Оформляем уголок природы в детском. Требования к отбору растений

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки -- вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы -- время, обстановку.

2. Уголок природы в средней группе.

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.

3. Уголок природы в старшей группе.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).


К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

Для формирования представления об окружающем мире создается и устанавливается уголок природы в группах детского сада. Наличие такого места позволяет наглядному материалу учить дошкольников ответственности, осознанности по отношению к живому окружающему миру. Но для создания уголка предъявлены требования. Они должны соблюдаться.

Для чего нужен?

Местечко, которое ознакомит малышей с окружающим миром, должно быть во всех группах. Его оформлению, ведению воспитатели, сами дети уделяют много внимания. А для чего это нужно?

Целей работы с таким наглядным материалом много:

  • проводится экологическое воспитание. К тому же, уголки природы в детских садах формируют у малышей аккуратность, чувство ответственности;
  • такие места воспитывают, формируют эстетические чувства. Создав необходимые условия, можно вырастить комнатные цветы разных видов. Это позволяет детям наслаждаться разнообразием красоты. Дошкольники, видя это, испытывают эстетическое удовольствие;
  • одна из целей создания- образовательная. Малыши под присмотром воспитателей трудятся, ухаживают за растениями и наблюдают за тем, как меняются они на протяжении всего года. У них формируется связь с ними и с явлениями. Учатся поливать цветы, обращая внимание на то, какое время года. Если лето, то полив должен быть обильным, если зима - то объем воды сокращается;
  • это место формирует навыки по уходу за цветами. Малыши учатся ухаживать за ними, поливать, вытирать пыль с подоконников, другим видам работ;
  • наличие такого места - возможность украсить помещение группы, сделать его интереснее, веселее для игрового процесса.

Требования к оформлению

Создание такого места - ответственная работа.

К ней предъявляются жесткие требования. Оформление уголка природы в детском саду должно отвечать следующим нормам:

  • уголок обязан быть в каждой группе с учетом возрастной особенности воспитанников;
  • согласно санитарным нормам, нельзя держать животных;
  • оформлять нужно натуральными материалами: листвой, шишками, веточками, орехами, камушками, ракушками, поделками;

  • в уголке должны присутствовать растения, типичные для данной местности. Это даст возможность познакомить ребят с природой родного края, научить их ухаживать за ними;
  • разные виды растений должны быть представлены по несколько экземпляров. Дошкольники смогут увидеть не только общие признаки, но и их индивидуальные особенности. Это даст понятие о том, что цветы уникальны, неповторимы;
  • уголок природы должен включать здоровые растения. Они будут привлекать внимание малышей, восхищать их своей оригинальностью;
  • все, что будет размещено тут, должно быть полностью безопасным для детей;
  • каждый цветок должен иметь табличку. На ней нужно указать название, особенности ухода за ним.

Решив оформить такое место, нужно знать, что потребуется использовать для его обустройства. Оно должно содержать следующее:

  • растения разных видов с паспортами - табличками с названиями;
  • календарь;

  • инвентарь, оборудование для ухода за комнатными цветами;
  • наглядный, дидактический материал, игры;
  • поделки, выполненные воспитанниками, материал для их изготовления;
  • литература об окружающем мире;
  • аудиозаписи со звуками природы;
  • гербарий, образцы семян;
  • график дежурств.

1. Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.

Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.

2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.

Требования к отбору обитателей уголка природы:

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.

2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.

Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.

Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.

Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.

Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время - зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы - канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.

Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную или сухопутную.

Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.

Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах

3. Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Уголок природы - обязательная часть развивающей среды детского сада. Невозможно представить группу любого возраста без комнатных растений, разнообразного и увлекательного игрового, демонстрационного материала на природоведческие темы. Особенно важно правильно организовать и наполнить необходимым содержимым уголки природы в группах старшего дошкольного возраста, где воспитываются будущие школьники.

