История чеченской республики. Чеченцы

Многие русские, знакомые с историей Советского Союза лишь по обрывкам из школьной программы и ностальгическим передачам на «Первом», могут считать, что межнациональные конфликты, которыми так изобиловал ушедший год - это то, чего не могло быть в дружном, интернациональном СССР. Сегодня я расскажу вам об одном примере такой советской дружбы русского народа с народом-академиком.

16 июля 1956 года был издан Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей». Бедным, несчастным горцам, которых зачем-то повыселяли в Казахстан, разрешили покинуть места ссылки.

Переселение чеченцев, ингушей и прочих малых народов случилось более массовым, чем могла предположить советская власть, и процесс начал выходить из-под контроля. Начались проблемы с трудоустройством, жильем и социализацией, которые постепенно начали перерастать в проблемы с незаконным хранением оружия, убийствами и нападениями на жителей Чечено-Ингушской АССР некоренных национальностей. Чеченцы начали запугивать местных, в Грозном распространялись антирусские листовки, были зафиксированы нападения чеченской молодежи на учащихся ремесленных училищ и офицеров Советской Армии. В результате, в течение 1957 года за пределы ЧИ АССР выехали 113 тысяч русских, осетин, аварцев, украинцев и граждан других национальностей (результаты переписи населения в 1959 году показали, что в республике проживает всего 710 424 человека). Среди тех, кто предпочёл остаться, крепли античеченские настроения. Нужна была только искра, которая и вспыхнула 23 августа 1958 года.

Вечером того дня в пригороде Грозного чеченец Лулу Мальсагов, находясь в нетрезвом состоянии, устроил драку с русским парнем Владимиром Коротчевым и нанес ему ножевые ранения в живот (его удалось спасти). В тот же день у Мальсагова случился еще один конфликт с рабочими химического завода, один из которых - Евгений Степашин - получил несколько ножевых ранений, ставших для него смертельными.

Слухи об убийстве чеченцами русского парня быстро разнеслись среди рабочих завода и жителей Грозного. Реакция населения была бурной, несмотря на то, что убийцу довольно быстро задержали. Ещё больше подлило масла в огонь руководство республики, запретившее проводить панихиду на территории химического завода, на котором работал Евгений, и мешавшее распространения любой информации о происходящем.

«Некоторые участники похорон возмущались и кричали: «Почему не разрешают нести гроб там, где хочется?» Наконец группа женщин, около 50 человек, побежала вперед, обогнала идущих с венками, прорвала оцепление милиции и с криками повернула толпу на улицу, ведущую в центр. Дальше толпа женщин (до 300 человек) шла впереди и не давала милиции перекрывать подступы к центру города. Около продовольственного рынка кто-то из женщин стал звать народ на митинг».

К 17.00 похоронная процессия подошла к зданию обкома и, несмотря на запрет, начался траурный митинг. К митингующим даже вышли секретари обкома партии Г.Я. Черкевич и Б.Ф. Сайко, но вместо разговора о волнующих людей проблемах они попросили возмущенных русских “прекратить хулиганить”.

Меж тем, некоторые из митингующих предприняли попытку проникнуть в здание обкома, и в 19 часов 30 минут им это удалось. Группа молодежи ворвалась в обком и попыталась силой вытащить на площадь председателя Совета Министров ЧИ АССР Гайербекова, второго секретаря обкома КПСС Чахкиева и других работников. С большим трудом сотрудникам КГБ и МВД удалось изгнать из обкома прорвавшихся туда демонстрантов и задержать наиболее активных из них.

Митингующие стали нападать на военные и милицейские автомашины и откатывать их вместе с солдатами на прилегающие к площади улицы. Были остановлены и избиты два чеченца, проезжавшие мимо на мотоцикле. В окна обкома летели камни.

Ближе к двум часам ночи митингующие стали расходиться и у милиции получилось зачистить здание обкома, за день был арестован 41 человек.

На следующий день, 27 августа, случился новый митинг. С семи утра на той же площади начали собираться недовольное горожане, обсуждавшие вчерашние события и выражавшие недовольство задержаниями.

К полудню на площади вновь собралась многотысячная толпа. Выступающие настойчиво повторяли свои требования: освободить арестованных, выслать чеченцев из Грозного. Примерно в час дня большая группа митингующих вновь ворвалась в обком и устроила погром - ломали мебель, били окна, выбрасывали на улицу документы и другие бумаги. Другой группе удалось прорваться в здание КГБ и нанести некоторый материальный ущерб: были выбиты стекла, выломаны двери и т.п. Прорыв чекистам удалось быстро ликвидировать, причем без применения оружия. Также митингующие ворвались в здание МВД ЧИАССР - искали задержанных днём ранее.

На улицах города отдельные группы участников беспорядков останавливали автомашины - искали чеченцев. Как позднее докладывал генерал-полковник С. Н. Перевёрткин, «руководящий состав и значительная часть сотрудников МВД и райотделов милиции сняли форменную одежду из-за боязни возможного избиения их хулиганами».

Ближе к вечеру митингующие написали текст «резолюции митинга», где, помимо прочего, были требования «Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения» и «Лишить всех преимуществ чечено-ингушское население по сравнению с другими национальностями». Восставшие русские попытались штурмовать радиостанцию и телефонную станцию, чтобы передать свои требования в Москву (оба штурма закончились неудачно, во время штурма телефонной станции один человек был убит и двое получили ранения). Удалось им это только с штурмом почтамта. В 23 часа группа демонстрантов отправилась на вокзал и перекрыла железную дорогу. Люди врывались в вагоны и просили передать жителям других городов о происходящем. На вагонах появлялись надписи «Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!»

