О духовном воспитании ребенка. Образование и церковь

В учебных стандартах явно недостаточно обозначена связь между православием и русской национальной культурой. Православный христианский тип духовности выведен за скобки рассмотрения многих разделов по отечественной истории, обществознанию, русской литературе. В данной области решение поставленной проблемы видится в возрастании абсолютного числа элементов православного религиоведческого и духовно-нравственного содержания в основных учебных курсах литературы, истории, обществознания и других гуманитарных дисциплин.

I. Гуманитарное образование и обществознание.

По общему признанию, неоценимое культурное сокровище - русский язык уже десятилетиями подвергается сильнейшей деформации, Происходит его крайнее оскудение и засорение нелитературными словами и жаргонами. Все это должно побуждать тех, кому дорог великий язык, делать все возможное, чтобы сохранить его чистоту и приумножить его выразительное богатство. Решая задачу, как вернуть языку его искомое русское слово, мы пришли к выводу, что особое внимание в курсе русского языка следует уделять значению христианской традиции в формировании современного русского языка. Использование текстов религиозного и духовно-нравственного содержания является эффективным средством в воспитании христианских качеств личности.

Российская система литературного образования в настоящее время решает задачу возвращения в содержание литературного образования православной словесности. Русская классическая литература и литература современная содержит в себе многочисленные образы, иносказания, сюжеты их православной словесности. Невозможно понимать и изучать русскую литературу в отрыве от ее глубинных духовных оснований, которые связаны с православием. Изучая произведения русской литературы, учащиеся, так или иначе, приобретают знания из области традиционной русской духовной культуры - о жизни и смерти, о Боге, о смысле жизни.

Планируя курс литературы необходимо учитывать воспитательную задачу курса - формирование духовно-нравственной личности. Раскрывая связь литературных произведений изучаемых писателей и поэтов с опытом их жизни, внимание учащихся следует обратить на духовный портрет автора произведения, его религиозное мировоззрение, связь с христианской традицией.

Обращение к православной словесности не только значительно углубит понимание русской литературы, но раздвинет нравственные горизонты учащихся. Возвращение православной словесности в систему литературного образования упрочит фундамент историко-филологических знаний, без чего невозможен выход к чистым родникам русского языка, литературы, культуры, а, следовательно, невозможно и духовное возрождение нации.

Существуют возможности работы по духовно-нравственному воспитанию и через уроки иностранного языка. Непременным доказательством тому служат социокультурные аспекты изучения иностранных языков в темах: Традиции; Праздники; Путешествие; Достопримечательности; Взгляд на историю (богатства прошлого и настоящего); Роль христианства в формировании национальной культуры; Святые неразделенной Церкви. Важно, чтобы изучение иностранного языка не уводило от Родины, а укрепляло любовь к ней и формировало патриотизм. Все теории и понятия, включенные в обязательный минимум обществоведческого образования, сформировались в результате длительного и сложного духовного процесса, берущего свое начало с древних времен.

Относительно совсем недавно обществознание стало самостоятельной светской дисциплиной. Первоначальная разработка проблем человека и общества в европейском сознании происходила в рамках богословия. Методологически ущербным будет выглядеть всякий учебный предмет, при преподавании которого выносится за скобки его исторический и религиозно-культурный контекст. Поэтому крайне важной представляется интеграция знания о религии в те темы и вопросы обществоведческого образования, полноценное раскрытие которых невозможно без такого дополнения.

В курсах истории, обществознания, МХК, других дисциплин представляется интересным культурологический подход к отбору религиоведческого материала, который, как известно, ориентирует на рассмотрение религиозных феноменов в контексте их бытия в культуре в целом и в ее различных сферах. На его основе устанавливается корреляция религиозных традиций и производных феноменов религиозной культуры, выявляются способы влияния христианского вероучения, морали и религиозной практики на социальную, политическую, духовную и иные сферы жизни общества.

Важную роль в процессе воспитания и формирования социально-зрелой личности играет изучение такого сложного и интересного предмета как Обществознание. Этот предмет значительно отличается от других дисциплин школьного цикла по своей структуре. Обществознание - дисциплина комплексная, она состоит из подразделов, посвященных изложению основ главных наук об обществе - философии, социологии, культурологии, экономики, политологии, правоведения. Помимо учебных задач данный предмет весьма важен для решения проблемы воспитания личности ученика.

В существующих учебных стандартах сформулированы требования формировать представления у школьников о роли религии в истории людей, о ее влиянии на культуру, учащиеся должны иметь представления о христианстве как основе культурной и духовной жизни средневековой Европы и т. п.

Понимание смысла истории зависит не только от знаний или научно-теоретических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося к познанию истории, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, а еще точнее, от его веры. Поэтому наука история теснейшим образом связана с религией.

Действия наших предков для современного школьника во многом будут восприниматься набором бессмысленных поступков, если не будет правильно поняты мотивы, которыми они руководствовались, а школьникам не будет понятно мировоззрение, религия, которая, в конечном итоге, определяла ценностные ориентации и действия исторических деятелей, простых людей. Вся наша история жизнеутверждающая. Несмотря на кажущееся порой поражение, наше Отечество на переломных путях развития каждый раз находит силы для преодоления внутреннего нестроения и внешней угрозы. Важно донести до учащихся религиозный смысл нашей истории, руководствуясь рядом основных принципов православного понимания истории.

Первый принцип: история есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом, что не исключает свободы действующих субъектов.

Второй принцип: закономерности исторического развития проявляются в ходе исторической деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и воли. Но всякое сознание, основанное на вере, есть религиозное сознание, имеющее разные формы выражения. Следовательно, религиозное сознание является действенным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий.

Третий принцип: историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия, общественного сознания и общественного бытия. При этом необходимо видеть ведущую роль именно духовности сознания, прежде всего, религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека определяется его духом и сознанием. Поэтому необходимо осуществлять поиск смыслового содержания исторической деятельности людей, т. е. отвечать не только на вопросы "как?" и "почему?", но и на главный вопрос - "зачем?". Исходя из ответов на этот вопрос - "зачем?" - мы и можем осмысливать закономерности развития, как частные, так и общие.

В течение буквально нескольких лет кафедрами была осуществлена серьезная работа по обновлению, обогащению и актуализации содержания гуманитарных дисциплин, уточнению их перечня и определению тематики, структуры и логики изучения (так называемых дидактических единиц), обеспечению целостности преподаванию и формирования заинтересованности студентов в их изучении. Именно в это время к студентам вернулись доступные ранее лишь немногим духовные сокровища отечественной и мировой гуманитарной мысли. В гуманитарной подготовке студентов удалось сохранить и развить верховенство ценностного содержания над информационно-технологическим, воспитания над обучением.

Исходным и первичным в таком повороте становится воспитание духовности, т.е. любви и воли к содержанию совершенному, объективно лучшему, на основе отечественной культуры и великого духовно-нравственного опыта народа, представленного в его религии. Вопреки наплыву и насаждению западных учебных пособий (типа пресловутого "Экономикс"), усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов началась активная разработка и издание нового поколения учебной литературы. Перед студентами начал раскрываться великий исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, социального устроения общества, образ мыслей и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры, будь-то наука, философия, литература и искусство, хозяйство и социальное поприще.

В качестве позитивного момента следует характеризовать наметившееся смещение акцента с внешней, информационно-формальной, технической, методической и функциональной стороны гуманитарного образования на человеческие, личностные, субъектно-образующие, культурные, ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентиры. И этот качественный поворот, который дал первые положительные сдвиги, необходимо усилить и целенаправленно развить.

Социологические исследования студенчества, вновь широко развернувшиеся в вузах со второй половины 90-х годов, зафиксировали первые наметившиеся положительные сдвиги. Так, в российском профессионально-педагогическом университете на вопрос: "Кого, на Ваш взгляд, должен готовить ВУЗ?" - получены такие данные опрошенных студентов:

Прежде всего, порядочного, честного человека, который умеет достойно жить и обладает высокой профессиональной квалификацией - 32,6%;

Специалиста широкого профиля, который способен к самообразованию, получению новой профессии согласно требованиям рынка - 31,9%;

Высококвалифицированного специалиста и культурного человека - 25%;

Высококвалифицированного специалиста - 6,9% .

