Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма. Что такое Нацизм? Значение и толкование слова natsizm, определение термина

Несколько дней назад британское издание The Guardian опубликовало письмо тридцати европейских интеллектуалов, ратующих за объединение определённых наднациональных политических сил накануне майских выборов в парламент Европейского Союза, на фоне раздирающих западную часть континента национальных политических разногласий (русский перевод открытого письма читайте ).

Понимая озабоченность тем, что происходит сегодня в Западной Европе и США, трудно согласиться с теми призывами, которые оглашены в данном коллективном письме, на фоне кризиса Западного мира. Прежде всего потому, что они ничем и никак не аргументированы по существу, а с другой стороны – в этом письме авторы обильно манипулируют всевозможного рода «страшилками» и уничижительными ярлыками относительно своих оппонентов, видимо надеясь тем самым обрести рефлекторную лояльность к своим заклинаниям.

Однако, рассчитывая на подобного рода приёмы общения с читателем, авторы сами уничижают себя и свой, в общем-то, опус заклинаний. И это хорошо. Саморазоблачились.

Валерий Иванов.

Историк и философ из Вильнюса Валерий Иванов прокомментировал для читателей «НьюсБалт» это воззвание. Для удобства восприятия мы ещё раз публикуем текст письма, а комментарии и замечания В.В. Иванова даём в скобках и полужирным текстом). Итак:

«Идея Европы в опасности. (Что за «идея» – описание?)

Со всех сторон несется критика, оскорбления и попытки подменить причину следствием. (Психологическая подготовка к следующей констатации критики и оскорблений…)

«Хватит строить Европу!» — вопят они. (Кто «вопит»? — конструктивную критику не «вопят», а оглашают в виде аргументов) «Давайте восстановим связь с нашей национальной душой! Давайте заново откроем нашу утраченную идентичность!» Это повестка дня популистских сил, наводняющих континент. (Опят негативный ярлык в сторону других, не «интеллектуалов») И не важно, что такие абстракции, как «душа» и «идентичность» часто существуют только в воображении демагогов.

(Удивительно читать подобные строки от людей, претендующих на интеллект. Душа и идентичность, — характеристики личности любого человека, а не скотины, в основе которых нравственный крест, а не биологические инстинкты и стадные рефлексы)

Европу атакуют лжепророки, опьяненные негодованием и призрачной возможностью оказаться в центре внимания.

(А где определение того, чем атакуют Европу эти «лжепророки»? Опять только негативный ярлык для сведущих высокообразованных людей, думающих по-другому)

Два больших союзника, которые ранее спасли Европу от самоубийства, теперь бросили ее: один — тот, что по другую сторону Ла-Манша, второй — по другую сторону Атлантики. (Европу от расизма, нацизма и фашизма спасли солдаты Красной армии под руководством советских маршалов Победы 9 мая 1945 г.)

Европа все более уязвима перед нахальным оккупантом из Кремля. Европа как идея разваливается у нас на глазах.

(Забавно определение «нахальный оккупант» — очередной негативный ярлык и никаких фактов. Западная Европа – именно так, — охваченная Советом Европы, который так и не смог принять общей Конституции ЕС, разваливается из-за внутренних противоречий, которые объективно обусловлены противоречием между национально-культурогенными интересами народов государств составляющих ЕС, и наднационально-универсальными интересами в обретении свехприбыли мирового финансового капитала, управляемого из США)

