Виды эмоций человека. Пять базовых эмоций гештальт-терапии в ракурсе воззрений философов древнего китая

На каждое событие в жизни тело реагирует – как мышечным напряжением, так и пробуждением процессов внутри организма. Обычно это происходит после особенно эмоциональных и неожиданных моментов.

События бывают положительные и отрицательные. Первые ведут к позитивным реакциям организма - подъёму настроения, активизации свободы, как мышечной, так и мысленной, что даёт спокойствие, комфорт, расслабление. Вторые – отрицательные – остаются в теле напряжением, скованностью, а возможно и внутренними процессами, запущенными для решения внешнего конфликта.

  • Болезнь — это отработка конфликта, в ходе которой тело усиливает какую-то область для защиты.

Предположим, вам часто повторяют, что, если пить холодное, заболит горло. Организм активизируется – начинает повышать защитные функции. Выпив холодной воды, вы сказали организму, что реализация свершилась. Но горло не заболело, и защита не понадобилась. Что делать с увеличенным количеством клеток, которые готовились к обороне? Организм избавляется от них, из-за чего появляется мокрота.

Организм - не компьютер, который однозначно считывает информацию и сохраняет всё по определенным папкам. Поэтому блоки не всегда отражаются на конкретных частях тела. Попробуем на примере спины рассмотреть некоторые симптомы, которые могут быть вызваны психологическими причинами.

1. Шейный отдел

Эмоция: нежелание принимать происходящее за действительное

Cтрах восприятия реальности и нежелание поворачиваться и видеть мир во всех его гранях приводят к напряжению в шейном отделе. Ведь когда мы чего-то пугаемся, сжимаем плечи и опускаем голову. Вероятно, что вас что-то насторожило или оттолкнуло в недавней ситуации.

2. Грудной отдел

Эмоция: слишком чуткое восприятие информации из внешнего мира

Наша жизнь наполнена общением и множеством событий, через нас проходит большой поток информации. Считывая мир, мы ощущаем те или иные эмоции, которые не всегда понимаем и не всегда умеем анализировать и контролировать.

3. Поясничный отдел

Эмоция: социальные страхи, взятие на себя большой ответственности

В этом отделе расположены самые крупные позвонки и, взваливая на себя много обязанностей, мы нагружаем именно их. Так же проявляется страх потери финансовых средств, особенно у тех, кто вовлечён в большой бизнес.

4. Крестец

Эмоция: страх потери свободы действий, решений, страх смерти

Наши ноги – это опора и возможность передвигаться в желаемом направлении, что даёт уверенность в совершаемых действиях. Боли в крестце говорят именно о потере свободы выбора, возможно, и о сломанных не по вашей вине планах.

5. Копчик

Эмоция: неудовлетворённость внешним видом, сексуальная неудовлетворённость

Психологические корни проблем с копчиком близки причинам болей в крестцовом отделе: мысли об угрозе здоровью, пассивное отношение к жизни. Ведь неспроста боль в копчике ощущается в момент, когда вы долго сидите. Это момент отсутствия активности.

Прислушивайтесь к организму. Он всегда подаёт сигналы – главное, не пропускать их. И относитесь к тренировкам осознанно, чтобы пользы от них стало ещё больше.

    Понятие об эмоциях и чувствах.

    Виды чувств.

    Эмоциональные реакции и состояния.

    Высшие чувства.

    Развитие эмоций и чувств у детей.

1. «Эмоции» и «чувство» - очень близкие и чаще всего неотде­лимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.

Эмоции - это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.

Чаще всего они связаны с врожденными реакциями человека, его мотивами и потребностями.

Чувство - это черта личности, относительно устойчивое отно­шение к окружающему миру.

Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях.

Например, любовь к близкому человеку проявляется в радо­сти за его успехи и достижения.

Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций жела­тельности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.

Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова , кото­рый полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно. П. В. Симонову принадлежит создание формулы эмоций

Э = (-П)/(H-C)

где Э - эмоции,

П - потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «–»),

Н - информация, необходимая для удовлетворения по­требности,

С - информация, которую можно использовать, то, что известно.

Из формулы можно сделать следующие выводы:

    если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;

    если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек облада­ет полнотой информации и возможностями для удовлетворе­ния потребности;

    если С = 0, то Э - максимальна, так как при наличии по­требности нет никакой информации о том, как ее удовлетво­рить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не собы­тие, а его ожидание»;

    если С больше Н, то возникают положительные эмоции. П. В. Симонов в книге «Что такое эмоция?» приводит такую

ситуацию: «Томимый жаждой путник движется по раскаленным пескам.

Он знает, что только через три дня может быть источник. Удастся ли пройти этот путь? Не занесло ли ручей песками? И вдруг, завернув за выступ скалы, человек видит колодец, не от­меченный на карте.

Бурная радость охватывает усталого путника. В тот момент, когда перед ним блеснуло зеркало колодца, путник стал обладате­лем исчерпывающих сведений о возможности утолить жажду, и это в ситуации, когда прогноз предсказывал три дня тяжелей­ших испытаний».

Однако эмоциональная жизнь гораздо богаче любой форму­лы, поэтому многие жизненные проявления не укладываются в нее.

Значение эмоций и чувств в жизни человека очень велико, они позволяют глубже понять все, что окружает человека и что с ним происходит.

2. В жизни человека присутствует огромное количество эмо­ций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.

Назовем наиболее часто используемые:

1) положительные (вызывают приятные переживания) и от­рицательные (вызывают неприятные переживания). Следует отметить, что личные и общественные оценки зна­ка эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно - это отрицатель­ная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положи­тельная;

    птенические (вызывают активность человека) и астениче­ские (сковывают активность, провоцируя пассивное поведе­ние);

    В. Вундт предложил классификацию по трем направле­ниям:

а) удовольствие - неудовольствие;

б)напряжение - разрядка;

в) возбуждение - торможение.

4)Современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундамен­ тальные и производные.

К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удив­ление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Еще раз подчеркнем, что из-за многообразия эмоциональ­ных проявлений трудно дать единую классификацию эмо­ций.

3. Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональ­ная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным со­провождением речи.

Понимая язык эмоций, можно найти нужные слова, верный тон в общении, поддержать нуждающегося в этом человека.

Исследования показали, что наиболее информативными в эмо­циональных реакциях являются глаза и рот человека.

Так, подсчитано, что в произведениях Л. Н. Толстого встречаются описания 85 оттенков выражения глаз и 97 - улыбки.

В одном экспериментальном исследовании изучалось, какая часть лица - глаза или рот - определяют его выражение.

В эксперименте горизонтально разрезались пополам фото­графии лица одного и того же человека, где изображались различ­ные эмоции: смех, удивление, страдание и т. д.

Затем склеивались в одну фотографии с выражением различ­ных эмоций.

Задача испытуемых - определить, какая эмоция выражается. Оказалось, что в определении эмоции ведущая роль принадлежит рту, так как именно по его выражению и определялась эмоция.

Язык эмоций - это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.

Например, в некоторых африканских странах смех выражает изумление, а в отдельных странах Азии отрыжка у гостя после угощения означает полное удовлетворение.

Если эмоции проявляются в течение относительно длительно­го периода, то можно говорить об эмоциональном состоянии.

Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.

Настроение захватывает человека на протяжении некоторого времени, но это относительно слабо выраженное состояние и может меняться довольно часто.

Возникновение того или иного настроения зависит от многих причин, которые далеко не всегда осознаются человеком, поэто­му иногда может казаться, что появление плохого или хорошего настроения никак не объяснимо.

Аффект - быстро возникающее и бурно протекающее эмо­циональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью аде­кватно оценивать происходящее.

В развитии аффективного состояния можно выделить нес­колько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.).

При этом расстраиваются мелкие движения, проявление вы­разительных реакций не контролируется.

Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.

Человек полностью утрачивает контроль над собой, его дей­ствия безрассудны. По окончании аффективной вспышки насту­пают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.

Стресс - это понятие ввел Г. Селье , который определял его как состояние сильного и длительного психологического напря­жения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.

Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на чело­века стресс может и мобилизовать ресурсы организма для дости­жения высоких результатов, например, в спортивных со­стязаниях.

Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматиче­ских заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.

В протекании стресса выделяется три фазы:

    реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;

    стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;

    истощение.

Фрустрация - эмоциональное состояние, возникающее в си­туации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.

Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность че­ловека выносить длительные эмоциональные напряжения, пло­хая выносливость.

Таким образом, эмоции имеют целый ряд внешних и внутрен­них проявлений, которые изменяют жизнедеятельность человека.

4. Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психо­логия не располагает общепринятой классификаций.

Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отно­шении человека к другим людям, обществу, в основе их проявле­ния лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.

В качестве примера можно выделить чувство любви (в широ­ком и узком смысле), сострадания, преданности, гуманности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познава­тельной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.

Психология располагает неопровержимыми доказательствами глубокой связи между мыслительными и эмоциональными про­цессами, где чувства регулируют ход интеллектуальной деятель­ности.

Примерами таких чувств являются любознательность, сомне­ние, радость открытия, любовь к истине и др. А. Энштейн писал:

«Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испы­тать, это ощущение тайны.

В ней источник всякого подлинного знания». В. А. Сухомлин- ский подчеркивал значение чувства удивления в интеллектуаль­ном развитии ребенка, отмечал, что отсутствие или утрата этого чувства не стимулирует познание тайн бытия, обедняет внутрен­ний мир ребенка.

Эстетические чувства отражают отношение человека к раз­личным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляют­ся в художественных вкусах, в оценках и т. п.

Эти чувства являются продуктом культурного развития лич­ности, показателем ее зрелости.

Примерами является чувство прекрасного, эстетического нас­лаждение, чувство юмора и др.

Чувства человека отличаются стабильностью и обобщенно­стью, невозможностью сведения их к конкретным эмоциональ­ным переживаниям.

5. Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция - крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 ме­сяца - «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчи­вы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удив­ление, отвращение, радость и т. п.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно форми­руются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания.

Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная лите­ратура - всем хорошо известные способы развития эмоциональ­ной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональ­ное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позво­лит им в дальнейшем лучше понимать других людей.Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т. п.

Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль ска­зок. Чтение сказок - это никак не просто интересное времяпре­провождения, а один из способов развития внутреннего мира са­мого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно исполь­зовать самые разнообразные способы и приемы.

ЛЕКЦИЯ 4. Психология возрастных различий

Предполагается, что наши эмоции имеют корни в так называемых драйвах - основных физиологических врождённых потребностях, как - то: голод, жажда, сексуальное влечение, потребность в выведении продуктов жизнедеятельности, избегание боли и поиск удовольствия (комфорта). Почему именно такой список, думаю, объяснять не надо.

Но появилась необходимость более эффективного способа мобилизации энергии (силы) для выживания, стимулирования и направления физической, а со временем, и мыслительной активности, для отбора сигналов, действующих на восприятие мира. Эмоции и чувства стали выполнять постепенно эти функции - по крайней мере, у высокоразвитых животных это уже можно наблюдать.

  • Как результат, возникли первые эмоции, и ставшие базовыми для всех остальных чувств и переживаний - как ответ на потребность выживать и познавать мир.

Теорий происхождения чувств и взглядов на то, какие эмоции считать первичными и основными, существует немало - вы с ними сможете ознакомиться самостоятельно, если понадобится. Я же сообщу вам то, что кажется мне убедительным и, главное, полезным для применения на практике.

Я выделяю следующие базовые эмоции, лежащие в основе всех иных человеческих чувств. По моему мнению, их семь: интерес, радость, печаль, злость, отвращение, страх и удивление. Интересно так же отметить, как связаны были эти базовые эмоции на этапе их возникновения с основными процессами выживания особи и адаптации ее к окружающему миру.

Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.

Печаль - реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.

Злость (гнев) - то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

Страх - реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.

Отвращение - реакция отторжения.

Удивление - сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

Как результат, удивление приводит к быстрой смене предыдущих эмоций - реакций, к перемене прежнего действия или его быстрому прекращению.

Эмоции чащу всего проявляются во взаимодействии, усиливая, подавляя друг друга, или перетекая из одной в другую. Так страх, наверняка, часто был связан с отвращением и злостью, а интерес переходил в радость. С развитием человека и его способности реагировать на изменяющиеся условия жизни, стали возникать более сложные чувства и эмоциональные реакции.

Как эмоции превращаются в чувства?

Естественно, теперь причины возникновения этих эмоций стали более разнообразными, ситуации их возникновения усложнились, и к этим семи эмоциям добавилось много нового. Тогда для чего нужно сейчас это выделение базовых эмоций и прослеживание причин их первоначального возникновения?

Все это можно использовать, сравнивая с математикой или географией, как систему координат. А так же, используя сравнение с едой, можно сказать, что эти семь эмоций являются основными базовыми ингредиентами наших современных разнообразных чувственных и вкусовых переживаний. И понимание их происхождения помогает нам класть те или иные (и не класть плохо совместимые) составляющие в нужный момент и на нужных пропорциях в наши эмоциональные блюда и чувственные коктейли, чтобы готовить их грамотно: хорошего качества и на пользу себе. Как готовится такой коктейль переживаний?

Выбор этой системы координат - семь основных эмоций - позволяет нам с вами подобрать ключики к многочисленным чувствам и переживаниям, количество которых уже трудно посчитать. Слава богу (или природе, или нам самим), от животных предков мы ушли далеко. И потому эмоциональная наша жизнь стала намного сложнее, да и выше указанные эмоции мы уже переживаем не только в тех случаях.

Ряд психологов - исследователей, а так же писателей или философов, называют среди основных человеческих эмоций так же и стыд, и испуг, и надежду, и презрение, и любовь... Спору нет, в нашей жизни эти чувства (и не только) играют немалую роль, и по лицам и поступкам людей читаются хорошо.

Даже маленькие дети начинают некоторые их этих чувств выражать на самом раннем этапе своего развития. Но мне эти чувства кажутся уже производными от тех семи основных, и потому в этой книге для простоты разбора и понимания я семь основных эмоций буду называть именно эмоциями, а остальное - производное от них, путем ли смешения, изменения интенсивности, направленности или наложения на действие (об этом позже) - чувствами и переживаниями.

Например, такое чувство, как презрение образуется из двух фундаментальных эмоций, как гнев и радость: злюсь на объект презрения и одновременно радуюсь, что лучше его. Из тех же эмоций состоит азарт, но в иных пропорциях и с направлением внимания на будущее: гнев на препятствие и радость от представления о том удовольствии, что будет получено в результате преодоления этого препятствия.

В ненависти есть элементы гнева и удивления, к тому же и интереса. А любовь (одна из её разновидностей) состоит из интереса и радости: интерес - влечение к объекту и радость от соединения с ним (принятия его). При желании люди добавляют к этому чувству и страх, и печаль, и гнев, и удивление, и получаются иные виды любви, хотя в основе этого чувства лежат именно эти две фундаментальные эмоции. Как ни крути: если нет интереса или радости, то нет и любви, а что-то получается совсем иное, хотя возможно и порождённое этим чувством. Но об этом - в отдельной главе.

Таким образом, по аналогии с музыкой, где семь нот становятся основой для создания бесконечного количества вариантов сочетаний звуков и мелодий, семь основных эмоций становятся базой для создания бесконечных и разнообразных переживаний, чувств и настроений.

Вполне резонно может возникнуть вопрос, а не лишит ли этот логический разбор и эта классификация наши эмоции их неповторимости, яркости и силы, не сделает ли нашу жизнь скучной и чувственно бедной?

Но ведь понимание, из чего и как создаётся музыка, не лишает людей, слушающих её, способности наслаждаться мелодиями и звуковыми сочетаниями, и при этом помогает лучше понимать музыку и даже её сочинять, совершенствуясь в этом.

Точно так же понимание законов рождения и изменения наших чувств не лишает нас способности их переживать. К тому же оно добавляет возможность испытывать именно те чувства, которые мы выбираем (то есть слушать нужную нам музыку), и помогать другим чувствовать рядом с нами то, что нам кажется необходимым или оптимальным для общения (музыку, которую лучше слушать вместе).

В течение дня человек переживает массу эмоций, которые перемешиваясь между собой, создают причудливый букет. Этот букет окрашивает восприятие человека, делая «плохим» или «хорошим» прожитый день.

Наверняка любому человеку хочется просыпаться каждое утро с улыбкой и провожать прожитый день в позитивном настроении. Проживать каждый день счастливо, наполнять свою жизнь радостными эмоциями – эта задача может оказаться невыполнимой, пока человек не научиться управлять своими эмоциями.

Свое настроение можно менять, так как нам хочется, необязательно быть зависимым от обстоятельств. Для того, чтобы почувствовать эмоцию радости, необязательно ждать подходящего момента, когда нас кто-то или что-то рассмешит.

Для того, чтобы радоваться, нужно просто радоваться. Для счастья не обязательно искать повод: деньги, здоровье, вторую половинку, признание и так далее. Быть счастливым можно просто так. Ведь все что нам необходимо уже есть – это наши эмоции.

Только осталось разобраться в искусстве управления своими эмоциями. Для этого, в первую очередь, надо знать виды эмоций человека, чтобы научиться различать, отделять эмоции друг от друга, ведь они редко проявляются в чистом виде.

Каждый человек обладает четырьмя чистыми эмоциями:
  • гнев
  • страх
  • радость
  • уныние

Эти виды эмоций создают комбинацию остальных чувств и эмоций, которые каждый из нас может переживать ежедневно.

Посмотрите это короткое видео, на нем показаны лица различных людей, переживающие одинаковые эмоции: от радости до страха.

Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные.

Перечень основных эмоций и чувств человека

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость.

3. Ликование.

4. Восторг.

5. Гордость.

6. Уверенность.

7. Доверие.

8. Симпатия.

9. Восхищение.

10. Любовь (половая).

11. Любовь (привязанность).

12. Уважение.

13. Умиление.

14. Благодарность (признательность).

15. Нежность.

16. Самодовольство.

17. Блаженство

18. Злорадство.

19. Чувство удовлетворённой мести.

20. Спокойная совесть.

21. Чувство облегчения.

22. Чувство удовлетворённости собою.

23. Чувство безопасности.

24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.

26. Удивление.

27. Изумление.

28. Безразличие.

29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.

31. Горе (скорбь).

33. Печаль (грусть).

34. Отчаяние.

35. Огорчение.

36. Тревога.

38. Боязнь.

41. Жалость.

42. Сочувствие (сострадание).

43. Сожаление.

44. Досада.

46. Чувство оскорбления.

47. Возмущение (негодование).

48. Ненависть.

49. Неприязнь.

50. Зависть.

52. Злость.

53. Уныние.

55. Ревность.

57. Неуверенность (сомнение).

58. Недоверие.

60. Растерянность.

61. Ярость.

62. Презрение.

63. Отвращение.

64. Разочарование.

65. Омерзение.

66. Неудовлетворённость собою.

67. Раскаяние.

68. Угрызения совести.

69. Нетерпение.

70. Горечь.

Возможно, кто-то из читателей не согласится с таким разделением чувств. Чувства разделены не с позиции этики, а с позиции доставляемого удовольствия или неудовольствия.

Человек вкладывает в свои эмоции колоссальный объем энергии. По сути эта энергия нейтральная, только эмоция может придать ей положительный или отрицательный характер, направить ее в русло созидания или разрушения.

Присмотритесь к этому списку, определите для себя, в какие эмоции вы больше вкладываете свои силы, в эмоции разрушения или созидания?

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья « Виды эмоций человека» подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Что еще почитать