Цель создания уголков природы в старшей группе детского сада

Дети шестого года жизни стоят на пороге школьной жизни. От того, как сумеют воспитатели привить им любовь и бережное отношение к природе, научат понимать и уважать её законы, соблюдать правила целесообразного поведения в природе, зависит не только успешное обучение ребёнка в школе, овладение новыми знаниями в сфере природоведения и экологии, но и будущее нашей планеты. Ведь современные дошкольники - это будущие взрослые, которым предстоит жить в XXI веке, заботиться о сохранности нашей планеты для следующих поколений.

Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства.

И.С. Соколов-Микитов

Старший дошкольный возраст - период вдумчивого, серьёзного восприятия информации. Если четырёхлетки ещё не вполне могли справиться со своим темпераментом и усваивали в большей мере то, что им было интересно, захватывало, то старшие дошкольники способны управлять своим вниманием, запоминая даже ту информацию, которая не является занимательной, удивительной, поражающей воображение, но полезна и нужна. Значительно увеличивается и объём знаний, который могут усвоить дети. На качественном и количественном изменении психических процессов детей шестого года жизни строятся возросшие программные требования. Чтобы воспитать в ребёнке любовь к природным явлениям, неживым объектам и живым существам, необходимо в первую очередь вооружить его обширными знаниями о природе, её многообразии, взаимосвязях и закономерностях, которые в ней существуют.

С пониманием того, что в природе нет ничего «лишнего», «вредного» или «плохого» придёт умение ценить её богатства, стремление хранить их.

Детям шестого года жизни также доступно понимание взаимосвязей в экологических системах, таких как «лес», «луг», «водоём», у них высоко развита любознательность, стремление к исследовательской и опытной деятельности, интерес к детской научной литературе.

Любовь к природе у дошкольников формируется на основе познания её законов и умения видеть её красоту

Не менее важно развивать в детях эстетическое восприятие окружающего. Научив ребёнка видеть чудо, которое скрывается и в огромном облаке, и в малой капле росы, педагог сумеет достучаться до чуткой детской души и заложит основы гуманного отношения к окружающему миру. Ведь любить и беречь нужно не только то, что приносит пользу, но и то, что радует нас своей красотой.

Учитывая это, уголки природы в старших группах детского сада, служат отличным подспорьем для воспитателя при осуществлении программных задач в области ознакомления с природой и воспитания экологической культуры (по примерной образовательной программе «От рождения до школы»):

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь её.

Обычно уголки природы очень красивы. Пышная зелень, цветы, яркие грозди рябины, букеты осенних листьев украшают и оживляют помещении группы. Но эстетическая функция, хоть и важна, не является главной целью при организации уголка природы. В первую очередь уголки природы создаются в групповых комнатах для того, чтобы воспитанники имели возможность ежедневно общаться с миром природы, наблюдать доступные живые и неживые объекты не на картинках, а в их реальном виде, знакомиться с ними с помощью всех органов чувств.

Помимо развивающих и воспитательных задач, уголок природы выполняет и санитарную: способствует очищению помещения от пыли, создаёт благоприятный микроклимат

Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях

Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:

