Япония, как и ее культура, всегда была для европейцев страной загадочной и манящей, заслуживающей пристального внимания. Пространство обитателей островов довольно ограничено, и за многие годы они приспособились планировать устройство жилищ особым образом.
Они научились экономно и четко планировать , рационально используя все имеющееся пространство. Какими же особенностями обладают японские дома, и что отличает и характеризует этот непривычный нам стиль? Жилой японский дом носит название «минка», что в переводе с японского дословно будет «дом людей». Но в стране есть и другой традиционный тип дома, предназначенный для проведения ритуальных действий. Он называется пагода.
Огромная часть японцев раньше проживали в скромных деревянных домах. Некоторые из них прекрасно сохранились и до нашего времени. Конечно, для сегодняшних жителей они уже не актуальны. Большинство из них проживают в небольших частных коттеджах или в современных многоквартирных многоэтажках.
Как выглядела и из чего состояла традиционная минка?
В зависимости от региона дизайн строений мог меняться, кое-что совершенствовалось со временем.
Но главное оставалось неизменным – это было недорогое и максимально простое жилье, способное защитить семью от непогоды.
Более богатые люди, торговцы и зажиточные крестьяне, могли использовать более дорогие материалы – обожженную черепицу, качественное дерево, прочный камень.
Сегодня японская минка является, скорее, традицией, которая очень интересует многих приезжих.
Признаки традиционного японского жилища
Минимализм – один из основных признаков дома, в котором абсолютно все продумано, функционально и рационально.
Функциональность
Мебели минимум
Двери-ширмы
Нет крепких стен
Дом-трансформер и другие причуды
Знаменитый фен-шуй
Ниши и перегородки
Текстиль и свет
Для согревающего уюта созданы специальные светильники Акари. Пожалуй, такой прибор можно встретить в каждом загородном японском частном доме.
Местные жители предпочитают натуральные природные материалы, как возведения самих строений, так и для их отделки.
Какие материалы японцы любят больше других ?
Дерево
Камень
Камень фактически неуязвим, и обладает многими другими качествами, неподвластными человеку. Поэтому его активно используют для отделки с наружной стороны дома, и во внутреннем дизайне.
Собственный каменный дом за городом, с деревянными элементами – мечта любого местного жителя.
Другие материалы
Иные материалы также активно в архитектуре и дизайне традиционных домов:
Их этих материалов изготавливают коврики, циновки, оконные занавески и прочий текстиль. Такие изделия гораздо приятнее, чем тяжелые пыльные шторы. В японских аналогах не накапливается пыль, они отлично очищаются и отмываются самыми простыми средствами.
Мода на дом или жилище, оформленное в необычном стиле, существовала всегда. Но случай с домами, построенными с претензией на японский стиль, немного отличается от вариантов подражания итальянской, французской или голландской архитектуре. Западные дома всегда оставались воплощением практичности и приспособленности к местному климату.
Традиционный японский дом был визитной карточкой семьи, проживавшей в нем, и в большинстве случаев создавался не с целью достижения максимального удобства проживания, а как продолжение традиций и сложных мировоззрений многовековой культуры.
Даже обычный человек, далекий от самобытности японского стиля, единожды взглянув на японский храм, пагоду или старинный дом самурая, подтвердит - это необычно и красиво. Чтобы создать дом в японском стиле, нужно немного:
Важно! При постройке дома в японской традиции очень важно копировать не элементы постройки, а стиль их оформления. Настоящий японский дом построить крайне сложно из-за огромного количества деталей и нюансов. Тем более для западного человека такое жилище не всегда удобно и понятно. Намного проще создавать проекты домов в японском стиле.
Настоящий традиционный японский дом немного отличается от конструкций, известных нам по фильмам и фото. Те образцы японской архитектуры и стиля, которые нам известны, принадлежат родовым имениям и замкам богатых людей, высокопоставленных сановников, военачальников и священнослужителей в древней Японии.
Именно они стали базой для создания современных домов в японском стиле. Классические японские дома в разных частях Японии отличались в некоторых деталях, но все строились по одним и тем же законам:
К сведению! Самым узнаваемым элементом японского дома стала специфическая изогнутая форма крыши. Именно этот элемент для любого дома, построенного в японском стиле, стал определяющим.
Первым, что делает дом в характерном японском стиле столь узнаваемым и оригинальным, является крыша строения. Конструкция кровли во многом напоминает вычурные китайские крыши, но проще и практичнее.
