Если в теле есть дисбаланс энергий. Шаткарма переводе это значит “шесть действий”. За этим названием кроются обычные упражнения, позволяющие практикующему поддерживать свое тело как минимум в безболезненном состоянии, научиться управлять внутренними органами, привести в порядок доши.
Но кроме очистительного эффекта эти упражнения, несомненно, дают и выраженный энергетический эффект, также упражнения шаткармы меняют качества ума, делая его более устойчивым и подконтрольным. Хотя если вдуматься, то все оно суть одно и тоже, и разделение на физический и энергетический аспект довольно иллюзорно:). Человек, после освоения шаткарм и думать начинает по другому, и к себе относиться – ну да сами убедитесь…
В древних трактатах указывается на необходимость соблюдения тайны выполнения техник, что свидетельствует о важности данной части : “эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они дают множество чудесных результатов…”, “…и действительно, что бы быть плодотворной практика должна держаться в секрете; раскрытая, она становится бессильной” Прадипика
Итак собственно техники:
1.”Капалабхати
“. Очистительное упражнения для дыхательных путей. Имеет также выраженное энергетическое действие как бы “пробуждения” тела. Хорошо использовать по утрам, или вначале любых тренировок.
Техника выполнения
: делать сильные вдохи-выдохи (исключительно через нос), и исключительно животом. Как правило выполняется плавный вдох – и затем сильный выдох. Сделать 12-54 цикла. Кроме прочего, такое упражнения делает тело более мускулистым. Обратите внимание на то, что во время дыхательных движений животом, мышцы малого таза лучше держать в тонусе.
2.”Наули ” (волна). Самая важная из Шаткарм, не имеет практически ограничений (не выполняется только во время месячных, беременности и при острых заболеваниях брюшной полости), приводит к балансированию дош. Сватмарама пишет: “Наули является главной практикой очищения в . Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье”. Последнее утверждение может проверить каждый, кто будет выполнять в день 200-1000 перемещений волны.
В Йоге существуют определенные техники, которые можно отнести к глубоким внутренним, а иногда и секретным. К одной из таких секретных техник относится наули. В древних писаниях сказано, что получивший знание этих техник, должен хранить их тайну, только так они будут действенными. И это действительно так, ибо мысли других материальны и способны мешать или помогать нам. Советую Вам до полного овладения этими крийями (действиями) держать их в тайне от окружающих, а, овладев ими – делиться опытом лишь с теми, кто хочет обучаться йоге. Не следует демонстрировать техники йоги просто так, ради удовлетворения собственного эго.
С помощью уддияны бандхи мы осуществляем массаж внутренних органов и усиливаем обмен веществ в области брюшной полости. Для уддияны бандхи не обязательно выделять отдельное время практики, ее можно выполнять даже сидя в офисе, главное, что бы желудок был пустым.
Наш следующий шаг в освоении наули это образование «волны» из мышц живота. Вначале практикуется «мадхьяма наули », то есть волна фиксированная посредине. Практически каждый человек готов выполнить это упражнение. То есть, для его освоения не нужна дополнительная подготовка мышц или связок. Главное научиться владеть своими мышцами, или по-другому сказать – научиться создавать правильный сигнал от мозга к мышцам. Единственный путь к этому – через постоянные попытки. Точно так же как мы учились ходить: вначале у нас не получалось, мы падали… но вскоре нужная координация быстро закреплялась в мозге. Взрослые учатся, конечно, не так быстро как дети, но зато опыта как обучаться у взрослых побольше.
Практика наули не имеет ограничений у здоровых людей. Это упражнение выполняется на пустой желудок. Наули не выполняется только при острых заболеваниях брюшной полости, во время менструации, а также в период беременности. То есть, у женщин практика наули будет цикличной. Наули и уддияна являются очень мощными упражнениями в йоге, которые способны перенаправить энергию в теле особым образом. То количество раз, которое мы используем на групповых занятиях, является совершенно безопасным и очень полезным (108-216 раз). При необходимости можно увеличить количество раз до 2000 в обе стороны, то есть по 1000 раз в каждую сторону. Необходимость выполнять такое количество раз, может быть продиктована недостаточной иннервацией кишечника и как следствие – запорами. Или, к примеру, когда вы решите избавиться от лишнего жирка на животе.
В трактате «Гхеранда Самхита» эта практика называется лаулики. Лаулики происходит от слова лола, которое означает «вращение» или «перемешивание, взбалтывание». Наули, фиксированная посредине, используется также в Тантра йоге для управления энергопотоками. Это мощное упражнение, способное поднять энергию из нижних чакр вверх. Именно с помощью мадхьяма наули делается таинственная практика Ваджроли. Ваджроли больше относится к тантрической традиции, хотя и упоминается в Прадипике. Ее применяют в индивидуальных практиках.
Наули (волна) – это самая важная из Шаткарм. Она приводит к балансу всех дош и является главной практикой очищения в .
Намного легче освоить мадхьяма наули стоя на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени. Можно также принять положение «ваджраасана»
После выполнения уддияны бандхи, не вдыхая, мы изолированно напрягаем мышцы живота посередине. Никаких особых секретов овладения этим движением нет. Если не удается сразу выполнить волну, фиксированную посередине – не огорчайтесь, и продолжайте попытки. В среднем, на овладение этим упражнением требуется от одного дня до двух недель, с учетом ежедневных попыток. Каждый день следует делать не менее 20 подходов. Вспомните, что овладение любой новой координацией требует некоторого времени и потраченных усилий. Затем следует научиться вама- и дакшина- наули. Это практики перемещения волны в правую и левую стороны. заканчивать всегда следует вама-наули, то есть перемещением волны в левую сторону.
3. “Басти
“. Очищение кишечника.
