План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Цветы. Комплексное занятие по развитию речи «Разные цветы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.


В преддверии женского праздника хочу поздравить всех мам, бабушек, а также наших маленьких принцесс с международным женским днем. я предлагала провести накануне Дня Матери, а сегодня я предлагаю организовать для наших деток тематическое занятие, посвященное самому традиционному подарку женщинам на 8 марта, — цветам.

1. Лингвистический тип интеллекта

1) Пальчиковая игра «Цветок».

Кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).

2) Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветок из прищепок».

Малыш до 2 лет может снимать лепестки под известное стихотворение — гадание про ромашку. Детки постарше могут сами создавать такой цветок, прикрепляя прищепки — лепестки.

3) Упражнение на развитие координации пальцев «Пристегни лепесток»
Для этой игры вам нужно сделать цветочек из разноцветной плотной ткани, например, фетра.

2. Логико-математический тип интеллекта

1) Игра на цвета. Подбери для каждой ромашки свое поле по цвету.

2) Игра на ориентацию в пространстве.

3. Музыкальный тип интеллекта

1) Выполняем движения по тексту песенки Железновых «Цветок».

2) Играем в музыкальную игру «Лютики, ромашки».

3) Слушаем и смотрим П.И. Чайковского «Вальс Цветов» из балета «Щелкунчик».

4. Естествоведческий тип интеллекта.

2) Смотрим презентацию по ботанике для малышей «Цветы».

3) Смотрим видео «Как распускаются цветы».

5. Творческий тип интеллекта.

1) Лепим цветы из пластилина

2) Делаем аппликацию «Цветок»



6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Делаем веселую зарядку с цветами

7. Внутриличностный тип интеллекта

Поговорим о красоте человеческой души.

1) Читаем ребенку сказку «Цветок кактуса», задаем вопросы по сказке.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Смотрим обучающий мультфильм «Уроки хороших манер. Как дарить цветы»

В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ЦВЕТЫ ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ. ОДУВАНЧИК, РОМАШКА

Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года) : ромашка, оду­ванчик, лепесток, растение, пушинка, корень, стебель, листья, расти, венок, плести, собирать, красивый, пушистый, полевой.

Занятие 1

Тема «Одуванчик»

Цель: знакомство с характерными признаками полевого цветка - одуванчика, закрепление лексики по теме в самостоятельных выска­зываниях в правильной грамматической форме.

Оборудование: настоящий одуванчик (желательно показать детям и желтый, и белый одуванчик); карандаш; ватный шарик; конвер­ты с раздаточным материалом, содержащим части одуванчика.

1. Оргмомент.

Посмотрите, что я принесла. Кто знает, как называется этот цветок.

2. Рассматривание одуванчика. Педагог показывает детям настоящий одуванчик.

Это одуванчик. Он растет в поле, на улице возле домов. Никто не сажает одуванчики, не поливает их. Они растут сами, тянутся к солнышку.

Затем рассказывает о строении одуванчика, показывает корень, стебель, листья, цветки, лепестки.

Сначала лепестки у цветка одуванчика бывают желты­ми, а потом становятся белыми. Если подуть на белый оду­ванчик, то разлетаются маленькие белые пушинки. Из жел­тых одуванчиков девочки любят плести венки. Они их наде­вают на голову.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части одуванчика. При этом педагог задают детям вопросы.

Что ты показал? Какого цвета листья? Листья большие или маленькие? Какого цвета цветок у одуванчика?

3. Дидактическая игра «Подуй на одуванчик».

Педагог показывает детям зеленый карандаш и объясняет, что он похож на стебель одуванчика, а ватный шарик на пушистый цветок. Ватный шарик надевается на карандаш. Дети должны по очереди сдувать ватный шарик с карандаша.

4. Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части одуванчика. Они должны из отдельных частей сложить целый цветок. Детям задаются вопросы.

Что у вас получилось? Как называется цветок? Назовите части одуванчика. Какого цвета у тебя цветок одуванчика, Маша?

5. Итог.

Какой цветок мы сегодня рассматривали?

Занятие 2

Тема «Ромашка»

Цель: уточнение характерных признаков ромашки, закрепление умения сравнивать два цветка с выделением общих и отличитель­ных признаков, составление сложных предложений по образцу.

Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Педагог показывает картинку с изображением одуванчика и ро­машки, и предлагает отгадать загадку.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Как вы догадались, что это одуванчик?

2. Рассматривание ромашки.

Педагог показывает детям ромашку и рассказывает о ней.

Это ромашка. Ромашка, как и одуванчик, растет в поле, на улице возле домов. Как и одуванчики, ромашки никто не сажает, не поливает их. Эти цветы поливает дождик.

Затем рассказывает о строении ромашки и показывает корень, стебель, листья, цветы.

У ромашки очень красивый цветок - серединка желтая, а лепестки белые. У цветка много лепестков. Из ромашек девочки тоже любят плести венки.

В заключение дети показывают и самостоятельно называют части ромашки. При этом педагог задает детям вопросы.

Что ты показал? (Листья.) Какого цвета листья? (Зеле­ные.) Листья большие или маленькие? (Большие.) Какого цвета лепестки у ромашки? (Белого.) Какого цвета середи­на цветка у ромашки? (Желтого.)

3. Отгадывание загадки.

Детям объясняется смысл загадки.

Беленькие реснички у моей сестрички. (Ромашка.)

4. Сравнение одуванчика и ромашки.

Педагог показывает детям картинки с изображением одуванчика и ромашки и сравнивает цветы. Спрашивает у детей, чем похожи цветы и чем отличаются. Примерные ответы детей: «У одуванчика есть стебель, и у ромашки есть стебель. У одуванчика лепестки жел­тые, а у ромашки белые. У одуванчика есть пушинки, а у ромашки нет пушинок». И т.д.

5. Итог.

Назовите два цветка, о которых мы сегодня говорили. Попросите маму сплести венок.

Занятие 3

Тема «Собираем букет»

Цель: закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины.

Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика; сюжетная картина «Цветы», на которой изображены девочки, со­бирающие цветы; конверты с раздаточным материалом, в которых находятся белые лепестки и желтая серединка ромашки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

На наборное полотно выставляются две картинки с изображени­ем ромашки и одуванчика.

Какой цветок сначала бывает желтым, потом белым? У ка­кого цветка много белых лепестков, а серединка желтая?

2. Рассматривание сюжетной картины «Цветы».

Детям показывается картина с изображением девочек, собираю­щих цветы. Последовательно педагог внимание детей обращает на каждую девочку и ее действия.

На картине нарисованы две девочки. Эта девочка, Маша, собирает ромашки. У нее в руках много цветов. Много цве­тов - это букет. У Маши в руках букет из ромашек. А эта девочка, Оля, собирает одуванчики. Она из них плетет ве­нок.

Затем педагог задает вопросы.

Кто нарисован на картинке? Что делает Маша? Какие цветы она собирает? Что делает Оля? Из каких цветов она плетет венок?

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картине).

Маша собирает... (ромашки). Оля собирает... (одуванчики). У Маши в руках букет из... (ромашек). У Оли в руках венок из... (одуванчиков).

4. Дидактическая игра «Сделай ромашку».

Каждому ребенку раздаются белые лепестки и желтая серединка ромашки. Дети должны самостоятельно собрать цветок ромашки. Когда ребенок сделает цветок, он должен сказать: «Я сделал ромашку».

5. Итог.

Какие цветы мы можем сорвать на улице, в поле?

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ (5-7 лет)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ : красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название.
Строение.
Где растет.
Способы ухода.
Для чего нужны цветы.

  • Игра «Скажи – какой цветок

Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый,
-в поле - полевой,
-на лугу – луговой,
- в лесу - лесной,
-растёт весной – весенний ,
-растёт в комнате -
комнатный ,
-растёт летом -
летний,
-лечит болезни - лечебный,
-растёт много лет - многолетний,
-одно лето - однолетний ,
-растёт для декора -
декоративный,
- приносит пользу – полезный.

  • Подвижная игра «Садовник и цветы».

Основное движение: Ходьба, бег.

Описание игры:

Играющие (цветы) находятся на одной стороне площадки, а водящий (садовник) на противоположной стороне. Приближаясь к цветам водящий говорит:

«Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться будут нами любоваться!»

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, садовник старается их поймать.

  • Пальчиковая гимнастика « Пчела»

Прилетела к нам вчера Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек, На каждое название насекомого

И веселый мотылек , загибают один пальчик .

Два жука и стрекоза ,

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и

Подносят к глазам.

Пожужжали, полетали, Машут ладошками.

От усталости упали. Роняют ладони на стол.

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»

(Назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что» )

Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.

  • Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).

Муравей живет в улье .
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц .
Шмели строят муравейник.
Муравей вылез из воды .
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой .
Бабочка порхает на дереве .
Пчела живет в конуре .

  • Подвижная игра«Птички в гнездышках»

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

  • Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся.

Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой.
(Одуванчик.)

У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.
(Ромашка.)

Как называются цветы,
Когда в руке их держишь ты?
(Букет.)

Незабудки
Их видимо–невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали –
И сделали цветок.

  • Просмотр телепередачи о цветочных часах, беседа по содержанию.

Серия «Лесные сказки» об обитателях леса: животных и растениях. Этот клип о прекрасных весенних цветах– «Ландыш».

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ЦВЕТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:

О том, что цветы - это растения;

Характерные особенности внешнего вида и строения цве­тов, периодичности цветения (первоцветы, летние, осен­ние цветы);

Зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);

Способы выращивания цветов (в общих чертах);

Способы размножения некоторых цветов;

Устройство и назначение цветника (в общих чертах);

Отдельные цветущие лекарственные растения (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);

Значение цветов в жизни человека.

Дети должны уметь:

Узнавать цветы в природе и на картинках, называть их;

Различать цветы по месту произрастания (садовые; луго­вые, полевые, лесные, водные);

Составлять описательный рассказ о цветке.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

Названия: цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листая, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степ­ные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увяда­ющие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

МАТЕРИАЛЫ
Вазы с букетами живых цветов, цветущие комнатные растения; журналы «Цветоводство», «Наш сад», «Дизайн» и т.п.; открытки, фотографии, альбомы, календари с изображением цветов; темати­ческие словари в картинках; художественная литература о цветах; работы детей и взрослых по изобразительной деятельности, флори­стике; сухоцветы, мешочки с сухими лепестками различных цве­тов; цветочные духи; варенье из роз и одуванчиков; искусственные цветы; цветочные элементы оформления одежды; настенные пан­но с изображением фрагментов луга, леса, поля, сада; эскизы разных цветников; фотографии кондитерских изделий и овощных блюд, украшенных цветами, сделанными из продуктов питания; ткани с цветочным рисунком, одежда детей с цветочным рисунком или отделкой и др.

ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)
Фея цвётов, Незнайка, Маленький принц с розой, Волшеб­ница, у которой был прекрасный сад с цветами (из сказки «Снеж­ная королева») и др.

  • Первая половина дня

Утро.

Вводная беседа
Ожидаемый результат : дети должны знать названия цветов и использовать их в общении.
Цели: развивать воображение, умение планировать основные этапы дня вместе с педагогом; формировать интерес к теме дня, желание действовать; активизировать внимание.
* * *
Когда все дети соберутся, педагог переодевается в платье Феи цветов (на нем аппликация из разных цветов), надевает на голову венок из искусственных цветов и под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» появляется перед детьми. Фея приглашает детей в Страну Цветов, предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цве­ты, которыми украшено ее платье И из которых сплетен венок. Дети должны подумать и сказать, кого они хотели бы встретить в Стране Цветов, где побывать, что сделать. Фея также выдвигает свои идеи и предложения.

Этюд «Цветок»
Ожидаемый результат: дети должны называть цветок, в кото­рый они хотели бы превратиться; представлять в воображении цветок и изображать его с помощью пантомимики, эмоциональ­но окрашивая свои действия; изображать пластикой последова­тельность развития цветка из семени.
Цели: развивать память, воображение, пластичность, вырази­тельность; формировать интерес к живой природе.
* * *
Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цве­тов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Каждый ребенок должен выбрать цветок, в который хотел бы превратить­ся, назвать его и Кратко описать. Фея «поливает» детей «волшеб­ной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произ­носит любое заклинание.
Ты - волшебная водица, Надо нам тобой облиться. Превратишь детишек ты В настоящие цветы.
Под музыку и словесное сопровождение педагога дети изобража­ют сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, растение с закрытым бутоном, распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умы­вается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером."

