Анахарсис – скифский мудрец. Скифский мудрец

Мало кому известно, что в Северном Причерноморье активно развивалась мудрость грецкой традиции, например в Ольвии, Борисфене и других городах. В связи с этим, не мудрено, что у истоков философии этой традиции был выходец из этих территорий — Анахарсис Скифский , которого греки считали одним из , и сведения о котором мы находим у Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Секста Эмпирика, и даже у христианских античных авторов, что в целом говорит о огромном авторитете Анахарсиса .

О биографии Анахарсиса известно не много… Диоген Лаэртский рассказывает о нем, как о сыне скифского царя и эллинки, прибывшем в Грецию во время 48 Олимпиады. Многие считают, что речь идет о Афинах времен правления Солона, еще одного из .

Геродот, который однозначно с уважением относился к Анахарсису и даже его народу — скифам, говорил о путешествиях последнего по всему миру, во время которых «философ Анахарсис » и набрался мудрости.

О смерти Анахарсиса мнения сходятся в том,что его убил Скифский царь, возможно брат Анахарсиса , из-за эллинофильства стрелой из лука толи на охоте, толи во время обряда поклонения.

Теперь давайте поговорим о философии Анахарсиса . Тут, к сожалению, тоже информации немного. По сведениям того же Диогена Лаэртского, Анахарсис написал 800 строчек стихов о скифских и эллинских обычаях в мирной жизни и на войне. К сожалению, эти стихи не сохранились. К нам дошло лишь около 50 выражений, которые приписываются философу Анахарсису .

Также мы можем утверждать, что популярность Анахарсиса была весьма и весьма большой. Почему? Известным является фальсификат, написанный ориентировочно в ІІІ веке до н.э., «Письма Анахарсиса «, которые очевидно использовались киниками для пропаганды своих идей, основываясь на авторитете Анахарсиса .

Хоть мы и не знаем многого о жизни и философии Анахарсиса , мы все же можем с уверенностью говорить, что те изречения, которые приписаны ему — оригинальны и не сходны с мыслями других мудрецов архаичного периода.

Оригинальность мыслей Анахарсиса — в их «культурной граничности». Он противопоставляет мудрость «варваров-скифов» мудрости античных греков, понимая как одну, так и другую.

Способ жизни соплеменников Анахарсиса ориентировал его на «умный аскетизм «. Такой аскетизм исключал накопление богатства. Можно также усмотреть еще один аспект философии Анахарсиса — прагматизм, ведь мыслитель считал крайне нужными практические изобретения. Видимо именно поэтому ему приписывают «придумывание» некоторых из них, например якоря, гончарного круга и т.д.

Анахарсис явно не воспринимал демократию грецких полисов, о чем неоднократно спорил со своим другом — Солоном. Анахарсис считает реальность существования демократии иллюзорной.

В целом, Анахарсис весьма интересный представитель периода . Он также интересен своим «разумным аскетизмом » и прагматизмом , что делает его по сути чуть ли не первым оригинальным философом западной традиции.

Если вам понравилось — подписывайтесь на обновления , делайте ретвиты и рассказывайте друзьям о моем блоге. Если не понравилось — все равно подписывайтесь . Так вы сможете всегда меня покритиковать, чем сделаете этот сайт намного лучше!

Анахарсис (Около 600 г. до н. э).

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию.

Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Безопасные корабли — это корабли, вытащенные на берег.

Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Удивительно, как при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками — из больших.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Биография - АНАХАРСИС

Анахарсис, брат скифского царя Савлия, жил в VI веке до н. э. Около 600 г. до н. э. будучи в Греции, познакомился с Солоном. Через несколько лет вернулся в Скифию и попытался ввести культ великой матери богов, за что был убит родным братом.
Спустя два столетия в философской школе киников Анахарсис стал одним из любимых героев, олицетворяя собой здоровую простоту нравов и был объявлен одним из семи мудрецов Древней Греции. Точные годы жизни неизвестны.


Анахарсис - мудрец античного мира

Анахарсис - один из наиболее славных сынов Скифии. Античные авторы сохранили о нем сравнительно много самых разнообразных интересных и ценных сведений. Здесь и биографические данные, и рассказы о его путешествиях и встречах с интересными людьми, и философские беседы, и крылатые изречения, и т.п. Ведь Анахарсис, как сообщают античные авторы, был одним из семи мудрецов древнего мира.