Просьба обратить внимание, что если у вас стабильно работает кишечник, то особо увлекаться наули не стоит. Можно изучить упражнения и использовать его на случай сбоя в работе кишечника или когда требуется очистить тело. Техника выполнения
: Сесть в водоем (ванну) по пояс. Сидеть лучше на корточках. Расслабить мышцы тазового дна, выполнить брюшной жгут – вода вследствие создавшегося вакуума в кишечнике начнет стремительно заполнять его. Наберите воды сколько можете – и выпустите. И так до чистой воды. Если трудно расслабить анус, то йоги рекомендуют пользоваться трубочкой (в Индии йоги используют бамбуковую трубочку. У нас можно просто подобрать подходящую из подручного материала). Пользуясь трубочкой, некоторые йоги умудряются вытягивать воду из небольшой посудины или ведра, тогда нет необходимости садиться в ванну или водоем. Йоги утверждают, что при выполнении этого упражнения создается мощный энергетический поток снизу вверх, что на физическом теле можно отследить как поднятие воды вверх по кишечнику.
Есть древняя поговорка “чем короче кишечник – тем длиннее жизнь”. В данном случае, конечно же, имеется в виду не сама длина кишечника, а то, насколько быстро человек способен вывести из организма ненужные вещества. (Мед. справка – в толстом кишечнике полезные вещества уже не усваиваются, а втягивается только вода. Поэтому чем быстрее все оттуда вывести – тем лучше, а воду можно и другим способом добывать:). Те кто освоили наули могут подтвердить благотворный эффект не только на тело но и на сознание. И все же хотим подчеркнуть, что эта практика выполняется в основном в случае нестабильной работы кишечника (склонность к запорам).
4. “Дхаути
“.(другие названия: багхи, кунджала) Очищение желудка. Известно, что желудок имеет несколько функций: моторную (двигательную), секреторную (выделение ферментов), и выделительную. Нас в данном случае интересует выделительная. Как оказывается, вредные вещества из крови поступают в желудок. Это могут подтвердить медики: даже при отравлении газом – следует промыть желудок, так как вредные вещества из крови переместились уже туда. Казалось бы, ошибка природы? зачем токсинам попадать в начало пищеварительного тракта, а не в его окончание (кишечник)? А нет! Никакой ошибки нет:) Так задумано природой, как естественная очистительная процедура, найти подтверждение можно у животных. Кроме непосредственно физического воздействия это упражнение имеет хорошо выраженный психический эффект освобождения от напряжения после переживания сложных ситуаций, конфликтов и т.д.
Техника выполнения
: выпить теплой воды 1.5-2 литра. Вызвать рвотный рефлекс, путем раздражения корня языка пальцами руки, до полного выхода воды. Сначала это может проходить не так легко, будете чихать, кашлять… Но раз на десятый рвотный рефлекс будет таким же обычным как и глотательный. Как Басти так и дхаути – можно выполнять по показаниям. Худощавым людям следует избегать частого использования.
5. “Нетти
“. Очищение носовых ходов. Йоги рекомендуют использовать специальный чайничек, носик которого, мог бы поместится в ноздрю. Следует использовать для промывания носа подсоленную воду. Обратите внимание, что в холодное время года нельзя делать эту процедуру перед выходом на улицу, а на время морозов, я бы вообще рекомендовал не использовать. Так же не рекомендуется использовать упражнение во время воспалительных, гнойных процессов в пазухах носа, во избежание попадания инфекции во внутренние ухо через евстахиеву трубу.
Техника выполнения
: выливать воду в одну ноздрю, наклонив голову так, что бы вода свободно выливалась из другой ноздри. Потом поменять стороны. Воду использовать телесной температуры. Кроме того, у йогов есть более жесткий вариант очищения – сутра-нетти в нем используют специальный шнурок, который продевают в ноздри.
6. “Тратака
“. Это упражнение относится также и к созерцательным йоговским упражнениям. Хотя имеет выраженный очистительный эффект. По научным данным известно, что слеза содержит массу токсических веществ, которые таким образом выводятся из тела.
Техника выполнения
: остановить взгляд на какой либо точке, и немигающим взглядом смотреть туда. При этом можно созерцать что угодно – текущую воду, пламя свечи, листок, – или смотреть в пустоту. Нужно не мигать, так чтобы потекли слезы. Выполнять упражнение 5-30 минут. Кстати, способствует возникновению состояния Читта Вритти Ниродхах (отсутствия мыслей). (Йоги также использовали это упражнение для вхождение в состояние Дхияны).
Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс Сатьянанда Сарасвати
Пранаяма. Капалабхати
Капалабхати – это техника пранаямы, хотя в некоторых текстах йоги она упоминается как одна из шаткарм(1). Она похожа на бхастрика пранаяму(2). Однако она обладает отличительными особенностями и в технике выполнения, и в том, что касается полезных свойств. Это прекрасная практика, которая очищает переднюю часть мозга, массирует органы брюшной полости и улучшает дыхание. Кроме того, это мощный метод пробуждения ума. После выполнения десяти циклов капалабхати невозможно спать. Попробуйте сами! Поэтому ее можно использовать с целью подпитки ума энергией для умственной работы, когда вы чувствуете усталость, а также для избавления от сонливости рано утром. Она идеально подходит для выполнения непосредственно перед переходом к медитативным техникам.
Шаткармы и Бхалабхати
Согласно тексту Гхеранд Самхита, существуют шесть групп очистительных техник йоги. Они именуются шаткармами; к числу шаткарм относятся дхоути, басти, нети, наули, тратака и бхалабхати. В некоторые из этих групп входит множество различных техник. В тексте Хатха Йога Прадипика упоминаются те же шаткармы, что перечислены выше, но в качестве шестой шаткармы вместо бхалабхати названа капалабхати. Их нередко считают одной и той же практикой с разными названиями, но в действительности, они полностью различны. В этих двух классических текстах в качестве шестой шаткармы выбраны две совершенно разные практики.
Бхалабхати ясно объясняется в тексте Гхеранд Самхита:
«Бхалабхати бывает трех видов. Это ваткрама, вьюткрама и шиткрама. Они полезны для удаления из тела мокроты и избыточной слизи. Ваткрама представляет собой вдыхание через левую ноздрю и выдыхание через правую, затем вдыхание через правую ноздрю и выдыхание через левую. Дыхание должно быть медленным и контролируемым. Вьюткрама – это втягивание воды через нос и ее выведение через рот; это удаляет слизь из носовой полости. Шиткрама включает в себя забор воды ртом и ее выбрасывание через нос посредством чихания. Бхалабхати сделает твое тело подобным телу Купидона».
