссариат, занимавшийся всеми видами снабжения.

Сложившаяся в начале XVIII века структура органов управления и накопленный в ходе Северной войны опыт снабжения действующей армии были закреплены в Уставе Воинском 1716 года. Ответственность за обеспечение войск возлагалась на командующего армией (генерал-фельдмаршала), а непосредственное руководство ее снабжением - на генерал-кригскомиссара, в обязанности которого, в частности, вменялось снабжение войск деньгами, вещевым имуществом, провиантом, оружием и лошадьми. Любопытно, что транспортные средства не входили в ведение последнего. Обоз в армии подчинялся генерал-вагенмейсте-ру. Над тем начальствовал генерал-квартирмейстер, который наряду с подвозом руководил также размещением войск и госпиталей. Фактически именно он создавал тыловую инфраструктуру полевой армии, хотя и не являлся организатором материального обеспечения.

Разделение снабженческих и транспортных полномочий в то время имело свой резон. По необходимости обоз, например, мог превратиться в подобие фортификационного сооружения и использоваться как оборонительный рубеж. Однако, если один начальник определяет тыловую «диспозицию», а другой - ее снабженческое содержание, это рождает противоречие, которое усиливается по мере развития военного дела и усложнения тыловой организации.

В общей системе снабжения наибольший удельный вес имело продовольствие. Провиантом армия полностью обеспечивалась из запасов государства. К 1705 году во многих городах были открыты продовольственные склады. Продукты доставлялись на подводах или по рекам на стругах (больших лодках). Кроме постоянных (стационарных) организовывались также временные и подвижные склады. Первые развертывались войсками при остановках на непродолжительное время. А вторым, именуемым магазинами, предписывалось иметь постоянные запасы продовольствия в размере месячной потребности.

Составить представление об этих прототипах современных бригад материального обеспечения поможет, например, донесение адмирала Апраксина от 11 марта 1711 года. Он докладывал Петру I об организации походного магазина на 2609 подводах, возившего 4160 четвертей сухарей, 384 четверти круп, 1200 четвертей овса и 22 713 пудов сена. Если подсчитать, то это около 1300 тонн! Вполне сопоставимо с грузоподъемностью бортового транспорта отдельного батальона материального обеспечения современной дивизии.

Следует заметить: многие проблемы сегодняшнего тыла корнями родят в историю. К примеру, в Петровскую эпоху провиантмейстеры и комиссары подчинялись не командирам полков и дивизий, а только вышестоящим начальникам по своей специальности, состояли при войсках как уполномоченные от армии, иногда - от губернии.

После смерти Петра I в 1730 году Временная воинская комиссия констатировала недостаточную обеспеченность войск. Последовали решения, дававшие полкам право накопления отпущенных казной средств. На «экономические суммы» (сэкономленные деньги) можно было покупать все необходимое - вплоть до лошадей. Известная автономность войскового хозяйства была выгодна государству: собственное имущество сберегается лучше казенного. А чем не «экономическая сумма», скажем, нынешний вид 101, куда поступают средства от подсобных хозяйств, экономии хлеба и та. Очевидно, практика внебюджетных средств имеет многовековую историю.

В середине XVIII века за мундир, выданный для носки, с военнослужащего вычиталось до половины жалованья. Так государство стимулировало сбережение вещевого имущества. Кстати, то, что долгое время эти вопросы курировало одно должностное лицо - комиссар, обусловлено именно их тесной взаимосвязью. В основе современной концепции вещевого обеспечения военнослужащих, проходящих службу по контракту, та же идея - за предусмотренное нормами снабжения, но неполученное полагается компенсация.

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 годе JNe 30S «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд» ввел конкурсную систему поставок для Вооруженных Сил. Логичный шаг со стороны государства, переводящего свою экономику на рыночные рельсы. Однако сколько сил и энергии потребовалось специалистам служб тыла, чтобы приноровиться к новым требованиям. Между тем они не такие и новые.

К снабжению регулярной армии России испокон веку привлекались частные подрядчики. Например, с середины XIX века узаконено пять способов заготовки материальных средств: подряд с торгов, коммерческий, комиссионный, наличной покупкой, а также отпуском денег полкам на заготовку «собственным попечением».

