Проект по литературе на тему "школьная библиотека". О чем может рассказать школьная библиотека

Морозкина Алёна

Руководитель:

Травкина Л.А.

Учреждение:

МБОУ «СОШ № 10» г. Кургана

В данном творческом проекте по литературе на тему "Школьная библиотека" ученица 2 класса начальной школы представила справочную информацию о библиотеке, какие библиотеки бывают, чем они отличаются друг от друга, а также дает ответ на вопрос, зачем же нужны библиотеки в наше время?

Предложенная автором исследовательская работа по литературе на тему "Школьная библиотека" будет интересна для учеников начальной школы и средней школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек.


Созданный учащейся проект по литературе "Школьная библиотека" во 2 классе начальной школы содержит историческую справку о появлении библиотек, а также историю основания библиотеки в школе, в которой учится автор исследования. В работе представлено интервью с библиотекарем школы, а также приведены результаты анализа литературы, которой отдают большее предпочтение ученики их школы.

Работа "Школьная библиотека" поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению. Тема предложенного исследования не утратила свою актуальность, несмотря на технологический прогресс, ведь именно книги хранят в себе вековую мудрость и знания, которыми безвозмездно делятся со своими читателями.

Введение
1. Библиотечная терминология.
2. Самые крупные библиотеки мира.
3. Уникальное место - школьная библиотека.
4. Наша школьная библиотека.
5. Библиотечный фонд нашей школы.
6. Что мы читаем?
Выводы

Введение

Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)


Цели проекта:
  1. Способствовать развитию художественно-творческих и познавательных способностей,
  2. Прививать интерес к чтению и книге,
  3. Формировать читательский кругозор,
  4. Способствовать приобретению опыта в самостоятельной читательской и творческой деятельности.

Задачи проекта:

  • Собрать сведения о формировании школьной библиотеки.
  • Собрать иллюстративный материал (фотографии, рисунки).
  • Познакомить учащихся с миром книг.
  • Привлечь внимание учащихся к вопросам развития культуры.
  • Повысить интерес учащихся к литературе.

Гипотеза: В библиотеке можно найти нужную информацию и подготовить выступление на заданную тему.

Субъекты проекта

  1. Учитель – руководитель проекта (моделирует и задаёт проектный замысел).
  2. Обучающаяся 2-го класса – исполнитель проекта (совместно со взрослыми).
  3. Взрослые – педагоги, родители (активно участвуют в выполнении проекта, но не заменяют детей).

Библиотечная терминология

Как называется учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования?
Библиотека

Как называют работника библиотеки?
Библиотекарь

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.

Книга

Человек, который занят чтением каких – нибудь произведений?

Читатель

Как называют человека,который пишет художественные литературные произведения?

Писатель

Для чего нужен алфавитный каталог?

В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоят фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. При помощи такой системы легко найти неоходимую именно вам книгу и сэкономить время.

  • Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки;.
  • Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.

Самые крупные библиотеки мира

Государственная ордена Ленина библиотека в Москве Основана 19 июня (1 июля) 1862 года в составе Московского публичного музея и Румянцевского музея.

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы в Москве. Основана в 1921 году как библиотека Неофилологического института.

Библиотека Конгресса в Вашингтоне. Основана 24 апреля 1800 г. Является научной библиотекой Конгресса США, обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы.

Библиотека парламента в Канаде. Здание Библиотеки было построено в 1876 году. Парламентская библиотека является главным хранилищем информации для парламента Канады. Это помещение - единственное, что уцелело в пожаре 1916 года. Книги и здание удалось сохранить благодаря железным дверям, которые вовремя успели закрыть.

Проект библиотеки был сделан по мотивам комнаты для чтения в Британском музее. В главном зале библиотеки возвышается статуя любимой королевы Виктории. В библиотеке хранится 600 тыс. книг, за которыми присматривает 300 человек персонала. Доступ в библиотеку разрешен только парламентариям и помощникам.

