Традиционные методы сбора информации в журналистике. Понятие журналистской информации

1. Наблюдение. Основан на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. Н.- довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Несколько видов журналистского наблюдения:

1.B зависимости от степени непосредственного контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом - прямое (явный контакт) или косвенное (опосредованный контакт, с использованием косвенных данных). 2. По временному признаку, по количеству затраченного времени на кратковременные и длительные. 3. По основанию заявленности или незаявленности наблюдателя своей роли - открытые и скрытые. 4. По степени участия наблюдателя в событии на включенные (наблюдатель внедряется в организацию и видит все происходящее изнутри) и невключенные (изучение со стороны).

2. Интервью и беседа - самые распространенные методы сбора информация. Различаются 3 вида контактов: письменный (резюме, проект), устный (разговор по телефону) и аудиовизуальный (личная встреча, непосредственны» контакт, обмен визитными карточками).

3. Проработка документов. Документ – это чаще всего письменное свидетельство о ч.-л.. Но выделяются несколько типов документов по разным основаниям: 1. По типу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино, и магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.). 2. По типу авторства - официальные и личные. З.По близости к объекту отображения -первоначальные и производные. 4. По подлинности – оригиналы и копии. 5. По предназначенности для печати - преднамеренно и непреднамеренно созданные.

Другая типология документов: госуд-администр., производ.-администр., обществ.- полит., научн., нормативно-тех., справочно-инф., худ., бытовые документы: личные пиьсма, записки, кино- и фотосъемки, дневники и пр.

При анализе документов необходимо: 1.Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения). 2.Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной. 3.Выявяять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь. 4.Сравнить при возможности содержание исследуемых документов с информацией, полученной по расследуемому вопросу из других источников. 5.Использовать хронологически принцип рассмотрения фактов.

Отбор получаемой информации. Значимость информации определяется фактологической насыщенностью, а также достоверностью ее содержание. Oшибки: 1. Безоглядное доверие документам, в опубликовании которых некто бывал очень заинтересован, доверие к документам, не имеющим точного авторства или выходных данных. 2. 0бычно такие материалы содержат компрометирующие сведения против тех или иных учреждений, отдельных деятелей.

4. Эксперимент или провокация. Наблюдатель создает не существовавшую до него, а искусственную ситуацию и уже затем изучает ее, применяя метод наблюдения. То есть способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный)

5. Криминолого-следственные методы. Использование технических средств.

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. «принцип дополнительности»)

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т.д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора информации.

Журналист, прежде чем берется за расследование, точно определяет соотношение выбранной темы и проблемы, классифицируя их. И чем сложнее объект познания, тем больше потребуется адекватных методов его изучения. В самом общем значении метод - путь или способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных: наблюдение, эксперимент, интервью и др., а вторые - при анализе полученных сведений. Здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.

Одним из продуктивных методов А.А. Тертычный называет “перемену профессии”. Считаем, что можно отнести данный вид работы к методу включенного наблюдения или эксперимента.

Анализ рассматриваемой литературы позволяет говорить о том, что в ней нет четкого разграничения методов получения информации и ее источников. Так, у М.В. Григоряна, на наш взгляд, происходит смешение понятий: «…источники, с которыми работает журналист. Это:

  • * Наблюдение.
  • * Чтение и изучение документов, а также книг, журналов и газет.
  • * Пресс-конференции.
  • * Эксперимент, к которому журналисты прибегают довольно редко, так как он требует больших затрат времени и энергии.
  • * Интервьюирование (индивидуальное и массовое - тогда это уже опрос, проводимый чаще всего посредством анкетирования). Все эти источники, как правило, бывают задействованы в журналистском расследовании» [Григорян, URL: http://www.twirpx.com/file/123859 (Дата обращения: 15.04.13)].

Все перечисленное упоминается в теоретической литературе как под видом источников, так и в качестве методов расследования. На практике, анализируя методы и источники получения информации в фильмах-расследованиях А.В. Мамонтова, мы убедились, что провести границу между ними достаточно сложно. Например, интервью как процесс - скорее метод получения информации, а содержательная часть интервью - источник информации. Однако все же логичнее будет считать источником информации самого человека, дающего интервью.

Среди традиционных методов выделяют метод наблюдения. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним» [Лазутина, URL: http://evartist.narod.ru/text10/09.htm (Дата обращения: 26.04.13)]. Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер. «Именно преднамеренность восприятия и осознанность задач позволяет смотреть - и видеть» [Лазутина, URL: http://evartist.narod.ru/text10/09.htm (Дата обращения: 26.04.13)]. Авторы сборника «Журналист в поисках информации» отмечают, что, «включаясь в наблюдение, журналисту стоит помнить и о возможных объективных и субъективных сложностях <…> Люди могут изменить тактику своего поведения, если узнают, что за ними наблюдают» [Журналист в поисках информации, 2000, с. 9].

Исходя из этих особенностей наблюдения, теоретики в области социожурналистики высказали мнение, что «в качестве самостоятельного метода наблюдение лучше всего применять в таких исследованиях, которые не требуют репрезентативности данных, а также в тех случаях, когда информация не может быть получена никакими иными методами» [Журналист в поисках информации, 2000, с. 10].

Систематическое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды, а несистематическое - спонтанность в выборе наблюдаемого явления.

Позиция наблюдателя в не включённом наблюдении заключается в следующем: журналист, как правило, находится за пределами наблюдаемой ситуации и не входит в контакты с участниками события [Журналистика и социология, 1995, с. 111]. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в ход происходящего. Данный вид наблюдения чаще всего используется для описания социальной атмосферы, например, вокруг выборов, различных общественных акций, социально-экономических реформ и т.д.

Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или «внедряясь» в некую социальную группу для того, чтобы изнутри распознать объект. «Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Например, сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Подобного рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями уголовного кодекса. Вот какими мыслями по этому поводу делится журналист Н. Никитин: «Правила игры при включенном наблюдении становятся чересчур важными, чтобы позволить себе не знать их или не помнить. От прежних времен... одно правило: журналист не может выдавать себя за профессионала, деятельность которого тесно связана с жизнью, физическим и нравственным здоровьем, материальным благополучием людей. Главное правило: забудь о том, что ты журналист. Здесь по-настоящему и прежде всего перед самим собой стань тем, за кого ты себя выдаешь. Информация не может быть получена никакими иными методами» [Никитин, 1997, с. 25].

Метод эксперимента в журналистике зачастую отождествляют с методом включенного наблюдения: «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя» [Журналист в поисках информации, 2000, с. 12].

В эксперименте объект, по словам Б.Я. Мисонжикова и А.А. Юркова, является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект. Участвуя в эксперименте, журналист имеет право вмешиваться в ситуацию, воздействуя на ее участников, управляя ими и принимая какие-то решения [Мисонжиков, 2003, с. 116].

Исследователи обращают внимание на то, что «во время эксперимента журналист не ждет, когда люди, те или иные должностные лица, целые службы раскроют себя спонтанно, т.е. произвольным, естественным образом. Это раскрытие преднамеренно вызывается, целенаправленно «организуется» ими самими... Эксперимент - это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях - искусственный вызов, сознательное «провоцирование» этих последних» [Мисонжиков, 2003, с. 117].

Таким образом, эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.

Эксперимент в журналистской практике целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда перед корреспондентом стоит задача более глубокого проникновения в жизнь, когда ему с помощью различных воздействующих факторов необходимо выявить истинные поведенческие реакции людей, наконец, когда требуется проверить гипотезы по поводу того или иного объекта социальной действительности.

Термин «интервью» происходит от англ. «interview», т.е. беседа. Отметим, что это одновременно и самостоятельный публицистический жанр, и метод в рамках другого жанра. Это подчеркивает комплексный характер жанра журналистского расследования.

В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что данный метод ориентирован на глубинное познание объекта, он имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д. Ученый С.А. Белановский о назначении этих двух видов интервью пишет: «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей» [Белановский, 1993, с. 86].

Ученый М.Н. Ким различает интервью и по степени интенсивности: короткие (от 10 до 30 минут), средние (длящиеся иногда часами), иногда их называют «клиническими», и фокусированные, проводимые по определенной методике, так как они большей частью ориентированы на изучение процессов восприятия и по своей продолжительности могут быть ограничены только задачами и целями исследования [Ким, 2001, с. 75]. Например, журналисту необходимо выявить определенные социально-психологические аспекты восприятия читателями отдельных текстов, посвященных предвыборной кампании. Для достижения этой цели создается фокус-группа, избирается модератор (ведущий фокус-группы), составляются программа и процедура исследования, наконец, разворачивается работа с фокус-группой по установленной программе.

Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии, психологии. Впервые данный метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы. Именно тогда в США было положено начало большим исследованиям о польских крестьянах в Европе и Америке, выполненным чикагским социологом В.И. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки [Биографический метод, 1994, с. 5].

В журналистике биографический метод применяется в адаптированном к профессиональным потребностям виде. С его помощью собираются различные жизненно-исторические свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев тех или иных событий, семейно-исторические документы (письма, дневники, семейные записи-описания и т.п.). В силу того, что многие социальные процессы порой недоступны для непосредственного изучения, журналисты обращаются к свидетельствам и рассказам членов различных социальных групп. При этом свидетель выступает инкогнито. В журналистском материале он может быть представлен под вымышленным именем или же может фигурировать как некий доброжелатель, предоставивший редакции соответствующую информацию. Благодаря этим свидетельствам журналист воссоздает процессы, которые трудно поддаются наблюдению.

Таким образом, мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого метода существуют свои правила, разрабатывается и особый рабочий инструментарий, с помощью которого и достигается цель. Особенности их использования зависят, во-первых, от стоящих перед журналистом задач, во-вторых, от объекта и предмета изучения и описания, в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Следует заметить, что сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда. Особенно такое взаимопроникновение заметно в сфере тележурналистики с ее комплексным подходом и визуализацией всех процессов.

Прежде чем приступить к поиску и сбору информаци, журналист выбирает тему. Выбор всегда зависит, определяется и объясняется общественными потребностями, жизненными перипетиями, событиями, конфликтами, которые требуют вмешательства журналиста для привлечения к ним внимания общественности.

После того, как тема выбрана, журналист приступает к ее разработке, что включает в себя определение источников информации и способов ее получения.

Приступая к работе с источниками, журналист решает три главные проблемы: выбор самого надежного источника информации, обеспечение доступа к нему и проверка полученных сведений.

Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация действительно занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? Как она организована? Кто является ключевыми фигурами (руководителями)? Кто может дать исчерпывающую и точную информацию?

Выбрав источник и получив доступ к нему, собрав необходимые сведения, журналист проверяет полученную информацию. Причем проверку следует проводить при всяком удобном случае, не жалея для этого времени. Добросовестный журналист отличается тем, что для уточнения сведений сделает на пять звонков больше, чем его излишне беззаботный коллега.

Обычно работники масс медиа используют три самый распространенных метода сбора информации: интервью, наблюдение, изучение документов. Среди них наименее надежные - интервью и наблюдение, при использовании которых сильно проявляется суъективность журналиста и объектов его интереса, и ее трудно преодолеть. Однако большинство материалов все же готовится именно на основании бесед с людьми.

Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым. (саму суть интервью не раскрываю. в вопросе нужна "общая характеристика", а все глубинное будет вами выучено в предыдущих вопросах)

Наблюдение. Позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, в-третьих, получать доказательства, в-четвертых, восстанавливать события для читателей, слушателей, зрителей.