И в этом ядовитом климате должны состояться майские выборы в Европарламент. (Опять негативный ярлык – «ядовитый», — что за яд, и чей?) Если ничего не изменится, если ничто не воспрепятствует этому наводнению (опять негативный ярлык – «наводнение», — символизирующий разрушение чего-то естественного?), если не воспрянет дух сопротивления (что за «дух сопротивления»? Выше, только что отрицается духовное измерение бытия, а здесь упование на «дух» — будьте хотя бы последовательны господа) , эти выборы обещают быть самыми ужасными (опять негативный ярлык, — «ужасные», — почему? – нет определения!) из всех, что мы знали. Они принесут победу злодеям. (Опять негативный ярлык «злодеи»… кто?) Те, кто еще верит в наследие Эразма, Данте, Гете и Коменского, потерпят позорное поражение. (Опять ярлык – «позорное поражение» — в чём?) Политика презрения к интеллекту и культуре победит. (И после этого вы позиционируете себя интеллектуалами и представителями культуры?!) Грядет всплеск ксенофобии и антисемитизма (Опять негативные ярлыки – страшилки: «ксенофобия», «антисемитизм». Именно от этого освободили в 1945 году Западную Европу советские солдаты) Грядут бедствия (Только не надо стращать – люди всё видят!)

Мы, нижеподписавшиеся, — среди тех, кто отказывается смириться с этой надвигающейся катастрофой. (В чём катастрофой, для кого катастрофой? «Пугалка» есть, — определение не указано!)

Мы считаем себя европейскими патриотами (группой более многочисленной, чем принято считать, зачастую слишком тихой и покорной), которые понимают, что поставлено на карту. (Что есть «европейский патриотизм»?) Через три четверти века после разгрома фашизма и через 30 лет после падения Берлинской стены грядет новая битва за цивилизацию. («Патриотизм» — нравственная категория, означающая «любовь к родине», месту рождения человека и формирования его, как духовной личности, в конкретной социокультурной среде. «Цивилизация» на земле одна, и она связана с гуманными энергетическими возможностями того или иного социума, обеспеченного тем или иным уровнем научно-технического прогресса. Духовное сознание личности зиждется на нравственных критериях оценки своего бытия; мощь её воздействия на среду обитания – на научных знаниях, в основе которых физические законы, описанные математически)

Мы верим в великую идею, которую унаследовали, и считаем, что она была единственной достаточно мощной силой, чтобы поднять народы Европы над собой и своим воинственным прошлым. (И что это за «великая идея» — где определение?) Мы считаем, что она остается единственной достаточно действенной силой, чтобы отразить новые признаки тоталитаризма, способные пробудить беды темных веков. С тем, что поставлено на карту, мы не можем сдаться.

(Так именно расизм, нацизм и фашизм, тем, чем испокон веков отличалось социальное сознание англосаксов в отношении «других», откуда и теперь пришёл данное «письмо 30-ти», является родовым признаком генетической англосаксонской ксенофобии – а это суть, — психическое извращение сознания)

Поэтому мы приглашаем присоединиться к нам. (У нас пока сознание не извращённое – извините, лечитесь сами, без нас).

Поэтому мы призываем действовать накануне выборов, чтобы не проиграть их могильщикам европейской идеи. (Опять негативный ярлык «могильщики» – сколько можно? И в чём эта идея?)

Поэтому мы просим подхватить и нести факел Европы (в Германии 1933 года, и потом, тоже ходили по улицам с факелами нацистские штурмовики) , который, несмотря на ошибки, провалы и проявления трусости, остается маяком для всех свободных мужчин и женщин на этой планете.

(От чего свободных? От совести, от своего культурного национального сознания, сформированного в течение 2-х тысячелетий на основании христианской веры в высокие гуманные идеалы человеколюбия? Перекреститесь!)

Наше поколение ошиблось. (Кто дал вам право делать такие заключения, вы, что, имеете прямой телефон к Богу? Наглость несусветная!) Как и последователи Гарибальди в XIX веке, которые твердили мантру «Италия справится сама», мы верили, что континент объединится сам по себе, без необходимости бороться или работать ради. Это, как мы сами себя уверили, было «направлением истории».

(История творилась, никак не обращая внимания на ваше «письмо 30-ти», правда вы только сейчас и есть, а завтра?..)

Мы должны отказаться от этого убеждения. (Какого?- артикулируйте. Словно нечистая сила всё намеками и исподтишка, — странно, — а впрочем, нет.) У нас нет выбора. (Выбор всегда есть, и не вам его устанавливать «подписанты») Теперь мы должны бороться за идею Европы или узреть ее гибель в потоке популизма. (Только не надо нас пугать – пророки несчастные!)

