Мощи святых. Грамоты антония римлянина и их датирование Антоний римлянин новгородский чудотворец икона

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов.

Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи.

В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами.

Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах.

Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита (†1108; память 31 января , 30 апреля и 14 мая), и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью, при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите, которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню.

Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному.

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, “яко жива лежаща”. Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

«Жития русских святых»

  1. Даты в тексте даны по старому стилю.

Прп. Антоний Римлянин, фреска Антониева монастыря, Великий Новгород

Сей преподобный и богоносный отец наш Антоний родился в граде великом Риме в 1067 г., что в западной стране, в Италийской земле, в латинском народе, от родителей христиан и крещен был именем Андрей. Он научен был вере христианской, которую держали его родители в тайне, скрываясь в доме своем, поскольку Рим отпал от веры христианской и предался в латинскую ересь. Окончательно отпал он от времен папы Формоса и до нынешнего дня в отпадении пребывает.

Отец и мать преподобного Антония в добром исповедании отошли к Богу. Преподобный же, будучи научен грамоте, изучил греческий язык и прилежно начал читать книги Ветхого и Нового Завета и предания Святых Отцов семи Вселенских соборов, изложивших и изъяснивших веру христианскую. И возжелал воспринять иноческий образ. Помолившись Богу, он раздал имение родителей своих нищим, а остаток вложил в сосуд - «дельву », то есть бочку, и, законопатив ее и всячески укрепив, скрыл, а затем предал морю. Сам же преподобный пошел в дальние пустыни искать монахов, живущих и трудящихся Бога ради, скрывающихся от еретиков в пещерах и расселинах земных. И Божьим промыслом обрел он монахов, в пустыне живущих. Среди них был один, имеющий пресвитерский чин.

Преподобный Антоний много молился им со слезами, дабы и его причислили к своему Богом избранному стаду. Они же много и строго его вопрошали о вере христианской и о ереси римской, боясь искушения от еретиков. Он же исповедал себя христианином. Тогда они сказали ему: «Чадо, Андрее! Ты еще юн и не сможешь терпеть постнического жития и трудов иноческих ». А было ему в то время всего 18 лет. И многими другими трудностями устрашали его, но он, неослабно кланяясь, молил о восприятии монашеского образа. И только таким образом едва смог получить желаемое: постригли его в иноческий чин.

Пребыл преподобный в пустыне той двадцать лет, трудясь, и постясь, и молясь Богу день и ночь. «Была же, - говорил он, - в тридцати поприщах от нас, в одной пустыне, живущими там монахами сооружена маленькая церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. По обычаю, все монахи из пустыни сходились на Великой Субботе в церковь, где пресвитеры и диаконы совершали Божественную литургию, и все, причастившись Божественных Таин, весь день тот и ночь пели и молились. К утру же на Святую Пасху, пропев заутреню и святую Божественную литургию и снова причастившись Святых и Пречистых Божественных и Животворящих Христовых Таин, отходили каждый в свою пустыню ».

Но ненавидящий добро дьявол воздвиг окончательное гонение на христиан в той земле. Князья града того и папа начали хватать по пустыням монахов православных и предавать их на мучение. Преподобные же отцы богоизбранного Христова стада от страха разошлись по пустыням так, что уже не могли более сообщаться друг с другом. Тогда преподобный Антоний стал жить при море в непроходных местах. И начал преподобный Антоний беспрестанно молиться, стоя на камне, не имея ни покрова, ни хижины. Пищу же, что принес из пустыни своей, преподобный вкушал помалу только по воскресным дням. И пробыл на том камне преподобный Антоний год и два месяца, и столько трудился Богу в посте, во бдении и в молитвах, что ангелам стал подобен.

В лето 1106-ое, месяца сентября в пятый день, на память святого пророка Захарии, отца Предтечи, восстали великие ветры, и море восколебалось, как никогда. Так что и волны морские доходили до камня, на котором преподобный стоя пребывал и беспрестанные молитвы воссылал к Богу. И вот внезапно одна волна напряглась и подняла камень, на котором стоял святой, и понесла его на камне, как на корабле легком, ничем не повредив и не устрашив его. Преподобный же стоял, беспрестанно молясь Богу, ибо возлюбил Бога всею душою своею. Ведь Бог - сладость, и просвещение, и радость вечная любящим Его. «И не ведал я, - говорил святой Антоний, - когда день, когда ночь, но Светом неприкосновенным объят был ». Камень же тек по водам, не имея ни кормила, ни кормчего. Разум человеческий не может выразить сего. Ни скорбь, ни страх, ни печаль, ни голод, ни жажда не пришли к преподобному, но только пребывал он, молясь в уме своем Богу и веселясь душой. (из Новгородской летописи).