На вопрос: "Считаете ли вы, что гуманитарное знание необходимо Вам в жизни?" - почти 90% студентов дали утвердительный ответ. Удовлетворенность студентов преподаванием гуманитарных дисциплин и курсов поднялось в разы в сравнении с концом 80-х годов и составило, к примеру, по философии - 74,7%, психологии - 73,4%, истории - 65,3% . Все это стало результатом непростой работы по обновлению гуманитарного образования, его совершенствованию и актуализации в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. Проблемы методологии, обоснования сущности и содержания гуманитарного образования, его духовного начала и ценностного фонда, соотношения в нем сакрального и светского объема и удельного веса в образовательно-профессиональной подготовке специалистов; обоснованного соотношения федерального, регионального и вузовского компонентов, соотношения отечественного материала и зарубежного опыта, программного обеспечения и создания собственного учебно-методического комплекса встали в ряд неотложных и решаемых не только теоретических, но и практических задач.

Российское высшее образование, в отличие от образования большинства других стран, именуется "профессиональным". Государственные образовательные стандарты более 20% учебного времени отводят на общие (главным образом, гуманитарные и социально-экономические (ГСЭ) дисциплины . Однако собственно гуманитарное - духовное ядро составляет в ГОСТ не более 10%. И дело даже не столько в объеме и удельном весе собственно гуманитарно-духовной "десятины", как в ее содержательно-смысловом, ценностно-целевом, личностно-созидательном, культурно образующем, мировоззренческо-методологическом и социально-воспитательном назначении и практическом воплощении. Так, по результатам Мониторинговой службы столичного образования Департамента образования г. Москвы средневзвешенная оценка экспертов и студентов оптимального соотношения федерального, национально-регионального и вузовского компонентов социально-гуманитарного циклов выглядит в пропорции 5:2,5:2,2 .

В рекомендациях II Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание духовности: ценности и традиции" обоснована позиция о целесообразном увеличении доли отечественной составляющей в содержании гуманитарных дисциплин по сравнению с зарубежным материалом в пропорции 7:3 . Студент имеет право и должен основательно понимать духовное отечественное наследие, свою культуру, тогда он сможет лучше понять и иные культуры. Путь в человечество пролегает через "порог" родного отечества.

Итоговым результатом гуманитарного образования является формирование социальной компетентности специалиста. Гуманитарное образование призвано обеспечить процесс трансляции, преемственности и развития от поколения к поколению абсолютного общественного богатства - всеобщих продуктивно-творческих сил человека. Воспроизводство этих сил в гуманитарном образовании относится к разновидности всеобщего по значению Духовного труда. Цель гуманитарного образования - воспитание культурного человека как самоопределяющегося субъекта. Данная цель оптимально достижима в рамках ее трехуровневой структуры:

1) духовно-ценностный (аксиологический) уровень;

2) развитие всеобщих по значению общекультурных способностей (креативно-антропологический уровень);

3) социально-технологический (праксиологический) уровень.

Главное заключается в том, чтобы гуманитарное образование сохраняло в своем центре смысловое и ценностное ядро, духовную основу и духовное отношение ко всему проблемному и содержательному полю взаимосвязанного цикла гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в целостном процессе образования, воспитания и становления личности студента.

Изменения поворотного характера произошли в сознании студентов по их отношению к религии и Церкви. По различным современным опросам общественного мнения от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75% - православные, 16% - мусульмане, 4% - протестанты, 2% - буддисты, 1% - иудеи, 1% - язычники, нетрадиционные религии все вместе - менее 1%, католики - менее 1% . По результатам социологических исследований научного центра "Религия в современном обществе", возглавляемого нашим известным философом Мчедловым М. П.; к верующим в бога относят себя 43,4%, опрошенных респондентов; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразлично относящиеся к религии) заявили 28,6%, о колебаниях между верой и неверием - 23,9%; о вере в сверхъестественные силы - 3,9% . Сопоставительные данные двадцатилетней давности свидетельствуют о том, что среди 1200 студентов омских вузов атеистов насчитывалось 38%, неверующих - 43%, безразличных к вопросам религии - 14%, колеблющихся - 4%, а собственно верующих не оказалось (по вполне понятным причинам и соответствующим мерам, предпринимаемым в отношении данной категории) .

Поворотные сдвиги в росте и укреплении религиозного сознания студентов еще предстоит понять и верно оценить, но уже первые позитивные результаты зафиксированы социологами. Так, верующие студенты МГУ, как правило, отличаются добросовестностью и старательностью, но не честолюбием и завистью . Наши данные по верующим студентам Уральского института бизнеса им. И. А. Ильина (Екатеринбург) полностью коррелируют с такой оценкой.

Новым и примечательным явлением стало открытие теологических (богословских) факультетов и отделений в сорока университетах современной России и готовность многих вузов начать подготовку специалистов данного профиля. Деятельность этих факультетов и отделений не только реализует глубоко личностный запрос обучающихся студентов, и возрастающую потребность современного общества на подготовку специалистов особого социального служения миру и людям. Близкое знакомство с работой ряда теологических факультетов и кафедр показывает их благотворное влияние на всю социально-психологическую и духовную атмосферу данных вузов.

В течение последних семи лет подписаны договоры о сотрудничестве Министерства образования и науки с Московским Патриархатом, органов управления образованием всех субъектов РФ с Епархиальными управлениями, многими высшими и средними профессиональными образовательными заведениями с религиозными организациями РПЦ и других отечественных конфессий. В Конституции России нет строки об отделении светских образовательных учреждений от религии. Светское образование не означает атеистического или религиозного образования, а закрепляет позицию свободы совести человека (а не от совести), в том числе и в сфере образования. Своеобразным общественно-религиозным смотром состояния проблем и перспектив углубления творческого совместного соработничества церкви и государства в образовании и воспитании студенчества стали проводимые с 1993 года Международные Рождественские образовательные чтения. Впечатляют не только масштаб (15 тыс. участников XVI Чтений), но и характер, глубина и уровень великой ответственности за будущее страны и народа, которая рождается и формируется в нашей общеобразовательной и профессиональной школе, что вселяет уверенность, надежду и социальный оптимизм.

Главнейшие аспекты духовного православного осмысления на уроках искусства и МХК:

А) основные (методологического уровня) понятия истории (ее смысл, направленность, фундаментальная двойственность, архитектоника в целом); понятия традиции, культуры, представление о единстве культуры и ее двух сторонах);

Б) важнейшие для понимания искусства ключевые вехи истории: рождение христианской культуры, гуманистическое Новое время с его двумя солнцами - церковным и светским, Новейшее время с выделением в рамках светской культуре новой двойственности - традиционной культуры и оккультной антикультуры; особое место в истории России, определяющееся ее призванием, которое ясно чувствовали и о котором говорили все русские художники;

В) видение сущностных и исторических связей церковного и светского искусства в Новое и Новейшее время.

Большой интерес представляет использование православного религиоведческого компонента в изучении географии христианских святынь. Говоря о "религиях мира" можно использовать сведения об основании православных монастырей, о тех людях, которые являлись их основателями; их удивительных судьбах. История монастырей - благодатный материал для разговора об истоках православия; высокой духовности, нравственной чистоте православных людей.

II. Православный аспект естественнонаучного образования.

Ни для кого не секрет, что у нынешнего естественнонаучного образования главной целью является воспитание личности, познающей материальный мир. Знания, которые, как известно, сила, адаптируют человека к миру, дают возможность удовлетворить некие материальные и душевные потребности. Есть еще одна цель, которая больше не афишируется, но фактически продолжает иметь место - формирование материалистического, то есть атеистического мировоззрения. Можно ли обладать христианским мировоззрением и не отказываться от научных знаний, можно ли, обучая детей естественным наукам, формировать православный взгляд на мир? Можно, если при этом придерживаться определенных принципов.

Для православного образования не нужно особое содержание урока, особые учебники, программы и стандарты. В обычные программы необходимо привнести дух православия, особый взгляд на вещи, особое ощущение мира, взгляд через призму, преломляющую изображение, когда мир освещается светом Божественной истины, когда открывается вся глубина, красота, целесообразность, сложность и заданность мира. Когда открывается промысел Творца о мире, Его попечение о нас и ежесекундное присутствие, приобретаемые знания становятся необходимы не ради знаний, а ради укрепления в вере, для спасения, т. е. движения к Богу.

В системе естественнонаучного знания можно выделить три части, различные по типу и по уровню достоверности. Это, во-первых, результаты наблюдений и экспериментов. Экспериментаторы всегда стремились к большей достоверности, точности, повторяемости и проверяемости своих результатов (в физике нормой является три серии опытов). Такие же критерии могут применяться и к исследованию чудесных объектов и явлений, таких как Туринская Плащаница, ежегодное Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу по неизменно действующему в Православии Юлианскому календарю, мироточение икон и многих других. К сожалению, научное исследование христианских чудес сейчас, хотя и проводится, но явно недостаточно.

Вторая часть - это построение моделей, гипотез и теорий, дающих систематизированное, и обычно в той или иной степени математизированное, объяснение большому числу наблюдательных данных, и именно степень соответствия эксперименту является критерием принятия той или иной теории. По мере появления и накопления новых фактов старые теории перестают их объяснять, и возникает потребность в новых теориях. Из истории известно множество "революций" в физике (в 17-18-м и в начале 20-го века), когда полностью менялась вся объяснительная система (парадигма). Этот момент следует подчеркивать, так как отсюда приходит осознание того, то и современные теории будут вскоре заменены следующими. Признаки назревающего научного кризиса уже просматриваются.

Наконец, третью часть "здания науки" составляет так называемое "философское осмысление" ее итогов, которое именуется "научным мировоззрением". Именно тут разрабатываются наукообразные сценарии возможных цепочек событий с целью более или менее правдоподобного объяснения прошлого (например, "теория эволюции", "большой взрыв") и выработки прогнозов будущего.

Философы, некоторые из них являются или когда-то были учеными, препарируют науку в целях ее широкого распространения и формирования в "общественном мнении" так называемой "научной картины мира", а также выработки правительственных решений по поддержке тех или иных научных проектов. Многие исследования не получают поддержки, поскольку их результаты могли бы разрушить сложившуюся систему взглядов. Именно поэтому большое число настоящих ученых с неприязнью относятся к "идеологам науки".

Итак, следует разъяснять учащимся, что и эксперименты и теории сами по себе являются религиозно нейтральными, а противопоставление науки и религии - результат злонамеренной деятельности мощных и влиятельных группировок философствующих идеологов, присвоивших себе полномочия говорить от лица всего научного сообщества.

Роль педагога, таким образом, заключается не в особом отборе изучаемого, хотя и это необходимо в ряде случаев, а в расставлении особых акцентов в преподаваемом материале. Для формирования православного мировоззрения в курсах естественных наук важны общие содержательные линии.

Большие возможности заключаются в биографическом подходе в преподавании. Религиозные представления выдающихся людей (Фарадей, Пастер, Пирогов, Павлов, Королев, Вавиловы, Ньютон, Эйнштейн, Паскаль, Кеплер, Коши, Гаусс и пр.) замалчивались или искажались. А ведь многие из них были не только глубоко религиозными людьми - некоторые из них занимались богословием или иной религиозной деятельностью, считая ее не менее важной, чем занятия наукой. Сейчас об этом можно и нужно говорить. Кроме того, пример подвижнической жизни ради людей, самоотвержение и самопожертвование могут служить вдохновляющей и воспитывающей силой. Отрицательные примеры тоже могут стать воспитывающими. "Смерть грешника люта" (Пс.33:22) Мирабо перед смертью умолял: "дайте мне опиума, чтобы я не думал о вечности". Вечность - такое содержание ума, которое человек не может изъять из него, ибо это его основание!

Материализм революционера оказался слишком слабым ядом, не способным заглушить в сознании умирающего вечную идею, вложенную в человека Его создателем. Душа, предчувствуя, в какие страшные места направляется, приходит в состояние неописуемого ужаса. Оттого визжал перед расстрелом Берия, Ленин в безумии просил прощения у стульев, и Вольтер метался на смертном одре. Как и в случае Толстого, вольнодумные друзья не допустили священника к умиравшему в душевных муках. И мятущаяся, и радостная смерть - печать прожитой жизни.

Следующая обязательная линия - телеологичность мироздания. Красной линией через все естественные курсы может проходить заданность свойств и признаков, законов и правил живой и неживой природы. Антропный принцип устроения Вселенной указывает на удивительно точную "подогнанность" всех законов природы друг к другу. Можно сказать, что эти законы имеют единственно возможную форму, так как значения констант взаимодействий, входящих в них, принимают совершенно определенные числовые значения с такой фантастичной точностью, что уместнее употребить термин точности абсолютной. Будь эти законы чуть иными, и весь мир не смог бы удержаться в своем точном порядке, но тотчас бы развалился, превратившись в хаос. Примеров телеологичности мира предостаточно и в курсах химии (Периодический закон), и в биологии (биохимия клетки и целесообразность организма и т. д.).

Для формирования целостной картины мира традиционно в преподавании не хватает интеграции наук, и хотя такие попытки предпринимаются, к примеру, в создании курса естествознания, эти попытки, по большому счету, искусственны, кроме того, приводят к утрате фундаментальности и глубины познаний. Православный взгляд на природу мог бы сыграть такую интегрирующую роль в целом, а в некоторых темах можно осуществить прямую интеграцию знаний. Таким примером может служить изучение воды. Вода - это настоящее чудо, часто неосознаваемое людьми. Вода - химический растворитель многих веществ, она же - химический реагент, без нее немыслима биохимия клетки, она же и транспортное средство в микромире и в макромире, глобальные круговороты в биосфере и частные процессы корневого питания, транспирации и т. д. Вода создает среду для обитания миллиардов существ, по ней могут передвигаться насекомые. Совсем не случайно вода на Земле встречается в трех агрегатных состояниях, каждое из них необходимо для определенной цели: снег, лед, оказавшийся легче жидкой воды и потому плавающий на поверхности, защищающий водоемы от полного промерзания и уничтожения. Случайно ли вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, хорошей теплоотдачей и текучестью? И без парообразной воды не решить наши земные проблемы. Случайное ли вещество вода? Или Творец его создал специально для нас всех, задав молекуле определенные свойства и структуру диполя. Нельзя обойти на таком уроке и богословский аспект: Святая вода - источник Божественных энергий и информации.

В биологическом образовании есть свой камень преткновения - эволюционная теория, которая пронизывает собой всю биологию, стала ее методологическим базисом. Наука идет вперед, разоблачает одну за другой подделки наших предков: подделку рисунков зародышей, бредовые идеи самозарождения жизни в аммиачно-водородной атмосфере под воздействием молний и всякие прочие сказки про эволюцию, но огромное большинство наших современников воспринимают эту заплесневелую теорию примерно так же, как вращение Земли вокруг Солнца. Нет сомнения, что мы имеем дело с религиозной верою в эволюцию, поэтому разговор о происхождении мира и жизни не может вестись только как научный диспут.

Картина будет неполной, если не затронуть религиозно-философскую сторону проблемы. Ведь здесь в спор вступают не разные точки зрения, а разные мировоззрения, которые формируются не сразу, а уж меняются гораздо труднее, чем любые научные взгляды и установки. Под эволюционизмом лежит вера в прогресс, вера в то, что и природа, и общество сами собою, бессознательно и объективно развиваются от низших форм к высшим, от простых к сложным, что исключает Бога, как Промыслителя и Вседержителя мира. В эволюционизме мы имеем дело с формой мифологии, восходящей своими корнями к язычеству. Без включения в преподаваемый курс философских понятий не обойтись. Необходимо знакомить учеников с понятиями "развитие", "идеализм", "материализм", "религия", "мировоззрение" и пр. При таком подходе христианская научная позиция становится очень сильной, материал последних научных открытий сам с огромной силой ведет учеников к выводу об истинности христианского мировоззрения, важно только честно пользоваться научными данными, не искажая и не умалчивая ничего.

Еще одна содержательная линия в преподавании естественных наук связана с эстетикой живой природы. Природа доставляет нам ни с чем не сравнимое наслаждение, ибо она дело рук Великого Художника, где в самом малом организме запечатлены черты божественной мудрости. Вспомним слова: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мф.6:28-29). А, по словам Иоанна Кронштадтского, "цветы - это остатки рая на земле" Видеть самому эту красоту и учить этому видению учеников - важная задача биолога. Любящий природу будет любить и людей и Бога.

Экологическое обучение и воспитание также можно наполнить православным содержанием. Оно ни в коей мере не должно стать очередной страшилкой для детей о скором разрушении, полном крахе среды нашего обитания. Не скрывая истинного положения дел, акцент надо ставить на четком осознании своей личной ответственности за все происходящее в мире, в природе. Разрушение природы начинается с разрушения души каждого отдельно взятого человека. Решать и решить экологические проблемы можно лишь начиная с очищения собственной души.

