Краткий курс истории. Освобождение лагеря смерти

Проблема есть,

проблему нужно решать,

никто другой эту проблему не решает,

но блин, дорого...

История освобождения. Новый отзыв на мою работу, коучинг "ДО результата" по теме избавления от оценочной зависимости:

"Ну вот наконец выдалась свободная минутка и в ожидании рейса в теплые испанские края добрались руки до отзыва)).

История взяла свое почти два года назад. Уже не помню каким образом я насерфил и подписался на рассылку Ильдара. Помню только что делал это по-приколу, типа «ну и чего это очередной инфо-бизнесмен там задвигает?». Поскольку с инфо-бизнесменам сталкивался далеко не первый раз и прекрасно знаю, что 90%+ - это чистое профанаторство и рубля бабла на лохах. Поэтому и было такое мое первое отношение. Потому как маркетинг построен на типичной инфобизнесовской схеме.

Однако какового же было мое удивление, когда я скачал первую его запись, это был подкаст про Чувство вины. И тут меня проняло, что называется до самых глубин бессознательного. Запись эту я переслушивал наверное с десяток раз и каждый раз меня цепляло.

Потом я переслушал все подкасты, которые были доступны в бесплатном режиме. Этот материал только укрепил меня в моем осознании того, что Ильдар очень серьезный и глубокий специалист в своей ниши. Он не фокусируется на каких-то «модных прикольных фишках», которые обычно горе-инфобизнесмены выдирают у других специалистов и подают как свои мега-техники. Здесь действительно глубокие и собственные исследования.

После прослушивания серии бесплатных курсов, я «созрел» уже на покупку платного продукта, это было «Избавление от чувство вины». После проработки тренинга, у меня была только одна мысль: «А фигли я несколько месяцев тупил с покупкой этого тренинга?». Тренинг очень эффективный, рекомендую и его, но речь собственно не о нем)

Проработав тренинг, я заметил для себя, что чувство вины и нет, но кое-что мне продолжало мешать. Что я идентифицировал как стыд. Меня напрягало то, что я старался держать себя «в рамках», парился что сделать или сказать в малознакомом обществе и на людях.

Об этой проблеме я отписал Ильдару. К моему удивлению, он не стал отписываться, а предложил сразу созвониться. И он сходу сказал, что проблема не в суде, а в Оценочной зависимости. В этот момент меня и проняло. Я как раз понял, вот оно, вот тот тараканчик, который сдерживает меня все это время.

С этого момента я принял решение, что проходить тренинг буду. На тот момент, у Ильдара он готовился как групповой семинар, но надо было ждать или идти в коучинг, но коучинг был значительно дороже. Стал значит я ждать)). Ждал и постоянно задалбывал Ильдара)). Но так вышло, что с семинаром не срослось и остался только вариант коучинга.

А коучинг удовольствие недешевое. Пришлось долго бороться со своей жабой. Была дилема: проблема есть, проблему нужно решать, никто другой эту проблему не решает, но блин, дорого. Сомнения, а стоит ли оно того и тп.

В итоге я наконец принял решение, подсобирал денег и наконец вписался в коучинг. К слову, я еще и не сразу вписался. Поэтому, тем, кто планирует это делать, советую следить за тем, когда Ильдар объявляет, когда у него появляется свободное место. А то прошляпите и будут потом еще месяц ждать своей очереди.

Что касается самого коучинга. Ну вот когда к нему приступаешь, то понимаешь, это не спринтерская прогулка в несколько сессий. Это реально марафон работы над собой. Не в смысле, что это изнурительно, а в смысле того, что долго и системно.

Результат развивался совершенно не линейно. Иногда после занятия реально ловились инсайта, а иногда вообще ничего. Был такой момент, когда я слегка подуныл, когда почему-то не было улучшения. Но я продолжил выполнять инструкции и все было ок. С логической точки зрения подход местами оригинальный и логичный, но бывало, что вообще не понятно, зачем вот это упражнение делать, вроде ни к селу, ни к городу. Но тем не менее, мы когда, например, сидим в кресле стоматолога мы ж ожидаем логичности того или иного его движения, нас интересует результат. Ну вот я решил руководствоваться этой же логикой. Ильдар отвечает за результат, а я за выполнения заданий.