Камень прп. Антония Римлянина близ деревни Мстонь

Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад:

Год спустя по пришествии преподобного близ его камня рыбаки вели лов. Всю ночь трудясь, они не поймали ничего и, вытащив мрежи (невод С. 318) свои на берег, в великой скорби были. Преподобный же, закончив молитву, подошел к ловцам и сказал им: «Чада мои! Я имею только гривну - слиток серебра. (В то время у новгородских людей не было денег, но лили слитки серебряные - или гривну, или полтину, или рубль - и ими торговлю вели). И сию гривну, слиток, даю вам. Послушайте мою худость: закиньте мрежи свои в великую сию реку в Волхов, и если что поймаете, то будет дому Пречистой Богородицы ». Они же не захотели сделать сего и отвечали, говоря: «Всю ночь трудились мы и ничего не поймали, только изнемогли ». Преподобный же с прилежанием молил их, чтобы послушали его. И они по повелению преподобного закинули мрежу в Волхов и, молитвами святого, извлекли на берег великое множество рыб, так что едва не прорвалась мрежа. Никогда не было такого улова! Еще же извлекли сосуд деревянный, дельву, то есть бочку, окованную всюду обручами железными. Преподобный благословил рыболовов и сказал: «Чада мои! Зрите на милость Божию: как Бог промышляет о рабах своих. Я вас благословляю и отдаю вам рыбу, себе же беру только сосуд, поскольку Бог вручил его на создание монастыря ». Ненавидящий же добро дьявол, желая пакость сотворить преподобному, поразил сердца рыбаков тех лукавством. И стали они рыбу отдавать преподобному, а бочку себе взять хотели. И сказали преподобному: «Мы нанимались к тебе рыбу ловить, а бочка наша ». Еще же и жестокими словами досаждали и укоряли преподобного. Преподобный же отвечал, сказав: «Господа мои! Я с вами спорить никак не буду о сем. Пойдем в город и поведаем дело наше городским судьям ».

Судья ведь поставлен от Бога рассудить людей Божиих». Рыбаки послушали преподобного, вложили бочку в лодку, взяли преподобного, прибыли во град и, прийдя к судье, начали состязаться с преподобным. Рыбаки, поясняя дело, сказали: «Мы нанимались рыбу ловить, рыбу и отдаем ему, а бочка эта наша. Мы бросили ее в воду на сохранение ». Старец же сказал судьям: «Господа мои! Спросите рыбаков сих, что вложено в бочку сию? » Рыбаки же недоумевали, не зная, что отвечать. Преподобный же сказал: «Сия бочка предана морской воде в Риме нашими грешными руками. Вложены же в бочку сосуды церковные, золотые, серебряные и хрустальные, потиры, блюда и иные многие священные вещи церковные, а также золото и серебро от имения родителей моих. Ввержено же в море сокровище было для того, чтобы не осквернились священные сосуды от богомерзких еретиков и от опресночных бесовских жертв. Надписи же на сосудах римским языком написаны ». Судья же повелел разбить бочку - и обрелось в ней по слову преподобного. И дали преподобному бочку и отпустили его с миром, не смея больше ни о чем спрашивать. Рыболовы же отошли посрамленные. (из Новгородской летописи).

На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого.

Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.
Антониев монастырь расположен в северной части Великого Новгорода, на правом берегу Волхова. Основанный в 1106 году выходцем из Западной Европы, монастырь был назван именем основателя и первого игумена Антониния Римлянина.

Антониев монастырь был упразднён в 1920 году. На его территории разместили коммуну из бывших беспризорников.


Антониев Новгородский монастырь, не действует

Это было время разграбления и уничтожения монастырских реликвий, исчезали надгробия монастырского кладбища, вскрывались могилы. Колокольня и ограда были разобраны, но в целом монастырский ансамбль сохранился. Сегодня монастырь не действует. Монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского
глас 4
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония
глас 8
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина
глас 2
Яко звезда, возсиял еси от Рима,/ и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да ниспослет нам благодать Свою от святых мощей твоих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь!


Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздержанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами душевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным смирением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (ум. 1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостола Петра и апостола Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие преподобного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель совершался крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Вопрос о подлинности документов, связанных с именем новгородского игумена XII в. Антония Римлянина, не нов. Однако и сейчас, спустя полтора столетия со дня их первой публикации , споры не становятся менее острыми, а противоположные точки зрения не только не сближаются, а все больше отстоят друг от друга. Если добавить, что грамоты Антония Римлянина все это время активно привлекались к характеристике древнерусских социально-экономических отношений и юридических норм XII в., станет очевидной особая важность этих грамот. Именно она и является главной основой той дискуссионности, которая давно уже сделалась неотъемлемой частью историографической судьбы названных актов.

Обе грамоты Антония Римлянина - так называемые «купчая» и «духовная» - сохранились не в подлинниках, а в списках XVI в., составленных в 1573 г. Повод к возникновению этих копий достаточно полно освещен в литературе: они входят в состав комплекса документов, связанных с тяжбой новгородского Антониева монастыря и посадских людей из-за пашенной земли и луга в ближайших окрестностях монастыря. В изданной Амвросием правой грамоте 1573 г. описываются обстоятельства тяжбы и содержится первая ссылка на интересующие нас акты: антониевский игумен Мисаил с братией «с духовной список Онтонья чудотворца клали, что деи была чудотворцева купля Онтоньева, пашенная земля и луг под монастырем, и ту де землю и луг отняли ноугородцы при прежних диаках без моего царева и великого князя ведома насильством, а не ведомо почему припустили к пасьбе; а купил деи ту землю Онтонии чудотворец Пречистые в дом у Семена да у Прокша у Ивановых детей посадничь, а дал на той земле и на лугу сто рублев» .

В дальнейшем списки с антониевых грамот постоянно фигурировали в юридическом обиходе монастыря, когда конфликт, решенный в 1573 г. в пользу монахов, вспыхивал вновь. Кроме подтвердительной записи «на свое имя», сделанной по распоряжению Ивана IV в 1573 г., копии грамот имеют также подтвердительные записи на имя Федора Ивановича 1584 г., Василия Ивановича 1606 г. и Михаила Федоровича 1617 г. Подтверждалась копия и Лжедмитрием, однако эта запись изъята из общего текста подтверждений .