Морально-нравственное воспитание человека в естественнонаучном образовании должно строиться на правильном отношении к собственному телу. Наше тело - не наша собственность, но дар Божий, средство для спасения души, и отношение к нему должно быть соответственным: заботливым, ответственным, целомудренным, бережным, как к жилищу Духа Святаго. Гармония тела и его красота - проявление благочестия, а болезни и уродства - следствие растления, распущенности, греха, так как дух творит себе форму.

В курсе биологии необходимо рассматривать с христианской точки зрения нравственные аспекты экологических проблем, половых отношений человека и наследственности, генной инженерии; отношение к проблеме абсолютной ценности человеческой жизни и недопустимости подхода к человеку как к биологическому материалу.

Таким образом, православный взгляд, его мировоззрение, смысложизненные позиции, ценностно-целевые линии осмысления можно и следует органически внести в "ткань" учебно-воспитательного процесса общеобразовательной и профессиональной школы по всем предметам и курсам общенаучного, естественно-математического, гуманитарного, общепрофессионального и специально-прикладного циклов. Федеральный, национально-региональный и собственно школьно-вузовский компоненты действующих государственно-образовательных учреждений различных типов, форм и уровней обучения позволяют творчески и ответственно ставить и решать педагогам эти судьбоносные для юношества проблемы.
Протоиерей Александр Миняйло , ректор Уральского института бизнеса, профессор, доктор экономических наук (г.Екатеринбург)
Иеромонах Иероним (Миронов) , ректор православной гимназии при мужском монастыре Всемилостивого Спаса (г.Екатеринбург)

Примечания:

1 - См.: Ветошкин А. П. Культурное возрождение // Профессиональное образование. № 2. М.: Издание Академии проф. образования и Института развития проф. образования. 1998. С. 12-13.
2 - Ветошкин А.П. Указ. соч. С. 13.
3 - См.: Вербицкая Л. А., Касевич В. Б. О модернизации российской высшей школы: состояние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. М., 2004. № 4. С.20-21.
4 - Мониторинг мнений специалистов, педагогической общественности о проблемах разработки стандартов высшего педагогического образования нового поколения. М., 2004. С.27.
5 - См.: Воспитание духовности: ценности и традиции / Докл. и тезисы II Всероссийской конф. Екатеринбург, 15 апреля 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.467.
6 - См.: Галицкая И. А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. М., 2001. С. 10.
7 - Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. 2002. № 7. С. 69.
8 - Ветошкин А. П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества. Томск, 1986. С. 79.
9 - См.: Религиозна ли наша молодежь? // Православная Москва. 2000. № 8.

Предлагаемые ниже мысли принадлежат Святейшему Патриарху Алексию и взяты из его выступлений. Святейший Патриарх Алексий щедро делится с нами богатым опытом из личной жизни и из сокровищницы всего церковного богатства, им охраняемого.

Его слова из цикла "Духовное образование" представляют собой программу и указывают пути ее выполнения. Надеемся, что познакомившись с этими краткими извлечениями, многие ощутят нужду изучить труды Святейшего Патриарха Алексия по недавно вышедшей в свет его книге - "Церковь и духовное возрождение России".

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противостоять той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений.

В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.

Теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

Перед всеми нами стоят общие цели - формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете.

От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях.

Тоталитарные секты - человеконенавистнические по сути своей. Одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами.

Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. Не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно - по вероисповедному признаку.

Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.

Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства.

В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре - это Божественная литургия. - В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.

Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.

Сокровища Православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православные люди - такие же налогоплательщики, как и все прочие, и имеют такие же права на то, что принадлежит всем (в частности, государственная система образования не государству же как таковому принадлежит, а обществу). Разумеется, здесь не может быть ничего насильственного, но и православных родителей следует понять: до каких пор можно продолжать навязывать людям помимо их желания и согласия атеистический нигилизм, или, что еще хуже, неоязычество в тех или иных формах.

В государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в школах как религиозное, так и атеистическое воспитание". Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.


Православный педагог, воспитатель, родитель, священник и все, кому Бог вверил дело духовного просвещения и образования. Начинается новый учебный год. Нам очень помогут слова Святейшего Патриарха Алексия. Объединимся в своем подвиге вокруг Первосвятителя и нам будет легче.

Крещение само по себе, без духовной жизни, не спасительно. Это лишь семя, которое может прорасти и дать плод, а может и, засохнув, умереть. Как же воспитывать ребёнка после Крещения? Об этом небольшая подборка рекомендаций одного из православных отцов. Изначально они собирались для себя, а не для публикации. Это не всегда личные мысли, иногда это цитаты из книг, которые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

  1. Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и прочим. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.
  2. Образец веры для детей - их родители. Тлеющая вера родителей неспособна воспламенить сердца их детей горячей верой Богу. У ребёнка огонь веры разгорается не от правил (они помогают вере не угаснуть), а от окружающего его духа веры и любви. Он должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, образа мыслей, из образа жизни, взаимных отношений членов семьи.
  3. Необходимо в первую очередь дать ребёнку не только знание о Боге (усвоение религиозных истин), а Знание Бога (восприятие Бога внутренним чувством). Ребёнка следует учить (в т.ч. собственным примером) обращаться к Богу (с благодарностью, просьбой, покаянием) и оценивать любую ситуацию с точки зрения воли Божией, выраженной в Евангелии. Само слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь с Ним. Задача религиозного руководства заключается в том, чтобы помочь ребёнку сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться соблазнам чувственности и гордости.
  4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно сказать, что его поведение неприятно (противно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стремимся быть несчастными и отворачиваемся от Отца Небесного. Можно объяснить, что любой грех лишает нас божественной благодати и мы становимся беззащитны перед злом.
  5. Старайтесь дать ребёнку гармоничное знание о Боге , о том, что Творец Вселенной не просто «добрый фокусник», выполняющий любое желание, что у Него Своя воля, что Он премудр и никогда не ошибается, никогда не перестаёт быть благим, даже, если нам не вместить Его волю. Бог уважает нашу волю, но и мы должны смиренно принимать Его волю и не роптать.
  6. С раннего детства объясните ребёнку, что смерть - не конец, смерть - это дверь в иной мир; что есть смерть физическая, а есть смерть духовная - нежелание знать Бога и исполнять Его волю, выраженную в Его Заповедях. Объясните, что души всех людей бессмертны, временно смертны лишь наши тела.
  7. Важно дать ребёнку не просто умозрительную, но деятельную веру. Если у нас есть неверующие родственники, то нужно не мучать себя вопросами об их участи, а молиться за них. Если кто-то из близких умер, то нужно помочь ему молитвой, а не просто изводить себя горем, ведь его душа очень нуждается в нашей помощи!
  8. Необходимо опережение нравственным образованием рационально-информационного.
  9. Оценивайте поведение детей через призму Заповедей Божиих. Выучите их вместе с ними. При нарушении объясняйте, какую заповедь Божию они нарушили, какой грех совершили. Ребёнок должен осознавать, что своими делами он радует и огорчает не только родителей, но и Бога.
  10. Паломнические поездки имеет смысл совершать только с церковными паломническими службами , экскурсоводы которых могут грамотно излагать церковное вероучение.
  11. Твёрдо пресекайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что первый лжец - дьявол.
  12. Важно сформировать у детей навыки духовной безопасности, систему нравственных оценок.
  13. Научение ребенка христианскому прощению обид не исключает умение дать сдачи, постоять за ближних, ведь к трусу сложно применить понятие «прощение».
  14. Милосердие воспитывается через жертву. Можно начать с малого - отдавать уже ненужные игрушки. Важно предоставить ребенку возможность оказаться в ситуации, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии, а не только зубрить «Блаженны милостивые…».
  15. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает ему рассказывать о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог. Душа должна учиться быть благодарной.
  16. Не утаивайте от ребёнка сложные вопросы, особенно от подростка. Если Вы не поможете найти взвешенный ответ, то за вас это сделают отпавшие от Церкви или богоборцы в выгодном им ракурсе. Объясните, что Церковь - это аналог больницы, а одно из имён Бога - Врач. И с нашей стороны неразумно судить других за то, что они больны не теми же страстями, что и мы.

