Оймякон географическое положение. Бывает хуже

Заключительный пост про январское путешествие моего друга Виталика. Вот как бывает, сначала он писать не хотел, а потом аж на несколько постов расписался:) Читаю и понимаю, что вот таким людям надо блоги вести, уж больно складно пишет. Но это и неудивительно, лингвисты они все такие.

За два дня пребывания на Полюсе Холода я почерпнул кое-чего примечательного из жизни простых оймяконцев. В результате возникла идея оформить это в виде небольшой подборки из 33 фактов. Вот что в итоге получилось.

1. Оймяконом в Якутии называют целый район, в который входит несколько населённых пунктов, включая деревню с одноименным названием. Центром района считается село Томтор, где есть аэропорт и метеостанция, на которой была зафиксирована минимальная температура -71,2°C. Вот тут можно на посмотреть.

2. В самом Оймяконе (поселке), который находится в 40 км к северу от Томтора, метеостанции никогда не было, но памятную стеллу для приличия установили и там.

3. Внешне поселки Оймяконской долины мало отличаются от привычных нам где-нибудь в Поволжье. Оказывается, технология простой русской избы может легко выдержать экстремальные морозы.

4. Машины действительно ездят с двойными стеклами. Причем если на лобовое ставят сразу двойной пакет, то с боковыми это невозможно, поэтому второе стекло приклеивается на обычный скотч. Иначе у сидящего рядом будет риск обморозить себе половину лица.

5. На ночь машины глушат, но для них есть специальные отапливаемые гаражи, где температура не опускается сильно ниже нуля, так что завестись не проблема.

6. При температурах ниже минус 56 (это здесь считается холодно) техника начинает вести себя странно, и без лишней надобности далеко выезжать не рекомендуется.

7. Если же все-таки пришлось ехать в такой мороз, то расход бензина увеличивается вдвое. Кроме того, если остановиться в пути, то шины начинают деформироваться под тяжесть машины, и поначалу приходится ехать медленно и словно по кочкам. Также приходится возить с собой полный комплект запчастей, достаточный, чтобы починить заглохший в дороге мотор.

8. Дети младших классов прекращают ходить в школу при температурах ниже -52, старших — при минус 58. Связано это с тем же риском отказа техники, т.к. многие дети добираются до школы на автобусе.

9. В некоторых домах, например, в поселке Куйдусун, где я остановился, есть центральное водоснабжение. Однако из крана течет только горячая вода (холодная бы в трубах попросту замерзла), и принимать душ тем, у кого дома отключали горячую воду, должно быть забавно: нужно носить ведрами холодную воду и разбавлять горячей из крана — все наоборот.

10. Кстати, туалет у многих находится во дворе. В нем есть свет, но нет отопления, и это считается нормой. Ощущениями от посещения такого места, я пожалуй, делиться здесь не буду=) Впрочем, новые дома стараются строить в уже привычном, не экстремальном формате.

11. Стоимость дров для отопления 120 м2 дома + бани + гаража за сезон (который длится здесь 8 месяцев) составляет около 50 т.р. С учетом того, что этим обеспечивается еще и горячая вода, выходит даже дешевле, чем в Москве.

12. «Оймякон» в переводе с эвенского означает «незамерзающая вода». Действительно, где же ей еще не замерзать. Все дело в теплых ключах, которые бьют из-под земли и образуют ручьи на поверхности. Полностью замерзают они только к марту. Природа вокруг них исключительно красива.

13. Люди живут охотой (для себя) и животноводством (для продажи и получения наличности). Разводят лошадей на мясо, есть еще крупная оленеводческая ферма. На фото коровник.

14. Якутская лошадь — уникальный зверь. Ей не нужен хлев, она пасется на открытом воздухе в любую погоду, пищу она также добывает себе сама, ковыряя копытом мерзлую землю. Подкармливать ее следует только затем, чтобы она не уходила далеко от хозяев.

15. Фермеры говорят, что эта лошадь «запрограммирована» на поиск особых питательных трав, благодаря чему ее мясо содержит такой комплекс витаминов, который позволяет человеку полноценно питаться без употребления овощей и фруктов.

16. Конина считается у местных грубым мясом. В почете жеребятина, и в якутском ресторане вам подадут именно ее, а не конину.

17. Забивают жеребенка в возрасте 6-7 месяцев от роду, завязывая ему глаза и нанося прицельный удар молотком.

18. На счет витаминов проверить не могу, но бутылка кумыса из молока этой лошади заставляет забыть о голоде на долгое время. Вкус у него исключительно терпкий, и напоминает плотный крепкий эль.

19. Разгар сезона охоты приходится на самый лютый мороз, т.к. весной охота запрещена — в этот сезон животные дают потомство, а летом конкуренцию составляют медведи (что впрочем, местных не особо останавливает, они только жалуются, что медведей отстреливать запрещено, а при вынужденной необходимости ее потом придется доказывать).

20. Несмотря на привязанность к природе, местные весьма прошарены в информационных технологиях (правда, мобильный интернет есть только у МТС). Например, водитель Макс, что меня вез из Усть-Неры в Томтор, вместе с женой уволился с работы, они занимаются сейчас сетевым маркетингом — управляют продажами каких-то тибетских БАДов.

21. У каждого, включая 70-летних пенсионерок, есть аккаунт WhatsApp с фотками.

22. WhatsApp позволяет выручить водителя или охотника в случае проблем: например, если он не вернулся в оговоренное время и не вышел на связь, жена делает оповещение через группу, и все кто на связи помогают организовать поисково-спасательную операцию.

23. Долг в магазине можно оплатить переводом с карты на карту.

24. В селе Томтор на весь район есть кафе (по крайней мере туда ходят с семьей и друзьями, как в кафе). Там нельзя поесть жеребятины, зато можно картошку фри и наггетсы — для местных это деликатес. Узнав, что я из Москвы, настойчиво пытались выяснить, правильная ли у них получилась картошка.

