Выплаты ссср по ленд лизу. Поставки в ссср

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.

Лендлиз (англ. «lend» - давать взаймы, «lease» - сдавать в аренду) - программа помощи Советскому Союзу от Соединенных Штатов Америки, Канады и Англии в годы Великой Отечественной войны. Лендлиз действовал не только в рамках США, Англия, Канада - СССР, но и в направлении США - Англия, США - Франция, США - Греция, правда, помощь последних трёх случаях - мелочь по сравнению с объемами поставок военной техники, продовольствия, горючего и многого другого, осуществленного союзническими державами Советскому Союзу.

История лендлиза для СССР

Уже 30 августа 1941 года премьер-министр Великобритании У. Черчилль писал министру своего кабинета лорду Бивербруку:
«Я хочу, чтобы вы отправились в Москву вместе с Гарриманом, чтобы договориться о долгосрочных поставках русским армиям. Это можно осуществить почти исключительно за счет американских ресурсов, хотя у нас имеется каучук, сапоги и т. д. Необходимо сделать большой новый заказ в Соединенных Штатах. Темпы поставок, разумеется, лимитируются портами и недостатком судов. Когда весной будут проложены вторые пути узкоколейной дороги от Басры к Каспийскому морю, эта дорога станет важным путем подвоза. Наш долг и наши интересы требуют оказания всей возможной помощи русским, даже ценой серьезных жертв с нашей стороны» .

В тот же день Черчиль написал Сталину
«Я стремился найти какой-либо путь для оказания помощи Вашей стране в ее великолепном сопротивлении впредь до осуществления рассчитанных на более длительный период мероприятий, по поводу которых мы ведем переговоры с Соединенными Штатами Америки и которые послужат предметом Московского совещания»

Московский договор о снабжении СССР был подписан 1 октября 1941 года. Потом были заключены ещё три договора: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский

Письмо Сталина Черчиллю 3 сентября 1941 года :
«Приношу благодарность за обещание, кроме обещанных раньше 200 самолетов-истребителей, продать Советскому Союзу еще 200 истребителей… Должен, однако, сказать, что эти самолеты, которые, как видно, могут быть пущены в дело не скоро и не сразу, а в разное время и отдельными группами, не смогут внести серьезных изменений на восточном фронте…Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с восточного фронта 30 — 40 немецких дивизий, и одновременно обеспечить Советскому Союзу 30 тысяч тонн алюминия к началу октября с. г. и ежемесячную минимальную помощь в количестве 400 самолетов и 500 танков (малых или средних) »

Черчилль Сталину 6 сентября 1941 года .
«…3. По вопросу о снабжении. Мы…приложим все усилия к тому, чтобы Вам помочь. Я телеграфирую Президенту Рузвельту…и мы попытаемся еще до Московской конференции сообщить Вам о количестве самолетов и танков, которые мы совместно обещаем Вам посылать ежемесячно вместе с поставками резины, алюминия, сукна и прочего. Со своей стороны мы готовы посылать Вам из британской продукции половину того ежемесячного количества самолетов и танков, которые Вы просите…Мы приложим все усилия к тому, чтобы начать Вам отправку снабжения немедленно.
4. Мы уже отдали приказы о снабжении персидской железной дороги подвижным составом, с тем чтобы поднять ее нынешнюю пропускную способность с двух поездов в каждую сторону в сутки… до 12 поездов в каждую сторону в сутки. Это будет достигнуто к весне 1942 года. Паровозы и вагоны из Англии будут посылаться вокруг мыса Доброй Надежды после переоборудования их на нефтяное топливо. Вдоль железной дороги будет развита система водоснабжения. Первые 48 паровозов и 400 вагонов вот-вот должны быть отправлены…»

Пути поставок по лендлизу

  • Советская Арктика
  • Арктические конвои
  • Дальний Восток
  • Черное море

Больше всего грузов по программе лендлиза (46%) было перевезено из Аляски через Советский Дальний Восток

Сталин - Черчиллю 13 сентября 1941 года
«…Приношу благодарность за обещание ежемесячной помощи со стороны Англии алюминием, самолетами и танками.
Я могу лишь приветствовать, что Английское Правительство думает оказать эту помощь не в порядке купли-продажи самолетов, алюминия и танков, а в порядке товарищеского сотрудничества…»

Закон о лендлизе был подписан президентом США Рузвельтом 11 марта 1941 года. На Советский Союз он был распространен 28 октября 1941 года. Согласно этому закону страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, ни во время войны, ни после за эту помощь не платили и не должны были платить. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло бытьиспользовано

Поставки по лендлизу в СССР

  • 22150 самолетов
  • 12700 танков
  • 13000 орудий
  • 35000 мотоциклов
  • 427000 грузовиков
  • 2000 паровозов
  • 281 корабль военный
  • 128 судов транспортных
  • 11000 вагонов
  • 2,1 млн. тонн нефтепродуктов
  • 4,5 млн. тонн продовольствия
  • 15 млн. пар обуви
  • 44600 металлорежущих станков
  • 263000 тонн алюминия
  • 387000 тонн меди
  • 1,2 млн. тонн химических веществ и взрывчатки
  • 35 800 радиостанций
  • 5899 приемников
  • 348 локаторов
    О пользе СССР поставок по лендлизу историки спорят до сих пор. Значение помощи оценивается от непринципиальной до важнейшей

Долг Великобритании перед США в конце войны составлял 4.33 млрд долларов. Полностью был погашен в 2006 году. Франция расплатилась с Америкой в 1946 году. СССР отдавать долг в размере 2,6 млрд. долларов отказался. Переговоры по этому поводу с переменным успехом велись вплоть до настоящего времени, как сказано в Википедии, частично Россия всё-таки долг выплатила. А окончательно она должна рассчитаться с США в 2030 году

257 723 498 шт.

Значение поставок

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом.

Оригинальный текст (англ.)

Your decision, Mr. President, to grant the Soviet Union an interest-free loan to the value of $1,000,000,000 to meet deliveries of munitions and raw materials to the Soviet Union is accepted by the Soviet Government with heartfelt gratitude as vital aid to the Soviet Union in its tremendous and onerous struggle against our common enemy-bloody Hitlerism .

Первую официальную историческую оценку роли ленд лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году :

…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 % .

Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если счет шел на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие - с алюминием .

Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году , соответственно комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд лиза.

Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян , во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

- … когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… - задумчиво протянул Микоян. - Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Ленд-лиз/Производство СССР, в %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 (по данным В.Б. Соколова - 5,5 млн. тонн ) 1087 23 %
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92 %
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой - $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря .

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу . Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Россия)

Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн . По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году . По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г. , и сумма - $674 млн.

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7%.

Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд лиз в размере $722 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза . Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года . При условии выплаты $674 млн. в 1990 году, общий объем советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн. долларов США , т.е. около 1% от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончанию войны, в соответствие с законом о ленд-лизе, возвращено США.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-Byrnes accords) урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

Примечания

  1. На примере СССР, по ленд лизу было получено материалов на $11,3 млрд, из которых было оплачено менее 1 %. Оставшиеся 99 % были получены фактически на безвозмездной основе - подробнее см. раздел Долги по ленд-лизу и их выплата
  2. Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  3. Например отказывая СССР в поставках такого остродефицитного сырья как дюралюминий и вольфрам США снабжали им Третий рейх .
  4. Пересчет произведен на основе официальных данных по инфляции в США за 1913-2008 год от Bureau of Labor Statistics (США)
  5. "The Big "L"--American Logistics in World War II", Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington, DC
  6. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  7. «В СССР не раз признавали огромное значение техники и материалов, необходимых для ведения боевых действий, поступавших из Соединенных Штатов при участии Англии в Советский Союз. Но в 1942 году согласованные планы этих поставок были выполнены только на 55 процентов. В сложнейшее время подготовки Курской операции (в Вашингтоне и Лондоне об этой работе знали) поставки были прерваны на 9 месяцев и возобновились только в сентябре 1943 года. Такой длительный перерыв - это вопрос не технический, но политический!» (О. Б. Рахманин , ). См. также .
  8. Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Москва, 1998, гл. 10
  9. Подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30/06/1942.
  10. The Reichstag speech of December 11, 1941: Hitler’s declaration of war against the United States
  11. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUMANEV_Georgiy_Aleksandrovich/Govoryat_stalinskie_narkomy.(2005).%5Bdoc%5D.zip
  12. Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998. С. 10
  13. Заостровцев Г. А. «Северные Конвои: Исследования, воспоминания, документы», Архангельск 1991. ч. 27
  14. В. Зимонин «Ленд-лиз: как это было», 26.10.2006, газета «Красная Звезда»
  15. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  16. Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941-1945
  17. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948
  18. Артем Кречетников, «Садовый шланг» Франклина Рузвельта, 29 июня 2007 г., BBCRussian.com
  19. Из донесения председателя КГБ В. Семичастного - Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161-162
  20. Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы», стр. 70- Смоленск: Русич, 2005
  21. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  22. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  23. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  24. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  25. Федеральное агентство по государственным резервам, «Резервы в годы Великой Отечественной войны»
  26. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  27. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  28. В. Гаков «Зеленая цена Победы», Журнал «Деньги» № 23, 06/2002

Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.

Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.

Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.

Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».

Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.

Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.

Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.

Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.

США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .

Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.

Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.

Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .

В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .

С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.

Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.

1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.

Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.

В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.

Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.

1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.

Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.

Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?

За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.

Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.

Ленд-лиз. Dodge WF32.

В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.

2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.

«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».

Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.

Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.

«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .

После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.

Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.

Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).

Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.

Тема ленд-лизовских поставок во времена Второй мировой войны наиболее обсуждаема и спорна. Оценки помощи западных партнёров крайне полярны. Одни считают, что это была экономическая диверсия, другие же утверждают, что без помощи запада победа Советского Союза в войне была бы невозможна.

Война – экономическое соперничество

Полярности оценок способствует искажение одних фактов и умолчание других. Объективная оценка событий показывает, что победа Германии была проблематична. Ещё в тридцатые годы германским руководством были приняты решения, ставшие толчком к войне. Они затрагивали как политику, так и экономику. Полная мобилизация всех ресурсов приводит к войне экономик, в которой слабый всегда в проигрыше.

Англичанки готовят «Матильда» в СССР по ленд-лизу:

СССР с этой точки зрения тоже был не в самом лучшем положении. Первая мировая и Гражданская войны ослабили страну, оставив после себя множество экономических проблем, голод, нищету. В пограничных районах тлели конфликты, наполняя атмосферу мира предчувствием грядущей большой войны. Почти все большие европейские державы, а также Япония и Китай либо участвовали в военных операциях против Советской России, либо рассматривались ею в качестве возможных агрессоров.

Страна жила в условиях «осаждённого лагеря», но для того времени это было естественно. Такое положение нужно было изменять. Назрела жёсткая необходимость строительства новых заводов с высокотехнологичным производством. Но любое строительство требовало экономических издержек в других областях.


Основные пути поставки ленд-лиза

СССР существовал в таком сложном состоянии весь межвоенный период, и в войну Отечественную ему пришлось вступать в нём же. Но вдобавок ко всем трудностям пришлось спешно эвакуировать промышленность вглубь страны. Экономику пришлось перестраивать на ходу, а заводы монтировались с колёс и начинали функционировать под открытым небом.

Фронт требовал постоянного пополнения техникой и снаряжением. Оружия, боеприпасов катастрофически не хватало, и необходимость в помощи внешней была чрезвычайно актуальна. Именно таким подспорьем и стал ленд-лиз.

Трудности поставок ленд-лиз

Основная проблема доставок грузов состояла в географическом положении нашей страны. Ни одна страна-поставщик не имела с нею сухопутных границ. Но и этого мало. Все маршруты поставок легкодоступными назвать было нельзя, поэтому переправлять по ним грузы, которые исчислялись миллионами тонн, стало задачей сверхсложной.


Колонна американских грузовиков, осуществляющих перевозки по ленд-лизу на дороге в Иране

Всего было разработано три главных маршрута поставок – арктический, тихоокеанский и персидский. У каждого имелись конкретные преимущества и недостатки.

Достоинством арктического пути стала доставка грузов непосредственно в крупные порты севера СССР. Однако немцы постоянно и довольно удачно атаковали конвои, отчего потери грузов составили до 15%. Вместе с грузами гибли люди, а также повреждались и тонули транспортные средства.

Доставка грузов персидским маршрутом потребовала постройки автодороги, которую необходимо было соорудить практически с нуля и провести через всю страну. Помимо дороги с необходимой инфраструктурой были отстроены четыре больших автозавода. На них местными рабочими собирались грузовые автомобили и потом своим ходом перегонялись до пункта назначения.

Самым эффективным стал путь через Тихий океан. Это можно увидеть, изучив статистику поставок. Между СССР и Японией до 1945 года не было военных действий, поэтому корабли под американскими флагами без проблем выходили из портов США. Во Владивосток они прибывали уже под флагом советским, имея экипаж также советский.


Танки М3с «Генерал Ли» на переднем крае обороны советской 6-й гвардейской армии. Июль 1943 г.

Возможность гибели таких судов была крайне мала. Но случайные торпеды с японских или американских подводных лодок иногда наносили ущерб. За всё время погибли 23 судна, и лишь 9 из них унесли суровые погодные условия. Транспортные корабли обычно передавались вместе с грузами, являясь частью ленд-лиза. За время использования тихоокеанского маршрута их было получено 128 единиц.

Также имелись два маршрута, не являющихся основными: арктический тихоокеанский и черноморский. Последний проходил через Босфор и Дарданеллы. Он функционировал с мая до 20 сентября 1945 года, когда боевые действия в Европе уже закончились.

Помимо сухопутных и водных маршрутов существовал и путь воздушный. По трассе Уэлькаль-Красноярск перегонялись тысячи самолётов. Истребители, транспортники, бомбардировщики в сложнейших погодных и климатических условиях своим ходом добирались до места назначения.

Трудности выбора

Зачастую в дискуссиях о ленд-лизовских поставках сравнивают эффективность поставленного оборудования с советскими аналогами. Сравнению в основном подвергаются более доступные для понимания товары, к которым относятся боевая техника и оружие. Но иногда в спорах упускаются некоторые существенные аспекты. Главным можно считать то, что отбирались нужные товары и оборудование представителями Советского Союза, которые были крайне заинтересованы в их качестве. Также немаловажно, что вся документация о проведении испытаний поставляемой техники открыта для доступа в сети. Можно легко найти первичные документы, отчёты комиссий и лиц, ответственных за испытания.


Истребители «Спитфайр». Подготовка по ленд-лизу, для передачи в СССР.

Примером может служить отчёт об испытаниях 37-мм пушки производства США. Она, на фоне советских и британских аналогов, выглядит более привлекательно. Снаряды её, имея похожий калибр, за счёт повышенной прочности поражали немецкие танки с большей эффективностью. Фактические характеристики, полученные из отчёта, не позволяют назвать это орудие ненужным и устаревшим.

Но существовали такие виды техники, которые в нашей стране не производились. Об этом почему-то умалчивают. Но невозможно удачно проводить масштабные боевые операции без тяжёлых грузовиков, пехотной бронетехники или эвакуаторов для перевозки танков. Не одними танками и самолётами выигрываются сражения. Хотя, не имея грузовиков, воевать всё-таки можно, а вот нехватка танков победы не принесёт.

Поэтому ценность поставок по ленд-лизу определяется не их стоимостью и долей в совокупном производстве СССР, а своей абсолютной значимостью. Рассматривая какой-либо вид поставленной техники, нужно решить, смогли бы в воюющей стране за столь короткое время произвести его в нужном количестве? И чем бы пришлось пожертвовать ради этого?


1943 год. «Шерман» Украинского фронта на марше.

С продукцией чисто гражданской дело обстоит так же. Во время тотальной войны практически не остаётся гражданских заводов. Предприятия, выпускающие паровозы или вагоны, непременно перейдут на изготовление танков и орудий. Но и паровозы, и вагоны не перестанут ломаться и выходить из строя от вражеских бомбёжек. За все военные годы в СССР было выпущено несколько сотен единиц подвижного состава. По ленд-лизу же поставлено было около двух тысяч локомотивов и несколько тысяч платформ. Если сравнить это со всем парком техники, получится не очень много, но в сравнении с выпуском в стране именно техники железнодорожной – объём очень большой.

Есть мнения, что некоторая поставляемая техника в странах, её изготовлявших, популярностью не пользовалась. Так, истребители «Аэрокобра» направлялись в основном в СССР, потому что в США они себя не проявили с хорошей стороны.

Но при этом забывается, что одна и та же техника может решать абсолютно разные задачи на различных фронтах. Истребители в Европе занимаются прикрытием или перехватом тяжёлых бомбардировщиков. Вылеты в районе Тихого океана подразумевают дальние, многочасовые перелёты. А фронт восточный – это перехваты штурмовиков на малых высотах или прикрытие своих самолётов в районах линии фронта.


БТР М-17 с пулеметами 4х12.7

В боях на малых высотах лётчику не требуется кислородного оборудования. Сами машины в обслуживании становятся проще, а лучшие качества их сохраняются. Но для этого необходимо проводить все регламентные работы, предписанные по техническим нормативам. А это уже забота тех, кто технику обслуживает.

Доля иностранных истребителей и бомбардировщиков от числа всех самолётов военного времени в СССР составила 20%. По поставкам ленд-лиза была получена четвёртая часть от всех зенитных орудий (включая большие калибры) и все бронетранспортёры, которых в советской стране не производилось.

Грузовых автомобилей было поставлено порядка полумиллиона, что с лихвой перекрывает нехватку транспорта, необходимого для всей РККА на период мирного 1941 года. Такие объёмы поставок позволили советским автозаводам перейти на производство военной техники без особых потерь.

Вспомогательное оборудование

Для любого государства содержание наукоёмких и высокотехнологичных производств в военное время относится к непозволительной роскоши. Поэтому в страну завозились в гигантских количествах радиостанции, телетайпы, а также тысячи и тысячи километров телефонного кабеля.

Конечно, такие товары не имеют наглядности, которой обладают танки и самолёты, но вряд ли возможно осуществить без надёжной радиосвязи качественное руководство войсками. Ни одна военная операция без связи не может быть успешной. А для оснащения советских танков были предназначены радиостанции, изготовленные в Канаде. Для этого имелся «Беспроводной набор №19, Мк. III».


Торпедные катера Северного флота A-2 «Хиггинс» (Higgins). Катера из США, построенные в 1943 году на судоверфи «Higgins Indastri, Inc. Wood».

Спорящие постоянно забывают и о другом оборудовании. А оно также важно для ведения боевых действий, как и вооружение. Спасало жизни бойцов и предотвращало их увечья и инвалидность всевозможное медицинское оборудование и лекарства.

Подобного оборудования было поставлено так много, что им были укомплектованы производства собственные. Так, радиолокатор СОН-2 стал почти точной копией аналога, произведённого в Англии, а изготовлен был при помощи оборудования, завезённого по ленд-лизу.

Если сравнивать общие цифры выпуска продукции, то можно «не понять», что нельзя заменить уникальный станок для нарезки погона танковой башни даже миллионами напильников советского производства. Именно из-за отсутствия таких станков на заводе № 183 задерживался выпуск танков Т-34-85 до середины марта 1944 года. И только поставки станков по ленд-лизу исправили это положение.

Изучая протоколы 1944 и 1945 годов, видно, что число мирных заказов значительно выросло. Потоком пошли экскаваторы, подъёмные краны, оборудование для электростанций, всевозможные станки… Невозможно, даже желая этого, принизить роль поставленной продукции в сравнении с продукцией собственной.


«Студебеккеры» в транспортном резерве командования. Май 1944. Можайск.

К этим же поставкам следует отнести заводы, предназначенные для переработки нефти. В Советском Союзе не производился бензин с высоким октановым числом. Его потребности в стране на 1941 год были удовлетворены на 4%. Но для времени мирного эта цифра нормальна, а вот для военных лет это катастрофа. За 1941-1945 годы по ленд-лизу было доставлено больше 2 миллионов тонн бензина, имевшем октановое число больше 99. А это составляет 50-60% от всего производства таких бензинов в стране за все военные годы. Большая часть привезённого топлива использовалась ленд-лизовской техникой, а остатки применялись для разведения бензина отечественного, чтобы улучшить его качество.

Почти треть всех боеприпасов, которые были израсходованы в боевых действиях, была начинена порохом из поставок по ленд-лизу. Многие отрасли промышленности СССР не смогли бы развиваться без союзнических поставок цветных металлов, легирующих добавок и металлопроката.

Бытовые товары

Количество обуви, завезённой в нашу страну за военные годы, измеряется в миллионах пар. После окончания войны многие склады могли похвастаться наличием американских ботинок, которых насчитывалось порядка 4 миллионов.

Калорийная пища важна не только для солдат, но и для гражданского населения. Она означает спасение людей от голода и обеспечение масштабных воинских операций. По ленд-лизу было поставлено столько консервированного высокоэнергетического продовольствия, что его вполне хватило бы для обеспечения десяти миллионов бойцов в течение полутора тысяч дней. А это несколько больше, чем продолжалась Великая Отечественная война!


Американское продовольствие, направлявшееся в Россию по ленд-лизу

Зерно для посевов воюющей стране взять было негде, но в 1942 году поставки союзников позволили провести посевные работы в полной мере.

В ленд-лизовских поставках находились не только продукты первой необходимости. Была и экзотика, такая, как мясо в шоколаде. Несмотря на кажущуюся абсурдность, такое сочетание является лучшим вариантом объединения высокой калорийности продуктов и малого веса и объёма. Так ленд-лиз претворил анекдот в жизнь, а люди, работающие в суровых климатических условиях, получили высококалорийные продукты.

Цена поставок

Ленд-лиз и оплата поставок является главным мифом. Во времена холодной войны проблема выяснения долга по поставкам стала политическим инструментом. Им пользовались обе конфликтующие стороны.


Объём поставок и основные маршруты ленд-лиза

Западные державы не списали долги по ленд-лизу СССР, как они это сделали для других задолжавших государств. Теперь в спорах о конкретной стоимости поставленных товаров звучат цифры самые разные. Одни считают, что выплаты закончены в 2006 году, другие называют сумму в 10 миллиардов на момент окончания поставок. К этому ещё добавляется некий коэффициент на инфляцию, величина которого самая неопределённая.

Поставки по ленд-лизу стоят на особом месте в ряду операций союзников против стран Оси. Они помогли повысить эффективность Советских войск, позволив значительно уменьшить военные и экономические потери. Да и для мирного населения в тылу и на освобождённых территориях эти поставки стали серьёзной подмогой.

Литература:

Lend-Lease shipments World War II, документы военного департамента США, 1946.
The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union, by Robert H. Jones, University of Oklahoma Press. 1969.
Soviet Supply Protocols, United States printing office.
А. Паперно, «Неизвестная WW2 в северном Тихоокеанском р-не».
Вернидуб И. И. «Боеприпасы Победы».
ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 832 «Отчёт НИБТ с полигона по испытанию немецких танков».

Что еще почитать