Конструктивное мышление взамен негативного.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Как научиться конструктивно мыслить

Как научиться конструктивно мыслить

Одной из главных помех в формировании адекватной самооценки является негативное мышление – привычка постоянно прокручивать в уме разные бесплодные, неконструктивные, но уничтожающие всякое воодушевление идеи. Люди с заниженной самооценкой очень часто загоняют себя в своего рода мысленные ловушки. Как мы установили в начале этой главы, самооценка включает наши мысли и суждения, наше отношение к самим себе.

Сам собой напрашивается вывод: снижение самооценки безусловно связано с тем, что мы о себе думаем. Правда, обнаружить мыслительный капкан не всегда бывает легко. Чтобы продемонстрировать возможную сложность этой задачи, воспользуемся примером из известного психологического эксперимента, поставленного Санфордом и Гарродом. Ниже приводится совсем коротенький рассказ. Читая его, вы обнаружите, как некие ваши мысли, обычно бессознательные и автоматические, проскальзывают в сознание в то время, как вы пытаетесь уловить смысл прочитанного.

Первым делом вы наверняка решили, что речь идет о школьнике. Вероятно, вы подумали так даже раньше, чем осознали эту мысль. Но вот вы добрались до третьего предложения и поняли, что первоначальная идея о том, что Джон – это школьник, ошибочна. Теперь вы, скорее всего, «догадались», что Джон является учителем – лишь для того, чтобы тут же обнаружить, что в рассказе говорится о мойщике стекол. Все это является наглядным примером автоматического мышления. Вы не совершаете никаких сознательных усилий, не имеете никакого специального намерения, но первое же предположение направляет все ваши дальнейшие размышления в одном направлении, а не в каком-то другом.

Мыслительные ловушки, из-за которых самооценка становится низкой, тоже являют собой пример автоматического мышления. Мы автоматически предполагаем, что некто, идущий в школу, должен быть учеником. Точно так же и наши суждения в отношении собственной личности часто возникают бессознательно, как бы сами собой, а порой даже и вопреки самым лучшим нашим намерениям.

Но можно ли заключить из этого, что ситуация безнадежна, что такое автоматическое мышление никак нельзя изменить?

На самом деле, хотя мышление нередко бывает автоматическим, оно вовсе не обязательно должно оставаться таким. Обратимся еще раз к истории с Джоном, мойщиком стекол.

Как вы поняли, что он вовсе не школьник? Скорее всего, вы догадались об этом, прочитав фразу о том, что он беспокоится из-за того, что не сможет справиться с классом. Поначалу вы сделали вполне обоснованное предположение о том, что герой рассказа является школьником, но тут же обнаружили, что это предположение уже не соответствует действительности. Сходным образом, обнаружив, что ваша самооценка снижается, вы можете сразу же спросить себя: «А верно ли я рассуждаю?»

Чтобы потренироваться в обнаружении мыслительных ловушек, вспомните и коротко опишите несколько случаев, когда вы чувствовали, что ваша самооценка падает. Чтобы результат получился более наглядным, рядом с описанием самого события запишите, что вы в то время думали о себе в сложившейся ситуации. Если сразу восстановить ход мыслей трудновато, задайте себе вопрос: почему вы почувствовали себя так плохо, когда случилось описываемое событие?

Некоторые мыслительные ловушки являются стереотипными и встречаются гораздо чаще всех прочих. У каждого из нас есть представления о том, какими мы являемся на самом деле («Я» реальное ), а также идеи о том, какими мы должны были бы быть («Я» идеальное ).

И если мы обнаруживаем значительное расхождение между двумя этими образами, то в результате нередко оказываемся в одной из мыслительных ловушек: начинаем бесплодно размышлять о собственной неполноценности, негодности, неспособности «держать марку».

Другая причина появления мыслей о своей никчемности – сравнение себя с окружающими: размышления на тему «вечно я хуже других» – весьма распространенная мыслительная ловушка.

Еще один вариант стереотипного негативного мышления – привычно винить себя во всех неприятностях, а любые положительные события приписывать заслугам других людей или «везению», «судьбе» и т. д.