25. Из силовых структур на всю Оймяконскую долину только в Томторе есть участковый и следователь. В остальных поселках, по словам местных, царит анархия, бандитизм и пьяные разборки.

26. Есть в Оймяконе парниша один, имени не запомнил. Однажды в пьяной драке его вырубили прямо на улице и бросили. Он очнулся через 15 минут, пришел домой, заснул. Итог — ампутация почти всех отмороженных пальцев. Работает сейчас водителем, кстати.

27. В Томторе есть краеведческий музей. В нем можно покрутить в руках почти все экспонаты, включая карабин 1764 года. Посещение музея бесплатное, но для этого нужно сначала найти его хозяйку. .

28. Оймяконье знаменито своими гулаговскими лагерями, которых в одном районе насчитывалось 29. Рассказывают, что для противодействия побегам нквдшники обещали местным охотникам за каждую принесенную кисть руки беглеца мешок сахара или муки (кисть нужна была для сверки отпечатков пальцев). Схема работала. Более того, особо хитрые сначала ловили беглецов, заставляли их некоторое время работать на себя, и только потом убивали: ну а что, мешок сахара не лишний.

29. Помимо краеведческого, здесь есть музей ГУЛАГа, как его называют местные. Он был собран простой сельской учительницей и расположен в здании школы. Чуть подробней о нем я написал

Оймякон - знаменитый полюс холода. Считается самой холодной точкой Северного полушария и самым холодным населенным пунктом на Земле.

В переводе с якутского Оймякон – «бешеная стужа».

Оймяконом в Якутии называют целый район, в который входит несколько населённых пунктов, включая деревню с одноименным названием. В настоящее время в поселке Оймякон проживает чуть больше 500 человек. Несмотря на свою удаленность, жизнь в городе есть, правда жить в таких условиях ох как не просто и люди потихоньку разъезжаются кто куда…

Жизнь на полюсе холода .

Температура

Официально зарегистрированная минимальная температура -69,6 °C, но существуют и другие, не официальные данные. Так, в 1938 году температура составляла -77,8 градусов, однако в официальные хроники эти значения не попали.

Летом температура держится в районе 10-15 градусов, но и тут есть свои рекорды. 28 июля 2010 года в селе Оймякон был зафиксирован рекорд жары — воздух прогрелся до +34.6 °C.

От 213 до 229 дней в году в Оймяконе лежит снег. Разница температур летом и зимой доходит до 104 °C — по этому показателю Оймякон занимает одно из первых мест в мире!

Жизнь в условиях холода

Цивилизация в Оймяконе: есть и интернет, и сотовая связь, и аэропорт, который был создан во времена ВОВ. Действуют школа, больница, клуб, детсад, музыкальная школа, библиотека, пекарня, заправка, спортзал и магазины.

Средняя зарплата тут конечно не маленькая, выше чем даже в среднем по Москве, вот только цены в 5-10 раз выше, чем в других регионах, да и жизнь в Оймяконе это настоящее испытание.

Работа на «свежем воздухе».

Главный страх – проблемы с энергией, ведь если ее не станет хотя бы на неделю, то вся инфраструктура в поселке просто замерзнет и ее придется менять.

Машины стоят в отапливаемых гаражах, перед выездом двигатель разогревают по 10–15 минут. Если гаража нет, то мотор не глушат, а, как говорят в Якутии, колматят. В кабинах машин устанавливаются дополнительные печки, используется арктическое дизельное топливо (смешивается солярка с керосином).

Якутские дальнобойщики не глушат моторы месяцами.

Заправочная станция по дороге в Оймякон.

В Оймяконе самые обычные предметы и вещи приобретают очень необычные формы. Например, полицейские здесь никогда не носят дубинок – на морозе они твердеют и лопаются при ударе, как стекло. Рыба, извлеченная на морозе из воды, за пять минут становится стеклянной. Белье приходится тоже сушить очень аккуратно. За пару минут на морозе оно становится колом, а спустя два часа вещи уже необходимо заносить обратно. Если делать это неаккуратно, то наволочка или пододеяльник могут переломиться пополам.

К одежде отношение особое: красиво-некрасиво – не важно, главное, чтобы тепло было. Настоящий оймяконец на ногах носит унты из камуса, шкуры нижней части ноги северного оленя. Длина шубы обязательно должна доставать до унт. В противном случае можно отморозить колени и голень. На голове – меховая шапка из песца, норки или лисы. Без шарфа выходить на улицу вообще нельзя. При сильном морозе дышать на улице можно только через шарф. Таким образом, хоть какое-то количество теплого воздуха попадает в легкие.

Женщина продает живого зайца и замороженную рыбу на рынке.

Дети

Дети в Оймяконе не такие, как на большой Земле. Они с малолетства готовы к морозам и суровой якутской погоде. Когда за окном совсем холодно – никакое отопление не помогает.

Маленьких детей одевают по принципу капусты, оставляя открытыми лишь глаза, гулять можно только на санках, так как самостоятельно в таком обмундировании малыш ходить вряд ли сможет.

Школьники сидят на уроках в пальто и согревают гелевые ручки, которые, по идее, не замерзают на морозе…

Обучение в начальных классах отменяется в -52 °C, а в -56 °C не учится вся школа .

Животные

Несмотря на то, что температура здесь крайне низкая, люди впервые поселились здесь именно потому, что нашли здесь пропитание для скота. Пасут здесь в основном небольших тундровых лошадок, которые и зимой прекрасно находят себе пропитание, откапывая траву из под снега.

Корову можно выпускать из теплого хлева только при –30 °C, надевая на вымя специальный бюстгальтер, чтобы оно не отмерзло. Раньше в этих краях водились «буренки» якутской породы, у которых вымя было покрыто шерстью, и они не так мучились от холода. Но эта порода практически исчезла — в советское время ее перестали разводить из-за низких удоев.

Также близ Оймякона раньше работал большой животноводческий совхоз и ферма, где разводили чернобурку. Мех у нее был самый лучший. Наверное, не зря говорят, что чем крепче мороз, тем лучше мех. Сейчас и комплекс и ферму закрыли.

Зиму на улице, из всех домашних животных способны переносить только собаки, лошади и, разумеется, северные олени… Есть здесь и кошки. Правда кошек в мороз из дому не выпускают, т.к. они сразу замерзнут.


Живность.

Природа и достопримечательности

В Оймяконе красивая уникальная природа: есть ручьи, которые не замерзают при 50-ти градусном морозе, и наледи, которые не тают при 30-градусной жаре.



Природные пейзажи Оймякона.

В последнее время очень развит туризм. Приезжают иностранцы и российские путешественники со всей страны.

Среди местных достопримечательностей — музеи, лагеря ГУЛАГа, полные тайн и легенд Молтанская скала и озеро Лабынкыр и, конечно, сам трескучий мороз.

Весной ежегодно проводится фестиваль «Оймякон — полюс холода» , на который съезжаются Деды Морозы со всего мира.

Как добраться

Несмотря на свое расположение, сюда проводятся регулярные экскурсии и туры и попасть в этот край можно только так. Самому лучше не рисковать, слишком это опасно, разве только летом можно попробовать поехать своим ходом. Поездку на Оймякон зимой можно легко сравнить с полетом на Марс.

  • 20 Январь, 2016

Село Оймякон (якут. Өймөкөөн) находится в восточной части Якутии и является центром сельского поселения «Борогонский 1-й наслег». Наслегами в Якутии называют сёла или посёлки, которые представляют собой низшие административные единицы и являются частями улусов. В настоящее время в Якутии насчитывается 364 наслега. Чем же известен поселок Оймякон в Якутии? Он известен тем, что является так называемым «Полюсом холода» - самым холодным местом в России, с наиболее суровыми условиями для проживания. Тем не менее, Оймяконский улус никак нельзя назвать пустынным. Только в самом посёлке в 2010 году насчитывалось 462 жителя. Национальный состав - русские и якуты. Люди в Оймяконе весьма дружелюбные и уже привыкли к туристам, которые часто навещают это село.

Не каждый знает, где находится Оймякон на карте России. Село стоит на левом берегу реки Индигирка, в восточной части Республики Саха (Якутия). Это приполярные широты, немного южнее Северного полярного круга, если точнее - 63°27′00″ северной широты. Высота над уровнем моря составляет 745 м. В этой долине это имеет особое значение, так как высота расположения места понижает температуру на 4 градуса по отношению к теоретически наблюдаемой на уровне моря.

Ближе всего к Оймякону находится посёлок Хара-Тумул. Он расположен в том же улусе, а расстояние между населёнными пунктами всего 4 км по трассе или 3 км по прямой. Значительно дальше сёла Берег-Юрдя, Томтор, Ючюгей. Чтобы попасть в Ючюгей из Оймякона по дороге пришлось бы делать дугу через Томтор. Протяженность пути составит 100 км. По прямой - около 28 км. До Томтора по трассе 38 км, а по прямой 20 км. Оймякон находится в таком месте, где эти 38 км можно считать или непосредственной близостью, или очень большим расстоянием. Близко, потому что это всего лишь 1 ч. 48 м пути на автомобиле. Далеко, потому что если с машиной что-то случится, а помощь не подоспеет своевременно, то природные условия шутить не станут.

Самое холодное место в России

Три населённых центра Якутии борются за возможность называть себя самым холодным местом в России. Это Оймякон, Томтор и Верхоянск. Власти Якутии решили этот вопрос в пользу Верхоянска. В пользу Томтора говорит то, что в 2 км от него находится аэропорт, где обычно и замеряют температуру воздуха регулярно. Оймякон же вошёл в историю во многом из-за того, что так называется не только посёлок, но и весь улус, всё место.

Итак, климатические условия на Полюсе холода сложные, а определяются они несколькими факторами. Во-первых, поселок Оймякон расположен в долине, а она находится в небольшом котловане, низине, куда устремляется холодный воздух. Во-вторых, достаточно далеко до океана, поэтому климат Оймякона резко континентальный. В-третьих, высота над уровнем моря. В-четвёртых, близость к Полярному кругу. В результате абсолютный минимум декабря и января -65,4 °C, а февраля -64,6 °C. Средняя температура в Оймяконе в эти месяцы составляет -42 °C до -50 °C. Лето же, напротив, может быть очень жарким. Услышав фразу «оймяконский загар» не следует спешить улыбаться. Жара на Полюсе холода держится не долго, но в июле температура может доходить до +34,6 °C. Средняя же температура июля от +14 до +22 °C.

По неофициальным данным, рекорд температуры в Оймяконе был зафиксирован в 1938 году и составил -77,8 °С. Можно было бы сказать, что это самая низкая температура в Оймяконе, но никто не знает, а вдруг было и меньше. Дело в том, что в посёлке очень мало термометров, способных отразить мороз ниже -60 °С. Примерно такие отметки (ниже -70 °С) обозначены на двух памятниках температуре. Один стоит в центре посёлка, а над ним находятся большие буквы — «“Полюс холода” Оймякон».

В переводе с якутского слово «оймякон» означает «незамерзающие воды». Они на самом деле находятся на краю посёлка. Местные жители водят туда поить домашний скот. В любой мороз температура воды термального источника не падает ниже + 30 °C.

Как добраться до Оймякона

Протяженность трассы от до Оймякона составляет примерно 928 км. Время в пути - около 22 часов.

Участок трассы в непосредственной близости от Полюса холода называют «Дорога костей». Это связано не столько с опасностью пути в наше время, сколько с этапами заключённых, которые шли по этой дороге пешком в сталинские времена, но доходили до лагерей далеко не все. Есть и продолжает работу аэропорт в Оймяконе, но сообщение по воздуху не является регулярным.
Расстояние от Москвы до Оймякона составляет примерно 9200 км по автомобильной дороге. Время в пути займет 130 часов.

Несмотря на большое расстояние, туристы очень часто посещают это место. Приезжают сюда даже из другин стран.