Подряд с торгов считался наиболее выгодным. Причем всякий казен-" ный подряд, и это официально признавалось, имел две цели, во-первых, «приобретение необходимых для заготовления предметов по ценам, не отяготительным для казны и безобидным для частных лиц» и, во-вторых, «развитие всех отраслей частной промышленности, открытие ей пути х сбыту своих произведений на довольствие и снабжение войск».

Вместе с условиями (кондициями) торгов Интендантское управление устанавливало «крайнюю цену». Платить больше было нельзя. Определялась и минимальная стоимость, дешевле которой покупать также запрещалось. В инструкциях заготовителям указывалось, что казна не должна гнаться за как можно меньшей ценой подряда, а всегда сопоставлять ее с минимумом, за которым неизбежны убытки подрядчика или недобросовестное исполнение обязательств (подкуп приемщиков и прочее). В том и другом усматривался вред казенному интересу, а посему конкуренция при подрядах должна была иметь определенные пределы.

К сожалению, сегодня не все решения принимаются столь взвешенно, как раньше. Федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятый в развитие Указа Президента РФ № 305, направлен сугубо на максимальное сокращение расхода бюджетных средств. А интересы поставщиков оказались в стороне. Условия конкурсов, определяемые Министерством экономики, фактически вынуждают их кредитовать государственные нужды. Чужая «головная боль», пожалуй, меньше всего должна беспокоить Министерство обороны. Но, к сожалению, она становится и нашей, и прежде всего в ситуации с закупками и поставками горючего и смазочных материалов,

Конкурсы, проведенные в первой половине 1999 года, определили поставщиков только 30% объема необходимых Вооруженным Силам нефтепродуктов - больше желающих не нашлось. Жесткие условия отпугнули нефтяные компании. Ситуация осложнялась тем, что горючее в связи с возникшей разницей цен на мировом и внутреннем рынке оказалось в дефиците. Тогда правительство установило компаниям обязательные задания по поставке нефтепродуктов Министерству обороны в третьем-четвертом кварталах 1999 года. Но ведь эта мера, принципиально нас устраивающая, не согласуется с проводимой политикой рыночной экономики.

Значительное развитие тыл получил в первой половине XIX века. В 1802 году в России образуется Военное министерство, изначально названное Министерством военно-сухопутных сил. Первым военным министром стал генерал от инфантерии С.К.Вязмитинов, ранее возглавлявший Комиссариатский департамент. Именно при нем в 1805 году Комиссариатский и Провиантский департаменты были объединены в одно Интендантское ведомство, которое просуществовало недолго: современники не смогли по достоинству оценить важность этого органа централизованного управления материальным обеспечением войск (правда, в армиях, корпусах и дивизиях интенданты все же были сохранены). На интендантство была возложена основная вина за неудачи в войнах 1807 года с Францией и 1808-1809-го со Швецией, хотя буксовал тогда весь военный механизм государства.

С 1812 года Военное министерство включало семь самостоятельных департаментов, в том числе Провиантский, Комиссариатский и Медицинский. Произошла существенная подвижка в полевом управлении войск. Согласно новому положению, названному «Учреждение для управления большой действующей армией», управление тылом возлагалось на штаб армии. Он был обязан при участии соответствующих начальников разрабатывать планы по обеспечению армии оружием, боеприпасами, продовольствием, инженерным и вещевым имуществом, жалованьем, планировать подвоз снабженческих грузов, оборудовать военные дороги и координировать движение по ним, организовывать медицинское обеспечение, размещать и перемещать магазины, артпарки, госпитали. Штаб как орган управления, планируя одновременно и боевые действия войск, и их обеспечение, подчинил интересам снабжения весь тыл. Оперативность работы последнего, таким образом, была поднята на более высокую ступень.

И все же вопросы устройства тыла и организации снабжения по-прежнему дробились - теперь между генерал-интендантом и начальником Главного штаба, которые на равных подчинялись главнокомандующему. Заметным новшеством стало введение должности дежурного генерала, подчинявшегося начальнику Главного штаба армии. Это должностное лицо, с одной стороны, осуществляло руководство и транспортным обеспечением, и армейским обозом, с другой - на нем лежала ответственность за организацию эвакуации раненых и больных и оказание им медицинской помощи.

Через полвека идею теснейшей консолидации снабженческих органов продолжил выдающийся российский военный реформатор Д.А.Милютин. В 1864 году Комиссариатский и Провиантский департаменты вновь были объединены в одно ведомство - Главное интендантское управление Военного министерства. Двумя годами позже учреждается Комитет по передвижению войск по железным дорогам, которые к тому времени получили достаточное распространение. На смену обозу приходит «интендантский транспорт».

Поистине переворотом в теории и практике военного искусства, можно считать, открытием ДА.Милютина и его соратников стала организация тыла действующей армии в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Произошли изменения в способах ведения войны и увеличилась численность армии. В этих условиях без «тылового» единоначалия снабжение не могло быть эффективным. Тогда был предпринят неординарный шаг - введена должность «начальника военных сообщений действующей армии и командующего войсками, в тылу ее находящимися». Ему подчинялись штаб начальника управления, интендантское, артиллерийское, военно-медицинское, инженерное и военно-медицинское управления в тылу армии. Права и обязанности нового должностного лица были изложены во Временном положении об управлении военными сообщениями действующей армии и находящимися в ее тылу войсками. Это был первый опыт действительной централизации руководства тылом. Территория, на которой размещались войска, «в тылу находящиеся», получила статус военного округа. Его командующий по сути являлся начальником тыла действующей армии. Согласно положению 1890 года «О полевом управлении войск» каждая действующая армия должна была обеспечиваться «своим военным округом», т.е. своим тылом.

И все же «тыл» как специальный термин пополнил военный лексикон лишь в русско-японскую войну 1904-1905 годов. Стали различать «общий» и «ближайший» тыл. Первый, по существу, не что иное, как тыл фронта, а второй - тыл армии. Общий тыл получил своего рода автономию - независимость от других должностных лиц. Главный начальник тыла маньчжурских армий подчинялся только главнокомандующему. В его ведении находилось тыловое управление, которое, размещаясь в Харбине, имело в распоряжении различные части и учреждения, выполнявшие функции снабжения и эвакуации.

Следует обратить внимание на то, что первоначально тыл (в понимании, близком к нынешнему) сложился в оперативно-стратегическом звене. Возросшее количество служб, частей и учреждений тыла, увеличившийся объем задач по перемещению грузов, личного состава, раненых и больных повлекли качественное изменение системы управления. Штаб оперативно-стратегического объединения не мог обработать всю информацию. Организацией тылового обеспечения войск стал заниматься новый самостоятельный управленческий орган со своим аппаратом, возглавляемым

начальником тыла. Это новое формирование не сразу стало единоличным организатором обеспечения войск объединения. Во фронте данными вопросами занимались и другие органы и должностные лица. Территориальная составляющая во многом еще превалировала над функциональной, Строительство войскового и оперативного тыла, даже в силу многовариантности решений, не могло проходить гладко. Несколько армий, выполнявших общую оперативно-стратегическую задачу, в Первую мировую войну стали именоваться фронтом. Руководство его снабжением осуществлял главный начальник снабжения армий фронта. Подчиняясь непосредственно командующему, он по сути являлся начальником самостоятельного тыла фронта.

Вопреки Положению о полевом управлении войск в военное время от 16 июля 1914 года из Управления главного начальника снабжения фронта были выведены и переподчинены непосредственно главнокомандующему начальник управления ВОСО и начальник санитарной части фронта. Таким образом, преимущества и эффективность объединения служб снабжения, военных сообщений и санитарной в едином самостоятельном тыле в 1914-1918 годах осознаны не были.

Необходимо отметить, что после Октябрьской революции 1917 года органы тыла многократно подвергались реорганизации. Однако в Уставе Тыла Красной Армии разделы, касавшиеся войскового, армейского и фронтового тыла, также существенно расходились с опытом Первой мировой войны. Организация тыла и подвоз возлагались на штаб фронта, в составе которого предполагалось иметь отдел военных сообщений и отдел тыла. Снабженческие службы подчинялись непосредственно командующему фронтом. В Центре координация их действий была еще меньше. Прозрение пришло в первые же недели Великой Отечественной войны.

30 июня 1941 года генерал-лейтенант А.В.Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить». При этом он нисколько не преувеличивал драматизм ситуации. Управление обеспечением войск в начале войны действительно было потеряно, как, впрочем, и руководство собственно войсками.

Возникла транспортная коллизия: оперативные и снабженческие перевозки - на запад, эвакуационные - с запада. Зачастую в войска направлялось то, что они же и эвакуировали. Встречные грузопотоки держали в огромном напряжении железные и автомобильные дороги. К середине июля бесплановость и бессистемность отправки снабженческих транспортов, несвоевременность их разгрузки парализовали многие коммуникации. На промежуточных железнодорожных станциях насчитывалось более 450 фактически брошенных без локомотивов поездов. Требовались срочные радикальные меры.

Лучшие умы интендантства во главе с А.В.Хрулевым, изучив и проанализировав опыт организации снабжения русской армии в Первой мировой войне, Красной Армии в годы Гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации Тыла Красной Армии. Они стали основой проекта постановления Государственного Комитета Обороны по его организации. Проект был незамедлительно утвержден И.В.Сталиным. 1 августа 1941 года он же подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...», объединившего в своем составе штаб начальника Тыла КА, управление ВОСО, автодорожное управление и инспекцию начальника Тыла КА.

Была учреждена должность начальника Тыла Красной Армии, которому помимо Главного управления Тыла КА «во всех отношениях» были подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. Сведение под одно начало всей совокупности снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило наладить сложный процесс тылового обеспечения действующей армии.

Именно данный исторический факт, а конкретно «заслуги личного состава Тыла Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны» и дальнейшая «эффективная деятельность по тыловому обеспечению боевой учебы войск и сил флота в мирное время» легли в основу Приказа министра обороны РФ № 225, которым учрежден День Тыла Вооруженных Сил, ежегодно отмечаемый 1 августа. В тот день в 1941 году произошло фактическое самоопределение Тыла Вооруженных Сил.

Май 1942 года стал новым шагом в развитии Тыла Вооруженных Сил. Организационно-плановые отделы фронтов и армий были реорганизованы в штабы управления тыла. Должность заместителей командира по тылу была введена в корпусах и дивизиях. По вопросам общей организации тыла, планирования снабжения, подвоза и эвакуации начальнику тыла стали подчиняться службы снабжения: артиллерийского, автобронетанкового, инженерного, связи, химического и другие.

Изменения происходили и в дальнейшем. В ведении начальника тыла то были, то исключались различные органы, например Финансовое управление КА, Реорганизовывались подчиненные довольствующие структуры. Варьировалась численность. За целостность тыла приходилось бороться. Так, в ноябре 1944 года в подчинение заместителю наркома обороны было передано Управление снабжения горючим, возвращенное в структуру тыла лишь в 1946 году. Еще в январе 1943-го были переподчинены Генеральному штабу и органы ВОСО. Снабжение стало «пробуксовывать», и опрометчивое решение срочно отменили.

Окончание Великой Отечественной войны не прекратило поиска оптимальных форм организации тыла. В конце 40-х - начале 50-х годов начальник Тыла Вооруженных Сил утратил статус заместителя министра обороны. Из его подчинения вышли службы военных сообщений и квартирно-эксплуатационная. Штаб тыла был расформирован. На его базе возникло Управление служб тыла, вернувшее свое штабное качество только в 1953 году.

С другой стороны, в 1947 году был создан тыл Воздушно-десантных войск. Он занял подобающее место в одном строю с тылом ВВС и ВМФ, которые были образованы еще в первом периоде войны. Впоследствии к ним присоединились тыл Войск ПВО и РВСН.

В 1956 году по решению правительства в Министерство обороны из Министерства торговли передается Главвоенторг, который вливается в Тыл ВС как Главное управление торговли МО.

С конца 50-х годов широко развернулись исследования в области теории тылового обеспечения. В 64-м издается Наставление по оперативному, а через год - по войсковому тылу. Начальник тыла вновь становится заместителем командира (командующего). Свершается долгожданное, обусловленное логикой всех предшествовавших преобразований, событие - понятие тыла распространяется на полковое (бригадное) и батальонное звенья. В полках (бригадах) и батальонах вводится должность заместителя командира полка (бригады), батальона по тылу.