Научившись распознавать мыслительные ловушки, вы сможете постепенно приобрести навык замещать их более продуктивными размышлениями. Вернитесь к описанию тех примеров собственного негативного мышления, которые вам удалось вспомнить, и продолжите работу: для каждого случая постарайтесь найти вариант конструктивного размышления.

Например, если вы обвиняете себя в чем-то, попробуйте прежде всего задаться вопросами: действительно ли это была сфера вашей ответственности? Не были ли заведомо завышены требования, которые вы сами себе предъявляли? Возможно, нужно сформулировать более реалистичные цели, или перераспределить имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.

Еще один способ, часто помогающий выбраться из мыслительной ловушки, – посмотреть на себя глазами кого-нибудь, кто вас действительно любит (лучшего друга, заботливых родителей, собственного ребенка). Разве они предъявляют к вам такие жесткие требования или считают вас неудачником?

Призовите на помощь свое воображение: возможно, вам ситуация по-прежнему представляется удручающей, а собственное поведение – заслуживающим самого серьезного порицания. Но попробуйте представить себе, что вы на самом деле обладаете огромным запасом оптимизма и уверенности в себе: как бы вы тогда оценили описанное событие? Очень часто такой «взгляд со стороны» (который вы можете себе позволить хотя бы в порядке эксперимента!) показывает всю ситуацию в неожиданном ракурсе, и обнаруживается, что реальной причины для падения самооценки у вас не было…

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

ВЫ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ КОНСТРУКТИВНО Что значит действовать конструктивно? Не мне вам объяснять. Вы прекрасно знаете, что это значит. Вы прекрасно знаете, что нужно что-то изменить в своей жизни, чтобы она улучшилась. Проблема никогда не заключается в том, что мы чего-то не

Из книги Искусство мыслить масштабно автора Шварц Дэвид Д

4. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО Недавно я познакомился с женщиной, занимающейся подбором персонала для одной из крупнейших промышленных организаций США. Каждый год на протяжении четырех месяцев она посещает студенческие городки высших учебных заведений в поисках

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

5. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ И МЕЧТАТЬ ТВОРЧЕСКИ Прежде всего давайте внесем ясность относительно одного очень распространенного заблуждения. Вопреки всякой логике, понятие «творческое мышление» почему-то применяют исключительно к таким сферам человеческой деятельности,

Из книги Тренировка ума автора Вуджек Том

Как мыслить правильно Правильно мыслить – это значит мыслить о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:Приучайте себя мыслить конкретно.«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» – слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот,

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Как научиться мыслить лучше Анатомия тренировки умаСила ума проявляется в упражнении, а не в покое. Александр Поп, поэтУПРАЖНЕНИЕ Как вы оцениваете уровень своего интеллекта? ВЫСОКО: у меня исключительные умственные способности. Зовите меня просто Леонардо. СРЕДНЕ:

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Глава 9 Как конструктивно воспринимать критику Не важно, насколько хорошие отношения у вас с окружающими, все равно вы постоянно подвергаетесь критике.«Ты постоянно опаздываешь!»«Мог бы и получше относиться к моим друзьям!»«Если не наденешь пальто, обязательно

Из книги «Да» в ответ. Технологии конструктивного влияния автора Моносова Анна Жоресовна

Давайте мыслить реалистично Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об

Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер Эдмонд

Влияйте конструктивно Конструктивное - создающее. В отличие от деструктивного - разрушающего. Влияйте конструктивно - всегда, когда можно. Когда искренне, на самом деле хочется как лучше.Когда за пазухой - никаких камней и возможно сотрудничество. Когда хочется не

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС) Уважаемый товарищ! Предлагаемый опросник содержит утверждения о члене Вашей семьи, который доставляет Вам больше всего забот. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Учимся мыслить Первым шагом на пути к концептуальному мышлению должна стать привычка простого наблюдения за своими мыслями. Говорите себе регулярно: «О чем я сейчас думаю?» Не надо больше ничего делать. Переведите внимание на свои мысли и спокойно наблюдайте. Очень скоро

Из книги Интуиция [Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди] автора Эпли Николас

