Лучшие еврейские пословицы и афоризмы. Убойные еврейские анекдоты и мудрые еврейские пословицы

Задумывались ли вы о том, что же такое настоящий еврейский юмор? В чем его изюминка и вообще откуда он взялся? В этой статье подробно описаны все особенности и история развития комического вида анекдотов про евреев.

Немного истории и несколько фактов

Само понятие юмора определить несложно, это некая категория шуток, рассказов и анекдотов, в которых действует несколько героев, попавших в комичную ситуацию. Однако, еврейский юмор - это нечто большее, чем просто обычные анекдоты. Русское слово "хохма" в переводе с еврейского означает "мудрость". Это не простое совпадение, потому что настоящий юмор евреев наполнен смыслом и предполагает хорошие познания в иудаизме. Многие еврейские анекдоты высмеивают глупых раввинов и для того, чтобы понять суть шутки, необходимо знать множество библейских историй.

Главные персонажи в - это легендарные еврейские шутники: Гершеле, Мотке Хабад, Эфраим Грайдингер. Прототип Гершеле действительно существовал, он жил в 18 веке и был известен как нищий выпивоха и язвительный острослов.

В наши дни понятие еврейского юмора сильно изменилось. Первоначальное значение юмора практически потеряло свою суть. Сейчас этот вид юмора воспринимается как нечто очень легкое, понятное и почти всегда высмеивающее необразованность и наивность простых евреев.

В чем особенность еврейских шуток

Отличительной чертой еврейского юмора является самоирония и полное высмеивание всех слабостей не только еврейского народа, но и всего человечества. Многие еврейские анекдоты требуют от слушателя определенной эрудиции относительно истории еврейского народа. А его история полна трагичности (ведь именно евреи очень часто становились жертвами в ходе всемирной истории), поэтому во многих шутках, помимо основной веселой и смехотворной нагрузки, появляется некий второй смысл, в котором сами представители этой национальности находят меткие и остроумные ответы и решения на многие жизненные трудности.

Самые популярные темы еврейских шуток и анекдотов

Существует несколько основных тем, на которые было придумано множество различных анекдотов. Пожалуй, одной из самых популярных можно назвать житейские анекдоты. В них описываются мелкие истории, которые происходят в обыденной жизни обычного еврея. Подобные еврейские шутки искрят остроумием, полны всяких подвохов и показывают отношение евреев к своей истории. Еврей представляется нам самокритичным и нередко выступает объектом насмешки, что само по себе делает анекдоты абсурдными.

Есть и другие темы, но они более специфичны и требуют знаний в области библейских текстов и многих других особенностей и традиций еврейского народа. К примеру, евреи часто высмеивают глупость необразованных раввинов, однако, не переходя границ богохульства и Талмуда. В этом и заключается тонкий еврейский юмор, он полон остроумия, оригинальности и хранит в себе мудрость и традиции еврейского народа.

И крылатые изречения

Давайте разбираться. Многие еврейские анекдоты были очень популярны во времена СССР, часть из них была преобразована, а цитаты из анекдотов используются нами до сих пор. Вот изречения, которые каждый слышал хотя бы раз в своей жизни.

  • Ты думаешь, я молчу? Я просто ничего не говорю!
  • Бог хранит нас от плохих женщин, а от хороших нужно самому беречься!
  • Если жизнь не улучшается, значит, она ухудшается.
  • - У тебя в семье есть евреи? - Нет, я один!

Разновидности еврейского юмора

Как и любой анекдот, еврейский имеет особенность изменяться и подстраиваться под правила определенной страны или места, а также и людей, которые живут в ней. В силу некоторых исторических факторов случилось так, что в Одессе жило большое количество евреев. И, конечно же, они явились основоположниками так называемого одесского юмора. Особенность одесских шуток в том, что они высмеивают жадность евреев. Почти в каждом анекдоте очень остроумно подчеркивается тот факт, что все представители данной национальности любят деньги, что все они хитрые и жадные.

Вот яркие примеры одесского юмора:

А почему у евреев такие большие носы? - Потому что воздух бесплатный!

Что значит, любовь с первого взгляда? Все равно, что покупать акции, не взглянув на биржевой курс!

Таможенник спрашивает у еврея: "Откуда прибыли?", на что еврей ему отвечает "Где прибыли, что вы?! Одни только убытки...".

Косметика из грязи Мертвого моря. Наконец-то, сбылась многовековая мечта евреев - делать деньги из грязи!