Важные эпизоды этого затяжного конфликта отражены грамотой даря Федора Ивановича 1591 г. В ней сообщается о жалобе антониевского игумена Кирилла на посадских людей, которые завладели «старою их пашенною землею и лугом релью, что им тое земли купил у Смехна да у Прохна у Ивановских детей посаднича Онтоний чудотворец». В ходе разбирательства пятиконецкие старосты, называвшие спорную землю «городовым пастбищем», положили «правые грамоты, что им дали судьи Григорий Волынский да Иван Соколов в 68 (т. е. в 1560 г. - В.Я. ) году», а монахи дали свои документы, в том числе правую грамоту 1573 г. При решении дела в пользу монастыря было отмечено, что «правая у новгородских людей драна, верх у ней отодран» и что в этой грамоте «на ту землю и рель ничего не было написано кроме обысков посадских людей» .

Таким образом, начало конфликта восходит еще к 1560 г. Сошлемся также на грамоту великого князя Василия Ивановича, данную им в 1524 г. Антониеву монастырю, с перечислением монастырских земель в разных пятинах и с упоминанием владений «вокруг монастыря на посаде» . Особое состояние этих владений отмечено грамотой 1591 г.: «В том же ободе, что Антоний чудотворец в своей духовной грамоте обод написал, живут из стари новгородские посадские черные тяглые люди, солодожники и кузнецы и котельники», которые подати платили вместе со всем новгородским посадом, а поземом и судом тянули к монастырю.

Наиболее решительные сомнения в подлинности антониевых грамот, выставленных монастырем в обоснование своих прав, были высказаны С.Н. Валком, который опирался на то, что до 1573 г. эти грамоты нигде не упоминаются. Исследователь полагал, что оба документа являются фальсификатами, составленными на одном из этапов описанного выше конфликта. Рассматривая списки «чудотворцевых грамот» в связи с другими источниками, отразившими почитание в Новгороде Антония Римлянина, С.Н. Валк настаивал на отсутствии как общего, так и местного почитания Антония ко времени Макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. Лишь с «обретения» в 1550 г. камня, на котором, согласно легенде, Антоний приплыл из Рима, по мнению С.Н. Валка, начинается литературная работа над оформлением жития. Составной частью этой работы становится «обнаружение» «чудотворцевых грамот» около 1573 г.; последние оказались несомненным источником составленного в 1598 г. иноком Нифонтом жития Антония Римлянина

Противоположная точка зрения обоснована М.Н. Тихомировым, наглядно продемонстрировавшим уязвимость концепции С.Н. Валка в одном из ее основных звеньев. М.И. Тихомиров доказывал, что история составления жития Антония более сложна, чем это казалось Е.Е. Голубинскому , а вслед за ним и С.Н. Валку. Если объединяемое с житием «Похвальное слово Антонию» действительно возникло в конце XVI в. под пером чернеца Нифонта, то собственно «Житие» содержит следы обработки в более раннее время. Оно существовало уже в 1558 г., а одна из его первоначальных редакций составлена в конце XV в., по-видимому, антониевским игуменом Андреем, который упоминается под 1499 г. В подтверждение существования местного культа Антония Римлянина в Новгороде еще до Макарьевских соборов М.Н. Тихомиров ссылается на возведение в Антониевом монастыре в 1537 г. церкви Сретения с престолом «преподобного Антония» и на сохранившееся в Антониевом монастыре еще в XIX в. Евангелие того же 1537 г. с припиской: «Лета 7045 евангелие сие дал в дом Рождества Пречистой и к преподобному отцу Антонию» .

Подытоживая результаты этой дискуссии, следует отметить, что предметом споров между М.Н. Тихомировым и С.Н. Валком был другой, более общий вопрос, нежели датировка рассматриваемых нами актов. Существо полемики состояло в определении времени возникновения на Руси института частного акта. С.Н. Валк придерживался мнения, что до середины XIV в. частного акта на Руси еще не было, тогда как М.Н. Тихомиров настаивал на глубокой древности этого явления. Наличие громадного числа свинцовых вислых печатей XII-XIII вв., большинство которых, по-видимому, является остатками именно частных актов , показывает, что в этом споре был прав М.Н. Тихомиров.

Однако проблема датирования грамот Антония Римлянина остается все же нерешенной. Если касающееся этих грамот построение С.Н. Валка в свете критики М.Н. Тихомирова выглядит довольно шатким, то и аргументация М.Н. Тихомирова полностью не опровергает этого построения. Мы не знаем, как выглядела андреевская редакция «Жития» Антония Римлянина, которая пока не может быть вычленена из сохранившейся более поздней редакции, и в принципе не исключено введение «чудотворцевых грамот» в число источников «Жития» в позднейшее время, например, Нифонтом. С другой стороны, если М.Н. Тихомиров прав и «чудотворцевы грамоты» легли в основу андреевского «Жития» Антония, сам по себе этот факт может привести лишь к частному выводу о том, что грамоты существовали к концу XV в. Для обоснования их более древней даты нужны иные аргументы.

Нам представляется, что вопрос о времени составления грамот Антония Римлянина может быть решен путем исследования их текстов. Переходя к такому исследованию, отметим, что оба документа с точки зрения занимавшихся ими исследователей неравноценны. Е.Е. Голубинский, В.О. Ключевский и Ю.Г. Алексеев поддельной считали только купчую, признавая духовную подлинной, но подновленной . Этот подход дал С.Н. Валку повод написать: «В литературе была сделана попытка выйти из затруднений, представляемых этими грамотами, или тем путем, чтобы, признав древнейший их источник, допустить в них только наличие позднейших переделок, или чтобы ценой признания поддельности одной грамоты спасти другую грамоту» .

В противовес такому раздельному изучению актов Антония С.Н. Валк рассматривал их как равноценные с точки зрения источниковедческой критики документы, как безусловно единовременный комплекс, что, на наш взгляд, в известной степени повлияло и на подход М.Н. Тихомирова, который также исходил из представления о них как о безусловно единовременном комплексе, только на четыре с половиной столетия более раннем. В ходе дискуссии проблема приобрела альтернативный характер: грамоты подлинны и одновременны, они относятся к XII в., или же грамоты поддельны и одновременны, они относятся к XVI в.

Между тем как раз этот тезис, в каком бы хронологическом выражении он ни представал перед нами, оказывается менее всего правомерным. В самом деле, единственное указание на хронологическую однозначность купчей и духовной заключается в предпосланных тому и другому документу словах: «Список с чюдотворцовы Антония Римлянина грамоты». Но эти слова написаны в XVI в. и отражают существовавшую во времена Ивана Грозного версию об исконной связи обоих актов с Антонием Римлянином. Никаких других точек соприкосновения между ними нет. Если авторство Антония называется в самом тексте духовной, то купчая - документ анонимный, и не будь над ней заголовка XVI в., никому не пришло бы в голову подозревать в качестве ее автора ни Антония, ни какое-либо другое лицо XII в. Духовная считает на гривны, а купчая - на рубли, что само по себе является признаком разновременности документов. Иногда ссылаются на возможное поновление денежной терминологии, допуская, что первоначальные гривны оригинала в позднейшем списке заменены на рубли . Однако, даже согласившись с таким предположением, мы будем вынуждены отступить перед другим противоречием: в купчей и в духовной речь идет о разных участках земли.

Особо подчеркиваем это обстоятельство, которое имеет решающее значение для дальнейшей работы с грамотами. Границы участка, приобретенного по купчей, точно обозначены в документе и в общих чертах могут быть прослежены на современной местности: «А обвод тои земли от реке от Волхова Виткою ручьем вверх, да на лющик, да лющиком ко кресту, а от креста на коровеи прогон, а коровем прогоном на олху, а от олхи на еловои куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов» . Разумеется, нет возможности установить местонахождение таких древних ориентиров, как крест, коровий прогон, ольха или еловый куст, однако остальные ориентиры постоянны.

Граница купленной земли начинается от Волхова при впадении в него ручья Витки, т. е. практически от самой границы города, поскольку вал новгородского Окольного города на Плотницком конце упирается в берег Волхова у самого устья Витки . Ручей Витка, пересыхающий сразу же после спада вешних вод, в настоящее время различим на территории городского парка имени 30-летия Октября лишь в нижней части его течения. Однако еще на планах прошлого века он показан весь от верховья до устья . Его исток находился примерно в 300 м к востоку от современного проспекта В.И. Ленина на участке между Старым Московским и Хутынским шоссе. «Лющик», по которому проложена граница участка от верховьев Витки, - это людщик; так в древности называлась большая дорога . В данном случае она может быть идентифицирована с проходившей здесь древней дорогой на Хутынь, ставшей потом на этом участке дорогой из Петербурга в Москву. Неподалеку от верховьев Витки находится и исток другого ручья - Донца, название которого запечатлелось в современном наименовании Донецкой улицы и Донецкого района. Далее граница идет по Донцу от его верховьев до впадения в речку Деревяницу и по Деревянице до ее впадения в Волхов . Любопытно, что на неизданном плане Новгорода с окрестностями, снятом в 1819 г., показана граница, идущая по линии, верховье Витки - Московская дорога - верховье Донца - и ограничивающая с востока массив владений Антоновской слободы . Древние границы оставались устойчивыми на протяжении столетий, и это обстоятельство необходимо учитывать при анализе даже сравнительно поздних планов.

По купчей грамоте Антониев монастырь получал значительный земельный участок, который с трех сторон облегал древнюю территорию монастырских строений (с четвертой стороны протекал Волхов). Это был участок земли, лишенный монументальных построек, к которой приложимы позднейшие обозначения XVI в. - «пашенная земля и луг рель». Приобретен этот участок за 100 рублей.

Что касается духовной, то в ней «возвещается» о покупке «на месте сем», т. е. непосредственно на месте монастыря «земли и тони» за 70 гривен и «Волховского села» за 100 гривен .

Какую бы трансформацию денежных терминов ни предполагать при сравнении купчей и духовной, невозможно объяснить превращение 170 гривен в 100 рублей и исчезновение из текста купчей села, на приобретение которого ссылается духовная. Сравнение этих грамот приводит к более закономерному выводу. Духовная фиксирует изначальную земельную покупку, приобретение того участка, на котором расположились первые постройки монастыря, и небольших примыкающих к нему участков пахотной земли и рыбной ловли на берегу Волхова. Отсутствие среди позднейших новгородских топонимов Волховского села говорит о том, что именно оно стало местом монастырского строения, Антониев монастырь стер его своими постройками . В купчей же грамоте запечатлена существенная прикупка земли, заметно округлившая монастырские владения. Таким образом, разновременность грамот заложена в самом их содержании.

Изучение этих документов может оказаться успешным, если не связывать их в единый комплекс, отказаться от гипноза подозрительных заголовков XVI в. и подойти к анализу их содержания непредвзято.

Рассмотрим прежде всего духовную Антония, которая у большинства исследователей не вызывала подозрений. По существу, лишь одно место этого документа кажется анахронистическим, что и было справедливо подмечено С.Н. Валком. Духовная, писал он, «заставляет Антония получать благословение от успевшего умереть к тому времени епископа Никиты» .

Действительно, обращаясь к древнейшему Синодальному списку Новгородской Первой летописи, мы обнаруживаем, что самые ранние свидетельства существования Антониева монастыря, связанные с возведением в нем первых каменных построек, относятся к 1117 г. , т. е. ко времени епископа Иоанна (1110-1130), а не Никиты; последний умер еще 30 января 1109 г. Между тем духовная Антония начинается словами: «Се яз Антонии, хужши во мнисех, изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа» . Это противоречие не может быть простейшим образом ликвидировано ссылками на показание Новгородской Третьей летописи о прибытии Антония в Новгород в 1106 г. , или на житийное сообщение, относящее это событие ко времени Никиты, или же на «Похвальное слово Антонию», в котором названа «точная дата» 5 сентября 1106 г. Все перечисленные здесь случаи отмечены в памятниках позднейшего времени, и их усвоение этими памятниками может быть объяснено восхождением последних к показаниям той же духовной грамоты Антония. Это тем более вероятно, что легендарен сам эпизод прибытия Антония в Новгород из мифического Рима.

Однако какой бы парадоксальной ни показалась наша мысль, именно упоминание Никиты в духовной оказывается важнейшим аргументом в защиту ее древности. Антоний предстает в документе монастырским строителем, не утвержденным от епископа. Он не получал поставления и ссылается лишь на благословение Никиты. Более того, он враждебен князю и епископу: «А которои брат наш да от места сего начнет хотети игуменства или мздою, или насильем, да будет проклят; или ото князя начнет по насилью деяти кому или по мзде, да будет проклят; или епискуп по мзде начнет кого ставити, или ин станет насильством творить на месте сем, да будет проклят» . Можно было бы думать, что эта формула традиционна и составляет как бы необходимую часть формуляра игуменской духовной, если бы не некоторые обстоятельства, связанные с церковной карьерой Антония Римлянина.

Новгородская Первая летопись с момента первого упоминания Антония под 1117 г. называет его игуменом, однако это не официальный титул, потому что только под 1131 г., на пятнадцатом году существования именного монастырского собора, состоялось его официальное поставление: «В лето 6639... Тъгда же Антона игуменомъ Нифонт архепископ постави» . В «Житии Антония» его составитель даже произвел соответствующие выкладки: «До игуменства лет 14, в игуменстве же бысть лет 16 и всех лет поживе во обители 30» . Чем же объяснить столь затянувшееся поставление?

Ответ на этот вопрос, как нам кажется, кроется в одном событии, непосредственно предшествовавшем поставлению: в Новгороде произошли перемены на епископской кафедре. В 1130 г. епископ Иоанн, который занимал кафедру на протяжении 20 лет, как сообщает летописец, «отвьржеся Новагорода» . На смену ему 1 января 1131 г. на владычную кафедру пришел епископ Нифонт. Трудно не связать эту перемену с судьбой Антония. На протяжении 14 лет он возводил в своем монастыре каменные постройки, привлекавшие к себе внимание летописцев, но не получал поставления, хотя и возглавлял один из двух существовавших тогда новгородских монастырей. Однако стоило уйти Иоанну и прийти Нифонту, как это поставление тотчас состоялось.

Заметим, что вряд ли «отвержение» Иоанна было добровольным, иначе непонятным останется беспрецедентное исключение этого епископа из списка новгородских владык, имена которых возглашались во время церковной службы в последующие столетия. В составленном около 1423 г. списке новгородских владык об этом епископе написано следующее: «Иван Попьян, седев 20 лет, отвержеся архиепископья; сего не поминают» .

Буквальное толкование духовной Антония приводит к заключению, что она датируется не последними годами жизни ее автора (Антоний умер в 1147 г. ), а более ранним временем - до 1131 г. После этой даты Антоний уже не мог бы сослаться только на благословение Никиты. По всей вероятности, до присылки в Новгород Нифонта между Антонием Римлянином и епископской кафедрой существовали натянутые отношения, причиной чему могли служить какие-то неизвестные нам отступления епископа Иоанна от основной линии церковной политики. Ведь он получил осуждение не только от Антония, но и от всех последующих новгородских владык. Как знать, может быть именно духовная Антония приоткрывает отчасти завесу, поскольку в ней содержатся намеки на возможные (или имевшие место) покушения со стороны князя и епископа на иммунитет только что основанного без их участия монастыря. Допустимо предположить также, что возможной причиной конфликта было соперничество с другим - Юрьевым - монастырем, который в отличие от Антониева был княжеским.

Отраженное духовной грамотой состояние конфликта между Антонием и епископом Иоанном было в XI-XVI вв. забыто и не стало достоянием агиографии, чего не могло бы случиться, если духовную подделали в XVI в. В этой связи небезынтересно, что «Житие» и «Похвальное слово» никак не объясняют известный по Новгородской Первой и другим летописям факт затянувшегося на долгие годы официального поставления Антония в игумены.

Понимая изложенные показания духовной грамоты таким образом, а не иначе, мы представляем себе, что начало деятельности Антония действительно восходит ко времени Никиты, т. е. до 1109 г. Возможно, что к тем же временам относится возведение первых, еще деревянных построек Антониева монастыря. Что касается запечатленных духовной грамотой покупок Антония, то они, действительно, описаны как изначальное земельное приобретение монастыря. Антоний «изыдох на место сее, не приях и имения ото князя ни от епискупа», сначала «пашет по чюжеи земле», а затем приобретает землю для монастырского строения: «И се возвещаю: да егда седох на месте сем, дал есмь на земле и на тони семдесят гривен, на селе есмь дал гривен сто на Волховском» .

Переходя к так называемой «купчей Антония», мы прежде всего должны отметить ее анахронизмы относительно XII в. и духовной Антония. Если духовная фиксирует изначальную покупку земельного участка, то земли, приобретенные по купчей, стали монастырским достоянием уже тогда, когда Антониев монастырь существовал: они покупаются «пречистые в дом». Известное подозрение внушает термин «посадничьи дети», в других источниках встречающийся только с XIV в. М.Н. Тихомиров полагал, что в более раннее время он «мог просто обозначать родство» . Обращение к текстам показывает, что и в позднейшее время этот термин служил для обозначения родства и не использовался как признак социальной группы (подобно, скажем, «детям боярским»). Поэтому упомянутый термин формально не является анахронистическим, тем более что во времена Антония существовал посадник Иван - Иванко Павлович, убитый в 1135 г.

Главнейшим анахронизмом документа является счет на рубли, употребление которого в Новгороде возникает только в самом конце XIII в. Выше уже отмечено, что счет на рубли в «купчей Антония» не является результатом поновления первоначального счета на гривны под пером переписчика грамоты. Такое распространенное объяснение исходило из признания тождества земельных участков, названных в духовной и купчей, тогда как в действительности это разные участки.

Перечисленные обстоятельства оказываются противоречивыми лишь тогда, когда «купчую Антония» датируют XII в., но они перестают носить характер анахронизмов, если, основываясь на применении в купчей рублевого счета, мы предположим, что документ относится к позднейшему времени, например к XIV или XV в. В этот период покупка монастырем земельного участка у посадничьих детей за рубли вполне закономерна. Более того, не будь у списка с «купчей Антония» заголовка XVI в. о принадлежности документа «чудотворцу», для дискуссионности не осталось бы места, и любой его исследователь, не задумываясь, поместил бы этот акт в число документов XIV-XV вв.

Главным датирующим признаком в нем является упоминание рублей, свидетельствующее о том, что акт был составлен не ранее конца XIII в., и посадничьих детей. Последнее обстоятельство, естественно, ограничивает позднюю дату документа 1478 годом или, по крайней мере, началом 80-х годов XV в., поскольку после предпринятых Иваном III боярских «выводов» из Новгорода ни о каких посадничьих детях уже не могло быть речи. Для более точной датировки акта можно было бы использовать упоминание посадника Ивана - отца названных в грамоте продавцов земли. Однако на данном этапе исследования реализовать этот факт невозможно, так как в XIV-XV вв. в Новгороде было 23 посадника с таким именем .

И все же датировка купчей может быть уточнена. Для этого нам следует познакомиться с некоторыми фактами из истории того земельного участка, который был приобретен Антониевым монастырем по рассматриваемой нами купчей. Выше мы познакомились только е его границами, бегло прошли по описанной в грамоте меже. Теперь нам предстоит заглянуть внутрь участка.

Как явствует из купчей, приобретаемая по ней земля лишена построек. Ее составляли лишь пашни и луга. Однако уже в республиканское время в пределах обозначенных документом границ такие постройки существовали, а одна из них сохраняется до сегодняшнего дня. Мы имеем в виду два монастыря - Богословский на Витке и Успенский Радоковицкий . Оба монастыря были расположены на берегу Волхова: первый - в устье Витки, на правом берегу ручья, т. е. на описанном в грамоте участке; второй - в 50 саженях к северу от него, по дороге в Антониев , т. е. опять, же внутри этого участка. Естественно, что, поскольку наличие этих монастырей в купчей не обозначено, они появились в более позднее время, нежели время покупки Антониевым монастырем земли у посадничьих детей. Поэтому нам следует познакомиться с историей этих монастырей.

Успенский девичий Радоковицкий монастырь был основан архиепископом Моисеем (1326-1330; 1352-1359), о чем имеется запись в его летописном житии: «И в Радоговицех церковь постави святую Богородицу и монастырь постави, и иконами украси и книгами умножи» . Новгородская Первая летопись называет точную дату этой постройки - 1357 г.: «Того же лета постави владыка Моиси Богородицю святую в Радоковицах» . В дальнейшем Радоковицкий монастырь упоминается в источниках неоднократно. В 1385 г. в нем была сооружена каменная церковь Богородицы . В 1386 г. монастырь был сожжен при приближении московской рати Дмитрия Донского . В 1421 г. во время разлива Волхова в монастырской церкви служили только на полатях . В 1541 г. в монастыре был большой пожар: «Да того же лета бысть пожар в Онътоновском конци, месяца октября в 6 день, на память святого апостола Фомы: выгорело 100 дворов да полманастыря у Пречистой в Радоговицах, по самой ручей, да 3 человеки згорело» . Владения монастыря названы в писцовых книгах XVI в. К 1598 г. относится чаша из ризницы Борисоглебской в Плотниках церкви с надписью: «Лета 7106 месяца мая день подписана бысть чаша при благоверном и великом князе Борисе Феодоровичи и при игуменьи Варсонофии Рагодовижскаго монастыря Пречистые Богородицы Успение» . Монастырь упомянут также в известной описи новгородских храмов 1615 г. В 1684 г. Радоковицкому монастырю было дано пустое дворовое место Соловецкого монастыря на Торговой стороне . В 1764 г. при уложении штатов монастырь был упразднен, превращен в приходскую церковь и приписан к церкви Бориса и Глеба в Плотниках . Его здание было разрушено, видимо, еще в XVIII в.

Богословский на Витке девичий монастырь упоминается с 1383 г.: «Того же лета заложиша две церкви камены: святого Филипа на Путной улице и святого Иоанна в Радоковицах» . Однако возникновение монастыря нужно отнести к несколько более раннему времени, когда в нем, по-видимому, была построена первая деревянная церковь. В летописном житии архиепископа Моисея сообщается: «Постави святого Иоанна Богослова древяну» . Эта деревянная церковь не может быть идентифицирована ни с одной одноименной новгородской постройкой, кроме церкви Иоанна Богослова на Витке . Дата основания Богословского монастыря поэтому может быть обозначена временем не позднее кончины Моисея, а он умер в январе 1363 г. В дальнейшем Богословский монастырь также часто упоминается в источниках. В 1384 г. в нем была окончена постройка каменной церкви . В 1386 г. он был выжжен при наступлении на Новгород Дмитрия Донского . Под 1528 г. говорится об его игуменье . В 1575 г. при Богословской церкви был Троицкий придел, о чем говорит надпись на блюде из ризницы Борисоглебской в Плотниках церкви: «Сие блюдо Троици Живоначальныи и Ивана Богослова, лета 7083, Игнат Григорьев сын» . Монастырь упомянут в описи 1615 г. . В 1687 г. он был приписан к Тихвинскому Введенскому монастырю, но через год отписан и оставлен в прежнем состоянии . До 1764 г. он был приписан к Радоковицкому Успенскому монастырю, а в указанном году упразднен и превращен в приходскую церковь, приписанную к церкви Бориса и Глеба в Плотниках . Прекрасное здание монастырской церкви Иоанна Богослова существует до сегодняшнего дня .

В описи 1615 г., придерживающейся топографической последовательности описаний, названа еще одна древняя, несуществующая ныне церковь Николы «в Моховожииках», помещенная между Радоковицким и Антониевым монастырями . Эта церковь, называемая в Новгородской Третьей летописи храмом Николая чудотворца «в Плотницах, в Никольском конци, на Торговой стране, на поли», была поставлена в 1406 г. Можно было бы предполагать, что она также находилась внутри очерченного купчей грамотой участка, однако это не так. «Никольский конец», или Никольская ямская слобода, существовавшая в виде отдельной административной единицы еще в XIX в., располагался между валом Окольного города и ручьем Виткой, к юго-востоку от показанного в купчей участка .

Таким образом, уже в середине XIV в., не позднее 1357 г., на принадлежащем Антониеву монастырю участке появляются новые владельцы, которых еще не могло быть в момент свершения обозначенной в документе покупки. Это обстоятельство ограничивает поздний рубеж составления грамоты 50-ми годами XIV в. Ее хронологические рамки, следовательно, замыкаются между концом XIII и серединой XIV в.

В свете этого вывода рассмотрим упоминание в грамоте посадничьих детей, сыновей посадника Ивана. На протяжении всего XIII в. существовал только один посадник Иван - Иванко Дмитриевич, убитый в 1238 г. С его детьми грамоту связывать невозможно, поскольку к концу XIII в. может относиться только деятельность его внуков. Следующие по времени посадники Иваны - Иван Федорович Смятанка, пришедший на посадничество в 1354 г. и занимавший эту должность на протяжении ряда лет, в последний раз не позднее 1371 г., и Иван Семенович Муторица (или Мотурица), также избранный впервые в 1354 г. и остававшийся на должности, по всей вероятности, до 1382 г., во всяком случае - не позднее этой даты . Деятельность более поздних посадников Иванов относится уже к XV в. Следовательно, купчую Антониева монастыря невозможно датировать временем ранее 1354 г. Но, с другой стороны, она не может быть отнесена и ко времени позднее 1357 г. Отсюда ее окончательная датировка: 1354-1357 гг.

Таким образом, конечный вывод может быть сформулирован следующим образом. Духовная Антония действительно является списком с подлинного документа XII в., вышедшего из рук Антония Римлянина и датируемого временем до 1131 г. Купчая - документ более поздний, однако это не фальсификат, а список с подлинной грамоты 1354-1357 гг. В XVI в. обе грамоты были объединены в своеобразный конволют, в целом приписанный Антонию Римлянину и использованный в дальнейшем в качестве одного из источников его «Жития».

Можно высказать некоторые предположения относительно авторства купчей и попытаться установить, какое реальное лицо заключало сделку с детьми посадника Ивана. К сожалению, список антониевских игуменов имеет много пробелов, один из которых приходится как раз на интересующие нас годы. Однако имя игумена конца 50-х годов XIV в. хорошо известно. Уже в 1359 г. монастырь возглавлял Савва - личность, вне всякого сомнения, незаурядная. После отказа Моисея остаться на владычной кафедре антониевский игумен Савва оказался в числе трех кандидатов в архиепископы, но не прошел по жребию . К 1375 г. он был избран на должность новгородского архимандрита, заняв один из крупнейших магистратских постов в республике. В этой должности он возглавлял новгородское посольство, отправленное к митрополиту в связи с отказом архиепископа Алексея оставаться на кафедре. В следующем году он снова едет в Москву, теперь уже с владыкой Алексеем, вернувшимся «на сени». 29 мая 1377 г. архимандрит Савва умирает, и его торжественно погребают в Антониевом монастыре . Поскольку уже первое упоминание Саввы связывает его с такими обстоятельствами, в которых хорошо видны как его авторитет, так и признанный новгородцами опыт, можно предполагать, что в 1359 г. он игуменствовал не первый год. Это позволяет нам видеть в Савве вероятного участника земельной сделки 1354-1357 гг.

Допустимо предполагать, что продажа земельного участка монастырю посадничьими детьми была не вполне законной. Иначе трудно объяснить начавшееся сразу же после совершения покупки освоение этого участка другими владельцами, в том числе и распространение на него городского посада, население которого вступило в сложные юридические отношения с Антониевым монастырем. Впрочем, то обстоятельство, что освоение посадом антониевских земель сопровождалось уплатой позема монастырю, служит свидетельством юридической законности внедрения посадских людей на эти земли. Как раз во второй половине XIV в. городская территория Новгорода достигла естественных рубежей, за которыми пригодных для жилья участков практически не оставалось. Лишь по берегам Волхова, вниз по его течению, продолжалось развитие застройки, искусственно сдерживаемое землевладельческими правами монастырей - Зверина, Духова, Николо-Бельского на левом берегу и Антониева на правом. Насколько успешным было это противодействие, показывает судьба купленного Антониевым монастырем в середине XIV в. участка. Даже в XIX в., как свидетельствует план 1819 г., монастырь сохранял за собой этот участок практически в полном объеме, за вычетом рели в устье Деревяницы, перешедшей к Деревяницкому монастырю, и участков Богословского и Радоковицкого монастырей .

Приложение

Духовная Антония Римлянина, до 1131 г.

Се язъ Антонии, хужши во мнисехъ, изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа. И паша по чюжеи земле ни вдвое ни воедино, ни себе покоя не дахъ, и братьи и сиротамъ и зде крестьяномъ досажан. Да то все управитъ мати божия, что есмь беды принять о месте семъ. А се поручаю богу и святеи богородицы и крестьяномъ, и даю в свободу, и се поручаю место се на игуменство. Хто мое слово худое преступитъ, судить ему бог и святая богородица или богъ отведетъ. А кого изберутъ братья, но от братьи, и иже кто в месте семъ терпитъ. А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ, да будеть проклятъ; или ото князя начнетъ по насилью деяги кому или по мзде, да будеть проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити, или инъ станетъ насильствомъ творить на месте семъ, да будеть проклятъ. И се возвещаю; да егда седохъ на месте семъ, далъ есмь на земле и на тони семдесятъ гривенъ, на селе есмь далъ гривенъ сто на Волховскомъ, Тудоре з женою и з детми одерень, Волосъ з женою и з детми одерень, Василеи з женою и з детми одерень. Аще сию грамоту хто преступить, да будетъ проклятъ треми сты святыхъ отецъ и осьмюнадесятъ и буди ему со Июдою причастье.

Купчая антониева монастыря, 1354-1357 гг.

Се трудъ, госпоже моя пречистая богородица, имъ же трудихся на месте семь. Купил есми землю пречистые в домъ у Смехна да у Прохна у Ивановыхъ детеи у посадничихъ. А даль есми сто рублевъ. А обводъ тои земли от реке от Волхова Виткою ручьем вверхъ. да на лющик, да лющиком ко кресту, а от креста на коровеи прогонъ, а коровемъ прогономъ на олху, а от олхи на еловои кустъ, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовымъ внисъ, а Донецъ впалъ в Деревяницу, а Деревяница впала в Волховъ. А тои земле и межа. А хто на сию землю наступитъ, а то управить мати божия.

Примечания

См.: Амвросий . История российской иерархии, ч. III. М., 1811, с. 123-126.

См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Под ред. С.Н. Валка. М.-Л., 1949, с. 159-161, № 102, 103.

. Амвросий . Указ. соч., с. 144-149.

См.: Грамоты Великого Новгорода и Пскова, с. 160-161.

См.: Валк С.Н. Начальная история древнерусского частного акта. - Вспомогательные исторические дисциплины. Сборник статей. М.-Л., 1937, с. 298.

. Амвросий . Указ. соч., с. 154-175.

Антоний Римлянин, преподобный. Слово о его Святых Мощах

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском.

Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника, основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Почитание Антония Римлянина в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игумене Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в монастырь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игумен Кирилл (Завидов; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам Антония Римлянина. По повелению игумена Кирилла над камнем у западной стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник.

Поскольку по молитвам к Антония Римлянина происходило большое число исцелений, монах Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 г. ; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому, в ней говорится о мощах Антония Римлянина, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII в. было записано 18 новых чудес. Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи Антония Римлянина были вскрыты в 1927 г. , весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г.Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

Ученые подтвердили подлинность мощей святого Антония Римлянина, найденных в Великом Новгороде

Мощи святого Антония Римлянина, которым должно быть около тысячи лет, недавно найдены в Великом Новгороде. Как известно, чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в «Музей атеизма», который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи святого вскоре затерялись среди других «экспонатов» и долгое время считались утраченными.

Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», - цитирует Пежемского Интерфакс.

Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия.

Источник Rusk.ru

Что еще почитать