Примерно в полночь в Грозный были введены войска. Толпа пыталась сопротивляться, но солдаты быстро подавили сопротивление и железная дорога была разблокирована. Одновременно с этим войскам удалось навести порядок у здания обкома. В ночь с 27 на 28 августа в Грозном был введён комендантский час, который действовал в течение четырёх суток.

Руководство СССР, несмотря на широкий резонанс происходящего, предпочло не разбираться в причинах происходящего, а наказать самых ярых активистов - в результате расследования происходящий событий многие участники получили уголовные сроки (автор «проекта резолюции», например, получил 10 лет). Вот что писал по этому поводу доктор исторических наук Владимир Козлов:

«Московские партийные руководители так и не сумели дать серьёзную политическую оценку событиям, которые явно вышли за рамки случайного эпизода, - в центре относительно небольшого города буйствовала толпа численностью до 10 тысяч человек. Дело ограничилось чисто полицейскими мерами и обычной идеологической говорильней. Неудивительно, что, несмотря на все усилия властей, этническая напряженность, как в Грозном, так и в республике сохранялась…»

Итого: Российская Империя - Кавказская война, массовое выселение в Турцию, постоянные перестрелки между местными жителями и горцами, карательные походы белогвардейцев. Советский Союз - массовое выселение в Казахстан, постоянные стычки между местными жителями и горцами, натуральные погромы с вводом войск. Российская Федерация - две войны, постоянные стычки между местными жителями и горцами, погромы в центральной России.

Вы все еще верите, что проблема с Кавказом в каких-то неизвестных “придурках и провокаторах”, которые “раскачивают лодку”? ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ 150 ЛЕТ?!

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Сегодня кое-что уже рассказано о преступлениях, совершенных чеченцами и ингушами во время Великой Отечественной войны: массовом дезертирстве, бандитизме, организации восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам, наконец, о массовом предательстве со стороны местных руководящих кадров. Нельзя сказать, чтобы это было каким-то откровением — большая часть этих сведений уже публиковалась в последние годы в печати. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели "репрессированных народов" продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления ее "отдельных представителей". Один из излюбленных аргументов этой публики — ссылка на "незаконность" подобного коллективного наказания.

Гуманное беззаконие товарища Сталина

Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев и ингушей не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.

Как мы уже выяснили, большинство чеченцев и ингушей призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали. Что полагается в условиях военного времени за дезертирство? Расстрел или штрафная рота. Применялись ли эти меры к дезертирам других национальностей? Да, применялись. Бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время войны также наказывались по всей строгости. Кстати, как и менее тяжкие преступления, вроде членства в антисоветской подпольной организации или хранения оружия. Далее, пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, наконец, недонесение также карались Уголовным кодексом. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши.

Таким образом, получается, что наши обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Хотя, скорее всего, они просто считают, что закон писан только для русских и прочих граждан "низшего сорта", а на гордых жителей Кавказа он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, а также раздающимся с завидной регулярностью призывам "решить проблему Чечни за столом переговоров" с бандитскими главарями, так оно и есть.

Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо более мягкой, чем то, что им полагалось согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически все взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики пришлось бы вывозить и детей — из соображений гуманности.

А с моральной точки зрения? Может, стоило "простить" народы-предатели? Только вот что при этом подумали бы миллионы семей погибших солдат, глядя на отсидевшихся в тылу чеченцев и ингушей? Ведь в то время, как оставшиеся без кормильцев русские семьи голодали, "доблестные" горцы торговали на рынках, без зазрения совести спекулируя сельхозпродуктами. Согласно агентурным данным, накануне депортации у многих чеченских и ингушских семей скопились крупные суммы денег, у некоторых — по 2—3 миллиона рублей.

Надо сказать, что и в то время у чеченцев находились "заступники". Например, будущий хрущевский генеральный прокурор и главный "реабилитатор" Р.А. Руденко, занимавший тогда скромный пост заместителя начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР. Выехав 20 июня 1943 года в командировку в Чечено-Ингушетию, по возвращении он представил 15 августа 1943 г. на имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорилось, в частности, следующее:

"Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин как недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы среди населения, особенно в высокогорных , районах, где много аулов и селений расположены далеко от райцентров, отсутствие агентуры, отсутствие работы с легализованными бандгруппами... допускаемые перегибы в проведении чекистско-войсковых операций, выражающиеся в массовых арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г. было убито 213 чел., из них на оперативном учете состояли только 22 человека..." (ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244).

Таким образом, по мнению Руденко, стрелять можно только в тех бандитов, которые состоят на учете, а с прочими — вести партийно-массовую работу. Подобное суждение вполне созвучно возмущенным воплям нынешних правозащитников в адрес российских военнослужащих, которые при зачистке очередного чеченского селения, прежде чем войти в подвал сперва кидают туда гранату, не задумываясь — а вдруг там не боевики, а мирные жители? Если же вдуматься, то из доклада Руденко следует прямо противоположный вывод — реальное количество чеченских и ингушских бандитов было в десять раз больше, чем число состоявших на оперативном учете: как известно, ядро банд составляли профессиональные абреки, к которым для участия в конкретных операциях присоединялось местное население.

В отличие от сетовавшего на "недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы" Руденко, Сталин и Берия, родившиеся и выросшие на Кавказе, совершенно правильно понимали психологию горцев с ее принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом. Потому и приняли решение о ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Решение, обоснованность и справедливость которого вполне осознавались самими депортируемыми. Вот какие слухи циркулировали в то время среди местного населения:

"Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят" (Витковский А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 16.).