Духовное чтение

  1. Следует ежедневно читать Евангелие. Обучение основам веры издревле было обязанностью отца. Желательно возвести это в ежевечернюю традицию. В наше время существует множество пособий для религиозного воспитания детей.
  2. Полезно читать и жития святых, адаптированные для детей. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, после прочтения следует обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Важно показать святых не как легендарных героев давно минувших времён, а как наших вечных наставников и помощников, к которым мы можем обращаться. Показать, что было главным в жизни всех этих великих людей.
  3. Полезная традиция для детей и взрослых - ежедневно выписывать и заучивать тронувший сердце стих из прочитанной главы Евангелия.

Молитва

  1. День всех членов семьи начинается и заканчивается молитвой. Для детей правило может состоять из нескольких кратких молитв, например т.н. «начало обычное» (с него начинаются молитвы утренние и на сон грядущим) в любом молитвослове.
  2. Молитва перед едой и после неё - мощнейшее средство духовного воспитания.
  3. Перед завтраком принято вкушать небольшой кусочек просфоры (её можно приобрести в храме и нарезать) и святой воды (всегда можно набрать в храме) с молитвой «На принятие просфоры и святой воды».
  4. Когда ребёнок выходит из дома (а также перед сном), его нужно перекрестить с молитвой. Например, такой: «Господи, благослови» или «Огради́ (имя ребёнка) , Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего»; Если у вас строптивый подросток, то можно сделать это вслед ему, так, чтобы он не видел.
  5. Не налагайте на ребёнка большого молитвенного правила. При научении молитвы особо важны внимание и искренность.
  6. К молитвенному правилу имеет смысл добавлять молитвы в зависимости от обстоятельств : праздников, святого дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радостного или печального события.
  7. При домашней молитве зажигайте свечу или лампаду, желательно, чтобы это было обязанностью ребёнка.
  8. Не молитесь поздно, когда ребёнок мечтает только о сне и его внимание расслаблено.
  9. Следует приучить чадо к кратким молитвам: «Благослови Господи», «Слава Тебе, Господи», «Господи помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Господи, благослови меня на учение» (искренне, не автоматически).
  10. Помогите ребёнку сделать помянник. Все имена там должны вписываться только им самим по собственному зову сердца, ведь это его помянник.
  11. В комнате ребёнка (как и в других комнатах и столовой) должны быть иконы. Главной и большей по размеру должна быть икона Спасителя или Пресвятой Троицы.

Церковные Таинства и службы

  1. В воскресные дни христиане участвуют в Таинстве Святого Причащения. Дети до 7-ми лет могут приступать к Таинству без исповеди. Не следует директивно руководить подготовкой ребёнка к этому Таинству. Можно мягко посоветовать, напомнить, но не требовать. Доверьтесь священнику, он сам поможет ребёнку. При подготовке к исповеди ребёнок должен подумать о своих грехах и о каждом попросить у Бога прощения.
  2. Перед Литургией дети должны хорошенько выспаться, тогда для них утренние сборы не будут в тягость.
  3. Младенец идёт в храм потому, что так делают его родители. Затем можно объяснять «Тебя ждёт Господь, Он будет рад, если ты придёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети беспрекословно шли в храм, но в том, чтобы они полюбили Церковь.
  4. Для того чтобы полюбить службы, нужно их изучить. Используйте пособия для детей по изучению Божественной Литургии. Включайте молитвословия богослужений в молитвенное правило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы священников или ектении.
  5. Приучить к богослужебному кругу постов и праздников. Встреча праздников накапливает в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, что станет фундаментом будущей сознательной религиозной жизни. Три компонента праздника: праздничная одежда; вкусная еда; праздничное времяпровождение.
  6. Перед началом учебного года во многих храмах служится молебен для учащихся.
  7. Дети должны стоять близко к алтарю и наблюдать за действиями служителей, а не в притворе или рядом с родителями, глядя в спину впереди стоящего взрослого.

Аскетика

  1. Объясните ребёнку механизм совершения греха (от помысла до действия). Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.
  2. Приучать к тому, что душа - владычица тела, а не наоборот. Учить ребёнка превозмогать лень, усталость, обосновывать свои желания. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ребенок, который не может сознательно и совершенно свободно отказаться от удовольствия, - просто ребенок с неразвитой волей.
  3. Следует определить круг обязанностей детей (уборка кровати, помойка, накрывать на стол, магазин).
  4. Ребёнок должен понимать цели постов и их смысл. Для него пост должен стать путешествием, школой воспитания духа, а не временем уныния и зависти тем, кто может себе всё позволить. Продолжительность многодневных постов должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, продолжительный Петров пост (в те годы, когда он более 8-ми дней) можно свести до одной, последней седмицы.

Прочее

  1. Воцерковляющимся семьям следует пригласить священника из ближайшего храма освятить квартиру. И жилище освятите, и с батюшкой потом сможете ближе познакомиться и пообщаться.
  2. Привлекайте к воспитанию ребёнка крестных, в сложных случаях обращайтесь к духовнику семьи.
  3. Для гармоничной духовной жизни важны доверительные отношения с детьми. Родители должны знать о том, какие духовные проблемы есть у их ребёнка - для того чтобы ему помочь.
  4. В семье должна быть иерархия. Младшие должны осознавать уважение, подчинение и благодарность старшим как закон. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Из В. Розанова: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, - нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любитьродителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе».
    Иерархичность будет усвоена детьми тогда, когда они видят её у родителей, когда мать не перечит отцу, когда родители не осуждают бабушек и дедушек, когда не ропщут на начальников.

И самое главное! Молитесь за ребёнка, молитесь всё оставшуюся часть земной жизни, молитесь, даже, если кажется, что изменить уже ничего невозможно. Для Бога возможно всё.


Вопрос о современной православной школе в России - живой, острый, болезненный, запутанный и сложный. Многие приходы сейчас озабочены созданием таких школ, но священникам не всегда ясно, благословлять ли им своих прихожан отдавать детей в подобные школы, которые чаще называются гимназиями (хотя название это совершенно условное), или, наоборот, всячески отговаривать их от этого шага, так как многие родители уже «обожглись» на таких школах.

Я, к сожалению, не слишком хорошо знаком с другими гимназиями, поэтому буду говорить об опыте нашей православной общеобразовательной школы Свято-Владимирского учебного центра. Но я уверен, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, - общие для всех православных школ.

Дело в том, что, создавая так называемые православные гимназии, мы не осознавали, да и теперь еще не до конца осознаем, что мы включились в создание совершенно новой системы школьного образования и воспитания, аналога которой нет в истории педагогики. Поэтому с таким величайшим трудом эти школы создаются. Они и очень быстро распадаются (то есть прекращают свое существование или перестают быть православными), так как, не осознав некоторых теоретических предпосылок и не начав решать кардинальные проблемы по-новому, ничего невозможно сделать - многие старые привычные формы просто не действуют.

Наша школа задумывалась как традиционная: мы собирались создать некий образец гимназии, основываясь на традициях православной России, - и в результате появился новый тип школы, который вырос не столько из обычного понимания школы, сколько из понимания Церкви.

Сама школа стала основываться на жизни Церкви, она явилась продолжением деятельности Церкви, ее возрождения, проповеди, становления. И вместе с возрождающейся Церковью стала возрождаться и школа. Эта школа основывается не только на образовательном принципе, но прежде всего на принципе церковном, принципе соборно-евхаристическом, принципе евангельском.

Наша главная цель - воспитать тех, кто пришел в православную школу, членами нашей Церкви. Мы не ставим задачи сделать школу для вундеркиндов, к примеру, специальную школу по иностранному языку или математическую школу. Православные гимназии - это не спецшколы. (Существует только одна православная классическая гимназия - отца Алексия Сысоева в Ясенево - как попытка возродить классическое образование в России.)

В отличие от обычного школьного образования, основополагающей идеей нашей школы выступает церковность. Ее воспитанники - это новые члены Церкви, которые, выйдя из православной школы, не сломаются под натиском греховного мира, обольщений, страстей, лжи и т. п. И при этом новые члены Церкви не должны быть воспитаны в отчуждении и агрессии к окружающему миру. Последнего было бы не избежать, сделав из школы замкнутое пространство, воспитывая в учениках сознание собственной элитарности, превознесенности над этим миром либо, наоборот, формируя запуганных, озлобленных и замкнутых людей. Такую цель, слава Богу, ни одна православная школа перед собой не ставит.