(шлоки 1:56-60)
Ваткрама представляет собой в точности ту же практику, как вторая стадия пранаямы нади шодхана(3). Вьюткрама и шиткрама похожи на джала нети(1). Однако мы считаем, что джала нети превосходит их во всех отношениях. Поэтому мы не учим бхалабхати, поскольку она входит в другие практики. Вьюткрама и шиткрама могут оказаться полезными тем, кто не может достать подходящий нети лота.
Капалабхати – последняя из шаткарм, описываемых в этой книге. Это, несомненно, метод пранаямы, но он упоминается в тексте Хатха Йога Прадипика в качестве шаткармы потому, что очищает и пробуждает мозг.
Все шаткармы служат прекрасными средствами очищения тела и достижения первоклассного здоровья.
Определение
Слово капала означает «лоб» или «передняя доля мозга»; бхати означает мехи – инструмент, который использует деревенский кузнец для создания поддува воздуха в своем горне. Поэтому название капалабхати можно перевести как «продувка передней части мозга». В этой практике легкие подобны мехам, втягивающим воздух в тело и выбрасывающим его наружу. С этим потоком воздуха связаны тонкие течения праны. Некоторые из этих течений можно ясно ощущать внутри лба. Они пульсируют в ритме продувающего действия легких; то есть в передней части мозга происходит продувка праной – отсюда и название практики. Она обеспечивает очищение всей этой области.
Упоминание в традиционных текстах
Согласно тексту Хатха Йога Прадипика:
«Вдох и выдох следует делать быстро, подобно тому как работают кузнечные мехи. Это очень известная практика капалабхати, которая устраняет болезни, вызываемые избытком слизи в теле».
(шлока 2:35)
Это не слишком подробное описание практики, и было бы чрезвычайно трудно научиться ей с помощью одной только этой цитаты.
Сидите в любой удобной асане с прямой спиной. Самые лучшие асаны – это падмасана, сиддхасана, сиддха йони асана и ваджрасана(4).
Вспомогательные практики
Полная практика капалабхати включает в себя три бандхи: джаландхара(5), уддияна(6) и мула(7). Они выполняются вместе, образуя маха бандху(8). Прежде чем пытаться делать капалабхати, следует освоить эти практики.
Способ быстрого дыхания
В бхастрика пранаяме и вдох, и выдох акцентируются и производятся с силой. В капалабхати сильным должен быть только выдох, при совершенно пассивном вдохе. То есть при выдохе воздух с силой изгоняется из легких путем сокращения мышц живота, а вдыхание воздуха происходит за счет пассивного движения мышц живота наружу.
Весь процесс быстрого дыхания должен в максимально возможной степени осуществляться животом, при минимальном движении грудной клетки.
Техника выполнения
Сядьте в удобную асану.
Держите спину прямо.
Закройте глаза.
Расслабьте все тело.
Начинайте первый цикл.
Делайте выдох путем энергичного сокращения мышц живота.
Вдыхайте, пассивно позволяя животу расширяться; не следует делать никаких усилий.
Сделайте лишь столько быстрых вдохов, сколько вам удобно – не больше.
Затем сделайте один глубокий и медленный вдох.
Потом сделайте как можно более полный выдох, опустошив легкие.
Выполняйте маха бандху.
Задерживайте дыхание так долго, как вам удобно.
Затем прекратите маха бандху, поднимите голову и медленно вдохните.
Это конец первого цикла.
Если вы чувствуете, что задыхаетесь или устали, сделайте несколько нормальных вдохов.
Затем начинайте второй цикл.
В начале практики должно быть быстрое дыхание с акцентом на выдохе. Затем сделайте один глубокий вдох и один полный выдох. Во время выполнения маха бандхи задерживайте дыхание. При необходимости, дышите нормально перед началом второго цикла. В течение всей практики дышите носом; не дышите ртом.
После завершения маха бандхи вам, возможно, окажется немного трудно сделать вдох. Легкие как будто замкнулись. Эту проблему можно преодолеть, сделав перед вдохом очень небольшой выдох. Помните: быстрое дыхание должно осуществляться животом, а не грудной клеткой.
Осознание
Фиксируйте свое внимание на чидакаше, темном пространстве, которое вы будете видеть перед закрытыми глазами. Ощущайте пранические течения в чидакаше, вызываемые продувкой легких. Ощущайте, как очищается вся область переднего мозга.
Количество быстрых вдохов
Начинающим следует делать не более 20 быстрых вдохов за один цикл. Это количество можно увеличивать на 5 или 10 вдохов в неделю, в зависимости от способности. При достаточной практике возможно делать до нескольких сотен быстрых вдохов за цикл, но мы рекомендуем большинству людей поставить себе целью, в конечном итоге, достичь 60-100 вдохов. На протяжении всего процесса не должно быть никакого перенапряжения.
Продолжительность задержки дыхания
Выполняя маха бандху, задерживайте дыхание лишь настолько, насколько вам удобно – не дольше. По мере практики продолжительность задержки можно постепенно увеличивать. Полезное действие возрастает с увеличением задержки, однако не перенапрягайтесь.
Количество циклов
Человек, имеющий сильное и очищенное тело, может выполнять сотни циклов в течение нескольких часов. Однако среднему человеку мы рекомендуем заниматься не более 10-20 минут. Если вы хотите практиковать капалабхати в течение более длительного времени, мы настоятельно рекомендуем вам обратиться за руководством к специалисту. Начинающим следует делать 2 или 3 цикла, прибавляя по одному циклу каждые несколько дней.
Последовательность и время
В вашей ежедневной программе практика капалабхати должна непосредственно предшествовать медитативным техникам. В ином случае, можно заниматься в любое время дня, но не в течение примерно четырех часов после еды. Не занимайтесь на ночь, или вам может оказаться трудно уснуть.