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»
Цели : формировать умение выполнять упражнения ритмично, в едином темпе, в игровом образе, эмоционально его окрашивая; развивать способность дифференцировать различные мышечные ощущения, сосредотачивать на них внутреннее внимание; регу­лировать напряжение и расслабление; активизировать воображе­ние, память, гармонизировать психику рубрика.
* * *
Под «Вальс цветов» дети в образе цветов легко бегут вокруг "волшебной поляны на носочках, встают в круг.
Педагог. Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Ре­шили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать? Не поймали, улетела бабочка.
Дети выполняют упражнение с напряжением.
Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, сте­бельки вниз опустили, листочки повесили. Все расслаблено, лис­точки, как ниточки, висят.
Дети выполняют упражнение расслабленно.
Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке. Весело цветочкам! Бегают, смеются. Как стрекозы, листочки - руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.
Дети бегают по всей площадке.
Остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Просто вальс цветов! Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь легкость, невесомость.
Дети кружатся плавно на месте
Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, упер­лись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как на лодочке качаются. Кач-кач, кач-кач.
Дети выполняют упражнение. Спина, ноги, руки напряжены, движе­ния ритмичные.
Устали, руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Как приятно!
Дети выполняют упражнение на расслабление.
Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке. Речка бурная, вода холодная.. Бр-р-р! Как на другой берег пере­браться?! Увидели мостик, а он узенький, качается.
Дети идут медленно, напряженно.
Страшно! Встали они друг за другом, одной рукой держатся за впереди стоящего, а другой - за перила мостика. Идут медленно, ступают осторожно. То остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду, упадешь!
Дети идут, то застывая, то пошевеливаясь.
Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки! А туг солнце стало призвать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цве­точки. Плечики опустили, голову повесили, листочки - руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
Дети идут расслабленно, медленно.
Но вдруг пошел прохладный дождик. Как обрадовались Цветочки, сразу распрямились. Стали они под дождиком весело под­прыгивать, веселиться. Совсем разбаловались. Скачут, в ладоши от радости хлопают. По всей полянке носятся, шумят, толкаются.
Дети прыгают, свободно передвигаются, сталкиваются друг с другом, но не ссорятся.
А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте, как каменные. Девочки увидели цветы и захотели на­рвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажму­рили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они толь­ко полюбовались красивой поляной, понюхали, погладили цветы и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепесточки и опять начали кружиться в вальсе.
Дети сначала застывают на месте, потом свободно танцуют.

Занятия
Знатоки цветов (интегрированное)
Ожидаемый результат: дети должны знать наиболее распрос­траненные в данной местности цветы; части цветка (корни, стебель, листья, бутон, лепестки); сроки цветения (первоцветы, лет­ние, осенние цветы); уметь классифицировать цветы по месту произрастания, называя обобщающим словом (луговые, полевые, садовые, лесные, горные, степные, пустынные, водные); чисто интонировать, ритмично двигаться под музыку в связке с други­ми детьми; выкладывать узор из цветов, учитывая сочетание их, окраску, оттенки.
Цели: развивать память, мышление (операцию обобщения и классификации), чувство прекрасного, эстетический вкус, му­зыкальный слух; воспитывать умение внимательно слушать задание педагога; согласованно со сверстниками выполнять дей­ствия.
* * *

  1. Задание распределить предложенные цветы по месту произ­растания (луг, лес, поле, цветник, пруд); назвать их и обозначить обобщающим словом.
  2. Задание: сгруппировать цветы по срокам цветения (первоцве­ты, летние, осенние), назвать их, обозначить обобщающим словом.
  3. Конкурс: за определенное время выложить клумбу из искус­ственных цветов или сделать аппликацию из вырезанных (засу­шенных) цветов, учитывая их окраску, оттенки.
  4. Музыкально-дидактическая игра «Сплетем венок».

Педагог определяет последовательность в венке цвета, а выб­ранный ребенок-цветок вспоминает и называет цветок такого цве­та, пропевает его название и встает в ряд, сплетая руки со следу­ющим. Последний соединяется с первым, образуя венок. Под му­зыку дети водят хоровод приставным шагом сначала вправо, а затем влево.

Задание: сложить из частей цветок, назвать части, найти недостающую.

Букет цветов (по изобразительной деятельности)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о правилах составления букетов; знать, в каких случаях люди дарят друг другу букеты; уметь из готовых форм составлять букет, под­бирая цветы по размеру, оттенкам, назначению, желанию (ап­пликация или рисование); рассказывать о своем букете (из каких растений он составлен, 1 как подобраны цветы, кому бы хотел подарить его, по какому случаю).
Цели: развивать воображение, пространственное, цветовое вос­приятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук; вос­питывать любовь и интерес к родной природе.

Можно работы сделать коллективными, небольшими подгруп­пами, формируя еще и умение "договариваться, определять по­следовательность действий. Возможен вариант изготовления цве­тов из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и т.п. Для разминки рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Цветы и времена года (оздоровительное)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о влиянии сезонных изменений на жизнь и развитие растений; уметь использовать разные виды массажа, гимнастики (дыхательную, пластическую, корригирующую для глаз и пальцев рук); понимать их значение.
Цели: развивать внимание, воображение, чувство ритма, тем­па; пластичность, выносливость, функциональные способности организма; воспитывать умение быть внимательным к указаниям педагога, смене деятельности.

Прогулка

Дидактическая игра «Садовник»
Ожидаемый результат: дети должны знать названия и осо­бенности внешнего вида цветов, растущих Ha участке детского сада; уметь описывать их внешний вид и особенности; рассказывать об уходе за цветами, форме клумбы.
Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологи­ческую речь; формировать активный интерес к живой природе.
* * *
Педагог вместе с детьми путешествует по территории детско­го сада и останавливается около цветочных клумб. Выбирается садовник, который должен рассказать о цветах, растущих на клумбе, и уходе за ними. Дополняют рассказ помощники садов­ника. Поощряется использование стихов. Педагог обращает вни­мание на то, чтобы дети отмечали оттенки, разнообразие цветов одного вида, своеобразие развития цветов в тени, полутени и на солнце.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
Ожидаемый результат: дети должны знать названия луговых и садовых цветов; уметь отбивать и ловить мяч, ритмично произ­нося названия цветов, не сбиваясь с темпа сочетать существи­тельное с числительным.
Цели: разбивать ловкость, быстроту реакции, скорость мыш­ления; формировать интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками.
* * *
Ребенок отбивает о землю мяч и произносит: «Я знаю пять, названий луговых цветов: ромашка - раз, колокольчик - два, гвоздика - три» и т.д. Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому.

  • Вторая половина дня

Дидактические игры
Звонок в цветочный магазин
Ожидаемый результат : дети должны иметь представление о цветочном магазине и его услугах; строить диалог; развивать сю­жет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме; ис­пользовать вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
Цели : развивать диалогическую речь, воображение; формировать культуру общения по телефону.
Полный текст данной игры и других игр с телефоном см в кн.:
Педагог
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Покажите, что он кислый. Но что это?! Солнышко зашло за тучку, и закапал теплый летний дождь! Попрыгайте, порадуйтесь под дождем. Подставьте под него лицо, руки.

Упражнение, для автоматизации звука [ч]
Педагог
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.

Давайте расскажем дождику стихотворение с помощью рук.

Капля раз, капля два, Дети показывают один палец, потом два.
Капли медленно сперва - Медленно хлопают в ритм.
Кап, кап, кап, кап. Выставляют указательные и
Стали кайли поспевать, - средние пальцы обеих рук, пошевеливают ими,
Капля каплю догонять. изображают передвижение.
Кап, кап, кап, кап, Щелкают пальцами быстрее.
Зонтик мы скорей раскроем, Поднимают руки над головой.
От дождя себя укроем.

Можно использовать стихотворение, где педагог произносит пер­вую фразу, а дети вторую.

Педагог
Приплыли тучи дождевые.
Дети
Лей, дождь, лей!
Педагог
Дождинки пляшут, как живые.
Дети
Пей, рожь, пей!
Педагог
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Дети
Пьет, пьет, пьет. .
Педагог
Теплый дождь неугомонный
Дети
Льет, льет, льет.

Педагог. Дождь заслушался и перестал лить, снова выглянуло солнышко, и прилетело много разных насекомых. Слышите, как Они пищат, жужжат? Скажите мне, как пищат ко­мары?
Дети. З-з-з.
Педагог. Представьте, что вы - туча комаров. Попищите и помашите маленькими крылышками.
Пищим противно мы над ухом

И всех стараемся кусать.
Летаем тучами над лугом -
Придется вам от нас бежать.

Комары, конечно, больно кусаются и противно пищат, но почему-то люди про них сложили много стихов, песенок, сказок, в которых прославляют удалого комара. Давайте поводим хоровод «Комаринская».
Дети водят хоровод.
Опыляют цветы пчелы и шмели. Как они жужжат?

Дети. Ж-ж-ж.
Педагог. А чем отличается жужжаний шмелей? Конечно, оно более низкое. Попробуйте сначала пожужжать, как пчелы, а по­том, как шмели.

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
А сейчас - я вас всех превращу в насекомых: комаров, пчел, шмелей. (Делит детей на группы.) Вы будете летать по лугу и каж­дый петь свою песенку. Вы так звонко пищали и жужжали, что всех распугали на лугу. Давайте станем прекрасными бабочками, будем перелетать с цветка на цветок, медленно, плавно взмахи­вать своими крылышками, пить нектар. У нас получится танец бабочек. Посмотрите, дети, кто в траве так быстро убегает от нас? Да это же ящерица нас испугалась! 1

Ящерицу я ловил,
Страх меня остановил.
А чего же тут бояться?
Хвостик может оторваться.

Г. Виеру

Попробуйте поймать ящерку. Она такая шустрая, быстрая! В траве ее совсем не видно. Не поймали? Не будем ее пугать, пусть она спокойно бежит в норку. А мы наше путешествие на луг закончим хороводом «Мы на луг ходили». Дети, понрави­лось вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Кого вам" понравилось изображать? Куда бы вы хотели отпра­виться еще?

Игра-перевоплощение «Если бы ты был горным цветком»
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о горных цветах, условиях их произрастания; уметь входить в вооб­ражаемый образ, от его лица вести беседу, драматизировать от­дельные эпизоды истории.
Цели: развивать.воображение, диалогическую речь, вырази­тельности пантомимики; воспитывать умение проявлять сочув­ствие (эмпатию). .
* * *
Педагог. Мы рассматривали на клумбах множество разных цветов. А когда ты был в деревне или на даче, то на лугу или лесной полянке мог подойти к любому цветку, понюхать, полю­боваться им и даже собрать небольшой букет. Но бывают цветы, которые растут в горах, до них очень трудно добраться. Иногда видеть их могут только самые смелые альпинисты. В горах очень красиво! Помнишь, мы рассматривали картины? Да и в кино ты, наверно, видел горы. Представь, что ты красивый горный цветок. Растешь ты на самой вершине горы. Вокруг только небо, облака и парящие орлы. Расскажи, какой ты?

Ребенок описывает цвет лепестков, серединки, форму стебля, ли­стьев. Далее педагог задает вопросы, и ребенок на них отвечает.

О чем ты думаешь, глядя вниз с высокой горы?

Какими сверху тебе кажутся люди, машины?

О чем ты мечтаешь, когда мимо тебя проплывают облака, светит солнышко? А когда дует сильный ветер, идет дождь? Что тебе хочется тогда сделать?

Что ты чувствуешь, когда прямо над тобой сверкает молния и гремит гром?

Хотелось бы тебе, чтобы на вершину взобрались люди, сорва­ли тебя и отнесли на землю? Почему? Что помогает тебе выжить в таких суровых условиях?

Ты гордишься тем, что так высоко растешь? Почему?

Ты хотел бы иметь крылья, как у птицы? Куда бы ты тогда полетел, что посмотрел?

Сверху тебе видно, как некоторые люди бездумно уничтожа­ют цветы, собирая их большими букетами. Цветы быстро засыха­ют, потому что они не.садовые. Полевых и луговых цветов стано­вится все меньше, многие из них занесены в Красную книгу при­роды. Что бы ты хотел сказать по этому поводу людям?

Ты побывал горным цветком, а сам ты как ведешь себя на природе?

Красотой на земле должны любоваться все люди. Они должны беречь ее, приумножать. Никогда не срывай цветок просто так. Пусть цветет и радует всех окружающих.

Пальчиковые игры
Ожидаемый результат: дети должны знать составные части цветка; уметь выполнять движения по тексту, четко проговаривая слова.
Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма; формировать чувство удовлетворения от правиль­но выполненного упражнения.
* * *
Наши алые цветки Дети соединяют ладони в фор­ме тюльпана.
Распускают лепестки. Медленно раскрывают пальцы.
Ветерок чуть дышит, Плавно покачивают кистями.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Медленно закрывают пальцы,
Закрывают лепестки. придавая им форму бутона.
Тихо засыпают, Покачивают руками,
Головой качают. как головкой цветка.
***

Отгадывание загадок о цветах
Ожидаемый результат: дети должны знать основные особен­ности внешнего вида и произрастание цветов.
Цели: развивать умение логически мыслить, выделять при­знаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаклю­чения.
Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (Подснежник.)

Зеленый плот

По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)

Зовут его растеньем слепоты,

И так зовут, конечно, не напрасно.
Не зарься на его блестящие цветы:
Растенье ядовито, это ясно?
(Калужница болотная.)

Смотрят на канавки

Желтые купавки.
У них на самом донышке
Горит кусочек солнышка.
(Купальница европейская.)

Кто живет весной

С желтой головой?
Солнце ярче светит -
Голова белеет,
Ветер налетает -
Пух с нее срывает. (Одуванчик.)

В белой шапке стоит дед,-

Если дунешь - шапки нет. (Одуванчик.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелек. (Одуванчик.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик.)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется... (незабудкой).

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо... (василек).

На каком цветке гадают,

Лепесточки обрывают? (На ромашке.)

Он и мачеха и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

Прячет цветок

Сладкий медок.
И в названье мед таится.
Догадались? (Медуница.)

Белый цветок,

Кислый листок -
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).

Расцвели в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчик.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми... (гвоздиками).

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

В тенистых лесах,

На лугах заливных
Его мы встречаем в разгаре весны.
Когда зацветает, - красивый на вид.
Но будь осторожен:
цветок ядовит! (Чистяк.)

Чтение стихов о цветах
Ожидаемый результат: дети должны уметь выделять в сти­хах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения; выразительно читать стихотворение.
Цели : развивать чувство стихотворного ритма, воображение, выразительность речи, память; воспитывать чувство прекрас­ного.
* * *
Педагог читает детям стихи по своему выбору.

Мак
Маленький - Для маленьких
Мак поднялся
Аленький.
Он поднялся,
Огляделся,
Зарумянился,
Зарделся!

А. Прокофьев

Ромашка
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке -
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

М. Познанская

Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики - цветы
Очень вежливы...
А ты?

Е. Серова

* * *
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качай?

А.К. Толстой

Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно.
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Г. Виеру

Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый...
И роняет листья в траву. »
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?..
И потом отнесу домой...
Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.

Е. Благинина

* * *
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
приветливым подругам,
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не поплывет.

Е. Серова

* * *
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
Поесть бы кашки- Да вот Же «кашка»!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый -
Шмелям и пчелам обед готовый.

Е. Серова

реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ "

Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья »:

- «Природа приамурья » - ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ .

ЛИТЕРАТУРА

Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2002. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лек­сикона. М., 2005.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование де­тей 2-4 лет. М., 2004.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для лого­педического обследования детей 2-4 лет. М., 2004.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер­стова. М., 1981.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохи-на М., 1984.

Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по раз­витию речи детей 5-6 лет / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломати­на, Н.П. Савинова. М., 2004.

Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Со­ломатина, И.В. Переверзева. М., 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей М., 1972. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1987.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.


"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку , чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи") .

Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед

1. Приветствие.

Пришел к нам волчек. Очень обрадовалась после долгой разлуки. К занятию я повесила плакат с полевыми и садовыми цветами. Она сразу побежала показывать Волку этот плакат и еще до занятия мы познакомились со всеми цветами. После этого прослушали и попели под музыку Железновой "Начнем урок". Эту музыку я первый раз вставила в занятие. Потом мы еще раз поздоровались с Волком, но уже на английском. Тяжеловато Машуле было выговаривать английские слова, но старалась и с интересом. Несколько раз повторила.

Написали кубиками слова Маша, роза, гора, луг, дом. До этого писали карточками, кубиками гораздо интереснее.

Сделали четыре дорожки на А, О, У, Ы в разные стороны, получился крест. Машуля сидела в центре креста. Посмотрела направо, там лужайка. Пальчиками по кубикам пробежали на лужайку при этом называя склады. Налево - лес. Также пробежали пальчиками. Прямо - горы, назад - сад.

2. Карточки «Цветы».

После этого мы пошли путешествовать. Поднялись в горы по доске на диван. И посмотрели какие цветы растут в горах. Рассказала вкратце про то что им нужно с одной стороны тепло от камней, а для корней прохлада камней. Обратили внимание на эдельвейс, то что он занесен в красную книгу.

Потом пошли в лес. Перепрыгивали через болото. Посмотрели какие цветочки там растут. Машу рассмешило название "прострел".

В сад мы попали по мостику. Несколько кругов сделали по обручу.

Тоже посмотрели на цветы. Садовые цветы из 6 карточек 4 назвала сама. Новые для неё оказались Ирис и Гвоздика.

По лугу мы прошлись как коровки. Мычали и кушали цветочки. Я называла какой скушать, а Маша брала их. Полевые цветочки она тоже все узнала без запинки.

После этого еще посмотрели карточки с комнатными цветами. Обратили внимание что в отличие от остальных, они растут в горшочках.

Выбрали четыре карточки ромашка, василек, роза, мак. Поиграли с этими карточками в Ку-ку. Сначала я перевернула, но не перемешивала. Потом перемешала, но Машуля сразу нашла. Она просто визуально запомнила как пишутся названия, а еще обращает внимание с какой буквы начинается слово.

3. Подвижные игры.

Отдохнули, размялись. Машулька все повторяет без проблем.

На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),

Поднялись цветочки (медленно встают).

К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),

Солнцу улыбнулись (широко в стороны).

К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),

Повернут цветочки.

Развернут бутоны (руки соединить над головой).

В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).

4. Попевка. Таблица.

Спели попевку по говорящему плакату.

Ад-ад-ад- побежали быстро в сад.

Ты-ты-ты- посадили мы цветы.

Лю-лю-лю - все цветочки я люблю.

Гу-гу-гу- я цветочки берегу.

Потом Маша назвала Розу, мы её написали. Несколько раз сама нажимала и говорила. Если ошибалась, то сразу исправлялась. Ну и еще несколько цветочков посадили, но уже я сама называла какие, а Маша нажимала и проговаривала.

5. Игра.

Потом мы поиграли в игры, которые принес Волчек.

Игра "Кому подарю цветочек" Машуля назвала цветы в букете у девочки и подарила их маме, папе, бабушке и дедушке. Провела пальчиком по дорожкам. Суть игры в том чтоб ребенок правильно составлял предложения.

Игра "чем это делают". Та же суть, правильно сформулировать фразу: "Из колодца воду достают ведрОМ", "Сухие листья сгребают граблЯМИ" и т.д.

6. Пальчиковые игры и зарядка для языка.

Сделали пальчиковую гимнастику и дыхательную гимнастику.

У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).

Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).

Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).

Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).

А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».

После этого посмотрели части Цветка. Все назвала сама. Наверно надо вводить шипы и пестики.

7. Игра.

Сложили карточки в нужной последовательности и рассказала почему.

Тут уже Машулька устала. Сил хватило только чтоб поиграть в лото. Я называла карточку, Машулька говорила название на русском, а я на английском. Маша запомнила перевод Мака (poppy). И еще сразу вспоминали какой это цветок садовый или полевой.

На физразминку уже совсем не было сил и решили не делать.

По изодеятельности смогли только рассмотреть картины на стене. Рассказала что такое натюрморт. Машульке больше всего понравилась картина Толстого "Букет цветов бабочка и птичка". Она даже гусеницу там рассмотрела, а я сколько делала, ни разу не заметила эту гусеницу. А еще картина с полевыми цветами тоже ей понравилась.

Что еще почитать