Операция "Чечевица"

Итак, решение о выселении чеченцев и ингушей было принято. Началась подготовка к операции, получившей кодовое название "Чечевица". Ответственным за ее осуществление был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга И.А. Серов, а его помощниками — комиссары госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов, С.Н. Круглов и генерал-полковник А.Н. Аполлонов, каждый из которых возглавил один из четырех оперативных секторов, на которые была разделена территория республики. Контролировал ход операции лично Л.П. Берия. В качестве предлога для ввода войск было объявлено о проведении учений в горных условиях. Сосредоточение войск на исходных позициях началось примерно за месяц до начала активной фазы операции.

В первую очередь необходимо было произвести точный учет населения. 2 декабря 1943 года Кобулов и Серов доложили из Владикавказа, что созданные для этой цели оперативно-чекистские группы приступили к работе. При этом выяснилось, что за два предыдущих месяца в республике было легализовано около 1300 бандитов, скрывавшихся в лесных и горных массивах, в том числе и "ветеран" бандитского движения Джавотхан Муртазалиев, вдохновитель ряда прошлых антисоветских выступлений, включая восстание в августе 1942 года. При этом в процессе легализации бандиты сдавали лишь незначительную часть своего оружия, остальное же припрятывали до лучших времен.

тов. Сталину

Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 чел., включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в гор. Владикавказе.

Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всей низменности и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тыс. человек.

В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек.

(...) Горные районы будут блокированы заблаговременно

(...)

В частности, к выселению будут привлечены 6—7 тыс. дагестанцев, 3 тыс. осетин из колхозного и совхозного актива районов Дагестана и Северной Осетии, прилегающих к Чечено-Ингушетии, а также сельские активисты из числа русских в тех районах, где имеется русское население.

...Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции, хотя бы в основном, т.е. до 26—27 февраля 1944 г.

Л. Берия".

Показательный момент: для помощи в выселении привлекаются дагестанцы и осетины. Ранее для борьбы с чеченскими бандами в сопредельных районах Грузии привлекались отряды тушинцев и хевсур. Похоже, что бан-дитствующие обитатели Чечено-Ингушетии сумели настолько досадить всем окрестным народностям, что те с радостью готовы были помочь спровадить своих соседей куда-нибудь подальше.

Наконец все было готово.

"Государственный Комитет Обороны

товарищу Сталину

Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее:

1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Моллаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. (По данным НКВД, накануне жена этого "плачущего большевика" купила золотой браслет стоимостью 30 тысяч рублей. — И.П.). Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.

...40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2—3 человека для агитации.

Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.

...Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 166)

В 2 часа ночи 23 февраля были оцеплены все населенные пункты, расставлены засады и дозоры, отключены радиотрансляционные станции и телефонная связь. В 5 часов утра мужчин созвали на сходы, где им объявили решение правительства. Тут же участников сходов разоружили, а в двери чеченских и ингушских домов в это время уже стучались опергруппы. Каждая оперативная группа, состоящая из одного оперработника и двух бойцов войск НКВД, должна была произвести выселение четырех семей.

Технология действий опергрупп была следующей. По прибытии в дом выселяемых производился обыск, в ходе которого изымалось огнестрельное и холодное оружие, валюта, антисоветская литература. Главе семьи предлагалось выдать участников созданных немцами отрядов и лиц, помогавших фашистам. Здесь же объявлялась причина выселения: "В период немецко-фашистского наступления на Северный Кавказ чеченцы и ингуши в тылу Красной Армии проявили себя антисоветски, создавали бандитские группы, убивали бойцов Красной Армии и честных советских граждан, укрывали немецких парашютистов". Затем имущество и люди — в первую очередь женщины с грудными детьми — грузились на транспортные средства и под охраной направлялись к месту сбора. С собой разрешалось брать продовольствие, мелкий бытовой и сельскохозяйственный инвентарь из расчета 100 кг на каждого человека, но не более полутонны на семью. Деньги (в том числе и полученные за счет спекуляции, что свидетельствует об излишней снисходительности властей) и бытовые драгоценности изъятию не подлежали. На каждую семью составлялось по два экземпляра учетных карточек, где отмечались все, в том числе и отсутствующие, домочадцы, обнаруженные и изъятые при обыске вещи. На сельскохозяйственное оборудование, фураж, крупный рогатый скот выдавалась квитанция для восстановления хозяйства по новому месту жительства. Оставшееся движимое и недвижимое имущество переписывалось представителями приемной комиссии. Все подозрительные лица подвергались аресту. В случае сопротивления или попыток к бегству виновные расстреливались на месте без каких-либо окриков и предупредительных выстрелов.

Телеграмма № 605] от 23.2.44 г.

"Государственный Комитет Обороны,

тов. Сталину

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имели место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. утра вывезено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., т.е. свыше 20 проц., подлежащих выселению, погружены в железнодорожные вагоны из этого числа 20 тыс. 23 человека.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165)

Разумеется, подготовка к операции велась в условиях строжайшей секретности. Тем не менее, полностью избежать "утечки информации" не удалось. Согласно агентурным данным, поступавшим в НКВД накануне выселения, привыкшие к вялым и нерешительным действиям властей чеченцы были настроены весьма воинственно. Так, легализованный бандит Исханов Саидахмед пообещал: "При попытке меня арестовать я не сдамся живым, буду держаться сколько могу. Немцы сейчас отступают с таким расчетом, чтобы Красную Армию весной уничтожить. Надо во что бы то ни стало держаться". Житель же аула Нижний Лод Джамолдинов Шаца заявил: "Нам надо готовить народ к тому, чтобы в первый же день выселения поднять восстание" (В и т к о в с кий А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 18).

