Пушкинские Горы, Святогорский монастырь. История, расписание богослужений и фото


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Пушкиногорье трепетно люблю ещё с детства. С того самого момента, как моя тётя привезла мне оттуда набор открыток "В краю, где Сороть голубая". Сороть - река в Псковской области, на берегах которой стоят три усадьбы, связанные с именем Александра Сергеевича Пушкина. Рассматривая узенькие плотные открытки с простыми очаровательными пейзажами, милыми деревянными домами, уютными аллеями и белыми скамейками, я заочно влюбилась в эти места. И всё-таки путь мой сюда был очень долог. Почему? Кто ж знает. Господни пути неисповедимы...
Зато теперь я хорошо знаю, что Сороть действительно голубая, и что краше и душевнее нет места на Земле. И я настолько люблю Михайловское, Тригорское и Петровское, что приезжала бы сюда как минимум раз в год. В чём такая притягательность этого места, даже для себя объяснить не могу. Вроде всё так просто, но что-то берёт здесь твоё сердце в руки, с нежностью держит и никогда уже не отпускает...
Представляю вам продолжение отчёта о нашей августовской поездке по маршруту . Сегодня разговор пойдёт об усадьбе Тригорское и Святогорском монастыре .

Реклама — поддержка клуба


Впервые мы приехали в Пушкинские горы три года назад. Нашему маленькому пострелёнку Соне было на тот момент меньше трёх лет. Что она понимала? Что она могла понимать... Но я видела, как взяли её в объятия эти места, заворожили, поманили, повели. Мы были поражены, видя, каким взглядом смотрит она на бескрайние поля в Михайловском и как зачарованно идёт по тропинке луга вдоль Сороти за горизонт. Еле остановили. То же самое было в этом году. И не только с нашей дочкой. Наблюдали, сидя на скамейке, как срывает голову и ворожит эта земля.
Я не знаю, что делает Пушкиногорье с человеком. Это однозначно магия. Вот вроде столько усадеб в России, но здесь какое-то особенное очарование. Играет ли роль красота здешних мест, необъятные просторы или тот факт, что это не отдельная усадьба, а целый комплекс - усадьбы Михайловское, Петровское и Тригорское, а также Святогорский монастырь? Или так светит здесь гений Александра Сергеевича Пушкина, которым пропитано всё? Не знаю.
Главная и наиболее мощная по впечатлениям, безусловно, усадьба Михайловское. Тригорское и Петровское - небольшие, но и они невероятно хороши. Что это за усадьбы? Если кратко:

  • - родовое имение матери Пушкина, считается поэтической родиной поэта.
  • Тригорское - дом друзей Пушкина Осиповых - Вульфов, место, где он постоянно бывал и даже жил.
  • Петровское - родовое имение предков Пушкина Ганнибалов.

Я не знаю как лучше написать о Пушкиногорье - отдельно по усадьбам и монастырю или в общем, смешать и дополнить друг другом события поездки трёхлетней давности и этого года или развести их по углам. Не знаю, описывать ли историю усадеб или про это всё написано до нас и не имеет смысла пересказывать. Одни вопросы... И я даже рада, что начав писать отчет о поездке в Пушкиногорье - Псков в августе 2016 года, должна его продолжить. По логике вещей. А там уже как бог даст, как само сложится.

В этом году мы успели посмотреть в Пушкиногорье то, что не посмотрели в 2013-м. Круг замкнулся... Картинка полностью сложилась и дополнилась...

  • 2013 год - Бугрово, Михайловское, Петровское.
  • 2016 год - Тригорское, Святогорский монастырь, Михайловское.

Без Михайловского и в этот раз никак невозможно. А больше увидеть за один день физически не успели. Дня мало для Пушкиногорья. Лучше приезжать сюда на два, а ещё лучше на три дня (с двумя ночёвками). И никуда не спешить.

Тригорское. Святогорский монастырь. Отчёт

Наш день в Пушкинских горах начался в . Проснулись, позавтракали и без промедления покинули отель. Надо было сделать с утра две вещи - съездить в Научно-культурный центр им. А.С. Пушкина в Пушкинских горах (адрес: ул. Новоржевская, 21) за пропуском на машину в три усадьбы и по пути в Тригорское сфотографировать злополучную "Арину Р". Что мы и сделали.


Научно-культурный центр им. А.С. Пушкина


Пропуск выдаётся сразу на три дня и стоит недорого - 200 руб.



Тригорское

Пропуск на проезд на машине на территорию усадьбы Тригорское в принципе ничего не даёт в плане укорачивания расстояний до усадьбы. Это пропуск на проезд на закрытую парковку. Что тоже хорошо. Так как машины без пропуска стояли вдоль дороги за воротами.
Итак, прибыли, показали пропуск, заехали за шлагбаум. Припарковались около сувенирного магазина.


Зашли в магазин, купили карту всех объектов Пушкиногорья. Обращаю внимание - здесь мы видели самые дешевые сувениры на территории Пушкиногорья! Кружка с Пушкиным (белая с чёрным рисунком) стоила 127 руб. Потом такая же в сувенирном магазине около кафе "Святогор" в Пушкинских горах - 150, а в Михайловском - под 200.
Билеты на экскурсию и съёмку в Главном доме усадьбы покупаются не здесь, а в маленькой кассе рядом с Главным домом.
Карта-схема усадьбы Тригорское.





Главный усадебный дом - дом-музей Осиповых-Вульфов


Нам повезло - в 12 часов начиналась экскурсия. Мы приехали вовремя. Покупаем билеты, оплачиваем съёмку и вперед. Цена входного билета с экскурсией по дому и парку - 200 руб./взр. (без экскурсии - 120 руб.), стоимость фотосъёмки - 200 руб.
Внимание! Билет на съемку действителен во всех трёх усадьбах! Не теряйте и не забывайте его в машине! Нас, к сожалению, об этом в кассе не предупредили.


Заходим в дом, знакомимся с его хозяевами.

Тригорское - усадьба друзей Пушкина Осиповых-Вульфов, соседей поэта. 20 лет жизни и творчества Александра Сергеевича связано с этим местом. Ежедневно Пушкин навещал друзей, приезжая сюда верхом на коне из своего Михайловского. Нередко оставался здесь и на ночлег.
Хозяйка дома - Прасковья Александровна Осипова. По первому мужу - Вульф. Имела пятерых детей от первого брака и двоих от второго. Сыграла огромную роль в жизни Пушкина. Именно в её доме поэт нашёл то внимание, тепло и заботу, которые не видел от своих родителей. С детьми Прасковьи Александровны поэт дружил, особенно с сыном - Алексеем. Многие свои произведения посвятил этому семейству. И, можно сказать, лучшие моменты своей жизни Пушкин провёл именно здесь, в Тригорском.
Сразу же, после первого посещения Тригорского в 1817 году, он написал:

"Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума".

Экскурсия по дому Осиповых-Вульфов была достаточно интересной и познавательной. Меня потрясло, как верно друзья хранили память о Пушкине даже после его смерти, как были преданы ему, какую толь сыграли в его жизни и сохранении памяти о нём.
Немало предметов в доме связано с именем поэта. Например, эти вазочки.



Вазочки из Тригорского по преданию подарены Пушкиным одной из дочерей П.А. Осиповой

Интерьеры дома Осиповых очень уютны.


Одна из двух холодильниц для шампанского на столе в столовой


В столовой


Старинные пяльцы для вышивания в комнате Евпраксии Николаевны Вульф



Рояль и лампа в гостиной


Коллекция картин в гостиной


Комната П.А. Осиповой


Библиотека


Библиотека



Парк в Тригорском небольшой по сравнению с Михайловским. Но есть в нём свои пушкинские уголки, изюминки.

Например, "скамья Онегина", на которой любил сидеть поэт. Как прелестна эта тригорская традиция - связывать различные места парка с романом "Евгений Онегин". К сожалению, к скамье нельзя подойти близко. Она огорожена. Поэтому мы лишь издалека можем любоваться скамейкой, расположенной под сенью вековых лип (возраст лип от 150 до 250 лет!). Весьма романтическая естественная беседка создана самой природой.



А вот ощутить чудесное расположение скамьи - на высоком берегу, на обрыве, с видами на луга - нам не дано.



По дорожке проходим вглубь парка


К низенькой баньке. С банькой в Тригорском Пушкина многое связывало. Здесь он проводил время в общении с друзьями Н.М. Языковым и А.Н. Вульфом, здесь и ночевал. Старая баня была сожжена в 1918 году, восстановлена в 1978 году, на старом фундаменте, по чертежам. Реконструирована - в 1999 году.


В парке Тригорского был каскад прудов. Украшением парка являлись Верхний и Средний пруды. Нижний - для хозяйственных нужд.

Соня присела у Верхнего пруда. Стоит одной барышне присесть у зеркального пруда,


Как сразу появляется вторая...


В парке более 700 мемориальных деревьев. Одно из них - "Ель-шатёр", названная так потому, что имела такие пушистые ветки, что под неё можно было спрятаться и от сильного дождя, и от палящего солнца. Та ель, которую видел Пушкина, к сожалению, не сохранилась. Она погибла во время урагана в 1965 году. То, что мы видим сейчас, уже новое дерево.


Ещё одна тригорская достопримечательность - солнечные часы. Круглая площадка на возвышении, по периметру - двенадцать дубов. В центре гномон (шест), тень от него падает на землю, показывая время.


От солнечных часов идёт одна из липовых аллей парка - "Аллея Татьяны", названная так в середине XX века согласно традиции давать памятным местам Тригорского литературные названия из "Евгения Онегина",

И, наконец, "Дуб уединенный" - самая могучая и старая достопримечательность Тригорского. Дубу более 300 лет. Именно о нем Пушкин писал:

"Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов".

Тот же дуб с обратной стороны.


Парк в Тригорском полон красивых и даже необычных деревьев. Например, Дуб-беседка.

Но, конечно, далеко не у всех деревьев есть свои особые названия, но, тем не менее, любоваться ими это не мешает.


Так получилось, что я рассказываю вам о Пушкиногорье как бы с конца. По логике вещей надо было бы начинать с Михайловского и Петровского - корней Пушкина, его семьи, потом переходить к друзьям в Тригорском и заканчивать Святогорским монастырём, где покоится прах поэта. Так мы сами и знакомились с Пушкиногорьем - в первый и второй раз последовательно. Но я описываю всё так, как видела сама во время второго приезда сюда. Так велит закон жанра - отчёт в блоге это хронология событий.
Но, обещаю, дойдёт дело и до Михайловского. И, даст Бог, до Петровского.
А я перехожу к Святогорскому монастырю, ведь именно туда мы и отправились после посещения Тригорского.

Святогорский монастырь

Где поставить машину разобрались не сразу. Вариантов два - около кафе "Святогор" или вдоль дороги у ограды обители (до знака "Стоянка запрещена"!). Мы выбрали второй вариант как наиболее близкий. Как раз напротив памятника Пушкину.


Заходим в Анастасиевские ворота. Ограда и ворота старинные - XVIII-XIX вв.


К сожалению, посещение монастыря оказывается несколько смазанным. Буквально через 10 минут после нашего приезда пошёл дождь. Довольно приличный. Мы без зонтов. Спрятаться особо некуда... Монастырь небольшой. Но это всё-таки не обычный монастырь. Это особенное место, история без прикрас и пышности. Я мечтала здесь побывать - поклониться Александру Сергеевичу, проникнуться им. Поэтому торопиться не хотелось.
Буквально несколько слов об обители. Святогорский Успенский монастырь был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного как один из форпостов на Северо-Западе Руси. В XVI веке при монастыре возникла слобода, к началу XVIII века ставшая селом Святые Горы (ныне Пушкинские горы).
В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных 6/18 февраля 1837 г. был похоронен Александр Сергеевич Пушкин. Здесь же покоится и его родня - дед поэта, бабушка, мать и отец. В здании Успенской церкви был захоронен брат Пушкина.

В годы войны монастырь очень сильно пострадал. Никольский храм был полностью разрушен. Успенский - частично. Фашисты заминировали монастырь и могилу поэта. При их разминировании погибло 9 сапёров. О событиях 1944 года напоминает памятная табличка около лестницы, ведущей к храму и могиле поэта.


В кратчайшие сроки, уже в 1949 году, Успенская церковь была восстановлена.


Храм стоит на высоком холме. К нему ведут две старинные каменные лестницы.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под годом 1566. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.


С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Работая над драмой «Борис Годунов», А. С. Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского» корпуса. В ней хранилась летопись монастыря, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях - «преданья старины глубокой» - несомненно нашли творческое отображение в образах героев «Бориса Годунова».

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела - Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.

В монастыре на фамильном кладбище Ганнибалов-Пушкиных похоронены: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал /1806/, бабушка Мария Алексеевна /1818/, мать Надежда Осиповна /1836/ и отец Сергей Львович /1848/. Младший брат Платон, умерший в 1819 году похоронен, видимо, в Успенском соборе.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6/18 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А. М. Пермогоровым. На нем надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Здесь открылась экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А. С. Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским Заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. Работает воскресная церковная школа. По благословению наместника монахи принимают паломников.

Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А. С. Пушкина «со сродники».



Святогорский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное - сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря - это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря - икона Богородицы Одигитрия - в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова".

Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года".

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор - это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


Монастырь окружен старинной каменной оградой.


Ступени, ведущие к Успенскому собору


Могила А.С.Пушкина


Надпись на памятнике: "Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года".


Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


Колокольня Успенского собора


Какое же здесь все основательное!


Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря - для них закрытая зона.

Что еще почитать