И результат был достигнут! За что, Ильдару спасибо)). Некоторое время мне собственно было трудно понять что вообще изменилось? Мне эта ситуация напомнила легенду про Эриксона. Когда рассказывали, что люди к нему приходили какой-то проблемой, он с ними беседовал, они уходили. А потом прибегали к нему спустя месяцы с благодарностями. То есть, изменения были настолько естественными, что новое состояние жизни воспринималось как само собой разумеющееся. Ну вот что-то и здесь в этом роде))

Жить легко, жить ярко, жить весело!)) Нет, я конечно, не стал суперменом, я не стал ходить по воде и еще не заработал миллион (пока еще:)). Зато меня совершенно перестало беспокоить мнение других людей, я абсолютно спокойно реагирую на критику начальства, я перестал спорить и доказывать свою правоту там, где это не несет пользы и я наконец-то занялся своим делом. Да и много чего еще.

В общем, Ильдару еще раз большое спасибо. А сомневающимся могу посоветовать не сомневаться. Еще год назад мы на Украине жили мирной жизнью, а сейчас всего в двух часах езды от меня настоящая война и люди умирают. Все может перемениться в один момент и, согласитесь, будет больно осознавать, что конец пришел, а ты так и не успел по-настоящему жить."

p|s Завершён ещё один контракт. Это значит, что в коучинге освободилось 1 место. Его займёт тот кто успеет первым. и получить квалифицированную помощь и поддержку [вживую или через skype].

ИСТОРИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОССИИ
(выпуск 1)

Издательство Д.Я.Маковского,
Москва, 1917 год

Первый выпуск "Истории освобождения России" вышел в свет осенью 1917 года. На одной из страниц есть даже пометка: отпечатано 23 октября 1917 года. А уже через несколько дней всему редакционному коллективу стало не до издательской деятельности... Да и их читателям.

В составе редакционнного коллектива "Истории освобождения России" входили: В.Базаров, И.Бороздин, В.Брюсов, В.Вересаев, Б.Зайцев, П.Кропоткин, К.Левин, Л.Мартов, В.Пичета, М.Покровский, Н.Пчелин, Н.Рожков, В.Фриче, В.Черкезов, И.Церетели.

Предполагаемое содержание ближайших выпусков было следующим:

1. Введение. Царизм и революция.
2. Общественно-литературные течение конца века.
3. Народничество и партия социалистов революционеров.
4. Революционное народничество. Воспоминания.
5. Земский либерализм.
6. Рабочий класс и социал-демократическая партия.
7. На заре марксизма. Воспоминания.
8. Студенческое движение 1887-1900 г.г.
9. Литература кануна революции.
10. Дальневосточный кризис.
11. Рабочее восстание (9 января - декабрь 1905 года)

Обложку украшало аллегорическое изображение Свободы (в кокошнике), разрывающей цепи (кандалы) и революционного Народа - солдат, рабочих, крестьян. И восходит солнце над Петропавловской крепостью - той самой, которая в Санкт-Петербурге и которая была тюрьмой и для декабристов, и для народников, и не только для них. Вскоре в ней оказались и члены Временного правительства...

Открывался первый выпуск обращением:

К первому выпуску был сделан вкладыш-листовка (от издательства), в котором говорилось об условиях подписки, ценах и прочем...

Должны заметить, что часть текста (правда, небольшую) мы сохранили со всеми этими дореволюционными ятями и ижицами - так что не удивляйтесь встретив в слове Россия букву "i" - Россi я и огромному количеству твердыхъ знаковъ и прочихъ чудачествъ дореволюцi онной грамматики чуть ли не после каждаго слова. Но основной массив текста - на современном русском языке.

Четыре года назад мы решили выйти из нашего Египта. Тогда мы и не догадывались, что нам предстоит пережить. И какой результат это принесет.

Что же нам помогло? Об этом мой рассказ.

Открываю Библию. Исход. История освобождения Израильского народа. Как часто ее читала, обсуждала вместе с собратьями на уроках. Какие же они были глупые –
эти израильтяне! Как они могли тосковать по Египту, когда Сам Господь их вел по пустыне в плодородную, цветущую землю? В их землю?

Постой. А не так ли сегодня поступаем мы сами?

*************

Что же такое Египет? Почему он так крепко держит нас в своих объятиях?

Какой была жизнь рабов? Почему они согласны были вернуться к своим надзирателям?

Каковы были обязанности раба? Выполнять беспрекословно все приказы своего господина. Работать и на 100% выполнять свои обязанности.

Рабы были разные. Были чернорабочие. Вся самая грязная работа была на них. Самая тяжелая работа выполнялась ими.

Были рабы управляющие. Здесь был более интеллектуальный труд. Истории Даниила и Иосифа повествуют о том, что способные и одаренные рабы получали хорошее место в жизни. У них была возможность совершить карьерный рост. Подняться по служебной лестнице.

К рабам относились как к вещам. Они ничего не стоили. Пока были никем. Однако хороший раб имел и хорошую цену. И это было капиталовложение.

Хозяева предоставляли рабам жилье, одежду и пищу. Рабы работали, их кормили, одевали и предоставляли крышу над головой. Или место, где они могли себе построить жилище. Было почетно быть рабом известного господина, влиятельного и уважаемого в обществе.

Не так давно были раскопаны казармы, в которых жили рабы, которые строили пирамиды. Здесь работали лучшие специалисты своего времени. Их хорошо кормили. Привозили воду. Обеспечивали всем необходимым.

Потом нечто изменилось. Библия говорит, что фараон решил уничтожить израильтян как нацию. Все мальчики должны были быть убиты.

Пока рос Моисей, а это было 40 лет, власти уничтожали еврейский народ. Пока Моисей жил за границей (а это еще 40 лет), власти пытались сдерживать рождаемость Божьего народа.

Бог пришел вместе с Моисеем в Египет и показал великие чудеса и знамения. Египетские боги были поражены. Фараон и египтяне выгнали израильтян из своей страны.

И вот она – долгожданная свобода. Народ ликует. Впервые многие из них проснулись не от крика надзирателя, а от света зари. Бог был с ними. Столп огня и облако постоянно охраняли их. Больше нет плеток. Больше нет злых египтян. Они могут рожать сыновей. Их род имеет продолжение. Конец тяжелой, изнуряющей, надрывающей здоровье работе. Свобода!

Однако была проблема. Те, кто не умел заботиться о себе, кто не хотел брать на себя ответственность за свою жизнь, стали плакать. Они роптали. Они хотели обратно. Они чуть было не убили Моисея. Для них не было ничего удивительного в Столпе. Это был не их Бог, а Бог Моисея.

Эта категория людей тосковала о котлах с мясом. Потому что скромная пища в виде манны их не устраивала. Они хотели защищенности. Вокруг была пустыня. И нужно было самим решать бытовые вопросы. Уже не было хозяина, который думал обо всем. Нужно было включать свой мозг.

Теперь все были равны в своих свободах. И никто не будет думать за тебя. Никто не будет контролировать тебя, каждый твой шаг. У тебя масса возможностей. Ты можешь быть скотоводом. Ремесленником. Придя в обетованную землю, будешь земледельцем. Ты постигаешь законы свободы, которые сделают тебя частью великого народа.

Однако перед глазами стояли кувшины с родниковой водой, котлы с мясом, вкусные овощные салаты. Разнообразие вкуса на фоне пустынной воды и однообразной манны.

Четыре года назад мы с мужем задумались. А не похоже ли это и на наше время?