В мирное время те или иные новации, к сожалению, часто происходят не в силу необходимости, не на основе научных выводов, а по наитию или под давлением субъективных факторов, порою вследствие межличностных отношений. Именно этим, пожалуй, можно объяснить вывод из состава Тыла Вооруженных Сил в 1992 году служб военных сообщений и медицинской.

Органы военного управления, подчиненные начальнику Тыла Вооруженных Сил, как, впрочем, и любому другому заместителю министра обороны, в мирное время могут функционировать самостоятельно. В военный же период необходимо их воссоединение, на что, безусловно, уйдет время. Кто может поручиться, что оно будет отпущено? Вооруженные Силы должны гарантировать немедленный отпор любому агрессору. Вот почему органы управления, за которыми закрепилось название органов тыла, требуют в числе прочего единого руководства уже в мирное время,

Стремление воссоздать прежнюю структуру, способную выполнять комплекс задач по тыловому обеспечению войск (сил) с приемлемым качеством, подвигло руководство Министерства обороны в 1997 году к решению возвратить военно-медицинскую службу и службу ВОСО в систему Тыла Вооруженных Сил.

Сегодня Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации - это слаженный организм. В его составе штаб Тыла ВС РФ, десять главных и центральных управлений, три службы, направление кадров. Ежегодно в войска поставляется около 8 млн тонн горючего, продовольствия, вещевого имущества и других материальных средств, из них около 500 тыс. в гарнизоны Арктики и Крайнего Севера. Различные виды транспорта перевозят почти 2 млн человек. По линии Министерства обороны медицинское обслуживание получают свыше 6 млн военнослужащих, членов га семей и военных пенсионеров. Одновременно осуществляются мероприятия по реформированию Тыла Вооруженных Сил. Совершенствуется и оптимизируется его структура, завершается адаптация системы тылового обеспечения войск к условиям рыночной экономики, осваивается конкурсный механизм закупок материальных средств и оказания услуг.

В заключение хотелось бы остановиться на перспективах строительства Тыла ВС и его структуры. В соответствии с утвержденными Президентом РФ Основами государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года на повестке дня поэтапный переход е единой или сопряженной системе тылового обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. Нынешняя автономность снабженческого процесса силовых структур оборачивается нерациональным делением расходов на оборонные нужды и правоохранительную деятельность даже при выполнении однотипных функций, стратегическими издержками в боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск и др. Разве не абсурд, например, деление больных и раненных военнослужащих разных ведомств и требование оплаты за лечение «чужих»? Другой пример - подготовка военных специалистов служб тыла, медиков и т.д. Программы подготовки вузов однотипны, а обучаются они в своих академиях и училищах, хотя учебно-материальная база Министерства обороны вполне позволяет готовить специалистов из различных ведомств.

В августе 1999 года работа по созданию единой системы тылового обеспечения перешла в плоскость принятия конкретных решений на основе детальной совместной научной проработки, определения конечной цели и оценки результатов интеграции, поэтапного сопряжения функций и отдельных направлений деятельности служб тылового обеспечения различных силовых министерств и ведомств. Свое 300-летие Тыл Вооруженных Сил встречает функционально подготовленным, способным всесторонне обеспечить постоянную и мобилизационную готовность войск (сил) и выполнение ими задач по предназначению.

Архив ПИ, ф. 10, оп. 295, д. 001, л. 241.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Центральный архив

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ТЫЛ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