Жизнь его была яркой и трагической. Высокообразованный философ, он много путешествовал, познакомился с лучшими достижениями элллинской культуры и, вернувшись на родину, погиб от руки родного брата, царя Савлия. И имя его в Скифии было предано забвению.

Что же нам известно о Анахарсисе? Во-первых, следует подчеркнуть, что это - совершенно реальная историческая личность. Некоторые исследователи полагали, что на основании данных Геродота, невозможно судить о том, существовал ли Анахарсис реально или был выдуман. Но Анахарсис в описании Геродота и других античных авторов предстает перед нами совершенно реальным лицом, каким и был. Обратимся к сведениям Геродота об Анахарсисе: "Скифы также старательно избегают пользоваться обычаями других народов, как показала судьба Анахарсиса. После того, как он посетил многие земли и в каждой из них воспринял много мудрого, возвращался в местопребывание скифов. Плывя через Геллеспонт, он прибывает в Кизик и застает кизикенцев справляющими праздник в честь Матери богов. Анахарсис принес Матери обет - если возвратится к себе, то будет совершать жертвоприношения таким же образом. Когда он прибыл в скифию, то, углубившись в т.н. Гилею, стал совершать весь обряд в честь богини. И кто-то из скифов, заметив, как он это делает, донес Савлию. Тот прибыл сам и когда увидел Анахарсиса, выстрелил из лука и убил его. И теперь если кто-нибудь спросит об Анахарсисе, скифы утверждают, что не знают о нем из-за того, что он воспользовался чужими обычаями" О том, что Анахарсис был известен не только Геродоту, но и современным ему читателям, свидетельствует следующая фраза из общей характеристики Понта Эвксинского - "ведь нет ни одного племени у Понта, которое бы выделялось мудростью и мы не знаем ни одного ученого мужа, кроме скифского племени и Анахарсиса."

В труде Диогена Лаэртскиого "Жизнеописания и учения прославившихся в философии " есть специальный раздел "Скиф Анахарсис " с конкретными сведениями о скифском мудреце. Читаем в нем следующее: "Скиф Анахарсис был сын Гнура и брат Кадуида, царя скифского. Мать его была гречанка, поэтому он владел обоими языками. Он писал о скифских и эллинских обычаях, о средствах к дешевизне жизни, и восемьсот стихов о военных делах. Отличаясь свободой речи, он дал повод к образованию пословицы о "скифском образе жизни". Далее мы узнаем, что Анахарсис примерно в 594 г. до н.э. прибыл в Афины и посетил знаменитого философа Солона. "Гермипп

рассказывает, что придя к дому Солона, он приказал одному из слуг доложить Солону, что к нему пришел Анахарсис, желая посмотреть на него и стать его гостем. Солон передал, что отношения гостеприимства завязываются каждым на своей родине, на что Анахарсис ответил, что Солон на своей родине и ему следует заключать связи гостеприимства. Солон принял его и сделал величайшим другом. В Греции Анахарсис находился более тридцати лет до самой смерти Солона в 559 г. до н.э. За это время он побывал в Лесбосе, Фивах, Коринфе, Фокиде, Беотии, Сицилии, Египте, Персии. Согласно античным источникам, Анахарсис настолько прославился своим умом и находчивостью, что стал членом Ареопага - верховного органа управления Греции. Он активно выступал и на Олимпийских играх, не раз удостаиваясь высших наград.

После гибели Анахарсиса его образ стали идеализировать . Постепенно в античной литературе появился образ скифского мудреца, который несмотря на свое варварское происхождение, сумел стать в один ряд с лучшими греческими философами. Идеализация образа связана с именем древнегреческого историка IV в. до н.э. Эфора. Анахарсис оставил богатое наследие, сохраненное стараниями античных писателей. Эти сведения представляют ценность не только для философов; они интересны широким историческим и этнографическим материалом; помогают полнее понять дух

и колорит того времени, структуру повседневности бытия скифов, критерии духовных и моральных ценностей, психологии человека и т.д. Познакомимся с основными сведениями об этом прославившемся мудреце. Лукиан Самосатский, знаменитый сатирик II века до н.э. знакомит нас с первыми шагами Анахарсиса в Афинах. В рассказе "Скиф или гость" он говорит о встрече Анахарсиса с другим известным скифом - Токсарисом. "1. Анахарсис не первый прибыл из Скифии в Афины, руководимый желанием познакомиться с эллинской образованностью. Раньше его прибыл Токсарис, муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим знаниям, но происходивший не из царского рода, а из толпы простых скифов.

