Деревянная основа иконы. О технологии создания резной иконы Как из дерева резать иконы

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

Мастер-Класс "Объемная деревянная икона"

ИСТОЧНИК -


Честно говоря, это не совсем мастер-класс, так как не умея держать в руке стамеску, повторить подобную работу будет сложно, но если админы сказали МК, значит будет МК! Да и не боги горшки обжигают, и, может быть, кому-то это простое описание этапов работы поможет сделать первые шаги в качестве резчика. Поскольку моим работам до искусства еще далеко, попробую описать ремесленный, технический аспект изготовления подобной работы. Духовной стороны вопроса касаться не буду - не моя епархия, для этого есть священники и богословы. А историю удивительного древнего искусства объемной иконы я вкратце попыталась изложить в публикации "История резной иконы" .

Для изготовления маленького карманного (дорожного) образка


с изображением Ангела-Хранителя


нам понадобится:


  • липовая доска

  • стамески для резьбы по дереву

  • наждачная бумага

  • карандаш простой, линейка, циркуль

  • бумага для эскизов, калька или копировальная бумага

  • морилки на водной основе (можно и без них)

  • масло льняное или другое финишное покрытие по выбору (лак, мастика, воск)

  • кисти мягкие (белка, колонок)

  • ветошь для полировки

Итак, любое дело начинается с идеи. А идеи - птицы вольные и прилетают порой из самых неожиданных мест. Поэтому, даже имея достаточно высокую эрудицию в данном вопросе, не будет лишним провести предварительную работу по изучению литературного и изобразительного материала. Здесь в ход идут все доступные фонды музеев и библиотек, личные книжные запасы, Интернет-ресурсы. Они помогут найти жития святых, библейские сюжеты, прориси, репродукции современной и древней произведений иконописи. Вдохновляемся, пополняем интеллектуальный багаж и приступаем к разработке эскиза: это может быть копия (в той или иной степени приближения к оригиналу), компиляция из доступных мастеру образцов или абсолютно новая, авторская работа с нуля.



Следующий шаг - выбор древесины. Она должна быть хорошо просушена (но не пересушена), без следов небрежной обработки и хранения.



Необходимо подобрать качественную доску. Самые лучшие заготовки выходят из участка близкого к центру ствола, но не захватывающего ядро - здесь самое широкое место и волокна идут параллельно, что значительно упрощает процесс резьбы, улучшает внешний вид и повышает качество изделия.


Нужно подогнать доску по размеру, изучить поверхность на предмет дефектов (трещин, сучков и проч.), устранить их или обыграть, заставив работать на общую художественную задачу; при необходимости обработать лицевую и обратную сторону, торцы - это неоходимая часть подготовки древесины к резьбе.



Не будет лишним на этом этапе продумать декоративную отделку работы, предусмотреть обрамление, сделать запас под багет.



Теперь можно взять в руки резцы. Сначала на необходимую глубину выбирается фон (здесь иногда используют фрезы, но мне нравится это делать вручную).



Затем начинается проработка отдельных элементов: заглубляется нимб, прорабатываются фигуры, складки одежд. Теперь можно вырезать лики, по мере возможности добиваясь выразительности, но не отступая от канона. В последнюю очередь наносятся орнаменты, надписи, декоративные элементы, украшается обрамление, фон.



Если требуется, то производится механическая и ручная шлифовка изделия. На этом этапе удаляются мелкие огрехи и недочеты. В этой работе наждачной бумагой были слегка смягчены, скруглены края обрамления и выровнена задняя сторона доски.


Поскольку липовая доска имеет светлый, часто почти белый цвет, а также в соответствии с традицией раскрашивать культовую резьбу, наносятся тонировочные составы. В зависимости от замысла это может быть легкая прорисовка с целью придания эффектности складкам и углублениям; а может и яркая, многослойная, насыщенная проработка деталей различными цветами. Тотальную, кроющую окраску сейчас применяют редко, так как всегда жалко терять натуральную фактуру дерева. В недорогих работах (как в данном случае) я использую морилки на водной основе, нанося их в несколько приемов, при необходимости, разводя водой.



Далее - нанесение защитного слоя. Сейчас для качественного покрытия изделий из древесины есть множество препаратов: лаки, воски, мастики, масла, пропитки. Выбор всегда зависит от свойств материала, вкуса мастера и его желания добиться определенного эффекта.



Сделав финишное покрытие матовым или блестящим, можно в корне изменить внешний вид работы (иногда даже безнадежно испортить). Также следует учесть условия, в которых будет храниться работа. Скажем, для надвратных, подверженных всем климатическим и природным воздействиям, икон необходима специальная, особо прочная защита со всех сторон. Наша маленькая карманная иконка вряд ли будет подвергнута таким испытаниям, поэтому пропитана только несколькими слоями льняного масла. В последний добавлено несколько капель эфирного масла, чтобы облагородить не слишком приятный запах льняного. Каждый слой тщательно располирован мягкой тканью и высушен.


Возможно также украшение резной иконы сусальным золотом, поталью, камнями, металлическими вставками, однако сделать это деликатно и уместно весьма непросто. Грань между богатым декором и китчево-балаганной безвкусицей чрезвычайно тонка, тогда как натуральная, умело обработанная древесина, всегда выглядит естественно, благородно и даже роскошно.




Вот и все. Можно нести доску в храм - освящать: только тогда из изделия декоративно-прикладного искусства она превратится в настоящую икону.

Удачи!


Мира Вам и добра.

ИКОНЫ - не что иное, как святое изображение. Резные иконы выполненные на дереве-естественное стремление сделать святое изображение красивее и долговечнее. В первую очередь-это выражение любви и почитания тому образу, которому мы поклоняемся. Красота и роскошь присутствует не только в православии. но и в других религиях мира. Благоукрашение -это посвящение БОГУ своей жертвы в виде заработанных денег.Резные иконы-в первую очередь-почитание Бога, проявляемое в художественной символике. Украшение резьбой икон и церковной утвари-зримая философия почитания божественной сущности, заключенного в иконе.Резные иконы на термированном дереве-долговечное вложение. Обидно, когда почитаемый образ, купленный в виде репродукции или фотографий через год, а то и раньше, просто приходит в негодность. Это недопустимое кощунство! Именно поэтому мы выбрали путь резных икон, с использованием новейших технологий обработки дерева, что бы святой образ, находился рядом с нами на протяжении многих лет и намоленный ни одним поколением, хранил частицу Бога, передаваясь к потомкам, храня и защищая их, нашей и Божественной любовью и заботой.

В чем смысл резных икон?

ИКОНА РЕЗНАЯ СВЯТАЯ ТРОИЦА - или "Тройная радость"-для православных имеет особый смысл-чудотворная икона имеющая в своей основе Триединство божественного образа.

Проявление непрерывности существование Бога-она вносит в душу покой и уверенность в незримом присутствии Господа. Этой иконе молятсятысячи людей нуждающихся в душевном умиротворении и находящиеся в духовном поиске.

"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - молитвы этой иконе, спасли миллионы людей от пагубных привычек-пьянства, наркомании, курении. Чудоворный образ-незримо охраняющий семьи и исцеляющий страждущих. Исцеление человека от алкоголизма-самое распространенное чудо-которое дарит образ Божьей Матери миллионам людей во всем мире.

ИКОНА РЕЗНАЯ "СВЯТАЯ МАТРОНА"-"Все, все приходите ко мне, после того как я умру и рассказывайте мне обо всем, как живой-я буду и слышать, и видеть вас и помогать в скорбях ваших" Нет правил или обязательного списка с которыми можно б было обратится к Матронушке, с любой бедой, с любой просьбой может прийти верующий и искренней молитвой своей, истинней верой, обращаясь к Матронушке, получить поддержкуи помощь. Ни от кого не отвернеться Великая Святая.

ИКОНА РЕЗНАЯ "ТИХВИНСКАЯ БОГОРОДИЦА"

Мало кто знает, что именно эта икона вляется покровительницей детей-имеенно эта икона способна помочь при обращении к ней матерей с просьбой усмирить буйный нрав ребенка и направить его на путь истинный. Именно с просьбой обисцелении больного ребенка следует обратиться к Тихвинской Богородице. Позаботиться она и о бесплодных-помогая им с чудом деторождения.

Иконы – это изображения святых и апостолов. Издревле их писали специально обученные люди, которые могли строго следовать каноническим предписаниям. Поэтому древние иконы похожи друг на друга по образам.