Жизнь в Оймяконе

История Полюса холода Оймякона уходит корнями в глубокое прошлое. Период возникновения в этой долине стойбища указать невозможно. Когда-то тут останавливались якуты-оленеводы, которые раньше вели кочевой образ жизни. Советская власть крайне отрицательно смотрела на кочевников, поскольку их крайне трудно контролировать. По этой причине их силой заставили превратить стоянку в постоянный посёлок и отказаться от кочевого оленеводства. Позже в развитие внес свою лепту «архипелаг ГУЛАГ». В устье Индигирки и далее по району расположились десятки лагерей. Многие заключённые, сразу после освобождения, не могли покинуть место и оставались в поселениях. Сюда же отправляли ссыльных. К примеру, последние два года ссылки отбывал в Томторе писатель Варлам Шаламов. В посёлке Оймякон, при средней школе, даже открыт краеведческий литературно-исторический музей, который посвящен отнюдь не якутской культуре, а писателям, поэтам, деятелям искусства, культуры и учёным, которые отбывали в этих краях срок заключения или направлялись в ссылку. Там же установлен и и памятник жертвам сталинских репрессий «Колокол памяти».

Если путешественник всё же прилетит на самолёте, то увидит странное ветхое деревянное строение с двумя заколоченными окнами. Над дверью щит с надписью «Аэропорт Оймякон». Ниже надписи выломанные двери, а внутри помещения никакой мебели. Это зал ожидания. Не нужно пытаться установить длину ВПП. У неё нет длины, или она равна ширине большого заброшенного поля, которое и принимает самолёты. Самой распространённой моделью является Ан-2. Реже - Ан-24. Дело в том, что когда-то, ещё в годы Великой отечественной войны, здесь была военная авиабаза, которую построили заключенные, а обслуживали гражданские. Ровный и относительно надёжный участок сохранился и в наше время. Рейсы существуют только между городом Якутском и центром улуса, посёлком Усть-Нера.

Жизнь в Оймяконе достаточно трудна, а многое идёт в сторону упадка, но не развития. мороз на Полюсе холода накладывает свой отпечаток на всё. Население Оймякона никогда не удивлялось тому, что заведённый днём двигатель автомобиля не глушится всю ночь, потому что на утро запланирована поездка, но с утра его его можно и не завести. В посёлке есть школа, а дети освобождаются от занятий только при температуре ниже − 60 °С.

Общественный транспорт в посёлке Оймякон отсутствует, поэтому до школы родители отвозят учеников на санках или санях. Делается это в основном из-за того, что их приходятся кутать так, что они теряют способность передвигаться самостоятельно. На занятиях школьники сидят в верхней одежде и постоянно отогревают дыханием пасту в ручках. Место, где находится Оймякон создаёт сложности во всём. Его давно уже покинули все те, кто не готов всю жизнь бороться с природными условиями Полюса холода. Впрочем, борьба ведётся даже за возможность захоронения. Выкопать могилу тут совсем не просто. Приходится долго отогревать землю, потом снимать один слой, а потом снова отогревать кострами.

Один магазин посёлка по дизайну не очень отличается от аэропорта. Такое же ветхое строение, но только окна и двери находятся в целости. Жителям Оймякона он во много раз нужнее, поскольку это практически единственный способ приобрести ряд продуктов питания, сигареты, спиртное. Основное занятие местных жителей - скотоводство, оленеводство, охота и рыбалка. Скот водят практически все жители Полюса холода, и рыбу тоже ловят, но вот хлеб или табак, водку больше найти не где.

К слову, спиртное в зимнее время в Оймяконе пить можно только в том случае, если есть полная уверенность в том, что никуда идти не придётся. Лучше делать это в доме с печкой, потому что перебои в отоплении случаются постоянно. Мороз ниже -60 °С полностью отрицает согревание спиртным. Пьяный человек становится беспомощным и в любой момент может потерять сознание. Это случается даже, если выпить совсем немного. Падение на снег в таком случае чревато обморожением и летальным исходом. Здесь ведь все-таки Полюс холода.

Фотографии села Оймякон

Ниже представлены уникальные фотографии «Полюса холода» — села Оймякон.

Жители Оймякона смеются над москвичами, которые мерзнут при - 20°, и советуют, как нам жить в морозы.

На выходных дневная температура вновь может упасть до −30.

Ну и как жить при таком холоде?

Удивляются этому вопросу лишь жители села Оймякон - самого холодного места в северном полушарии Земли. Для них 30-градусный мороз равносилен легкой прохладе. По климатическим нормам средняя температура января в Оймяконе составляет −55 градусов, в феврале температура держится на отметке −60 и ниже.

Мы разыскали человека, который много лет прожил в этом забытом богом и людьми месте. Работал он в местном аэропорту авиадиспетчером.

Как выживают при минус 60, как заводят машину, роют могилы, окунаются в прорубь и отмечают праздники:



Все идет к тому, что полюс холода окончательно опустеет - последние старожилы уже собираются покидать это место.

«Аэропорт на полюсе холода - это выбитые стекла, вырванные двери, отсутствие мебели»

Добраться из столицы до Оймякона непросто. Сначала - 6 часов из Москвы до Якутска. Затем - 1000 км по заснеженной трассе до конечной точки.

Летом можно рискнуть долететь до полюса холода на самолете. Но перед этим необходимо знать, что ждать вам по прилете.

Территория аэропорта «Оймякон» - это ветхое бревенчатое строение, где, собственно, и располагается зал ожидания, рядом - загон для коров, чуть поодаль - развалившийся детсад, а вокруг - огромное непаханое поле, куда на свой страх и риск по сей день приземляются самолеты.

Дата рождения аэропорта - 1942 год. В те далекие времена здесь располагалась база военной авиации. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трех сотен людей - они же и трудились в аэропорту. В двух километрах от аэропорта - поселок Томтор, насчитывающий порядка 3,5 тысячи жителей. Но большинство не выдержало сурового климата и покинуло полюс холода, остались - сильнейшие.