Этот Токсарис даже не возвратился в Скифию, а умер в Афинах и немного спустя даже был признан героем; афиняне приносят ему жертвы, как иноземному Врачу; это имя получил он, будучи признан героем. Токсарис был еще жив, когда Анахарсис, только что высадившись, шел в Афины из Пирея. Как иностранец и варвар, он испытывал сильное смущение, не зная, что с собой делать. Он не находил никого, кто бы знал его язык и вообще уже раскаивался в своем путешествии и решил, только взглянув на Афины, немедленно отправиться назад и ехать обратно. При таком настроении встречается с ним, поистине как добрый гений, Токсарис уже в Керамике. Сначала его привлекла одежда его родины, а затем ему уже было нетрудно узнать и самого Анахарсиса, происходившего из знатнейшего скифского рода ... "

Другой рассказ Лукиана Самосатского, "Анахарсис, или о гимнасиях " построен в виде беседы Анахарсиса с Солоном. Философы ведут такой разговор:
"6. Солон: Совершенно естественно, Анахарсис, что такого же рода занятия (гимнастические) кажутся тебе чуждыми и далеко не похожими на скифские обычаи, все равно как и у вас есть много занятий, которые показались бы странными нам, эллинам...
11. Анахарсис: А у нас, скифов, если кто ударит кого-либо из равных, или, напав, повалит на землю или порвет платье, то старейшины налагают за это большое наказание, даже если обида будет нанесена при немногих свидетелях...
14. Анахарсис: однако, Солон, я прибыл к вам из Скифии, проехав такое пространство суши, и переправившись через Эвксинский Понт именно с той целью, чтобы изучить эллинские законы и познакомиться с вашими обычаями...
18. Анахарсис: откуда бы мне, блуждающему кочевнику, живущему в повозке и переезжавшему из одной земли в другую, а в городе никогда не жившему и даже его не видавшему, рассуждать о государственном устройстве и учить оседлых жителей, уже столько времени в нем живущих?.."

Как видно из этой беседы, Анахарсис изучал государственное устройство и законы , по которым живут эллины. Относительно законов, как говорил историк Евнапий, скифский мудрец говорил, что они "слабее и тоньше паутины". Диодор Сицилийский рассказывает о встрече Анахарсиса с Крезом, лидийским царем. "Крез, показав им благополучие своего царства и количество покоренных народов, спросил Анахарсиса, какое из живых существ он считает храбрейшим. Анахарсис ответил, что диких животных,

ибо они мужественно умирают за свою свободу. Крез, полагая что он ошибся, спросил, какое из существ он считает справедливейшим. Мудрец снова ответил, что диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы - установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто богом, а не человеком. <...> Царь с насмешкой сказал, что его ответы основаны на

скифском звероподобном воспитании. В этой беседе, как видно, Анахарсис излагает основные положения философии стоиков. Античная литературная традиция донесла до нас десять писем, которые якобы принадлежат Анахарсису. Эти писания проникнуты философскими взглядами киников и относятся, как полагают исследователи, к времени возрождения кинизма в I в до н.э. Так или иначе, приписываемые Анахарсису письма интересны сведениями о Скифии, обычаях, нравах скифов. Сами они, надо полагать, основаны на достоверных сведениях, рассказах и изречениях самого Анахарсиса.

В одном из писем, "к афинянам ", читаем следующее: "Вы смеетесь над моим языком за то, что он не отчетливо выговаривает греческие буквы. Анахарсис неправильно говорит среди афинян, а афиняне - среди скифов. Не языком отличаются люди от людей и приобретают славу, а мыслями,как и эллины отличаются от эллинов. Спартиат не чисто говорит по-аттически, но деяниями своими славны и похвальны. Скифы не порицают речи, которая выясняет должное, и не хвалят той, которая не достигает цели.." В другом

письме, озаглавленном "К Медоку", говорится: "Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и прочие пагубные страсти они изгоняют" В письме "К Аннону" изложены принципы неприхотливой жизни: "Мне одеянием служит скифский плащ,

обувью - кожа моих ног, ложем - вся земля, обедом и завтраком - молоко,

сыр и жареное мясо, питьем - вода..." В письме Терею, правителю Тракии, автор выразил свое отношение к принципам управления: “Ни один хороший повелитель не губит своих подданных, а хороший пастух не обращается жестоко со своими овцами... Было бы лучше, если бы щадил тех, кем правишь. Ибо, если ты не злоупотребляешь своей властью для увеличения своих владений, то твое государство прочно”...

А в следующем письме, которое называется "К царскому сыну ", автор рассуждает о внутренней свободе человека. " У тебя флейты и кошельки, а у меня стрелы и лук. Поэтому, естественно, ты раб, а я свободен, у тебя много врагов, а у меня ни одного. Если же ты захочешь, отбросив серебро, носить лук и колчан и жить со скифами, то и у тебя будет то же самое." Диоген Лаэртский знакомит с письмом Анахарсиса Крезу. Скифский мудрец пишет:

"Царь лидийский, я прибыл в страну эллинов для изучения их нравов и занятий. В золоте я нисколько не нуждаюсь, для меня достаточно возвратиться в Скифию лучшим человеком. Я прибыл в Сарды, душевно желая прийтись тебе по нраву. Диоген в своем сочинении собрал также целый ряд метких крылатых выражений и изречений Анахарсиса, с которыми интересно и небесполезно познакомиться.

Анахарсис (от скиф. «Αναχαρσις «неранимый» ana(без)+hvar (ранить)»; ок. 605-545 гг. до н. э.) - скиф, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кадуита.

Прибыл во времена Солона в Афины, где встречался с самими Солоном и с другим знатным скифом Токсаром (другое написание - Токсарис), который был известен в Афинах как врач и мудрец, позже путешествовал по другим греческим городам. Диодор Сицилийский и Диоген Лаэртский указывают, что он вместе с другими мудрецами посещал лидийского царя Крёза, которого персы считали советником по Скифии.

Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всём, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие разумные изречения и изобретения. Существует более 50 изречений Анахарсиса на разные темы: размышления о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства; о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д. Известно десять «кинических» писем Анахарсиса: к лидийскому царю Крезу (два), афинянам, Солону, тирану Гиппарху, Медоку, Аннону, царскому сыну, Терею - жестокому правителю Фракии, Фразилоху. Эти письма, носящие имя Анахарсиса, по мнению ученых, датируются III-I вв. до н. э. и примыкают к традиции, которая идеализировала «природные», «варварские» народы и была наполнена острым социальным содержанием под влиянием кинизма.

По легенде, Анахарсис изобрел якорь, усовершенствованные гончарный круг и парус.

После возвращения в Скифию он, по сведениям Геродота, был убит за совершение иноземного религиозного обряда.

По поводу смерти Анахарсиса Геродот сообщает (IV, 76-78): "Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи" .

В конце XVII века в храме московского Новоспасского монастыря мастер Фёдор Зубов создал по сторонам лестницы, ведущей ко входу, роспись, на которой вместе с Платоном, Аристотелем, Плутархом, Солоном, Клавдием Птолемеем, Иродионом, Гомером и мифическим Орфеем был изображён Анахарсис. Замысел росписи состоял в том, чтобы представить античных философов и поэтов, которые встречали прихожан, предшественниками христианства.

Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всём, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие разумные изречения и изобретения. Существует более 50 изречений Анахарсиса на разные темы: размышления о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства; о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д. Известно десять «кинических» писем Анахарсиса: к лидийскому царю Крезу (два), афинянам, Солону, тирану Гиппарху, Медоку, Аннону, царскому сыну, Терею - жестокому правителю Фракии, Фразилоху. Эти письма, носящие имя Анахарсиса, по мнению ученых, датируются III-I вв. до н. э. и примыкают к традиции, которая идеализировала «природные», «варварские» народы и была наполнена острым социальным содержанием под влиянием кинизма . По легенде, Анахарсис изобрел якорь , усовершенствованные гончарный круг и парус.

После возвращения в Скифию он, по сведениям Геродота , был убит собственным братом за совершение иноземного религиозного обряда. По поводу смерти Анахарсиса Геродот сообщает (IV, 76-78):

Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт , пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи.

В конце XVII века в храме московского Новоспасского монастыря мастер Фёдор Зубов создал по сторонам лестницы, ведущей ко входу, роспись, на которой вместе с Платоном , Аристотелем , Плутархом , Солоном , Клавдием Птолемеем , Иродионом , Гомером и мифическим Орфеем был изображён Анахарсис. Замысел росписи состоял в том, чтобы представить античных философов и поэтов, которые встречали прихожан, предшественниками христианства.

Часто рассматривается как полностью легендарный персонаж. Однако надпись из Ольвии середины VI века до н. э. (посвящение Аполлону Борею, сделанное Анаперром, сыном Анахирса (sic), сколотом), возможно, сделана сыном Анахарсиса .

Имя Анахарсис принял французский философ и революционер

Анахарсис Анахарсис

(VI в. до н.э.) легендарный мудрец, скиф по происхождению Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: из любви к детям. Анахарсис, посетив Народное собрание (в Афинах), выражал удивление, что у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды. В Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные. Удивительно (…), как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками - из больших. Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. Афинянин попрекал его (Анахарсиса), что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине». Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Безопасные корабли - это вытащенные на берег корабли. Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных. Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)

Анахарсис

Анахарсис (VI в. до н.э.)
Скифский мудрец. Потомок одной из царских семей скифов. Прибыл в Грецию во времена Солона со своим другом Токсарисом. Занимался изучением жизни греков. Афоризмы, цитаты Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения. Первая чаша принадлежит жажде, вторая - веселью, третья - наслаждению, четвертая - безумию. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя. У себя дома первый бокал обычно пьют за здоровье, второй - ради удовольствия, третий - ради наглости, последний - ради безумия. Лучшим управлением было бы такое, в котором, при всеобщем равенстве во всем прочем, первые места были бы обеспечены добродетели, а последние - пороку. Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Анахарсис" в других словарях:

    Место рождения: Скифия Место смерти: Херсонская область … Википедия

    АНАХАРСИС - АНАХАРСИС (Ἀνάχαρσις) (нач. 6 в. до н. э.), легендарный странствующий мудрец, родом из Скифии, изображавшийся собеседником Солона. Некоторые неканонические списки Семи мудрецов включали в число семи и A. (D. L. 141; ср. Stob. Ill I, 200. 11) … Античная философия

    Анахарсис - Анахарсис, скиф, сын Гнура и брат Кадуида, скифского царя, по матери же эллин и оттого владевший двумя языками. Он сочинил стихи в 800 строк об обычаях скифских и эллинских в простоте жизни и в войне; а в свободоречии своем он был таков, что… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

    Анахарсис - (греч. Anacharsis) (VI в. до н.э.) один из наиболее известных в греческом мире скифов, брат царя Савла, по преданию, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции с целью узнать местные обычаи и порядки; некоторые из них,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Скиф, сын Гнура и брат вождя Савлия, прибывший во времена Солона с другом своим Токсарисом в Афины; потом посетил и другие греч. города. Обширным умом приобрел значение среди греков, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Anacharsis, Άνάχαρσις, скиф из царского рода. Предприняв для своего образования путешествие в Грецию, А. удивлял греков своим умом, простотою нравов и образа жизни. Некоторые считали его даже в числе семи мудрецов. Рассказывали,… … Реальный словарь классических древностей

    Анахарсис - скиф из царск. рода, жил в 6 в. до н.э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмысл. Идеализировал сев. народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписыв. А. собрание из 10 сохран. до наших дней писем, датируемых 3… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Анахарсис - скиф из царского рода, жил в 6 в. до н. э.; изучал греч. обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критич. осмыслению. Идеализируя северные народы, греки нарекли А. Мудрым. Приписываемое А. собрание из 10 сохранившихся до наших дней… … Словарь античности

    Анахарсис - один из семи мудрецов, персонаж скифской (4 й) кн. Истории Геродота, скиф царского рода, явившийся в Грецию за наукой, прославившийся мудростью и подлинно филос. образом жизни и убитый после возвращения в Скифию за попытку внедрить греч. обряды.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Анахарсис - Смотри также Имя это приписывается одному их скифов, в VI в. до Р. Х. будто бы путешествовавшему по Европе, поклоннику европейской культуры … Словарь литературных типов

Что еще почитать