Почему верба стала одним из символов Пасхи? Значение слова верба.

В шестое воскресенье Великого поста, в предшествующее Пасхе воскресенье, Православная русская церковь празднует торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Этот день известен как Вербное воскресенье . Торжественный вход в Иерусалим был Господним вступлением на путь страданий крестных. Об этом событии в своих Евангелиях повествуют все четверо евангелистов - Марк, Лука, Матфей и Иоанн.

Исторические корни этого события уходят в те времена, когда у евреев существовал обычай встречать торжественными окликами с пальмовыми ветвями в руках победителей, въезжавших на конях или ослах в Иерусалим. Именно так въезжал Христос, но не как земной царь или победитель, а как Царь неземного мира, как победитель смерти и греха. Войдя в Иерусалим, в ожидании страданий и смерти на кресте, Христос показал людям путь спасения от рабства греха.

Шумно приветствующая его толпа, ждет от него, прежде всего, спасения от оккупантов римлян, но не как не от пут духовных грехов. Видя заблуждение радужно встречающих его, не отклоняя восторгов толпы, Христос пытается найти совсем иное - обращение сердец людских к любви, доброте, Богу.

Символ праздника - ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев - ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название - Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой - несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Обычаи и приметы праздника

Существовал обычай - по приходу из церкви бить вербными веточками родителям своих детей, приговаривая при этом: «Не я бью - верба бьет. Верба хлест - бьет до слез». По верованиям это способствовало лучшему росту детей. Вербой хлестались не только дети, но и скотина.

Существует немало народных примет и поверий, связанных с этим праздником.

Ветер, дующий в этот день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

Яркий, солнечный день, хорошая погода в Вербное воскресенье - к богатому урожаю фруктов и злаков.

Ветреная или морозная погода в Вербное воскресенье - к хорошему урожаю яровых.

Распустившиеся почки вербы обладают магической силой и целебными свойствами. Их глотание предохраняет от болезней, прогоняет хворь, излечивает женское бесплодие.

Брошенная в огонь ветка вербы - усмиряет пламя, брошенная против ветра - предотвращает бурю. Поставленный на подоконник пучок освященной вербы - усмиряет град.

Испеченные в этот день хозяйкой орехи из теста, наделяют здоровьем домочадцев и животных.

Колышек освященной вербы, вбитый в стену дома, прогоняет у вбившего его природную человеческую робость.

Хранится освященная верба до следующего года. В этот день разрешается употребление рыбных блюд (несмотря на Великий пост). Желательным является украшение веточками вербы своего дома.

Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдаленной от нас веками Евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворенный Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберегший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб — Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской березки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу.

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Ее предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царем. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8-9)

По утрам еще морозит, но весь день стоит тепло

Солнце льет лучи на землю ослепительно светло.

И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,

Расцвели и запушились вербы белые цветы.

Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

М. Стремин

В советское время была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Верба зацвела.

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но, став атрибутом праздника новой эпохи, верба все равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное теплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, все так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем ее истинный символ — символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Кирилл Милюхин

Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая, верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистиков» и местом, куда можно отсылать болезни.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и других ритуалах. Сербы заплетали венки из вербы в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Ср. восточнославянские магические формулы типа «Расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками вербы и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга вербными ветками и произносили такое же заклинание.

Хлестание вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, затыкали за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, чтобы на будущий год быть с «пузом», т. е. выйти замуж и забеременеть. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

В пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее на части.

В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28 декабря), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

Сербские додолы нередко рядились почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. Русские верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град. Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник. Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась». Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой. В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила. У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».

Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых районах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов, тени.

Сербы-боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука, и ее проклял св. Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался. Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба - злое дерево: по этиологической легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в лозе, а после Вербного воскресенья на клене и в жите). Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (вилы) живут на вербах и других деревьях.

По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу, ср. польскую и белорусскую поговорку: «Влюбился, как черт в сухую (старую) вербу» (Н. И. Толстой, В. В. Усачева).

Известны украинские фольклорные тексты, прямо или косвенно связывающие вербу с небом и солнцем: объясняя детям в начале Великого поста, куда девалась скоромная пища, им говорили: «Були на масниці вареники, так в піст на вербу повтікали» или же «Узяла Бозя (Бог) на вербу та там і поставила». Верба упоминается в детских заклинаниях, обращенных к дождю: на вербу (а также на дуб или вообще «наверх») помещают горшок с борщом, который падает вместе с деревом или его уносят с собой птицы: «Не иди, не иди, дощику, / Наварю я борщику, поставлю на вербі, / Щоб випили горобі..»

В украинских весенних песенках (отмечающих окончание дневного времени, отведенного для пения) решето (символ солнца) также оказывается помещенным на вербе, ср. такую веснянку:

Спивалы дивочки, спивалы,

В решето песеньки складалы,

Поставылы на верби,

Як налынулы лыбыди.

И звалылы решыто до долу.

Час вам, дивочки, до дому.

со свадебной песней: «Склонилось сонечко до долу. Час нам, панове, до дому».

В украинских загадках верба - это солнце: «Стоит верба на серед села, розпустила голье на все Подолье». В северно-русских свадебных песнях «золотая верба» напрямую соотносится с храмом: «На горе высокой… Выросла верба золотая… Посередке золотой вербы списана Спаса Пречистая Божья Матерь Богородица». В заговорах верба, наряду с дубом и некоторыми другими деревьями, - Мировое Древо, представляющее собой центр мироздания: «На моры, на лукаморі стащь вярба, на той вярбе семсот галля, а у том галле звіта лапухова гняздо, у тым гняздзе ляжыць Ева-царыца…»

В славянском фольклоре и верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного, ср., например, мотивы «золотой вербы» («де не повернется, золот1 верби ростуть») и «груши на вербе» («…у нас девки в злате ходят, у нас вербы грушки родят»), известные в западно-украинском фольклоре. В восточно-славянской сказке-небылице на лошади вырастает верба до неба. На юге Польши и в Галиции известны рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу и т. п.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим, один из двенадцати главных праздников православной Церкви, считается символом будущего воцарения Бога.

Определенной даты в церковном календаре праздник не имеет - он привязан ко дню празднования Пасхи. Вербное воскресение отмечают в последнее воскресенье Великого поста — в 2019 году Вход Господень в Иерусалим празднуют 21 апреля.

Что означает Вербное воскресение

Вербное воскресение или Бзоба, как праздник называют в Грузии, — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте.

Вербное воскресенье - день, когда Иисус въехал в Иерусалим, как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.

Цари и победители, по древнему еврейскому обычаю, в Святой город въезжали на конях или ослах, а народ своих правителей встречал приветствиями и пальмовыми ветвями.

Иисус, во исполнение пророчества Ветхого Завета, тоже въехал в Иерусалим торжественно на молодой ослице, а люди приветствовали Его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю, и устилали его путь пальмовыми ветвями.

Жители Иерусалима видели в нем нового царя-спасителя и долгожданного Мессию. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.

В отличие от народа, иудейские первосвященники Иисусу были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.

Церковь праздник Входа Господня в Иерусалим ввела в IV веке. На Руси праздник появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Ввиду того, что пальма дерево южное и растет далеко не везде, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, ивы, самшита или других деревьев, которые растут в стране празднования и расцветают в начале весны.

В Вербное воскресенье в Грузии по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-грузински) и проводят торжественные богослужения во всех храмах.

Церковные традиции

Перед Вербным воскресеньем, в субботу, в православных храмах проводится всенощное бдение. На службу верующие идут с вербными ветками в руках в честь входа Господня в Иерусалим и стоят с зажженными свечами до конца служения.

Главная традиция Вербного воскресенья — освящение веточек вербы в церкви. После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) верб и окропляют ветви Святой водой.

