Звуки мягкие согласные: буквы. Буквы, обозначающие мягкие согласные звуки

1-й способ - посредством гласных 2-го ряда Сходство парных гласных

Цель: наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие через зеркало и без него).

1) Произнесение гласных парами с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции (каждой пары звуков):

2) Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч):

Соня, Аня, руки, знамя, космос, костер, утюг, память, поет, поэт, боксер, вилы, орех, весла, сильный, баян, салют, мыши, овес, клюнул, крыша, крыши, сливы, мухи, полет, скамья, ивы, лапы, липы, месяц, киты, маяк, птицы, пожар.

4) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:

Заяц спасся от волка.

Плыть вбурю опасно.

На ветке поёт чижик.

Козёл пошёл к ручью напиться.

Мы споём эту песнювдвоём .

Дуют сильные ветры.

5) Самостоятельно подобрать слова, имеющие парные гласные.

Различие парных гласных

Цель: тренировать детей в различении твердых и мягких согласных (в произношении и по слуху); упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.

При повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласных второго ряда. Аналогично - с согласными л, с и др.

2) Упражнение в слухо-произносительной дифференциации твердых и мягких согласных:

а) изолированно: услышав твердый вариант, назвать мягкий (с перекидыванием мяча):

б - б", в - в", г -г"и т.д. Аналогично к мягкому варианту подобрать твердый;

б) в слогах (перекидывая мяч):

3) Выборочный диктант слогов (записывать только слоги, содержащие мягкий согласный):

а) са, се, лё,ре, му, ми, зя, фа, до,рё, ки, бо, ге, ты, те, ла;

б) адо, ати, пря, гру, сми, ква, кве, дря, сва, сви, жне, глю...

мал - мял; лук - люк; мыл - мил; нос - нёс; вол - вёл.

5) Сопоставить по значению, произношению и написанию слова:

начинать - начинять; потомки - потёмки;

поток - потёк; слог - слёг.

6) Прослушать потешку. Выделить повторяющийся звук в, отмечая твердый и мягкий варианты его звучания. После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом; мягкий согласный с последующим гласным второго ряда - красным:

Я во двор вела вола.

За рога вола вела.

Я вела во двор, а вол

В огород меня завёл.

7) Придумать слова, начинающиеся на мягкий согласный.

Образец: ф" - фиалки, фикус, фигура, февраль, фильм...

Цветы у В-ли зав-ли.

Мы вчеригр-ли в пр-тки.

Сын гл-дит, как мама гл-дит.

Нади Д-ша ед-т кашу.

Юрбыл р-д, что попал в первый р-д.

У Пети ут-т-, у Вити кот-т-.

Я с-ду в с-ду.

Мы услыхали р-в кор-вы.

Брат прив-з целый в-з сена.

У Ал-ши новые гал-ши.

Л-ня л-вит рыбу.

У т-ти Т-ни была т-лка Т-мка.

В р-ще светло от бер-з.

Отец послал Петна почт-.

Л-ся л-бит л-к.

Павл-ша ел спел-ю кл-кву.

Ил-ша водит в школЛ-шу.

Н-жно полить вишн-.

Дифференциация Ы - И

2) При отраженном повторении за логопедом следующих слов поднимать соответствующую гласную (ы или ы):

пир, бить, мыть, ты, спи, мы, мир, вы, сыр, писк, пыль, тир, визг.

3) Прослушать стихотворение.

ОХ, И НЕПОРЯДКИ В МИШКИНОЙ ТЕТРАДКЕ!

Что глядишь, корова,

Строго и сурово?

Мишка-лодырь через а

написал «карова».

Напишите вы

«Мишка» через ы.

Проучите Мишку -

Превратите в мышку.

Кошка мышку хвать -

Будет лодырь знать!

(С. Погореловский)

4) Ответить, как изменится смысл и звучание данных ниже слов, если в них гласный и заменить гласным ы:

нИтъ, пИлил, пилИ, вИли, вилИ, забИть.

6) Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча).

Логопед называет имя существительное в единственном числе, ученик, возвращая мяч, называет то же слово во множественном числе и выделяет последний гласный звук - ы или и, например:

рама -рамы (ы), тетрадь - тетради (и), стена - стены (ы) и т.д.

7) Разложить предметные картинки в две группы по наличию в окончании гласного ы или и:

столЫ, комарЫ, сливЫ, кустЫ... яблокИ, грушИ, книгИ, спичкИ...

8) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:

У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.

а) Эти в-шн~, эти ел-в- саммсажал-.

Эти куст-кмал-нсампол-вал-.

б) У М-шж-лбел-е м-ш~. У Люсс-н-е бус-.На р-нке много гр-бов. Курсклевалзерн-шк-. Нельзя заг-батъ в кн-гах л-ст-. Ул-цпокр-тснегом. У реки шурш-т кам-ш. Д-на несет в сумке д-ню.

10) Текст для графического диктанта:

Мы наловили много рыбы. Были тут ерши и окуни. Домой мы плыли в лодках. Наши мамы были рады. Они наварили нам ухи. Когда руки были вымыты, все сели за стол.

2-й способ - посредством буквы ь

1) Прочитать данные на доске слова, записать их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных, которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда приходит в этом случае письменный специальный знак, не обозначающий никакого звука, - буква ъ (мягкий знак):

2) Прослушать стихотворение:

Мягкий знак - хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь -

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно:

Мягкий знак перечеркнуть -

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

(Е.Измайлов)

Какие превращения слов произошли при использовании буквы ь? Записать эти пары слов в тетрадях.

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь - хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне красивая ель. Мой брат разрешает брать его книги.

5) В каждой паре слов определить по слуху согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. Указать место в слове буквы ь (в срередине и конце слова):

8) Что произойдет, если из данных ниже слов исключить ь:

банька, полька, галька, зорьки, горьки?

9) Тексты для комментированного письма или графического диктанта:

а) Вчера был дождь. Таня гуляла без пальто. Теперь она больна. Тане больно глотать. Ей нельзя вставать.

б) У Юры корь. На теле сыпь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство. Юра лег в постель. Теперь весь день мать возле больного сына.

10) Запомнить со слуха потешку; повторить ее хором; записать под диктовку:

У пенька опять пять опят.

Подчеркнуть согласные, мягкость которых обозначается вторым способом.

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Речь человека, особенно носителя языка, должна быть не только правильной, но и красивой, эмоциональной, выразительной. Здесь важны и голос, и дикция, и выдержанные орфоэпические нормы.

Умение правильно произносить звуки складывается из практических занятий (тренировки голоса: громкость, тембр, гибкость, дикция и т. п.) и знаний о том, в каких случаях уместно то или иное произношение звука (орфоэпические нормы).

Прежде чем говорить про буквы, которые обозначают мягкие согласные фонемы, следует вспомнить основные фонетические понятия и термины.

Фонетика: звуки и буквы

Начнем с того, что мягкие согласные буквы в словах русского языка отсутствуют. Так как звук - это то, что мы слышим и произносим, он неуловим, это неделимая часть речи, которая получается в результате артикуляции человека. А буква - это только графический символ, обозначающий тот или иной звук. Их мы видим и пишем.

Полного соответствия между ними не существует. В одном слове может не совпадать количество букв и звуков. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв, а в речи сорок семь звуков.

Точная в слове посредством букв - транскрипция. Буквы в этом случае записываются в квадратных скобках. При фонетическом разборе каждый звук необходимо записать отдельной буквой, поставить ударение и обозначить мягкость, если нужно ["], например, молоко - [малако], моль - [мол"] - в данном случае буква л с апострофом указывает на мягкий звук [л"].

Фонетика: гласные и согласные

Когда поток воздуха вылетает из горла, не встречая препятствий на своем пути, получается (певучий). Их в русском языке шесть. Они бывают ударные и безударные.

Если же воздух, выходя из гортани, проходит не свободно, то получается согласный звук. Они формируются из шума или шума и голоса. Согласных фонем в нашем русском языке тридцать семь.

  • сонорные (голос гораздо сильнее шума);
  • шумные - звонкие и глухие.

Также по произношению бывают мягкие согласные (буквы, которые их обозначают, пишутся с апострофом) и твердые звуки. Они отличаются произношением - говоря мягкий согласный, человек поднимает среднюю спинку языка высоко к небу.

Графика: буквы

Итак, буквы - это обозначения звуков на письме. Наука, которая изучает их, - графика. Алфавит - это графические изображения звуков языка, выстроенные в определенном порядке. Десять букв русского алфавита - это гласные буквы, которые обозначают гласные звуки. Еще в его состав входит двадцать одна согласная и две буквы, не обозначающие звуков вовсе. Каждой букве в алфавите присвоено свое уникальное название. Современный алфавит был создан в 1918 году, а официально утвержден в 1942-м. Сейчас эти графические знаки используются более чем в пятидесяти разных языках мира.

Буквенно-звуковой состав

В русском языке состав звуков речи и букв отличается из-за специфики письма - буквы мягких согласных звуков и твердых идентичны - ел [й"эл], ель [й"эл"]; а шесть гласных обозначаются на письме десятью буквами. Так и получается, что звуков в речи на четырнадцать больше, чем букв в алфавите.

Твердые согласные

Согласные фонемы составляют пары: звонкий - глухой, мягкий - твердый. Но есть те, которые всегда будут звучать твердо, - это ж, ш, ц. Даже в словах парашют, брошюра и однокоренных ш останется твердым. В некоторых иностранных словах, они произносятся иначе.

Мягкие согласные

Также существует трио звуков, которые всегда мягкие, согласные буквы, обозначающие их, - ч, щ, й . Из этих правил нет исключений в русском языке.

Парные согласные

Согласные в основном являются парными, то есть каждому твердому звуку соответствует его же более мягкое произнесение. Буквы, обозначающие мягкие будут идентичными. В транскрипции к ним добавится знак ["].

Как определить где будут стоять мягкие согласные? Буквы складываются не сразу в слова, сначала они образуют слоги. Мягкость или твердость произношения согласного зависит от того, какой звук идет за ним в слоге.

Слоги

Слог - это звук или несколько звуков, которые произносятся на одном дыхании, одним толчком воздуха.

Гласные - слогообразующие звуки, к ним примыкают согласные - получается слог: мо-ло-ко, ле-та-ю-ща-я ры-ба. Количество слогов в слове равно количеству гласных букв в нем.

Открытые слоги заканчиваются гласными звуками: картина - кар-ти-на , правомерный - пра-во -мер-ный.

Если в конце слога стоит согласный - это закрытый слог: кар -ти-на, правомерный - пра-во-мер-ный .

В середине слова чаще бывают открытые слоги, а примыкающие к ним согласные переносят на следующий слог: по-ддать, ди-ктор. Звуки, которые могут закрывать слог среди слова, - звонкие, непарные, твердые согласные и мягкие. Буквы для их написания - й, р, л, м, н . Например: кисонька - ки-сонь-ка.

Различают деление слов на слоги и на части для переноса, а также на морфемы. Это силлабический, или слоговый, принцип графики. Он применим и к согласным.

Твердые и мягкие согласные: буквы (слоговый принцип)

Проявляет себя он применительно к согласным тем, что определяет единицу чтения и написания:

  1. Как совмещение согласной и следующей за ним гласной букв.
  2. Объединение согласной и мягкого знака.
  3. Группирование двух согласных или пробела на конце слова.

Итак, чтобы понять, к мягким или твердым относится определяемый в слове звук, необходимо обратить внимание, что стоит после него в слоге.

Если за интересующим нас идет любой согласный, то определяемый звук - твердый. Например: стрекот - стрекот, т - твердый.

Если же следующий - гласный, то необходимо запомнить, что перед а, о, у, э, ы стоят Например: мама, путы, лоза.

И, е, ю, я, ё - буквы, обозначающие мягкий согласный звук. Например, песня - песня, п, н - мягкие, при этом с - твердый.

Чтобы хорошо говорить и правильно читать мягкие согласные буквы и звуки, необходимо развивать свой - понимание и различение звуков речи. Хорошо развитая способность четко определять, какие звуки есть в слове, даже если вы слышите его в первый раз, позволит вам лучше запоминать и понимать речь окружающих. А главное - самому говорить красивее и правильнее.

Слоговый принцип удобен тем, что позволяет сократить количество букв в алфавите. Ведь чтобы обозначить мягкие и твердые согласные фонемы, нужно было бы придумать, создать, а пользователям выучить пятнадцать новых графических элементов. Именно столько содержится в нашей речи. На практике оказалось достаточно определить гласные, указывающие, какие буквы согласные мягкие.

Буквы, обозначающие мягкий согласный звук

Мягкость звука обозначают ["] только при написании транскрипции - звуковом разборе слова.

При чтении или письме существуют два способа обозначать мягкие согласные.

  1. Если мягкий согласный звук заканчивает слово или стоит перед другим согласным, то его обозначают "ь". Например: метель, стольник и т. д. Важно: при написании мягкость согласного определяется "ь" только если он стоит в однокоренных словах и перед мягким, и перед твердым согласным в разных случаях (льна - льне). Чаще всего, когда два мягких согласных стоят рядом, после первого "ь" не применяют в написании.
  2. Если за мягким согласным идет гласный, то его определяют буквами я, ю, и, ё, е . Например: вёз, сел, тюль и т.д.

Даже при применении силлабического принципа возникают проблемы с е перед согласным, они настолько глубоки, что переходят в орфоэпию. Некоторые ученые считают, что необходимым условием благозвучия является запрет на написание е после твердых согласных, потому что эта графема определяет мягкие согласные буквы и мешает правильному произношению твердых. Есть предложение, заменить е на однозначное э . До введения, унифицированного написания слогов е - э в 1956 году активно и законно практиковалось парное написание таких слов (адекватный - адэкватный). Но основной проблемы унификация не решила. Замена е на э после твердых согласных, очевидно, тоже не станет идеальным решением, новые слова в русском языке появляются все чаще, и в каком случае писать ту или иную букву, остается спорным.

Орфоэпия

Вернемся к тому, с чего начали - нашей речи, - она обусловлена орфоэпией. С одной стороны - это выработанные нормы правильности произношения, а с другой - это наука, которая изучает, обосновывает и устанавливает эти нормы.

Орфоэпия обслуживает русский язык, стирает грани между наречиями, чтобы людям было проще понимать друг друга. Чтобы, общаясь между собой, представители разных регионов думали о том, что они говорят, а не о том, как прозвучало то или иное слово у собеседника.

Фундамент русского языка и, следовательно, произношения - московское наречие. Именно в столице России начинали развиваться науки, в том числе и орфоэпия, поэтому нормы предписывают нам говорить - произносить звуки, как москвичи.

Орфоэпия дает один правильный способ произношения, отвергая все другие, но вместе с тем иногда допускает варианты, которые считаются верными.

Несмотря на четкие, понятные и простые правила, орфоэпия отмечает множество особенностей, нюансов и исключений в том, как произносятся буквы, обозначающие мягкий согласный звук и твердый...

Орфоэпия: мягкие и твердые согласные

Какие буквы согласные мягкие? Ч, щ, й - произносить вместо мягких звуков твердые, ни в коем случае нельзя. Но правило это нарушается, попадая под воздействие белорусского языка и даже русских наречий, выговоров. Вспомните, как в этой славянской группе звучит слово еще , например.

Л - это парный согласный звук, соответственно, стоящий непосредственно до согласного или в конце слова он должен звучать твердо. Перед о, а, у, э, ы тоже (палатка, угол, лыжник), но в некоторых словах, пришедших к нам чаще из иностранных языков, носители которых живут преимущественно в Европе, и являющимися именами собственными, л произносится почти мягко (Ла Скала, Ла Рошель, Ла Флер).

Согласные, стоящие последними в приставке перед твердым знаком, даже если потом идут буквы, обозначающие мягкий согласный звук, произносятся твердо (подъезд, объявление). Но для согласных с и з это правило не имеет полной силы. Звуки с и з в этом случае могут произноситься двояко (съезд - [с"]езд - [с]езд).

В правилах орфоэпии прописано, что нельзя смягчать конечный согласный в слове, даже если они сливается со следующим словом, начинающимся на э (в этом, к экватору, с эму). Если в речи происходит смягчение такого согласного, это говорит том, что человек общается посредством просторечного стиля.

"Ь " тоже относится к списку "мягкие согласные буквы" и звуки перед ним должны произноситься мягко, даже звуки м, б, п, в, ф в таких словах, как семь, восемь, прорубь, верфь и т. п. Произносить мягкие звуки твердо перед "ь " недопустимо. Только в словах восемьсот и семьсот м может иметь не мягкое, а твердое звучание.

Какие буквы обозначают мягкие согласные, нужно помнить четко - е, ю, ё, я, и .

Так вот, во многих иностранных словах перед е согласный звук не смягчается. Это нередко случается с губными м, ф, в, б, п. П - Шопен, купе; б - Бернард Шоу; в - Сольвейг; ф - аутодафе; м - реноме, консоме.

Гораздо чаще этих согласных, твердо перед е звучат зубные согласные р, н, з, с, д, т. Р - рейхсвер, Рерих; н - пенсне, турне; з - шимпанзе, Бизе; с - шоссе, Мюссе; д - демпинг, шедевр; т - пантеон, эстетика.

Таким образом, буквы мягких согласных звуков имеют довольно определенный состав, но попадают под ряд исключений.

1. Прочитай выразительно.

      На солнышке согрелась ель .
      Подтаяла со сна.
      И дёт апрель , звенит ка пель .
      В ле су у нас ве сна.
      (3. Александрова)

  • Объясни написание выделенных в словах букв. Спиши любое предложение.
  • Произнеси все согласные звуки в слове апрель . Какой из них твёрдый, а какие - мягкие согласные звуки?

2. Рассмотри предметы.

  • Произнеси каждое слово-название предмета. Послушай, какими звуками они различаются. Какой из них твёрдый, а какой - мягкий согласный звук?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки - так: [л"], [к"], [м"], [з"].

3. Прочитай каждую пару слов. Произнеси звуки, которые обозначены выделенными буквами.

  • Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р"], [в], [в"], [л], [л"], [м], [м"] в данных словах?
  • Спиши слова, в которых первый звук -мягкий согласный.

4. Произнеси слова по их звуковым обозначениям. Скажи, что обозначает каждое слово.

[м"этр] [лыжн"а] [кл"он]

  • Объясни, как ты будешь обозначать на письме мягкость согласных звуков в данных словах.

5. Прочитай.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами

Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости : [б] - [б"], [д] - [д"], ... .

  • Произнеси каждую пару звуков. Одинаковой ли буквой они обозначены на письме?
  • А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твёрдые, а какие - мягкие?
  • Догадайся, для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак».

6. Прочитай.

      В любом краю любой страны
      Ребята не хотят войны.
      Им в жизнь вступать придётся скоро,
      Им нужен мир, а не война...
      (Е. Трутнева)

  • Какая мысль выражена в стихотворении?
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

7. Прочитай загадку. Отгадай её.

      Висит за окошком
      Кулёк ледяной.
      Он полон капели
      И пахнет весной.
      (Т. Белозёров)

  • Как узнать, в каких словах есть мягкие согласные звуки? Произнеси эти звуки.
  • Спиши первое предложение. Подчеркни в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
  • Выпиши из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркни буквы, обозначающие эти звуки.

ре бя́та

8. Прочитай. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове?

  • Распредели слова в две группы: в первую - слова, где буква л обозначает мягкий согласный звук, во вторую - слова, где буква л обозначает твёрдый согласный звук.
  • Запиши слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук.

9. Прочитай.

      На св..те есть кот..та -
      Касьянка, Том и Плут.
      И есть у н..х хоз..йка,
      Не помню, как зов..т.
      Сказала р..з хоз..йка:
      «Схожу купл.. буква..,
      Неграмотный кот..нок -
      Невежда и дика..».
      (И. Токмакова)

  • Объясни, какие буквы пропущены в словах. Произнеси звуки, которые они обозначают.
    Почему ударный гласный звук [а] в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами?

10. Прочитай выразительно.

      На малютку сына
      Нежно мать глядела;
      Колыбель качая,
      Тихо песню пела:
      «Ай! уймись ты, буря!
      Не шумите, ели!
      Мой малютка дремлет
      Сладко в колыбели».
      (А. Плещеев)

    Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне.
    Запиши выделенное предложение. Подчеркни в словах предложения буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Задачи урока:

1. Учить различать гласные первого и второго ряда в слогах, словах, предложениях.
2. Учить сравнивать согласные по твёрдости-мягкости на уровне звука, слога, слова.
3. Формировать умение выбирать гласную букву для обозначения мягкости согласного на письме.
4. Развитие навыков звукового анализа.
5. Развитие навыка работы с деформированным предложением.

Оборудование:

Для учителя: компьютерная презентация, изображения сказочных героев, цветные шарики со слогами, карточки со словами для предложений.

Для учащихся: рабочие тетради, карточки с заданием.

I.Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Начинаем урок обучения грамоте.

II. Введение в тему.

Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.

Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка) (2 слайд)

Незнайка на уроке писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.

Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки..Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает? (3 слайд)

Незнайка не научился использовать гласные буквы для смягчения согласных звуков. Поможем Незнайке?

Мы должны заработать 5 баллов для Незнайки, выполнив 5 сложных заданий.

III. Сообщение темы урока.

Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами».

Повторим и закрепим то, чему научились на последних уроках обучения грамоте. (4 слайд)

IV Чистописание.

л лл л
ло ле ла лы лю ли

Повторим написание строчной буквы л, соединение буквы л с другими буквами.

На какие две группы можно разделить слоги? (слоги с твёрдыми согласными и мягкими согласными).

Отметьте синим цветом твёрдые согласные в слогах, зелёным цветом- мягкие согласные.

V. Работа по теме урока.

1) — Посмотрите внимательно на таблицу букв. Назовите те буквы, которые используются для смягчения согласных. Будьте внимательны. (5 слайд)

Для смягчения согласных используем гласные второго ряда: Я, Е, Ю, И, Ё

2) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в прямых слогах. (На доске изображения сказочных героев и шарики со слогами)

Первое задание для вас и Незнайки.

Помогите друзьям Незнайки – Чиполлино и Буратино- собрать разлетевшиеся шарики. Буратино должен собрать шарики со слогами, в которых твёрдые согласные звуки, а Чиполлино – с мягкими согласными звуками. (Дети выполняют задание у доски)

Молодцы! Вы справились с первым заданием. Получаете первый балл. (6 слайд)

3) Дифференциация твёрдых — мягких согласных в небольших словах.

Модели слов (7 слайд)

Составьте слова, используя гласную сначала первого ряда, затем второго ряда. Наблюдаем за значением слова.


- Вывод: От выбора гласной зависит значение слова.

Следующее задание.
- Приготовьте сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Сигнальной карточкой покажите твёрдость или мягкость первого согласного в слове. Подумайте, какую гласную будем писать после него.

Мыл, мил, сын, семь, торт, тёрка, мишка, мышка.

Молодцы! Получаем ещё один балл за работу. (8 слайд)

4) Самостоятельная работа по вариантам (в тетради)

1 вариант записывает слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука,

2 вариант- слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. (9 слайд)

Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.

Проверка.

Молодцы! Заработали вместе с Незнайкой ещё один балл. (10 слайд)

VI. Физминутка.(11 слайд)

VII. Закрепление на материале предложений.

1) Работа со словами-паронимами.

Вставьте подходящее по смыслу слово. (12 слайд)

РАДЫ — РЯДЫ

Дети сажали овощи. Они старались делать ровные _______. Осенью убирали урожай. Все были _________.

НОС — НЁС

Буратино _______ золотой ключик. Он любит всюду совать свой _______.

МИШКА — МЫШКА

Кот ___________ ловил __________.

Работа выполняется детьми на карточках самостоятельно с последующей проверкой на слайде.

Молодцы! Заработали четвёртый балл. (13 слайд)

2) Зрительно-слуховой диктант.

Работа с деформированными предложениями. (карточки со словами на доске) (14 слайд)

зиме рады дети
Нины Пети и санки у
горки малыши с катались

Соберите рассыпавшиеся предложения. (Дети работают у доски)

Дети рады зиме.
У Пети и Нины санки.
Малыши катались с горки.

Запись под диктовку с предварительной подготовкой.

Самопроверка. (16 слайд)

Анализ работы.

Кто написал предложения без ошибок?

У кого 1-2 ошибки?

За эту работу вы и Незнайка заработали ещё один — пятый балл. (17 слайд)

VIII. Итог урока.

Итак, наш урок подошёл к концу. Мы помогли Незнайке разобраться в очень сложном материале. Вспомним, о чём говорили на уроке?

Какие гласные буквы смягчают согласный звук?

IX. Домашнее задание.

Текст с ошибками, который написал Незнайка в начале урока. Списать, исправив ошибки.

Душейко Оксана Юрьевна,
учитель — логопед МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР»
г. Березники Пермский край

Что еще почитать