Меры предосторожности
Немедленно прекращайте практику при появлении любого дискомфорта в форме боли, головокружения, обморочного состояния и так далее.
Благотворное действие
Полезные свойства капалабхати очень похожи на свойства бхастрика пранаямы. Вкратце они таковы:
Пищеварение: практика массирует органы пищеварения и улучшает их функционирование.
Мозг: капалабхати очищает передние доли мозга за счет ускорения кровотока. На более тонком уровне, она также стимулирует течение праны в этой же области.
Дыхание: капалабхати очищает легкие. Она повышает их эластичность и обеспечивает более эффективный обмен кислорода и углекислого газа. Ее безусловно следует делать людям, страдающим респираторными заболеваниями, вроде бронхита, туберкулеза и т.п. Люди, страдающие астмой и эмфиземой, по привычке и в силу необходимости прибегают к акцентированному выдоху, чтобы выбрасывать воздух из легких. Это, как правило, вызывает сильное мышечное утомление. Занятия капалабхати в промежутках между приступами могут быть полезны для укрепления дыхательных мышц, а также улучшения общего тонуса легких.
Медитативная практика
Капалабхати – одна из лучших подготовительных техник для медитативной практики. Она освобождает ум от мыслей, эмоциональных чувств и чрезмерных видений. Она вызывает безмятежное, восприимчивое состояние ума. По нашему опыту, после капалабхати идеально заниматься практикой чидакаша дхараны.
Обращение нервных рефлексов
Нормальное дыхание характеризуется активным сокращением только вдыхательных мышц, в частности, диафрагмы и наружных межреберных мышц; выдох происходит пассивно при прекращении этого сокращения. Капалабхати обращает этот процесс вспять: выдох становится активным, а вдох – пассивным. Это вызывает обращение потока нервных импульсов от мозга и к мозгу. Это одна из причин стимулирующего действия капалабхати на мозг, по крайней мере на физиологическом уровне. Следует заметить, что выдыхательные мышцы обычно приходят в действие только при возникновении затруднений дыхания, или когда организм очень сильно нуждается в дополнительном кислороде.
Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Ранджит Сен Гупта Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный курс автора Сатьянанда СарасватиТема 4 Пранаяма. Дыхание Дыхание – это процесс, на который мы обращаем очень мало внимания. Оно происходит автоматически, без участия сознания, но в то же время большинство людей дышат неправильно. Но как можно неправильно дышать, если дыхание – это самопроизвольное
Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Продвинутый курс автора Сатьянанда СарасватиТема 6 Пранаяма. Самавета пранаяма Внутри нас существуют разнообразные формы энергии, которые пронизывают и окружают наши тела. Они тесно связаны с нашим здоровьем, мышлением и тем как мы реагируем на внешний мир. Некоторые из этих видов энергии хорошо известны: нервная
Из книги Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс автора Сатьянанда СарасватиТема 3 Пранаяма Обычное определение пранаямы – управление дыханием. Хотя с точки зрения используемых техник такая интерпретация может показаться правильной, она не передает полного значения пранаямы. Если помнить то, что мы уже говорили о пране и о биоплазменном теле,
Из книги Лечебное дыхание. Практический опыт автора Геннадий Петрович МалаховТема 4 Пранаяма. Правила Читателю следует придерживаться следующих правил.Позой для пранаямы может быть любое удобное сидячее положение, предпочтительно – на одеяле, постеленном на земле. Для этого начального этапа лучше всего подходят две медитативные асаны –
Из книги автораТема 5 Пранаяма. Уджайи пранаяма и Кхечари мудра В большинстве техник, основанных на тантрической йоге, используется практика пранаямы под названием уджайи, которая дополняется языковым замком, именуемым кхечари мудра. Хотя выполнение этого сочетания крайне просто, оно
Из книги автораТема 3 Пранаяма. Практика В следующем уроке мы собираемся описать 3-ий этап практики пранаямы нади шодхана(1). Он включает в себя задержку дыхания в конце каждого вдоха. Мы хотим, чтобы в качестве подготовки к этому этапу вы включили задержку дыхания на непродолжительное
Из книги автораТема 5 Пранаяма. Практика Продолжайте регулярно практиковать пранаяму нади шодхана, как было описано ранее(1). Мы считаем нади шодхану самой важной техникой йоги. Именно поэтому мы уделяем ей так много времени. Мы легко могли бы описать все этапы нади шодханы в одном уроке,
Из книги автораТема 4 Пранаяма. Практика Если пранаямой заниматься регулярно и в течение достаточно длительного времени каждый день, то она может пробуждать силу кундалини. Об этом ясно говорится в традиционных текстах хатха йоги: «Те, кто властен над своим процессом дыхания,
Из книги автораТема 4 Пранаяма. Бхастрика пранаяма До сих пор мы описали в этой книге четыре типа техник пранаямы. Это:1. самавета(1);2. уджайи(2);3. бхрамари(3);4. нади шодхана(4).Все эти техники обладают своими отличительными особенностями и полезными свойствами. Доведение до совершенства
Из книги автораТема 4 Пранаяма. Мурчха Пранаяма Существуют различные методы выполнения мурчха пранаямы. В этом разделе мы опишем два из них, которые особенно упоминаются в писаниях йоги и которым мы учим в нашем ашраме. Оба они представляют собой прекрасные техники, которые приносят
Из книги автораТема 4 Пранаяма. Сурья Бхеда Пранаяма Сурья бхеда пранаяма предназначена для стимуляции и пробуждения энергии в физическом и праническом телах. Эту практику можно назвать психическим активатором. Слово сурья означает «солнце», а бхеда означает «пронзать, пробуждать».