Два способа мыслить Много общаясь с людьми и обращая внимание на их убеждения и верования, я не раз приходила к мысли, что люди, живущие на этой планете, имеющие множество различий – язык, на котором говорят, цвет кожи, традиции, пол, вес или рост, манеры, – но различаются

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Любой конфликт может быть конструктивно улажен Положительным следствием конфликта является улучшение отношений и укрепление взаимного доверия. Не все в этой жизни можно изменить, но вместе с тем ничего не изменишь, пока не возьмешься за

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Из книги автора

Как научиться мыслить нешаблонно Если вы хоть раз в жизни присутствовали на организационном или мотивационном собрании в какой-нибудь большой компании, то, вероятно, знакомы с таким выражением корпоративного сленга, как «мыслить нешаблонно». Ирония заключается в том,

Инструкция

Замедлить шаг. В прямом смысле этого слова. Начать идти медленно, куда бы вы не шли. Даже если вы опаздываете. Даже если есть ощущение, что чем быстрее вы что-то сделаете, тем станете свободнее / сильнее / умнее и т.д. Помните выражение "бегать от проблемы"?.. С замедлением темпа мышечная структура нашего тела расслабляется, что позволяет посылать меньшее количество сокращений в мозг. Иными словами, если плохо слышишь себя - остановись.

Отделить белки от углеводов. Раздельное питание - это просто: картошку - отдельно от мяса, сыр - от спагетти, помидоры - от всех остальных продуктов. Для усвоения белка нужна кислая среда, для переваривания углеводов - щелочная. Это значит, что, когда мы едим продукты отдельно друг от друга, мы не перегружаем организм, а, напротив, насыщаем его энергией и витаминами. Мозг начинает работать как часы. Помните выражение "разложить всё по полочкам"? Можно начинать.

Замолчать. На час. Или на пару. Или на день. Через речь мы получаем новую информацию, даже когда говорим только мы. Оставив мозг без "пищи" на какое-то время, мы вынуждаем его переваривать старое. И постепенно он просто изживает то, что является причиной нашего беспокойства.

Прокричать суету. Выехать в поле или лес, на реку. Стать, широко расставив ноги и раскинув руки и закричать, что есть силы. А потом прокрикивать гласные звуки по очереди. "Ааааа - оооо - ууууу - ээээ--ыыыы" и в обратном порядке. Когда мы часто недоговариваем что-то собеседнику (из страха или сострадания), все эти слова и тексты застревают в нашем сознании, и то и дело вмешиваются в процесс мышления. Кроме того, горловая мышечная структура принимает удар на себя и потихоньку атрофируется. Все непроговоренное и непроплаканное лучше оставлять природе.

Поголодать. Суточное лечебное голодание - верный помощник разобраться с накопившейся усталостью и посмотреть на ситуацию с иной стороны. Ведь в состоянии стресса мы частенько обращаемся к продуктам с "ярким" вкусом (сильно приправленным, посоленным или переслащенным). Именно они в дальнейшем способствуют нервному возбуждению, которое отвлекает нас от конструктивного мышления. Как грамотно войти и выйти из голодания лучше почитать в книге Поля Брэгга "Лечебное голодание".

Видео по теме

Слишком мягкий характер, безынициативность могут привести к печальным последствиям – всем уступая и не ставя перед собой целей, вы не добьетесь прогресса ни в одной из областей вашей жизни. Чтобы этого не случилось, иногда полезно ощутить конструктивную злость, подталкивающую вас к решительным действиям.

Вам понадобится

  • - личный дневник;
  • - ручка;
  • - журналы с фотографиями;
  • - ножницы;
  • - лист бумаги;
  • - клей;
  • - канцелярские кнопки.

Инструкция

Что такое конструктивная злость? Прежде всего, это злость на себя – на свою никчемность, неспособность чего-то добиться, сделать в нужный момент решительный шаг. Такая злость подталкивает к действиям, заставляет сказать себе – «Я смогу! У меня все получится!» Именно в этом и состоит ее польза.

Проанализируйте, почему вы хотите воспитать в себе конструктивную злость? Чего вам не хватает в вашей жизни? Вы считаете, что вы – аутсайдер, что вы ничего не добились ни в профессиональной, ни в личной сферах? Честно ответьте себе на вопрос: каковы причины ваших неудач? Возможно, у вас занижена самооценка или вы боитесь принимать решения и отвечать за их последствия?

Ставьте перед собой определенные цели. Они не должны быть размывчатыми и абстрактными, как, например: «Хочу быть богатым человеком», а носить более конкретный характер, к примеру: «Занять пост директора компании» или «Получить более высокооплачиваемое место работы» и т.п. Вкладывайте в достижение цели всю вашу волю – это позволит вам развить здоровый азарт, здоровую злость.

Выполняйте конкретные шаги, ведущие к достижению поставленной цели. Грамотно мотивируйте свои действия. Чаще сравнивайте достижения ваших коллег и друзей с собственными. Активно развивайте в себе дух соперничества с окружающими, не позволяйте пассивности и лени одержать над вами верх. Учтите, что соперничество должно быть именно конструктивным – не стоит рыть яму другим людям, лучше от души пожелайте им успеха, но сами пытайтесь быть если не впереди, то хотя бы рядом с лидерами.

Заведите личный дневник, записывайте в нем то, что вы сделали для достижения поставленной цели, а также указывайте, что отбросило вас назад, поспособствовало вашему регрессу. Не лукавьте, ссылаясь на обстоятельства и других людей, виновных в ваших проблемах, ищите причины ваших неудач только в себе. Каждую запись заканчивайте определенным выводом, который поможет вам приблизиться к решению поставленной задачи.

У нас в теле постоянно происходят какие-то реакции на любую нашу мысль. Испугались чего-то – тело напряглось, почувствовали неуверенность – сердце участило свое биение, обозлились на кого-то – челюсть сводится от напряжения.

Поэтому бесполезно пытаться доказать, что наши мысли и эмоции никак не влияют на тело. Еще как влияют. И чем чаще Вы испытываете негативные эмоции, тем большее напряжение испытывает Ваше тело. Каждая негативная мысль или нервное напряжение действует как удар – сила удара зависит от той энергии, которую Вы вложили в эту мысль и время, в течение которого Вы эти эмоции испытываете.

Так что здесь одинаково вредно – редко испытывать сильные негативные эмоции или часто не очень сильные.

Страх держит тело в постоянном состоянии готовности к защите или бегству, злость – к нападению, депрессия вызывает желание перестать что-либо делать, а радость наоборот активирует все центры и вызывает желание действовать.

Природа специально наделила этими инстинктами всех живых существ. Это помогает нам выживать. Но это полезно только когда действительно есть реальная опасность или требуется срочная мобилизация всех сил. А вот если какое-то негативное чувство испытывать непрерывно в течение длительного времени, то это приводит к нарушениям – напряжение в каком-то органе или мышце становится хроническим, со временем может перейти в спазм, защемление и т.д.

Защитные функции призваны перераспределить основную энергию в зависимости от обстоятельств. В случае физической угрозы идет отток энергии от всех органов, которые напрямую не связаны с защитой: например, от органов пищеварения, которое замедляется в это время для высвобождения дополнительных сил именно на защитные функции. В случае ранения меняется направление и сила кровообращения – чтобы сократить потери крови и т.д.

Но проблема в том, что люди живут практически постоянно в состоянии защиты. Причем независимо от того, есть ли угроза в данный момент или нет. Это становится привычкой, рефлексом. Но если распределение энергии или крови неравномерно перераспределить на длительное время, то где-то образуется недостаток, а где-то переизбыток. Соответственно эти органы начинают болеть.

И лечить эту болезнь нужно не правильным питанием и упражнениями, а восстановлением нарушенных энергопотоков в организме. Нужно изменить свое мышление, а значит, изменятся эмоции и чувства. Заблокированная энергия сможет свободно двигаться по организму, и работа всех органов будет восстановлена.

не имеет ничего общего с мнимыми болезнями.

Как Вы заметили, есть вполне объяснимые и доказуемые взаимосвязи состояния наших мыслей, нашего сознания и состояния нашего здоровья. Поэтому, – это вовсе не вымышленные болезни.

Психосоматический подход позволяет найти и понять истинную причину того или иного заболевания, увидеть корень его происхождения. При этом, он не отрицает влияние таких факторов, как экология, наследственность, питание. Просто добавляется еще один очень важный фактор, влияющий на здоровье.

Сейчас уже и многочисленные медицинские исследования доказывают влияние образа мыслей на состояние тела. И, наверное, никто не возьмется утверждать, что люди, склонные к деструктивным мыслям, с заниженной самооценкой, привыкшие считать, что от них ничего не зависит, намного чаще страдают головными болями, болезнями желудка и позвоночника, чем люди с конструктивным мышлением.

Как использовать конструктивное мышление для улучшения состояния здоровья?

Итак, как же все-таки улучшить наше здоровье с помощью мыслей?

Вы замечали, что люди с конструктивным мышлением реже жалуются на какие-то симптомы болезней? Что те, кого мы привыкли называть оптимистами, обычно чувствуют себя намного лучше тех, кто во всем видит негатив и часто проявляет недовольства?

Это вполне объяснимо и закономерно. Если человек видит во всем хорошее, с любовью относится к миру, не вступает в конфликтные ситуации, уверен в себе и чувствует себя комфортно и безопасно, то у него энергия движется по телу свободно. У него нет застоев, нет блокировок, нет энергетических перекосов.

Т.е он живет в балансе, в гармонии. У него нет избыточных идеализаций, он не тянет энергию из других людей и не отдает свою энергию, он открыт природе, и движение энергии на всех уровнях тел происходит свободно.

У человека с позитивным мышлением преобладают положительные эмоции, а как известно, радость и состояние счастья дают нам большой прилив энергии.

При этом, от способа мышления зависит, в том числе, и стиль жизни человека, и его отношение к своему телу. Скорее всего, такой человек действительно будет уделять время физическим занятиям, будет употреблять в пищу здоровые продукты, будет иметь ровную осанку и т.д. Но как видите, в основе этого лежит именно способ мышления человека, из которого уже логично следует и определенный образ жизни.

То есть, мышление первично, а образ жизни вторичен. И если Вы хотите изменить состояние здоровья, то начинать нужно с первичного. Потому что, если Вы полны негативных эмоций или считаете себя недостойным хорошей жизни, то никакая зарядка здесь не поможет. Скорее можно добиться даже обратного результата. При сильном приступе злобы вообще лучше не делать резких движений – это может легко спровоцировать сердечный приступ или нервный спазм или еще какое-то последствие такого психологического состояния.

Лечите свои мысли, свой образ мышления – а тогда Вы сами почувствуете, как на физическом плане позаботиться о своем теле.

Если Вы нашли для себя что-то полезное в этой статье, оставьте, пожалуйста, комментарий в конце этой страницы.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие "конструктивное мышление " состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное.

По мнению Р.С. Немова, мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности, т.е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных свойств предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти предметы и явления Согласно точке зрения Н.В. Белкина, мышление представляет собой психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов Математическое мышление - это прежде всего умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Характеристику математического мышления Ю.М. Колягин рассматривает в следующих аспектах:

Качества мышления;

Формы математического мышления;

Личностные качества человека, занимающегося математикой.

Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.

Конструктивное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструированием, вслед за А.В. Белошистой, будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию А.В. Белошистая понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет

Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать)

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления .

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об а бстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям.

Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

В процессе обучения математике в качестве эффективных средств развития конструктивного мышления детей могут выступать дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

Средства - это потенциальные модели тех математических понятий, с которыми знакомится дошкольник. Играя, взаимодействуя с ними, он открывает мир количественных, пространственно-временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Средством формирования конструктивного мышления являются конструктивные задания, направленные на формирование конструктивных умений.

Конструктивное задание - это учебное задание, условие которого отражает пространственные (плоскостные) отношения. Эти отношения зафиксированы и отражены в наглядной модели, доступной восприятию, пониманию и использованию детьми 3-7 лет. Несложные манипуляции с такой моделью (трансформации) позволяют выявить и проследить зафиксированные в ней отношения и зависимости между элементами модели. Самостоятельный поиск, выявление этих отношений и зависимостей суть решение конструктивной задачи.

Конструктивные умения это:

§ умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. уметь абстрагироваться);

§ умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);

§ умение расчленить, выделить составные части (анализировать);

§ умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.

Эффективным средством развития конструктивного мышления также является моделирование.

Модельный подход к обучению - возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.

Моделирование - наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы конструктивного мышления педагогов Ранцева Ирина Павловна, преподаватель русского языка и литературы КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

2 слайд

Описание слайда:

Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем более он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. Герберт Спенсер Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление, второй, самый легкий, - подражание, третий, самый горький, - опыт. Конфуций (Кун-Цзы)

3 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление Никто не может мыслить стратегически, если он не может мыслить конструктивно. Тот, кто научился конструктивно и созидательно мыслить, только тот может перейти на уровень стратегического мышления. Слово "конструктивное" исходит от слова "конструктив", а оно, в свою очередь, от слова "конструкция". Конструкция обозначает "стройка" или "строение". Конструктивное мышление обозначает стройное, выстроенное мышление. Когда человек говорит конструктивно, это означает, что он говорит слаженно, стройно, системно, аналитически.

4 слайд

Описание слайда:

Что означает «стройно мыслить»? Чтобы жить конструктивно, нужен чертеж, то есть план, по которому надо идти к цели. Представьте себе: научиться так жить, чтобы прямо мыслить по плану! То есть, не позволяя себе отвернуться ни направо, ни налево, а мыслить только по намеченному. Мыслить, держась за эту линию, цель; дисциплинировать себя так, чтобы не выйти из намеченной линии, из намеченного образа мыслей – вот, что значит мыслить конструктивно.

5 слайд

Описание слайда:

Люди, которые думают конструктивно, допускают только те мысли, которые приводят к созданию определенного образа, объекта. Они не позволяют себе принять мысли, которые не войдут в общую конструкцию, имидж, который они наметили в своей голове. Это значит, до того, как начинать думать над какой-то конструкцией, они уже поставили задачи перед собой.

6 слайд

Описание слайда:

Конструктивно думать – значит, мыслить согласно какой-то намеченной задачи. Эта задача должна быть поставлена на каждый день, на каждую неделю, на месяц, на 3 месяца, на полгода, год, 5 лет и т.д. И ты заставляешь себя мыслить только конструктивно, в направлениях твоей намеченной цели, отбрасывая все лишнее Конструктивное мышление - стройное, слаженное, согласно намеченной задачи, цели. Люди, которые достигли чего-то в жизни, одержали эту первую победу – научились мыслить конструктивно.

7 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление, прежде всего, позволяет вам стать хозяином своей жизни. Все действия, инициативы такого человека помогают ему реализовать поставленную им цель, способствуют решению общей задачи. Бог не даст новые идеи человеку, пока Он не убедится в том, что этот человек постоянно реализовывает свои идеи по достижению поставленной задачи. Только когда вы исчерпали свои идеи, вы вправе просить у Бога дать вам Его идеи. Конструктивно мыслить – значит делать только то, что способствует продвижению ваших целей.

8 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление – это первый этап созидательного мышления, вместе они приводят к стратегическому мышлению. Для того, чтобы начать стратегически мыслить, надо сначала мыслить конструктивно. Следующий, второй этап – это созидательное, или креативное мышление. Креативное мышление – это способность думать созидательно.

9 слайд

Описание слайда:

Для чего нужно креативное мышление? Чтобы новые идеи пришли к человеку, чтобы новые способы достижения увидеть и осуществить.