В ответ на атаку национализма и «идентизма» мы должны воспрянуть духом активизма — или признать, что обида и ненависть топят нас. (Вы что призываете к политическому самоудовлетворению, не считаясь с реальностью? – так это дорога в дурдом) Надо бить тревогу против этих поджигателей душ и духа, которые, следуя от Парижа до Рима, на каждой своей остановке — в Барселоне, Будапеште, Дрездене, Вене, Варшаве будут устраивать костры из наших свобод.

(С вашими «свободами» Европа вымирает, когда вы даже не считаете возможным уважать врождённый пол человека… Кстати, попробуйте, освобождёнными и полностью свободными выйти через окно с какого-нибудь 5-10-го этажа дома… Сколько ваша свобода продлиться? Жесточайшие законы физики, на которых строиться наше материальное благополучие, ещё никто не отменил. Кто их не соблюдает, тут же погибает и тем самым, освобождается от жизненных уз)

В этом странном поражении «Европы» («Поражение «Европы» — почему в кавычках? Что Европа, это название какого-то магазина, который обанкротился?) , которое маячит на горизонте, новом кризисе европейского сознания (господа, чтобы был «кризис сознания», необходимо присутствие само сознания того, что происходит. Увы, вы никак не назвали то, что на самом деле происходить в Европе, а лишь навешали на читателя, вашего письма в стиле horror , кучу ярлыков в надёже на его аналогичную вашей если не наивность, то глупость, а может быть и извращённое, или купленное определёнными политическими силами данное письменное «откровение»), который грозит разрушить все, что сделало наши общества великими, благородными и процветающими, заключается вызов, наибольший с 1930-х годов: вызов либеральной демократии и ее ценностям».

(Господа успокойтесь, ваша «либеральная демократия» и её ценности и привели именно к тому, чем сейчас серьёзно больна Западная Европа, и США. Выход — только через новое философское осознание тех критериев многоструктурного бытия социумов и цивилизации, в котором живёт мир в XXI веке, где гуманное физическое и духовное бытие людей системно организовано метафизическими закономерностями экзистенции сущего. Но боюсь, вам этого не понять. А морочить голову людям не пристало.

Успокойтесь дорогие наши «30 европейских интеллектуалов» и идите почитать корифеев от философии, истории и прикладной науки! И не забывайте о высоком европейском искусстве, в том числе национальном…)

первоначально это слово понималось как сокращение термина «национал-социализм», при этом такое сокращение имело очень серьезные цели. Ведь до начала Великой Отечественной Войны, Третий Рейх не был врагом СССР, более того, это государство скорее воспринималось как союзническое. На то, что оно вело войны по всей Европе, в СССР смотрели с некоторой беспечностью. А дело было и в том, что и в Третьем Рейхе, и в СССР был социализм. В первом - национал-социализм, во втором - интернационал-социализм. Но суть одна - декларировалось социальное государство, а такие государства не могут быть врагами.

Когда же армия Третьего Рейха вероломно перешла границы СССР, советскому агитпропу необходимо было решить задачу по дискредитации политического строя Германии. Так и возникло сокращение - «нацизм», к которому потом добавился термин «фашизм» в его неправильном понимании. И, таким образом, воевавшие бойцы Красной Армии уже бились с нацистами и фашистами, но никак не с социалистами.

После окончания Второй Мировой Войны термин «нацизм» стал расхожим ярлыком, более того - синонимом таких слов, как «ксенофобия», «национализм», «шовинизм», «фашизм». Все эти слова получили абсолютно негативную коннотацию, что позволяло использовать их для очернения политических противников.

См. также: национализм, национал-социализм, неонацисты, расизм.

