«Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова. Анализ поэмы Некрасова Русские женщины (стихотворения)

В школе на литературе в 7 классе мы познакомились с произведением Н.А. Некрасова Русские женщины, которое он написал в 1872 году. Прекрасная работа, что знакомит нас с женщинами в русских селениях. По этому произведению сегодня и напишем сочинение, делая его .

Поэма Русские женщины Некрасов

Свою работу Русские женщины посвятил не декабристам, что были сосланы в Сибирь, а их женам, которые отправились за мужьями вслед. Изначально автор хотел назвать свое произведение Декабристки, но позже Некрасову захотелось придать работе масштабности, поэтому дает название Русские женщины, тем самым подчеркнув менталитет наших женщин.

По жанру — это поэма, что раскрывает перед читателем мужество и силу духа русских женщин, их смелость, преданность и самоотверженность. Поэма состоит из двух частей, которые нас знакомят с главными героинями. Это княгини, чья жизнь протекала в достатке. Казалось бы все должно устраивать, и так было, пока их мужей, за участие в восстании, не сослали в Сибирь. Вот тут княгини, Волконская и Трубецкая, принимают сложное для себя решение: следовать за мужьями. Первая глава рассказывает нам о Трубецкой, во второй главе мы узнаем о жизни Волконской.

Русские женщины: княгиня Трубецкая

В первой части поэмы речь идет о княгине Катерине Трубецкой. В самом начале она прощается с отцом, обещая ему не забывать родные края, и его дом. Несмотря на боль расставания, она спешит к своему мужу, сменяя лошадей на пути. В дороге ей часто снятся сны. Многие из них тревожные, часть о прошлом, а некоторые из них переносит ее в будущее, где они с мужем счастливы. Она направляется в Сибирь, и ничто не может ее остановить. Ни письмо, извещающее о болезни отца, ни губернатор, который описывал ей ужасную жизнь. Она непоколебима в своем решении и здесь мы видим, насколько решительной и сильной может быть женщина.

Русские женщины: княгиня Волконская

Вторая часть представляется читателю в виде воспоминаний, где бабушка рассказывает внукам об их матери, которая отправилась вслед за мужем. В поэме Некрасова Русские женщины, княгиня Волконская была выдана замуж по воле отца. Мужа своего видела редко, так как он часто объезжал свою бригаду. Но в один день он исчезает. Как оказалось, его сослали на каторгу. Волконская решает ехать к нему, несмотря на то, что ей приходится оставить у сестры своего маленького сына. Дорога была тяжелой. Несколько раз ее кибитка переворачивается, но это не останавливает женщину. По дороге, она встречается с Трубецкой и они дальше следуют вместе.

В конце концов встреча Волконских состоялась, чем и завершается повесть. Как видим, не только сельские женщины сильные и мужественные. Русские женщины, даже высших сословий доказывают, что их дух сильный, а характер твердый.

содержимое:

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) — поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году.

Обращаясь к прошлому, Н. А. Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века.

Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения — «Декабристки» — было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские жен­щины».

К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины».

Основная черта характера некрасовских декабристок — высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку — подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем... целует прежде его каторжные цепи.

В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно­эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.

Две части поэмы — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская» — соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть

монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок — «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.

«Русские женщины» Некрасов

«Русские женщины» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки» . Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» , в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Цель.

    Изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма.

Задачи.

    Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал;

    Развивать у учащихся интереса к истории своей Родины;

развитие и формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, ответственность

перед долгом – супружеским, семейным; умение сопереживать, прийти на помощь

ближнему;

развивать понятие об антитезе.

    Воспитывать чувство верности, способности на благородные человеческие чувства -дружбу, любовь.

Тип урока.

    Урок ознакомления с новым материалом

Оборудование.

    Презентация, учебники «Литература» 7 класс (ав. Коровина В.И.), распечатки диалога губернатора с Трубецкой.

План урока.

    Вступительное слово учителя.

    Историческая справка .

    Усвоение учебного материала .

    Обобщающая беседа.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

Ход урока.

1. Объявление темы и целей урока.

    Ребята, сегодня на уроке литературы мы продолжим изучать творчество великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Тема урока звучит так: «Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Цель урока: «Изучение поэмы Н.А.Некрасова "Русские женщины", построенной на принципах историзма». (слайд 1)

Вы все будете помогать мне вести урок, т.к. почти у каждого из вас было определённое задание.

Поэму «Русские женщины» вы прочитали дома, текст вам знаком, думаю, что работать будете активно.

2. Вступительное слово учителя.

Есть такие даты в календаре, которые должен знать каждый русский человек.

К ним относится и день декабристского восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года. Декабристы. Лучшие люди России, дворяне, офицеры, богатые и знатные. Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? Против чего они протестовали?

3. Историческая справка .

- Об этом нам расскажет …(ф.и. учащегося)

Сообщение ученика о восстании декабристов 1825 года (слайд 2)

14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге должна была состояться присяга новому русскому императору Николаю Павловичу (Николаю I). Для нового императора этот день оказался одним из самых страшных в жизни. Несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиняться новому царю.

Стоявшие во главе мятежных частей офицеры и их товарищи из других полков позднее будут названы декабристами. Все они были дворянами, т. е., по определению того времени, опорой самодержавия и сторонниками крепостного права. Но они выступили за ограничение самодержавия и введение конституции, а также за ликвидацию крепостного права.

Морозный день 14 декабря 1825 года вошёл в историю России как дерзкая попытка покончить с царской властью.

Учитель. Восстание было подавлено через несколько часов. 250 человек были убиты . А всего в восстании участвовало около 3300 человек . Более 600 человек арестовано. Началось расследование и расправа. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. (слайд 3)

(слайд 4) Пятеро заговорщиков были казнены. Вот их имена: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

(слайд 5) 25 человек были отправлены на вечную каторгу, 91 декабрист приговорён к 20-летней каторге и ссылке, около 3000 солдат и матросов – к репрессиям.

Заключённых лишали всех дворянских прав и приравнивали к простым крестьянам. Их лишали права возвращаться в столицу, а также лишали всех званий и почестей.
В большинстве своём декабристы выросли в богатых дворянских семьях, получили прекрасное образование и никогда ни в чём не нуждались. Казалось бы, живи и радуйся, но они выбрали совсем иную судьбу, решив положить конец самодержавию, в котором видели главное зло России.

Рассказ ученика о судьбе жен декабристов.

Немало декабристов в наказание были сосланы на каторгу в Сибирь. С ними в добровольное изгнание отправились их ни в чём неповинные жёны – молодые, изнеженные, привыкшие к удобствам городской жизни, роскоши и дорогим развлечениям женщины.

(слайд 6) Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем в Сибирь.

Она была дочерью знатного француза Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.

Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино.

Сергей и Екатерина обвенчались в Париже и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Небольшая инсценировка разговора царя с Трубецкой. (слайд 7)

Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.

Поймите, мадам, то, что вы задумали, - безрассудство! Зачем вам каторжник

Трубецкой?!

Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой - мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.

Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!

Ваше величество, я должна быть с мужем…

Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...

Ее примеру последовали многие, некоторые ехали даже не за мужьями, а за женихами.

4. Усвоение учебного материала .

В своей поэме Некрасов рассказывает о двух женщинах-декабристках -княгине Трубецкой и княгине Волконской.

Первая часть поэмы “Русские женщины” «Княгиня Трубецкая» тоже состоит из двух (равных по объёму) частей.

- Давайте прослушаем начало поэмы в аудиозаписи.

Читают поэму актёры Л.Кулагин и А.Покровская. Это образец выразительного чтения.

(слайд 8 путь)

Слов. работа: возок, образок, полость (слова записаны на доске).

Итак, как вы поняли, часть 1 представляет описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени (2 МЕСЯЦА ), что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги.

За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

- Во второй части (слайд 9) представлен в лицах разговор губернатора Иркутска с княгиней, занявший 9 дней и закончившийся победой княгини. Эта сцена является кульминацией, решение генерала отправить княгиню в Нерчинск – развязка сюжета. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить о их сопоставлении, то есть антитезе .

Таковы особенности сюжета и композиции поэмы.

Центральным эпизодом первой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ любыми средствами удержать ее и не разрешить ехать вслед за мужем.

Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора”.

(по напечатанным таблицам)

…хоть он вас отпустил по доброте своей,

но ваш отъезд его убил…

Вернитесь поскорей!

2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…
Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовёт.

3. (Трудности быта в тюрьме)

Пускай ваш муж

он виноват… А вам терпеть…за что?

3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

4. (Трудности природных условий_

а) Тот климат вас убьёт!

б) Окреп туземный человек

С природою в бою.

Ваше присутствие усилит страдания мужа.

а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.

5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа)

В себе он будет сознавать причину ваших слёз.

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!

6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

Закон позволяет.

6. Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.

7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба!

7. Нет, я не жалкая раба.
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна!
…к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

Вам наши кажутся права правами – не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. через 6 дней

Вас по этапу поведут

С конвоем…весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт

Неделя целая прошла…

Уж шла бы я давно…

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Выразительное чтение заключительных слов губернатора.

Беседа:

- Какое мнение сложилось у вас о Е.И.Трубецкой?

(Любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения, умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя, у неё сильная воля, она смогла преодолеть сопротивление генерала).

- Каким показан генерал?

(Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе.

Честно выполняет свой долг по службе. Умён. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Видимо, за эти качества оказался на службе в каторжном краю. Осмелился не выполнить предписания о возвращении княгини в Санкт-Петербург.

- Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе?

(Да, но в конце разговора герои объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам-декабристам, сознанием правоты своего поступка).

(Все противопоставлены царю и его двору).

- Как вы думаете, какова тема произведения?

(Личность княгини Е.И. Трубецкой.)

- Идея произведения?

(Восхищение подвигом жён декабристов во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.)

5. Обобщающая беседа.

Русская история, литература, театр, кинематограф уберегли от забвения память о прекрасной женщине- княгине Трубецкой.

Подвигом любви бескорыстной назвал Н.А. Некрасов добровольное изгнание жен декабристов, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

(чтение учащимися имён и фамилий жён декабристов под мелодию) (слайд 10-20)

1. Екатерина Ивановна Трубецкая ,

2. Мария Николаевна Волконская ,

3. Александра Григорьевна Муравьева ,

4. Елизавета Петровна Нарышкина ,

5. Александра Васильевна Ентальцева ,

6. Наталья Дмитриевна Фонвизина ,

7. Александра Ивановна Давыдова ,

8. Прасковья Егоровна Анненкова (Полина Гебль),

9. Анна Васильевна Розен ,

10. Мария Казимировна Юшневская ,

11. Камилла Петровна Ивашева ,

12. Варвара Михайловна Шаховская .

(слайд 21)- о фильме В.Мотыля «Звезда пленительного счастья».

6. Итог урока. -Подведём итог. Чему мы научились на уроке?

-(Мы увидели составные части произведения, их взаимосвязь, познакомились с последовательностью работы при анализе произведения).

Значение поэмы Н.Е. Некрасова “Русские женщины" в том, что поэт первым в печати прославил самоотверженных жен декабристов.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

За работу на уроке получают отметки: ………………………………………………….

7. Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы «Русские женщины» и знания, полученные на уроке.

Николай Алексеевич Некрасов – замечательный русский поэт, написавший большое количество замечательных поэтических произведений.

Большинство своих произведений автор посвящал простому народу, поэтому поэма «Русские женщины» занимает особое место в его творчестве. В этот раз главными героями выступили дворяне, жизнь которых круто изменилась из-за политической ситуации в стране. Это произведение повествует о женах декабристов, которые отправились в сибирскую каторгу, чтобы поддержать своих мужей.

Замысел и создание

Однажды Николай Некрасов был представлен Михаилу Сергеевичу Волконскому, с которым в дальнейшем провел много времени. Они вместе охотились и вели долгие разговоры, из которых великий поэт узнал о непростой судьбе его родителей. Сергей Волконский, отец Михаила, как раз относился к тем декабристам, которые были сосланы в Сибирь на каторгу, а его жена, Мария, последовала вслед за мужем. Сам же Михаил родился и вырос в Забайкалье.

Николаю Некрасову была очень интересна тема декабристов, но все свои вопросы с этим человеком он строил так, чтобы не затрагивать политику, а лишь узнать о нравах того места, где долгое время этот человек жил. Поэтом все эти воспоминания он использовал в другой поэме - «Дедушка». Но интерес поэта к этой теме не исчез, а лишь только разгорелся еще больше.

Николай Некрасов стал собирать любой исторический материал, где только могли даваться хоть какие-то сведения о декабристах. Для этого он на все лето уезжает в Карабиху и уже там начинает работу над своей новой поэмой. Первая часть некрасовской поэмы первоначально имело название «Декабристки».

Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.

Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:

«… плакал, как ребенок».

По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.

Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:

⇒ «Княгиня Трубецкая».
⇒ «Княгиня Волконская».


Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.

В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.

Так в дороге проходит время Екатерины Ивановны. И вот, спустя два месяца, она все-таки добирается до большого города, где ее ожидает сам губернатор. Он пытается уговорить её задержаться. Но Екатерина Ивановна упорно ждет новый экипаж, чтобы немедленно отправиться дальше в дорогу. Губернатор даже предлагает княгине вернуться домой, пожалеть своего отца. Пытается губернатор и испугать Трубецкую, рисуя ту жизнь, которая ждет ее впереди: каторжники, драки и разбои, короткое лето и долгая зима, которая в этом крае держится целых восемь месяцев.

И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.

Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца - известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.

Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.

Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.

Художественные особенности


Первая глава, посвященная Трубецкой, написана двухсложным размером, ямбом. Она логически делится на две части. В первой части с грустью и печалью рассказывается о том, как девушка прощается с отцом, а во второй ее дорога в Иркутск. Пребывания в дороге оказывается интересным по некрасовской манере изображения: она то спит и ей что-то снится такое, что невозможно отличить от яви, то она грезит просто наяву. Автор пытается показать, что девушка действует на одном порыве.

Но второй части уже нет такого надрыва, а все идет спокойно и ритмично. Теперь поэт использует трехсложный размер, амфибрахий, который необходим автору, чтобы показать разговорный уровень этой части. Меняется и интонация, и даже повествование уже ведется от первого лица. В этой части уже нет никаких отрывочных действий, а все идет плавно, как будто это семейные воспоминания: детство, гордость за отца, выход в свет и замужество. Автор старается придерживаться записок Марии Николаевны, которые сохранились. Поэтому идет такое подробное описание о том, как жили сами декабристы и их семьи в Сибири. Кстати, в первой части этого нет, а вот во второй части и Трубецкая, и Волконская встречаются в дороге и уже вместе добираются до того места, где находятся их мужья.

Свидание жен со своими мужьями – ссыльными как раз и придает всей поэме завершенность. Теперь сюжет становится, как чем-то целым и единым.

Что еще почитать