Из европейских конструкций кровли ближе всех к японскому стилю датские и голландские вальмовые крыши, также рассчитанные на большое количество осадков и сильные ветра с моря.
Поэтому в доме, построенном в японском стиле, крыша всегда строится с отрицательной кривизной скатов, как на фото. Традиционно в крыше дома в японском стиле скаты кровли имели несколько ярусов, два или три.
При такой конструкции крыши снег и влага долго не задерживались на кровле, что значительно снижало нагрузку на очень тяжелую и массивную стропильную систему.Длинные вылеты стропильных ног использовались, как точки подвески для фонарей маяков, по которым можно было бы ориентироваться на территории усадьбы в ночное время в условиях кромешной тьмы.
Для восточного стиля характерны очень большие и длинные свесы кровли, особенно на углах и над входом в дом. Таким образом старались отвести дождевую и талую воду как можно дальше от фундамента и стен дома.
Вторым, наиболее узнаваемым элементом дома, характерным для японского стиля, стали открытые террасы и большое количество вертикальных стоек и опор, удерживающих кровлю и придающих жесткость стенам дома.
В прошлом этот прием позволял усилить стены дома с большим количеством огромных оконных проемов, декоративных ширм, закрывающих внутреннее пространство от чужих глаз. Сейчас это только декоративный элемент, присущий традиционному стилю оформления здания, фото.
Дом в классическом стиле всегда дополнялся огромным навесом над входной или боковой частью постройки. Традиционно место под навесом или на большой террасе было главным местом нахождения в светлое время суток.
В современном здании это красивый атрибут дома в японском стиле, фото. Террасы окружали периметр дома, некоторых случаях не менее ¾ всего пространства. Это было удобно в старину, и таким же образом подчеркивают стиль в современных постройках.
Традиционно дом в системе ценностей жителей Японии был и храмом, и местом для обычных человеческих занятий. Поэтому, как и во многих других восточных стилях, во дворе дома может присутствовать часовня, фигуры и предметы религиозного назначения рядом с обычными повседневными вещами и предметами.
Такой дом всегда строился из дерева, камня, бумаги, тканей. Поэтому в современных интерьерах и дизайнерских решениях в японском стиле даже пластик и синтетические материалы чаще всего оформляются и декорируются под дерево и камень. Но, учитывая большой интерес к экологически чистым проектам и декоративным материалам, интерьер и внешний вид здания в традиционном стиле от этого только выигрывает.
Третьим специфическим атрибутом дома в традиционном стиле оформления можно назвать умение украшать и создавать очень красивый ландшафт на придомовой территории. Это может быть серия кустарников необычной формы, или деревьев, как на фото, причудливо выложенный сад из камня и декоративных растений, небольшой пруд с миниатюрным водопадом. Традиционно использовалась японская сосна - бонсаи, которую высаживали у входа в дом и вдоль дорожек.
Декоративная лужайка или сад камней в доме всегда дополнялся большой площадкой, на которой, собственно, и происходили все основные мероприятия в усадьбе. Зрительно такое дополнение увеличивало размеры усадьбы, было признаком высокого положения хозяина. В современном стиле площадка традиционно используется, как место для парковки автомобилей.
Сегодня территория усадьбы в классическом варианте обязательно оборудуется воротами и высокой оградой, в качестве которой применяются тонкие стальные трубчатые ограждения, закрытые плотным кустарником. Но в бюджетных вариантах дом просто обносится высокой каменной стеной.
Традиционный вариант обустройства внутреннего пространства дома можно назвать достаточно минималистичным и строгим. Следуя традициям, в доме должно быть минимальное количество мебели и предметов. Внутренние стены дома принято украшать гравюрами и рисунками в стиле графики и росписи тушью на шелке.
Японский стиль в интерьере требует большого количества света, свободного пространства, поэтому перед окнами дома редко можно увидеть высокие деревья или сильно разросшийся кустарник. В ночное время из-за большого количества огней здание кажется целиком состоящим из окон.
Довольно необычно оформлялось потолочное перекрытие. В классическом доме балки перекрытия и крыши зачастую служили в качестве каркаса и кладовки, места хранения большого количества продуктов и разнообразных предметов. Сегодня от старой традиции остались только символические элементы каркаса.
Наиболее важным элементом интерьера был пол и напольное покрытие. Пол всегда изготавливался из наиболее крепкой и твердой породы древесины, после сборки полировался воском до блеска. В современной интерпретации используются натуральные породы дуба и кедра, реже ламинат или ковровое покрытие, имитирующее традиционные бамбуковые циновки. Для перегородок и внутренних стен в доме использовались легкие бумажные и тканевые ширмы, которые сегодня успешно заменяются декоративными панелями с текстурой шелка и бамбуковых каркасов.