Уникальное место – школьная библиотека


Дети должны жить в мире красоты, книги, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский


Школьная библиотека - особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. От того, как успешно эта задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны. Какими они вырастут, духовно богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими, в ответе и школьная библиотека. Ведь сюда приходит первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь.

Три составляющие - семья, школа, библиотека - создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века.

Библиотека и семья - ближайшие партнеры и союзники в воспитании у детей интереса к книге и чтению, ведь первое знакомство с книгой происходит именно в семье. И от того, насколько грамотно и умело сумеют родители приоткрыть двери в книжный мир, во многом зависит дальнейшая читательская судьба ребенка.

Модель нашей школьной библиотеки - сотрудничество библиотеки, учителей, учащихся, родителей. Ключ сотрудничества - диалог библиотекаря и читателя.

Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга - друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен.

Детские журналы и газеты – это красочный, познавательный и творческий мир, в который дети с удовольствием погружаются, исследуя его и развиваясь.

«Книга – это окошко, через которое дети видят мир и самих себя», – говорил В.Сухомлинский.

Библиотерапия - это, как известно, лечебное профилактическое воздействие на человека с помощью чтения литературы разных жанров в целях нормализации или оптимизации психических, физиологических, биологических процессов в организме.

Сама уютная обстановка библиотеки, книги, журналы и даже цветы, спокойная доброжелательная атмосфера, помогают отвлечься от проблем, эмоциональной и умственной нагрузки. Но, самое главное - в библиотеке есть её Величество КНИГА - «чудесный лекарь наших душ».

Наша школьная библиотека

Первая библиотека для детей была открыта в январе 1803 года в Солсбери штат Коннектикут, владельцем книжного магазина Калебом Бингемом.

Она насчитывала 150 томов и была предназначена для детей от 9 до 16 лет.

Библиотека нашей школы

Снаружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?

Наша школа открылась в 1971 году, вместе со школой открылась и библиотека.

«Здесь Родины моей начало». Именно здесь, в нашей библиотеке, мы знакомимся с книгами наших зауральских авторов.

«Уральский сказочник П. Бажов». Наша библиотека оформлена в стиле сказов П.П. Бажова. Заходя в библиотеку, мы оказываемся в мире прекрасного. Стены украшены детскими рисунками. Мы видим Серебряное копытце, Каменный цветок, Хозяйку Медной горы.

Горнова Руфина Андреевна
«В «Десяточке» работаю уже 25 лет. Я люблю свою библиотеку, люблю детей, которые ко мне приходят. Мечтаю о том, что книги будут любить все, и дети будут много читать, а не сидеть за компьютером…»

1. Какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке?
Их очень много в нашей библиотеке. Например орфографический словарь, энциклопедия о растениях, сказки и детские рассказы.

2.В какой книге можно найти информацию об истории хранения книг?
Эту информацию можно найти в энциклопедии.

3.Как расположены книги в алфавитном порядке или по тематическим разделам?
И по тематическим разделам и в алфавитном порядке.

4. Как можно найти нужную книгу?
Нжно спросить библиотекаря.

5. Где можно получить информацию о содержание книги?
В содержание книги.

6. Какие тематические выставки были в библиотеке?
У нас была выставка «К нам, новая книга!»

Главная цель работы библиотеки - научить детей рациональным приёмам работы с книгой, поиску и анализу материала, научиться критически мыслить, быстро искать и перерабатывать необходимую информацию. Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и преподавателям в учебно-воспитательном процессе.

Основными функциями школьной библиотеки, в соответствии с «Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», являются - образовательная, информационная и культурная.

Справка о библиотечном фонде нашей школы

На сегодня фонд школьной библиотеки составляет: учебный – 35448 экземпляров; художественный – 8046 экземпляра; брошюрный - 3 478 экземпляра.

Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии образовательными программами образовательного учреждения. Совместно с учителями-предметниками составляются заказы на учебники. Бланки заказа согласовываются и утверждаются администрацией школы и передаются в Департамент образования для включения в общий заказ по округу. Библиотекарь осуществляет контроль за выполнением сделанного заказа, а так же информирует учителей о новых поступлениях (в течение года).