Я много лет работал авиадиспетчером в аэропорту «Оймякон», - начал рассказ Олег Сухомесов. - Принимали мы всего два рейса - из Якутска и поселка Усть-Неру. Зимой к нам летали только «Ан-2» и «Ан-24». Полеты разрешались до −60 градусов. При более низких температурах летать было рискованно. Руководителям полетов выдавали специальное теплое обмундирование, чтобы при пешем осмотре полосы не замерзнуть. После перестройки аэропорт закрыли. Тогда многие мои земляки покинули этот край. Осталось нас не больше 50 человек. Через некоторое время аэропорт возобновил работу. Сегодня из Якутска до Оймякона летают самолеты только летом, да и то раз в неделю. Так что зимой до Якутска можно добраться лишь на автомобиле по обледенелой трассе. Преодолеть 1000 километров при суровых погодных условиях способна одна машина - УАЗ-«буханка», прототип «скорой помощи». Время в пути составляет до 30 часов.


Олег Сухомесов на своем бывшем рабочем месте авиадиспетчера.

Автомобиль на полюсе холода - отдельная тема. Здесь не ведут разговоры «заведется или нет».

Машину при наших морозах нельзя глушить, - утверждает собеседник. - У дальнобойщиков автомобили вообще работают месяцами без выключения мотора. Если же мотор заглохнет, а рядом не окажется помощи - туши свет! Через 2 часа простоя незаведенная машина уже не тронется. Но даже с работающим двигателем машина после 4-часовой стоянки замерзает, колеса превращаются в камни. И первые часы она будет двигаться, как ледяная глыба. Водители в этом случае медленно преодолевают первые несколько километров пути на колесах, напоминающих форму яйца. Постепенно шины отогреваются и округляются. В худшем случае колеса могут лопнуть от мороза. Но это редкое явление. А вот железные рамы автомобилей трескаются постоянно. От тряски при сильном морозе рассыпается пластмассовый бампер. Но настоящая беда, если в машине сломалась печка. Тут без вариантов - натягивай на себя побольше одежды и тяни до ближайшего поселка.

Сломанная печка - еще полбеды. Настоящим стихийным бедствием на Оймяконе считается сбой в системе электропитания.

Про сбои с электричеством без слез вспоминать невозможно. Это напоминало ад! - продолжает Олег. - У нас в аэропорту была своя дизельная электростанция. На моей памяти она трижды отказывала в самый разгар зимы. Все мужское население вооружалось паяльными лампами (горелками) и принималось спасать жизненно важные объекты, такие как детсад, магазин, клуб, здание аэровокзала, столовую. Так как теплая вода в трубах не циркулировала, трубы начинали остывать, а дальше - перемерзать в узких местах. По всему аэропорту проходила закрытая теплотрасса - от дома к дому и так далее. Так вот, мы начинали искать, в каком месте перемерзла труба, затем откапывали то место и начинали отогревать. Работа осуществлялась при −60 градусах. Я бы врагу не пожелал такого приключения - бегать по морозу и дышать раскаленным от холода воздухом до жжения внутри....

Тем временем Олег демонстрирует фотографии аэропорта. Сказать, что состояние объекта удручающее - не сказать ничего.

Последний раз я был в Оймяконе в 2010 году - там ничего не изменилось. Нынешний аэропорт - это выбитые стекла, вырванные двери, отсутствие мебели, обзорных локаторов нет, оборудование стоит еще со времен рождения аэропорта. В советское время к нам часто пригоняли новые самолеты для испытания при сильных морозах. Сейчас это никому не нужно...

«Детей кутаем так, что они не могут самостоятельно передвигаться»

Но не аэропортом единым жив здесь человек. На полюсе холода есть больница, детсад, школа, магазин. Так что выживают в лютый мороз не только сильные духом мужики, но и хрупкие женщины с малыми детьми. Кстати, школьники Оймякона завидуют московским ученикам, которые при −30 могут не посещать занятия. А взрослые, в свою очередь, недоумевают, читая сводки происшествий - как можно околеть при −40?

Для нас −25 - это как теплая погода на Черном море, - смеется Олег. - При такой температуре мы поднимаем уши у шапок. Конечно, зимой в Оймяконе тоскливо: на улицах безлюдно, потому как светло всего 4 часа в день, да и жуткие холода вынуждают жителей согреваться дома около печи.

На прошлой неделе во многих регионах России из-за сильных морозов отменили занятия в школах. Единственный регион, которого не коснулся данный указ, оказался полюс холода.

Когда я в свое время ходил в школу, помню, нам всего один раз отменили занятия - тогда температура воздуха опустилась до −68, - продолжает Сухомесов. - Сегодня школа открыта только до −60 градусов, правда, дети в классах сидят в пальто и дружно согревают авторучки дыханием, чтобы они начали писать.

Зимой к выходу на улицу оймяконцы готовятся основательно.

Если на дворе температура минус 50, выходим из дома в полной амуниции. Куртки и шапки строго из натурального меха, потому что все искусственное встает колом и ломается на морозе, - продолжает Олег. - Мне друг рассказывал, как его отец зимой решил в тонкой куртке без шубы дойти до столовой. Когда перед столовой он вытащил руку из кармана, чтоб открыть дверь, правый рукав куртки отломался. На ногах мы носим унты. Сшита эта обувь из шкуры нижней части ноги оленя, который по-якутски называется камус. Так вот этих камусов для одной пары унтов нужно 10 штук. Что касается одежды - желательно, чтоб длина шубы доставала до унт. Если одежда короче - можно отморозить голень и колени. Голову греет только шапка из норки, песца или лисы.

Одним из главных атрибутов одежды является шарф.