Однако стоило властям продемонстрировать свою силу и твердость, как "воинственные горцы" послушно отправились к сборным пунктам, даже не помышляя о сопротивлении. С теми же, кто сопротивлялся, особо не церемонились:

"В Кучалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты Басаев Абу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты: винтовка, револьвер и автомат".

"При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен один. В Урус-Мар-тановском районе при попытке к бегству убито четыре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападению на часовых убит один чеченец. Легко ранены два наших сотрудника (кинжалами)".

"При отправлении эшелона СК-241 со ст. Яны-Кургаш Ташкентской ж.д. спецпереселенец Кадыев пытался бежать из эшелона. При задержании Кадыев пытался нанести удар камнем красноармейцу Карбенко, вследствие чего было применено оружие. Выстрелом Кадыев был ранен и в больнице умер".

Неделю спустя операция, в основном, была завершена.

"Государственный Комитет Обороны

тов. Сталину

Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей и 387 229 чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 154 эшелона уже отправлены к месту нового поселения.

Сегодня отправлен эшелон с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции.

Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района остались не выселенными 6 000 чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция протекала организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов.

...Проводится проческа и лесных районов, где временно оставлены до гарнизона войск НКВД и опергруппа чекистов. За время подготовки и проведения операции арестовано 2 016 человек антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок 4 868, пулеметов и автоматов — 479.

...Руководители партийных и советских органов Северной Осетии, Дагестана и Грузии уже приступили к работе по освоению отошедших к этим республикам новых районов.

Для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты все необходимые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта и с 15 марта будет проведено выселение балкарцев. Сегодня заканчиваем здесь работу и выезжаем на один день в Кабардино-Балкарию и оттуда в Москву.

29.02.1944г. №20.

Д. Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 161)

Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — свыше 400 тыс. в Казахстан и свыше 80 тыс. — в Киргизию. Обращает на себя внимание количество изъятого оружия, которого с лихвой хватило бы на целую дивизию. Нетрудно догадаться, что все эти стволы предназначались отнюдь не для защиты стад от волков.

На новом месте

Если верить обличителям "преступлений тоталитаризма", выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца (0,26% от их общего числа), еще 50 человек были убиты при сопротивлении или попытках к бегству.

Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьезны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались.

Ну, а что же те немногие чеченцы и ингуши, которые действительно честно воевали в рядах Красной Армии? Вопреки общепринятому мнению, они отнюдь не подвергались поголовному выселению. Многие из них освобождались от статуса спецпоселенцев, однако лишались при этом права проживания на Кавказе. Так, например, за боевые заслуги была снята с учета на спецпоселение семья командира минометной батареи капитана У.А. Оздоева, имевшего пять государственных наград. Ей разрешалось проживание в Ужгороде. Подобных случаев было множество. Не выселялись также чеченки и ингушки, состоящие в браке с лицами других национальностей.

Другой миф, касающийся депортации, связан с якобы мужественным поведением чеченских бандитов и их лидеров, сумевших избежать депортации и партизанивших чуть ли не до возвращения чеченцев из ссылки. Конечно, кто-то из чеченцев или ингушей мог все эти годы скрываться в горах. Однако даже если это и так, то вреда от них не было — сразу после выселения уровень бандитизма на территории бывшей ЧИ АССР снизился до характерного для "спокойных" регионов.

Большинство бандитских главарей были либо убиты, либо арестованы во время депортации. Дольше многих скрывался лидер Национал-социалистической партии кавказских братьев Хасан Исраилов. В ноябре 1944 года он отправил начальнику У НКВД Грозненской области В.А. Дроздову униженное и слезливое письмо:

"Здравствуйте. Дорогой Дроздов, я писал телеграммы в Москву. Прошу передать их по адресам и через Яндарова прислать мне расписки почтой с копией Вашей телеграммы. Дорогой Дроздов, я прошу Вас сделать все возможное для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи, ибо не так велики, как рисуются. Прошу прислать мне через Яндарова копировальной бумаги 10—20 штук, доклад Сталина от 7 ноября 1944 года, военно-политические журналы и брошюры не менее 10 штук, химических карандашей 10 штук.

Дорогой Дроздов, прошу сообщить мне о судьбе Хусейна и Османа, где они, осуждены ли они или нет.

Дорогой Дроздов, я нуждаюсь в лекарстве против туберкулезной бациллы, пришли наилучшее лекарство. С приветом — писал Хасан Исраилов (Терлоев)". (ГАРФ. Ф.Р.-9479. Оп. 1. Д. 111. Л. 191об.) Однако просьба бандитского главаря осталась без ответа. 29 декабря 1944 г. Хасан Исраилов был убит в результате спецоперации.

Но, может быть, обеспечив минимальные потери чеченцев и ингушей при выселении, власти специально морили их на новом месте? Действительно, смертность спецпереселенцев там оказалась весьма высокой. Хотя, конечно, погибла не половина и не треть высланных. К 1 января 1953 года на поселении находилось 316717 чеченцев и 83 518 ингушей (В. Н. Земсков. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (Ста-тистико-географический аспект) // История СССР. 1991, №5. С. 155). Таким образом, общее количество выселенных сократилось примерно на 80 тысяч человек, из которых, впрочем, часть не умерла, а была освобождена. Так, только до 1 октября 1948 года включительно было освобождено с поселения 7 тысяч человек из числа выселенных в 1943—1944 гг. с Северного Кавказа (Там же. С. 167).

Чем же была вызвана столь высокая смертность? Сознательного уничтожения чеченцев и ингушей не было. Дело в том, что сразу после войны СССР поразил жестокий голод. В этих условиях государство должно было в первую очередь заботиться о лояльных гражданах, а чеченцы и прочие поселенцы во многом оказались предоставлены сами себе. Естественно, что традиционное отсутствие трудолюбия и привычка добывать пропитание разбоем и грабежом отнюдь не способствовали их выживанию. Тем не менее, постепенно переселенцы обжились на новом месте и перепись 1959 года дает уже большую цифру чеченцев и ингушей, чем было на момент выселения: 418,8 тыс. чеченцев, 106 тыс. ингушей.

Возвращение

После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев с упорством, достойным лучшего применения, начал разрушать все позитивное, созданное его предшественником. 9 января 1957 г. был подписан Указ Президиума ВС СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Согласно нему, "безвинно пострадавшие" народы не только возвращались в свои родные места — к республике дополнительно "прирезались" Наурский и Шелковский районы, никогда ранее в нее не входившие.

Вполне естественно, что чеченцы и ингуши в массовом порядке устремились на свою "историческую родину", с энтузиазмом наверстывая упущенное за время вынужденного отсутствия. Так, в первой половине 1958 года по сравнению с аналогичным периодом 1957 года количество убийств в республике возросло в 2 раза, а случаев разбоя и хулиганства, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения, — в 3 раза.

"Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются" (О. Матвеев. Русский бунт в Грозном // Независимая газета. 31 марта 2001 г.). В результате чеченского террора, творимого при полном попустительстве местных властей, только в течение 1957 года из Чечено-Ингушетии выехали 113 тысяч русских, украинцев, осетин, дагестанцев и граждан других национальностей.

Русское восстание

Партийное руководство республики отгородилось от возмущенного народа кордоном милиции, которой было дано указание не допустить траурную процессию к обкому. Однако толпе вместе с гробом убитого удалось достичь своей цели. Опрокинув несколько автомашин, выставленных в качестве заграждения, демонстрация хлынула на площадь Ленина, где начался несанкционированный митинг. К 23 часам на площадь прибыли машины с солдатами местного гарнизона, которым вместе с милицией удалось рассеять толпу и задержать 41 участника беспорядков.

На следующий день с раннего утра по городу стали распространяться листовки, призывающие к возобновлению акции протеста:

"Товарищи! Вчера проносили мимо обкома гроб товарища, зарезанного чеченцами. Вместо того, чтобы принять соответствующие меры по отношению к убийцам, милиция разогнала демонстрацию рабочих и арестовала 50 человек ни в чем не повинных людей. Так давайте же бросим работу в 11 часов и пойдем в обком партии с требованием освободить товарищей!"

К полудню на площади Ленина скопилось около 10 тысяч человек. Пытаясь предотвратить дальнейшее развитие событий, власти пошли на уступки и освободили арестованных накануне. Однако это не помогло. В 15 часов группа демонстрантов захватила здание Грозненского горкома КПСС. Спустя два часа митингующие взяли штурмом и здание обкома.

Нынешние чеченофилы любят рассуждать об "опасности русского шовинизма". Однако события августа 1958 года наглядно опровергают их домыслы. Обычно во время подобных беспорядков на национальной почве счет убитых идет на десятки. Тем не менее, русские жители Грозного не унизились до чеченского погрома. В ходе событий 26—27 августа был убит только один чеченец. И вообще, несмотря на стихийность выступления, восставшие действовали на редкость организованно. В захваченном здании обкома было организовано печатание листовок. Была составлена и принята резолюция митинга:

"Учитывая проявление со стороны чечено-ингушского населения зверского отношения к народам других национальностей, выражающегося в резне, убийствах, насилии и издевательствах, трудящиеся города Грозного от имени большинства населения республики предлагают:

1. С 27 августа 1958 года переименовать Ч И АССР в Грозненскую область или же в Межнациональную советскую социалистическую республику;

2. Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения;

3. Переселить передовую прогрессивную комсомольскую молодежь различных национальностей из других республик для освоения богатств Грозненской области и для развития сельского хозяйства..."

Чтобы донести свои требования до руководства страны, восставшие захватили главпочтамт, а затем, невзирая на вооруженное сопротивление охраны, — и междугородную телефонную станцию, откуда ими была организована связь с приемной Хрущева. В 23 часа группа демонстрантов с красным знаменем направилась на Грозненский вокзал и задержала отправление поезда Ростов—Баку. Люди ходили по вагонам и просили пассажиров рассказать жителям других городов о том, что происходит в Грозном. На вагонах появились надписи: "Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!"

Около полуночи на станции появились войска, но участники акции протеста забросали их камнями. Лишь применив огнестрельное оружие, толпу удалось рассеять, а поезд отправить по назначению. Одновременно войсковым подразделениям удалось навести порядок на площади у здания обкома. Даже по официальным данным, как минимум один из восставших был убит и несколько человек ранено. На следующий день начались аресты. Всего в связи с августовскими событиями было осуждено свыше 100 человек.

В дальнейшем ситуация в Чечено-Ингушетии развивалась по "косовскому сценарию". Русскоязычное население постепенно вытеснялось из республики. Закономерным же итогом хрущевского потворства чеченским бандитам стали трагические события 90-х годов...

Игорь Пыхалов

1957 г . Возвращение чеченцев на родину.

Жизнь в республике до развала СССР

После трагических событий февраля 1944 года прошло тринадцать лет. Культ И.В.Сталина был развенчан Н.С.Хрущёвым на 20-м съезде КПСС. Выселение многих народов со своей Родины было признано неправильным и в 1957 году Правительство СССР восстановило им право жить там, где они проживали веками. Это Постановление всеми обиженными, в том числе чеченцами и ингушами было воспринято как признание той ошибки, которая была совершена руководством страны, и принесло им огромную радость. Началось возвращение домой. Но этот факт был омрачён вГрозном трагическим событием. В посёлке им. С.М.Кирова кто-то из чеченцев,вернувшихсядомой,убилдемобилизованногоматроса, русского. Его похороны превратились в демонстрацию. Похоронная процессия, пешком двигающаяся за гробом, превратилась в огромную колонну, которая, остановившись у Областного комитета партии на площади им. В. И. Ленина, начала митинг с требованием запретить чеченцам возвращение назад. С большим трудом, усилиями работников НКВД, активных членов партии, стихийный митинг удалось заглушить, и процессия двинулась к кладбищу. Но этот факт не остался бесследным и долго ещё оставался в памяти жителей города.

Депортацию тринадцати народов надо признать несправедливой. Но, присмотревшись к чеченцам, вернувшимся в 1957 году назад на родину, можно сделать вывод, что это были уже другие люди. Живя на чужбине разрозненно, среди русских, немцев, других народов,
чеченцы вынуждены были перенимать тот образ и стиль жизни, которым жили окружающие. А он сильно отличался от жизни в горах, и поэтому они как губки впитывали в себя всё самое полезное. Чеченцы и ингуши научились жить и мыслить по-русски, учились в русских школах, техникумах, институтах, работали на серьёзных промышленных предприятиях, некоторые стали занимать руководящие посты. Многие дружили с русскими семьями, перенимали методы ведения домашнего хозяйства, научились по-русски оборудовать интерьер квартиры и многому, многому другому.

А как было до выселения? Вспоминается 1937 год. 1 Мая. Все соседи нашего барака, собрались на квартире одного из рабочих, чтобы отметить этот праздник. По какой-то случайности среди гостей оказался пожилой чеченец. Для рабочей компании стол был накрыт прилично по тем временам, наряду с водкой, вином, обязательно подали жареную и варёную картошку, а к этим блюдам – селёдку, солёные огурцы и помидоры из бочек, мясо (тогда все держали различную живность), ну и, конечно: лук, чеснок, петрушку, укроп и другую зелень. Хлеб в те времена был, как правило, чёрный, на белый денег не хватало. Ели, пили, песни пели. В общем, праздновали День международной солидарности трудящихся. Увидел бы тот современный чеченец, воспитанный в изгнании и отчитавший женщину с «рязанской мордой», как гость рабочей компании в процессе трапезы, начал потихоньку рукой таскать со стола квашеную капусту и укладывать её в карман. Вероятно, она ему очень понравилась, и он решил порадовать своих родственников дома, а может, хотел показать им, что едят русские, или, может быть, по привычке решил что-нибудь карабчить (украсть, значит). Соседи по столу заметили его действия, но делали вид, что ничего не происходит. Когда же хозяин квартиры, заметил, что гость положил в карман вилку, его нервы не выдержали, и он завопил: «Э…! Э…! Когда ты таскал капусту, я терпел, но вилку! У меняих у самого мало». Пришлось незадачливому воришке расстаться с добычей. Капусту ему разрешили унести, чтобы он показал, чего «жрут» русские. До приведённого выше примера из прошлого мы вели речь о том, что вынесли из жизни вне Родины чеченцы.

Продолжим. Однажды, примерно в семидесятые годы, я совершенно случайно разговорился на автомобильной стоянке у Грозненского универмага со стоявшим рядом чеченцем. В процессе нашей беседы он неожиданно заявил: «Спасибо Сталину. Он нас там, в Казахстане, хоть жить научил». Дальше он мысль свою развивать не стал, но я его понял. Вероятно, он хотел сказать именно то, о чём я написал несколько выше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что чеченцы и ингуши из ссылки вернулись более приспособленными для жизни в обществе с другими народами. В Грозном, в начале семидесятых годов, наконец-то, было построено здание и начал работать Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н.Толстого, в который поступило много молодёжи коренной национальности. Если в кузницу кадров нефтяной промышленности, Грозненский нефтяной институт, в основном поступали только русскоязычные студенты, то после 1957 года в число студентов стали постепенно входить и чеченцы и ингуши, вернувшиеся на родину.

Поняв преимущества нефтяников перед другими профессиями, потянулись на НПЗ и буровые, местные жители из чеченцев. Так появилась, хотя и небольшая, прослойка нефтяников-чеченцев. Но в руководстве нефтяной промышленности республики пока оставались квалифицированные кадры из русских. Образованных чеченцев это стало раздражать. Об этом я уже писал выше. К 1991 году произошло перераспределение кадров и в лёгкой промышленности и в торговле. За тридцать четыре года полностью изменился контингент кадров в торговле. Теперь уже за прилавками магазинов стояло почти 90 % чеченок. Достаточно много рабочих мест на стройках, в нефтяной, нефтеперерабатывающей, металлургической и особенно в лёгкой промышленности было занято чеченцами и ингушами. Многие жители близлежащих аулов и сёл автобусами стали ездить на работу в город. Другая часть чеченцев, не найдя работы в городе и в селе, создавая строительные бригады, в основном из родственников, начали выезжать за пределы республики на заработки («на шабашку», так они называли). Выезжая на всё лето, бригадышабашников» заключали договоры с колхозами, совхозами и другими предприятиями на строительство коровников, школ, детских садов, жилья и других объектов. Закончив работу, получив заработанные деньги, строители к зиме возвращались домой, чтобы на следующий год повторить всё сначала. И так из года в год. Третья группа местных жителей стали спекулянтами (как сейчас говорят – «челноками»). Поезд Грозный-Москва очень хорошо этому способствовал. Из Москвы будущие челноки привозили современные по тому времени вещи, телевизоры, ковры и другой дефицит. Чеченцы в Грозном стали законодателями мод.

За примером далеко ходить не буду. Моя жена с 1966 по 1995 год работала в Грозненском Универмаге закройщицей женского платья и дружила со многими продавщицами-чеченками. Однажды она мне рассказала содержание беседы с молодой продавщицей. Девочка ей сказала: «Ой, тётя Эмма, Вы же нас чеченцев не знаете. Вот, например, если моя подруга купила понравившееся мне платье, то я неделю, две есть не буду, но обязательно куплю себе такое же». Видите ли, ей гордость не позволяет выглядеть хуже подруги. Таков чеченский характер.

Ко времени развала Советского союза в Чечне давно уже появилась большая прослойка чеченцев во всех областях производственной деятельности, были и инженеры, и техники, и учёные, учителя, и врачи, корче говоря, появились все профессии, необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятий и учреждений. В нефтяной промышленности появились мастера участков, начальники установок и цехов. В нефтедобыче, особенно в Управлениях «Малгобекнефть», «Горагорскнефть», «Старогрознефть», «Октябрьнефть», число рядовых чеченцев-буровиков росло значительно быстрее, чем руководящих кадров, а это предел мечтаний многих.

Недавно, в начале 2006 года, Президент Путин в беседе с группой руководителей из Чечни, задал им вопрос: «Кто мог бы в данное время стать Президентом республики?» На заданный вопрос Президента ответил Рамзан Кадыров: «Если Вы сейчас выйдете на улицуи зададите этот вопрос любому встречному чеченцу, вы услышите единственный ответ: «Я». Вот вам портрет настоящего чеченца. Очень они любят руководящие посты.

Однажды, в 1976 году, при наборе кадров во вновь открывающийся Грозненский цирк на должность начальника охраны, состоящей из десяти человек, был принят чеченец. Одевался тот с «иголочки», по цирку ходил, нет, не ходил, а перемещался, степенно, медленно, окидывая хозяйским взором «свои владения». Порой его даже путали с самим директором цирка, кстати, тоже чеченцем, Юнусом Якубовичем Газалоевым, ставшим в последующем Заслуженным работником культуры ЧИАССР. Росло количество чеченцев и на заводе «Красный Молот». Завод расширялся, апритока русских, как в старые времена, уже не было. В этом месте мне хочется отметить, что в тот период и появилась на заводе молодая девушка-чеченка Сажи Умалатова. Начав работать ученицей сварщика, она доросла до бригадира. Её выбрали депутатом Верховного Совета СССР. Да ещё каким депутатом она стала! Вероятно, мало кто помнит, что она первая выступила с критикой политики, проводимой М.С.Горбачевым в области перестройки государства. В то время мало кто бы мог осмелиться покритиковать руководителя государства. Сейчас Сажи является руководителем одной из партий социалистической направленности.

В Чири-Юрте был построен большой цементный завод, который полностью обслуживали работники из этого и окружающих аулов. Республика встала на ноги. Первый орден Красного Знамени грозненский пролетариат получил в 1924 году за восстановление нефтяной промышленности, а в 1931 – за большие успехи, достигнутые самоотверженным трудом рабочих, грозненская нефтяная промышленность была награждена орденом Ленина, в 1942 году этим же орденом был награждён второй промысел «Малгобекнефть». А в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени награждён НГНПЗ им. Анисимова, а орденом Октябрьской Революции «Старогрознефть» и завод «Красный Молот». Вся ЧИАССР в 1965 году была удостоена ордена Ленина, в 1972 году – ордена Октябрьской Революции и ордена Дружбы народов, а в 1982 году, награждена орденом Трудового Красного знамени. Получается, что за годы Советской власти народы, проживающие в республике и отдающие все свои силы на обеспечение еёпроцветания, в целом были награждены десятью орденами. Это даже больше, чем знаменитый Комсомол, награждённый только шестью.

«Дружба народов – это вечно цветущее дерево, корни которого уходят далеко в прошлое, но крона его распустилась после залпа «Авроры», – так сказал чеченский поэт Магомет Сулаев.

Перу ингушского поэта Салмана Озиева принадлежат строки:

«И крепнут прочной дружбы всходы

Из года в год, из века в век

В стране, где брат народ народу

И человеку человек».

За тридцать четыре года, с 1957 по 1991, республика неузнаваемо изменилась к лучшему. Кроме Грозного, появились ещё четыре города: Малгобек, Гудермес, Аргун, Назрань. Прошло бы ещё немного времени и Шали, и Ачхой Мартан, и Урус Мартан тоже превратились бы в города. По количеству жителей, они уже могут претендовать на этот статус. Грозный стал третьим по величине городом на Кавказе после Ростова и Краснодара. Он превратился в крупный промышленный и культурный центр. Из грязного, неуютного городишки, в котором в 1913 году была замощена булыжником единственная Вокзальная (Комсомольская) улица, город превратился в цветущий сад, где на улицах росли не просто деревья, а ещё и фруктовые деревья, осталось совсем мало не заасфальтированных улиц. До 1991 года город можно было с гордостью показывать всемприезжим. Не все телезрители замечают того, что сейчас, когда речь заходит о Грозном,никогда не показывают панораму улиц, города в целом, а только отдельные с трудом восстановленные после бомбёжек и обстрелов русскими, дома. Потому, что стыдно показывать то, что натворил строитель нового «капиталистического общества». Даже не хочу лишний раз напоминать его имя.