В 2016 - 2017 учебном году фонд пополнился на 4 107 экземпляров. Поступившие учебники своевременно оформляются (распаковываются, штампуются), в бухгалтерию своевременно подается отчет.

В 2017-2018 учебном году все обучающиеся обеспечены комплектами необходимых и имеющихся в библиотечном фонде учебников, соответствующих образовательным программам школы. В мае и августе ведется работа по сдаче и выдаче учебников по классам.

Два раза в год проводятся смотры-рейды по сохранности учебников. Оформляется подписка периодических изданий 1 раз в год (ноябрь). Выписывается каждый год примерно по 55 наименований. Знакомство с библиотекой начинается с дошкольной ступени. Активно посещают и читают учащиеся начальной школы, особой популярностью пользуются журналы, сказки, веселые рассказы.

К средней школе дети свободно ориентируются в библиотечном фонде, где могут взять ту или иную книгу самостоятельно, что формирует навыки работы с литературой, умение отбирать необходимый материал для занятий и способствует успешному вхождению личности в социум.

Регулярно посещают библиотеку группы продленного дня. Они проводят свой досуг за чтением книг, принимают участие в литературных викторинах, музейных играх, городских конкурсах. Для детей дошкольного отделения проводятся экскурсии и литературные викторины.

Учащиеся средних и старших классов активно пользуются возможностями книжного фонда библиотеки, представляющего свободный доступ учащихся к информации для самостоятельной работы по подготовке к урокам, проектной и исследовательской деятельности.

Традиционно в школьной библиотеке проходят следующие мероприятии

  1. Экскурсия в библиотеку «Дом, в котором живут книги» для учащихся 1-ых классов (сентябрь),
  2. Праздник «Лукоморье», посвященный творчеству А.С. Пушкина: станция «Библиотечная» (2-3 кл., октябрь),
  3. Библиотечный урок «История появления библиотек», посвященный Международному дню школьных библиотек (2-4кл., ноябрь),
  4. «Книжкин юбилей»: викторина-беседа по книгам-юбилярам и выставка рисунков (1-6 кл., ноябрь),
  5. Литературная викторина по творчеству писателей – юбиляров (2017 г. - « В гостях у С.Я.Маршака» к 130-летию со дня рождения С.Я.Маршака), 2-4 кл. (ноябрь),
  6. «Новогодний сюрприз»: викторина, телеграмма Деду Морозу (1-3кл) (декабрь),
  7. «Моя любимая книга»: читательская конференция (январь).
  8. Литературная викторина по творчеству писателей – юбиляров (2018 г. - «Веселое путешествие с героями Э. Успенского» к 80-летию со дня рождения писателя), 1-3кл (январь)
  9. «Международный день родного языка» (1-11 кл., февраль).
  10. Праздник «Прощание с Азбукой» (подбор стихотворений, сценариев), выступление на празднике (1 кл., февраль),
  11. Неделя детской книги: проведение литературных викторин, выставок работ учащихся, экскурсий (март),
  12. Занятие в школьном Музее литературных героев (4-8 кл., декабрь),
  13. Конкурс чтецов «Память пылающих лет», посвященный Дню Победы (1-6 кл.) (май).

Что мы читаем?

Вывод

  • Школьная библиотека – первая общедоступная библиотека для детей, фундамент всей библиотечной системы.
  • Школьная библиотека выполняет информационную, культурную, досуговую функции.
  • Школьная библиотека – это неотъемлимая часть образования.
  • Школьная библиотека способствует приобщению детей к чтению, как к основному виду познавательной деятельности.
  • Школьная библиотека содействует в приобретении навыков самообразования, формирует информационную культуру личности.
  • Школьная библиотека осуществляет концентрацию источников образования на традиционных и электронных носителях.
Это место, где хранятся книги. Для этого существует отдельное помещение, в котором расположены стеллажи и полки, где ровными рядами выстроились книги.

Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый ученик быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

А библиотекарь поможет, если вдруг возникают трудности при поиске необходимой книги.

Кто же такой библиотекарь и каковы его функции?

Очень важно, чтобы человек этой профессии был на своём месте, он должен быть прежде всего эрудированным, внимательным к каждому ребёнку.

С первого же посещения этого заведения библиотекарь должен заинтересовать школьника, увлечь его в интересный мир книг. Ребёнок должен чувствовать, что его здесь ждут, ему тут всегда рады.

Некоторые книги можно брать домой на определённый срок, для этого её записывают в читательский формуляр, который был заведён на ученика. Но при этом необходимо знать, что книгу надо обязательно вернуть не позже указанной даты, иначе другие дети не успеют её прочитать.

Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом .

Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании библиотекой?

Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования.

Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.

Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.

Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.

Для чего же нужны школьникам библиотеки?

Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.

Какие интересные события бывают в библиотеках?

Очень часто проводятся школьные конференции, диспуты, на которых ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Устраиваются тематические вечера, на которых бурно обсуждаются определённые проблемы, затрагивающие жизнь и обучение школьников. Периодически организуются выставки свежих изданий, чтобы ознакомить школьников с новыми книгами и заинтересовать их.

Концепции развития школьной библиотеки.

Руководство школы заинтересовано в посещаемости библиотеки, так как это организует и дисциплинирует учащихся, стимулирует самообразование, что приводит к росту успеваемости.
Библиотека обновляется книгами, учебниками и журналами, улучшаются условия нахождения в ней, для этого выделяется определённая сумма денег.

Пример проекта 1

Цель: Знакомство с библиотекой. Формирование интереса к книге.

Задачи и решение:

Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.

В нашей школьной библиотеке есть множество детских энциклопедий обо всем на свете: "Энциклопедия умников и умниц", "Энциклопедии знатока", "Твоя первая энциклопедия", "Энциклопедия домашних животных", "Энциклопедия автомобилей" и так далее.

Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг.

Историю хранения книг можно найти в двухтомнике Николая Павловича Смирного - Сокольского "Моя библиотека"

Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам).

В нашей школьной библиотеке книги располагаются по тематическим разделам: "математика", "русская литература", "зарубежная литература", "сказки", "журналы" и так далее.

Как можно найти нужную книгу?

В тематическом разделе все названия книг расположены по алфавиту от "А" до "Я", за исключением раздела "русская литература" и "зарубежная литература".

В ней книги расположены по алфавиту от "А" до "Я", но не по названием произведений, а по фамилиям авторов произведений. Так проще искать любимых авторов.

Где можно получить информацию о содержании книги?

Краткая информация о содержании книги чаще всего располагается в начале книги, иногда в конце. Она называется аннотация.

Какие тематические выставки были в библиотеке?

"Спешите делать добро", " Сказки А. С. Пушкина", "Зеленая планета", "Есть такая професия - защищать Родину", "Природа наш дом", "Цвети земля" и другие.

Составьте текст экскурсии по библиотеке

В летнем лагере мы всем классом ходили на экскурсию в городскую библиотеку.

Проводила экскурсию библиотекарь Людмила Ивановна.

Она нам показала читальный зал и место хранения книг в библиотеке.

Еще она нам рассказала, как найти нужную книгу и как завести абонемент, чтобы взять домой книгу для чтения.

Мне очень понравилась экскурсия по библиотеке, из нее я узнал много полезной информации.

Вывод:

1. Библиотека это очень важное место для детей.

2. Здесь царит особая "книжная атмосфера".

4. Отыскать множество познавательных книг на любую тему.

5. Научиться самостоятельно выбирать книги.

6. Познакомится с литературными героями.

7. Принять участие в создании выставок.

8. Просто пообщаться с друзьями.

Пример проекта 2

Что такое библиотека?

Библиотека - это место хранения книг. Для библиотеки выделяется отдельное помещение, где на полках и стеллажах располагаются книги.

Чтобы было удобно найти книгу в библиотеке, все они занесены в алфавитный каталог. В соответствии с этим каталогом каждая книга находится на своем месте в библиотеке.

Кто такой библиотекарь?

Библиотекарь - это человек, который работает в библиотеке. Это образованный человек, который любит читать и знает много книг.

В библиотеке он всегда придет на помощь читателю, чтобы найти нужную книгу, так как знает все книги в библиотеке.

Для чего нужны школьникам библиотеки?

Школьникам нужны школьные библиотеки для того, чтобы можно было прочитать нужную книгу или сделать реферат, проект по выбранной теме.

Также школьная библиотека создана для того, чтобы школьники как можно больше читали, ведь в книгах есть множество знаний. Чем больше школьник читает, тем легче ему учиться.

Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании читальным залом?

1) Нельзя шуметь и громко говорить в читальном зале, так как это отвлекает других людей, который пришли читать книги.

2) Нельзя ставить прочитанную книгу на любое место, ведь ее могут потом не найти. Нужно обратится к библиотекарю.

3) Нельзя книгу пачкать, мять и загибать страницы, потому что после вас ее будет читать другой человек. Нельзя ходить в библиотеку с напитками и едой.

4) Если вы взяли книгу на дом, то нужно ее беречь и не терять, так как взамен утерянной книги нужно будет купить такую же и вернуть в библиотеку.

Что такое формуляр читателя?

Формуляр читателя библиотеки - это документ, который заводится на школьника, если ученик берет книги домой.

Помимо данных ученика, в формуляре указывается дата, когда нужно вернуть книгу в библиотеку.

Возвращая книгу в библиотеку в указанную дату, вы помогаете другим ученикам получить книгу для чтения вовремя.

Что такое алфавитный каталог?

Это каталог книг, где по алфавиту указаны название книг и их авторов, находящихся в библиотеке.

Благодаря алфавитному каталогу очень легко найти книгу в библиотеке.

Какие интересные события бывают в библиотеках?

В библиотеках проводят литературные вечера посвященные авторам книг, а также встречи авторов книг с их читателями.

Также это место проведения выставок новых книг, а также встречи и обсуждения различной литературы.

Как развивать школьную библиотеку?

Школьную библиотеку развивает руководство школы.

Развитие библиотеки состоит в закупке новых книг и выделения средств на ремонт книг, а также на ремонт оборудования библиотеки.

Также руководство школы или библиотеки приглашает авторов книг или учебников для бесед с школьниками.

Ответы на вопросы стр 8 - 11:

Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные, и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.

На рисунках изображены старинные книги из различного материала и формы.

Книга из пергамента нарисована в форме свитка и книга из дерева в форме дощечек.

Также изображена и складная книга Востока, которая выглядит как складывающаяся лента.

Ниже на рисунке более современная книга, которая застегивается на замочек.

Общего в этих книг то, что в них записаны мысли разных людей и их можно прочесть.

А различаются старинные и современные книги материалом из которого они сделаны, а также инструментами написания текста.

Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

Книгу называют собеседником, потому что каждую книгу кто-то написал.

Соглашаясь или отрицая мнение писателя читатель как будто ведет с ним диалог.

Если есть диалог, значит есть и собеседник.

Запиши в "Рабочую тетрадь" то высказывание, которое больше всего понравилось. Объясни почему.

Мне нравиться выражение Льва Толстого о хорошей, как о беседе с умным человеком, тем что действительно хорошая книга развивает ум и помогает узнать нужные вещи.

Прочитав хорошую книгу, читатель как будто получил ответ на свой вопрос умного человека.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Выполнила учитель начальных классов Стурова Светлана Николаевна МБОУ «СОШ №4»

2 слайд

Описание слайда:

Что такое библиотека? Это место, где хранятся книги. Для этого существует отдельное помещение, в котором расположены стеллажи и полки, где ровными рядами выстроились книги. Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый ученик быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: вырабатывать потребность в регулярном посещении библиотеки, систематическом чтении, соблюдении правил пользования библиотекой. Формировать нравственные качества дружбы, взаимопомощи, ответственности, честности, силы воли. Развивать навыки выразительного чтения; Воспитывать интерес к чтению, любовь к хорошей книге Задачи проекта: · оказание практической помощи школьной библиотеке; улучшение состояния книжного фонда; · подготовка обучающихся начальной школы к проектной деятельности в среднем звене

4 слайд

Описание слайда:

Кто такой школьный библиотекарь и каковы его функции? Библиотекарь - это человек, который много знает; знает названия всех книг, новинки литературы; умный, творческий, образованный человек; интересный, всегда придет на помощь читателю - стандартный набор, встречающийся в большинстве анкет.А библиотекарь поможет, если вдруг возникают трудности при поиске необходимой книги.