В Вербное воскресенье все желающие могут посетить службу и освятить веточки вербы — они символизируют победу жизни над смертью, то есть Воскресение Господне. Освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа. По истечению года веточки вербы сжигают, так как выбрасывать их на помойку нельзя.

Народные традиции и обычаи

На Руси с Вербным воскресеньем с давних пор связано множество народных традиций, обычаев и обрядов. По одной из них - люди на рассвете в Лазареву субботу отправлялись собирать вербу.

Срезали ветки вербы с молодых деревьев, на которых еще нет повреждений и засохших веток. Кстати, к празднику нельзя было срезать ветки с деревьев, что растут рядом с кладбищем и у которых есть дупла.

Ветками вербы, которые освящали в тот же вечер или в воскресенье утром, украшали иконы или развешивали по углам комнат.

В Вербное воскресенье в старину устраивали так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. По обычаю, на ярмарках продавали вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами.

В этот день, как и во все великие церковные праздники, нельзя работать, поэтому женщины заранее убирались в доме и готовили. Хозяйки к Вербному воскресенью пекли орехи из теста и давали их для здоровья всем домочадцам, включая животных.

По традиции, это семейный праздник, который проводят в кругу близких и родных, в спокойной обстановке, потому что продолжается Великий пост, а с понедельника начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой, которая в 2019 году начинается 22 апреля.

Вербное воскресенье — торжественный и светлый праздник и в то же время грустный и трагичный день. Ведь, в действительности, все те, кто приветствовал Спасителя в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.

Поэтому в Вербное воскресение необходимо думать о Боге, молиться, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.

С древних времен вербе приписывалась магическая сила, которая способствовала плодородию, предохраняла от заболеваний и очищала от нечистой силы. Люди проглатывали почки освященной вербы, чтобы никакая хворь и болезнь к ним не прицепилась.

В стародавние времена для привлечения удачи в новых начинаниях люди съедали несколько почек вербы перед тем, как начинать какое-то важное дело.

Амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По традиции молодоженов осыпали почками вербы и клали веточку вербы под перину, чтобы потомство было здоровым.

Освященную вербу использовали при первом выгоне скота. Чтобы скотина сохранилась в целости и вовремя возвращалась домой, вербную веточку пускали на воду или втыкали под крышу дома.

Приметы

Издревле многие верят в приметы. Освященные ветки вербы ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, прикасались ими к людям, желая им здоровья, стегали детей, чтобы они росли здоровыми.

Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения кожных болезней и ран. Иногда почки добавляли в хлеб или другую выпечку.

Также пекли хлеб в форме вербовой веточки или варили кашу из раскрывающихся почек вербы.

В древности, чтобы увеличить свой достаток, на Вербное воскресенье сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. За цветком ухаживали тщательно и оберегали его, так как верили, что, если он завянет — ожидаются серьезные финансовые потери.

Девушки, желая выйти замуж за конкретного парня, весь день думали о нем, с утра до самого вечера. Каким-то образом, возможно телепатическим, ее мысли передавались этому парню, и вечером он приглашал ее погулять.

К началу посевного сезона на поле в землю обязательно втыкали ветки вербы. В старину верили, что этот обряд способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

Люди верили, что верба исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных, как и детей, стегали освященной вербной ветвью, в хлевах развешивали вербу, а перед первым выгоном в поле скармливали эти ветви животным, чтобы те не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Домашнюю птицу не выпускают в Вербное воскресенье на улицу, так как по приметам, ведьмы и другая нечисть могут ее испортить.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. Так, например, в дом, в котором есть освященная верба, молния не попадет. Если при пожаре бросить в огонь вербу, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Дождь в Вербное воскресенье — хорошая примета. Это значит — ждите хорошего урожая. Сухая погода, наоборот, предупреждает, что урожая ждать не следует. Пасмурная, но сухая погода предвещает хороший урожай, но не такой, какой хотелось бы.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Что еще почитать