(Т. ВС), составная часть ВС РФ, включающая силы и средства, предназнач. для тылового и по службам тыла техн. обеспечения войск (сил) в мир. и воен. время. В состав Т. ВС входят: органы воен. управления с воин. частями и орг-циями обеспечения и охраны, спец. войска (соед. и воин. части материального обеспечения, автомоб., дорожные, трубопровод., вспомог. флот, воинские части подвоза ракет. топлива), воин. части, орг-ции и органы (воен. сообщений, перегрузочных р-нов, торгово-бытовые, воен. печати, турист., культурно-досуговые), служб тыла (горючего, прод., вещ., мед., вет.-сан.), а также военно-учеб. заведения, учеб. и запас. соед. и воин. части, научно-исслед., испытат. и проект. орг-ции и воин. части. Организационно силы и средства тыла входят в состав фронтов (флотов), воен. округов, объед., соед. и воин. частей видов ВС, родов войск ВС, а также находятся в непосредств. подчинении центр. органов воен. управления. Т. ВС подразделяется: по масштабу и характеру выполняемых задач - на стратег., операт. (операт.-стратег., операт. и операт.-такт. объединений) и войсковой (соед., во-ин. частей и подразд.); по принадлежности - на тыл Центра, видов ВС и родов войск ВС, фронтовой, флотский, окружной, арм., корпусной, ВВС флота, тыл фл-й, ВМБ, эскадр, дивизионный (бригад.), полковой, батальонный (дивизионов).
Первые элементы Т. ВС в виде постоянных воен. обозов появились в 70-х гг. 17 в. До этого его задачи в большинстве армий выполняли различ. невоен. ведомства и частные предприниматели, а в походах войска сопровождали торговцы (маркитанты). В 17 - 18 вв. применялась магазинная система снабжения. С созданием регул. армий, ростом мас-штабов воен. действий и изменением способов их ведения в 18 - 19 вв. в составе частей, соед., объед. и в распоряжении центр. органов воен. ведомств стали создаваться штат. подразд. (части) и учреждения, предназнач. для централиз. обеспечения войск (сил) раздельно по каждой службе тыла. Дальнейшее развитие воен. дела, особенно применение в войнах 20 в. танков и ав-и, мотори-зация и механизация войск, потребовали создания сил и средств техн., дорож., аэродр. обеспе-чения, снабжения горючим и др. Оснащение ВС ЯО, ракет. техникой, большим кол-вом радиоэлектрон. средств и др. совр. техникой обусловило внесение новых изменений в систему Т. ВС.
Тыл рус. армии своё орг. начало получил в 1-й четв. 18 в. с созданием Петром I регул. войск и флота, потребовавшим организовать их постоянное гос. обеспечение с казённых складов. Центр. органами снабжения стали приказы (Провиант., Во-ен., Арт.), в составе полевого упр. действующей армии образован комиссариат, ведавший всеми видами снабжения. В последующем система тылового обеспечения рус. армии совершенствовалась с учётом опыта войн. Получил развитие транспорт подвоза, разработана система эшелонирования запа-сов, создана единая интендантская служба. В 1-ю мир. войну сформировались фронт. и арм. базы снабжения, стали функционировать фронт. распре-делительные станции, обеспечивавшие приём ж.-д. транспорта из тыла страны, а также корп. выгрузочные станции.
В Кр. Армии в 1918 образовано Центр. упр. снабжения; в объед. и соед. учреждены должности нач-ков снабжения, к-рым подчинялись части, учреждения и службы тыла. В ходе Вел. Отеч. войны сложился хорошо организованный и техн. оснащён-ный Т. ВС, к-рый успешно справлялся с большим объёмом задач по тыловому обеспечению войск (сил). С нач. войны были созданы Гл. упр. тыла, упр. тыла во фронтах и армиях. Т. о. был образован централиз. тыл. К маю 1942 введены должности нач-ков тыла в корпусах и дивизиях. За войну Т. ВС принял от пром-сти и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) св. 10 млн т боеприпасов, 16 млн т горючего, ок. 40 млн т продовольствия и фуража. Лич. составу выдано св. 70 млн комплектов обмундирования. Воинские ж.-д. перевозки превысили 19 млн вагонов, автомоб. транспортом перевезено 625 млн т, возд. - ок. 140 млн т материальных средств. Дорожные войска построили и восстановили ок. 100 тыс. км автомоб. дорог, ж.-д. войска и спецформирования Наркомата путей сообщения - ок. 120 тыс. км ж.-д. путей. Для нужд ав-и оборудовано более 6 тыс. аэродромов. Военно-мед. служба и ле-чеб. учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св. 72 % раненых и 91 % больных.
В послевоен. годы по мере развития экономики страны, изменений в орг. структуре, техн. оснащённости ВС, развития воен. науки происходило совершенствование Т. ВС. Общее руководство Т. ВС РФ осуществляет министр обороны через нач-ка Т. ВС - зам. министра обороны, главнокоманд. видами ВС, команд. родами войск ВС, нач-ков гл. и центр. управлений МО. В СССР в период существования Наркомата ВМФ и Военно-мор. мин-ва (1937 - 46; 1950 - 53) тыл ВМФ функционировал самостоятельно. Нач-ки Тыла Кр. Армии, Сов. Армии, ВС СССР и ВС РФ: А.В. Хрулев (1941 - 51), В.И. Виноградов (1951 - 58), И.Х. Баграмян (1958 - 68), С.С. Маряхин (1968 - 72), С.К. Куркоткин (1972 - 88), В.М. Ар-хипов (1988 - 91), И.В. Фуженко (1991 - 92), В.Т. Чуранов (1992 - 97), В.И. Исаков (с июня 1997).

Боеспособность армии зависит не только от морального духа и подготовки бойцов, но и от армейского обеспечения. Этим и занимаются тыловые подразделения. Служащих этих частей поздравляют с праздником ежегодного в августе.

Современная армия просто не могла бы существовать без надежного и полноценного снабжения. Те части, которые занимаются обеспечением военных, фактически являются еще одной армии со своей структурой, правилами и обязанностями. Людей задействованных в тыловой деятельности, принято поздравлять 1 августа, в День тыла вооруженных сил РФ.

Кто отмечает праздник?

Первые упоминания о целенаправленном обеспечении из тыла связаны с армейскими формированиями в Древнем Риме.

Эти органы выдавали бойцам жалование, снабжали их пищей, оружием и одеждой. Источником таких запасов были как государственные поставки, так и дань, взимаемая с покоренных стран и народов. Интенданты отвечали за размещение войск и устройство лагерей.

Позже, буквально до 17 века, подобное обеспечение войск просто отсутствует. Воины вынуждены были самостоятельно за счет собственного жалования приобретать и провизию, и снаряжение. Для этого за ними на марше следовали обозы торговцев.

Основные перемены в российских войсках связаны с реформами Петра I. Именно он вводит двойное тыловое обеспечение. Провиантские службы занимается поставками фуража и провианта. На комиссарских службах лежат обязанности по обеспечению воинов передвижной утварью, оружием, вещами, обмундированием и, конечно, финансированием. Специальные хозяйственные подразделения занимались заготовкой и приготовлением пищи, изготовлением и восстановлением одежды, обуви.

В девятнадцатом веке появляется Главное управление интендантское, которому и подчиняются все службы обеспечения. К началу 20 века структура тылового обеспечения приобрела практически законченный характер и имеет в своем составе распорядительные военные подразделения и части, а также тыловые в виде складов, пекарен, мастерских. В войсках сухопутных имелись, прежде всего, материальные части, а также подразделения, выполняющие задачи медицинского и ветеринарного. На флоте дополнительно были организованы и аварийно-спасательные.

Формирование тела советских ВС проходило параллельно развитию самой армии и флота. Для первых отрядов обеспечением занимались Местные Советы, а также военные комиссариаты. Позже появляются начальники снабжения отдельных военных структур. Военная реформа 24–25 годов, а также развитие народного хозяйства полностью изменили эту структуру. Главным снабженцем выступает Управление начальника снабжения РККА, и уже ему подчиняются более мелкие по рангу подразделения. Распределение идет целенаправленно, а вот тыловые органы полностью ликвидированы.

К 40-м годам тыловые части полностью обеспечивает армию материальными и прочими необходимы для службы ресурсами. В военные годы создается Штаб начальника тыла. При этом управление осуществляется централизованно. Именно ему подчиняются плановые и все организационные подразделения и части фронтов и армий.

Именно благодаря слаженной работе тыловых служб обеспечивалось армейское снабжение боеприпасами и питанием. Объем перемещенных грузов измеряется миллионами тонн. Медицинские подразделения смогли вернуть в боевой строй 73% бойцов после ранений. Многие воины тыла ВС были награждены правительственными наградами, орденами и медалями.

Послевоенное переоснащения ВС отразилось и на структуре тыловых частей. Появились новые потребности, и новые части. Современную армию обеспечивает войсковой, оперативный и стратегический тыл. Каждый из них выполняет свои стратегические задачи.

В их составе имеются различные подразделения. Это и материальные склады и базы. Особую роль играют медицинские подразделения, а также ветеринарные. К тылу относятся автомобильные и трубопроводные войска, дорожные и железнодорожные подразделения. В их компетенции и эвакуационные, а также ремонтные, строительные работы, чем и занимаются отдельные структуры. Существуют и специальные органы, относящиеся непосредственно к флоту, авиации.

В каждом войсковом соединении имеется свой тыл. Снабженцы, повара, медики и ремонтники ежедневно трудятся, чтобы в любых условиях обеспечить бесперебойную службу основных войск, следуя за ними в мирное время и в условиях боевых действий, во время перебазирования. Именно этим труженикам посвящен День тыла вооруженных сил Российской Федерации.

В этот профессиональный день поздравления принимают и действующие служащие, и работники в отставке. К поздравлениям в День тыла ВС РФ присоединяются и сами военные, которые не понаслышке знают, с какими трудностями и особенностями сопряжено выполнение обязанностей тыловиков.

История праздника

Несмотря на появление первых органов снабжения армии при Петре Первом, буквально до начала Отечественной войны тыловые войска не были самостоятельным подразделением. И только в 1941 году 1 августа на основании приказа, который был издан народным комиссаром обороны, появляется такая структура. Документ был очень важен для тех времен и завизирован самим Сталиным. Именно эта дата в дальнейшем и стала Днем тыла Вооруженных Сил России.

Узаконен профессиональный праздник был в 1998 году. Основанием стал Приказ Министерства обороны. С тех пор дата, когда День тыла ВС РФ, остается неизменной. Кроме этого в 2000 году в честь 300-летия организации тылового обеспечения были проведены на основании президентского указа масштабные празднования. Мероприятие проводилось 1 августа в День тыла вооруженных сил РФ.

Современные тыловые войска

Военные, которые служат в тыловом обеспечении, обязательно имеют смежную, а порой и основную профессию. Ведь тыловики выполняют самые разнообразные задачи по направленности и сложности.

Они обеспечивают сохранность материальных запасов и снабжение ими войск. Тыловики помогают основным войскам обеспечить боеспособность, ликвидировать последствия повреждений и ударов. Именно ремонтные службы и мастерские делают ремонт и отвечают за содержание транспортных средств.

Медицинские структуры оказывают медицинскую необходимую и плановую помощь, обеспечивают проведение санитарных, профилактических, гигиенических мероприятий. Особые подразделения подготавливают и восстанавливают пути сообщений, дороги, обеспечивают перевозку войск. Квартирное и финансовое обеспечение находится в руках тыловиков.

Обязанности и задачи тыла намного шире, чем просто обеспечение войск. Под этим понятием можно подразумевать все нужды армии. Ведь цель военных – несение службы, а задача тыловиков – обеспечение ее бесперебойности. И никакие проблемы не должны отвлекать защитников от службы. Питание обеспечат тыловики, обмундирование тоже. Вопросы со здоровьем, жильем, отдыхом? Решит тыловая служба. Перевозки, связь, бензин? И это все на тыловиках. Они везде, где есть потребность армии. Они всегда рядом с военными, и в будний день, и в День тыла ВС РФ.

Поздравления тыловикам

Чтобы наши защитники не знали ни в чем нужды, мы тебя тыловик в день твой от души поздравляем. Пусть твои будни не знают серости, пусть твои праздники не знают скуки. А друзья-товарищи не забудут поднять бокал за здоровье и, конечно, успехи. С праздником тебя, тыловик.

Кто военным даст уют,

Отдых, пищу и приют?

Кто залечит раны?

Привезет бензин и рамы?

Ну, конечно, тыловик.

Он и врач, и фронтовик,

Он и повар и связист,

И дорожник, и юрист.

В день военного тыла

От души мы поздравим

Всех, кто связан с заботой,

Этой трудной работой.

Пусть не только сегодня

Труд ваш будет оценен,

А для каждого дня

Награжден и возвышен.

Лариса , 2 октября 2016 .

Что еще почитать