Здесь я снова повторюсь и скажу: да, я коренной житель Грозного и с ностальгией о нём вспоминаю. Ну, как можно забыть то, что до развала страны, по республике можно было свободно перемещаться, не боясь того, что кто-нибудь возьмёт тебя в плен и превратит в раба. По воскресеньям многие жители республики устремлялись на стихийные вещевые рынки в Грозном, Шалях, Урус-Мартане, Курчалое и других населённых пунктах. Там продавалось всё, от новейших автомобилей, до антикварных вещей, а продавцамии покупателями выступали лица всех национальностей.

Не опасаясь, можно было идти в лес за грибами, не потому, что чеченцы грибы не едят, а потому, что никто об опасности не думал. Моя семья, вместе с друзьями часто ездили по грибы в лес за Дуба-Юртом, в Алхазуровский лес. Однажды, мы, приехав за Ведено, наткнулись на огромную поляну, усеянную молодыми опятами. Насобирали полный багажник автомобиля. Побывал я и в знаменитом Гунибе, где в свое время был взят в плен русскими войсками Шамиль. А попал я туда по самой простой житейской надобности. Хороший мой товарищ подсказал, что в Гунибе продают самую вкусную дагестанскую картошку. «Не зная броду, сунулся в воду». По дороге из Хасавъюрта ко мне попросились пассажирами несколько чеченцев, которым надо было в Ленинаул. По карте я знал, что это по пути в Гуниб, но не предполагал, что дорога эта шла постоянно круто в гору, а автомобилисты знают, что такое ехать в гору, да ещё с полным комплектом пассажиров. Доехав до Ленинаула и высадив пассажиров, я, на первой передаче, с перегретым двигателем и подожжённым сцеплением, наконец, добрался до цели. Поплутав по горной дороге внутри аула, я купил злополучный картофель и, в надежде на то, что теперь мне ехать под гору, пустился в обратный путь. По дороге домой, думал о том, как нелегко было русским солдатам штурмовать Гуниб, и никогда в то время мне не пришла бы мысль, что потомкамстарых русских солдат через сто пятьдесят лет придётся ползать по этим неприступным скалам, выполняя волю недалёких руководителей России. А ведь ползали. Помните Карамахи и Чабанмахи в Кадорской зоне Дагестана в 1999 году? Считаю, что я достаточно привёл примеров, которые доказали, что жить в Чечне в дружбе и согласии было можно, На то нужна была только воля умных руководителей.

Насильственная коллективизация вызвала в Чечне восстания 1929-1932 гг., которые были подавлены при помощи жестоких репрессий (только в 1932 г. репрессировали 35 тыс. человек). 15 января 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АО, а с 1936 - АССР.

По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940 г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии - в 1926 г. В 30-е гг. Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе. Занимая второе место по добыче нефти в бывшем Советском Союзе, вырабатывая на нефтезаводах более 50% бензина, производимого тогда в СССР, и много другой продукции, она сыграла большую роль в укреплении экономической и военной мощи страны, в ее индустриализации.

В 30-е гг. к "борьбе с кулачеством" добавилась борьба с "буржуазным национализмом". Под предлогом борьбы с "буржуазными националистами" была уничтожена образованная часть чеченского общества. По данным известного политолога А. Авторханова только в одну июльскую ночь 1937 года было арестовано до 14 тысяч человек, что составляло 3% населения.

В 1940 г. в республике начинается антисоветское восстание в ряде горных районов. Восставшие свергли советские органы власти и провозгласили создание "временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии". Только в 1942 г., после массированных авиационных бомбардировок, войскам НКВД удалось подавить сопротивление чеченцев. Во время Великой Отечественной войны основная часть вайнахов сражалась в Красной Армии против фашистов. Вместе с тем ряд общин, преимущественно горных, рассчитывал на помощь немцев в борьбе против сталинской тирании.

31 января 1944 г. ГКО СССР утвердил постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 21 февраля последовал приказ НКВД СССР о выселении. 1 марта 1944 г. Берия, руководивший выселением народов, доложил Сталину о том, что "на 29 февраля выселены и погружены в вагоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей". Здесь же Берия сетовал на то, что "из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались невыселенными 6000 чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня". Выселялись чеченцы и ингуши и в последующем. Контингент пополнялся теми, кто демобилизовался из армии, проживавшими в соседних с Чечено-Ингушетией краях и областях чеченцами и ингушами. Депортация сопровождалась особой жестокостью. Из выселенных в 1944 г. 520301 чеченцев и ингушей к июню 1956 г. в живых оставалось 239670 человек. Депортация чеченцев и ингушей была одним из самых страшных преступлений сталинизма.

Только 16 июля 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о снятии чеченцев с учета спецпоселений и при этом установил, что снятие с учета спецпоселений не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении.

В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. После 13 лет ссылки вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики протекали болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным кадрам сохранилось. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня. Родной язык преподавался как предмет только в сельских школах.

Вместе с тем экономическое развитие и восстановление народного хозяйства республики в послевоенные годы шли усиленными темпами. К 1990 г. в республике с разной степенью полноты были представлены 12 укрупненных отраслей, насчитывающих в своем составе около 100 отраслей и подотраслей (то есть менее 30% номенклатуры отраслей) индустрии СССР. В структуре промышленности главное место занимала добыча и переработка нефти. Наряду с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью были развиты энергетическая, машиностроительная, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительной индустрии. В 1990 г. в Чечено-Ингушетии насчитывалось 194 промышленных предприятий, включая предприятия бытового обслуживания и респотребсоюза.

Использованы материалы монографии:

Ш.Б. Ахмадов, С.А. Исаев, С.А. Хасиев. История Чечено-Ингушетии.

Что еще почитать