Итак, наша школа с самого начала мыслилась как церковная, то есть имеющая своим основанием те принципы, которые заложены в жизни самой Церкви и конкретно в жизни прихода. (Кстати, мне кажется, что только те школы, которые выросли из прихода, существуют неразрывно с приходом, - те школы держатся, развиваются, укрепляются; а школы, которые возникли в стороне от прихода, лишь с привлечением, так сказать, священника, - эти школы распадаются или едва существуют. Так мне кажется. Но повторяю: я недостаточно хорошо знаю жизнь других школ, поэтому, возможно, я ошибаюсь.)

Обычная общеобразовательная школа советского образца как структура имела четыре уровня: администрацию, учителей, учащихся и родителей. И между всеми уровнями выстраивались определенные барьеры, которые, с одной стороны, помогали администрации и учителям управлять учениками и родителями и при необходимости очень хорошо от них защищаться, с другой стороны, конечно, делали школу сферой отчуждения, где ученик всегда в оппозиции к учителю, учитель - к администрации, а администрация, в свою очередь, - ко всем без исключения родителям. Эти барьеры являются основным дисциплинарно-педагогическим управленческим инструментом старой школьной системы.

Так вот, православная школа сознательно или бессознательно идет на слом этих барьеров, так как мы все - и учителя, и ученики, и родители - члены единой Церкви (а у нас - и единого прихода) и у всех нас Единый Учитель - Христос. И для православной школы это стало настоящей радостью и главной трудностью, которую многие не смогли преодолеть и даже просто осознать. Это принципиально важно, что мы находимся в едином духовном пространстве. Каждый из соучастников учебного процесса является друг другу братом или сестрой. Дети, родители и учителя причащаются из одной Христовой Чаши, и Христос всех соединяет между собой, делая каждого - и учащегося, и учащего, и родителя - соработником в едином духовном деле. Мы хотим, чтобы наши ученики осознавали свое присутствие в школе не просто как учение, а как духовный труд, как свой маленький духовный подвиг, как дело христианское, дело церковное.

Еще совсем недавно, около десяти лет назад, об этом мы и мечтать не могли. Был приход, который сложился и укрепился в приснопамятное брежневское время под духовным руководством протоиерея Сергия Романова. Мы, т. е. прихожане-педагоги и родители, вели посильную катехизацию по домам.

У нас тогда уже была воскресная школа, иконописный детский кружок и кружок церковного пения. На Рождество и на Пасху устраивались детские праздники и прекрасные спектакли. Летом обычно организовывали что-то вроде детского лагеря. Это было очень благодатное время - время, когда плоды этого делания были явными: приход сплачивался, дети удивительно мужественно в условиях светских школ несли свой христианский крест и отстаивали свою веру.

И конечно, все тогда и предположить не могли, что совсем скоро появятся огромные возможности организации своей школы - со своей концепцией, со своими принципами. Такое время пришло. Школа была создана, разработана концепция, провозглашены принципы и идеалы. Реальный опыт прошлых лет давал уверенность, что теперь все будет еще лучше и плодотворнее, чем раньше.

Мы твердо решили, что в нашу гимназию будем принимать детей только из церковных семей или, как исключение, детей, родители которых твердо встали на путь воцерковления. Принцип приема всех желающих был отвергнут сразу - и я думаю, что это было правильно, т. к. в этом была большая опасность развалить еще не начавшееся дело.

Очень многие родители желают пристроить своих детей в хорошее место, дать им христианское воспитание и образование, но они не понимают при этом, что христианством нельзя заниматься - христианством надо жить. Обычный аргумент таких родителей: «Ну, нам уже поздно меняться, в церковь ходить нет времени. Бог у нас в душе. А в советской школе плохо: там мат, драки, воровство, разврат и т. д. - а мы хотим, чтобы наши дети изучали Закон Божий и выросли хорошими людьми».

Дети на первых порах действительно очень восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве. Но если они в школе слушают о том, как важно жить по заповедям, как важно жить единой жизнью с Церковью, со Христом, а дома в своей семейной реальности видят, что родители не придают никакого значения духовной жизни, а то и просто живут открыто по-язычески и могут даже посмеяться над святыней, то рано или поздно ребенок начинает жить двойной жизнью, лицемерить, и такое «православное воспитание» может закончиться фарисейством для ребенка, а для православной школы - крахом, что и происходит во многих случаях. Нам казалось, что мы предусмотрели этот очень важный момент и все должно пойти по правильному пути.

Было решено, что православная гимназия - это общее дело прихода, родителей и детей. Это совместное духовное строительство, подобное устроению приходской и семейной духовной жизни. Это очень важный принцип для нас. Он фундаментальный. Апостол Петр в своем Первом послании говорит: «…вы, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1 Пет. 2, 5). Поэтому школа должна жить общей жизнью прихода и семьи и сама стать их подобием. Для этого преподавателям, родителям и детям необходимо духовно трудиться, иметь духовное единство, вместе молиться, каяться, причащаться.

И этим действительно рушились страшные баррикады, которые воздвигла советская школа между учителями и учениками, родителями и школой. Нам представлялось (и это действительно так), что литургическое общение явится самым плодотворным моментом нашего единения и сотрудничества. Тем более что обычно в православных школах наполняемость классов не очень большая, около 10 человек, что должно делать общение учителя с учащимися дружески-семейным.

Был разработан учебный план, который включил в себя, помимо базового компонента, конечно, Закон Божий, несколько иностранных языков (новых и древних), церковное пение, церковное шитье и другие так называемые гимназические предметы.

Тут нужно сказать, что в основе идеи создания православной школы было желание уберечь наших детей от той действительно растлевающей обстановки, которая существует в государственных школах. Но эйфория, с которой создавалась наша школа, конечно, вскружила нам голову и мы замахнулись на нечто, может быть, непосильное для нас, а главное, для наших детей, которые оказались совершенно не готовыми к такому напряженному учебному плану. (Мне сейчас кажется, что, может, и не нужно в современной школе изучать древние языки, когда дети и по-русски говорят коряво, но это другой вопрос.) Выяснилось, что эйфория сказалась не только в этом.

Итак, концепция была разработана, принципы провозглашены. Родители забрали своих детей из государственных школ и привели в нашу гимназию. Первый год был удивительным для всех. С Божьей помощью все получилось, как и мечталось: у преподавателей - удивительный подъем, у детей - желание учиться, у родителей - готовность все свободное время посвятить гимназии. Было такое чувство, что Господь совсем рядом и все восполняет, все устраивает. (Вообще, конечно, все делалось, как часто у нас бывает, на скорую руку: надо было поскорее все устроить - ведь неизвестно, что будет завтра).

Хорошие люди пришли к нам работать, православные, знающие свой предмет, но, к сожалению, не имеющие опыта преподавания в школе. Все это было неощутимо в первое время - слишком велика была радость нового дела. Потом это очень больно отозвалось на всем учебно-воспитательном процессе.

Мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее прах с наших ног и совсем не заметили тот колоссальный положительный учебно-методический, административный и даже воспитательный опыт, которым она обладала. Нам казалось (а многим так и продолжает казаться), что раз мы все православные, то у нас все будет хорошо и мы победим. Но реальность оказалась несколько иной.

Прежде всего, по прошествии некоторого времени выяснилось, что наши православные дети совершенно не умеют себя вести. Более того, когда с нашими учениками оказываешься в общественном месте, например в метро или в музее, ведут они себя не просто плохо, а так, что выделяются своим диким поведением по сравнению с детьми неправославными. И на уроках у нас стало возможным то, что в обычной государственной школе совершенно недопустимо.

Дети не реагировали на замечания педагогов, не здоровались со старшими, в урочное время ходили по классу и т. д. Учителя, которые в школе раньше не работали, не в состоянии были наладить дисциплину во время уроков. Тем более что все учителя страшно боялись таких непопулярных «советских методов», как выставление «двойки», запись в дневнике, вызов родителей и т. д. Дисциплина подрывалась еще тем, что наши православные родители приводили ребенка в школу, когда хотели, а когда не хотели - оставляли дома или, что еще «лучше», водили в храм вместо уроков - по их мнению, это было важнее. Мы сначала не поняли, в чем дело, почему происходит так, что мы получаем совершенно обратный эффект. Но мы старались быть внимательными к себе, и все прояснилось.

Оказалось, что принцип семейственности был воспринят нами не в смысле особенной ответственности и духовного родства, а в смысле панибратской вседозволенности, и особенно это касалось родителей. Вообще я сейчас скажу об очень важной проблеме, которая касается современного состояния приходской жизни в нашей Церкви и которая определяет очень многие проблемы в нашем так называемом церковном возрождении.

Коммунистическая формулировка, что Церковь существует для «отправления религиозных потребностей», точно отражает сознание советского и постсоветского человека. Давайте задумаемся и спросим себя: зачем мы ходим в Церковь, зачем мы молимся, исповедуемся, причащаемся? В чем для нас заключается духовная жизнь? И если мы будем честны, то в большинстве случаев окажется, что в храм мы ходим только для себя, т. е. чтобы у Церкви получить, взять, унести и таким образом устроить свою жизнь. И чаще всего нам нет серьезного дела до тех, кто молится рядом с нами, т. к. молитва - это тоже наше личное дело.

Все очень просто: мы пришли в Церковь получить, Церковь должна нам дать. И все существует для нас: и община, которая должна о нас заботиться; и духовник, который обязан нас окормлять; и гимназия, которая должна взять на себя все наши родительские тяготы. А на самом деле все должно быть наоборот: это мы должны стремиться отдать себя Богу и ближним, это в нас нуждается приход, это мы - «живые камни», без которых не может строиться здание Церкви. Очень низкий уровень церковного сознания, духовное потребительство современных православных людей - вот что прежде всего тормозит возрождение нашей Церкви. Это очень серьезная проблема, которую нам всем надо решать.

Вот обычная картина, которую постоянно наблюдаешь в храме. На службу приходит семья с детьми, и родители сразу стараются отойти от детей подальше. Дети бегают по храму, мешают всем, толкаются, а родители благоговейно замерли в молитве, ничего не видят и не слышат - им нет никакого дела до того, что другие не могут молиться из-за их детей. Им все равно: они пришли получить, и они «свое возьмут». И дети, которые веселились во время богослужения, толкались, выбегали, совершенно не молились, бездумно причащаются.

Потом эти дети приходят в православную гимназию и ведут себя так, как они вели себя в храме, ведь жизнь гимназии (это наш принцип!) - продолжение церковной жизни. И родители недоумевают, почему к ним претензии (ведь мы же все свои!), почему никто не хочет понять их, пожалеть, они же всей душой решили переложить свои заботы на хрупкие плечи только что образованной православной гимназии, которая еще должна хоть что-нибудь заплатить за работу преподавателям.

Дети воспринимают школу как место, куда их поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от учебных. Приходится преодолевать у детей и, конечно, у родителей странный «православный» принцип, что для ребенка главное - читать по-церковнославянски и знать гласы, а «что сверх этого - то от лукавого». И когда приходится исключать за неуспеваемость, родители и дети возмущаются: «Как? Нам придется идти в эту ужасную государственную школу, где над нами будут издеваться, где мы погибнем?» Вот такая спекуляция. На самом деле в государственной школе многие наши воспитанники проявили бы себя гораздо лучше, чем у нас: там они были бы более ответственными и дисциплинированными.

С еще более опасной ситуацией мы столкнулись на уроках Закона Божьего. К нашему удивлению и тревоге, мы стали обнаруживать сильное охлаждение и равнодушие наших учеников к вероучительным предметам и молитве. Молитва перед уроком и перед едой превратилась в кощунственную скороговорку. На уроках по Закону Божьему не было страха Божия и дети из церковных семей стали красоваться друг перед другом своим «бесстрашием» и кощунством. Это очень опасное явление, которое можно наблюдать во многих православных школах. Оказалось, что мы в своих концепциях и принципах забыли об очень важных вещах.

Мы думали, что духовная жизнь наших детей в основном формируется в семье и храме. Наше дело образовать их в Законе Божьем, объяснить им события Священной истории. Но наши дети стали воспринимать эти духовные дисциплины внешне, не прилагая никакого духовного труда, только через интеллект, минуя душу и сердце. Десять лет назад за такие занятия многие заплатили бы отчислением из института, лишением работы, а может быть, и тюрьмой. А теперь это слишком легко дается.

То духовное богатство, которое мы имеем благодаря крови мучеников и подвигу преподобных, наши дети получают с удивительной легкостью и безответственностью. Они могут подробно объяснить чинопоследование богослужения, растолковать Символ веры, много рассуждать на евангельские темы, но в реальной жизни они совсем другие, живут другим. Возникает какая-то брешь между церковной молитвой, причащением и тем, что в действительности наполняет их жизнь. Получается, что, когда они учились в государственных школах, им приходилось по-настоящему отвечать за свое православие, отстаивать его. В среде, далекой от Церкви и часто враждебной, дети проявляли себя христианами, а в православной школе, среди таких же детей, они, с одной стороны, чувствуют себя «избранным стадом», превозносятся, а с другой стороны, красуются друг перед другом отсутствием благоговения и дерзостью.

Я хочу оговориться. Не подумайте, что в нашей православной гимназии собрались самые злочестивые и бесчинные дети, которые только и делают, что нарушают дисциплину и богохульствуют. Я сейчас говорю о тех росточках, о тех «цветах зла», которые неожиданно для нас стали вдруг появляться, о тех тенденциях, которые могут развиться, если их не увидеть сразу и не искоренить. Что же делать в подобной ситуации?

Оказалось, что мы лишили детей очень важной области жизни - душевной. Мы учим детей реализовывать себя в области интеллектуальной - это учеба, языки, кружки и т. д. Они это воспринимают в меру своих способностей: кто-то лучше, кто-то хуже. В области духовной - Закон Божий, молитва, храм.

К духовной жизни дети пока еще не способны в той степени, в которой мы от них ожидаем. Духовная жизнь - это долгое восхождение к зрелости в меру возраста Христова. А ступенька к жизни духовной - правильно устроенная жизнь души. Здоровое душевное устроение приведет к началам устойчивой, трезвенной духовной жизни. Детям нужны реальные общие интересные дела, в которых они могли бы проявить себя, хотя бы пока еще просто как порядочные люди, которые не предадут товарища, помогут другу, простят обиды; дела, которые научат их дружить и дорожить друг другом. Что здесь можно предложить?

Это, конечно, паломничества и походы - такие, в которых детям надо будет что-нибудь преодолеть. Это может быть школьный театр или свой литературный журнал (в нашей гимназии мы стали издавать журнал «Гимназист»). И что еще очень важно - это участие детей в храмовом богослужении. В нашем приходском храме суббота - это особый день, когда богослужение готовят дети, они звонят на колокольне, читают и поют на клиросе. Они чувствуют в этот день свою ответственность за храм и службу и молятся по-настоящему.

Проблем и неожиданностей будет еще, наверно, очень много, я затронул только некоторые. Мне кажется, что для Церкви создание своей православной школы - это самая главная задача после задачи устроения приходской жизни. И те приходы, которые собираются создавать такие школы, берут на себя очень тяжелый крест. Сейчас в России всего-то около 60 православных школ, очень разных по уровню, и тенденции к росту их числа нет.

Это действительно очень трудное дело, и поэтому по-настоящему горько и обидно, что нам уделяется мало внимания со стороны наших епископов, что Архиерейский собор, который рассматривал вопросы образования, ограничился только проблемами духовных семинарий. Православными школами никто не занимается, кроме государственных учреждений образования. С ними мы гораздо теснее связаны, так как зависим от них материально и законодательно. А Отдел по религиозному образованию и катехизации даже связи не наладил между православными школами Москвы. В материальном отношении - мы нищие.

Поэтому те приходы, которые, несмотря ни на что, в своих помещениях организуют школу, а не магазин, по-настоящему служат Церкви. Это подвиг сейчас - спасти наших детей. И создание церковной школы - это дело не частное, а общецерковное.

Для того чтобы наши школы имели юридический статус и могли выдавать диплом государственного образца, чтобы православное образование было признано соответствующим государственному стандарту, мы, живя в секулярном мире, обязаны выполнять тот базовый компонент, который разработан самим государством, часто настроенным к Церкви очень агрессивно.

Сами мы пока не в состоянии разработать свой базовый компонент. Того, что называлось бы православным базовым учебным компонентом, просто нет. Есть отдельные авторские программы, есть попытки инноваций, учительских, личных, но комплексных программ не существует. У нас просто нет таких православных педагогических научных институтов, которые бы этим занимались. Разрозненные усилия отдельных лиц пока не привели к серьезному результату.

И поэтому каждая школа пытается в подобных условиях осмыслить для себя такую проблему: как преподавать предмет, делая его христианским, назидательным, духовным и культурообразующим; что сделать для того, чтобы сам предмет формировал ученика как православного христианина, формировал не просто мировоззренчески - хотя это тоже очень и очень важно, - но и духовно, т. е. созидал душу ребенка. Следует стремиться к тому, чтобы школьные предметы стали частью образования в христианском понимании этого слова как однокоренного со словом «образ».

Таким образом, новый тип школы, о котором мы говорим, пытается сочетать в себе очень многое. Это и традиционные образовательные ценности, и таинственная евхаристическая жизнь Церкви, это и творческая активность самих детей, включенность их в творческий процесс сотрудничества с учителем. И я думаю, что, несмотря на все переживаемые нами трудности, мы вправе связывать с такой школой большие надежды.

Образование

протоиерей Евгений Горячев

Как Вы считаете, образованность и информированность – это разные вещи?
Думаю, что да. И принципиально. Образованность своими этимологическими корнями уходит в библейское представление о знании как о части божественного замысла о человеке. Все мы, наверное, если не знаем, то хорошо осведомлены, хотя бы через чьи-то высказывания, о том, что такое образ и подобие. «По образу и подобию» – звучит в комедийных сериалах или на улице где-то это можем услышать. Образование – это часть божественного замысла, а информированность – это то, что может с Богом и с Его замыслом никак не соотноситься. Отсюда и качество знания будет разное.
Если посмотреть на историю развития человечества, то объем накопленных знаний настолько огромен, что сегодня в одного человека это уже невозможно вместить. С другой стороны доступность знаний очень велика. Таким образом, знаний много, они доступны, а где результат? Где великие умы, как в древности? Почему мы их не видим?
Сразу же отсечем, чтобы не оскорблять слушателей, тех, кого знания не спасают, а только портят. Как об этом сказал юмористически Саша Черный:
Ослу образование дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Так вот, такие люди, хотя они, конечно, встречаются, нас не интересуют. Но мы спрашиваем сами себя: «Почему же масштаб личности упал?» Потому что сегодня выпускник философского факультета, который формально осведомлен в вопросах мировой философии гораздо лучше, нежели Платон или Аристотель, конечно, уступит им в человеческом отношении. Опять-таки не могу не вспомнить другие стихи:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.

Если не брать изначальную неготовность человека к тому, чтобы усвоить какие-то великие вещи, то масштаб личности падает, на мой взгляд, из-за того что люди потребляют знания примерно так же, как они потребляют продукты в системе фастфуда. Эти знания просто потребляются, они их не выстрадали, не пропустили через себя, не сделали частью своей сущности. Вы помните, наверное, сцену из «Нескольких дней из жизни Ильи Ильича Обломова» в редакции Михалкова, где Штольц и Обломов обсуждают именно этот вопрос и Обломов признается в том, что он видит свою голову набитой самыми различными знаниями без сопряженности друг с другом. «Убей, – говорит, – не могу понять для чего Селевк Первый в таком-то году одолел Чиндрагупту». То есть обрывочные сведения есть, а в целом концепцию человек выстроить не может. Причина, на мой взгляд, связана именно с тем, что человек знания потребляет, а не делает их частью самого себя. Для Платона и для Аристотеля это было очень важно, и тогда эти знания становились силой.
Как прийти к тому, чтобы не просто потреблять знания, а пропускать их через себя?
Если вернуться к началу нашего разговора, то, кратко выражаясь, я бы сказал так: человек сам оказывается в ловушке у запросов, которыми он себя потчует. Потому что тот, кто пытался получить образование, исходя из заповеди Божьей, исходя из того, что он этим знанием послужит Богу, то тот, конечно, свою личность формировал иначе, нежели тот, кто просто хотел быть информированным, хотел сдать зачет, а на его личную и профессиональную жизнь это знание никак не влияло.
Образование, несомненно, влияет на человека. Можно ли получать образование для того, чтобы стать успешным человеком?
Синоним ли образования успешность? В каком-то смысле да. У человека знающего и образованного возможностей все-таки больше, даже если он от природы не очень далекий. С другой стороны мы должны задать вопрос иначе: а для чего человеку знания и все ли ему дает эта самая успешность? Потому что знать только для того, чтобы иметь сведения – попадешь в ситуацию Обломова; знать, для того, чтобы надмеваться, покорять других с помощью того багажа, который приобрел – для христианина это неприемлемо. Поэтому, мне кажется, мы стремимся к успешности, но другого рода. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои дети получили образование, но не с тем, чтобы они стали влиятельными, властными или богатыми, а с тем, чтобы с помощью приобретенного знания, они тем лучше, тем глубже, тем пространнее служили бы Господу Богу. Знания – это ценность несамодостаточная, это инструмент, который я могу использовать либо во славу Божию, либо против Него. Как говорил : «Ум без веры – каверзник». Смотрите, если нет веры, но при этом есть знания, можно использовать это знание на саморазрушение, на разрушение этого мира. Я думаю, что диктаторы, монархи, деспоты древнего мира могли быть очень образованными людьми, по-своему талантливыми, умными. Заметьте, Евангелие не говорит нам о категории ума и образованности как о части замысла, связанного с раем. Не сказано: «Блаженны умные, ибо их есть Царство Небесное». Попав в какую-то сложную ситуацию, мы тянемся не к всезнайке, а идем к доброму и отзывчивому человеку. Мы хотим, чтобы нас пожалели. Что из того, что мне распишут – что и как, кто виноват и так далее, когда я нуждаюсь в одном: чтобы мне сострадали, чтобы меня пожалели, поняли. Поняли не правотой и знанием механистическим, расписывающим – как, что и откуда, а чтобы ко мне отнеслись по-человечески. Здесь, мне кажется, образование и осведомленность опять-таки вступают во внутренний конфликт и для христианина он разрешается в сторону исполнения заповедей Божьих. Умный человек и мудрый все-таки различаются. Мудрый человек — это тот, кто проникает в самую суть вещей, а умный человек – это тот, кто хранит в своей памяти множество сведений, при этом сопрягая их друг с другом. Как бы мы сейчас сказали: человек большой эрудиции. Мудрым ведь может быть и необразованный человек, какой-нибудь крестьянин. При этом я бы предпочел быть с мудрецом, нежели с умником.
Аристотель писал в «Метафизике», что «все люди от природы стремятся к знанию». Так ли это сегодня, при нашем широком информационном поле, что люди по-прежнему стремятся к знаниям? И если кто-то находит в себе такое стремление, что с этим делать?
Все мы прошли через среднюю школу и не секрет, что мы используем только те знания, которые нам действительно нужны. Вот это отделение, отбрасывание ненужного каждый человек выбирает самостоятельно, но христианин мог бы сказать так, как говорил, кажется, . «Братья, вы ревностны и спорливы в том, что нимало не соотносится со спасением». Поэтому, если моя цель – единство с Богом здесь, на земле, то бесконечный объем знаний я должен, конечно, пропускать через эту схему. Соломон говорил по этому поводу примерно следующее: «Слова мудрых – как вбитые гвозди и составители их – от единого пастыря». Это только первая часть фразы и она тоже уникальна, потому что он, во-первых, говорит не «умные», а «мудрые», а, во-вторых, говорит, что эта мудрость, как вбитый гвоздь. Как игла, которая вошла и от которой не освободиться. Настоящую мудрость может изречь только человек, который эту мудрость почерпнул откуда-то свыше. «И составители их от единого пастыря». Это тоже очень ценное замечание, потому что независимо от региона, у какого-нибудь китайского мыслителя или у индийского, или христианского мыслителя, мы можем отыскать для мудрости общую платформу. И сказать, что в данном случае, один через богооткровенную религию, другой через религию, которая тоже не обошлась без божественного влияния на душу этого мудреца, и все это объединяет людей в истинной мудрости. Но дальше Соломон говорит вещи более важные: «Книги составлять – полок не хватит, и многочтение утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека». Заметьте, он не говорит, что нужно отказываться от знания, но он говорит, что если стремиться к знанию ради знания – не хватит полок, чтобы составить все книги, вобрать всю информацию. А сущность – она одна и для Соломона, и для христиан.
Мы пришли к тому, что знание – не самоцель. Получение образования должно чему-то служить.
Знание, безусловно, сила – Бэкон прав, но она может быть разрушительной как все, оторвавшееся от Бога. Мы за то знание, которое преображает и отдельного человека, и тот круг людей, на который он влияет, и жизнь мира в целом, но именно в позитивном, в божественном смысле. Я думаю, что если религиозной составляющей нет – знания бессмысленны.

Что еще почитать