Изучение документов. Документ, т.е. информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, - едва ли не самый важны инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Также он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Но здесь важна подлинность документа!



Социологические способы получения информации. В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений о газете или канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам, а так же для сбора дополнительного статистического материала. Контент-анализ подразумевает анализ содержания. Подразумевает получение количественных характеристик явления. К примеру, как часто тот или иной депутат появляется на газетной полосе? Журналистский эксперимент - его суть в том, что журналист создает ситуацию, которая заставляет людей проявлять свои "законсервированные" качества (пример: журналистка "вечерних ведомостей" решила поторговать... мужем прямо на улице)

Наблюдение как метод познавательной деятельности. Особенности журналистского наблюдения. Виды наблюдения. Произвольное наблюдение и его роль в журналистском творчестве. «Бабушкин чердак» журналиста. Целенаправленное наблюдение и его разновидности: локальное; одноразовое и многократное; открытое и скрытое. Включенное наблюдение – метод «смены профессии» – метод «маски». Правовые и этические пределы использования метода.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1993.

Метод наблюдения основывается на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия.Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. В отличие от проработки документов, наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию .

Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения. Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета. Возможны и ошибки интерпретации , связанные с избирательностью нашего восприятия.

Особая разновидность этого метода – самонаблюдение . Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации. Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.

Виды наблюдения.

I. Непреднамеренное – протекает само по себе, не имеет определенной цели. Поводом для этого наблюдения становятся сами объекты наблюдения.

II. Целенаправленное – предпринимаемое по составленному заранее плану, существует заранее намеченная цель. К этому методу прибегают в том случае, когда точно знают, чему будет посвящен и кому адресован материал:

1) локальное - привязанное к определенному месту (информации, которую намерен собрать на конкретном участке наблюдатель, должно быть достаточно для убедительных выводов);

2) одноразовое (журналист имеет дело с процессами, протекающими в короткий промежуток времени; используется в репортажах, зарисовках, очерках) и многократное (дает наибольшую эффективность при работе над корреспонденцией, статьей);

3) открытое и скрытое (журналист не представляется; используется тогда, когда журналист уверен, что открытым методом достоверную информацию не добыть);

4) включенное (участие журналиста в ситуации) и невключенное (журналист находится за пределами ситуации и не входит в контакт с участниками события).

Включенное скрытое наблюдение – метод маски или смены профессии – достаточно распространенный метод. Этот метод использовал Кольцов М., являющийся редактором и издателем «Огонька»; Рубинов, который удачно провел почтовый эксперимент (меченые атомы).

Правовые и этические пределы использования метода.

Журналисту статьей 47 Закона «О средствах массовой информации» предоставлены права искать, запрашивать, получать и распространять информацию, получать доступ к документам и материалам, за исключени­ем их фрагментов, содержащих сведения, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; копировать, публи­ковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и матери­алы (с соблюдением авторских прав); вести записи, в том числе с использо­ванием средств аудио-видеотехники, кино-фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью.

Но наряду с правами у журналиста есть и обязанности, они перечис­лены в статье 49 Закона «О средствах массовой информации»: 1) установлены сведения, которые следует отнести к госу­дарственной тайне (ст. 5, 6, 7 Закона «О государственной тайне»); 2) по Закону «Об информации, инфор­матизации и защите информации» (ст. 11) не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации, которая раскрывает частную жизнь, личную, семейную тайну, тайну пере­писки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений физи­ческого лица без его согласия; 3) целый ряд статей Уголовного кодекса самими названиями раскрывает нацеленность на информационную безопасность личности: нарушение неприкосновенности частной жизни; нарушение тайны пере­писки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сооб­щений; нарушение изобретательских и патентных прав, разглашение тай­ны усыновления (удочерения) [статьи 137, 138, 147, 155].

«Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.

Изучение документов как метод сбора информации в журналистике.

Понятие документа. Документ и источник. Классификация документов как первый этап их анализа. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Использование документа в журналистском материале.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2000.

Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 1998.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

Понятие«документ» употребительно сегодня в двух смыслах - широком и узком. Согласно широкому, документ - это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная запись, перфокарта и т. п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и в пространстве. Документы могут содержать письменные и печатные тексты, изображения, звуки. Документ в узком смысле - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.

Говоря о значении документа для журналистики, часто имеют в виду именно узкий смысл. Между тем для нее актуальны оба значения слова: «деловая бумага» - лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности.

Проработка документов - метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». Они могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий.

Классификация документов как первый этап их анализа.

1) По способу фиксирования информации: рукописные, печатные, кинопленки, магнитные ленты.

3) По статусу: официальные, неофициальные.

4) По способу получения: естественно функционирующие; целевые (созданные по запросу).

5) По степени близости к фиксируемому материалу: первичные (непосредственное отражение действит-ности); вторичные (на основании существующих документов).

История существования журналистики как социального института и индустрии по производству социально значимой информации отмечена уникальными произведениями репортеров, очеркистов, фельетонистов, которые открыли миру яркие факты, события, явления. А рождались эти произведения после разговора с дворниками (как у Владимира Гиляровского), с космонавтами (как у Ярослава Голованова), в результате эксперимента (как у Анатолия Рубинова). Источниками информации становились, казалось бы, самые случайные ситуации и детали. Но секрет успеха журналистской деятельности оставался неизменным: авторы уникальных произведений знали, "как найти иголку в стоге сена", т.е. владели искусством работы с информацией.

Современное общество предоставляет неисчерпаемые арсеналы информации в самых многообразных образах и формах. Надо ли современному журналисту ни свет ни заря выбегать на улицу за информацией, если Интернет ежесекундно выдает гигабайты сведений? Однозначных ответов на этот вопрос не существует. Надо знать, где лежит "золотой ключик" к информационным богатствам, и надо знать, как им пользоваться.

Искать новости можно везде. Тем не менее есть несколько проверенных опытом рекомендаций.

  • 1. Начните с подшивки местной газеты. Она содержит бездну интересных тем, так как почти каждый материал может иметь продолжение, даже криминальный репортаж с места уникального события. Задайте вопрос "А что там происходит спустя год (месяц, неделю)?" Поиск ответа на этот вопрос может спасти ваше отчаянное положение. К тому же вы обрадуете своего редактора, который, как и все редакторы, наверное, любит, когда его газета или медиакомпания следит за развитием темы.
  • 2. Проделайте этот опыт с подшивкой конкурента своего издания, компании, холдинга.
  • 3. Почитайте рекламу и частные объявления – наверняка не останетесь без добычи.
  • 4. Загляните в календарь. Так как в России редкий день обходится без памятной даты или праздника, можно обнаружить то, что наверняка заинтересует потенциальную аудиторию. Может быть, неприметная дата – 100-летие со дня битвы под Улан-Удэ – это шанс написать (снять) красочный репортаж или взять интервью у эксперта?
  • 5. Почаще пользуйтесь ежедневником для перспективного планирования своей работы. Представьте, как в октябре может обрадовать сделанная в мае запись о наводнении

в таком-то районе города или региона. Как там обстоят дела сегодня?

  • 6. Не проходите мимо заборов с граффити и вывешенными на них афишами.
  • 7. Слушайте "кухонное" радио: там иногда может прозвучать то, что будет основой для темы вашего материала.
  • 8. Обращайте внимание на вывески магазинов – они часто меняются. Возможно, и там уготовано нечто интересное покупателям, т.е. читателям, слушателям и зрителям.
  • 9. Наблюдайте за уличным движением. Возможно, в самом привычном месте вдруг появился новый дорожный знак или светофор, случилось приятное или, наоборот, чрезвычайное происшествие.
  • 10. Помните о существовании особых категорий людей, которые самой судьбой поставлены в те места, где концентрируются новости или происходит обмен ими. Это таксисты, контролеры в общественном транспорте, торговцы в уличных киосках и завсегдатаи рынков, лоточники, торгующие газетами, продавцы мороженого, пива и сигарет. Как правило, эти люди не занимают высоких мест в социальной иерархии, но обращение к ним полезно для познания всей полноты жизни, для изучения ее крайних проявлений. Данный источник позволяет повысить качество работы репортера за счет смены привычного взгляда на жизнь – перехода от "высоких" представлений к пониманию жизни такой, какая она есть на самом деле.
  • 11. Существуют "сезонные" и дежурные темы: открытие дачного или охотничьего сезонов, эпидемии гриппа, университетские сессии, календарные праздники – перечень можно продолжать до бесконечности... Они всегда интересуют людей! Значит, вперед но старым адресам, но под новым углом зрения. А чтобы он был действительно новым, к написанию сезонных материалов лучше готовиться заранее.
  • 12. Анализируйте, как событие глобального масштаба может отразиться на жителях вашего города или региона. Нечасто, но такая связь обнаруживается. Например, когда снабжение расходными материалами международной космической станции "Мир" было переведено с американских шаттлов на наши космические корабли, экологическая обстановка в некоторых регионах России грозила ухудшиться, потому что увеличилось количество запусков кораблей, чья разгонная трасса проходит как раз над этими регионами. Появился повод задать вопросы специалистам.
  • 13. Рекомендуется регулярно – по раз и навсегда принятому графику – обзванивать своих информаторов из самых различных сфер жизни.
  • 14. Читайте официальные документы – законы, постановления, решения, инструкции и т.д. Ваша цель – найти факты и точки зрения, отвечающие на самые важные вопросы. Нужно обращаться и к официальным источникам. Знакомьтесь с делопроизводством в тех учреждениях, работу которых вы освещаете. Для начала, чтобы не подвести своего конфидента, а затем и редакцию, выясните, какие документы являются открытыми и какие закрытыми для посторонних. Узнайте порядок доступа к проектам документов, а также кто может разрешить прочитать интересный документ. Время от времени просите копии документов, чтобы создать прецедент: давать вам копии должно войти в привычку у представителей учреждений и ведомств.
  • 15. Регулярно посещайте пресс-конференции. Не выбрасывайте, не читая, пресс-релизы, справочные материалы, подготовленные пресс-службами и отделами маркетинга.
  • 16. Нс жалейте визитки, раздавайте их направо и налево. Кто-то может позвонить и предложить гениальную тему или сообщить сенсационную новость.
  • 17. Слушайте разговоры в автобусе, трамвае, такси, метро.
  • 18. Слушайте, о чем говорят ваши друзья, соседи, члены вашей семьи.
  • 19. Любую беседу заканчивайте вопросом: "А что еще новенького происходит?"
  • 20. Обращайтесь к ресурсам Интернета для расширения кругозора, самообразования и для проверки фактов.

Конечно, этим перечнем список рекомендаций не исчерпывается. Опытный профессионал может дать другие, но не менее полезные советы. Возможно, и у самого студента, читающего наш учебник, уже есть собственные "адреса" для запроса новостей. Важно поставить для себя и решить одну из начальных профессиональных задач – научиться искать и находить факты.

Не менее важно владеть знаниями, умениями и навыками работы с источниками информации . Профессиональная компетентность журналиста предполагает широкую эрудированность в географии и иерархии источников информации, знание правовой базы их функционирования и использования.

Источники информации принято различать по их происхождению, форме существования, степени достоверности и надежности.

По происхождению источники информации можно классифицировать на открытые и конфиденциальные (нередко персональные). К открытым источникам относятся массивы информации о деятельности государственных органов и учреждений, политических и общественных организаций, предприятий, органов образования, здравоохранения, спорта, культуры – тех организаций, которым в соответствии с законодательством предписано без ограничения предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением информации ограниченного доступа или содержащей охраняемые законом тайны). Открытая информация находится в свободном доступе на официальных сайтах, в обязательной отчетной документации, в публикациях государственных или ведомственных изданий. За подробностями и комментариями, как предписывают законы, следует обращаться с запросами от имени СМИ, лучше письменными, чтобы легче было зафиксировать и при необходимости доказать факт обращения.

Доступ к информации из конфиденциальных источников имеет ограничения, поскольку охраняется специальными законами (например, законодательством о банковской тайне, коммерческой тайне, тайне личной жизни и др.). Доступ к ней отрыт в зависимости от степени открытости самой организации, ведомства или обладателя персональных данных. Следовательно, пользоваться такой информацией без опасения насчет ее достоверности и надежности можно, как правило, с санкции ее обладателей. В частности, коммерческая информация может содержаться в пресс- релизах и справочных материалах, которые готовятся пресс-службами и отделами маркетинга компаний.

По форме существования источники информации делятся на официальные, естественно существующие и расследовательские. Официальные источники, как правило, носят открытый характер, и в силу доступности для граждан информация из них представляет интерес для журналиста как аргумент в процессе исследования ситуации. Иными словами, на нее можно и нужно ссылаться, как бы предлагая читателю самому удостовериться в обоснованности утверждений автора. Источником естественно существующей информации является сама жизнь, та стихия человеческих взаимоотношений, которая то и дело создает ситуации: то конфликтные, то чрезвычайные, то героические. Такая информация добывается с трудом, требует профессиональных навыков и знаний, но как раз она-то и является полем притяжения для истинных летописцев современности.

Расследовательская информация – уникальная информация, полученная журналистом в процессе сложной работы: длительных наблюдений, эксперимента, бесед с носителями конфиденциальной информации, анализа разноплановой информации. Она ценится особенно высоко, так как представляет собой новое раскрытие ситуации и нередко становится фактором изменений в общественной, экономической, культурной жизни общества. После обнародования она начинает циркулировать в обществе и использоваться в самых разных целях. Достаточно вспомнить эксперимент "Меченые атомы" по раскрытию механизма работы почтовой связи в России в расследовании Анатолия Рубинова, расследование немецкого журналиста Гюнтера Вальрафа о положении эмигрантов в Европе, знаменитое Уотергейтское дело американских журналистов Карла Бернстайна и Боба Вудворда, которое привело к отставке президента США Ричарда Никсона.

По достоверности и надежности источники информации расцениваются как однозначно достоверные и надежные, когда сведения задокументированы по всем правилам, имеются реально существующие и ответственные свидетели и т.п.; достоверные, но ненадежные, если нет документальных или свидетельских подтверждений, и потому требуется дополнительная проверка; надежные, но недостоверные, как правило, содержащие информацию от очевидцев или участников событий, но без документальных подтверждений. Информация из двух последних источников нуждается в дополнительном анализе и годится в основном для черновой работы или используется в качестве повода для расследования. Поначалу достоверная, но ненадежная информация (или надежная, но недостоверная) в результате кропотливой работы во многих случаях получает подтверждение и приводит к появлению журналистских сенсаций или же острополемических выступлений.

Самыми распространенными методами сбора информации являются эмпирические методы, т.е. опытные, требующие непосредственного изучения ситуации (наблюдение, интервью/беседа, эксперимент) и эмпирико-теоретические – работа с документами, анкетирование, опрос, работа с базами данных в Интернете.

Наблюдение – излюбленный метод сбора информации у журналистов всех времен, в том числе и вооруженных современными гаджетами и цифровой техникой. По времени наблюдение бывает краткосрочным (если это одноразовое событие, такое, например, как подрыв ледяного затора на весенней реке) и длительным (если требуется разностороннее и продолжительное изучение ситуации). По степени активности журналиста наблюдение делится на невключенное (простое) и включенное. В первом случае журналист со стороны наблюдает за происходящим, не вмешиваясь ситуацию, во втором же он становится действующим лицом и одним из участников наблюдаемого процесса. При невключенном открытом наблюдении участники событий знают о цели присутствия корреспондента, иногда помогают ему, нередко просто не отвлекаются от основных занятий и дают журналисту возможность разобраться в ситуации. В некоторых случаях возможностей открытого наблюдения бывает недостаточно. Тогда используется более продуктивное, хотя и более сложное включенное скрытое наблюдение, которое в журналистской практике получило название "журналист меняет профессию", или "метод маски". Оно требует соблюдения как этических, так и правовых норм вмешательства в деятельность тех или иных организаций или лиц. К примеру, для использования "метода маски" закрыты законами учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, режимные предприятия, личная жизнь человека. Одним из основных условием использования журналистом "метода маски" является владение хотя бы азами той профессии, на которую он на время поменял свою, репортерскую. Здесь можно вспомнить классические образцы из истории отечественной журналистики, когда репортеры наблюдали городскую жизнь, сидя за рулем такси, или рассказывали о школе, примерив на себя роль учителя. С полным основанием считается, что скрытое включенное наблюдение требует от профессионалов разносторонних навыков и умений.

Интервью/беседа – едва ли ие самый популярный метод сбора информации, особенно в наши дни, в связи с массовой доступностью цифровых диктофонов. Но нередко журналисты полагаются только на безупречно работающую технику, забывая о том, что заинтересованное, участливое отношение к теме интервью или беседы, к личности интервьюируемого требует эрудированности и подготовки. Вопросы – открытые и закрытые – должны быть продуманными и взвешенными, а тема разговора заранее изучена с максимальной глубиной, которую позволяют обстоятельства. Существуют самые разные методы и методики интервьюирования, овладевать которыми необходимо в течение всей профессиональной карьеры. О методике и технике интервью написано и издано много пособий, в том числе и в недавние годы .

Эксперимент в журналистике относится к разновидности социального эксперимента. Он предполагает использование специальных методов изучения ситуации. В отличие от наблюдения здесь журналист сам создает обстоятельства, в которые он "помещает" действующих лиц. Иначе говоря, он ставит опыт. Самым тщательным образом выбирается "возмущающий" (экспериментальный) фактор. Им может быть смоделированная ситуация (измененные условия труда, система поощрения), форма контроля, привлечение специалистов или экспертов, создание искусственных препятствий и т.д. Важное условие – соблюдение правовых и этических рамок эксперимента, не нарушающих нрав его конкретных участников. Эксперименты бывают полевыми, проходящими в естественных условиях (например, на городской улице) или трудовых процессах, или лабораторными, когда создается искусственная среда для наблюдения за развитием ситуации. Особой популярностью у журналистов пользуется "эксперимент на себе", когда автор испытывает условия жизни, вхождения в трудную ситуацию (например, как прожить только на студенческую стипендию), фиксируя личные наблюдения и результаты эксперимента.

Эмпирико-теоретические методы сбора информации требуют организационной подготовки и интеллектуального напряжения. Они связаны с анализом получаемой информации, группировкой источников и построением предварительных гипотез исследования.

Работа с документами – наиболее распространенный, но и трудоемкий метод. Надо ранжировать документы по классам, видам, уровню представленности информации. Они бывают:

  • – официальными, публичными и личными;
  • – первичными (в оригиналах) и вторичными (в копиях, ксерокопиях и "сканах");
  • – естественно функционирующими (номера газет, официальные распоряжения, исторические памятники) и "спровоцированными" – созданными специально для какого-либо случая (например, выписка из приказа о приеме на работу, ответ на запрос редакции СМИ, справка с места проживания человека);
  • – по материальному носителю – в печатной форме, визуальной (видеоматериал, фотография), электронной форме.

Каждый из видов документальных источников информации требует специального и тщательного изучения, чтобы не привести журналиста к ложным выводам и оценкам. К примеру, ксерокопия официального документа, не заверенная по форме, может оказаться подделкой, а документ с неразборчивой подписью должностного лица и с размытой печатью учреждения может содержать недостоверную информацию. А при анализе "спровоцированного", специально подготовленного для тех или иных целей документа важно установить, для кого и для какой надобности он появился на свет.

Анкетирование и опрос – разновидность социологических методов сбора информации. Журналисты обращаются к ним с целью выявления интересов аудитории, ее образовательного уровня или политических, ценностных предпочтений. Анкетный бланк используется и для выяснения позиций специалистов, политиков, наблюдателей, когда исследуется сложная и злободневная коллизия. Центральным условием корректности, т.е. правильности использования метода, является соблюдение стандартных требований к репрезентативности исследования, т.е. представительности материалов: сколько участников устного опроса или анкетирования на конкретной территории – по социологическим меркам – может обеспечить результат, соответствующий реальному мнению общественности или экспертов. Соблюсти эти требования непросто, поэтому во многих случаях редакции предпочитают заказать исследование профессиональным социологическим службам.

Работа с базами данных и ресурсами в Интернете при всей кажущейся доступности является интеллектуально емким методом сбора информации. Здесь требуются не только компьютерная грамотность, но и знание специфики сетевых ресурсов, соблюдение правовых норм и этики (сетикета) использования разнообразной информации.

С проникновением Интернета почти во все аспекты жизни общества меняется и понимание творческих процессов в журналистике. Специфика продукции, производимой современной мультимедийной редакцией, такова, что публикация может обрасти дополнительными смыслами на радионосителе, получить новые оттенки на телевизионном канале, приобрести аналитическую глубину, будучи трансформированной под специфику бумажного носителя. Важным элементом этой жизни является активность потребителя в содержательном наполнении медиа. Потребители самостоятельно формируют информационные площадки, будь то форум или особый раздел – интернет-комментарии. Тем не менее векторы этой активности нередко задают профессиональные журналисты с помощью либо краудсорсинговых технологий, когда задача вбрасывается в буквальном смысле в толпу, в сеть, когда аудитория приобщается к сбору информации, либо приемов модерации пользовательского контента, а то и программирования эмоционального накала дискуссии за счет вступления в дискуссию на интернет-площадках.

В цифровую эпоху журналистам все сложнее оставаться конкурентоспособными, опираясь исключительно на высокое качество предлагаемых ими материалов. В то же время процесс перехода в цифровой формат заключает в себе новые возможности для взаимодействия СМИ с населением. Требуется внимание к таким аспектам общения, как использование персонализированных сервисов, двухсторонняя коммуникация с аудиторией, эмоциональная привязанность к бренду, лояльность читателей. В этих условиях журналистам приходится выстраивать цифровую составляющую своего творчества по новым правилам и конкурировать с новыми коммуникантами, которые более приспособлены к функционированию в цифровой среде.

Ключевым фактором преодоления наблюдаемого сегодня спада в медиаиндустрии становится способность журналистики отойти от своих традиционных стратегий и принять инновационные подходы.

Необходимость внедрения инноваций в традиционные творческие модели продиктована в числе прочего беспрецедентной скоростью распространения цифрового формата, что вызывает значительные изменения в предпочтениях и поведении аудитории СМИ. То есть развитие новых медиа важно не само по себе, а своим эффектом – трансформацией коммуникаций между СМИ и аудиторией. Американский исследователь СМИ В. Кросби в работе "Что такое новые медиа?" выделяет три типа коммуникаций в медиа: межперсональные медиа – это тип "один – одному", массмедиа – это "один – многим" и, наконец, "новые медиа" – это тин "многие – многим", что полностью отражает концепцию нового информационного поля . Правда, здесь надо заметить, что обозначение "новые медиа" вряд ли может претендовать на статус научного и профессионального термина, это, скорее, бытовое название, поскольку новизна – качество, преходящее со временем, и не в ней заключено своеобразие современной медийной революции. Думается, в этом отношении достаточным и точным будет название "сетевые медиа".

В центре нового информационного пространства находится, безусловно, потребитель информации, который теперь не просто созерцатель, но и участник процесса формирования новостей (т.е., строго говоря, его уже нельзя называть потребителем). Поэтому суть новой информационной среды состоит не только в мультимедийно- сти, но и в интерактивности, что заставляет кардинально пересмотреть устаревшую модель медиа и создать новую, соотносящуюся с целями и задачами сетевого общества, которое к тому же непрерывно меняется. Современный человек сам выбирает, как ему удобнее получать информацию: он, например, может одновременно смотреть телевизор и сидеть в Интернете, слушать в сети радио, получать новостные рассылки на мобильный телефон.

Такой подход заставил некоторых исследователей говорить о том, что на смену СМИ приходит СИИ – средство индивидуальной информации. В подобных персонализированных медиа, по мнению М. Кастельса, к традиционным массовым коммуникациям добавляется "индивидуальная коммуникация". Иными словами, при помощи мобильных технологий и Интернета, которые обеспечивают множественность точек входа в коммуникативное пространство, любая личная тема может быть распространена в сети массовой коммуникации. Потребитель погружается в информационный океан, но занимает при этом позицию активного пользователя. Материалы, подготовленные редакциями, все чаще соседствуют с сообщениями, которые производят сами пользователи.

Примером таких медиа может служить френдлента Facebook, где пользователю даже не обязательно быть сочинителем. Участие в информационном обмене обеспечивается с помощью кнопки "like" и ей подобных. Экзистенциальную формулу современного пользователя можно определить как "лайкаю – значит существую". Благодаря кнопкам "share" и "like" начинается процесс формирования новой публики. Она гораздо более активна, чем публика прошлых эпох: она интерактивна.

Журналисты обратили этот процесс в свою пользу и стали использовать социальные сети для продвижения своих продуктов. Однако оказалось, что они не в состоянии контролировать процесс: в новом информационном пространстве любое сообщение распространяется нелинейно, так как не имеет единого центра координации. Роль журналистов тут совершенно особенная – они становятся community менеджерами, "общателями", реализуя совсем по-другому свои уникальные способности. Примером может служить то, как СМИ при поиске и производстве информации перешли от технологии инсорсинга (редакция сосредоточена на полном жизненном цикле продукта) к краудсорсингу – новой модели партнерства между информационной площадкой, которая имеет некоторую цель, и широкой публикой, которая может выступать в качестве ресурса, помогающего эту цель достигнуть. В контексте журналистики у краудсорсинга есть конкретные приложения, а именно: аудитория приобщается к сбору информации.

Результаты использования краудсорсинга в ряде редакций превзошли все ожидания. Наглядный тому пример – американское интернет-СМИ Huffington Post, на которое работают 186 штатных сотрудников и армия из 6000 неоплачиваемых блогеров. Быстро развивающийся HuffPo вынудил традиционные СМИ, от New York Times и Washington Post до News Corp и Forbes, переосмыслить устоявшиеся правила журналистики, касающиеся создания и распространения материалов . Краудсорсинг дал журналистам целый ряд новых возможностей. Главное, что новый инструментарий позволил по-другому взглянуть на процесс получения информации, журналисты стали активно использовать в своей работе мультимедийные методы получения и представления информации.

В основе рассматриваемых методов лежит процесс производства содержания аудиторией. Концепция получила название UGC (user-generated content – контент, генерируемый пользователями); согласно ей большое количество пользователей способно самоорганизоваться и формировать содержание той или иной информационной площадки. Производственные процессы выходят за "географические" рамки собственно редакции и потенциально охватывают всю массу пользователей / читателей данного СМИ, которые из аудитории-потребителя трансформируются в аудиторию-соработника и сопоставщика информации.

В редакционной практике получил проверку и распространение целый набор инструментов сбора информации, которые характеризуются как мультимедийные (т.е. с использованием современных технических и программных средств, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении):

  • – просмотр ресурсов, которые концентрируют важную для аудитории информацию (например, анализ сайтов госзакупок);
  • – подписка на RSS -каналы, что позволяет своевременно автоматически выявлять новые блоки информации по заданным критериям. Этот инструмент можно применять и для фиксации активности потребителей но отношению к произведенной редакцией или автором медиапродукции;
  • – просмотр содержания интернет-форумов для определения, в каком направлении меняется повестка дня. Можно и напрямую обратиться к участникам форума с просьбой ответить на интересующие журналиста вопросы;
  • – просмотр блогов, авторы которых собирают многотысячные аудитории с целью получения мнений, информации и определения тенденций движения тематических предпочтений;
  • – просмотр сообщений в Twitter – это эффективный инструмент доступа к сверхоперативным новостям;
  • – анализ информации в социальных сетях – очень перспективный инструмент для взаимодействия медиа и аудитории. Помимо того что пользователи создают и распространяют сообщения в целях своей самореализации, в сетях реализована функция организации пространства общения. Социальная сеть содержит сведения о своих участниках – их возрасте, ноле, круге интересов, а это открывает возможность для адресного обращения к читателям и зрителям;
  • – интернет-комментарии читателей к публикациям профессиональных журналистов дают обратную связь и позволяют в ходе дискуссии выявить как слабые и сильные стороны данной конкретной публикации, так и в целом получить нелицеприятную оценку всего творчества журналиста. То есть комментарии, являясь, с точки зрения потребителя, составной частью журналистского текста, обогащают его новыми – порой фантастическими – ракурсами и смыслами. Этот аспект требует от сотрудников редакций умения как благодарно воспринимать написанное, как правило, анонимными творцами, так и выстраивать защиту от психологических атак.

Возникает вопрос об эффективности использования мультимедийных методов сбора информации. Ответ на него зависит от грамотной организации этого процесса в редакции. Вот как, к примеру, выстраивается работа журналистов с содержанием блогов.

Блог (сокр. от англ. weblog ) – сетевой журнал (журнал не в значении "периодическое издание", а в значении "судовой журнал", "дневник" и т.п.). По форме – это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий. Блогеры в своих дневниках обсуждают наиболее значимые темы, зачастую те же, которые поднимаются в СМИ. Блоги и социальные сети распространяют все существующие типы, информации в большом объеме. В отличие от СМИ, транслирующих только массовую информацию, они распространяют еще и специальную информацию, в том числе профессиональную и индивидуально-личностную (включая часто скрываемые от других сведения и чувствования, возникшие на базе личного опыта). Эта информация не обязательно является актуальной, новой и направленной на широкую аудиторию, хотя может быть и такой, и отражающей интересы социальных субъектов, и сообщающей неизвестные факты.

Наличие контента, собранного пользователями, – одна из основных специфических черт Интернета. Блоги – это площадка, на которой такой контент собирается максимально удобно. Нередко СМИ строят свои материалы на основе блогов. Как правило, это происходит тогда, когда у журналистов нет возможности получить информацию из других источников, но событие столь значимо, что не писать о нем нельзя. В таких случаях приходится опираться на мнения очевидцев, сопоставлять факты. Но блогеры не подтверждают свои рассуждения мнением экспертов, не используют высказывания знатоков. С одной стороны, их мнение абсолютно субъективно, но, с другой стороны, из множества субъективных мнений складывается представление об отношении общества к проблеме. Впрочем, в целом продуктивность блогосферы как качественной информационной среды вызывает большие сомнения. Особенно сложно бывает измерять достоверность и надежность информации, предоставляемой в блогосфере, и, значит, опасно полностью доверяться этому источнику.

В отличие от общения посредством телефонов и писем, ограниченного личным пространством людей, блоги – публичное хранилище личной информации, может быть, первое в истории. Журналисты начинают использовать блоги при поиске уникальных данных. Вручную отбирать новости из общего потока сведений, ежедневно проходящих через блогосферу, трудно. Существуют автоматические методы анализа контента блогосферы, разработанные компаниями "Яндекс" и в меньшем объеме – Liveintemet.ru. Однако они позволяют отследить в основном только массовые информационные потоки. Для индексации эксклюзивных сведений у поисковых систем нет определенного алгоритма, и эти машины часто работают вхолостую. Эксклюзивная информация находится в блогах известных людей и корпораций. Их активное использование может привести к тому, что массовое оповещение своей целевой аудитории через блоги потеснит рассылки, пресс-релизы и иные формы организованного информирования журналистов.

"Российская газета": rg.ru/2012/05/12/jet-blog-site.html – материал о реакции в отечественной и зарубежной блогосфере на катастрофу Superjet, где все цитаты представлены с гиперссылками на цитируемые блоги (12.05.2012).

"Российская газета": rg.ru/2012/02/01/foto-site-anons.html – материал о фотографиях нового "суперфона" BlackBerry (01.05.2012): "Техноблог CracrBerry, специализирующийся на публикации инсайдерской информации о продуктах компании Research In Motion, опубликовал фотографии смартфона, который канадский производитель намерен вывести на рынок во второй половине нынешнего года". В тексте также имеется гиперссылка на блог, из которого взята информация.

"Российская газета": rg.ni/2012/01/27/google-site-anons.ht ml – сообщение о нововведении в Google+ (27.01.2012): "О нововведении сообщил на своей персональной странице Бредли Хоровиц, вице-президент Google". Гиперссылка на блог также приводится.

"Газета.РУ": gazeta.ru/social/2012/05/10/4577993.shtml – материал о крушении самолета Supetjet (10.05.2012): "Один звонок члену экипажа проходит, трубку не берет. Но я не исключаю, что он оставил телефон в гостинице", – писала фотограф Марина Лысцева в микроблоге в Twitter. Фотограф-блогер Сергей Доля добавил, что отправил несколько СМС-сообщений на телефоны россиян, находившихся на борту. Но ответа не последовало. Гиперссылок на блоги в тексте нет.

Руководитель группы внутренних сервисов интернет- компании "Яндекс" К. Коломеец выделяет пять функций мультимедийных методов :

  • 1) эффективный сбор информации, необходимой для подготовки качественного журналистского материала;
  • 2) организационная функция – эффективные инструменты позволяют снизить затраты на производство медийной продукции, организовать работу редакции и повысить скорость информационного обмена внутри редакционной команды;
  • 3) с помощью мультимедийных инструментов можно качественно и интересно упаковать медиапродукцию с учетом интересов пользователя;
  • 4) разнообразные способы доставки медиапродукции потребителям;
  • 5) обеспечение авторов и редакторов качественной и стабильной обратной связью.
  • Кодола Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы: учеб. пособие. М., 2008; Лукина Μ. М. Технология интервью: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2012 и др.
  • Crosbie V. What is New Media? URL: sociology.org.uk/ as4mm3a.doc.
  • Спирс Э. Собственное мнение // Forbes. 2010. № 12.
  • Коломеец К. Практикум: создание своего СМИ в Интернете // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Качкаевой. М., 2010. С. 56.

Что еще почитать