Муж уходил на заре из дома на работу. Приходил затемно. Он не видел, как рос наш сынишка. Потому что уставшее тело отчаянно требовало отдыха. Работа была тяжелой. Столярка. Тяжести. Невероятный шум. Травматизм. Постоянные сложные расчеты, потому что изготавливались элитные высокохудожественные изделия.

Он не имел права, как рабочий, плюнуть на все и отлежаться дома, восстановить силы тогда, когда это действительно было необходимо. Две недели он работал на то, чтобы оплатить жилье, а две недели на то, чтобы оплатить все остальные наши расходы. Если он заболевал или получал травму, то был выбор: или не есть, или не иметь крышу над головой.

Нужно было ходить и отпрашиваться у начальника по всякому поводу. А тот думал, дать отгул или не дать.

Поразмыслив, мы решили уйти из нашего персонального Египта.

Мы создавали свое рабочее место. Мы создавали свой доход. Мы искали свое жилье взамен съемного. Мы молились обо всем этом Богу, признавая только в Нем Одном своего Хозяина.

И у нас началась пустыня. Мы прошли свою пустыню за руку с Богом.

Был ли ропот? Скажу честно, я часто задавала Богу вопросы: Зачем? Почему?

Было страшно.

В подобные моменты иногда было ощущение, что стоишь на краю обрыва. Идти вперед – пустота. Пропасть. А назад уже возврата нет.

Страшно. Потому что не было гарантированной зарплаты. Потому что суммы поступали малыми дробными частями. Потому что нужно было привыкать совсем по-другому вести хозяйство. Потому что в доме был четырехлетний ребенок. Потому что дом состоял всего лишь из стен и крыши. Все остальное нужно было сделать. А мы уже в нем жили.

Было ли все гладко? Нет. Было трудно. Очень трудно. Когда было голодно и в доме +8 целую зиму.

Нам в это время нужно было научиться мыслить, как мыслят свободные люди. Уже не было начальника. Нужно было включать мозги и думать. Искать. Находить. Применять.

Бог вел нас. Он дал нам наш дом. Нашу землю. Он дал нам источник дохода.

Сейчас мой муж работает 2-3 дня в неделю и имеет доход, превышающий прежнюю зарплату.

Теперь он воспитывает нашего сына. Мальчик ездит с папой и учится его делу. Он видит, как зарабатываются деньги. Он учится ими управлять. В 4 года он уже умел пользоваться практически всеми основными домашними инструментами мужа. Умел и ветку отпилить, и гвоздь забить.

Сегодня все совсем по-другому. Бог благословляет и поднимает. Он выводит нас из нашей пустыни к водам тихим. Нам только нужно было это выдержать и не отступить. Мы заплатили свою цену.

Сегодня мы имеем свободу передвижения. Сегодня только мы решаем, что важнее: остаться дома или поехать за деньгами. Если в какой-то день важнее выделить время для семьи, муж без колебаний и сожалений выделяет этот день.

Может быть, у нас богатые родственники или мы живем в супербогатой стране? Нет. Мои родители обычные пенсионеры, воспитавшие четверых детей. Сегодня меньшая сестра еще только заканчивает школу. У мужа родители тоже обычные трудяги, отдавшие свою жизнь и здоровье производству.

Может быть, у нас супер-образование? Опять-таки, нет. У нас нет высшего образования.

Тогда как же это нам удалось?

Четыре года назад у нас не было ничего. Муж начинал с того, что в посадку кто-то выбросил разбитый пылесос. Мотор оказался рабочим. Муж взял этот мотор, вырезал из старой лопаты нож. Держак от тяпки стал ручкой. Получилась коса. Электрическая. Которая косила даже кусты.

Вот с этой косы и началась наша свободная жизнь. К покосу стали добавляться такие услуги, как наточить ножи, отремонтировать розетку, бытовую технику и т.д. потом стали давать объявление в газете.

