Письмо для 5 7 лет. Подготовка руки к письму

Подготовка этой выкладки заняла у нас немало времени. Мы постарались собрать здесь все известные нам прописи для дошкольника, которые когда-либо выпускались на рынок. Некоторые из них уже давно не используются в образовательных учреждениях., но это не делает их неэффективными в обучении детей письму.
С помощью прописей букв и цифр Ваш ребенок научится основам письма и грамоте, сможет самостоятельно выводить цифры на бумаге в клетку или линейку.

По математике (цифры)

Математические прописи - незаменимый помощник в ходе подготовки к школе. Практика показывает, что детки, с которыми родители занимались изучением того, как правильно писать цифры, чаще становятся отличниками и хорошистами в начальной школе.

Колесникова Е.В. для 5-7 лет по математике по клеточкам

Скачать

Колесникова Е.В. для 4-5 лет математические ступеньки


Ссылка для скачивания

Шевелев К.В. для 6-7 лет математические прописи


Часть 1
Часть 2

Перерсон Л.Г. и Суворина Е.А. - учимся писать числа 3-4 года и старше

Эта книга в двух частях от изветных авторов для бесплатного скачивания. В подготовительной группе детского сада она часто используется педагогами. Потренироваться с ребенком никогда не помешает.

Часть 1
Часть 2 Пособие научит ребенка правописанию цифр, что так необходимо для изучения математики в 5 классе. Также в нем присутствуют задания для развития графических навыков, а для математического уклона - геометрические фигуры.

Нефедова и Узорова 3000 упражнений для дошкольника

В этом пособии не только образец и пример, как должны выглядеть подобного рода пособия, но и полный цикл обучения правописанию цифр. Пожалуй, это лучшие прописи..
Скачать бесплатно и без регистрации

По русскому языку и грамоте (буквы)

Рабочая тетрадь по русскому для 5-6 лет в клетку

Данное пособие по грамоте предназначено для детей старшей группы детского сада. Веселые прописи для детей, главный герой в которых - утенок, помогут научить будущих первоклассников, как писать элементы букв. Весь алфавит в виде прописи перед нами.

Печатные и письменные буквы Федосова Н.А. для 5-7 лет

Эти прописи научат выводить и заглавные и прописные буквы любого ребенка. Они соответствуют ФГОС. Предназначены для работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Лункина - подготовка к школе 5-7 лет обучение грамоте

В данных прописях автор Лункина занимательно учит детей грамоте. Сначала палочки и крючочки, а потом уже и вся азбука, затем соединения букв. И все это с рабочей тетрадью с заданиями.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронин О.В. по письму

2 части учебного пособия от известных авторов для подготовки к школе. С их помощью можно научиться выводить печатные буквы. Мы и сами учимся писать буквы с их помощью.

Скачать и печатать часть 1
Скачать и напечатать часть 2

Развивающие письмо букв от Нянковской Н.Н.

Помогает сформировать графическое представление букв, их соединение. Интересное и развивающее пособие для дошкольников. Большая часть книги посвящена крючкам, черточкам, штриховке, галочкам, линиям. Только потом обучение переходит к буквам.

Первые и правильные! Со штриховкой

В данном пособии содержится целая азбука. 98 страниц для того, чтобы научиться писать все буквы русского алфавита. Все изображено достаточно крупно. Отличная идея, как для подготовки к школе, так и для младших дошкольников.

Денисова, Дорожкин для подготовительной группы

Уроки грамоты для малышей от метров отечественного издательства прописей.

Жиренко, Колодяжных - элементы букв, основы письма

Отличное пособие для формирования навыков письма у детей дошкольников.

Гласные и согласные буквы. Автор: Жукова



Прописи авторов Илюхиной, Козловой, Васильевой, Белых и Нищевой мы выкладывать не стали, в связи с тем, что уже наслышаны историями о жалобах правообладателей на сайты, где размещены файлы для скачивания. Надеемся на Ваше понимание и постоянно работаем над улучшением контента сайта.
В косую линейку

Прописи картинки (шаблоны)

Буквы русского алфавита

Буква А

Ирина Иризбаева
Подготовка руки к письму у старших дошкольников

Письмо - это сложный навык , включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки , правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма .

В возрасте 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки . В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости) . Овладение письмом - длительный , трудоемкий процесс.

Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной. Этапы подготовки руки к письму :

Подготовительный ;

Основной;

Заключительный.

Подготовительный этап включает в себя :

Специальные физические упражнения;

Изобразительная деятельность;

Развитие мелкой моторики рук.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки . Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

На подготовку руки к письму хорошо влияет изобразительная деятельность : лепка, рисование, и специально подобранные упражнения : обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т. д.

Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки , знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму .

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно , в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.

Развитие мелкой моторики руки

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, помогают кистям рук приобретать хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма .

Оригинальные поделки из доступного материала : салфетки, скорлупа яиц, коробки. Подобная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики, помогает закрепить важнейшие навыки планирования, контроля и самооценки.

«Коврик для куклы»

Нанизывание : пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.

Выкладывание букв из семян, палочек.

Вырезывание различных фигурок.

Обводка плоских фигур. Обводить можно все : дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

Строим забор, дом, дерево и т. п. – из счетных палочек

Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

Основной этап включает в себя :

Гигиена письма ;

Сформировать правильный захват карандаша;

Штриховка;

Обучение ориентировке на листе бумаги;

Гигиена письма

Посадка при письме . Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме , способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони) . Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку.

Положение рук при письме . Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Левая рука ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки , что способствует возникновению нарушения осанки.

Положение кисти пишущей руки . Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме . Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту, опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.

Сформировать правильный захват карандаша. Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет карандаш. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух сантиметров. При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма . Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма .

Помочь ребенку научиться держать ручку правильно могут специальные ручки-тренажеры. Они бывают двух видов. Приспособление – силиконовая рыбка, которую можно надеть на любой карандаш или ручку. В плавниках этой рыбы есть три углубления для пальчиков. Взять рыбку в руки неправильно практически невозможно.

По принципу тренажера-конуса сделаны трехгранные цветные карандаши. Это лучший вариант карандашей, которые можно выбрать для малыша. Во-первых, они толстые. За счет этого ребенку удобно держать их в руке. Во-вторых, они трехгранные. Это позволяет держать карандаши правильно. В-третьих, они мягкие. Ребенку не требуется много усилий, чтобы закрашивать, чертить, писать.

Для развития навыка держать карандаш используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом (Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа Посолим суп.

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук :

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз) .

“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем влево – вправо (3 раза) .

“Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки :

Штриховать в заданном направлении

Не выходить за контуры фигуры

Соблюдать параллельность линий

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Для штриховки могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано» , соединив все точки.

Разнообразные задания : «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность» , «Продолжи ряд» , «Нарисуй такой же» , «Дорисуй узор» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки .

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Одним из эффективных приемов является так называемый «графический диктант» . На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти. Может быть предложен другой вариант : дети создают орнамент под диктовку. На бумаге в клетку дети под диктовку проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

Готовя ребенка к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например :

Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Заключительный этап – печатание букв

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму , необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, занятие со штриховкой, печатание букв. При этом очень важно соблюдать гигиенические правила письма , чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка.

Краткое содержание: Обучение письму детей дошкольного возраста. Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника. Развитие мелкой моторики у детей.

Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника

Развитие мелкой моторики руки.
- Отработка дифференциации правых и левых частей тела.
- Формирование ориентации в окружающем пространстве.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.

Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"

Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.

Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.

Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

Подготовка к школе. Постановка руки.

Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла - поможет вам в этом.

Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя , так и в магазинах.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода ). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Упражнения для рук при подготовке руки к письму

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

Упражнение « Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение « Скрепочка»

Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение « Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение « Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение « Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

Упражнение « Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение « Дружба»

В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

Что такое скрытое левшество?

Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

Правша или левша?

Существует множество способов определить ведущую руку ребенка. Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую. Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

Что помогает подготовке руки к письму?

Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

  • игры с мозаикой;
  • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
  • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
  • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
  • вязальные работы крючком и спицами;
  • вышивка;
  • шитье и пришивание (пуговиц, например);
  • вырезание ножницами;
  • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
  • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, .

Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

  • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
  • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
  • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
  • постоянно переворачивает изображения.

Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

Как правильно держать ручку

Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

  • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
  • зажимает ручку в кулаке;
  • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
  • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
  • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

Упражнение «Домик для букв»

Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора. Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

Что еще почитать