Формы проведения классного часа по фгос. Открытое внеклассное мероприятие: формы проведения и виды

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.

Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Однако практика работы показывает, что в личной практике воспитателя преобладает, как правило, какой-то один тип форм, в то время как другие применяются крайне редко или совсем не применяются.

Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

M ероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;

Когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.). Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:

Дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально (председатель совета, командир, ответственный или педагог). Они могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа - посадка деревьев, концерт для родителей, изготовление сувениров для гостей и т.д.;

Творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива (творческой или инициативной группы, микроколлектива и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников. Например, творческая группа разработала идею фестиваля рисованных фильмов, раздала командам роли представителей киностудий стран мира и задания: нарисовать и «озвучить» фильм на какую-либо тему, выступила в роли ведущих и жюри кинофестиваля;

Коллективные творческие дела, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Коллективные творческие дела (КТД) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи» (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М:, Педагогика, 1989).

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

Эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Третьим типом форм воспитательной работы является игра . Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и меро­приятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, ша­рад, настольных и подвижных игр и т.д.).

Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии са­мих воспитанников.

К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. Если мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия, дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеется продуктивная деятельность, то игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КУРАТОРСКИХ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый студент, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студентами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.

«Информация +» - это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме: внутренняя и внешняя политика страны; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта. «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников (см. ниже «Формы проведения тематических информационных часов»).

каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Важнейшее требование - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее действенные формы и методы подачи информации.

По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяю­щие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные зада­ния для студентов, уточняется порядок проведения тематического информаци­онного часа.

В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студентов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, при­сутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.

Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с це­лью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анали­зировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотрудники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с выска­занным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных ма­териалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация» - форма информационного часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг» - форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в России», «Конституция России. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти пра­вильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди ата­куют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5.

П О Л О Ж Е Н И Е

о проведении классных часов в школе

  1. Общие положения

Положение о проведении классных часов в школе (далее - Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее - ОУ) разработано в соответствии с п.6, ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, с учётом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).

Положение определяет цели, задачи, формы, организационную и функциональную структуру, содержание и инструментарий оценки внутренней и внешней эффективности классных часов в МБОУ СОШ №5.

Положение рассматривается на заседании управляющего совета, утверждается приказом директора ОУ. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений. Один экземпляр Положения хранится в кабинете руководителя ОУ. Текст Положения размещается в сети Интернет на официальном сайте ОУ.

Классный час - это форма воспитательной работы в классе, который способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру.

Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия; это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации, которой играет педагог.

Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Классный час проходит в каждом классе еженедельно.

Два классных часа в месяц являются тематическими, которые проводятся в первую и четвертую недели месяца; информационный классный час "Что я видел? Что я слышал?" проводятся 1 раз во вторую неделю месяца; классные часы, направленные на реализацию школьных программ проводятся 1 раз в месяц в третью неделю.

Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.

Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.

Цели и задачи классного часа

Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.

Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.

Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.

Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Формы проведения классных часов

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:

возрастные и интеллектуальные особенности школьников;

их интересы и запросы;

соответствие формы тематике и цели классного часа;

собственный опыт воспитательной работы;

школьные условия.

Форма проведения

Дискуссионные формы

диспут, дискуссия, конференция, круглый стол, вечер вопросов и ответов, встреча с приглашенными людьми, лекторий, аукцион.

Формы состязательного характера

конкурс, викторина, путешествие, КВН, эстафета полезных дел, смотр, парад, презентация, турнир, олимпиада.

Творческие формы

фестиваль, выставка, устный журнал, живая газета, творческий труд, представление (проектов), юморина, спектакль, концерт, ярмарка, вечера, дискотеки (объединенные классные часы).

Игровые формы

ролевые игры, сюжетные игры, интеллектуальные, игры - катастрофы.

Формы психологического просвещения

тренинг, исследование.

Подвижные формы

веселые старты, малая олимпиада, школьная олимпиада, день...... (атлетики, здоровья и т.д.).

Формы работы вне школы

экскурсия, поход, выход (концерт, цирковое, театральное представление).

Разговорные формы

диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал.

Функции классного часа

Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно. Чаще всего классный час выполняет все функции одновременно.

Просветительская - расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебной программе.

Ориентирующая - формирует определенные отношения к объектам окружающей действительности; выработка определенной иерархии материальных и духовных ценностей.

Направляющая - переход разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность.

Формирующая - реализация вышеперечисленных функций; формирование привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя; выработка умений вести групповой диалог, аргументирование своего мнения.

Школьное методическое объединение классных руководителей 1- 11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

Классные часы могут посвящаться:

морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.);

проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности);

эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал);

вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики, классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями);

вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

психологическим проблемам (цель - стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения);

проблемам экологии (цель - привитие ответственного отношения к природе);

общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.).

Требования к содержанию классного часа:

Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.

Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к суждениям.

Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа: тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.

В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.

Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.

Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.

Организация классного часа

При планировании открытых классных часов следует равномерно распределять их по учебному году. Каждый педагог может в течение учебного года провести 4 - «открытых» классных часа. Не целесообразно планировать на первую и последнюю неделю четверти (перед и после каникулами).

За месяц до проведения открытого классного часа педагог или руководитель методического объединения ставит в известность заместителя директора по ВР о проведении открытого классного часа.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.

Продолжительность классного часа - 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30 мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:

определить тему классного часа;

подобрать форму/методы/технологии его проведения;

место проведения;

составить план проведения классного часа;

вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися.

Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям, тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

Структура классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно:

стимулировать потребность школьников в самовоспитании:

поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих;

направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.

Оценка качества классного часа.

Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.

Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются анализ классного часа (приложение № 1), отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.

Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.

Приложение № 1

к Положению о проведении

классных часов в школе

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Классный руководитель
(Ф. И.О., квалификация)

1. Общие сведения о классном часе

Дата ____________________ класс_____________________
Тема классного часа __________________________________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________________________________
Внедряемая технология (элементы технологии):
- коллективно-творческого воспитания, воспитание на основе системного подхода, индивидуализированного (персонального) воспитания, воспитание в процессе обучения (нужное подчеркнуть)
- другая технология_________________________________________________________________

Оптимальность объема предложенного познавательного материала

__________________________________________________________________________________

Актуальность и воспитательная направленность классного часа _________________________________ _________________________________________________ __________________________________________________________________________________

Степень новизны, проблемности и привлекательности познавательной информации для воспитанников __________________________________________________________________________________

Место классного часа в воспитательной системе

__________________________________________________________________________________

Характеристика цели классного часа и соответствие ее содержанию классного часа ______________ _________________-----------------------__________________________________________________________________________________

Характеристика используемого оборудования:
- средства наглядности ______________________________________________________________
- ТСО _____________________________________________________________________________
- раздаточный материал _____________________________________________________________

Соответствие оформления учебного помещения классного часа тематике __________________________________________________________________________________

Уровень активности обучающихся в ходе подготовительной работы __________________________________________________________________________________

Организация воспитательной деятельности:

Наличие и качество проведения оргмомента:
. подготовка учащихся к началу классного часа, эмоциональный настрой __________________________________________________________________________________
. организационное начало классного часа (методы и виды деятельности) __________________________________________________________________________________
. внешняя готовность________________________________________________________________
. психологическая готовность обучающихся____________________________________________
. оформление класса________________________________________________________________

Использование разнообразных форм деятельности в организации мероприятия (коллективная, групповая, индивидуальная, парная и др.) __________________________________________________________________________________

Обоснование выбора формы проведения классного часа (музыкально-поэтическая композиция, игра, экскурсия, конкурс, диспут, беседа и др.) __________________________________________________________________________________

2. Деятельность учащихся:

Уровень активности:
- высокий, средний, низкий, нормальный, динамичный;
- репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность (нужное подчеркнуть).

Интерес к теме __________________________________________________________________________________

Самостоятельность суждений __________________________________________________________________________________

Речь обучающихся, грамотность __________________________________________________________________________________

Культура поведения, дисциплина __________________________________________________________________________________

3. Результативность классного часа:

Создание атмосферы творчества, глубины осознания проблемы и т.д.__________________
Эмоциональность классного часа______________________________________________________
Управление процессом внимания на протяжении всего мероприятия________________________

Формы и методы организации деятельности обучающихся:
- формы: индивидуальная, групповая (парная), фронтальная, коллективная; метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский объяснительно-иллюстративный; словесные, наглядные, практические.
- другое ___________________________________________________________________________

Морально-психологическая атмосфера классного часа:
- простота общения, взаимоуважение, требовательность, юмор, непредвзятое отношение, объективность оценки, взвешенная реакция, придирчивость, нервозность, раздражение;
- другое ___________________________________________________________________________

Анализ составил(а) _____________________________________________
(Ф.И.О.)

" ____"__________________20____г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

Типы и формы классных часов

Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

Е.Ю. Говыжа, учитель

Белогорск, 2014

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет следующие функции:

1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

Цели:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

Интеллектуально-познавательный классный час

Цели:

1. Развивать познавательный интерес учащихся

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

Тематический классный час

Цели:

    Развивать кругозор учащихся

    Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

Информационный классный час

Цели:

    Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

    Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

    Формирование своего отношения к происходящему

    Развитие исследовательских умений

Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

Возрастных и психологических особенностей школьников

Целей и задач, которые он ставит

Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

Формы классных часов:

Беседа (эстетическая, нравственная)

Диспут

Встречи с интересными людьми

Викторины по различным областям знаний

Дискуссии

КВНы

Интерактивные игры

Игры-путешествия

Тренинги

При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

Определить тему, сформулировать цель

Составить план (сценарий)

Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

Новые формы классных часов:

    Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

    Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

    Классный час «Почтовый ящик»

В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

    Час беседы «Один на один»

Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

    Классный час «Вопросом на вопрос»

Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

Тема: «Должен ли я родителям?»

Возможные вопросы:

Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

Что ты купишь родителям с первой получки?

Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

Самые замечательные качества твоих родителей.

    Час таинственных дел

В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

    Толерантные классные часы

«Все равно ты молодец…»

Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

«Постоять в чужих туфлях»

1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

Список литературы

    Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

    Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

    Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

    Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно осознать, что сегодня надо говорить не о мероприятийной деятельности, а о воспитательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии качеств личности.

Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание; формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;

– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;

– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;

– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.

Профессионализм воспитателя, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.

Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается,формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей (педагоги называют ее развивающей, воспитывающей), а для детей она является их естественной жизнью.

Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.

Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно,что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.

Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.

Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для воспитателя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).

Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

– словесно – логические
– образно – художественные
– трудовые
– игровые
– психологические

Словесно-логические формы.

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.

Образно- художественные формы.

Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.

Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.

Трудовые формы внеурочной работы.

Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

Особое внимание следует обратить на ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания , действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведем наиболее распространенные, чаще всего встречающихся в практике школ. При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки , обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены Святками, Масленицей, американским хэлоуином, европейским днем влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, напрасно вытесненный из практики школы. Классный час имеет, на наш взгляд, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков (увы, теперь уже нет!). В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса. Думается, что классный час в первом и во втором значениях не обязательно проводить каждую неделю, а достаточно два раза в месяц.

Заметим, что часто граница между разного типа классными часами довольно условна: на классном собрании, посвященном обсуждению проблем класса, могут выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Но скажем, что беседы не должны превращаться в персональные словесные выговоры и назидания.

“Викторина”.

Воспитательные задачи: способствует повышению познавательной активности школьников.

Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой.

Требования к викторине:

общая тема;
– вопросы должны быть конкретные;
– подобрать определенное количество вопросов;
– учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
– продумать форму проведения – “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Брей – ринг”, “Счастливый случай”;
– вопросная – ответная (устная или письменная);
– возможно проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее;

Викторина может быть с разными заданиями:

– объясни, если сможешь;
– какое утверждение верно и т.д.

Давать вопросы на расширение кругозора детей, на которые должны найти ответ самостоятельно из источников. Литературу указать.

“Живая газета”.

Воспитательные задачи: развитие творческих и коммуникативных способностей.

Модель – это старая, ее изобрели вожатые 20-х годов. Возродилась “живая” газета в 50-е годы. Собственно говоря, это спектакль в виде газеты, сценарий которой написан, придуман и поставлен вожатыми и детьми с соблюдением жанров журналистики: передовица, фельетон, репортаж, очерк, интервью, анкета, шарж, литературная пародия, веселая смесь, информация, объявления, реклама и т.д. Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают его композицию. Газета может затрагивать международные события, рассказывать о новостях в стране, в родном крае, городе, селе и обязательно о своем отряде, классе. Главное – выбирается идея, которую газета будет защищать, и явления, против которых она будет выступать.

У газеты могут быть постоянные рублики: “Шар земной”, “Родной край”, “Спрашивай – отвечаем”, “Поздравляем”, “Это интересно”, “Очевидное – невероятное” и т.д. “Живая газета” может использовать традиции радио и телевидения, жанры живого слова – сказку, басню, загадку, былину, частушку, куплеты.

Участники газеты могут сделать себе костюмы (шапочки из газеты; атрибуты; плакаты; вырезанные буквы, из которых складывается название газеты, буквы обычно прикалываются на рубашки; костюмы, необходимые для каждой роли, и другие); хорошо, если у газеты есть музыкальное сопровождение. Газета может быть политической, сатирической, критической, экологической, веселой, озорной – разной.

“Час тихого чтения”.

Воспитательные задачи: прививает любовь к книге, к художественному слову и расширяет кругозор.

Час тихого чтения возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле– и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда происходит “час тихого чтения”, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они “сейчас читают”, им предоставляются общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки – памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат ребенку.

Воспитательный потенциал “часа тихого чтения” не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня. “Что сегодня мы читаем” и “Что читали учителя”. Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний. Идею “часа тихого чтения” порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

“Защита проекта” (проект – мечта).

Воспитательные задачи: развитие фантазии, творческих способностей, коммуникативных навыков.

“Защита проекта” – это форма групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие – то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повседневности.

Вот примеры тематического содержания таких проектов: “Наша школа через 50 лет”, “Классная комната, построенная мною”, “Искусство в нашей школе”, “Школьный двор моих внуков”.

Первоначально для защиты проекта – мечты можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя – докладчика, критика оппонента союзника, пропагандиста. Обсуждение проекта таким образом запрограммировано, содержание же остается свободным и не предсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых, переходя к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании может быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школьнику захотелось создавать проект – мечту. Классные руководители должны поддерживать это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.

Из опыта работы.

Сказочная викторина для обучающихся 2-х классов.

Цели:

  • развивать память, мышление
  • познакомить со строением сказки

Наглядность: картинки со сказочными героями, рисунки.

Формируемые умения и навыки: учить отгадывать сказки по именам героев, по их действиям.

1. Вступительное слово учителя:

– Сказок очень много. Ребята, а вы любите сказки?

– Чем сказки отличаются от других художественных произведений?

– Кто пишет сказки?

Ребята, сейчас вы разделитесь на 2 команды по 6 человек в каждой и посоревнуемся. Остальные будут болельщиками. Помогут вам вопросы. Кто ответит на вопрос, будет в команде.

Вопросы: У названных героев двойные имена. Дано начало, вы завершаете.

Итак, команды созданы.

2. По картинкам назвать сказки.

зонтик – “Оле – Лукойле”
горошина – “Принцесса на горошине”
санки – “Снежная Королева”
крапива – “Дикие лебеди”.

3. “Угадай сказочные имена и предметы”.

  1. Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.(Колобок)
  2. Сестра Иванушки. (Аленушка)
  3. Пресмыкающийся с тремя и более головами. (Змей Горыныч)
  4. Сказочный герой, смерть которого в яйце. (Кощей)
  5. Традиционное мужское имя в сказках. (Иван)
  1. В чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб)
  2. На ее кончике смерть одного из героев. (Игла)
  3. Посуда, из которой журавль кормил лису? (Кувшин)
  4. Имя героя, спавшего на печи (Емеля)
  5. Жилище Бабы – Яги. (Избушка)

4. Кто больше назовет сказок

– о детях

– о птицах

5. Изобрази героев сказки (сценка, пантомима)

– Бабу – Ягу

– Змея – Горыныча

6. Почтальон Печкин случайно выронил телеграммы, и они попали к нам в руки, но мы не можем понять от кого они, может вы нам поможете?

  1. Поздравляю … с днем рождения.
  2. Нашел сапоги – скороходы, скоро прибуду домой.
  3. Буду, буду умываться по утрам и вечерам.
  1. Баба и дед, спасите, за мной гонится лиса.
  2. Лиса заняла мой домик, и выгнала. Помогите!
  3. Приходил волк и съел 6-х козлят. Спасите!

Итог: Ребята, вам понравились сказки? Я очень рада, что вы так хорошо и много знаете сказок! Надеюсь, что вы и дальше будете много читать сказок разных народов и разных писателей: Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм и др. До новых встреч.

Литература:

  1. Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж. “ Классному руководителю”, 2001г -№1, с.21-24.
  2. Таблица “Виды и формы воспитательной деятельности”.
  3. Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”, литературное чтение, 2класс.
  4. Русские народные сказки и авторские сказки разных народов.

Виды и формы воспитательной работы.

№ п/п Вид деятельности Целевое назначение Активные формы организации деятельности
1. Познавательная Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, зачет, нетрадиционная форма.
Внеурочная: конференция, круглый стол, педагогические чтения, интеллектуальный марафон, внеаудиторные мероприятия ПЦК (дополняющие урочную деятельность)
2. Общественная Содействует социализации учеников, включает Встречи с политическими деятелями, выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство.
3. Ценностно – орентированная Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, решение педагогических ситуаций, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия.
4. Спортивно – Оздоровительная Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания.
5. Художественная Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.
Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли на языках, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники.
6. Свободное общение Взаимнообогащающий досуг школьникав.
Общение друг с другом.
Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы.
7. Трудовая Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д.

Открытое внеклассное мероприятие - форма демонстрации передовых педагогических разработок, способ внедрения их на практике и повышение квалификации педагогов. Важнейшее условие проведения открытых уроков - публичность, посредством которой достигаются вышеперечисленные цели.

Особенностями внеклассных мероприятий является их необычность, так сказать, нешаблонность выбора видов и форм проведения, что способствует пробуждению интереса детей к процессу обучения, мотивации их к самостоятельному познанию конкретного предмета.

Классификация внеклассных мероприятий

Основными видами проведения внеклассных мероприятий можно считать учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия направлены на активизацию познавательной деятельности школьников, углубление их знаний, расширение кругозора, формирование гражданской позиции учащихся.

Досуговые мероприятия позволяют конкретизировать интересы учащихся, направленные на приобретение определенных навыков и умений, разнообразить школьную жизнь развлекательными моментами.

Спортивно-оздоровительные мероприятия обеспечивают физическое развитие школьников, способствуют улучшению и поддержанию их здоровья.

В предложенной нами классификации видов внеклассной деятельности акцент делается на цели проведения мероприятия. Именно этот аспект определяет выбор формы проведения.

Формы внеклассных мероприятий

Каждому виду внеклассных мероприятий присущи свои способы осуществления. Конечно, список не является статичным и ограниченным: объекты в нем могут варьироваться, пересекаться, объединяться.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия могут иметь такие формы исполнения: беседа, дискуссия, встреча с интересными людьми, викторина, театр, тренинг, конференция, олимпиада, смотр, конкурс, экскурсия.

Досуговые внеклассные мероприятия имеют более прикладные цели - обучение навыкам, умениям, что реализуется в следующих дидактических моделях: мастерская (кройки и шитья, кулинарная, изобразительная, фото, моделирования), пленер, мастер-класс, театральная студия. Кроме того, досуговые мероприятия проводятся в развлекательных целях, что способствует объединению детского развлекательных досуговых мероприятий - конкурс, игра, театрализованные действа.

Спортивно-оздоровительные открытые внеклассные мероприятия проводятся в виде спортивных игр, походов.

Возрастные особенности учащихся при выборе содержания и форм проведения внеклассных мероприятий имеют решающее значение. Изучим данный аспект проблемы.

Начальная школа

Особое значение имеет проведение открытых внеклассных мероприятий в начальной школе. Дети младших классов наиболее чувствительны к познанию нового, требуют наглядной демонстрации предлагаемых знаний, кроме того, младших школьников очень высока.

Исходя из этого, при планировании внеклассных мероприятий для учащихся 1-4 классов следует отдавать предпочтение проведению занятий с элементами двигательной активности, игры, конкурсных заданий, экскурсий. Открытое внеклассное мероприятие 2 класса должно учитывать незначительный практический опыт детей этой возрастной категории, формировать базисные знания, умения и навыки.

Старшая школа

Дети старшего школьного возраста способны к более длительному статическому восприятию материала, к воспроизводству большего количества текста, они отличаются стрессоустойчивостью, что играет решающую роль при выборе формы проведения внеклассного мероприятия. В таких случаях стоит отдать предпочтение театрализованным постановкам, КВН, брейн-рингу, туристическому походу, профориентационным экскурсиям.

Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия

Учитывая, что первостепенной задачей школы является обучение, остановимся более подробно на рассмотрении учебно-воспитательных открытых мероприятий.

Открытые внеклассные мероприятия учебно-воспитательного характера способствуют углубленному изучению материала по определенным предметам, систематизации полученных знаний с использованием нетрадиционных форм подачи информации.

Внеклассное мероприятие по математике

Основной целью проведения внеклассного занятия по математике является практическое применение приобретенных на уроках знаний. Такие мероприятия наиболее эффективны в форме игр, путешествий, конкурсов, экскурсий, театральных постановок, предметных недель. Виды внеклассных мероприятий существуют различные.

Познавательные функции игры очень широки. Главным преимуществом игры перед другими формами внеклассной деятельности является ее доступность. Разгадывание математических шарад, головоломок, кроссвордов - очень увлекательный процесс, который позволяет систематизировать полученные знания, вырабатывает логичность мышления, смекалку.

Путешествия в страну математики даёт возможность детям вплотную приблизиться к математическим терминам, осознав их реальность и необходимость в жизни.

Соревнование

Конкурсные формы проведения открытых внеклассных мероприятий по математике решают не только сугубо предметные задачи, но и формируют коллектив, демонстрируя реальные взаимоотношения в классе.

Проведение экскурсий, направленных на изучение математики, позволяет детям проецировать книжные знания на окружающий мир.

Театральные постановки, в основе сценария которых находится такой предмет, как математика, наглядно демонстрируют закономерность причинно-следственных связей, формируют понятия о геометрических формах, размерах и т.п.

Предметные недели по математике - это комплекс открытых внеклассных мероприятий, проводимых в следующих формах: открытый урок - внеклассное мероприятие, игра, конкурс, викторина.

Внеклассное мероприятие по математике активизирует учащихся, способствует формированию логического мышления. Наиболее эффективно проведение занятий, формирующих межпредметные связи: открытое внеклассное мероприятие по математике в форме театрализованной постановки, которое позволит повысить уровень гуманитарных и математических знаний; экскурсия на природу, для закрепления умений, полученных на уроках природоведения и математики.

Практическое значение внеклассных мероприятий по технологии

Особенно актуальной такая постановка вопроса является для нового предмета «Технология», основной целью внедрения которого в учебную программу стало практическое применение получаемых в школе знаний.

Учитывая, что школьная программа отводит на изучение предмета «Технология» критически малое количество учебных часов, важнейшую роль в освоении данной дисциплины играет проведение внеклассных мероприятий.

Целевая направленность данного предмета на сближение теории и практики позволяет говорить об особенностях проведения внеклассных мероприятий по технологии.

Развитие трудовых навыков учащихся - важнейший компонент в школе. Труд воспитывает такие качества личности, как самостоятельность, ответственность за принимаемые решения, что способствует формированию полноценного гражданина.

Открытое внеклассное мероприятие по технологии продемонстрирует самостоятельные практические умения и навыки учащихся, приобретенные на занятиях, мотивирует их трудовую деятельность. Кроме того, уроки технологии позволяют выявить склонность детей к определенному виду деятельности, что, в свою очередь, поможет им в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Внеклассное мероприятие по технологии проводится в различных формах: мастерской, мастер-класса, викторины, игры, конкурса.

Подведем итог

Любой открытый урок (внеклассное мероприятие) позволяет закрепить знания школьников в том или ином предмете. Кроме того, такая форма проведения занятий вызывает огромный интерес у ребят. Педагогу стоит пларинировать внеклассное мероприятие заранее. В процессе подготовки можно воспользоваться помощью учащихся.

Что еще почитать