Вероисповедание узбеков и таджиков. Население таджикистанаязык, религия, национальный состав жителей таджикистана

Скромные работники сферы торговли, ЖКХ и строительства, давно стали привычными в российских городах.
Но мало кто знает, что таджики - потомки одного из самых древних народов Азии, с тысячелетней историей и культурой, полной как взлетов, так и катастроф...

Дети Турана и Ирана

Кадр из советского фильма "Сказание о Рустаме" по мотивам персидского эпоса Шахнамэ

Несмотря на то, что этноним "таджик" имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.
Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.
Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.
Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.
Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.
Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.

Нашествие арабов

Конный воин Сассанидов

Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли...
Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.

Здесь мы впервые встречаем название "таджик", которым именовались как арабы, жившие на границе Ирана, так и местные жители, которые перешли к мусульманам, приняв их веру и джихад.

В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением "мусульманин".
Но на века уже закрепилось соответствие: таджик - житель Персии, исповедующий ислам.

Монгольское нашествие

Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять...
Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.

Монголы убили не только всех жителей Хорезма, но также домашних животных и посыпали землю солью, чтобы более не ней ничего не росло! Это была плата из отчаянное сопротивление.

Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века...
А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название "таджик" и "узбек" стали синонимами и татарского воина.

Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.
Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.

Современное состояние

После монголов, таджики некоторое время пребывали в консервации, смешиваясь лишь в небольшой доле с окрестными народами. А уже во времена Российской империи и СССР они распространились по Евразии гораздо шире.
И при этом, они сохранили удивительные черты персидской культуры в кухне, песнях и танцах и даже в именах!
Так, типичное имя таджика в России - Джамшуд, ставшее синонимом понятия гастарбайтер, происходит от древнейшего, еще арийского имени третьего вождя арийцев в Иране - Йимы.

История возникновения таджикского народа Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики. Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский). С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент). Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование. Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска. А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год. Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов. Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата. Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков Написана почти так же. А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. Кто не верит в существование человеческой цивилизации на Земле миллионы лет назад – тому лучше пропустиь (не читать эту страницу) 17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров). К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии. 1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии. С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы. К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны. Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды). С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии, Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). Но часть туранских племен осталось на территории Средней Азии и этому времени они сформировали новый народ – субарейцы (не путайте их с ариями). Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами). К 16500 году дравидоиды полностью вытеснили субарейцев с территории Средней Азии, а также с территории современного Таджикистана. К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей. Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура, Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды). Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды. К этому времени где то на территории западного Таджикистана, восточной Туркмении, в Афганистане или северо-востоке Ирана сложился древний центр всех дравидоидных племен – священная Аратта. Именно с этого центра началось продвижение дравидоидов на юго – восток (там была создана цивилизация Хараппы) и на юго-запад (там были созданы цивилизации Элама и Шумера) Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство. Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии. Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии). Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена. К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена). К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию. Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык. Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова). Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев. Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов). К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.

Официальной религией в Таджикистане признан ислам. Однако верующие мусульмане разделяются по различным религиозным течениям.

В основном, это суннизм и шиизм. Вот как исторически это сложилось…

До арабских завоеваний в начале VII века н.э. основными религиозными культами, исповедуемыми народами на территории Таджикистана были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также христианство несторианского толка и иудаизм.

Арабское нашествие принесло с собой полную «исламизацию» территории, которая полностью завершилась к середине XI века.

Ученый: кто такие таджики и откуда они берут начало

Однако, ранее, еще в VII веке н.э., после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько течений, главными из которых стали суннизм и шиизм.

Последователи шиизма — шииты признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али — двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада, а также его потомков.

В свою очередь шииты тоже делятся на несколько направлений.

Например, исмаилиты, проживают, в основном, на территории Горного Бадахшана. Свое название оно получило от имени Исмаила — сына шестого имама, главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве; постоянно проживает во Франции).

В отличие от шиитов, сунниты не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.

Суфизм – еще одно направление ислама, как говорят многие – мистико-аскетичное.

Уже в ХI-ХII веках стали возникать суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Самые известные суфийские ордена — накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.

14 октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР после раздела Туркестанской АССР и Бухарской ССР утвердила постановление о национально-территориальном размежевании Средней Азии и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР, Таджикской АССР в составе Узбекской ССР, Казахской АССР, Кара-Киргизской и Кара-Калпакской автономных областей в составе РСФСР. А 16 октября 1929 года Таджикская АССР была преобразована в Таджикскую Советскую Социалистическую Республику, добровольно вошедшую в состав СССР.

Почтовая марка СССР 1957 года / источник фото: wikipedia.org

Республика отныне провозглашалась домом для всех таджиков, ее официальным языком объявлялся северный диалект таджикско-персидского языка, отныне называвшийся таджикским (zabon-i tojik), на котором создавалась литература советского стиля.

В 1930-е годы таджикский, наряду с другими языками региона, был сначала переведен с арабской письменности на латиницу, а затем - на кириллицу.

«Арабы»

По наиболее распространенной и практически общепринятой версии, слово «таджик» возводится к среднеперсидскому tāzīk («араб», новоперсидское tāzi) или другому родственному иранскому слову (например, согдийскому).

Когда в VIII веке мусульманские армии вторглись в Мавераннахр, в их составе помимо арабов было большое количество ираноязычных представителей, недавно принявших ислам. В ходе завоевания этого региона мусульмане часто вступали в конфликты с тюрками-карлуками. Поэтому тюркское население Средней Азии приняли вариант иранского слова täžik для обозначения их противников-мусульман.

Тюрки-караханиды использовали этот термин для обозначения ираноязычных мусульман, проживавших в регионе Амударьи и в Хорасане.

Мавераннахр, или Трансоксания, Хорасан и Хорезм на карте / источник фото: wikipedia.org

Как сообщает, например, историк Бейхаки слово «таджик» было принято в качестве этнонима (названия нации или народа) - по его словам, при дворе употреблялось выражение «мы, таджики» (mā tāzikān).

Разделение на тюрков и таджиков с этого времени стало в некоторой степени выражением конфликта между кочевниками и оседлыми, военной властью и гражданской бюрократией.

Бюрократы


На флаге Таджикистана используются те же цвета, что и на флаге Ирана, но в другом порядке / источник фото: pixabay.com

В литературе эпох Ильханидов и Тимуридов (это также характерно и для Сефевидского периода) этот термин обычно использовался для обозначения всего персоязычного населения.

Кто древнее: узбеки или таджики

Название «таджик» служило для того, чтобы отличить персидских подданных (государственных функционеров, купцов, ремесленников или крестьян) от правящей тюркской или монгольской верхушки. Так, в сочинении придворного историка Ильханидов Рашид ад-дина встречаются выражения bitikčiān-e tāzik («персидские секретари») raʿiyat-e tāzik («персидские крестьяне»). Это слово также с XIII века довольно часто встречается в литературе - у Саʻди или Шаха Нематуллаха Вали.

К середине Сефевидского периода термин tājīk стал частью клишированной формулы, описывавшей противостояние между «людьми пера» (бюрократией) и «людьми меча» (военной верхушкой).

Надо заметить, что данное противостояние было несколько надуманным - в истории встречались примеры, когда представители бюрократических классов делали успешную военную карьеру.

От профессии к народу

В Средней Азии и Афганистане примерно с 1400-х годов это слово зафиксировано в качестве названия всех персоязычных жителей этих регионов.

Руй Гонсалес де Клавихо, посланник кастильского короля Энрике III к Тимуру, пишет, что люди, проживающие на этой территории, называются tangiquis (похоже, кастильский эмиссар именно так воспринял слово tājīk) и говорят на персидском языке, который несколько отличается от персидского, который используется «в Персии». Замечания Гонсалеса де Клавихо подтверждается сочинениями узбекских авторов XVII века.

Интересно, что уже в начале ХХ века слово tājīk зафиксировано для обозначения нестандартных персидских говоров в провинции Фарс для того, чтобы отличить их от городского персоязычного населения и кочевых луров.

Ханский дворец в Коканде (современный Узбекистан) / источник фото: wikipedia.org

Когда в 1868 году российские войска завоевали Самарканд и Бухару, персоязычное население этих городов использовали термин tājīk в качестве самоназвания.

Такая же ситуация зафиксирована в Кокандском ханстве и Ферганской долине. И лишь советское правительство в 1924 году при создании Таджикской автономной республики официально утвердило слово «таджик» в качестве национальности всех людей, проживающих на этой территории.

Материалы по теме:

Чем персидский язык отличается от таджикского?

Последние новости

Линия защиты сборной Ирана по футболу признана самой сильной

Пекин: санкции США не помешают Китаю сотрудничать с Ираном

Иранки впервые за 40 лет смотрели футбольный матч на стадионе [ФОТО]

Президент ФИФА получил персидский ковёр с изображением кубка ЧМ-2018

Чикагский университет вернул Ирану 300 «кредитных карточек» эпохи Ахеменидов

Таджикистан — горная страна. 93% его территории окружены горами, и обращены к самым высоким горным системам Средней Азии: Тянь-Шань и Памир. Почти половина территории Таджикистана расположена на высоте более чем 3000 м. Огромные горы с многочисленными ущельями и каньонами, через основание которых, текут потоки горных рек. Так же следует отметить, что горы Таджикистана возникали в различные эпохи.

Горная цепь Кураминского хребта и горы Моголтау расположены далеко к северу от Республики, входят в структурно-горное сооружение западного Тянь-Шаня.

Протяжённость Кураминского хребта почти 170 км. Самая высокая вершина (Бабай-об, 3768 м.) расположена в северо-восточной части горной цепи. Маленький изолированный хребет Моголтау возвышается на юго-западе от Кураминской горной цепи, его высота достигает 1623 м. Моголтау изолирован проходом Мирзарабат, простирается по реке Сырдарья на 40 км. Горная цепь Куменьян и горы Моголтау имеют высоту 320 — 500 м.; левая береговая часть — между рекой, и подножьем Туркестанской горной цепи, повышается постепенно к югу до 1000 м

Затем следует Ферганская долина.

Долина расположена между горной цепью Чаткал и Кураминским хребтом, и горами Моголтау, с северо-запада между Туркестанским и Алайским хребтами. Высота Ферганской долины изменяется от 320 m на островах и реках Сырдарьи, и до 800-1000 м.

в предгорьях, окружающих долину. На запад от Ферганской долины, есть равнина Голодной степи, самая большая территория, которой расположена в Таджикистане. Ее абсолютная высота — 250-300 м.


Горные цепи Гиссара занимают центральное место на территории Таджикистана и обращены к югу Тянь-Шаня, включая Туркестан, Зарафшан, Гиссар, Каратегин и Алайские горные цепи.

Они окружены Ферганской долиной с севера, Гиссаром, Сурхобобом и Рекой Алай с юга. Полная протяжённость горных цепей этой системы с запада на север — приблизительно 900 км.

Народ Таджики

Туркестанский хребет простирается на 200 км. между Ферганской и Зарафшанской долинами. Достигая большой высоты в восточной части (Пирамидальный пик, 5621 m), постепенно падает на севере и заканчивается горной цепью Нуратау в Узбекистане. Южные и северные склоны Туркестана сильно отличаются: южный — почти бесснежный (8-14 км); северный склон более длиннее и его снеговые уровни достигают отметок 3500-4000 м.

Ледники расположены только в восточной части горной цепи.

Самый существенный из них — Рама (20 km). Дороги, соединяющие Зарафшанскую и Ферганскую долины, проходят через Туркестанские горные цепи, многие из которых — до 4000 м и более высоты.
Наиболее важным среди них является Шахристанский перевал (3351 m).

Часть хребта между реками Фандарья и Кштут получила название «фанские горы», которые отличается сложностью и колоссальной высотой (Чимтарга 5495 m).

Гиссарский хребет отделен от Зарафшанского, образуя водораздел между бассейнами Амударьи и Зарафшана. Его самая высокая точка находится в восточных и средних частях (пик, имеет название 22-ого конгресса Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) – 4688 км, пик Казнок-4491 m). Горная цепь Гиссара имеет множество перевалов, более значимые из которых — перевал Анзоб (3372 m). Гиссарская долина (длина которой — приблизительно 100 км.

и ширина от 1,5 км. до 24 км.) расширена у подножия. Долина Вахша расположена на Юге — 110 км., ширина 7 — 25 км.

Горы Памира занимают восточную часть Памирской горной системы, где выделяется два региона: Западный Памир и Восточный Памир. Граница, проходящая между этими регионами, соединяет горную цепь Зулумарт с Усойским завалом и озером Яшилкуль.
Короткий и меридионально расположенный хребет Академии Наук считается главным состовляющим системы Памирских гор, средняя высота которого — 5757 м.

Самый низкий перевал Кашал-Аяк (4340 m) находится почти на уровне Монблана, высочайшей вершине Альп. Самый высокий пик этого хребта — пик Исмоила Самони (бывший пик Коммунизма) достигает 7495 м. Вниз по склонам пика стекают несколько ледников, сливающихся с ледником Гармо. В северной части горной цепи, расположен пик Е. Корженевской (7105 m). Западный Памир характеризуется разнообразием поверхности и контрастностью своих высот.

Подножье горных цепей расположено на высоте 1700 – 1800 м. выше уровня моря, и возвышается до 6000 м. и выше. С севера, Памир окружен Заалайским хребтом (длина которого — 95 км). Самое высокогорное Памирское шоссе, соединяющее город Ош с центром ГБАО-Хорогом, проходит через перевал «Кизыларт» -4280 м. В восточной части Памира расположен горный хребет Сарыкол (высота которого — 5909 м), проходящий по государственной границе с Китаем.

Подробно о Памирских гор

Ак-Су. Примерно в 120 км к югу от города Худжанд расположена замечательна горная местность Ак-Су, прославившаяся красотой нетронутой природы и необыкновенными горами. Вершины некоторых гор «зашкаливают» за 5000 метров. Это Ак-Су (5355 м), Блок (5239 м), Искандер (5120 м) и другие. Эти горы сложены из плотного гранита с небольшими выступами и трещинами. Подняться по ним, кажется, практически невозможно, но альпинисты легко карабкаются по скалистой поверхности, покоряя все новые вершины.

Красивые легкодоступные ущелья и перевалы района создают идеальные условия для трекинга и путешествия верхом на лошади.

Источник таджикского народа

Таджикистан: известные местные жители

Вот многие известные люди Таджикистана, которые родились, независимо от того, прожила ли большая часть их жизни в этой стране.

  • политик Абдумалик Абдуллаянов , бывший премьер-министр
  • художник Абдуллаев Абдуллаев , художественный руководитель, оператор
  • Юсуп Абдусаламов , Олимпийский призер, борец
  • Андрей Хакимович Абдувалев , Олимпийский призер, ударные молоты
  • певец Шароми Абубакр
  • певец Фируза Алифова
  • поэт Шихабуддин Ам’ак
  • Шахматный гроссмейстер Фаррух Амонатов
  • политик Кадриддин Аслонов
  • Посол Сироджидин Мухридинович Аслов
  • Садриддин Айни , поэт, писатель
  • политик Яхиор Нуридинович Азимов , бывший премьер-министр
  • поэт Абдумалик Бахори ,
  • Маулана Джалал ад-Дин Мухаммамми , писатель, поэт "Руми" , адвокат, богослов, мистик
  • певец Наргис Бандишоева
  • Хасан Бароев , Олимпийский призер, борец
  • Футбольный тренер Юрий Михайлович Батуренко
  • художник Муриват Бехназаров
  • Абу Райхан аль-Бируни , ученый, ученый
  • Расул Бокиев , Олимпийский чемпион, дзюдоист
  • поэт Кирам Бухарай
  • Посол Абдулмайид Салимович Достоев
  • боксер Шерали Достиев
  • Андрей Драгин , Горный лыжник
  • Олег Фезов , музыкант, композитор
  • актриса Рена Галибова , оперный певец
  • Бободжон Гафуров , историк, автор, академик
  • певец Артур Олегович Гладышев
  • Odbojkaš Ангелина Грун
  • политик Асадулло Гуломов
  • художник Зухур Хабибуллаев
  • поэт Иноят Хойвеев "Фарзона"
  • Ученый Мамадшо Илолов
  • политик Акбаршо Искандаров , Бывший действующий президент
  • музыкант Барно Исхаков
  • пловец Катерина Измайлова
  • математик Абдухамид Юраев
  • танцор Малика Калонтерева
  • лучник Альбина Камалетдинова
  • политик Джамшед Хилолович Каримов , бывший премьер-министр
  • поэт Гульназар Келди , автор стихов государственного гимна
  • политик Сафарали Кеньяев
  • Футбольный тренер Махмедьон Хабибуллоев
  • боксер Абдусалом Гасановым
  • репортер Искандар Хатлони
  • Давлатман Холов , певец, музыкант
  • Бахитар Худоиназаров , режиссер, продюсер, сценарист
  • Давлат Худоназаров , Активный правозащитник
  • Камаль Куянди , поэт
  • математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми , астроном, географ
  • политик Георгий Кошлаков
  • Алишер Кудратов , Горный лыжник
  • поэт Абулкасим Ахмедзаде Лахути , политический активист
  • Вячеслав Лампив , Олимпийский призер, хоккеист
  • обманщик Владимир Ландсман
  • репортер Отахон Латифи , полисы
  • Юрий Лобанов , Олимпийский призер
  • Кахр Махкамов , Первый президент
  • Рахмул Худойназарович Малахбеков Олимпийский чемпион, боксер
  • спортсмен Владимир Эдуардович Малявин , длина перемычки

Вы что-то забыли?
Добавить известных граждан Таджикистана

Происхождение таджиков

Таджики - один из древних народов Центральной Азии. Таджики составляют основную часть населения Таджикистана, и довольно большую часть населения Афганистана.

Многочисленная таджикская диаспора сложилась также в России и Пакистане.Свое происхождение таджики относят к «арийцам».

Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы (скифы/саки и сарматы), распространившиеся на просторах Центральной Азии в конце 2-начале 1 тысячеления до нашей эры.

Первоначально под словом «таджик» (от «тази, този») восточные иранцы (бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы) подразумевали западных иранцев (персов), обращенных в мусульманство, которые наряду с арабами и другими народами совершали ранние набеги на их земли.

В настоящее время некоторые восточные иранцы Афганистана и Центральной Азии продолжают называть себя таджиками.

Как в иранском мире появились таджики

Со временем термин «таджик»приобрел «собирательное» значение для всех восточно-иранских народов, поэтому наряду с персами западного Ирана, являются полноправными наследниками истории, культуры и литературы всего иранского мира.

Внешность и религия таджиков

В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок, но по широкому лбу, толстым скулам, толстому носу и большому рту можно заключить о значительной примеси туранской крови.

У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы, густая борода.

Большинство таджиков исповедуют магометанскую религию шиитского толка, но сохраняют еще следы почитания огня и солнца. По духовным качествам таджики стоят много выше своих татарских завоевателей - узбеков: Бухара только потому сделалась средоточием среднеазиатской цивилизации, что там с древних времен таджики составляли преобладающее большинство населения, которое, хотя и покоренное, не переставало играть роли цивилизаторов по отношению к своим повелителям.

По своему быту и образу жизни таджики сходны с сартами, вследствие чего некоторые ученые считали их за одно и то же племя.

Вамбери утверждал, что слово «сарт» есть турецкое название таджика.

Таджики википедия
Поиск по сайту.

История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

Что еще почитать