  • Содержание животных (млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся) в групповом помещении современными санитарными нормами запрещено.
    • В тех детских садах, где всё же решают оставить животных, чтобы дети могли наблюдать за ними, для попугайчиков, хомячков и прочих питомцев отводят отдельную комнату. Животных в клетках оттуда приносят в младшие группы для наблюдений. Дети старшего возраста могут посещать живой уголок, кормить любимцев, наблюдать за их поведением в привычной для животных обстановке.
    • Чистят клетки, меняют подстилки и выполняют прочие работы по уходу за животными только взрослые. Привлечь детей старшего дошкольного возраста к труду можно, поручив им сбор корма для питомцев (например, попросить сорвать листья капусты на огороде для морской свинки).
  • Оборудование и экспонаты уголка природы не должны представлять опасность для детей.
    • Воспитателю следует ответственно отнестись к подбору инструментов, исключить острые, режущие, колющие.
    • Также нужно знать, какие растения ядовиты, и не допустить их появления в уголке природы.
    • Не рекомендуется разводить колючие растения. Дежуря в уголке, выполняя трудовые действия, дети могут пораниться о них.
    • Мебель, полки, крупные части оформления необходимо как следует закрепить, проверить на отсутствие острых углов, мелких деталей, которые дети могут отсоединить.
    • Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо, нос. Даже на шестом году жизни ребятишки иногда проявляют свои таланты исследователей во вред собственному здоровью. Поэтому перед работой с природным материалом необходимо каждый раз проводить инструктаж, напоминать детям, как обращаться с пособиями и материалами. Мелкие семена, ракушки, камушки дают для рассматривания в прозрачных пластиковых пакетах, ёмкостях, которые наглухо запаяны или закрыты.
    • Нельзя использовать для опытов бьющиеся стеклянные пробирки, стаканы и пр. Их заменяют пластиковой прозрачной посудой.
    • Если у кого-то из детишек замечена аллергия на определённые растения, от живого объекта следует отказаться и заменить другим растением.
  • Эстетичность и гармоничность. Цвет мебели, а также оформление календарей природы, наблюдений должны сочетаться с общим дизайном группы. Растения в уголке природы размещают здоровые, хорошо облиственные, обильно цветущие, что радует детей и способствует воспитанию любви к живой природе. Украшают и повышают интерес детей к уголку рисунки и поделки детей на природоведческую тематику.

С любовью и вкусом оформленная природоведческая зона послужит украшением группы и любимым местом игр и отдыха малышей

Оборудование уголка природы в старшей группе

Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.

Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними

Образовательные программы («Истоки», «От рождения до школы», «Детство») предъявляют к педагогам такие требования:

  • расширять представление детей о комнатных растениях;
  • учить разным способам ухаживать за растениями в зависимости от их внешнего вида;
  • дать представление о вегетативных способах размножения комнатных растений.

В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).

Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:

  • обыкновенная герань;
  • фуксия;
  • бегония вечноцветущая;
  • примула;
  • камелия;
  • китайский розан;
  • аралия;
  • алоэ;
  • агава;
  • бегония-рекс;
  • аспарагус;
  • душистая герань;
  • традесканция;
  • комнатный виноград;
  • вьющийся плющ;
  • примула;
  • кливия.

Фотогалерея: растения дл я уголка природы в старшей группе

Листья агавы нужно очищать от пыли влажной жёсткой кисточкой Примечателен аспарагус тем, что может расти и развиваться даже в тени Неприхотливый в уходе бальзамин порадует детей своими нежными цветами На примере камнеломки дошкольники ознакомятся с растением, которое размножается отростками, «детками» Сравнивая колеус нескольких цветов, дети убедятся в многообразии растительного мира Традесканция - довольно прихотливое и требующее внимания растение, но отблагодарит за заботу пышной и красивой листвой В младших группах дети только ухаживали за фикусом, а воспитанники старших групп могут описать его внешний вид и даже нарисовать Красота цветущего цикламена не оставит детишек равнодушными

Разумеется, все эти объекты иметь необязательно. Воспитатель выбирает те, которые может приобрести, обращается за помощью к родителям, и они охотно помогут наполнить уголок необходимыми растениями. Возможен также обмен между группами, когда красивое, привлекательное растение по очереди содержат в уголке природы нескольких групп, чтобы наблюдать за ним в течение 2–3 недель.

Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.

Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:

  • очищение листьев от пыли;
  • удаление сухих листьев, частей стебля;
  • полив и рыхление почвы;
  • перевалка в горшки большего объёма, пересадка;
  • размножение растений отпрысками, частями корневищ, листовыми черенками, луковицами.

Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение - при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).

Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить

Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:

  • Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений. Поскольку в уголке природы проводится и коллективный труд, желательно иметь 10–15 комплектов. Сшить фартуки помогут мамы воспитанников, это не потребует большого вложения средств.
  • Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
  • Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
  • Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
  • Инструменты для удаления пыли с листьев. Они различаются в зависимости от особенностей листовой пластины. Для широких гладких листьев, как у фикуса, используют влажные губки. Для плотных игольчатых типа алоэ - жёсткие влажные кисточки на длинной ручке (можно использовать широкие для клея или самые маленькие для хозяйственных работ). Пыль с фиалки и других растений, у которых есть опушение, но сам лист нежный, осторожно удаляют сухой мягкой кистью. Это может быть большая рисовальная кисть.
  • Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
  • Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.