Из книги автораТема 3 Уджайи Пранаяма с АУМ Уджайи пранаяма – это психическое дыхание(1). В сочетании с АУМ она представляет собой прекрасную расслабляющую и предмедитативную технику. Ей легко научиться, и ее могут практиковать все, молодые и старые, в любое время дня или ночи. Вы можете
Из книги автораТема 4 Пранаяма. Чатуртха Пранаяма Чатуртха пранаяма – это одновременно и пранаяма, и медитативная практика. В ней сочетаются осознание дыхания, мантры и чакр. Это очень мощная техника, которой учат довольно редко.ОпределениеСлово чатуртха на санскрите означает
Из книги автораБхастрика и капалабхати пранаяма Бхастрика пранаяма. «Бхастрика» означает «кузнечные меха»: воздух с силой вводится и выводится из легких, как при работе кузнечных мехов. Во всех остальных видах пранаямы вдох задает длину, качество и ритм выдоху, но в бхастрике выдох
Из книги автораКапалабхати пранаяма «Капала» означает «череп», а «бхати» – «свет» или «блеск». Капалабхати аналогична бхастрике, но мягче ее. В капалабхати вдох медленный, выдох сильный, а после каждого выдоха на долю секунды – задержка дыхания. Выполняйте капалабхати вместо
В древнем трактате Йога сутры Патанджали дается классификация ямы и ниямы как принципов морально-нравственного и этического поведения йогина. Одним из принципов ниямы является шауча, что можно трактовать как Чистота. Понятие чистоты можно рассмотреть в широком смысле как чистота тела и ума. В более поздних трактатах, таких как Хатха-йога прадипика и Гхеранда самхита описываются конкретные упражнения, которые предназначены для создания и поддержания той самой чистоты (Шауча), о которой упоминает Патанджали. Этим упражнением дано название Шаткармы (санскр. Sat-karman: шат – шесть, карма – действие). Шесть действий подразумевает 6 типов упражнений, целью которых является поддержание здоровой гигиены конкретных органов и специфическое для этих техник психо-эмоциональное и энергетическое воздействие.
Вот что сказано о Шаткармах в Хатха-йога прадипике:
Шлока 21. Когда жир или слизь избыточны, пранаяме должна предшествовать шаткарма.
Шлока 23. Шаткарма – секретная практика, приносящая чудесные результаты.
Эти практики шаткармы, которые очищают тело являются секретными. Они дают много результатов и высоко ценятся выдающимися йогинами.
Практики шаткармы являются очень мощными, и им нельзя научиться из книг или от неопытных людей. В Индии существует традиция – других людей может учить лишь тот, кто сам, в свою очередь, был обучен гуру. Если люди учатся у неквалифицированного учителя, то они, скорее всего, будут совершать серьезные ошибки. Практикующий будет совершать ошибки и в том случае, когда он практикует самостоятельно, без руководства гуру. Говорят, что практики шаткармы являются секретными, потому что практикующий должен получать персональные инструкции о том, что ими действительно следует заниматься, и о том, как их выполнять, - и все это в соответствии с индивидуальными потребностями. Для этого важно иметь квалифицированного и опытного учителя. Практики шаткармы никогда не разрабатывались специально для лечения, но лишь для создания гармонии в теле и уме и для подготовки к дальнейшим практикам.”
Рассмотрим каждый тип техник подробнее.
Дхоути нацелено на очищение желудочно-кишечного тракта. Данный тип практик можно разделить на следующие подтипы:
Мы рассмотрим наиболее доступный и эффективный метод – ваман дхоути, который также называют куньджала.
Шлока 25 Дхоути исцеляет многие болезни. Нет сомнений, что кашель, астма, болезни селезенки, проказа и двадцать видов других заболеваний, вызванных избытком слизи, устраняются посредством дхоути кармы.
Процедуру лучше проводить утром, натощак. Регулярность повторения процедуры обусловлена личными особенностями организма. В среднем процедуру можно проводить с регулярностью раз в месяц или ежедневно курсами для получения быстрого устойчивого эффекта.
Если при выполнении вамана дхоути, вода выходящая из желудка имеет красноватый оттенок, есть сгустки крови или твердые кровяные частицы – это свидетельствует о том что слизистая желудка повреждена. В этом случае необходимо прервать выполнение и предпринять меры по восстановлению слизистой желудка.
Басти – это йогическая клизьма, нацеленная на очищение нижних отделов пищеварительного тракта. Выделяют два варианта выполнения:
Рассмотрим более подробно Джала басти, которая оказывает самый мощный эффект на тело и сознание человека.
Основным отличием басти от клизьмы является то, что при выполнении клизьмы вода вводится под давлением и стенки кишечника растягиваются, что может приводить к запорам и застою венозной крови. Басти же выполняется за счет создания низкого давления в брюшной полости посредством выполнения мадхьяма наули, что тренирует мышцы кишечника и препятствует застойным явлениям.
Шлока 27 . Увеличение желез и селезенки и все болезни, возникающие от избытка ветра, желчи и слизи, удаляются из тела посредством практики басти
Шлока 28 . В результате практикования джала басти улучшается аппетит, разогревается тело, разрушаются избыточные доши и очищаются дхату, чувства и ум.
Краткие курсы Басти в профилактических целях можно проводить 1-2 раза в год. При показаниях можно проводить ежедневно.
При возникновении кровотечений кишечника выполнение басти нужно прекратить и принять меры к восстановлению стенок кишечника.
Нети – техники очищения носа.
Выделяют два типа:
Рассмотрим обе эти техники подробнее.
Шлока 30 . Нети прочищает череп и дарует ясновидение. Она также разрушает все болезни, которые проявляют себя выше горла.
Противопоказанием к этой технике могут являться многочисленные пункции гайморовых пазух, что может вызвать воспалительный процесс при попадании соленой воды в пазухи.
При указанных показаниях технику следует выполнять ежедневно. Для профилактики достаточно делать 1-2 раза в неделю.
Тратака – это тренировка глаз посредством неподвижно фиксации глазных яблок в том или ином положении.
Выделяют 2 вида тратаки:
Бахирангу практиковать проще, потому что в ней вы должны просто вглядываться в некий объект или символ, а антаранга тратака включает в себя ясную и устойчивую визуализацию некого объекта. В качестве внешнего объекта фиксации могут быть использованы межбровье, кончик носа, пламя свечи, река, восходящее солнце и т.д.