Может быть, муж занимается чем-то, что совсем недостижимо для обычного человека? Опять-таки НЕТ. Он делает только ту работу, которую большинство мужчин делают у себя дома.

Мы приняли твердое решение ни за что на свете не возвращаться в наш Египет. Как бы трудно не было.

Свобода никогда не дается даром. Ее нужно выносить, отстоять. Нужно меняться. Менять мышление. А это серьезная ломка. Это бульдозер, который срывает до основания прежние установки. И тебе нужно заново все отстраивать.

Почему так мало тех, кто действительно хочет свободы? Потому что в душе живет страх потерять гарантии Египта. Свобода ведь ничего не гарантирует. А это страшно.

Страх парализует. Завораживает. Заставляет вернуться туда, где ты так отчаянно не хочешь быть.

Стоит ли идти к свободе? Я считаю, что стоит. Ничуть не жалею о том, что все было именно так.

Когда я говорю о том, что свобода есть, многие обижаются. Потому что привыкли к своему рабству. Им очень трудно и даже страшно думать о том, чтобы потерять оковы гарантий. Мнимых гарантий.

Многим легче быть мучениками, плачущими рабами. Потому что это не требует особых усилий. Плакать умеют все. А вот изменять что-то к лучшему – единицы.

Куда ты идешь? Где ты находишься? Что выбираешь? Египет, который делает все, чтобы твой род выродился, чтобы пахал по-рабски, принося доход и прибыль своим владельцам, или Земля Обетованная? Земля, которой надо обладать, где нужно учиться, где нужно оставить все, что знал раньше и с чистого листа писать свою жизнь?

Рабство или Воля?

Поражение или Успех?

Гарантии или Свобода?

Выбираешь только ты сам. И ответственность за свой выбор будешь нести только ты сам.

P.S.
Я знаю, что не все согласны с Библией. Это мой личный взгляд. И это мой личный выбор. Каждый имеет право на свой путь. У каждого человека свое мировоззрение. Если наша история поможет кому-то встать и пойти навстречу своей свободе – буду считать свою миссию выполненной.

По словам главного координатора процесса по освобождению братьев в Иране Александра Неретина, освобождение служителей из иранской тюрьмы может выглядеть внезапной, но это более чем 4-месячная кропотливая работа, сообщает .

Как мы писали , власти Ирана освободили троих христиан из Азербайджана, которые были арестованы в июне и обвинены в пропаганде против режима.

29 октября их освободили из тюрьмы под залог. В воскресенье, 6 ноября, власти Ирана разрешили азербайджанским христианам вернуться на родину. Братья надеются, что они будут оправданы по всем пунктам выдвинутых против них обвинений.

Ниже приводим вам слова Александра, который во время разговора с , рассказал какими были эти 4 месяца:

«Мы старались использовать все возможности, которые у нас были, все связи, способы и пути для того, чтобы достучаться до иранского правительства, и доказать, что братья не совершали ничего противозаконного.

Во-первых, мы нашли хороших адвокатов, и они сделали очень хорошую работу. Мы также сотрудничали с международными правозащитными организациями. После работы адвокатов два самых серьёзных обвинения сразу же были сняты, а именно: преступление против безопасности и против государства Иран. В итоге их обвинили в создании сети домашних церквей. И, поскольку, они иностранцы, то была возможность освободить их под залог. Нас сейчас ждет судебное заседание, и мы верим, что братья будут оправданы, но, даже в противном случае, им будет назначено мягкое наказание»

По словам Александра Неретина, одной из главных причин, почему они решили
освободить братьев под залог, потому что «ждать суда в иранской тюрьме можно 2-3 или даже 4 года».

Напомним, что служители церкви находились в Иране в гостях у знакомых верующих. Именно во время одной из таких встреч их и арестовали.

«Сейчас они дома, радостные, потому что после 128 дней заключения они, наконец, оказались дома, семьи воссоединились, — рассказывает Александр. — За эти дни двое из братьев были в одиночном заключении около 70 дней, а третий пробыл в одиночной камере 47 дней ».