Одесский юмор

Одесский еврейский юмор очень часто восхваляет находчивость и особое мировоззрение одесских евреев. Благодаря тому, что в Одессе особый говор (очень насыщенный, колоритный и красочный язык), все шутки кажутся еще смешнее, а цитаты и многие фразы уже успели стать крылатыми. Одесситы очень бережно хранят свою культуру и передают из поколения в поколение все знаменитые афоризмы и анекдоты. Фразы "Юмор за Одессу!", "Мы имеем что сказать" тоже появились именно здесь.

Давайте почитаем самые лучшие одесские анекдоты, в которых в качестве главных героев часто выступают Рабинович, Соломон Маркович, Сара Абрамовна, Мойша и другие.

  1. Приезжий спрашивает одессита:
    - Вы не знаете, как идти на Привоз?
    - Ха! И он ещё спрашивает... Как идти на Привоз? С деньгами!
  2. Роза Моисеевна считает, что настоящую одесскую женщину никаким мужем не испортишь!
  3. - Ой, Сара, сегодня я поскользнулась и, упав на лестнице, разбила себе подбородок.
    - Не расстраивайся, Моня, у тебя таки есть ещё два!
  4. - Я таки извиняюсь, но куда это вас так послали, шо ви пришли именно сюда?
  5. - Сара, Ви представляете - этот подлец меня бросил, и я осталась одна с мужем.
  6. - Моня, как жизнь?
    - Таки думаю мухам бы понравилось.
  7. - Привет Ицик, как дела?
    - Да, вот, в отпуск собираюсь.
    - С Сарой или на отдых?
  8. - Простите, что так поздно звоню, Соломон Авраамович.
    - А вы не поздно, Софочка, да вы вообще — зря!
  9. - Моня, включи-ка телевизор. А вдруг они говорят, шо у нас жить хорошо, а мы не узнаем…

Современный еврейский юмор

В настоящее время многие евреи шутят на такие темы, которые раньше находились под запретом. Например, еще 50 лет не было принято шутить по-черному. Черный юмор предполагает шутки над смертью, болезнями и муками. Вот один из самых ярких примеров этого жесткого вида юмора:

Как видите, обычный юмор предполагает отсутствие страданий, а за черным стоит страх и ужас. Вообще, в черном юморе кроется некий тайный смысл, а также зловещие формы шуток, порожденные вопросом о наличии зла в сотворенном Богом мире.

Остроумные анекдоты о раввинской мудрости

Многие посвящены учителям Талмуда, раввинам. Если раньше шутки были в основном о сложных вещах, которые можно понять, только если знать библейские тексты. Сейчас же существует огромное количество еретических шуток, которые легко доступны и общепонятны, однако они не несут большой смысловой нагрузки и находятся на невысоком уровне пошлости. Давайте на примерах посмотрим, как именно эти анекдоты отображают мировоззрение евреев на многие религиозные темы.

  1. - Ребе, а можно ли говорить с умершими?
    - Конечно, только они не будут отвечать.
  2. Раввин шамесу во время служения:
    "Там кто-то храпит. Разбудите же его!"
    Шамес: "Разве так справедливо? Вы его усыпили, вам его и будить!"
  3. - Ребе! - просит Мойша. - Спасите мою жену, она умирает!
    Ребе уходит в комнату, потом возвращается и говорит:
    - Она спасена! Я вырвал меч у ангела смерти.
    Счастливый и благодарный Мойша возвращается домой, но затем приходит обратно. - Моя жена умерла, - сообщает он. - Ну и ангел смерти! - возмущается ребе. - Он задушил ее голыми руками!

Анекдоты об известных евреях

Особую изюминку в еврейский юмор добавляют эпичные анекдоты о самых знаменитых евреях. Главные персонажи таких анекдотов - это известные личности, академики, композиторы, писатели, пианисты и даже врачи. К слову надо отметить, что евреи - весьма талантливый народ, обладающий неиссякаемой силой ума и великой способностью усердно учиться. Евреи всегда были очень образованной, дисциплинированной и обеспеченной нацией, поэтому шутки об известных евреях не делают их объектом насмешки, а наоборот, эти анекдоты выявляют остроумие и находчивость евреев.

  1. Один писатель говорит своему коллеге:
    - С тех пор, как мы встречались в прошлый раз, число моих поклонников удвоилось!
    - Мои поздравления! А я и не думал, что ты когда-нибудь женишься!
  2. Некая дама, заказывая известному художнику свой портрет, с тревогой спрашивает, а будет ли картина похожа на оригинал.
    - Не беспокойтесь, я напишу вас более похожей, чем вы есть! - успокоил ее Либерман.
  3. Известный венский бовиан Бела Хаас жалуется:
    - У меня нет ни жены, ни детей - да и что же, получается, я имею от жизни, кроме сплошных удовольствий?