Красота дома, построенного в японском стиле, очень специфична и интересна, европейским стандартам очень тяжело приспособиться к современным интерпретациям культурных традиций Японии, поэтому зачастую даже в Европе или Азии такие дома имеют только внешнее сходство с основными архитектурными решениями японской усадьбы. Внутреннее обустройство дома чаще всего подгоняется под потребности, привычки и предпочтения хозяев, что не мешает им считать свое жилье соответствующим классическим канонам.
Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности значительно изменило и весь быт и уклад японского общества. Вот уже и минка – традиционный японский дом , ушёл в прошлое, оставшись только в виде музеев.
Традиционно в Японии минка – это жилище крестьян и ремесленников . То есть, это жилище не очень богатой части японского общества. А когда нет денег, то из чего строить своё жильё? Понятно, что из подручных материалов, которые можно было добыть поблизости.
Климат Японии, находящейся на островах, довольно мягкий. Влияние муссонов делает его тёплым и влажным. Исключение составляет лишь остров Хоккайдо, самый северный из четырёх крупнейших островов японского архипелага. На нём зимой выпадает снег и иногда лежит довольно продолжительное время.
В центральной и южной Японии температура даже зимой очень редко бывает ниже нуля. А снег, если и выпадает, то тут же тает. Летом же температура достигает 28 – 30 градусов по Цельсию. В сочетании с высокой влажностью бывает довольно душно.
И ещё один значимый фактор повлиял на жилище японцев. Японские острова находятся в очень активной тектонической зоне. Океаническая плита подползает под материковую как раз в зоне японского архипелага. Поэтому здесь часты землетрясения и разрушения.
Вот в таких условиях и появился минка. Он отвечал всем перечисленным требованиям основного жителя Японии – крестьянина и ремесленника. Зимой не очень холодно — не нужно сильно обогревать. Летом душно – нужно часто проветривать.
Материалов на строительство необходимо минимум и не очень дорогие, местного происхождения. В случае разрушения землетрясением, дом можно легко восстановить. В конце концов и появился дом минка. Как и , он соответствовал условиям окружающей природы.
Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева. Япония гористая страна и склоны гор часто покрыты лесами. Практически горы занимают большую часть территории Японии. Людям для жилья досталось лишь побережье и долины рек.
Стены домов минка представляют из себя по сути лёгкий каркас. Между установленными вертикально стволами деревьев или брусками пространство заполняется весьма условно. Глухие стены занимают лишь незначительную их поверхность. Они часто заполнены сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой и обмазаны глиной.
Большая же часть стен представляет собой открытое пространство, которое может быть закрыто раздвижными или снимающимися панелями. Получается, что в летнее время японцы живут на открытой природе. В то же время нам, жителям более суровых климатических зон, кажется весьма странным жить практически без стен.
Пол в основной части дома делался приподнятым над почвой примерно на половину метра. Это нужно для того, чтобы проветривать его, спасая от гниения. Поскольку дом строится без фундамента, то может быть и подтоплен талыми или дождевыми водами если будет слишком близко к земле.
Внутри основная часть японского дома вообще не разделена на комнаты. Это одно большое помещение. Которое, впрочем можно разделить на различные зоны теми же передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели. Скажите пожалуйста, куда её ставить? К стене? Но ведь стен то как таковых нет.
Обедать же усаживались перед маленькими столиками прямо на пол, на который предварительно ложили футоны. Футон – это матрац. На них же и спали ночью. А на день они убирались за ширмы. Передвижные перегородки и ширмы оклеивались рисовой бумагой или шёлком.
А вот еду готовили в отдельной части дома. Здесь не было пола. Вернее он был земляной или глиняный. На нём возводилась глиняная печь. На ней и готовили пищу.
Окон в доме могло вообще не быть. А свет проникал через полупрозрачные ширмы или перегородки. Либо просто через открытую часть стены, если это было лето.
Крышу покрывали травой, соломой или камышом. И для того, чтобы с неё быстрее стекала вода и не приводила к гниению, её делали очень крутой. Угол наклона доходил до 60 градусов.
Жизнь в традиционном японском доме минка — это своеобразная философия единения с природой. По сути люди, жившие в таком жилище, жили на природе, лишь слегка от неё отгородившись.
Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka) , что дословно переводится дом людей.
Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).
Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.
Рис. 1. |
Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.
Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.
Рис. 2. Печь камадо в японском доме |
Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.
Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.
|
---|
Рис. 4. Резиденция самураев |
Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи .
Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).
Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия , то езжайте в Киото.
|
---|
Рис. 8-9. Machiya в Киото |
Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.
В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.
Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.
Рис. 10. Machiya схематическое изображение |
|
---|
Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.
|
---|
Рис. 14. Традиционный японский дом минка |
|
---|
Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках |
|
---|
Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом |
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации |
Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji .
Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.
|
---|
Рис. 24. Конструкция сёдзи |
Конструкция сёдзи - верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.
Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе - заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи - washi paper.
Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.
Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.
Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи.
Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.
Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.
Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.
Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.
Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.
Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль .
|
---|
|
---|
Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.
На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.
Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.
Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.
Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати , традиционно в японском доме они использовались для обогрева.
Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.
|
---|
Рис. 54. Керамический хибати |
|
---|
Рис. 55. Бронзовый хибати |
Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле .
Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.
|
---|
Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу . Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.
|
---|
Рис. 65-66. Котацу (kotatsu) |
Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.
🈚В городском жилье можно найти намного больше сходства с традиционным дизайном во внутреннем обустройстве, чего не скажешь о внешнем виде.
🈵Внимание! Несмотря на то что японский стиль домостроения формировался во многом под влиянием китайской архитектуры, у него есть ряд важных особенностей – простота, хорошее освещение и несимметричная схема!
🈯Минимализм – главная составляющая японского быта и интерьера.
Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка . В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.
Минка можно разделить на несколько видов:
🈚Кровля Матия – черепица или плитка. Кровля Нока – солома или дранка.
🈯Хоть Минка, в классическом понимании этого слова, и подразумевает средневековые постройки, но в наши дни этот термин применяют к любому жилому строению Страны Восходящего Солнца.
Элемент Минка | Материал | Особенности |
Основные материалы | дерево, бамбук, глина, трава, солома | Легкодоступные и недорогие материалы. |
Крыша | солома, черепица | Опирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой. |
Стены | глина, дерево | Внутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой. |
Фундамент | камень | Только это предназначение. |
Пол | земляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см) | Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы. |
Мебель | дерево | Мебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу. |
Окна и двери | дерево и бумага васи | Все окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи. |
Декор | каллиграфия, картины, икебана | Все очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама). |
🈯Дымоходов практически нет. Это объясняется приподнятым сваями полом и высокой крышей.
Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.
Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.
Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.
🈚Справедливости ради отметим, что поддерживать чистоту в японских квадратных метрах проще, чем в наших квартирах. Обусловлено это минимальным присутствием мебели – главное место скопления пыли.
Картинка: Сад
Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.
Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.
Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.
🈚Убирая все Фусума или Сёдзи, японец превращает дом в подобие “беседки” в своем же саду, тем самым удовлетворяя врожденную потребность в размышлении о смысле жизни. Отчасти это объясняет отсутствие классических в нашем понимании окон и дверей.
🈯Между прочим, многие европейские и американские специалисты по ландшафтному садовому дизайну за основу своих проектов берут именно японский стиль оформления придомовой территории
Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:
🈯Центральная часть дома может состоять из нескольких васицу. Если планируется большое собрание гостей, то все перегородки убираются, получается один большой зал!
🈵Важно! Японцы часто измерят комнаты не квадратными метрами, а количеством татами. Стандартная циновка имеет 90 см в ширину и в два раза большую длину.
Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.
У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.
🈯Прудик или озерцо вокруг – классика жанра!
В то же время наблюдается и ряд особенностей:
🈚Чайные домики Японии способствуют медитации и умиротворенности либо же наоборот –располагают к философским беседам.
Рисунок: Чайный домик в Японии
Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.
Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.
Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.
В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.
Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.
Город . Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.
В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.
Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.
Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:
Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.
Вход в квартиру
Кухня в шкафу
Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.
Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.
🈵В японских домах практически не практикуется центральное отопление, вместо этого применяются газовые, электрические, инфракрасные и даже керосиновые обогреватели.
Сельская местность . Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.
Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.
Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:
🈯Чем зажиточнее крестьянин, тем больше он пользуется достижениями современной науки. Бедные люди на селе все так же делают крышу из соломы, спят на футоне, согреваются у котацу.
Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.
Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.
В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.
Выделяют три типа каркасных домов:
Каркасное необычное строение
Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.
Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.
В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.
В завершении видео на тему:
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня