Зона степей сообщение по окружающему миру. Природная зона степи России: где находится, карта, климат, почвы, флора и фауна

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Ответ: Лесостепь

Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет

Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль - Кобылка - Степной жаворонок - Степной орел
Типчак - Хомяк - Степная гадюка

Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа


План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

План


1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4 Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания
7. Экологические проблемы

8.Заповедники


1. Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом


Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Клим ат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи . Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

4. Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный .

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.


Степной орёл
— хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
—> Лисы
—> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство . Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  • Ограничить распашку степей:
  • Ограничить выпас скота;
  • Бороться с браконьерством;
  • Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

8. Заповедники


Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

Просмотры: 73 627

Вам может быть интересно

Зона степей располагается к югу от лесной зоны. Это бескрайние равнинные пространства, покрытые травянистым ковром. Лишь изредка в степи можно найти одинокие деревца или небольшие группы деревьев, которые растут возле водоемов. Эта природная зона встречается на всех континентах.

Особенности климата

Лесная зона постепенно, через лесостепь, переходит в безлесную природную зону - степь. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье.

Степная зона находится в умеренном климатическом поясе. Это значит, что здесь царит солнечная, сухая погода. Для этой местности характерны суховеи - горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.

Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20-22 градусов по Цельсию, но иногда может повышаться до 40 градусов. Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.

Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Степь весной.

Главное богатство степной зоны - это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой - гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.

Растительный мир

Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне - всевозможные травы и злаки.

Рис. 2. Степные растения.

Для степных растений характерны следующие признаки:

  • узкие листья - для испарения малого количества влаги;
  • светлый цвет листвы - лучше отражает солнечные лучи;
  • многочисленные мелкие корешки - лучше впитывают и удерживают ценную влагу.

В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.

Животный мир

Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.

Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.

Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.

Суслики - типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.

Рис. 3. Суслики.

Экологические проблемы степей

Самая главная проблема степной зоны - ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.

Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.

В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.

Что мы узнали?

При изучении доклада по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, что из себя представляет зона степей. Мы выяснили, какой климат характерен для этой природной зоны, какие растения и животные обитают на бескрайних степных просторах, а также что является главной экологической проблемой степей во всем мире.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 411.

  • Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Царство тепла и сухих ветров

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом - зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры - суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом .

  1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника.

  1. С помощью рисунка учебника познакомьтесь с животным миром степи. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка. 6. Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик. 11. Шмель. 12. Кобылка.

  1. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.

Жизнь в степи

В степной зоне растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них - тюльпаны, ирисы - цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения - ковыль и типчак - иначе приспособлены к степным условиям. Они переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков - отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа.

Красавка - самый мелкий из журавлей. Дрофа - одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь - открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе крыльев, хищная птица - степной орёл - настоящее украшение природы! Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами - степная гадюка.

Степи и человек

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную книгу России внесено очень красивое растение пион тонколистный (1). На страницах Красной книги мы найдём степного орла (2), журавля-красавку, дрофу, крупного кузнечика степную дыбку (3).

Почему же эти растения и животные оказались в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Степи почти повсюду распаханы. На их месте раскинулись поля. Распашка степей - главная экологическая проблема этой зоны.

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство - ещё одна экологическая проблема в этих краях.

Очень важная задача - сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром!

Некоторые участки степей охраняются в заповедниках. Так, в степной зоне расположены заповедники Ростовский, Оренбургский, Даурский.

  • Некоторые степные животные вынуждены переселяться на поля. Так поступают журавль-красавка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи предположение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки» (6).

Обсудим

  1. Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
  2. Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Проверь себя

  1. Покажи на карте зону степей.
  2. Дай краткую характеристику зоны степей.

Задания для домашней работы

  1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
  2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
  3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

На следующем уроке

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны пустынь. Будем учиться давать характеристику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.

Что еще почитать