Детворе очень нравится ухаживать за растениями, проявлять доброту и заботу

Воспитателю необходимо с самого начала приучать детей доводить начатое дело до конца и наводить порядок. Некоторые воспитанники считают работу законченной, как только выполнена основная задача (пересажено или полито растение, обрезаны сухие листья), и они забывают об уборке или теряют интерес к завершающему этапу деятельности. Таких детей не ругают, не заставляют убрать за собой. Лучше попросить желающих помочь, убрать и расставить инвентарь на места.

Однако следует обращать внимание на тех ребятишек, кто стремится навести порядок после труда в уголке природы, хвалить их за аккуратность, любовь к чистоте, приводить в пример остальным: «Посмотрите, ребята, как постарались Оля и Алёша! Они не только цветы рассадили, но и всё чисто убрали, ни соринки не оставили. Нашим новым цветам так приятно будет жить на чистой полке, в порядке, уюте. Они тоже благодарят Олю и Алёшу, кивают своими листочками». Вскоре поддержание порядка и чистоты в уголке природы станет увлекательным делом для всех ребят.

Календари и дневники наблюдений

Не менее важными задачами организации уголка природы являются:

  • Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.
  • Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.
  • Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.

Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.

Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).

Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку. Чтобы ребятишки лучше ориентировались в днях недели, быстрее находили их, один и тот же день на разных неделях обозначают одинаковым цветом.

Возможен вариант календаря, данные в который вносят не за месяц, а за неделю, обозначая её дни условным цветом, а ветер, дождь, температуру воздуха - знаками (туча, дерево, человечек).

Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях

Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.

Для осени это могут быть: гроздь рябины, каштан в колючей кожуре, лужа, большие грозовые тучи, золотые листья; зимой: заснеженное дерево, снегирь, сугроб, воробьи у кормушки. Вполне возможно, на прогулке детвора увидит явление природы, которого нет на картинке: радугу, редкую птицу (иволгу, сойку) или заинтересуется мхом на стволе дерева, овощами на огороде. В таком случае интерес ребят нужно поддержать и закрепить, предложив после прогулки нарисовать увиденное.

Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников

Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.

Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности

Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:

  • Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей). Почему не все они притягиваются, хотя звенят, если постучать ими друг о друга?
  • Увеличительное стекло и ткань, бумага, кожа, мех в небольших лоскутках. Как выглядит их поверхность при увеличении? Какой из материалов наиболее похож на наши ладони, чем, почему?
  • Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Почему одни катятся или улетают, если на них подуть? Камень падает громко, а перо тихо. Камень можно бросить далеко, а шарик из салфетки нельзя. Почему?
  • Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни. Одни плавают, другие тонут. А что случится с пёрышком? С мячиком для пинг-понга? Дети способны сделать правильное предположение на основе полученного опыта и испытают огромную радость, когда их догадка подтвердится.

Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны

Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:

  • песок, глина;
  • сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);
  • каштаны, жёлуди, шишки;
  • обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;
  • чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);
  • крупы, мука;
  • семена растений.

Сезонные объекты в уголке природы

В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:

  • букет осенних листьев;
  • корзинка с овощами или фруктами;
  • грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина «погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);
  • еловая или сосновая ветвь;
  • макет (поделка) снегиря на ветке;
  • макет снеговика;
  • полянка с подснежниками (поделка) и так далее.

В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами

Разнообразие сезонных объектов зависит от фантазии и творческого потенциала воспитателя группы. Многие сезонные поделки он может изготовить вместе с детьми или провести конкурс среди семей воспитанников на лучшую зимнюю, весеннюю, осеннюю поделку, рисунок, аппликацию. И ребятишки будут увлечены полезным делом, и родители проведут время с малышами, обучая их труду и усидчивости. А развивающая среда группы пополнится замечательными произведениями семейного творчества.

Дидактические игры и пособия

Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:

  • О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака - друг человека, помогает ему, защищает, а волк - дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).
  • О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).
  • Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.
  • О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
  • О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).
  • О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.
  • О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.
  • О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.

Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.

Таблица: примеры игр на экологическую тематику для детей 6-го года жизни

Название и оборудование игры Задачи Ход игры
Экологическое солнышко.
Плакат с изображением солнышка, в центре и на концах лучей которого расположены кармашки. Предметные картинки: 3–4 «центральные» и по 6 зависящих по смыслу. Конверты (мешочки).
Формировать у детей представление о взаимосвязях между живой и неживой природой, совершенствовать умение высказывать своё мнение, воспитывать экологически целесообразное поведение. Воспитатель располагает плакат так, чтобы он находился на уровне глаз детей и был всем хорошо виден. Достаёт из мешочка «центральную» картинку и укрепляет в центре солнышка.
- Дети, кто изображён на картинке? (Корова). Корова - очень полезное животное, а чем же она полезна? (Она даёт много молока, из которого делают вкусные витаминные, полезные для здоровья продукты). А какие явления природы помогают корове давать молоко? Давайте расскажем. Из другого мешочка (конверта) педагог или ребёнок по одной извлекает и устанавливает в кармашках на концах лучей солнышка картинки с изображением объектов природы, дети поясняют, как то или иное связано с коровой (Одуванчики и клевер - еда, которую корова ест, чтобы давать молоко. Пчёлы опыляют цветы, которые ест корова. Камни - из камней построен тёплый коровник и т. д.)
Выстрой цепочку.
Карточки с изображением явления природы, живого объекта (начального), цепочки из стрелок 2–3 пустых окошек, ведущих к другому объекту (завершающему). Предметные картинки.
Закрепить знание взаимосвязи между явлениями природы, миром животных и растений, развивать связную речь, умение строить предложения, воспитывать интерес к миру природы, любовь к животным, растениям. Детям раздают карточки, на которых изображено животное, растение, явление природы, просят рассмотреть, что было вначале и что стало потом. Когда ребёнок опишет свою карточку, ему предлагают достать из конверта ещё 2–3 картинки, связанные по смыслу с его карточкой, разложить их в окошки и описать, что же произошло с героем.
Например, на карточке в первом окошке изображён серый зайчик, а в последнем - белый. Ребёнок рассказывает: «Сначала зайчик был серый, а потом стал белый, сменил шубку». Достав из конверта картинки с изображением снегопада, лисы, серого зайчика, который прячется под кустом, ребёнок выстраивает цепочку и поясняет: «Осенью зайчик был в серой шубке, но выпал снег, всё стало белым. Лиса ищет зайчика, хочет поймать. Зайчик в своей серой шубке боится выйти на снег. Но природа подарила ему белую шубку, чтобы прятаться на снегу от волка и лисы».
«Найди дом для животных».
Большие карточки с изображением луга, леса, поля, сада. Предметные картинки с изображением растений и животных-обитателей этих природных зон.
Закрепить знания о растениях и животных леса, луга, сада, поля. Развивать познавательный интерес, представление об экосистемах ближайшего окружения. Воспитывать любовь к родной природе. Игра проводится по принципу лото. Детям раздают большие карточки, просят внимательно рассмотреть и назвать, что на них изображено. Ведущий достаёт из мешочка или конверта предметные картинки и показывает детям, и тот, кто узнал «обитателя» своей экосистемы, забирает карточку себе. Если ребёнок ошибся и никто из детей не знает правильного ответа, на ошибке внимание заострять не нужно, карточку откладывают и повторяют действия с ней, когда конверт (мешочек) опустеет.

Большое значение в развитии детей имеют наглядные пособия: плакаты, сюжетные картины, серии картин о природе. Дети старшей группы, в отличие от младших, могут хорошо усваивать изображения на фотографиях, поэтому красочные, вызывающие удивление и радость фото нерукотворных сокровищ нашей планеты также могут содержаться в уголке природы.

О красоте некоторых природных явлений невозможно рассказать словами - их только можно запечатлеть на фото

Пособия для изучения различных климатических зон педагог может изготовить самостоятельно или с помощью детей: приобрести игрушки, изображающие экзотических животных, обустроить в коробке или на подставке африканский или арктический уголок. В дело пойдут блёстки, пайетки, пенопласт, картон. Такие макеты получаются очень красочными, интересными, но для ежедневных игр не подходят: хрупкие и недолговечные.

Выйти из положения и удовлетворить одновременно и потребность детей в игре, и желание создавать новое можно, предложив воспитанникам старшей группы моделирование.

Для обозначения и поддержания игрового сюжета необходимы фигурки зверей определённой природной зоны. Допустим, сегодня дети моделируют Арктику. Значит, им понадобится набор, состоящий из полярных лисиц, белых медведей, моржей. А создавать арктические торосы, снега и холодный океан дети могут из одноразовых стаканчиков белого и голубого цвета, ватных дисков, кусков голубой и синей плёнки, даже из ткани. Эти материалы не очень долговечны, но лёгкие, пластичные, а стоят совсем недорого.

Перед игрой нужно повторить, как обращаться с материалами: не рвать, не разбрасывать, использовать только для игры, делиться с товарищами.

Моделировать можно лес, пустыню, океан, используя соответствующие игрушки и бросовый материал нужного цвета. После игры всё складывают в коробку, а игрушки-животные возвращаются в уголок природы, на свои макеты.

Прекрасными наглядными пособиями могут стать папки, которые педагог оформит сам или с помощью коллег и родителей: «Наше лето», «Собираем урожай», «Что растёт и кто живёт у нас в парке?», «Знай родной край». Они послужат материалом не только для развития детей, но и для воспитания любви к своей малой родине, городу или селу.

В рамках экологического проекта дети совместно с педагогом и родителями изготавливают рисунки, придумывают и иллюстрируют сказки, стихи, рассказы о природе. По окончании проекта эти материалы также можно хранить в уголке и использовать для работы с дошкольниками.

Для знакомства с миром экзотических, удалённых природных зон в старшей группе ДОУ используют макеты и моделирование

Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ

Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.

Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ

Всё оборудование и объекты уголка природы заносят в специальный паспорт.

Таблица: примерное содержание паспорта уголка природы

Раздел паспорта Содержание
Название уголка «Мы и природа», «Окошко в природу», «Как прекрасен этот мир», «Удивительный мир природы» и т. д.
Ответственное лицо Воспитатель группы
Пояснительная записка Раскрываются цели и задачи работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования.
Растения Название и характеристики растений (из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода).
Материал и оборудование для экспериментирования Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, даётся краткое описание, как ими пользоваться.
Природный материал Перечень объектов
Дидактические игры Перечень игр
Пособия, литература Перечень пособий и книг с кратким описанием

Фотогалерея: примеры оформления паспортов растений

Колеус Нефролепис (папоротник)

Деятельность старших дошкольников в уголке природы

Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.

Труд в уголке природы

Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:

  • тщательно осматриваются растения, удаляются все сухие листья и стебли;
  • протираются горшки и полки;
  • чистится и приводится в порядок оборудование;
  • просматриваются игры, книги, наглядные пособия, отбираются те, которые нуждаются в ремонте;
  • обновляется и пополняется запас природного материала.

Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно. Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.

Поскольку дети не могут уследить за всем, что находится в уголке природы, воспитатель может привлечь для помощи им одногруппников, давая эпизодические поручения: «Наташа и Валя, помогите разложить эти картинки по коробкам для игр, они перепутались. Игорь, помоги нашим дежурным сложить магниты и увеличительные стёкла». Некоторые дети любят действовать с оборудованием для опытов, предметами и игрушками из уголка природы, но складывать вещи после игр предоставляют дежурным. Воспитатель напоминает малышам, что правило: «Поиграл - положи на место» действует и в уголке природы, хотя там и есть дежурные.

Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств - не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.

Дежурство всегда должно быть в радость и вызывать положительные эмоции

Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы

Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.

Длительность занятия не должна превышать 25 минут.

Таблица: конспект НОД «Дежурство в уголке природы», разработала О. Ю. Левенец

Этап НОД Содержание этапа
Задачи Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Закрепить знания структуры трудового процесса, упражнять в практических навыках поливки, рыхления растений.
Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Материалы Посылка с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартуки, леечки с водой, лопатки для рыхления почвы, кисти для ухода за мохнатыми листьями, влажные салфетки.
Организационная часть В группу пришла посылка от Золотой Рыбки (хозяйки экологической тропы) с принадлежностями для дежурства в уголке природы.
Воспитатель предлагает рассмотреть, что в посылке.
- Каждому дежурному нужно своё оборудование. Сегодня дежурить буду я, а вы мне будете помогать. Будьте внимательны, следите за тем, что я делаю и учитесь. Кто хочет мне помогать?
Основная часть Воспитатель приглашает одного ребёнка. С помощью взрослого ребёнок надевает фартук и демонстрирует, как правильно поливать растения, касаясь носиком лейки края горшка.
Воспитатель комментирует действия ребёнка:
- Комнатные растения нуждаются в разном уходе: одни любят солнце, другие нужно убирать в тень. Одни нуждаются в обильном поливе, другие боятся излишней влаги. Одни растения нужно поливать под корень, а другим наливать воду в поддон.
Нужно убирать старые засохшие и заболевшие листья, аккуратно и неглубоко рыхлить почву, протирать твёрдые листья влажной салфеткой и мохнатые листья мягкой кисточкой.
Дети с помощью взрослого демонстрируют способы ухода за растениями (на примере одного растения).
Воспитатель напоминает, что все предметы, которые дети использовали во время дежурства, нужно помыть и убрать на место.
Воспитатель:
- В уголке природы не бывает точного повторения одних и тех же действий, поэтому вы должны постоянно проявлять смекалку и инициативу.
- Ребята! Вам понравилась посылка рыбки? (Дети отвечают). Какие необходимые предметы прислала вам рыбка! (Заглядывает в посылку).
- Ой, да здесь ещё какие-то карточки с заданиями. Давайте поможем рыбке?
Проводится игра «Угадай по описанию» (комнатные растения).
Заключительная часть Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием рыбки. На память о рыбке у нас в группе останутся морские камешки, они пополнят нашу коллекцию.

Анализ оформления и работы уголка природы

Анализ уголка природы проводит методист дошкольного учреждения во время плановой тематической проверки («Состояние работы по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию») или же сам воспитатель во время смотра-конкурса уголков, когда коллеги из всех групп приходят друг к другу, чтобы ознакомиться с проведённой работой и перенять опыт.

Анализ уголка включает в себя такие пункты:

  • Безопасность.
  • Соответствие возрасту детей. Поскольку уголок природы расположен в старшей группе, то в нём должны быть не только уже известные детям объекты, изображения, но и картинки, энциклопедии, другой материал, который расскажет о новых, незнакомых детям обитателях экзотических природных зон: океана, австралийского континента. Это компоненты опережающего развития, которые стимулируют познавательную активность, пытливость и стремление к новым знаниям.
  • Наполнение уголка (наличие разнообразных растений, материалов, игр и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Доступность для детей, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре).
  • Наличие календаря природы, его вид, постоянно ли он ведётся.
  • Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
  • Имеется ли сезонный материал.
  • Эстетичность и креативность оформления.

Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо.

Уголок природы - важная и полезная зона в групповом помещении детского сада, особенно если речь идёт о детях шестого года жизни. Формирование экологической культуры, вооружение будущих школьников разнообразными знаниями о мире природы, воспитание любви к живому миру нашей планеты начинается с непосредственного общения с природой. А для многих детишек, особенно городских, такие уголки - порой главное средство общения, настоящее «окошко в природу».

Что еще почитать