Инструкция

Нацизм – это мировоззрение, лежащее в основе такой формы общественного устройства, как национал-социализм. Одной из наиболее знаковых фигур националистического движения, без сомнения, был Адольф Гитлер. Он подробно описал основные постулаты национализма в своей книге «Моя борьба», среди них: антисемитизм, превосходство нордической расы над всеми остальными (т.е. расизм), стремление решить внешнеполитические задачи военными средствами (т.е. милитаризм), отвержение демократических, а также любых других политических идей (т.е. тоталитаризм). По словам фюрера, раса и государство – единое целое, а потому говорить о таких глупостях, как , свобода выбора и самостоятельность мышления с нацистами лучше и не пытаться. Черты любого включают в себя мировоззрение, сочетающее в себе экстремальный национализм с исключительным ; веру в идею, называющую именно вашу расу/ / избранной (и, в связи с этим, единственно достойной существования); одобрительное отношение к тоталитарному государственному строю.

Этот термин также может использоваться для обозначения теории гендерного превосходства. Это социальные стереотипы, убеждения, что один пол лучше другого, и тем самым обосновывающие неравенство мужчин и женщин. В последнее время эти взгляды чаще называют сексизмом. Мужской шовинизм - наиболее распространенная форма сексизма. Он основывается на следующих принципах: мужчина всегда прав уже только по факту рождения мужчиной; мужчина и умнее женщины, поскольку мужская логика основана на разуме; слово мужчины – это закон для женщины. Особенно распространен мужской шовинизм на Востоке, где женщина никогда не имела равных прав с мужчиной.

Видео по теме

Источники:

  • http://www.voproshaika.narod.ru/276.html
  • шовинизм это

Всего 70 с небольшим лет назад мир захлестнула Великая Отечественная война, но сегодня последователи фюрера заявляют о своих претензиях на политическую власть. Они пытаются под видом националистов попасть в парламенты и кабинеты министров, утверждая, что в действительности преследуют интересы народа. Итак, чем же они все-таки националисты отличаются от .

Что такое нацизм и национализм

Нацизм – это политическая идеология национал-социализма, при которой социалистическое и государства тесно переплетено с крайними националистическими и расистскими идеями. Такая идеология позволяет утверждать о превосходстве одного народа над другими, а также обосновывать этнические войны и расовую дискриминацию. Важными атрибутами являются отказ от рыночной экономики, тоталитаризм, введение всеобщей воинской повинности, атмосферы единомыслия и тотальной нетерпимости.

Национализм – это политическое течение, важным принципом которого считается защита и соблюдение ее интересов. При этом народ может быть объединен или по принципу «одной крови», или по принципу «одной веры», «одной земли». Политическая идеология защищает интересы нации и при этом она не всегда утверждает ее превосходство над прочими народами.

В чем заключается отличие нацизма от национализма

Умеренный дает возможность идентифицировать социальную или этническую группу среди остальных, соблюдать ее интересы, организовывать достаточно эффективное управление. В свою очередь, отличается большей агрессивностью, в его основные планы входит распространение лишь одной биологической группы, якобы обладающей неким превосходством над остальными. Эта идеология утверждает, что этническое совершенство одного народа наделяет его «правом» угнетать другие, в том числе до их полного уничтожения.

Национализм относится к представителям остальных более терпимо. Помимо того, он может сформироваться по религиозному (исламистские государства) или территориальному (Соединенные Штаты) принципу. Национализм не во всех случаях противоречит , свободомыслию и свободе слова. Он вполне может справиться с конструктивной критикой. Национал-социализм – идеология тоталитарного государства, в котором не идет речи о личной свободе граждан.

Резюмируя, можно сказать, что между состоит в следующих аспектах.

Определение этнической группы. Идеология нацизма ставит во главу угла лишь биологическое происхождение, а национализма – еще и религию, единство взглядов.

Отношение к остальным народам. Нацизм несет идею превосходства одного народа над другими, расовую дискриминацию. Национализм к чужим этносам относится сравнительно терпимо, но при этом не стремится слиться с ними.

Государственное устройство. Нацизм всегда тоталитарен, он стремится к полному уничтожению прочих партий. Национализм же может проявляться в самых разных политических формах - от авторитаризма до демократии.

