Вечные афродиты. Кто такая богиня Афродита в древнегреческой мифологии

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Она же Венера в переводе с др.-греч. истолковывается как - «пена». В греческой мифологии Богиня Афродита считалась богиней красоты и любви. Она также отвечает за плодородие и вечность весны или жизни на Земле. Афродита - богиня браков и родов, а также «вскармливание детей». Ее огромной власти любви подчинялись боги и люди; неподвластными были ей Афина, Артемида и Гестия. Богиня Афродита была всегда безжалостна к тем, кто отвергал ее любовь. Она являлась женой Гефеста или Ареса.

Атрибуты Афродиты

Атрибутами Афродиты, как богине любви, являлись розы, мак, мирты, и яблоко, а также фиалки, нарциссы, анемоны, и лилии. Ей, как богине плодородия служили следующие атрибуты: воробьи и голубки, которые составляли её свиты. Как морской богине, это был - дельфин. Так же атрибутами Афродиты были - золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость и пояс.

Её очень часто могли сопровождать и дикие звери, например: волки, львы, медведи, которых она усмиряла с помощью своего любовного желания.

Появление Афродиты на свет

Самым легендарным место рождения богини Афродиты является город Пафос на острове Кипр.

Много разных версий и сказаний о происхождении богини Афродиты . У Гомера она являлась дочкой Зевса и океаниды Дионы.

Исходя из «Теогонии» Гесиода, она родилась вблизи острова Кифера, появившись из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену. Из этого придания и получила богиня Артемида свое прозвище «пенорожденная». Затем, ветерок ее принёс на остров Кипр.

Классическая богиня Афродита появилась на свет обнаженной из воздушной морской раковины около острова Кипр - отсюда и происходит еще одно ее прозвище «Киприда» - и на этой самой раковине она добралась до берега. После, Оры в золотых диадемах увенчали её голову золотым венцом, и украсили ее золотым ожерельем и золотыми серьгами, в то же время, боги не могли налюбоваться ею и возгорались желанием взять её себе в жены.

Мифы, связанные с богиней Афродитой

В одном из мифов жена громовержца, Гера устроила все так, что богиня Афродита вышла замуж за Гефеста. Он был самым искусным мастером среди всех богов, но в тоже время и самым некрасивым из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в своей опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Гермес, Посейдон, Арес, и другие боги.

Богиня Афродита с превеликим удовольствием внушала любовные чувства богам и людям, да и сама часто влюблялась, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом в ее нарядах был знаменитый пояс, в котором были заключены сила любви, желания и слова обольщения. Этот пояс делал любого влюбленным в его хозяйку. Этим атрибутом любила пользоваться заимствовав у Афродиты, Гера, когда ей хотелось в очередной раз разжечь в Зевсе страсть любви к ней и тем самым ослабить его волю.

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов, живущих на Олимпе, современные ребята зачитываются ничуть не меньше, чем это делали их родители и бабушки с дедушками. Сложно встретить сегодня человека, который не знал бы, кто такие Зевс, Посейдон, Афина или Арес. Самой известной героиней античных мифов является Афродита - богиня любви и красоты, вечно юная обитательница Олимпа. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой.

Сфера влияния богини

Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Они были уверены, что вся красота, существующая на планете - это дело её рук. У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Её восхваляли художники, поэты и скульпторы, прославляющие в своих произведениях красоту и любовь. К Афродите относились как к богине, предпочитающей мир войне и жизнь - смерти, поэтому к ней обращались все те, кто мечтал о спокойном процветании и избавлении от гибели. Она была настолько могущественна, что её воле подчинялись не только простые люди и животные, но и обитатели Олимпа. Единственными персонажами, на кого не действовали чары прекрасной богини, были Афина, Артемида и Гестия.

Внешность

Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Когда Афродита спускалась с Олимпа, распускались цветы, а солнце на небе начинало светить ярче. Дикие звери и птицы, не в силах устоять перед невероятной красотой богини, сбегались к ней со всех сторон, и спокойно ходила она по земле в их окружении.

Афродита - древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Будучи женой некрасивого и хромого бога Гефеста, покровителя огня и кузнечного дела, она утешалась тем, что вступала в любовные связи на стороне. Не родив своему супругу ни одного ребёнка, она одаривала наследниками других своих поклонников. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Ему она подарила сына Гермафродита. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына - героя Троянской войны Энея.

Афродита - богиня, олицетворявшая собой невероятный эротизм и сладострастие. В отличие от простых женщин, она никогда не позволяла себе становиться жертвой любви. Все её отношения происходили исключительно по её воле. В связях с мужчинами у неё не было постоянства, она всегда была открыта для новых чувств.

История появления на свет богини любви и красоты

Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Кровь из детородных органов смешалась с морской водой, в результате образовалась белоснежная пена, из которой и появилась на свет прекрасная Афродита. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Примечательно, что Афродита никогда не была ребёнком, она появилась на свет из морской пены совершенно взрослой. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.

Существует ещё одна версия рождения древнегреческой богини. Согласно ей, родителями Афродиты были главный олимпийский бог Зевс и морская нимфа Диона, а появилась она на свет самым традиционным способом. Автором этой версии является древнегреческий легендарный поэт Гомер.

Характер

Афродита - богиня Древней Греции, ставшая героиней множества античных мифов. Как любой женщине, ей свойственно быть разной. В одних преданиях Афродита - великодушная повелительница человеческих жизней, в других - капризная красавица, а в третьих - жестокая вершительница судеб, гнева которой невозможно избежать.

Миф о Пигмалионе

По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион. Он ненавидел представительниц слабого пола и жил отшельником, не позволяя себе влюбиться и создать семью. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Скульптура была сделана мастером очень искусно, и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Он шептал ей ласковые слова, целовал её, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижна и нема. Больше всего на свете хотел Пигмалион, чтобы созданная им красавица ожила и ответила взаимностью на его чувства.

В дни, когда у греков было принято почитать Афродиту, принёс Пигмалион ей богатую жертву и попросил, чтобы послала она ему в жёны девушку, похожую на ту, которую он создал из слоновой кости. Всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером: она оживила прекрасную девушку и вселила в неё взаимные чувства к своему создателю. Таким образом богиня вознаградила Пигмалиона за искреннюю и преданную любовь, которую он испытывал к статуе.

Повествование о Нарциссе

Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.

Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней. Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек. Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой - даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.

Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.

Печальная история об Адонисе

Афродите, жестоко покаравшей Нарцисса, пришлось и самой страдать от любви и неблагосклонности судьбы. У кипрского царя был сын Адонис. Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Вместе со своим возлюбленным охотилась она на диких зверей, а в свободное время отдыхали они на зелёной траве. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя.

Один раз отправился Адонис на охоту без Афродиты, и его собаки напали на след большого кабана. Обрадовался юноша такой добыче и бросился на зверя с копьём. Но не догадывался он о том, что это будет его последняя охота. Кабан оказался сильнее Адониса, он накинулся на него и проткнул своими клыками. От полученной раны возлюбленный богини красоты умер.

Узнав о гибели Адониса, Афродита стала сильно оплакивать его. Зевс-громовержец, видя, как она страдает, сжалился над ней и попросил своего брата, бога мёртвого царства Аида, иногда отпускать юношу к живым. С тех пор так и повелось: на полгода Адонис приходит к Афродите, и в это время всё в природе распускается, цветёт и благоухает, а затем он возвращается в мир умерших, и землю начинают заливать дожди и засыпать снега - это золотоволосая богиня тоскует по своему возлюбленному.

Яблоко раздора

Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. Рассудить богинь было поручено Парису. Каждая из них пыталась подкупить юношу всяческими благами. Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Получив благосклонность и поддержку богини любви, Парис в одночасье навлёк на себя гнев Геры и Артемиды. Яблоко раздора послужило началом Троянской войны, ведь самой красивой женщиной была Елена - супруга спартанского царя Менелая. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита.

Эрос и Гименей - помощники покровительницы любви и красоты

Хоть Афродита - греческая богиня, обладающая большим могуществом, без помощников она обойтись не могла. Одним из них был её сын Эрос - кудрявый мальчуган, летающий над всеми землями и морями на своих небольших крыльях. У него был маленький лук и колчан с золотыми стрелами. В кого Эрос выстрелит, того и настигнет любовь.

Покровитель брака Гименей - ещё один незаменимый помощник Афродиты. Он возглавляет все свадебные шествия, летя впереди молодожёнов на своих белых крыльях и освещая им дорогу ярким факелом.

Атрибутика

Главный символ богини Афродиты - её пояс. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия. Были у Афродиты и морские символы - дельфин и лебедь.

Знаменитые античные статуи

Многих скульпторов вдохновляла на создание шедевров богиня Афродита. Фото произведений искусства, представленных в статье, передают всю красоту и величественность покровительницы любви и красоты. В работах некоторых мастеров героиня античных мифов представлена в образе римской богини Венеры.

Известной древнегреческой статуей, посвящённой богине, является Афродита Книдская (около 350 года до н. э., автор - Пракситель). Во II ст. до н. э. скульптором Агесандром была создана фигура Венеры Милосской, являющаяся воплощением женской красоты античного периода.

Богиня в произведениях живописи

Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения. Кисти Тициана принадлежит работа «Венера и Адонис» (1553 г.), сюжет которой передаёт трепетные чувства богини к простому смертному юноше.

На картине «Спящая Венера», написанной итальянским художником Джорджоне ориентировочно в 1505-1510 годах, покровительница любви изображена в виде обнажённой красавицы, отдыхающей на фоне природы. Образ античной богини, созданный мастером, стал олицетворением идеальной женщины эпохи Возрождения.

Ещё одним произведением живописи, изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г.). На ней художник изобразил сюжет античного предания, повествующий о появлении величественной покровительницы любви и красоты из морской пены.

Благодаря произведениям искусства и греческим мифам, можно определить, как представлялась древним людям богиня Афродита. Фото скульптур и картин, на которых изображена златовласая обитательница Олимпа, отчётливо передают её красоту, вдохновляющую и сегодня многих деятелей искусства на создание новых шедевров.

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.








Афродита, греч., лат. Венера - богиня любви и красоты, прекраснейшая из богинь античных мифов.

Ее происхождение не совсем ясно. По Гомеру, Афродита была дочерью Зевса и богини дождя Дионы; по Гесиоду, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной богом неба Ураном, и вышла из моря на острове Кипр (отсюда одно из ее прозвищ: Киприда).

Так или иначе, но в любом случае благодаря своей красоте и всевозможным чарам Афродита стала одной из могущественнейших богинь, перед которой не могли устоять ни боги, ни люди.

К тому же у нее был целый отряд помощников и помощниц: богини женской прелести и красоты - хариты, богини времен года - горы, богиня убеждения (и лести) Пейто, бог страстного влечения Гимер, бог любовного влечения Пот, бог брака Гименей и юный бог любви Эрот, от стрел которого нет спасения.

Так как любовь играет в жизни богов и людей огромную роль, Афродита всегда была в большом почете. Кто выказывал уважение к ней и не скупился на жертвы, мог рассчитывать на ее благоволение. Правда, она была божеством довольно непостоянным, и счастье, которым она одаряла, часто бывало мимолетным. Иногда она творила подлинные чудеса, на которые способна только любовь. Например, кипрскому скульптору Пигмалиону Афродита оживила мраморную статую женщины, в которую он влюбился. Своих любимцев Афродита защищала повсюду, где могла, но она умела и ненавидеть, ведь ненависть-родная сестра любви. Так, робкого юношу Нарцисса, на которого ревнивые нимфы донесли, что он пренебрегает их прелестями, Афродита заставила влюбиться в самого себя и лишить себя жизни.

Как ни странно, самой Афродите не очень везло в любви, так как она не сумела удержать ни одного из возлюбленных; не было ей счастья и в браке. Зевс дал ей в мужья самого невзрачного из всех богов, хромого, всегда потного бога-кузнеца Гефеста. Чтобы утешиться, Афродита сблизилась с богом войны Аресом и родила ему пятерых детей: Эрота, Антэрота, Деймоса, Фобоса и Гармонию, затем с богом вина Дионисом (ему она родила сына Приапа), а также, в числе прочих, с богом торговли Гермесом. Она даже утешалась с простым смертным, дарданским царем Анхисом, от которого у нее родился Эней.

В мире мифов жизнь всегда была богата событиями, и Афродита часто принимала в них самое живое участие; но самые далекоидущие последствия имела ее благосклонность к троянскому царевичу Парису. В благодарность за то, что Парис назвал Афродиту более красивой, чем Гера и Афина, она обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин. Ею оказалась Елена - жена спартанского царя Менелая, и Афродита помогла Парису похитить ее и увезти в Трою. Так началась троянская война, о которой вы можете прочесть в статьях «Менелай», «Агамемнон» и многих других. Естественно, в этой истории Афродита помогала троянцам, но война была не по ее части. Например, едва ее оцарапало копье ахейского предводителя Диомеда, как она с плачем сбежала с поля боя. В итоге десятилетней войны, в которой участвовали все герои того времени и почти все боги, Парис погиб, а Троя была стерта с лица земли.

Афродита явно была богиней малоазиатского происхождения и, по-видимому, восходит к финикийско-сирийской богине Астарте, а та, в свою очередь, - к ассиро-вавилонской богине любви Иштар. Греки переняли этот культ уже в древнейшие времена, скорее всего через острова Кипр и Киферу, где Афродите поклонялись особенно ревностно. Отсюда такие прозвища богини, как Киприда, Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где был один из великолепнейших храмов Афродиты (см. также статью «Пигмалион»), от Киферы (Цитера) - Киферея. Ей были посвящены мирта, роза, яблоко, мак, голуби, дельфин, ласточка и липа, а также множество великолепных храмов - не только в Пафосе, но и в Книде, Коринфе, Алабанде, на острове Кос и в других местах. Из греческих колоний в Южной Италии ее культ распространился и на Рим, где ее отождествили с древней италийской богиней весны Венерой. Самыми большими из римских храмов Афродиты-Венеры были храмы на форуме Цезаря (храм Венеры-Родоначальницы) и у Виа Сакре (Священной дороги) к Римскому форуму (храм Венеры и Ромы). Культ Афродиты пришел в упадок только после победы христианства. Однако благодаря поэтам, скульпторам, художникам и астрономам ее имя сохранилось до сегодняшнего дня.

Красота и любовь влекут к себе художников всех времен, поэтому Афродиту изображали, пожалуй, чаще всех других персонажей античных мифов, в том числе в вазописи, фресках Помпеи; к сожалению, о фреске «Афродита, выходящая из волн», созданной в кон. 4 в. до н. э. Апеллесом для храма Асклепия на Косе, мы знаем лишь со слов античных авторов, которые называют ее «непревзойденной». Самый знаменитый из рельефов - так называемая Афродита Лудовизи греческой работы 460-х гг. до н. э. (Рим, Национальный музей в Термах).

Статуи Афродиты относятся к шедеврам античной пластики. Это прежде всего «Афродита Книдская», созданная, вероятно, Праксителем для Книдского храма в 350-х гг. до н. э. (ее копии имеются в Ватиканских музеях, в парижском Лувре, в нью-йоркском Метрополитен-музее и в других собраниях), «Афродита Киренская» - римская копия эллинистической статуи 2-1 вв. до н. э. (Рим, национальный музей в Термах), «Афродита Капитолийская» - римская копия эллинистической статуи сер. 3 в. до н. э. (Рим, Капитолийские музеи), «Венера Медицейская» - римская копия статуи Клеомена 2 в. до н. э. (Галерея Уффици, Флоренция) и др. О высочайшем уровне мастерства греческих скульпторов, ваявших Афродиту, свидетельствуют находки нескольких греческих статуй, о которых античные авторы вообще не упоминают, например «Афродита из Сол» (2 в. до н. э., Кипрский музей в Никосии) или прославленная «Афродита Мелосская» (кон. 2 в. до н. э., найденная в 1820 г., Париж, Лувр).

Художники нового времени увлекались Афродитой не меньше античных: их картины и скульптуры практически невозможно перечесть. К числу самых знаменитых картин относятся: «Рождение Венеры» и «Венера и Марс» Боттичелли (1483-1484 и 1483, Флоренция, Галерея Уффици, и Лондон, Национальная галерея), «Спящая Венера» Джорджоне, дописанная после 1510 г. Тицианом (Дрезденская галерея), «Венера и Амур» Кранаха Старшего (ок. 1526, Рим, вилла Боргезе), «Венера и Амур» Пальмы Старшего (1517, Бухарест, Национальная галерея), «Спящая Венера» и «Венера и лютнист» (Дрезденская галерея), «Рождение Венеры», «Торжество Венеры» и «Венера и Марс» Рубенса (Лон-дон, Национальная галерея, Вена, Художественно-исторический музей, Генуя, Палаццо Бьянко), «Спящая Венера» Рени (после 1605) и Пуссена (1630, обе картины в Дрезденской галерее), «Венера с зеркалом» Веласкеса (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), «Туалет Венеры» и «Венера, утешающая Амура» Буше (1746, Стокгольм, Национальный музей, и 1751, Вашингтон, Национальная галерея). Из современных работ назовем хотя бы «Афродита» Р. Дюфи (ок. 1930, Прага, Национальная галерея), «Венеру с фонарем» Павлович-Барилли (1938, Белград, Музей современного искусства), «Спящую Венеру» Дельво (1944, Лондон, Национальная галерея) и гравюру «Рождение Венеры» М. Швабинского (1930).

Из области пластики нужно, как минимум, упомянуть «Венеру» Г. Р. Доннера, созданную во время его пребывания в Братиславе в 1739-1740 гг., «Венеру и Марса» Кановы (1816) и, пожалуй, также его портретную скульптуру «Паолина Боргезе в виде Венеры» (1807, Рим, вилла Боргезе), «Афродиту» Б. Торвальдсена (ок. 1835, Копенгаген, музей Торвальдсена), «Венеру-Победительницу» О. Ренуара (1914), «Венеру с жемчужным ожерельем» А. Майоля (1918, в Лондонской галерее Тейт), «Венеру» М. Марини (1940, США, частное собрание). В собрании пражской Национальной галереи - «Венера» Хорейца (1914) и «Венера плодородных полей» Обровского (1930); скульптуру «Венера, выходящая из волн» создал в 1930 г. В. Маковский. В этой связи любопытно отметить, что известная статуя Й. В. Мысльбека «Музыка» (1892-1912) является творческой переработкой античного образца. Как выяснилось из его творческого наследия, он создал ее на основе тщательного изучения «Венеры Эсквилинской» (1 в. до н. э.). Конечно, воспевали Афродиту и композиторы. На рубеже 18 и 19 вв. Враницкий написал программную симфонию «Афродита», в начале 20 в. оркестровый «Гимн Венере» создал Маньяр, Орф написал в 1950-1951 гг. сценический концерт «Триумф Афродиты».

Из множества поэтических произведений, посвященных Афродите, древнее всех, по-видимому, три «Гимна Афродите», которые традиция приписывает Гомеру. В поэзии Афродита часто именуется Цитерой (Кифереей), Пафосской царицей, Пафией:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!..»

- А. С. Пушкин, «Вольность» (1817);

«У пафосския царицы
Свежий выпросим венок…»

- А. С. Пушкин, «Кривцову» (1817);

«Как верный сын пафосской веры…»
- А. С. Пушкин, «К Щербинину» (1819). Здесь пафосская вера - любовь.

Что еще почитать