По словам самих заключённых, в первые недели были допросы и очень сильное
давление: «Они говорили, что их не били, — продолжает Александр Неретин. — И я думаю, что это была Божья защита над ними. Однако, было очень тяжёлое психологическое давление, ежедневные допросы в течение месяца, незнание, что будет с ними дальше. Они смогли позвонить домой только спустя две недели после ареста, а увиделись с родными спустя четыре месяца. Братья духовно не сломались: они продолжали молиться и брали посты. Они продолжали держаться за Господа, верить, стоять и, слава Богу, все хорошо закончилось».

Один из заключенных, служитель церкви Эльдар, говорит, что арест был для них сюрпризом: «Когда мы ехали в Иран, то думали, что если вдруг что – то пойдет не так, нас просто депортируют обратно, но когда полиция ворвалась на служение, то мы осознали, что всё: Иран для нас закрыт. Когда же на нас в машине надели наручники, то мы поняли, что попадем в тюрьму. Мы не то, чтобы боялись, но мы были даже готовы к смерти».

По словам Эльдара, когда они возвращались домой, до момента взлета самолета чувствовалось напряжение, потому что Правительство в любой момент могло вернуть их обратно в тюрьму.

Александр Неретин и все, кто был вовлечен в этот нелегкий процесс, уверены, что — это чудо: «Мы понимаем, что их освобождение — это чудо, потому что такое не так часто происходит, и я верю, что это благодаря молитвам тысяч верующих в разных церквях и странах, которые поддерживали нас и материально, — говорит Александр.- С самого начала у нас было слово от Господа из книги Даниила «о Седрахе, Мисахе и Авденаго».

И Бог дал нам слово, что как и эти юноши оказались в огненной печи испытания и выжили, так и наши три брата выйдут. Конечно, у нас было слово, но, поверьте, за 4 месяца бывало, что ситуация выглядела так, будто это просто невозможно. Мы чувствовали, как отчаяние нападало на нас, что нет никого шанса, но Бог был верен, и Его слово исполняется, несмотря на обстоятельства. Шаг за шагом мрак рассеивался и коридор, который, казалось, не имел конца, вскоре закончился. Слава Богу, сегодня — это уже история. И за что мы благодарны, так это за поддержку христиан, пасторов церквей, лидеров и всех верующих. За моральную, духовную и материальную помощь. И думаю, что самое важное в этой истории — именно поддержка. Мы по-настоящему пережили, что мы — Тело Христа. Мы сделали это вместе, совместными усилиями».

Как снимали фильм «Освобождение»
Киноэпопея была изначально задумана как ответ Западу. Она должна была называться «Освобождение Европы» и состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». Режиссёр Юрий Озеров говорил:

В фильме снимались: Николай Олялин, Лариса Голубкина, Борис Зайденберг, Сергей Никоненко, Михаил Ульянов, Владлен Давыдов, Василий Шукшин, Евгений Буренков, Дмитрий Франько, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Михаил Ножкин, Иван Переверзев, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Николай Рыбников, Владимир Коренев,Валерий Носик, Эдуард Изотов, Юрий Легков, Всеволод Санаев, Владимир Самойлов, Игорь Озеров, Сергей Харченко, Николай Рушковский, Константин Забелин, Виктор Авдюшко, Владимир Заманский, Клеон Протасов, Александр Афанасьев, Алексей Глазырин, Пётр Глебов, Григорий Михайлов, Пётр Щербаков, Роман Ткачук, Сергей Ляхницкий, Валерий Карен, Виктор Байков, Николай Боголюбов, Владимир Герасимов, Михаил Глузский, Николай Ерёменко-ст., Петр Любешкин, Иван Миколайчук, Лев Прыгунов, Роман Хомятов и др.

Создатели фильма - участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и демобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где в 1944 году его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…


Озеров выдвинул программу, включающую несколько принципиальных положений. Во-первых, он хотел показать на экране победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. И наконец, придерживаться фактов в показе событий и роли исторических лиц, масштабе битв, всех явных и тайных эпизодов войны. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.


На съёмках фильма «Освобождение»

Для того чтобы написать сценарий киноэпопеи, Ю. Бондареву, О. Курганову и Ю. Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантом картины - генералом армии С.М. Штеменко, маршалами И.С. Коневым, К.С. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г.К. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.


«Освобождение»

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актёров на роли этих персонажей оказался также непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране.

Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съёмочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актёром.
Впервые со времени XX съезда КПСС в советском кино перед зрителями предстал Иосиф Сталин как Верховный Главнокомандующий. На эту роль Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе.

Существует мнение, что Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении» впервые после XX съезда КПСС. Однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, ещё до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965).

В этих картинах Сталин показан как близкий соратник Ленина, один из большевистских руководителей - его образ был изображён в соответствии с официальными трактовками истории и оценками роли Сталина периода второй половины 50-х годов и лишён оттенков «культа личности». Однако все эти картины мало известны - как тогда, так и сейчас.

Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что, в общем, вполне оправданно).

Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Матвеевич Штеменко). Тем не менее, Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок.

Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны - Андрея Антоновича Гречко, Алексея Алексеевича Епишева и Сергея Матвеевича Штеменко, которые с критикой высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне.

На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра; впоследствии он исполнял её не один раз (главным образом, в последующих фильмах Озерова о войне).Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино.

Театр им. Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там, на одном из спектаклей, на актёра обратил внимание один из ассистентов режиссёра Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день.

А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.


«Освобождение»

Сценаристы познакомились также с материалами о последних днях Гитлера. В частности, с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера».
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съёмок «Освобождения», в 1967 году, актёр киностудии ДЕФА Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат.

Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актёру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела.

С большим трудом удалось уговорить актёра на съёмки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом им к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров - клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых.

Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Клауса Шенка фон Штауффенберга исполнил Альфред Штруве. Его же пригласили и в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР, такие как Хеньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие


«Освобождение»

В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Франтишек Печка, Игнацы Маховский, Адам Пежик, Станислав Микульский, Ян Энглерт и другие. Роль президента США Франклина Делано Рузвельта исполнил Станислав Яськевич.
Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.

Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу - и ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, «яков» и «лавочкиных», пушек, грузовиков. Серьёзные трудности возникали с немецкой техникой, и тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» - изготовить немецкие танки.

На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер».В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить 100 советских танков, которые перекрасили под немецкие - для съёмок на заднем плане. Всего в съёмках участвовало 150 танков. Подобным образом обзавелись и самолётами. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 - в роли «Мессершмиттов».


«Освобождение»

В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя - это непростая задача, но она была решена.

Событийный ряд первой серии «Огненная дуга» ограничен - здесь все подчинено главному - рассказу о подготовке и проведении Курской операции, впечатляющему изображению грандиозного танкового сражения под Прохоровкой 12 июля 1943 года.

Съёмочная группа Юрия Озерова решила снимать битву в тридцати километрах от Киева, у села Ходасивка. Для того чтобы привести огромную съёмочную площадку в состояние боевой готовности, специальные окопные машины покрыли поле сетью глубоких траншей общей протяжённостью почти в тридцать километров.


«Освобождение»

На командный пункт, где находились режиссёр-постановщик, оператор с ассистентами, военные консультанты и командиры подразделений всех родов войск, сходились - через рации - все нити управления боем. И тут же главная ответственность за координацию действий всех родов войск ложилась на плечи Озерова.

Приходилось решать тысячи вопросов. Как быть с орудием, которое после холостого выстрела не даёт отката? Как зажечь, а потом потушить танк? Эти две проблемы решил инженер-конструктор трюкового реквизита «Мосфильма» Владимир Смирнов - у орудия он предложил слить тормозную жидкость, а в танк поставить газовый баллон, выведя горелки на броню: водитель сам будет регулировать высоту пламени.

В съёмках было задействованы самолёты, орудия, вездеходы, мотоциклы, автомобили… Этого вполне хватило, чтобы показать на экране сражение со всех точек зрения - и крупным планом в ближнем бою, и в перископ командира танкового полка, и с вертолётов, и из наблюдательного пункта командующего.


«Освобождение»

Значительную часть затрат составляли костюмы и вооружение: режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также были сшиты.

Каски, для экономии веса изготовленные из пластмассы, были произведены на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён Великой Отечественной войны.
В фильме «Прорыв» в действие вводятся новые силы, появляются новые исторические фигуры.

Драматические события, определяющие движение всей мировой истории, центр которых - на советско-германском фронте, развёртываются в разных странах. Американские солдаты с десантных барж и шлюпок высаживаются на юге Италии. В Варшаве два антифашиста подкладывают бомбу в кинотеатр «Аполло», предназначенный «только для немцев».


«Освобождение»

И снова Италия: Муссолини арестован, а затем освобождён Отто Скорцени. В конце фильма «Прорыв» мы попадаем в Тегеран сорок третьего года и присутствуем на исторической конференции глав трех держав, когда решался вопрос об открытии второго фронта. И всё-таки главный интерес авторов сосредоточен на событиях, которые разворачивались осенью 1943 года на берегах Днепра.

Третий фильм эпопеи - «Направление главного удара» - рассказывал о том, как подготовлялась и проводилась стратегическая операция «Багратион», в ходе которой была разгромлена группа армий «Центр». Наши войска вышли к государственной границе СССР.

Снимали эту операцию в Литве (в Белоруссии шло активное осушение болот), у села Побраде, километрах в пятидесяти от Вильнюса. Здесь те же болотистые места, что в соседней Белоруссии, небольшие речки и озера, овраги и рощи, та же скупость красок, строгость природы.


«Освобождение»

Венчают эпический цикл фильмы «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Строго говоря, это один большой фильм, поделённый пополам лишь по соображениям производственной и прокатной целесообразности. Не случайно заключительным лентам дан общий эпиграф: «Вечная слава павшим в боях Великой Отечественной войны».

По возможности фильм снимался в местах действительных событий. Берлин - в Берлине, Варшава - в Варшаве, Крымская конференция - в Ливадийском дворце, арест Муссолини - в Италии. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле сорок пятого года шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».

Один из самых сложных в фильме - эпизод затопления берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжки тысячи стариков, женщин, раненых и детей.


«Освобождение»

Часть этой сцены сняли в Берлине. Но само затопление - в перервинском шлюзе № 11 под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника А. Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённые из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, девятиметровая толща воды обрушилась на «станцию»…

Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые, актёрские сцены «под документ». И, надо отметить, им удалось добиться ощущения достоверности.

Удачно легли в картину немногочисленные куски хроники, они были растянуты на широкий формат и верированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.

Фильм «Освобождение» показывает борьбу штабов, умов, борьбу военных доктрин. В картине пятьдесят одно историческое лицо, и среди них прославленные военачальники - Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.


«Освобождение»

С вдохновением сыграл Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина - Закариадзе. Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева, того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.

«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения - и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.

Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это - русский солдат.


«Освобождение»

Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.

Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.

Все роли иностранных персонажей в фильме играют зарубежные исполнители. В польских эпизодах - освобождения Люблина и Варшавы - снялись польские артисты Б. Брыльска, Д. Ольбрыхский, В. Глинский. Муссолини играет итальянский актёр Иво Гаррани, немцев - актёры ГДР и Австрии.

Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз. Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Интерес к фильму нарастал - число зрителей, посмотревших киноэпопею, приближалось к поистине астрономической цифре - 400 миллионов человек! И это только за один год.

В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды - Ленинской премии. Кроме Юрия Озерова премию получили писатель Юрий Бондарев, писатель Оскар Курганов, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков.

Что еще почитать