Рассмотрим подробнее выполнение тратаки с фиксацией на пламени свечи в сочетании 2х вариантов выполнения (внешней и внутренней концентрации)
Практиковать тратаку можно непрерывно от 5 до 20 минут на ежедневной основе при отсутствии противопоказаний.
Шлока 32. Тратака искореняет все глазные болезни, утомление и лень; она закрывает пути для появления этих проблем. Она должна держаться в секрете подобно золотой шкатулке.
Наули – это массаж внутренних органов посредством сокращения и изолирования прямых мышц живота.
Предваряющими техниками к наули является агнисара-дхаути и удияна бандха.
Выделяют 3 вида наули:
Пошаговая техника выполнения наули
Шлока 34. Наули является главной практикой очищения в хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения, вялое пищеварение и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье.
При отсутствии противопоказаний Наули можно выполнять ежедневно, одинаковое количество раз в каждую сторону.
Капал означают «череп» или «лоб». Слово «бхати» означает «свет» или «блеск, великолепие», а также «восприятие и знание». Капалабхати представляет собой технику пранаямы, которая придает силы всему мозгу и пробуждает дремлющие центры, ответственные за тонкое восприятие.
Согласно «Гхеранд Самхите» существуют три формы капалабхати:
Шлока 35. Быстро выполняйте вдохи и выдохи подобно (кузнечным) мехам. Это называется капалабхати, и это разрушает все расстройства, вызванные слизью.
Важно выполнять капалабхати короткими циклами с компенсацией в виде полного йоговского дыхания или задержки дыхания, чтобы предотвратить гипервентиляцию.
Выполнять капалабхати можно ежедневно при отсутствии противопоказаний.
Совокупное воздействие шаткармы на организм можно суммировать одним словом - очищение. Когда различные системы тела очищены, общим результатом является то, что энергия может свободно течь по телу. Возрастают способности человека работать, думать, переваривать пищу, ощущать вкус, чувствовать, переживать и так далее, а также развивается большая осознанность. И не удивительно, что йоги, достигшие совершенства и знающие реальную степень человеческих способностей, очень высоко оценивают шаткарму.
Без преувеличения можно сказать что, освоив эти упражнения йоги, практикующий сможет гармонизировать свое физическое и психоэмоциональное состояние. Осваивать данные техники нужно постепенно, «без фанатизма». Нужно быть морально готовым, что некоторые техники не получатся с первого и даже со второго раза, но при регулярной практике и должной степени упорства вы обязательно достигните положительного результата. Важно помнить о противопоказаниях и, если что-то пойдет не так, ни в коем случае не нужно «переть напролом» и мучить свое тело, помните про ахимсу – первый принцип ямы. Признаками того что, нужно остановиться могут быть, например, кровотечения, острые боли, сильные головокружения, повышение температуры. Однако сдаваться если что-то просто не получается тоже нельзя иначе вы не добьетесь успеха.
Важнейшим разделом Хатха йоги
являются Шаткармы. Именно с этих упражнений следует начинать
практику йоги, если в теле есть дисбаланс энергий. Шаткарма переводе это значит "шесть действий". За
этим названием
кроются обычные упражнения, позволяющие практикующему поддерживать свое
тело как минимум в безболезненном состоянии, научиться управлять
внутренними органами, привести в порядок доши.
Но кроме очистительного эффекта
эти упражнения, несомненно, дают и выраженный энергетический эффект,
также упражнения шаткармы меняют качества ума, делая его более
устойчивым и подконтрольным.
Хотя если вдуматься, то все оно суть одно и тоже, и разделение на
физический и энергетический аспект довольно
иллюзорно:). Человек, после освоения шаткарм и думать начинает по
другому, и к
себе относиться - ну да сами убедитесь...
В древних
трактатах указывается на необходимость соблюдения тайны
выполнения техник, что свидетельствует о важности данной части йоги:
"эти практики шаткармы, которые очищают тело, являются секретными. Они
дают множество чудесных результатов...", "...и действительно, что бы
быть плодотворной практика должна держаться в секрете; раскрытая, она
становится бессильной" Хатха Йога
Прадипика
Итак собственно техники:
1."Капалабхати
". Очистительное упражнения для дыхательных
путей. Имеет также выраженное энергетическое действие как бы
"пробуждения" тела. Хорошо использовать по утрам, или вначале любых
тренировок.
Техника выполнения
:
делать сильные вдохи-выдохи (исключительно через нос), и исключительно животом. Как правило выполняется плавный вдох - и затем сильный выдох. Сделать 12-54 цикла. Кроме прочего,
такое упражнения делает тело более мускулистым. Обратите внимание на то, что во время дыхательных движений животом, мышцы малого таза лучше держать в тонусе.
2."Наули " (волна). Самая важная из Шаткарм, не имеет практически ограничений (не выполняется только во время месячных, беременности и при острых заболеваниях брюшной полости), приводит к балансированию дош. Сватмарама пишет: "Наули является главной практикой очищения в Хатха-йоге. Она воспламеняет пищеварительный огонь, устраняя нарушения пищеварения и все беспорядки в дошах, а также рождает счастье" (). Последнее утверждение может проверить каждый, кто будет выполнять в день 200-1000 перемещений волны.
В Йоге существуют определенные техники, которые можно отнести к глубоким внутренним, а иногда и секретным. К одной из таких секретных техник относится наули. В древних писаниях Йоги сказано, что получивший знание этих техник, должен хранить их тайну, только так они будут действенными. И это действительно так, ибо мысли других материальны и способны мешать или помогать нам. Советую Вам до полного овладения этими крийями (действиями) держать их в тайне от окружающих, а, овладев ими - делиться опытом лишь с теми, кто хочет обучаться йоге. Не следует демонстрировать техники йоги просто так, ради удовлетворения собственного эго.
С помощью мы осуществляем массаж внутренних органов и усиливаем обмен веществ в области брюшной полости. Для уддияны бандхи не обязательно выделять отдельное время практики, ее можно выполнять даже сидя в офисе, главное, что бы желудок был пустым.
Наш следующий шаг в освоении наули это образование «волны» из мышц живота. Вначале практикуется «мадхьяма наули », то есть волна фиксированная посредине. Практически каждый человек готов выполнить это упражнение. То есть, для его освоения не нужна дополнительная подготовка мышц или связок. Главное научиться владеть своими мышцами, или по-другому сказать - научиться создавать правильный сигнал от мозга к мышцам. Единственный путь к этому - через постоянные попытки. Точно так же как мы учились ходить: вначале у нас не получалось, мы падали… но вскоре нужная координация быстро закреплялась в мозге. Взрослые учатся, конечно, не так быстро как дети, но зато опыта как обучаться у взрослых побольше.
Практика наули не имеет ограничений у здоровых людей. Это упражнение выполняется на пустой желудок. Наули не выполняется только при острых заболеваниях брюшной полости, во время менструации, а также в период беременности. То есть, у женщин практика наули будет цикличной. Наули и уддияна являются очень мощными упражнениями в йоге, которые способны перенаправить энергию в теле особым образом. То количество раз, которое мы используем на групповых занятиях, является совершенно безопасным и очень полезным (108-216 раз). При необходимости можно увеличить количество раз до 2000 в обе стороны, то есть по 1000 раз в каждую сторону. Необходимость выполнять такое количество раз, может быть продиктована недостаточной иннервацией кишечника и как следствие - запорами. Или, к примеру, когда вы решите избавиться от лишнего жирка на животе.
В трактате «Гхеранда Самхита» эта практика называется лаулики. Лаулики происходит от слова лола, которое означает «вращение» или «перемешивание, взбалтывание». Наули, фиксированная посредине, используется также в Тантра йоге для управления энергопотоками. Это мощное упражнение, способное поднять энергию из нижних чакр вверх. Именно с помощью мадхьяма наули делается таинственная практика Ваджроли. Ваджроли больше относится к тантрической традиции, хотя и упоминается в Прадипике. Ее применяют в индивидуальных практиках.
Наули (волна) - это самая важная из Шаткарм. Она приводит к балансу всех дош и является главной практикой очищения в Хатха Йоге.
Осваивать мадхьяма наули можно в положении, показанном на фото сверху, но для начинающих лучше подойдет другое.
Намного легче освоить мадхьяма наули стоя на полусогнутых ногах, с упором ладоней на колени. Можно также принять положение «ваджраасана»
Техника выполнения наули, фото 1:
После выполнения уддияны бандхи, не вдыхая, мы изолированно напрягаем мышцы живота посередине.Никаких особых секретов овладения этим движением нет. Если не удается сразу выполнить волну, фиксированную посередине - не огорчайтесь, и продолжайте попытки. В среднем, на овладение этим упражнением требуется от одного дня до двух недель, с учетом ежедневных попыток. Каждый день следует делать не менее 20
подходов. Вспомните, что овладение любой новой координацией требует некоторого времени и потраченных усилий. Затем следует научиться вама- и дакшина- наули. Это практики перемещения волны в правую и левую стороны. заканчивать всегда следует вама-наули, то есть перемещением волны в левую сторону.
26.09.2015
В классических текстах по йоге говорится, что шат-кармы нужно делать тем, у кого избыток и т.п. Но не так, чтобы постоянно, иначе действительно, при чрезмерном усердии в басти можно прийти к дисбактериозу. Главное не переусердствовать, тем более, что многоразовое выполнение шат-карм – далеко не показатель утвердившегося на пути йоги, а, скорее, показатель человека, ведущего нечистый образ жизни. Именно для таких людей и нужны шат-кармы, но тоже в меру. («бхати» – очищающая, «капала» – череп) – эта пранаяма очищает носоглотку, а также влияет на головной мозг; она снимает умственное утомление, помогает очистить энергетические каналы (нади). Эта практика подготавливает к бхастрика-пранаяме. Она является одной из шат-карм, или шести действий хатха-йоги, хотя многие йогины ее относят также к пранаяме. Эта практика благоприятно воздействует на лобные доли мозга. Также предотвращает манораджью, то есть построение «воздушных замков», мечтаний или создание планов, которые невозможно выполнить, а также думы о прошлом и мечты о будущем. Практика этой шат-кармы приносит спокойствие духа, увеличивает поток крови в мозг и удаляет «плохую» кровь. Капалабхати очищает легкие и, следовательно, освобождает от таких болезней, как астма и др., активизирует анахата-чакру, повышает интеллект и умственные способности, делает ум спокойным. Те, кто страдает от сердечных заболеваний, высокого кровяного давления, вздутия живота, эпилепсии, тошноты или слабости, не должны выполнять это упражнение. Это хорошая практика для начала медитации и кундалини-йоги. Плавные вдохи и резкие выдохи всегда выполняются животом. Начинать выполнение этой пранаямы нужно с 15 раз и доводить до 50-100 вдохов-выдохов. – это очищение живота, которое производится сокращением его мышц. Польза:
Выделяют четыре вида движений Наули: Мадхьяма-наули (средняя), Вама-наули (левосторонняя), Дакшина-наули (правосторонняя) и Наули – вращение. Процесс выполнения – очищение носа путем промывания различными видами жидкости. Типы нети: Польза:
Цель нети не только в том, чтобы очистить нос, но также защитить слизистую ткань от внешнего загрязнения, частиц пыли, дыма, высокой температуры, холода, бактерий и других микробов. У некоторых людей слизистая очень чувствительна, и резко реагирует на изменения в атмосфере, это называют аллергией. Нети сокращает чувствительность слизистой ткани и устраняет все проблемы. Нети способна излечить образования в носу на начальных стадиях. – означает «очищение» и выполняется для очищения живота. Она подразделяется на четыре вида: ваман-дхаути, гаджакарана, вастра-дхаути, данда-дхаути. Польза вамана-дхаути: высвобождает слизь в животе, желчь, неусвоенную пищу и т.д. Те, у кого наблюдаются болезни, связанные со слизью, проблемы с дыханием, астма и повышенная кислотность, должны выполнять эту очистительную практику. Впоследствии, когда болезнь начинает излечиваться, сократите выполнение. Дхаути удаляет желчь, устраняет головокружение и другие проблемы. Ее нужно выполнять один раз в неделю. Польза Гаджакараны или кунджала-крии: Как и от предыдущей практики. Польза Вастра-дхаути: Вастра-дхаути удаляет слизь на мембране желудка, что производит пищеварительный сок и увеличивает аппетит. Польза Данда-дхаути: Эта процедура удаляет слизь, мокроту, кислоту и другие загрязнения, оседающие на стенках пищевода. Также существует эффективная практика полного очищения кишечника, называемая Шанкха-дхаути (раковина) или Шанкх-Пракшалана. 1. Тело становится чистым, сияющим и легким. Умеренное очищение кишечника (Лагху-шанкха-пракшалана): полезно для страдающих запором в результате расстройства желудка, ожирением и диабетом. – всасывание воды или воздуха через отверстие прямой кишки и очищение толстой кишки. Чтобы освоить этот процесс, необходимо практиковать уддияна-бандху, вама-дакшина-наули и мадхьяма-наули. Польза джала-басти: очищает толстую кишку, излечивает запоры и другие болезни, тепло желудка уменьшается, что устраняет проблемы, связанные со сном и другие. Польза паван-басти:
та же, что и в джала-басти, но в предыдущем случае выходят наружу фекалии, а в этом - только загрязненный воздух. Поэтому этот процесс полезен для устранения проблем, связанных с ветром и геморроем, а также он увеличивает желудочный огонь. Расскажите, пожалуйста, подробнее насчет чистоты организма, каналов и их связи с пульсом
. Да, очищение организма влияет на энергетическое состояние, а пульс связан не только со здоровьем, но и с уровнем праны в энергетической структуре человека. Например, на запястье есть три точки, по которым диагностируют как здоровье человека, его отдельных органов, так и состояние , викрити, состояние энергетических каналов. Каналы замыкаются в , а те так же формируют и чакральную систему. Я не хочу углубляться в метафизику и трактовку различия чакр в разных системах, но смело могу сказать, что диагностировать состояние энергетической структуры по пульсу можно. Каналы связаны с пульсом, просто на физическом самом простом уровне нада проявляется в пульсе, а когда энергия в процессе очищения организма переходит на более высокий уровень, то тогда и понятие « » для йога уже более широкое. Он видит проявление космической праны не только на уровне жизненных функций своего тела, но и за их пределами, йог открывает другие источники праны. Но до этого момента он должен себя почистить как физически, так и духовно. Когда организм со шлаками, когда сознание загружено шаблонами, когда уровень жизненной энергии только на уровне выживания организма, тогда человек закован бандханами. Очищение организма и сознания происходит одновременно. При неправильном процессе очищения человек чистится, а потом снова накапливает множество шлаков, а при правильном - состояние от очищения сохраняется надолго. Вообще, шроты (системы организма) и (система тонких каналов) - взаимосвязаны. В Гхеранда-самхите шаткармы относят к одной из форм очищения энергетических каналов нади, другая форма - это всем известная нади-шуддхи, попеременное дыхание с применением агни и вайю биджа-мантр. По Гхеранда-самхите нади-шуддхи делится на формы стхула и сукшма шоддханы, потому что понятие нади очень широкое. Чем по эффекту традиционная басти, совершаемая сидя в воде, используя специальную трубку и с помощью удьяна-бандхи, отличается от используемых клизм, ведь кишечник очищается в том и в другом случае? Отличается сильно тем, что в классической басти используется вакуум за счет удьяны и специальная трубка, позже можно делать без нее. Басти помогает научиться контролировать апану, а за счет клизмы вы вряд ли научитесь этому. Басти приближает к освоению ваджроли-мудры. В тексте "Хатхаратнавали" Шриниваса говорит о двух типах наули - антара-наули (внутренняя) и бхари-наули (внешняя). Внутренняя наули – это обычная наули, которую все знают, а что представляет собой бхари-наули? Думаю, то же самое, что и с удджайи. Но, кажется, в переводе текста говорится о соединении токов иды и пингалы, поэтому, возможно, одна наули делается как крийя физическая, а вторая - процесс соединения токов. Здесь на вдохе вращение животом почти нереально, зато соединить две праны на вдохе вполне можно. И еще логически, если наули внешняя, то она происходит на выдохе: прана выходит наружу, и животом делается физическая крия; если крийя внутренняя, то в ней уже получается вхождение праны внутрь тела на вдохе. Чем внутренняя тратака после концентрации на свечу отличается от джьотир-дхьяны?
Тратака может переходить в дхьяну. Сама тратака не всегда бывает именно на свечу или на солнце, как и дхьяна – на свет, это одно из отличий. Есть три основные дхьяны: стхула, джьотир и сукшма, по сути, они представляют работы с тем, чем являемся мы сами, тремя телами –Капалабхати
Наули
Нети
в Хатха-йога прадипике сказано, что нети очищает лоб, улучшает зрение, вылечивает все болезни горла. Нети излечивает от простуды, лечит ринорею и устраняет проблемы, связанные с мокротой. Она чрезвычайно полезна при проблемах с глазами, при поседении волос, головной боли и других болезнях.Дхаути
Особенно эта процедура полезна для флегматичных людей, при боли в животе по причине расстройства желудка.
2. Все виды проблем живота, боли, запор, дизентерия, газы, повышенная кислотность, отрыжка и т.д., непременно излечиваются.
3. Полезно от ожирения, диабета, сердечных проблем, аппендицита, головной боли, проблем рта, горла, языка и глаз.
4. Лечит менструальные расстройства у женщин, боль в суставах, артрит, преждевременное поседение волос, морщины, пигментные пятна и другие расстройства.
5. Полезно выполнять при болезнях кишечника, почек, поджелудочной железы и селезенки.Басти
Эта практика имеет два вида: джала-басти и паван-басти.Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу:
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня