История гладиатора максимуса. Генерал Максимус: экранный герой и исторический прототип

Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином.

Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.

Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.

Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.

Гибель Спартака. Гравюра Германа Фогеля (1882)

Гладиатор Крикс

Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.

Барельеф, найденный в Галикарнасе. I-II вв. н.э.

Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.

Древняя бронзовая статуэтка, изображающая женщину-гладиатора. Музей Искусств в Гамбурге

Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.

Император Коммод. Часть скульптурной композиции в Капитолийских музеях.Рим

Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.

Максимус – гладиатор или вымышленный герой

Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.

Кадр из фильма «Гладиатор» (2000г.)

Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.

Голливуд всегда отдавал предпочтение историческим фильмам, представляющим собой смесь художественного вымысла и исторической правды. "Клеопатра", в общем соответствующая истории, тут скорее исключение. Даже "Спартак" – полный вымысел с исторической точки зрения, однако в нем хорошо передан дух поздней республики. Одни только тренировочные будни гладиаторской школы вполне могут извинить историческую несообразность описываемых событий. Помимо прочего, "Спартак" все-таки действительно художественное произведение. Сенатские интриги в исполнении Лоуренса Оливье и Питера Устинова – это вам не бицепсами играть: старая английская театральная школа что-нибудь да значит.

С исторической точки зрения, "Гладиатор" – полный бред от начала до конца. Более того, его художественная ценность также сомнительна. Успех его объясняется одними лишь спецэффектами да массовыми сценами.

Ниже я хотел бы проанализировать те исторические ляпы и несоответствия, огромное количество коих по всему фильму не оставило меня равнодушным. Описываемые события ни при каких условиях не могли происходить так, как это было показано в фильме. Более того, не будет преувеличением сказать, что если бы Древний Рим был таким, каким его рисует фантазия создателей фильма "Гладиатор", история мира была бы совершенно иной. Итак, по порядку.

Марк Аврелий (в фильме престарелый император) действительно был средоточием добродетелей и как человек, и как государственный деятель. Его сын Коммод или Коммодий пошел в маму (путавшуюся с рабами) и любил пожить в свое удовольствие. При этом Коммод обладал привлекательной внешностью, физической силой и ловкостью в обращении с оружием. Другие достоинства Коммода неизвестны. На этом случайные совпадения фильма и истории практически заканчиваются.

А вот различия. В первой части анализируются поступки героев с точки зрения их возможности, во второй – исторические детали.

ЧАСТЬ 1

1. Сместить Максимуса было невозможно

Самый верный путь для императора, страдающего суицидальными наклонностями – приехать в победоносно воюющую армию и сместить военачальника (не говоря уже о том, чтобы его убить). Гарантированное усекновение императорской головы произошло бы через час-другой после оглашения такого намерения. Даже популярные императоры (в том числе и Аврелий) сталкивались с серьезными попытками узурпации власти победоносными генералами. Разве что Цезарь, Октавиан, Антоний могли проделывать такие трюки, но, увы, они в них совершенно не нуждались!

Показательно, кстати, что после смерти Коммода воцарился мир в Римской империи. Популярный генерал Септимий Север возжелал стать императором, не имея, кстати, на это ровно никаких прав, и сравнительно легко добился своей цели.

Так что уже на пятнадцатой минуте фильма Максимус должен был стать императором ко всеобщей радости, а Коммод, разорванный на куски легионерами, валяться в пыли (и поделом – не надо вести себя подобным образом!).

2. Стремя

Понятно, что создатели фильма достаточно вольно обходятся с историей. По их мнению, правда, речь обычно идет о мелочах. Но, с другой стороны, ничего себе "мелочи"! Они бы еще электронные часы героям разрешили носить! Если б стремя изобрели во время Аврелия, на ход мировой истории это оказало бы не меньшее воздействие, чем создание атомного оружия. Дело в том, что тогда Римская империя вполне могла бы устоять, и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Помимо прочего, падение Римской империи произошло вследствие того, что граждане Рима совсем не рвались в армию, их вполне устраивала вольготная гражданская жизнь. Варвары, напротив, готовы были погибать в полном составе (что, кстати, частенько и происходило – достаточно вспомнить галльские хроники Цезаря). Таким образом, победить врагов римляне могли только за счет технологического преимущества и за счет особых успехов в военной науке. В связи с прогрессом металлургии преимущество в вооружении римлян было не очень значительным, брали они в основном воинской выучкой, подготовкой и четкой организации службы тыла (да, именно тыловые крысы обеспечили легендарные победы Цезаря над варварами!). Стремя могло способствовать грандиозному прорыву, оно могло указать область, где за счет преимуществ в области металлургии и общей подготовки солдат римляне могли обрести значительное преимущество над ордами варваров. Дело в том, что тяжелая конница римлян (в древней истории именуемая катафрактариями) не шла ни в какое сравнение с закованными в броню средневековыми рыцарями. Усидеть в седле со многими десятками килограмм вооружения на себе и сделать это без стремян было не возможно. Действовать же тяжелым копьем (а не дротиком) – тем более. Недаром считается, что один средневековый рыцарь стоил отряда ополченцев. На его подготовку уходила не только уйма средств, и по сути, вся жизнь воина – впрочем, оно того стоило. Армия у римлян была профессиональной, средства тоже водились, так что при наличии стремян они вполне могли стать создателями эффективной тяжелой кавалерии, которая успешно компенсировала бы свою малочисленность подготовкой и преимуществом снаряжения. Основой же римского войска была тяжелая пехота, которая не смогла в конце концов победить орды варваров, плохо обученных и неважно экипированных, но диких и презирающих смерть. Косвенным подтверждением этому утверждению может служить долгое существование осколка Римской империи – Византии, которая несмотря на тяжелое (в военном плане) географическое положение, просуществовала еще очень долго. Стремя получило свое распространение лишь через 500 лет после воспеваемых в "Гладиаторе" событий и, видимо, было завезено в Европу аланами (племенем, обитавшим на территории Кавказа).

3. Демократия

Герои "Гладиатора" без устали ведут долгие дебаты о необходимости демократии, о передаче власти сенату (!) и тому подобных материях. На самом деле сам факт наличия этих дебатов – полная и безграмотная чушь, это не более, чем дань сугубо американскому зуду учить весь мир этой самой демократии. "Хорошие" в соответствии с этим принципом естественно "за демократию", "плохие" – "за императорскую власть". Всякий бред комментировать трудно, не только этот. Но я все-таки попытаюсь.

Во-первых, вести подобные речи в конце 2 века нашей эры – примерно то же самое, что сегодня всерьез обсуждать реставрацию монархии в России или ратовать за установление расовой сегрегации в Штатах. Это, может, принципиально и возможно, но реально – совершенно невыполнимо и никому не нужно.

Во-вторых, власть сената являет собой типичный пример олигархии, а не демократии. Первые 400 лет существования Рима как крупного государства (период республики) ознаменовались непрерывной борьбой народа с олигархами, т.е. сенатом. Так что слова, обращенные римскому сенатору – "вас избирал народ" (те самые, что произносят в "Гладиаторе") могут вызвать лишь одну жалкую улыбку.

4. Прибытие Коммода в действующую армию

В фильме, чувствуя что он умирает, Аврелий вызывает сына к себе, на театр военных действий. На самом деле приемника императоры выбирали себе не тогда, когда чувствовали приближение конца, а намного раньше. Поэтому обычно будущий император был фактическим соправителем "сходящего со сцены" императора в последние годы его жизни. А поскольку одним из важнейших занятий императора была война, Коммод должен был лично командовать армиями во время важных боевых действий (что, между прочим, и было на самом деле с историческим Коммодом).

5. Нежелание Максимуса становится императором

При желании, Аврелий действительно мог сделать Максимуса императором. Широко применялась практика усыновления достойных патрициев императором с дальнейшей полной передачей последним управления всей империей. Кстати это еще раз свидетельствует о том, что римлянин долг перед отечеством ставил выше всего, в том числе – и выше семейных уз. Но, как бы там ни было, самое невероятное – это отказ Максимуса. Во-первых, военная и политическая карьера были для римлян синонимами, утверждение "я, мол, солдат, а не политик" является в вышей степени смехотворным, оно невероятно для патриция. Во-вторых, сама возможность наилучшим образом послужить отечеству была для знатных римлян подлинным смыслом жизни. Что же, выходит, Максимус – не римлянин?

6. Расправа над семьей Максимуса

Очень маловероятно и малоосмысленно. Скорее Коммод купил бы или "продавил" судебное решение, а он зачем-то занялся бездарным самоуправством (знакомая картина, неправда ли?). Все-таки жена и сын не последнего патриция – у таких, как они, обычно была не слабая поддержка и в сенате, и в народе. Императоры, которые грубо попирали закон, обычно кончали плохо. Сулла (хоть он и не был императором де юре), конечно, убивал своих врагов свободно и дерзко, но только если находился охотник до имущества казнимого. Таким образом Сулла создавал себе поддержку. Калигула после того, как окончательно съехал с катушек и въехал на коне в сенат, протянул только два года. В среднем императоры, которые хотели пожить подольше, в таких случаях принимали что-нибудь вроде законов об оскорблении величия римского народа и особы императора, легитимируя таким образом свое самоуправство.

7. Обращение Максимуса в рабство

Практически невероятно. Дело не только в том, что он римский гражданин. Феномен долголетия Римской империи в том и состоит, что она приносила закон на свои территории, а потому была в значительной степени выгодна даже покоренным народам (по крайней мере, торговцам и ремесленникам). Римский порядок тем и импонировал всем, что просто так нельзя было хватать кого угодно (тем более – патриция) и тащить в гладиаторы. Конечно, и сейчас можно попасть в рабство к чеченцам, но это – все-таки исключение, а не правило.

8. Максимус фактически отрекается от своего отечества

В "Гладиаторе" Максимус после пережитых событий уничтожает свою татуировку – т.е., если я правильно понял создателей фильма, символически проклинает свое римское гражданство. Даже у простых солдат причастность к "римской идее" была чуть ли не смыслом жизни. Одним из сильных стимулов для жителей римской провинции к тому, чтобы идти в армию, было как раз получение гражданства. Для таких, как Максимус, идея Римской империи и долг перед отечеством были абсолютными ценностями, веру в них не могло поколебать ничто. За эту веру римляне умирали с улыбкой на устах, прославляя звание легионера. А уж если говорить о татуировках, то легионеры носили татуировки "legia – patria nostra" ("легион – наше отечество"), причем для каждого легиона татуировка была своя.

9. Коммод на арене цирка

Император, сражающийся как гладиатор – это, мягко говоря, нонсенс. Коммод действительно выходил на арену цирка. Но это вызывало презрение к нему не только со стороны сената, но и со стороны простого народа! Представьте себе свою реакцию, если станет известно, что кто-нибудь из наших политиков, скажем Геннадий Селезнев, снялся в порнофильме. Римский народ оценивал "подвиги" Коммода точно так же. Однако, в фильме этот сногсшибательный факт подается как нечто, само собой разумеющееся. Между прочим, именно такие фокусы Коммода и привели его к закономерному концу – он был задушен голыми руками римским борцом в собственной опочивальне.

ЧАСТЬ 2

1. Командование армией

1.1. Аврелий был поклонником мира, а не войны, но волею судеб, почти всю свою жизнь императором провел на войне и был опытным полководцем. В случае присутствия на театре военных действий, он обязательно взял бы личное командование над войском. Популярность императора в те времена иногда спасала империю, а заслужить ее, статично наблюдая за ходом боя, было невозможно.

1.2. Численность только пехоты легиона, без вспомогательных войск (кавалерия, легкая пехота) – 5000 человек. Максимус, командуя пятитысячным отрядом, таким образом, не тянет на даже на звание легата, а не то что генерала (командира соединения нескольких легионов).

2. Численность войск

2.1. Если 5000 человек – это все, что могла Римская империя выставить в решающем сражении, то она не просуществовала бы и до рождества Христова. При таких масштабах деяний она оказала влияние на историю не большее, чем легендарная Атлантида. В одном из самых сокрушительных поражений римского оружия – в битве в Тевтобургском лесу 20,000 легионеров не хватило для успешного противостояния германским племенам. В действительности же Аврелий был вынужден набирать в свою армию гладиаторов, рабов и разбойников – не хватало сил. При этом регулярные части состояли из десятков легионов.

2.2. По численности сражающихся, сражение, которое фигурирует в фильме – не более, чем мелкая пограничная стычка. Присутствие императора в таком незначительном боевом эпизоде "у реальности" было бы совершенно исключено.

3. Сражение

Вызывает смех благодаря своей вопиющей нелепости!

3.1. Расстановка войск.

3.1.1. Никогда лучников не ставили позади тяжелой пехоты. Кое-кто, слегка знакомый с военной историей, мог бы привести мнение авторитетов для обоснования возможности подобной расстановки. На это я могу возразить, что даже великие полководцы (Ксенофонт, Наполеон) откровенно бредили в своих теоретических рассуждениях на тему постановки стрелков за строем. Их могли подмешивать к кавалерии (как правило, к легкой), но расставлять так, как показано в фильме "Гладиатор"– никогда.

Мне (да и истории, я думаю, тоже) известен один (!) случай подобной расстановки. Некто Фрасибул в Афинах с небольшим отрядом воинов на склоне крутой горы (по моему у какого-то храма) относительно успешно применил такую тактику против неприятеля, наступавшего очень глубоким строем. Крутизна склона и построения неприятеля в 50 шеренг позволило реализовать эту идею.

3.1.2. Никогда пехоту не строили в 4 ряда (а в фильме даже есть эпизод, где глубина строя составляет 2 (!) человека). Подобное построение привело бы к тому, что германцы в одном месте прорвали бы строй и вышли в тыл римлянам с понятным финалом сражения. Минимальная глубина строя, которую можно встретить в серьезных сражениях – 8 человек и то для греческой фаланги, прорвать которую в лоб было крайне сложно(проще охватить с фланга). Римский легион строился в 15 рядов, при этом легионы могли стоять друг за другом! В сражении при Каннах римляне были построены вообще в 70 рядов (правда, здесь римляне переусердствовали и это послужило одной из причин поражения!).

3.1.3. Преимущество римлян на полях сражений было основано на манипулярной тактике, при которой римляне строились отдельными отрядами – манипулами. При этом в строе имелись небольшие промежутки в строго закрепленном порядке. Это придавало эластичность строю, предоставляло возможность отражать фланговые удары – подлинное проклятье греческих фаланг. Отдельные манипулы могли быстро развернуть свой фронт в направлении фланговой угрозы, чего не мог сделать сплошной строй. Финальное сражения Цезаря и Помпея при Фарсале иллюстрирует это утверждение лучше всего. Успех конницы Помпея на фланге обернулся не победой, как это бывало всегда, а поражением. И все это – благодаря быстрому маневру 6 когорт Цезаря, развернувших фронт на 90 градусов.

В "Гладиаторе" же римляне стоят каким-то непонятным строем – это смесь классического построения греческой фаланги и хаотичного построения варваров по типу "куча мала".

3.2. Ход сражения

3.2.1. В фильме присутствуют лучники в огромном количестве (чего не было в действительности, но об этом ниже). Легковооруженных – велитов (то есть лучников, пращников, метателей дротиков – пельтастов) было примерно в 10 раз меньше, чем тяжеловооруженных (в фильме – поровну).

3.2.2. Кавалерия категорически не могла действовать в лесу. Идеально для кавалерии подходила равнина, ведь даже холмы снижали ее эффективность! В "Гладиаторе" мы видим, как именно в лесу кавалерия римлян наносит решающий удар. Вот, в чем, наверное, причина чудесного возникновения стремян – в противном случае травматизм каскадеров был бы гораздо выше!

4. Преторианские когорты

За спиной Аврелия на одном из воинских значков явственно читается "PRETORIAN". А между тем, преторианцы сидели в Риме и следили за порядком в столице. На военные действия они не выезжали. Да и численность их была вдвое больше, чем войска Максимуса.

5. Смерть Аврелия

5.1. Просто чума! При этом он даже запретил Коммоду прощаться с собой, дабы не заразить его, дабы не прервался род! Так что спекуляции некоторых историков о том,что Аврелий желал смерти сына – преувеличение. Видимо в сердцах Аврелий что-либо такое говорил, но намерение сделать сына императором у него было вполне осознанным. Впрочем, здесь художественное преувеличение было бы простительно.

5.2. В фильме утверждается, что германцы были полностью покорены ко времени смерти Аврелия. На самом деле, все совсем не так. Успех римских войск был значителен и, развивая его, римляне могли бы захватить территорию современной Чехии и части южной Германии. Но Коммод заключил невыгодный мир с варварами дабы поскорее вернутся в Рим (чем вызвал недовольство в армии) – то есть сделал примерно то, что сделал генерал Лебедь в Хасавюрте.

6. Вооружение

6.1. Герои фильма лихо носят цельнометаллические доспехи и на поле сражения, и вне его. Они даже умудряются в них спать! Неверующим могу одолжить свою копию пластинчатых доспехов, оригинал которых хранится в Лидсе. Боюсь, что даже элементарные бытовые действия (не то, что сон) в этой малоудобной конструкции не возможны.

6.2. Лучники в фильме одеты в доспехи вавилонского образца – кольчуга и островерхий шлем. Легковооруженные воины Рима применяли кожаные доспехи, а если стоять за строем пехоты – то они и вовсе не нужны! Ну а шлемы подобной формы римляне не применяли вообще.

6.3. Гладий (меч легионера) представляет собой хорошую копию настоящего, с той лишь разницей, что настоящий гладий в основном использовался для колющих ударов, а не для рубящих (как в фильме) и был намного короче. А вот кавалерийский меч, которым в основном рубили, был иным.

6.4. Римляне почти не применяли лук, предпочитая ему дротик и пращу. В фильме из легковооруженных наоборот – только одни лучники.

6.5. Пилум (копье – дротик) скопировано хорошо, но применяли его совсем по-иному. Им не орудовали, как копьем, его только бросали. Длинный наконечник из мягкого металла предназначался для того, чтобы впиваться в деревянный щит и делать невозможным его (щита) применение. Собственно как копье использовали гасту – копье старого образца, как раз такое, каким вооружены гладиаторы Максимуса в бою с колесницами.

6.6. То как в фильме пользуются щитами, также вызывает улыбку. Несмотря на внешнее неплохое сходство, легионеры держат его... вдоль а не поперек!

В сцене боя с колесницами видно, как неудобно при такой хватке пользоваться таким щитом. А если учесть, что щит делался из дерева, толщина которого была 2-3 см, то вообще непонятно, какой силой и выносливостью надо обладать, чтобы им хоть как-то защищаться. И уж конечно хочется задать ехидный вопрос – как римляне при таких креплениях щитов могли строить знаменитую черепаху? На самом деле по форме и хватке римские щиты напоминали полицейские, те самые, которые используются при разгоне демонстраций.

6.7. В фильме герои нередко носят шлем без подшлемника. Представьте себе ощущения воина, получившего даже скользящий удар по такому шлему! Скорее всего он будет сильно оглушен, так что ценность подобных доспехов сомнительна. Подшлемники делались из плотного материала, как правило войлока. И где они, спрашивается?

7. Лагерь

У римлян было два преимущества, обеспечивших им доминирование на полях сражений – манипулярная тактика и обустройство лагеря. В "Гладиаторе" мы наблюдаем тот самый, хваленый лагерь римлян – длинную цепочку палаток, купленных в супермаркете и расставленных в чистом поле. На самом деле, лагерь римлян напоминал скорее укрепленную крепость квадратной формы, которую они умудрялись строить везде, даже в пустыне.

8. Арена цирка

Гладиаторы сражались чаще всего обнаженными, применение ими доспехов было крайне ограничено. Исключение могли составлять случаи, когда устраивались подобия исторических сражений в миниатюре (в фильме такой момент тоже есть). Правда, Максимус со товарищи, экипированные как римские легионеры (если исключить шлемы), почему-то символизируют…варваров, а воины на колесницах (которые на самом деле римлянами никогда не применялись) – римлян. Вообще, не понаслышке знакомые с военной наукой нации отказывались от применения колесниц в силу их дороговизны и неэффективности.

9. Попытка переворота

Пяти тысяч человек для захвата власти в Риме, как это планировал Максимус, явно недостаточно. Численность преторианских подразделений, охранявших столицу, (а ведь это были отборные воины!) составляла 10 000 солдат. Кстати, вот здесь Коммод вполне имел право казнить Максимуса, хотя за бывшим гладиатором римские солдаты все равно не пошли бы – профессия эта у солдат считалась презренной.

С художественной точки зрения "Гладиатор" также представляет собой сомнительную ценность, напоминая скорее средней добротности мексиканский сериал. Лучшее из всего что представлено – игра Феникса, изображающего Коммода. Довольно неплохо, с моей точки зрения, передан стиль правления и поведения этого вырожденца. Все остальное – расписанный яркими красками лубок. Впрочем укорять Кроу в слабой игре, наверное, несправедливо – уж очень линейная и тупая по сценарию у него роль.

Прискорбный, но очевидный факт – со времен "Клеопатры", "Спартака" ,"Викингов" и "Даков" наблюдается очевидная деградация исторического кинематографа. Связано это, скорее всего, не со злой волей режиссеров и сценаристов, а с невзыскательностью самого потребителя. Если отойти в сторону от исторических фильмов, то, с моей точки зрения, нашумевший "Титаник" если в чем то и превосходит отечественный "Экипаж", так только в бюджетности, а следовательно в трюках и спецэффектах.

И в заключение все-таки хотелось бы сказать несколько жизнеутверждающих слов. При всех своих недостатках, красиво расписанный лубок все-таки рождает интерес к предмету. В связи с этим можно ожидать рост интереса к истории Древнего Рима. Что, вообще говоря, отрадно. Между прочим, один из самых авторитетных историков античного мира, М.И. Ростовцев – наш с вами соотечественник. Его работы пользуются огромным авторитетом во всем мире (увы, кроме России). Так что нам есть чем гордиться кроме балета и спутников в космосе.

Публикация:
XLegio © 2001

«Гладиатор» Ридли Скотта – один из наиболее масштабных и впечатляющих современных фильмов об античных временах. Со времени релиза прошло 16 лет, но лента о Максимусе до сих пор популярной и непревзойденной.

Еще в 70-х годах прошлого века молодой писатель Дэвид Францони начал работу над сценарием о полководце, ставшем рабом в результате предательства и интриг. Почти 30 лет Францони писал историю, которая в итоге была воплощена и вышла на экраны в виде эпической исторической картины под названием «Гладиатор».

Описание картины «Гладиатор»

180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема . Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…

Сюжет

После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину . По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.

Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает . Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей


Создатели

«Гладиатор» стал далеко не первым шедевром, снятым британцем Ридли Скоттом, но точно одним из самых ярких. В создании картины ему помогал сценарист Дэвид Францони, сложную операторскую работу выполнил Джон Мэтисон.

История создания фильма и съемки

Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».

Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах , когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.

А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу , хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.

Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину . Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.

Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.

Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

Саундтреки

Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.

Награды

Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.

Ирония в том, что именно «Гладиатор» стал лучшим фильмом года и получил пять Оскаров. Но и коммерческий успех был внушительным – при вложенных, в общей сложности, 145 миллионах, лента заработала в мировом прокате более 457 миллионов долларов.

Критика, рецензии

Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.

Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.

Видео: Гладиатор — смотреть трейлер


Ноя 5, 2016 Ирина

Хотя на первый взгляд, фильм Гладиатор Ридли Скотта выводит на первый план лишь противостояние ненависти между полководцев Максимусом и наследником Римской империи Коммодусом, второй план фильма довольно богат на запоминающихся личностей. Гладиатор не дает нам определенной четкой картины того, в каком состоянии пребывает государство во время описываемых событий, поэтому разные действующие лица истории по-своему дополняют историческую эпоху своими историями. Ключевым эмоциональным мотивом, пронизывающим всю историю картины, выступает тема чести. Через призму ее реализации развиваются все основные персонажи.

Сюжетные чаши весов ставят протагониста Максимуса и антагониста Коммода на противоположные чаши весов личностных качеств. Фактически Коммод воплощает в себе гамму противоречивых и оппозиционных к генералу качеств. Там, где наш главный герой готов умереть во имя чести, новый император уничтожает ее остатки в себе, если таковые вообще были на момент начала событий. Один стоит за друзей и защищает женщину, а другой видит в окружении врагов и хочет вступить с сестрой в не природную связь. Пока Максимус с высоко поднятой головой смотрит в лицо смерти и своим врагам, как бы сильны те не были, владыка Римской империи плачет и жалуется на то, что он бессилен. Теперь самый известный гладиатор одолевает врагов с численным превосходством, а молодой наследник прибегает к низким методам, чтобы выглядеть лучше перед публикой.

Оставляя за кадром реальную историю безумного правления Коммода в реальности, мы имеем художественного антагониста, образ которого формируется заведомо негативно. Каким предстает будущий император с первых сцен фильма Гладиатор. Пока шла война, он месяц путешествовал со всеми условиями, под охраной, а теперь приехал, как ему кажется, получить власть от отца. Он упражняется утром в бое на мечах, но не имеет реального боевого опыта, кроме как со специально обученными слугами. Питает неподобающую слабость к своей сестре в сексуальном контексте. И все это еще до того, как Коммод предстает убийцей собственного отца, лжецом, лже-императором, единоличным судьей для семьи Максимуса.

Коммода мало интересует состояние его армии в Германии, так как он спешит вернуться в Рим и войти туда, как завоеватель. Нам так и не дают понять, почему Коммода вообще нужно свергать, как правителя, кроме как его личных качеств и истории с наследием титула. Чуть позже становится ясно, что Коммод желает узурпировать власть в империи, еще более упрочнив власть и влияние императора. Это противоречит мечте и последней воле обожаемого всеми императора Марка Аврелия. В этом смысле ребяческие амбиции и жажда власти сына противопоставлены многолетней мудрости философа и мыслителя, достойного правителя. Марк Аврелий завоевывал и народы, убивал и грабил, но через четверть века устал от этого и дает понять, что был заложником системы. Коммод же наоборот, хочет править и покорять всех – от сестры в постели до сената и других народов.

Одной из ярких сцен Gladiator , которая все же показывает нам Коммода в качестве правителя, оказывается первый опыт на слушаниях в сенате. Он выглядит скучающим, слушая проблемы своего народа, играется с мечом, а после угрожает одному из самых влиятельных народных избранников. Чума в районах Рима мало заботит нового императора. В еще одной сцене после он, без вникания в суть дела, подписывает свитки, пока ведет монолог о том, что действительно его заботит – о своем враге.

Вместе со всеми своими амбициями, как правителя самой великой державы своего времени, Коммод вынужден считаться с мнением толпы. Если он может послать свои вооруженные отряды заткнуть одного из сенаторов, подавить очаг сопротивления в стане гладиаторов и приструнить сестру угрозой расправы над ее сыном, 50-тысячный гул Колизея и столько же пар глаз, остужают пыл Коммода. То есть фактически, антагонист в фильме не показан злым гением и мастером закулисных интриг, который может коренным образом изменить окружающий мир. Коммод разрывается между собственными фантазиями, ненавистью к Максимусу, одержимостью сестрой, и мнение черни.

В лице генерала Максимуса, фильм Гладиатор представляет нам практического идеального протагониста истории. Персонажа, который на экране лишен порочных качеств, свойственных его оппоненту. Меняя статус от военачальника до раба, после до гладиатора, а после до человека, который бросил вызов империи, герой Рассела Кроу остается в общих чертах той же личностью. Пока Коммод нарушает равновесие того, что мы называем чувством справедливости и к чему зрители обычно очень чувствительны, Максимус с мечом в руке прокладывает путь к восстановлению паритета.

В отличие от властолюбивого Коммода, Максимус не стремиться к власти. С этим утверждением можно поспорить, так как он стал самым известным и уважаемым полководцем в империи, правой рукой Марка Аврелия, пользуется расположением дочери правителя, вниманием сенаторов. Кино разъясняет нам, что генерал служит на благо Рима, чтобы это не значило. Вся пикантность в том, что ни Максимус, ни Проксимо, ни Коммод, ни сенаторы, ни даже Марк Аврелий, философ и опытный правитель, не могут объяснить, что же такое Рим и что значит служить на благо Рима.

В диалог с сенатором Граком, генерал говорит, что им сейчас движет только желание убить Коммода. И став во главе армии, которая войдет в Рим и свергнет императора, он не будет узурпировать власть, а просто уйдет на покой. Фактически, Максимусу некуда уходить на покой, так как его дом сожжен, жена и сын мертвы. Сама жизнь Коммода является целью, за которой пустота. Проксимо говорит, что верит слову генерала, что знает, что тот готов умереть за данное слово, во славу своих предков, во славу Рима. Фактически Максимус является живым воплощением той неоформленной мечты Марка Аврелия, которая звучала как шепот, такой она была хрупкой. Он готов отдать власть народу, как этого и хотел мудрый покойный император.

На своем пути к мести, Максимус начинает обращать внимание на людей вокруг себя. Окружение сменилось с чисто военного на бунтарское, но это не изменило суть героя. Он готов сплотить вокруг себя кучку рабов, пленников, дезертиров, мятежных сенаторов и не верную своему брату, сестру императора.

Максимус готов умереть за своего императора, за Рим, за своих подчиненных и справедливость. Коммод беспокоится только о собственном благополучии и сохранности, имеет собственное видение Рима, не имеет друзей или реальной поддержки
Генерал любит императора Марка Аврелия всем сердцем и считает своим долгом сохранить и воплотить последнюю волю своего наставника. Он бросается помочь старику взобраться на коня, не считаясь с пафосным образом бесстрашного полководца перед своими людьми. Молодой принц показательно подает руку отцу перед публикой, пока сам только и думает о преемственности власти в свою пользу. Он не только душит своего отца в порыве отчаяния, но и решает попрать мечту старика и его представления о славе Рима.
Римский полководец закален в боях и добывает уважение, расположение рядом со своими солдатами. Он бьется с ними плечом к плечу, разговаривает на равных, прогуливается по лагерю. Выражает обеспокоенность о раненых и тех, кто не переживет зиму. Новый император отсиживается сначала в столице, а после месяц едет в комфортабельных условиях, пока идет война. Ему абсолютно все равно, в каком состоянии пребывают войска. Он считает себя выше всех.
Максимус пытается отстраниться от политики и вести себя достойно солдату. Он готов оставить политику политикам и даже в разговоре с императором не слишком поддерживает тему. Коммод не только знает, как устроена система, он жаждет подмять политическую конъектуру под себя, приструнить несогласных, затыкать рты смутьянам.
На пике своего триумфа, генерал отказывается от предложения стать самым могущественным человеком в известном мире, взяв на себя обязанности префекта, после смерти Марка Аврелия. Император отмечает, что именно поэтому его наследником и должен быть не родной сын. После незаконной смены власти, полководец отвергает нового правителя и шанс сохранить свой высокий статус. Коммод живет мыслью о том, что однажды станет правителем и оправдает высокий статус своего родителя. Он приходит к отцу и готов принять все прелести власти, как ему кажется и стать следующим императором. Принц хочет еще более узурпировать власть под себя.
Максимусу чужда ложь, и он всегда старается быть честным, даже со своим императором в не простых вопросах. Он понимает, что смерть Марка Аврелия была подстроена. Новый император врет окружающим, кроме сестры. Он подстраивает смерть отца, словно это был несчастный случай и его ложь становится правдой для народа.
Генерал живет мыслью о своей жене и сыне, хочет поскорее к ним вернуться, несмотря на свой триумф. Он готов скакать на лошади без остановки несколько дней, до полного изнеможения, чтобы спасти любимых. Коммод приказывает не только убить генерала, но и его семью. Солдаты личной охраны императора насилуют и распинают женщину и ребенка, а после сжигают. Лже-правитель после похваляется зверствами, чтобы спровоцировать своего оппонента на открытую агрессию.
Максимусу отвратительна мысль, что он будет убивать на потеху публики. Став народным любимчиком еще в провинции, он бросает меч в зрительскую ложу и демонстрирует свое пренебрежение. После гладиатор решает подарить публике зрелище, как часть плана по мести своего заклятому врагу, не более. Коммод жаждет народного признания и почитания. Он любит быть в центре внимания и убивает своим вхождением в Рим в новом статусе. После и вовсе решается предстать перед народом, как человек, который способен одолеть самого прославленного гладиатора. Выход императора на арену украшают лепестками роз.
Потеряв свою семью, наставника, и испытывая оправданную злость по отношению к Луцилле, Максимус оттаивает. Он жаждет уберечь сою бывшую симпатию и ее маленького сына от печальной участи, от рук того же самого человека. Молодой император питает нездоровое влечение к своей сестре. Он проводит время с мальчиком, но на деле только используется того в жестоком управлении сестрой. Он готов убить ребенка, чтобы получить желаемое. Он даже незаметно прикрывается ребенком, когда выходит на арену к гладиаторам.
Несмотря на свое невежество в политике, главный герой готов выслушать сенатора, о котором ему говорит Луцилла. Они разговаривают почти что на разных языках, но Максимус очень уважительно воспринимает народных избранников, как еще будучи на грани славы, так и оказавшись в камере раба под ареной. Антагонист не считается с мнением, которое расходится с его собственным. В сенате он показательно выказывает скуку, отсутствие интереса к делам народных избранников. После Коммод угрожает тому самому Граку, заключает его под стражу и готов и вовсе отобрать власть у сената.
Максимус готов выйти на арену против превосходящих сил противника. Он полагается на свое воинское чутье и опыт, на желание отомстить. Он объединяет вокруг себя других гладиаторов на арене. Коммод ведет себя бесчестно. Сначала, чтобы удовлетворить императора, распорядители создают заведомо неравные условия на арене. После император подстраивает бой с самым опытным чемпионом прошлого и говорит, что все устроено. А перед последней битвой, подло наносит рану своего оппоненту, снова склоняя чашу весов в другую сторону.
Максимус полагается на своих солдат, но он не готов ими жертвовать или отдавать противоречивые указы. Он просит новых друзей отвлечь внимание, но не приказывает им. Коммод посылает на самые грязные дела свою личную охрану, которая убивает, насилует, сжигает, подавляет, заключает под стражу по велению своего господина, которого они не могут ослушаться.
Главный герой молится богам, разговаривает со своими умершими родными и даже бережет сентиментально деревянные статуэтки. В фильме император не проявляет религиозной или какой-либо другой сентиментальности.

Слуга Рима — Проксимо

В отличие от Коммода и Максимуса, которые практически не меняют собственные убеждения и ценности между началом и концом истории, преображение работорговца и хозяина школы гладиаторов Проксимо , проходит в классическом ключе развития образа. В первый раз этот персонаж предстает перед нами расчетливым бизнесменом, который не ставит старые знакомства выше дела, как и человеческие жизни выше жизни жирафов, за которых он дает больше денег. Проксимо предельно честен, как с собой, так и со своими подопечными, когда говорит, что он собирается заработать на их смерти. Приглашение вернуться в Рим, после пяти лет запрета боев и скитаний по провинциям империи, теперь приносит ему еще больше золота. Небольшие арены в пустыне уступают место величественному Колизею с его пяти десятью тысячи зрителей и императором среди них.

Когда-то Проксимо сам был гладиатором, причем легендарным настолько, что смог получить свободу от самого императора Марка Аврелия. Его ожесточенное сердце, как мы видим, не пылает особым сопереживанием к таким же рабам, умирающим ради его же обогащения. Но фильм Гладиатор Ридли Скотта тщательно готовит нас к апогею преображения этого образа, которым становится смерть. Проксимо негодует, узнав о неравномерных силах на арене, против его воинов. Он верит в то, что, если ты умелый воин и умеешь управлять толпой – ты способен вершить свою судьбу, как это сделал он однажды. Он не подстраивал боев, когда работал в провинции и давал всем рабам шанс проявить себя, что и показал Максимус, став для публики тем самым “Испанцем”.

Так как лейтмотивом всего фильма выступает вопрос чести, и образ Проксимо пропущен сюжетно через него. Он переживает и радуется за своих гладиаторов во время первой массовой битвы в Колизее. Нам намекают, что он руководствуется не страхом и не только наживой, помогая организовать встречу генерала с сестрой императора, а после с сенатором Граком. Он уважает покойного императора Марка Аврелия, называет его своим другом. Пожалуй, апогеем перемены его отношения к происходящему становится диалог с Максимусом. Сначала Проксимо ссылается на свой статус бизнесмена и отказывается принять участие в мятеже. Но после того, как он слышит фразу: “He killed a men who set you free” (Он убил человека, даровавшего тебе свободу), лицо актера выражает настоящее противоречие эмоций.

После этого мы видим Проксимо, который игнорирует выкрики императорской гвардии. Мы на секунду сомневаемся, куда он идет с ключами, до момента, как понимаем, что к камере генерала. Проксимо говорит, что друзья Максимуса умеют убеждать, подразумевая якобы снова деньги. Однако он прекрасно осознает, что сейчас стража прорвется через ворота и всему его делу придет конец. Проксимо понимает, что жить ему осталось всего несколько минут, поэтому в последние из них он поступает по чести. Даже с уст работорговца сходят философские изречения о том, что все это, в конечном итоге, и они сами – лишь “тени и пыль”. Спокойное принятие смерти со спины символизирует конец пути этого харизматичного героя, более важного для сюжета, чем может показаться поначалу.

Самая могущественная женщина в империи, к которой питают уважение Максимус, в извращенном смысле брат, отец Марк Аврелий и даже члены сената. При всем своем родословном положении, почти в самом начале событий фильма Гладиатор героиня Конни Нильсен становится заложником ситуации. Она прекрасно понимает, что брат убил любимого ей отца, что он после сам не скрывает в разговоре. В этом смысле очень показательна и эмоциональна сцена, где Луцилла дает Коммоду пощечину за содеянное, а после целует императорский перстень, признаваясь в безвыходности ситуации для нее и ее сына. Тогда она еще не осознает, какая опасность угрожает Люцию от дяди. Обстоятельства вынуждают ее молчать по отношению к судьбе Максимуса, которого она до сих пор любит и уважает.

За этой маской покорности, тем не менее, живет женщина, которая готова пойти на свержение своего брата, чтобы избавиться от тирана. Эти планы не имеют какой-то очерченной формы до того, как выясняется, что Максимус жив. Человек, который способен свергнуть императора, объединить людей. Луцилла начинает действовать, почти незамедлительно выходя на связь с генералом. Она уже тогда очень рискует собой и своим сыном, ведь тот же Проксимо мог раскрыть происходящее императору. Нам дают понять, что Луцилла и Грак уже тесно общались раньше и она знала о настроениях в сенате, которым только нужна была искра, которой и стало появление на горизонте мятежного генерала и гладиатора.

Пока в воздухе висит неопределенность, главный женский персонаж фильма вынужден терпеть постоянные угрозы, намеки от собственного брата. Намеки на то, что Коммод питает к сестре нездоровую связь, перерастают в не что большее. Он сначала просит у нее ласки, а после и вовсе признается, что видит ее в своей постели и матерью их будущего общего ребенка, который унаследует великую Римскую империю. Мальчик Люций, в этой ситуации, выступает лишь пешкой в игре угроз.

Хотя Коммод и говорит, что не знает других сенаторов Рима, которые бы жили также хорошо, как Грак, этот образ хорошо вписывается в концепцию пересмотра такого понятия, как честь. Да, он богат, владеет слугами и пользуется популярностью в народе и сенате. Вместе с этим, избранник народа обращает внимание император на реальные проблемы, вплоть до угрозы эпидемии чумы. Как выясняется, Коммод начинает устанавливать диктат, постепенно упраздняя влияние сената на происходящее в стране. Он готов участвовать в свержении жестокого молодого императора, открыто выражает критику в его адрес, но также не готов сменить одного диктатора на другого. В конечном итоге, Грак делает все во славу Рима, как неоднократно повторяется эта фраза в фильме Гладиатор. В один момент он теряет все свое положение и имущество, будучи заключенным в тюрьму, как заговорщик. Но показан нам, как один из тех, кто будет исполнять ту самую мечту Марка Аврелия, которая слишком хрупкая, чтобы ее произносить вслух.

Квинт представляет собой почти бесправный образ марионетки системы, которая вынуждена служить тем приказам, которые поступают. Без всяких сомнений, он готов был выполнить любой приказ от Марка Аврелия, даже преступный, ведь это его император. Гвардия присягает правителю империи на верность. В начале событий фильма Квинт и Максимус показаны товарищами и друзьями. Не совсем понятно, что глава Преторианской гвардии делает в пылу боя и почему управляет частью войск, по поручению генерала, но это уже вопросы к исторической достоверности, а не художественной ценности картины. Возможно, самый неоднозначный персонаж фильма, в меньшей степени, чем другие, ответственный за свою собственную судьбу.

Перспектива убить Максимуса и, по явному приказу Коммода, расправиться над его семьей, не приносит ему радости. Квинт принимает приказ бесстрастно, как верный служитель воли своего господина. Когда гладиатор “Испанец” раскрывает свою личность перед императором, Квинт также ошеломлен. Это подрывает его положение, ведь приказ не был исполнен, и он знает, что Максимус перебил стражу и скрылся. Возможно в его решении не раскрывать Коммоду правду скрыт не только страх, но и возможность, которую он дал старому другу. В последней сцене Квинт, что кажется фантастикой, отказывается спасти жизнь своему императору и запрещает гвардейцам дать меч, как поступает и сам. Таким образом, к концу истории он также становится на путь чести, уходя от бесчестия прошлых деяний. Он выслушивает последние слова Максимуса и волю Марка Аврелия, освобождает заключенных и помогает нести тело павшего героя. Оставив труп своего владыки сохнуть на песке арены.

Как-то однажды дизайнер костюмов фильма «Гладиатор» пожаловалась, что обычно зрителей интересует только одно — видела ли она Рассела Кроу . По ее словам, никто не понимает, какую на самом деле колоссальную роль в фильме сыграли костюмеры и дизайнеры. Мы разберем детали одежды и образа генерала Максимуса, которые символично проходили через весь фильм. Максимус начинает фильм полководцем и носит роскошные доспехи, подчеркивающие его высокий статус в обществе. На них изображена голова волка и персидские львы с крыльями — символы власти.

Затем становится рабом-гладиатором и в свой первый бой вступает в лохмотьях.


Во втором бою Максимус (известный тогда публике под прозвищем «Испанец») носит кожаные доспехи со стальным наплечником.

Броня должна была быть удобной для Рассела Кроу , поэтому ее изготовили из поролона. Маскировка поролона под кожу стала очередным вызовом для костюмеров.

Каждую версию брони костюмерам пришлось изготовить в восьми экземплярах. Четыре — для актера. Четыре — для каскадеров: каскадера в ездовых сценах и каскадера в сценах сражений. Для съемок были нужны три версии брони — чистая, окровавленная и грязная. В целом для фильма было изготовлено больше 27 тысяч элементов брони. После каждой победы на броню Максимуса добавлялись новые элементы. В середине фильма, когда происходит массовое сражение гладиаторов, на броне Максимуса изображены два персидских льва, две испанские лошади (в одной сцен, он в шутку дает им имена Ардженто и Скарто) и кипарисовое дерево.
Идея добавления новых элементов после каждого боя принадлежала самому Расселу Кроу. Он рассказал о ней режиссеру Ридли Скотту, и тот тоже посчитал ее прекрасной. В финальных сценах фильма на броне появляются жена Максимуса и его сын, которые символизируют Элизиум — рай для язычников-римлян, в который Максимус мечтает попасть.


Права на все фотографии принадлежат Universal Studios.

Что еще почитать