10 слайд

Описание слайда:

Конструктивное мышление – это способность придумывать новые идеи, продукты, пути решения; придумывать их постоянно, согласно намеченным целям. Записывайте идеи для достижения целей, ставьте для них сроки достижения.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Профессиональное педагогическое мышление - сложное интегральное образование, характеризуется как совокупностью свойств, присущих любому практическому мышлению (неотрывность от реализации и исполнителя, познание взаимодействующей системы, действенность и др.) так и специфических для него. Важнейшими из них являются прогностический и конструктивный компоненты. Структура прогностического компонента мышления представлена объектом прогнозирования, процессом прогнозирования, дающим простые и определенные положения и результатом. Конструктивный компонент мышления представляет объект конструирования, этапы и конечный результат мысленного конструирования.

13 слайд

Описание слайда:

«Может ли специфически конструктивное (конструкционистское) сознание открыть новые неожиданные направления в образовании?» В настоящее время больше уделяется внимания творческому обучению, которое называют альтернативным подходом к познанию. Именно такой подход получил развитие в теориях конструктивизма, которые указывают, что активная позиция человека та, в которой человек сам создает структуры своего интеллекта. Полагая основной целью непрерывного образования воспитание конструктивной личности с развитым конструктивным мышлением и сформированными конструктивными навыками важно рассматривать конструктивное обучение не как обучение какому-либо конкретному предмету, а как обучение посредством изучения этого предмета. Так процесс формирования конструктивного мышления может быть представлен в трех уровнях: школьный, вузовский, андрагогический. Третий уровень характеризуется высоким профессионализмом, мастерством, умением самостоятельно прогнозировать, строить и радикально решать задачи. Предприятиям и в том числе школам нужны квалифицированные работники, для того чтобы быть конкурентоспособными.

14 слайд

Описание слайда:

Успех школы, в смысле качества образовательного процесса, в большей мере зависит от уровня квалификации учителей и руководящего состава, готовых к постоянному повышению уровня своего мастерства. Деятельность учителя связана с решением самых разнообразных педагогических задач. Современный учитель постоянно наталкивается на проблемы, с которыми он ранее не встречался. Чтобы справиться с ними, учителю бывает недостаточно прежних знаний. Всякий раз ему требуется что-то новое. Для этого важно иметь развитое конструктивное мышление.

15 слайд

Описание слайда:

Педагогические задачи решаются либо путем обычного логического рассуждения, либо решаются аналитическим путем, в основу которого положена другая модель мыслительных действий - это конструктивное мышление. Суть последнего вида мышления заключается в том, что оно не приводит, как в первом случае, к единственно правильному выводу, предлагает ряд равноценных выводов, из которых один может быть самым предпочтительным. Для аналитического мышления характерны всем известные мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение, сравнение и другое. Конструктивное мышление базируется на этих же операциях, но они для него не являются главными.

16 слайд

Описание слайда:

Интуитивная мыслительная деятельность учителя - объективная реальность. Ее сила и слабость коренятся в прошлом опыте. Наличие опыта обусловливает два момента в решении педагогических задач. Если учитель располагает полным набором знаний, умений и навыков, то решение осуществляется только по правилам; если этого набора недостаточно, то он сам открывает требуемые знания и решает педагогическую задачу творчески. Для реализации творческого решения педагогической задачи, необходим определенный минимум, основа знаний по проблеме. Процесс формирования профессионального конструктивного мышления непрерывен в течение всей жизнедеятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Конструктивистская философия обучения – это учеба как конструктивный и ситуативный процесс. С точки зрения конструктивистского подхода обучение - это активный и конструктивный процесс, зависящий от ситуации и контекста; это самоуправляющийся процесс; это социальный процесс. Этот подход обуславливает особую позицию активных, самоорганизующихся методов обучения в концепциях, направленных на действия. Сюда относятся, например, исследование конкретных случаев (Case Studies); ролевые и деловые игры; проектный метод; уроки РЭР. Традиционная концепция научной ориентации нуждается в новых ориентирах, чтобы она смогла послужить основой для профессиональной подготовки.

18 слайд

Описание слайда:

Таким образом, в современное время отчетливо проявляется выработанная концепция профессионально-педагогической подготовки учителя, которая все в большей степени ориентирована на идеи конструктивизма в педагогике и психологии – свободного конструктивного творческого саморазвития, самоопределения и самореализации личности как будущих учителей, так и их воспитанников - учеников.

Что еще почитать