5 слайд

Описание слайда:

Для чего же нужны школьникам библиотеки? Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.

6 слайд

Описание слайда:

Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании библиотекой? Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования. Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой. Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость. Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.

7 слайд

Описание слайда:

Что такое формуляр читателя? Некоторые книги можно брать домой на определённый срок, для этого её записывают в читательский формуляр, который был заведён на ученика. Но при этом необходимо знать, что книгу надо обязательно вернуть не позже указанной даты, иначе другие дети не успеют её прочитать.

8 слайд

Пересказ

Чтение по ролям

Выразительное чтение стихотворения

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному чтению:

· Правильная постановка логического ударения

· Соблюдение пауз

· Правильный выбор темпа

· Соблюдение нужной интонации

· Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно всœе требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3"

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Требования к чтению по ролям:

· Подбирать правильную интонацию

Оценка "5" – выполнены всœе требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Распределœение часов по разделам

№ п/п Название раздела Количество часов
Введение
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели - детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всœерьёз
Литература зарубежных стран
Резервные часы
ИТОГО

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книᴦ. Творчество читателя, талант читателя

Старинные и современные книги. Сравнение книᴦ. Подготовка сообщения на темы «Старин­ные книги Древней Руси», «О чём может рас­сказать старинная книга».

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горь­кого, Л. Толстого. Классификация высказыва­ний.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

Устное народное творчество (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Послови­цы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль - собиратель пословиц русского народа. Сочинœение но пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в рус­ских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от по­тешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Распределœение загадок по тематиче­ским группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Со­отнесение смысла пословицы со сказочным тек­стом. Герои сказок. Характеристика героев сказ­ки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказыва­ние сказки по плану. Творческий пересказ: рас­сказывание сказки от лица её героев.

Оценка достижений .

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Картины осœенней природы. Осенние загадки. Образ осœени в загадках. Соот­несение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Баль­монта͵ А. Плещеева, А. Фета͵ А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотво­рения. Осенние картины природы. Средства ху­дожественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популяр­ного текстов. Сравнение лирического поэтиче­ского и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений

Русские писатели (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Ска­зочные чудеса. Лирические стихотворения. Кар­тины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Ха­рактеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл ба­сен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенно­го текста. Характеристика героев басни. Соот­несение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравствен­ный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произве­дений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За- ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголо­вок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Ге­рой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чаруши­на, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристи­ка героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из дет­ских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в сти- I хи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с со­держанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Баль­монта͵ Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Сло­ва, которые помогают представить зимние кар­тины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произ­ведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Оценка достижений

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла послови­цы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. "Заголовок. Содержа­ние произведения. Делœение текста на части. Ге­рой стихотворения. Характеристика героя про­изведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как сред­ство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для де­тей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Оценка достижений

Я и мои друзья (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осее­вой. Смысл названия рассказа. Соотнесение

названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, вза­имовыручке.

Оценка достижений

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой. Сочинœение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Пле­щеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство соз­дания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и всœерьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Бе­рестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. За­головок - «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихот­ворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористиче­ских рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление после­довательности текста на основе вопросов. Со­ставление плана. Пересказ текста на основе во­просов.

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книᴦ. Американские, английские, французские, не­мецкие народные песенки в переводе С. Марша­ка, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев за­рубежных и русских сказок. Творческий пере­сказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошинœе». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Со­ставление плана сказки для подробного пере­сказа. Соотнесение смысла сказки с русской по­словицей.

Что еще почитать