: Никогда еврей не поверит в божественность другого еврея.

Анна Франк :
За все, что делает христианин, он отвечает лично. За то, что делает еврей, отвечают все евреи.
Михаил Туровский :
История повторяется. С евреями она повторяется чаще!
Марк Твен :
Все народы недолюбливают друг друга, но все вместе ненавидят только евреев.
А.И. Куприн :
Каждый еврей родится на свет Божий с предназначенной миссией быть русским поэтом.
Оливер Стоун :
Евреи доминируют в средствах массовой информации и используют трагедию Холокоста в низменных целях. Они сделали из Гитлера исторического козла отпущения, хотя русским он принес больше зла.
Зеев (Владимир) Жаботинский :
Нахожу, что евреи пока ничего не дали русской литературе, а дадут ли много впредь - не ведаю.
Зеев (Владимир) Жаботинский :
Когда евреи массами кинулись творить русскую политику, мы предсказали им, что ничего доброго отсюда не выйдет ни для русской политики, ни для еврейства, и жизнь доказала нашу правоту. Теперь евреи ринулись делать русскую литературу, прессу и театр, и мы с самого начала с математической точностью предсказывали и на этом поприще крах.
Александр Розенбаум :
Мне, например, всегда смешны соплеменники, которые страдают комплексом неполноценности и слово «еврей» воспринимают как мат.
Анатолий Вассерман :
Я по паспорту числюсь евреем. Поэтому мне необходимы мир и спокойствие в стране, которая со времён Богдана в ходе любой смуты попутно резала и евреев.
Михаил Задорнов :
Когда русские люди во всех своих бедах винят евреев, мне хочется им сказать: «Не надо по Березовскому судить о Жванецком!»
Сергей Лозунько :
В чем главная проблема евреев? Среди них слишком большой, я бы даже сказал – аномальный процент талантливых людей.
Бабель:
Одесса очень скверный город. Это всем известно. Вместо “большая разница” там говорят – “две большие разницы” и еще: “тудою и сюдою”. Мне же кажется, что можно много сказать хорошего об этом значительном и очаровательнейшем городе в Российской Империи. Подумайте – город, в котором легко жить, в котором ясно жить. Половину населения его составляют евреи, а евреи – это народ, который несколько очень простых вещей очень хорошо затвердил. Они женятся для того, чтобы не быть одинокими, любят для того, чтобы жить в веках, копят деньги для того, чтобы иметь дома и дарить женам каракулевые жакеты, чадолюбивы потому, что это же очень хорошо и нужно – любить своих детей. Бедных евреев из Одессы очень путают губернаторы и циркуляры, но сбить их с позиции нелегко, очень уж стародавняя позиция. Их и не собьют и многому от них научатся. В значительной степени их усилиями создалась та атмосфера легкости и ясности, которая окружает Одессу.

«И будет в конце дней: гора Храма Г-сподня станет во главе всех гор... и притекут к ней все народы»
Пророк Йешаягу 2, 2

«Люби ближнего, как самого себя»
Тора, книга Ваикра 19, 18

«Наслаждайся жизнью с женой, которую ты полюбил, во все дни своей суетной жизни, подаренной тебе Им»
Царь Шломо, Коэлет 9, 9

«Хотя эгоизм - пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш, "Мысли и афоризмы"

«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»
Пиркей Авот 1, 14

«Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, знайте что так поступать запрещено. Каким бы праведным ни был ваш гнев! »
Рав Зелиг Плискин, из книги "Береги свою речь"

«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили »
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9

«Желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро, - береги язык свой от зла»
Теилим 34, 14

«Кто такой праведник? Тот, кто находит каждому человеку оправдание»
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева

«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»
Рав Ицхак Зильбер

«Каждый человек, будь то еврей или нееврей, мужчина или женщина, слуга или служанка, может приблизить к себе Б-жественное Присутствие, - каждый по своим делам»
Тана Двей Элияу Раба 9

«Секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать другого счастливым. Но когда один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать»
Раби Элияу Элиэзер Деслер

«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»
Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

«У того, кто заставляет побледнеть от стыда другого прилюдно, нет доли в будущем мире»
Пиркей Авот 3, 15

«Сердце мудрых в доме скорбящих, а сердце глупых в доме, где веселье»
Царь Шломо, Коэлет 7, 4