Несмотря на то, что национализм отличается большей гибкостью и терпимостью, чем нацизм, он также не идеален и подвергается критике. К примеру, Альберт Эйнштейн высказался о нем так: «Национализм - детская болезнь. Это корь человечества.»

Основные понятия Идеология История Персоналии Организации Нацистские партии и движения Родственные понятия

Термин «национал-социализм» возник из-за попытки создать националистическое переопределение «социализма», как альтернативу международному социализму и свободного рыночного капитализма . Нацизм отвергает марксистские концепции классовой борьбы , противился космополитическому интернационализму и стремился убедить все части нового немецкого общества подчинить свои интересы ради «общего блага », принимая политические интересы в качестве главного приоритета экономического устройства .

Гитлер объяснял своё понимание связи социализма и национализма следующим образом :

Социализм - это учение о том, как следует заботиться об общем благе. Коммунизм - это не социализм. Марксизм - это не социализм. Марксисты украли это понятие и исказили его смысл. Я вырву социализм из рук социалистов.

Социализм - древняя арийская, германская традиция. Наши предки использовали некоторые земли сообща. Они развивали идею об общем благе. Марксизм не имеет права маскироваться под социализм. В отличие от марксизма, социализм не отрицает частную собственность и человеческую индивидуальность . В отличие от марксизма, социализм патриотичен .
<…>
Мы могли назвать себя Либеральная партия . Но мы решили назваться Национал-социалистами. Мы не интернационалисты . Наш социализм национален. Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности. Для нас раса и государство - это единое целое.

Идеи национал-социализма были изложены в программной книге Адольфа Гитлера «Моя борьба » . В том числе:

Практическая реализация

В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора» (Faszination und Gewalt) Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одна империя, один вождь» (Ein Volk, Ein Reich, Ein Führer )

Для противостояния внешнему врагу в лице международного капитала (в первую очередь - Франции) и «Коминтерна », в довоенной Германии была организована служба информации населения, находившаяся под постоянным жёстким партийным контролем. С этой целью 13 марта г. было создано Имперское министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Геббельсом .

Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались процессом сожжения. 7 мая 1933 года был опубликован список печатных произведений «антинемецкого» содержания. Их предлагалось изъять из продажи и библиотек. В начале мая состоялись публичные сожжения подобной литературы.

Программные установки национал-социализма в программе НСДАП

Основные идеи Гитлера нашли отражение в опубликованной в 1920 году программе НСДАП (программа «25 пунктов»), стержень которой составляли следующие требования [ ] :

Программные установки Гитлера

Морально-психологическая атмосфера в обществе

Официально принятое определение нацистского рейха рассматривало его как общество - «Народ, не знающий классов и сословных противоречий, сообщество людей, объединённых единством крови, общностью судьбы и убеждений» .

В соответствии с единственным за время нацизма опросом населения (на 1 января 1935 года) наибольший процент членов партии из всех категорий населения имели учителя (29,4 %, составляя всего 0,9 % от общего числа жителей). В это же время рабочие, составлявшие 46,3 % населения, давали партии лишь 5,1 % от своей численности) . В то же самое время вермахт в соответствие с Конституцией страны и Воинским уставом не имел права вести какую-либо политическую деятельность. В значительной степени это подкреплялось и сохранившимися от старой прусской армии аристократическими традициями, исключавшими увлечение какой-либо социал-демократической демагогией. Более того, поступление на службу в Вермахт для некоторых было способом уйти во внутреннюю политическую эмиграцию и избавиться от партийной атмосферы.

Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе включали в свой состав черты, свойственные жителям Германии, наследуемые ими от своих предшественников в прошедшие годы, а также вновь приобретённые в годы нацизма. К числу первых из них относятся немецкая аккуратность и педантичность в выполнении любой работы, трудолюбие, а также дисциплинированность, проявляющая себя в беспрекословном подчинении вновь появившемуся авторитету, которое они проявляют с таким же рвением, как к авторитету ушедшему.

Весьма распространённой чертой был и бытовой антисемитизм .

В массах существовала и застарелая антипатия к Франции, которая в годы раздробленности Германии нередко пользовалась её положением и осуществляла агрессию, зачастую сопровождаемую оскорбительными для национального самолюбия действиями (войны Людовика XIV и Наполеона).

К вновь приобретённым чертам относится оставшийся в памяти дожившего до лет нацизма поколения позор капитуляции в 1918 году и, особенно, грабительские условия Версальского договора , усугубившиеся общемировым кризисом 20-х годов. На этом фоне успехи администрации Гитлера, сумевшего существенно уменьшить безработицу и реализовать некоторые социальные проекты, успехи в достижении которых отмечались не только в границах Рейха, но и за границей. Одновременно с этим были запрещены профсоюзы и заменены другими корпоративными структурами, ликвидирована свобода слова и практически отменена система представительства масс в органах власти.

Значительная часть интеллигенции либо бежала за границу, либо оказалась в концентрационных лагерях, что ощутимо понизило культурный уровень населения .

Общая атмосфера в государстве характеризуется смесью экзальтированного восхищения Гитлером и жестокими репрессиями со стороны партийных структур. Посол Франции (фр. André François-Poncet ) описывал обстановку в дни проведения партийных съездов в Нюрнберге:

То, что можно было увидеть, невозможно описать словами. Город полностью был погружён в атмосферу общего энтузиазма. Сотни тысяч мужчин и женщин были охвачены романтическим возбуждением, находились в состоянии мистического экстаза, своеобразной всеобщей манией рабов. В течение семи дней Нюрнберг был городом, в котором царили чувства отрешенного от действительности ощущения счастья и радости.

С такими настроениями немецкий обыватель подошёл к началу войны и эти настроения достигли апогея к лету г. Затем, по мере получения тщательно скрываемых пропагандой плохих известий, настроение стало меняться, что стало особенно заметно после катастрофы под Сталинградом . Некоторые начали серьёзно задумываться о пагубности проводимой политики. В то время появилась издевательское перефразирование слов национального гимна Хорст Вессель : «Выше нос, глаза закройте крепче» (нем. «Die Nase hoch, die Augen fest geschlossen» ). А также ироничное: «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасен» (нем. «Geniesst den Krieg, der Friede wird fürchterlich» ) . После вступления Красной Армии на немецкую территорию настроения в немецком обществе, в особенности на территориях, оккупированных советскими войсками, заметно изменились, поскольку

Национал-социализм и религия

В 1937 году в ответ на преследования папа римский Пий XI издал энциклику Mit brennender Sorge («С огромной обеспокоенностью»). Энциклика, выпущенная на, была тайно привезена и распространена в Германии. В ней папа осуждал систематические гонения режима на церковь . Геббельс с новой силой подверг католические религиозные институты преследованиям и пропагандистским нападкам . 28 мая он выступил в Берлине с речью. Присутствовавшие 20 тысяч членов НСДАП, а также радиослушатели услышали, как он обвинил католическую церковь в моральном разложении. Итогом кампании стало резкое падение количества учащихся в церковных школах: к 1939 году все они были закрыты или преобразованы в государственные учебные заведения. Угрозы и преследования вынудили представителей духовенства сдерживать критику в отношении режима . Отчасти опасаясь негативных последствий во внешней политике, Гитлер в июле 1937 года приказал свернуть борьбу с церковью .

Последователи в современной России

В современной России в разное время существовали и существуют разные политические и общественные организации, претендующие на роль национал-социалистических, такие как Славянский Союз (СС), Национал-социалистическое общество (НСО) и Русское Национальное Единство (РНЕ). Также действуют небольшие автономные группировки национал-социалистов и НС-скинхедов .

Оценки

Отношение к нацизму в сильной степени зависело от политической конъюнктуры .

Отношение к нацизму как идеологии, конкурирующей в борьбе за симпатии рабочего класса, среди коммунистов было резко отрицательным. Хотя как в цвете знамён, в форме правления, партийном строительстве, состоянии гражданских свобод, так и в ряде лозунгов (например, в риторике Хорста Весселя) наблюдалось полное совпадение .

Однако время действия Пакта о ненападении (с 23 августа 1939 года по 22 июня 1941 года) было временем, когда «на смену вражде, всячески подогревавшейся со стороны некоторых европейских держав, пришло сближение и установление дружественных отношений между СССР и Германией» , что теоретически было обосновано в том же выступлении:

Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это - дело политических взглядов. Но любой человек поймёт, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма», прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию».

Но в дальнейшем, после нападения Германии, взгляды на национал-социализм вернулись к прежнему состоянию. Окончательная оценка была дана процессом в Нюрнберге .

Согласно этой точке зрения, история человечества развивается между двумя полюсами - индивидуалистическое общество (начиная от древних демократий, заканчивая современным капитализмом) и коллективистское общество. К последнему и относятся обе формы радикального коллективистского социализма - национал-социализм и коммунизм. Эти модели различаются методами достижения обещанной цели - построение идеального общества - интернациональный социализм (коммунизм), обещает создать «рай на земле» для всего человечества, а национальный социализм (национал-социализм) - только для избранной расы за счёт всех остальных .

См. также

Примечания

  1. National Socialism // Encyclopædia Britannica .
  2. National Socialism // Microsoft Encarta Online Encyclopedia 2007. Archived 2009-11-01.
  3. Raymond W. J. (англ.) Dictionary of Politics . (1992). p. 327. ISBN 1-55618-008-X
  4. National Socialism The Columbia Encyclopedia (англ.) , Sixth Edition. 2001-07.
  5. Fritzsche P. Germans into Nazis . Cambridge, Mass.: Harvard University Press , 1998
  6. Kele M. H. Nazis and Workers: National Socialist Appeals to German Labor, 1919-1933. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1972
  7. Eatwell, Roger. . «On Defining the ‘Fascist Minimum,’ the Centrality of Ideology», Journal of Political Ideologies (англ.) 1996 1(3):303-19
  8. Eatwell R. Fascism: A History . New York: Allen Lane.1997
  9. Payne S. G. A History of Fascism, 1914-45. Madison, WI: University of Minnesota Press (англ.) , 1995
  10. Neocleous, Mark. Fascism . Minneapolis, Minnesota, USA: University of Minnesota Press (англ.) , 1997 p. 23.
  11. Варга Е. С. Германский фашизм у власти. - М.: Соцэкгиз , 1934.
  12. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина . - М. : Гардарики, 2004. - 1074 с. - ISBN 5–8297–0050–6.
  13. Как указывают некоторые источники: «наряду с коммунизмом» (А. А. Ивин «Философия: Энциклопедический словарь»)
  14. Bracher K. D. Totalitarism. (англ.)
  15. Kobrak, Christopher. Business, Political Risk, and Historians in the Twentieth Century // / Christopher Kobrak, Hansen, Kopper. - New York City/Oxford: Berghahn Books, 2004. - ISBN 1-57181-629-1 .
  16. Lepage, Jean-Denis. Hitler Youth, 1922-1945: An Illustrated History. - McFarland, 2009. - ISBN 978-0786439355 .
  17. Dictionary Visions, Research and Practice: Selected Papers from the 12th International Symposium on Lexicography, Copenhagen 2004 . - illustrated. - Amsterdam: J. Benjamins Pub. Co., 2007. - ISBN 978-9027223340 .
  18. No room for the alien, no use for the wastrel
  19. Hitler A. Mein Kampf. München, 1933
  20. Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933-1945 . - М.: РОССПЭН , 2009. - С.32-41.
  21. Heiden, K. A history of national socialism. P. 20.
  22. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.24
  23. Gerhart Binder.Epoche der Entscheidungen/ Eine geschichte des 20.Jahrhunderts mit Dokumenten in text und Bild. Sechste Auflage 40.-48.Tausend. Seewald Verlag Stuttgart-Degerloch. 1960.Стр.206
  24. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.49
  25. (нем.) Fascination und Gewalt / Das Reichsparteitagsgelände in Nürnberg. Herausgeber: Museen der Stadt Nürnberg, 1996.
  26. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.82
  27. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981. Стр.58-59
  28. / Heinz Bergschicker. Ausführungen Hitlers vor den Befelshabern von Heer und Marine Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981 на стр.52/
  29. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981
  30. Heinz Bergschicker. Deutsche Chronik 1933-1945 . Ein Zeitbild Faschistischen Diktatur. 3.Auflage. Berlin:Verlag der Nation, 1981
  31. Gerhart Binder .Epoche der Entscheidungen/ Eine geschichte des 20.Jahrhunderts mit Dokumenten in text und Bild. Sechste Auflage 40.-48.Tausend. Seewald Verlag Stuttgart-Degerloch. 1960.
  32. Gerhart Binder. Epoche der Entscheidungen/ Eine Geschichte des 20. Jahrhunderts. Sechste Auflage. Stuttgart-Degerloch: Seewald Verlag. 1960.
  33. Nachum T.Gidal Die Juden in Deutschland von der Römerzeit bis zur Weimarer Republik.- Gütersloch: Bertelsmann Lexicon Verlag GmbH,1988. ISBN 3-89508-540-5
  34. Martin Kitchen . The Cambridge Illustrated History of Germany:-Cambridge University Press 1996 ISBN 0-521-45341-0
  35. Fascination und Gewalt/Das Richsparteigelände in Nürnberg- Copyright museen der stadt Nürnberg. 1996
  36. Heinrich Graf von Einsiedel. Der Überfall. 1. Auflage - Hamburg: Hoffmann und Campe, 1984. ISBN 3-455-08677-2
  37. Вальтер Люде-Нейрат. Конец на немецкой земле. // Итоги Второй мировой войны. Сб. статей под ред. ген.-м. И. Н. Соболева. - М.: Изд.-во иностранной литературы , 1957
  38. , pp. 234–235.
  39. , p. 189.
  40. , p. 382.
  41. , p. 382.
  42. , p. 223.
  43. , pp. 241–243.
  44. , p. 244.
  45. , pp. 245–247.
  46. , p. 334.
  47. Gerhart Binder. Epoche der Entscheidungen/ Eine Geschichte des 20. Jahrhunderts. - Sechste Auflage. - Stuttgart-Degerloch: Seewald Verlag. 1960. - S. 161.
  48. Молотов, В. М. Доклад о внешней политике Правительства // Внеочередная пятая сессия Верховного Совета СССР 31 октября - 2 ноября 1939 г. Стенографический отчёт . - Издание Верховного Совета СССР, 1939. - С. 7-24.
  49. Там же
  50. Вопрос в оригинале: нем. «Hatte der Nationalsozialismus auch seine guten Seiten (Bau der Autobahnen, Beseitigung der Arbeitslosigkeit, niedrige Kriminalität, Förderung der Familie)?» См. Schmitz S. Hatte die NS-Zeit gute Seiten? // Stern. - 2007-10-19. - S. 36. (нем.)
  51. проект резолюции (документ A/67/455)
  52. Организация Объединённых Наций. Генеральная Ассамблея. Шестьдесят седьмая сессия. 60-е пленарное заседание. Четверг, 20 декабря 2012 года, 10 ч. 00 м. Нью-Йорк .

В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?

Фашизм и франкизм

Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.

Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?

Признаки фашистского государства

Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:

  • Вождизм.
  • Корпоративизм.
  • Милитаризм.
  • Экстремизм.
  • Национализм.
  • Антикоммунизм.
  • Популизм.

Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.

После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.

Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.

Национализм

Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.

Как отличить национализм от нацизма?

Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.

Нацизм

Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.

Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.

По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.

Основными идеями национал-социализма являлись:

  • Антимарксизм, антибольшевизм.
  • Расизм.
  • Милитаризм.

Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.

Что еще почитать