Но при этом иконописец все же мог внести свою лепту в общий образ. Для этого он пытался воссоздать образ разными техниками. Делались старые иконы на дереве. Материал брали тот, который был распространен в регионе, где писалась икона. Обычно это была липа, но могли использовать сосну или ель. Сами иконописцы редко делали доску для иконы. Они доверяли это дело деревщикам, которые могли выбрать самый крепкий слой древесины, и правильно соединить доски для большой иконы . Впоследствии именно по местам скрепления сегодня можно определить, из какого региона прибыла та или иная икона. Иконы из дерева покрывали грунтом, затем несколько раз мазали горячим клеем. С течением веков технология производства досок совершенствовалась – выполняли чеканку на гербах, чтобы сделать образ более рельефным, золотили изображения. Но самой главной все же оставалась работа иконописца. Рисунок на иконе делали несколько раз, с использованием разных материалов.

Вначале рисовали общий вид иконы, а потом все детали прорисовывались более подробно. После этого золотили необходимые элементы – это могли быть поля, свет, складки одежды. Затем писались одежды, пейзажи, строения. И только в конце писали лик святого. Такая кропотливая работа по созданию икон требовала качественных материалов. Но даже самые натуральные материалы имеют свойство терять свой первоначальный вид со временем. Для того, чтобы обновить икону , наносили новую живопись, а иногда и полностью переписывали икону. Сегодня в такой кропотливой работе нет необходимости – современные материалы позволяют создать не менее качественные варианты икон, и некоторые из них даже могут быть сделаны «под старину». Такие иконы выглядят красиво и качественно.

Чтобы создать икону сегодня, уже не нужно долго выбирать породу дерева, шлифовать доски и искать профессионального мастера по росписи икон. Гораздо быстрее их можно сделать на заказ, если будут устраивать покупателя. Предметы старины пользуются большим спросом у ценителей искусства, но не каждый может позволить себе купить настоящую реликвию. Тогда на помощь приходят мастерские, в которых можно заказать любую икону, которая будет стилизована под старину. Для производства таких икон все также нужно дерево – например, липа. Хотя можно выбрать и другие варианты, которые предложат в мастерских. От качества дерева будет зависеть общий вид иконы, и то, насколько долго она будет храниться. Иконы могут украшаться дополнительными элементами – например, драгоценными камнями, резьбой. Еще можно, чтобы лики и одежда святого были расписаны вручную – это придаст иконе более древний вид.

Как изготавливают старинные иконы на дереве?

Несмотря на то, что сегодня технологии создания икон стали проще, время на подготовку изображений уход довольно много. Но покупатель этого не замечает. Для начала доску, на которой будет икона, готовят вручную, и выдерживают четыре года. Мастера, которые пишут икону, работают по авторской технологии. Это позволяет получить более детальную прорисовку образа. Для рисования используют масляные краски, как и в древности. Чтобы работа отталкивала влагу, базовые слои красок наносят на икону с помощью техники. Большое значение имеет то, в каких условиях в дальнейшем будет храниться икона. Чтобы рисунок не выгорал, также используются специальные технологии.

Для чего нужны деревянные иконы?

Иконы из дерева современного производства – это хороший подарок для тех, кто исповедует христианство. Существует много видов икон, и для каждого человека можно подобрать именно ту, которая подойдет ему, и поможет ему в сложных жизненных ситуациях. Старые иконы из дерева – тот предмет, который не оставит равнодушным никого. Старые вещи притягательны, в них есть свой особый шарм, и к тому же такие иконы смотрятся дорого и красиво. Сегодня не составит проблем сделать икону с любым изображением, так что человеку можно подарить уникальный предмет, которого не будет ни у кого. Иконы, созданные сегодня, ни в чем не уступают по качеству древним росписям, и будут служить долго.

Русь-матушка всегда славилась своими мастерами и народными умельцами. Особенно почитались иконописцы. Икона – это святыня, для изготовления которой нужно было получить благословление в церкви. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но, тем не менее, при изготовлении иконы своими руками нужно обязательно соблюдать определенные заповеди. Это символ Веры в Бога, поэтому нужно обязательно прочитать молитву и с Божьей помощью приступать к работе.

Люди по-разному приходят к Богу. Некоторые ощущают потребность в написании икон после продолжительной болезни, когда Всевышний даровал исцеление. Главное, чтобы это не было кощунством.

Как сделать икону своими руками из фотографии

Есть множество вариантов переноса фото иконы на деревянную поверхность. Самый простой способ – напечатать при помощи принтера на хорошо обработанной деревянной поверхности.

Но наиболее ценные поделки – это, когда человек делает своими руками. Он вкладывает в них свою душу, мастерство, энергию.


Вот несколько вариантов нанесения изображения с фото на деревянную поверхность:

Фотография иконы «Матерь Божья с младенцем на руках» распечатывается на лазерном принтере на бумажную основу. Берется чистая фанера или деревянная дощечка, выпиленная по размеру фотографии.

Поверхность дерева смазывается разведенным клеем ПВА из расчета 3 части клея и 1 часть воды. Это делается для того, чтобы клей впитался в текстуру дерева.

Фотография прикладывается лицевой стороной к поверхности дощечки и аккуратно приглаживается, чтобы не было воздушных пустот. Для этого можно использовать губку. Приглаживать нужно очень аккуратно, чтобы не порвать фотографию.

Оставить высыхать на 8-10 часов. Поверхность нужно смочить водой и тихонько оттереть бумагу от изображения. Изображение покрыть лаком.

Некоторые для того, чтобы не оттирать бумагу используют для печати пергамент. Техника такая же, только пергамент после смачивания отходит полностью листом, оставляя изображение на дереве.

Можно наклеивать фото, напечатанные на бумаге, на твердую поверхность. Вариантов очень много.

Как сделать икону под старину

Икону «Матерь Божья с рукой» будем делать на дереве:

  • Деревянная доска или фанера покрывается морилкой.
  • После высыхания наносится слой белой краски.
  • Затем можно покрыть серебряной или золотой краской.
  • Наносится тонкий слой красной краски, но это делается при желании. Можно оставить как есть. Сквозь слой красной краски должна проступать золотая или серебряная основа.
  • Приложить газету к влажной краске и быстро снять.
  • Так нужно сделать несколько раз. Это дает эффект «состаривания».
  • Сверху нужно еще раз тонким слоем нанести позолоту и лак.
  • После высыхания наклеивается вырезанное изображение иконы. Можно применить предыдущие методы наклеивания.
  • Все покрывается слоем прозрачного лака.

Это чудотворная икона, дарующая людям исцеление от многих болезней.

Иконы бисером

Многие спрашивают, как сделать икону своими руками при помощи бисера. В этом нет ничего сложного:

  • В магазинах по рукоделию продаются прекрасные готовые наборы для вышивания бисером на ткани. Особой популярностью пользуется икона «С младенцем на руках».
  • Есть много изображений, нужно выбрать то, к которому потянулась душа.
  • При вышивании бисером картина напечатана на холсте с уже готовой схемой.
  • Бисер тоже уже подобран.
  • Подробно описана техника вышивания.
  • Прилагается специальная тонкая игла.
  • Бисер нужно рассыпать в специальные маленькие емкости, которые продаются в том же магазине. Для каждого цвета будет своя закрывающаяся ячейка.
  • Вышивать удобно на специальных пяльцах.
  • Важно, чтобы было хорошее освещение.

Эта работа принесет много радости и счастья. Постепенно икона будет оживать под вашими умелыми руками, переливаясь великолепным бисером. Для начала нужно усвоить простую технику, а затем, по мере роста мастерства, можно осваивать более сложные способы.

Поверьте, вышив одну икону, вам захочется продолжить работу. Это увлечение на всю жизнь.

Подумайте, ведь ваша душа недаром потянулась к Богу. Значит, это необходимо. Вышивка подарит душевный покой и радость. Постепенно отойдут мучившие страхи и беспокойство, потому что у вас уже есть цель и смысл.


При чтении молитв мысли приходят в гармонию, тревоги отступают прочь. Очень важен внутренний настрой. Нужно просить у святых помощи и исцеления для себя и своих близких. Молитвы ваши будут услышаны, а вы получите утешение.

Готовую вышитую икону нужно обязательно красиво оформить. Лучше отдать профессиональным специалистам в багетную мастерскую. Икону обязательно нужно освятить в церкви. При желании можно попросить благословение.

Но, если вы не вышиваете лик и руки, а только фон и одежду, то на это разрешение не требуется. Это нужно при вышивке нитками, когда вышивается полностью вся икона с изображением святых.

Икону можете подарить или оставить у себя.

Фото икон своими руками

Что еще почитать