«Даны человеку два глаза. Один - чтобы видеть свои недостатки, а второй - чтобы видеть достоинства ближних»
Рабби Меир из Премышлян

«Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится»
В. Талмуд, Эрхин 15б

«Если человек рассказывает вещи, которые, получив огласку, могут причинить физический или моральный ущерб его ближнему, или просто причинить ему неудобство, или напугать его, - это злословие»
Рамбам, Законы Деот, глава 7, закон 5

«Самосовершенствование родителей является сущностью подготовки к успешному воспитанию детей »
Рав Ноах Орловек

«Всё, что делается Небесами, - к добру»
В. Талмуд, Брахот 60б

«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»
Авот де-раби Натан 29, 1

«Благотворительность и правосудие - врата Торы. Награда за благотворительность - богатство, а награда за правосудие - власть»
Виленский Гаон, Совершенная мера, 10

«Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя»
Царь Шломо, Мишлей 9, 8

«Всё служение Всевышнему зависит от исправления качеств характера. Эти качества подобны облачению для заповедей, и они являются основанием Торы, и все грехи имеют своим корнем качества характера»
Виленский Гаон, Эвен Шлема 1, 1

«Человек познаётся в трёх вещах: в опьянении, в отношении к деньгам и в момент гнева»
В. Талмуд, Эрувин 65б

«Даже тот, кто всю свою жизнь отрицал существование Б-га, но раскаялся в последнюю минуту, удостаивается удела в грядущем мире, как сказано: "Мир, мир далёкому и близкому, сказал Господь, Я исцелю его"
(Йешаягу 57, 19) »Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14

«Если человек уважает отца и мать, Творец, благословен Он, говорит: Это значит, что он чтит Меня»
Вавилонский Талмуд, Трактат Нида 31а

«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и не гневливым »
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10

«Всякий, кто даёт подарок мудрецу, как будто приносит в Храм первые плоды»
В. Талмуд, Ктубот 105б

«Смотри не на кувшин, а на то, что в нём: бывает, что новый сосуд полон старого вина, и бывает, что в старом кувшине и молодого вина нет»
Трактат «Авот» 4, 27

«Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться»
Пиркей Авот 4, 9

«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»
В. Талмуд, Бава Батра 110а

«Правило мудрости - молчание. Цена слова - золотой, молчания - два»
Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 86

«Молчание полезно мудрецу. А тем более - глупому»
В. Талмуд, Псахим 99

«Любящий деньги не насытится деньгами»
Царь Шломо, Коэлет 5, 9

«Многословный не избежит греха»
Царь Шломо, Мишлей 10, 19

«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»
Раби Хуне из Колошиц
«То, что было, то и будет, и то, что происходило, то и произойдёт, и нет ничего нового под солнцем»
Царь Шломо, Коэлет 1, 9

«Бояться греха - значит бояться греха, а не наказания»
Рабби Менахем-Мендл из Коцка

«Почем пальцы похожи на колышки? Чтобы человек, услышав что-то недостойное, заткнул бы ими уши»
Талмуд Ктубот 5

«Ведь пребывающий в тени мудрости пребывает и в тени богатства, и преимущество знания мудрости в том, что оно приносит жизнь обладающим им
»Царь Шломо, Коэлет 7, 12

«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева - дурной черты, приводящей человека к греху»
Рабби Моше бен Нахман, Письмо сыну

«Чистота речи и хорошие качества характера требуют длительной работы над собой и должны стать привычкой, ведь привычка руководит человеком»
Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6

«У дающего бедному не будет недостатка»
Царь Шломо, Мишлей 28, 27

«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»
Рав Ицхак Зильбер

«Когда желанны Ашему пути человека, даже его враги помирятся с ним »
Ялкут Мишлей 16

«Тот, кто воздерживается от наказания сына и выгораживает его в ситуациях, когда сын заслуживает наказания, - ненавидит своего сына, поскольку, в конце концов, тот испортится»
Виленский Гаон, Совершенная мера, 6

«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»
Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85

«Тот, кто не чувствует боль роженицы, мучающейся на другом конце земли, как свою собственную боль, не достоин имени "праведник"»
Рабби Мордехай из Несвижа

«Если некто совершает преступление и стыдится этого, - ему прощаются его грехи»
В. Талмуд, Брахот 12б

«Кого уважают люди? Того, кто уважает других»
Пиркей Авот 4, 1

37 великолепных высказываний, принесенных к нам через века.


«Люби ближнего, как самого себя»
Тора, книга Ваикра 19, 18


«Наслаждайся жизнью с женой, которую ты полюбил, во все дни своей суетной жизни, подаренной тебе Им»
Царь Шломо, Коэлет 9, 9


«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»
Пиркей Авот 1, 14


«Если вы чувствуете, что кипите от возмущения и готовы с гневом высказать свои претензии тому, кто это возмущение вызвал, знайте что так поступать запрещено. Каким бы праведным ни был ваш гнев!»
Рав Зелиг Плискин, из книги "Береги свою речь"


«Даже тот, кто уже заплатил пострадавшему положенное, должен испросить его прощение. Даже тот, кто обидел ближнего только словами, обязан просить, чтобы его извинили»
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 9


«Желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро, - береги язык свой от зла»
Теилим 34, 14


«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»
Рав Ицхак Зильбер


«Секрет счастливой жизни заключается в том, чтобы каждый из супругов старался сделать другого счастливым. Но когда один постоянно требует что-нибудь от другого, счастья им не видать»
Раби Элияу Элиэзер Деслер


«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»
Рабби Иехиэль-Михл из Злочева


«У того, кто заставляет побледнеть от стыда другого прилюдно, нет доли в будущем мире»
Пиркей Авот 3, 15


«Сердце мудрых в доме скорбящих, а сердце глупых в доме, где веселье»
Царь Шломо, Коэлет 7, 4


«Даны человеку два глаза. Один - чтобы видеть свои недостатки, а второй - чтобы видеть достоинства ближних»
Рабби Меир из Премышлян


«Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится»
Талмуд, Эрхин 15б


«Самосовершенствование родителей является сущностью подготовки к успешному воспитанию детей»
Рав Ноах Орловек


«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»
Авот де-раби Натан 29, 1


«Благотворительность и правосудие - врата Торы. Награда за благотворительность - богатство, а награда за правосудие - власть»
Виленский Гаон, Совершенная мера, 10



«Человек познаётся в трёх вещах: в опьянении, в отношении к деньгам и в момент гнева»
Талмуд, Эрувин 65б


«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика; следует быть отходчивым и не гневливым»
Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10


«Смотри не на кувшин, а на то, что в нём: бывает, что новый сосуд полон старого вина, и бывает, что в старом кувшине и молодого вина нет»
Трактат «Авот» 4, 27


«Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться»
Пиркей Авот 4, 9


«Лучше человеку исполнять чуждую ему работу, но не нуждаться в милости других»
В. Талмуд, Бава Батра 110а


«Правило мудрости - молчание. Цена слова - золотой, молчания - два»
Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 86


«Молчание полезно мудрецу. А тем более - глупому»
В. Талмуд, Псахим 99


«Любящий деньги не насытится деньгами»
Царь Шломо, Коэлет 5, 9


«Многословный не избежит греха»
Царь Шломо, Мишлей 10, 19


«То, что было, то и будет, и то, что происходило, то и произойдёт, и нет ничего нового под солнцем»
Царь Шломо, Коэлет 1, 9


«Бояться греха - значит бояться греха, а не наказания»
Рабби Менахем-Мендл из Коцка


«Почем пальцы похожи на колышки? Чтобы человек, услышав что-то недостойное, заткнул бы ими уши»
Талмуд Ктубот 5


«Ведь пребывающий в тени мудрости пребывает и в тени богатства, и преимущество знания мудрости в том, что оно приносит жизнь обладающим им»
Царь Шломо, Коэлет 7, 12


«Приучи себя говорить мягко со всеми людьми и в любое время, и этим ты избежишь гнева - дурной черты, приводящей человека к греху»
Рабби Моше бен Нахман, Письмо сыну


«Чистота речи и хорошие качества характера требуют длительной работы над собой и должны стать привычкой, ведь привычка руководит человеком»
Хафец Хаим, Законы Злоречия, 9, примечание к пункту 6


«У дающего бедному не будет недостатка»
Царь Шломо, Мишлей 28, 27


«Когда человек хочет, он из любой грязи может выбраться»
Рав Ицхак Зильбер


«Тот, кто воздерживается от наказания сына и выгораживает его в ситуациях, когда сын заслуживает наказания, - ненавидит своего сына, поскольку, в конце концов, тот испортится»
Виленский Гаон, Совершенная мера, 6


«Не открывай любящему тебя никакой тайны, которую ты скрываешь от ненавистника, если только не испытал верность его любви многократно»
Раби Йеуда а-Хасид, Сефер а-Хасидим 85


«Кого уважают люди? Того, кто уважает других»
Пиркей Авот 4, 1

Что еще почитать