Оймяконцы отлично знают, что на улице при сильном морозе обязательно нужно дышать через шарф, чтоб хоть какое-то количество теплого воздуха попадало в легкие. Дело в том, что при очень низких температурах дыхание учащается вдвое - это вызвано тем, что на морозе содержание кислорода совсем ничтожное. Если попробовать выдохнуть воздух на улицу, то через секунду слышно шуршание. Выдыхаемый теплый воздух моментально замерзает и производит такой странный звук. Крепкие морозы прилично обжигают лицо. Я неоднократно отмораживал себе щеки и нос. Что характерно, невозможно заметить, когда ты получил обморожение. В этом случае необходимо растереть рукой пораженное стужей место. Но след все равно останется, а обмороженная кожа чуть позже облезет. Так что защита в этом случае одна - теплый шарф. Правда, глаза на морозе сильно слезятся, и когда текут слезы, то место потека мерзнет в два раза сильнее.

Дети и мороз - казалось бы, две вещи несовместимые. Однако у оймяконцев есть свой, выработанный годами способ защиты малышни.

Детей мы кутаем по полной программе! Это целый ритуал! - вспоминает Олег. - Мы с женой перед тем как вывести нашего сына на улицу, надевали ему теплое белье, сверху - шерстяные штаны, ну и в заключение натягивали до груди третьи ватные толстые штаны. На тело надевали толстый свитер поверх байковой рубашки. На ногах - вязаные носки и валенки. Но это еще не все. После всего этого заворачивали ребенка в цигейковую шубу. На голове - шапка, поверх которой еще одна, тоже цигейковая. Руки сына прятали в заячьи рукавицы, а лицо плотно обвязывали шарфом. Из всей открытой части тела у него оставались только брови и глаза. Выйти на улицу в таком виде он самостоятельно не мог - руки-ноги не двигались. Так что все родители выносили детей на руках, затем погружали на санки и везли до сада, который находился на территории аэропорта. Но перед тем как посадить сына в санки, мы еще нагревали на печи шубу, которую стелили на повозку. В школу, которая тоже располагалась близ аэропорта, детей раньше возили на специальных автобусах, оснащенных дополнительной печкой. Сейчас в Оймяконе нет общественного транспорта, и младшие школьники расстояние в 3 км преодолевают на санях.



Зимой детей в школу возим на санках - общественного транспорта в Оймяконе нет.

Как бы тяжко оймяконцам ни жилось, свои плюсы на полюсе холода все-таки есть. Например, простудные вирусы обходят старожилов края стороной. Вирусы на морозе гибнут.

Действительно, простудные заболевания там редкость. Я лет 15 вообще ни разу не простужался, не знал, что такое насморк и больное горло. Дело в том, что в Оймяконе воздух очень сухой - можно запросто отморозить нос, щеку, ухо и при этом не простыть. Ветров у нас зимой совсем нет. Если бы при −60 еще и ветер поднялся, то железо крошилось бы при ударе. Хотя оно и так ломалось без ветра...

«Водка на улице замерзает через две минуты»

Есть ли жизнь на Марсе? Этот вопрос сродни - есть ли жизнь при −60? Оказывается, есть. Оймяконцы и праздники с размахом отмечают, и на рыбалку ходят, и на Крещение в прорубь ныряют.

Моржевание у нас, конечно, не приветствуется, но в последние годы на крещение люди стали окунаться, - рассказывает Олег. - Представьте себе, на улице −55 и перед вами незамерзающая протока, где температура воды 3 градуса. Когда ноги сухие, то по льду до воды можно дойти без проблем. Но после того как человек окунулся и вылез на поверхность, ноги моментально примерзают ко льду. В этом случае необходимо либо теплой водой поливать примерзшие ноги, либо нырять в прорубь в легкой обуви, чтоб без проблем выкарабкаться.

Любимый праздник оймяконцев - праздник Севера. В этот день на полюс холода приезжают Дед Мороз из Великого Устюга, Сантак-Клаус из Лапландии и якутский дед мороз Чисхан (хранитель холода)...

Вот тогда к нам наведываются иностранцы - их немного, рекламы-то нашему краю нигде нет, - огорчается Олег. - Зарубежные гости, конечно, в шоке от всего происходящего здесь. Некоторые из них валенки впервые в жизни видели. И когда надевали их, то вешали таблички на каждый - «правый», «левый», чтобы не перепутать.

Женщины в Оймяконе тоже хотят выглядеть по-человечески. И в условиях сурового климата красота, как нигде в другом месте, требует жертв.

Даже при −60 в Оймяконе можно увидеть женщину в чулках, на шпильках и в короткой юбке, правда, сверху будет надета длиннющая шуба. Таких красоток я наблюдал, когда в клубе при аэропорте организовывали танцы.

Ну а какой праздник на Руси без алкоголя! Хотя с горячительными напитками на полюсе севера надо вести себя крайне осторожно.

Алкоголь от мороза не спасает, скорее наоборот! При сильном недостатке кислорода в пьяном виде лучше вообще не высовываться на улицу. В советское время пьющих людей в Оймяконе практически не было. Сейчас проблема алкоголя стоит очень остро. Потому и без того высокая смертность на полюсе холода увеличилась в разы. Помню, однажды вечером ко мне домой прибежал сосед: «Одевайся скорей, поможешь поднять человека из снега, кажется, замерзает». Я быстро накинул шапку, шубу и бегом на улицу. Вижу, в снегу кто-то рычит, барахтается. На улице мороз потрескивает, а кругом - непролазная тьма. Мы подняли того мужика, дотащили в ближайшее теплое место - аэропортовскую котельную. Вызвали «скорую помощь». Больной сидел перед нами весь белый - лицо полностью обморозил. К тому же он был без шапки и рукавиц. Пальцы на руках вообще не шевелились, понятно было, что им пришел конец, ампутации не миновать. А еще тот мужик после обморожения настолько внешне изменился, что мы его даже не смогли опознать. Позже выяснили, что тем пьянчужкой оказался сварщик нашего аэропорта, которого я, конечно, знал. После выхода из больницы у него все лицо облезло, несколько слоев кожи сошло. А пальцы на руках он не дал ампутировать, но ногти все отпали, жуткое, конечно, было зрелище.

Кстати, водку в Оймяконе на улице никто не пьет. Говорят, замерзает горючая жидкость за несколько минут.

Водка на морозе и правда замерзает наглухо. У нас ведь даже ртутных градусников нет - они показывают так называемую «летнюю» температуру до −45. Более лютые холода выдерживают лишь спиртовые градусники, которые действуют безотказно!


«Могилы роем по 5 дней»

Не зря говорят, что в Оймяконе самые обычные вещи приобретают самые необычные формы. Например, один из любопытных фактов - милиционеры в Оймяконе не носят при себе дубинок, потому как они лопаются на морозе.

Да, зимой милиционеров с дубинками не встретишь, потому что она сначала закаменеет, словно деревянная палка, а если ей «приложиться», то сломается, - смеется Сухомесов. - То же происходит и с рыбой. Зимой рыбу ловят сетями, которые ставят под лед. Вытащи улов на мороз - через 5 минут этой рыбой можно гвозди заколачивать. Еще один любопытный момент - местные жители после стирки белье выносят на мороз для выморозки. Через несколько минут развешенное белье встает колом. А спустя пару часов его нужно заносить домой. Но весь этот процесс должен быть очень осторожным, так как, снимая пододеяльник или простынь с веревки, будь готов, что белье переломится пополам. У меня однажды таким образом воротник от рубашки отвалился. Непросто в наших краях приходится животным. На улице зимуют только лошади и собаки. Коровы выходят на двор только весной, когда потеплеет до −30. В это время на вымя надевают специальные коровьи бюстгальтеры, чтобы не дай бог не отморозили.

Холодильники зимой оймяконцам ни к чему. Свежемороженую рыбу, масло, мясо и бруснику местные жители хранят на веранде дома.

Мясо мы зимой не рубим, а пилим, чтоб не разлеталось на мелкие кусочки, как лед, - добавляет мужчина. - Питьевую воду нам привозят в село на специальной машине. У каждого жителя перед домом стоит бочка, куда наливают эту воду. Хозяин должен в считанные минуты успеть перелить всю воду из бочки в ведра и унести домой. В противном случае - вода замерзнет, а у бочки вырвет дно. Но если дно еще не успело вырвать, то люди берут лом и выдалбливают лед из бочки.

Человек не блоха - ко всему привыкнуть может. Но в условиях полюса холода выживают все-таки сильнейшие.

Долгожителей в Оймяконе нет. Суровый морозный климат, каким бы чистым он ни был, здоровья не добавляет. Например, весной чувствуется нехватка витаминов. С фруктами в Оймяконе дела обстояли неважно, поэтому приходилось просить знакомых, чтобы привозили немного витаминов хотя бы детям. Взрослые довольствовались луком, чтобы хоть как-то заглушить тягу организма к витаминам. Суровый климат - основная причина ранней смертности в нашем крае. Видимо, постоянная нехватка кислорода дает о себе знать. Люди на полюсе холода выглядят старше своих лет. Кстати, после Оймякона тяжело адаптироваться в южных городах России. Организм не выработал иммунитет к простудным заболеваниям, соответственно, не может бороться с подобными недугами. Поэтому оймяконец в тепле рискует умереть от обычного гриппа.

Средняя продолжительность жизни в Оймяконе - 55 лет. И похорон здесь боятся как огня.

Мы чуть ли не молились, чтобы никто зимой не умирал, - говорит Олег. - Страшное дело при −60 копать могилу. Но все же и такое случалось. Помню, одну могилу рыли до пяти суток. К кладбищу подгоняли будку с печкой для обогрева и начинали копать. Выдолбив 20 см в глубину, разводили костер, который горел всю ночь. Утром выгребали оттаявшую землю и укладывали новые дрова. И так пока 2 метра не выкопаешь. За следующую ночь оттаивало еще 20–30 см. Пока светло на улице, долбили землю всеми подручными средствами. Это изнурительный труд! Воздуха катастрофически не хватало, легкие горели от холодного воздуха. Когда после такой работы заходили в теплое помещение, у людей начинался сильный кашель, наверное, легкие не успевали перенастроиться на нужное дыхание.

Сегодня работа в Оймяконе есть?

Пока еще есть. Зимой люди работают кочегарами в котельной, в магазинах, на электроподстанции. Раньше у нас был животноводческий совхоз и лисья ферма, где выращивали чернобурок. Шкурки из них выходили отменные. Не зря ведь говорят, чем крепче мороз, тем красивее мех. Но сейчас нет ни животноводческого хозяйства, ни лисьей фермы...

Зато наверняка у вас и зарплаты высокие? И на пенсию люди раньше выходят?

Зарплаты были не такие уж высокие, но оймяконцам платили так называемые «морозные» - это когда температура на улице опускалась ниже 48 градусов. На пенсию выходили, отработав на полюсе холода 15 лет.

Если многие люди покинули полюс холода, выходит, осталось много пустующих домов? Кому-то удалось продать свое хозяйство?

О чем вы говорите?! Кому нужно ветхое жилье в бараке, построенном в 40-м году? Как правило, пустующие квартиры занимали те, кто остался в Оймяконе. Это раньше все квартиры были ведомственные, принадлежали аэропорту, а значит, и государству. А теперь - заходи и живи в свое удовольствие. Только желающих с каждым годом становится все меньше.

Когда вы покинули полюс холода?

Я уехал после того, как окончательно прекратилось финансирование нашего аэропорта. Сейчас все идет к тому, что полюс холода скоро окончательно опустеет - последние старожилы уедут, а аэропорт «Оймякон» умрет. Но как бы то ни было, рожденные в Оймяконе всегда будут ностальгировать по родине. Ведь как бы там ни жилось сурово, но мы были одной семьей. У нас даже в советское время поговорка была: «Долг в 100 рублей прощается, и вспоминать о нем неприлично...». А ведь 100 рублей - это была приличная сумма!

СОВЕТЫ ОТ ОЙМЯКОНЦЕВ ПО ВЫЖИВАНИЮ В ХОЛОДА

Лучше всего удерживают тепло 4–5 слоев одежды из разной ткани. Вот как оделись бы оймяконцы при сильных морозах: плотный хлопчатобумажный костюм, несколько тонких, не очень облегающих тело шерстяных штанов и свитеров (2–3 тонких свитера греют гораздо лучше, чем один толстый, так как между ними образуется воздушная прослойка) и костюм или комбинезон из синтетической ткани.

Теплозащитные свойства одежды зависят в первую очередь от вида ткани. Лучше всего сохраняет тепло «мелкопористая ткань» - то есть чем «дырявее» одежда, тем лучше она греет. Для наглядности приведем цифры, характеризующие теплозащитные свойства ткани. Если принять теплопроводность воздуха за единицу, то теплопроводность шерсти составит 6,1, шелка - 19,2, а льняной и хлопчатобумажной ткани - 29,9.

Важную роль при зимних погодных условиях играет обувь. Для сохранения тепла ног нужно из любого материала изготовить бахилы или обмотать ноги куском свободной ткани. Затем засунуть ноги в сапоги на меху - и мороз вам нипочем.

При выходе из тепла на мороз сначала постойте на улице до состояния легкого замерзания. Потом вернитесь обратно в тепло. Немного согрейтесь, но не до конца, и вот тогда можно смело отправляться по своим делам. Холода теперь вы почти не почувствуете - организм после первого выхода понял, что его ждет, а благодаря заходу в тепло успел акклиматизироваться и настроиться, но еще не успел расслабиться. Таким образом, потеряв минуты 3–4, вы выиграете несоизмеримо больше.

Срок сопротивляемости низким температурам в немалой степени зависит от психологического настроя человека. Учеными доказано: паническая боязнь замерзнуть ускоряет процесс замерзания. И, напротив, психологическая установка «мне не холодно!» заметно увеличивает срок выживания в суровых условиях.

Что нам Северный Полюс, когда у нас есть свой. Думаете сибирские морозы это минус 20 … минус 30. Жители Оймякона будут долго смеяться над вами. Для них это «слегка прохладно». «Холодно» для местных жителей начинается от минус 50, и то, это не повод сидеть дома.

Оймякон признан самым холодным местом северного полушария. Его так и зовут «Полюс Холода». Хотя официально полюсом холода именуют Верхоянск, что в 650 километрах северо-западнее. Разница среднегодовой температуры в этих населенных пунктах обычно не более 3 градусов. Но в данном случае мы все же будем считать полюсом холода именно Оймякон (ученые кстати до сих пор спорят кому из двух претендентов отдать пальму первенства).
По большому счету Оймяконом принято называть не только сам поселок, но и его обширные окрестности. Центром же района Оймякон считается село Томтор.

Оймякон на карте

  • Географические координаты 63.459807, 142.781696
  • Расстояние от столицы России Москвы около 5300 км
  • Расстояние до ближайшего аэропорта Якутска примерно 680 км (правда, есть местный аэродром в Оймяконе, но до звания аэропорт он немного не дотягивает, да и расположен он в 40 км от самого поселка, и в 2 км от поселка Томтор)

Оймякон – это небольшой поселок в Оймяконском улусе (аналог привычной нам области) Якутии на левом берегу реки Индигирка. Характерно, что этот населенный пункт находится южнее Северного Полярного Круга в Оймяконской долине и далеко от океана, поэтому климат здесь резко континентальный. Созданы все условия для того чтобы сюда как бы стекался холодный воздух с окружающих гор, высота которых доходит до 2 км.

Оймякон в цифрах

  • Минимальная зафиксированная температура воздуха -71,2 градуса
  • Высота над уровнем моря 745 метров
  • Численность населения на 2010 год 462 человека
  • Продолжительность дня от 4ч.36м. до 20ч.28м.
  • Максимальная зафиксированная температура +34,6 градуса

Казалось бы, что здесь забыл человек? Условия для проживания здесь трудно назвать благоприятными. Но, тем не менее, человек поселился здесь давно. А причина в том, что в этих местах пасётся (как бы ни парадоксально это звучало) особый вид лошадей. Якутская лошадь приземистая и довольно мохнатая способна находить себе пропитание, ковыряя замерзшую землю копытом в поисках травы. Кроме этого в здешних местах были найдены золотые жилы, и теперь здесь добывают более 5 тонн золота в год. Также добывают сурьму.

Жить здесь сложно. Зима занимает две трети года. Лето короткое и холодное, но бывают исключения, и вместо 10-15 градусов воздух прогревается аж до +35 (зафиксировано в 2010году, но это скорее исключение, чем правило).

Исключительно девственная природа окружает Оймякон. Зимой пейзаж наполнен разнообразными оттенками белого цвета. Все деревья покрыты снегом «с ног до головы». Окружающие виды просто нереальной красоты.

  • В переводе с эвенкийского Оймякон – незамерзающая вода. Именно здесь в минус 50 и 60 градусов можно встретить незамерзающие реки. Объясняется это наличием теплых ключей, бьющих из недр Земли. Любители экстрима могут даже искупаться
  • По неофициальным данным температура воздуха зимой 1938 года опустилась до минус 77,8 градуса. А в 1916 году до минус 82 градусов. Но достоверных сведений об этом не сохранилось
  • Школьники не посещают занятия, если на улице ниже -58 градусов
  • Местные жители кажутся старше своих лет из-за особенностей климата
  • При температурах ниже 50 градусов можно услышать, как говорят местные, «шепот звезд». Это необычный звук, похожий на смесь ветра и пересыпающегося зерна. Именно так замерзает дыхание человека
  • Расход топлива при езде на автомобиле зимой увеличивается примерно вдвое. Без лишней надобности местные жители не выезжают, если температура ниже -55 градусов
  • Покрышки автомобиля сильно дубеют на морозе и могут даже расколоться
  • Местные автолюбители утепляют окна своих машин дополнительными стеклами (иногда их клеят прямо на скотч)

Что еще почитать