Теория относительной депривации. Относительная депривация

Недавно в понятийном аппарате возрастной психиатрии появил­ся новый термин «синдром сиротства» , его смысл в том, что утрата родителей вызывает у ребенка многообразные депрессив­ные реакции, нарушения развития навыков общения, речи, мото­рики (особенно тонкой). Варианты синдрома наблюдаются и у де-

тей, проживающих в семье, где имеет место ситуация «маскирован­ного» сиротства, характеризующаяся эмоциональной холодностью, авторитарностью, жестокостью обращения с ребенком, девианткым аддиктнвным поведением родителей.

В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности», «растормо­женное расстройство привязанности», рассматриваются как психи­атрический диагноз и включены в Международную классифика­цию болезней (МКБ-10). Данные диагнозы ставятся детям начиная с младенчества и до пятилетнего возраста, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены . Считается, что главная (но не единственная) причина происхождения синдрома - плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему. Предрас­полагающими моментами для этого служат: умственная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, девиантное поведение, преждевременное материнство . Поскольку нередко именно эти состояния приводят к лишению или отказу от роди­тельских прав, дети, сдаваемые в сиротские учреждения, с высокой степенью вероятности будут носителями этого синдрома.

Реактивные расстройства привязанности возникают и в услови­ях детского дома и в приемной семье . Эго происходит, во-пер­вых, из-за неизбежной смены воспитателен, что приводит к невоз­можности сформировать устойчивую «заместительную привязан­ность» к кому-либо, и, во-вторых, при неоднократном и непродол­жительном помещении ребенка раннего возраста в разные прием­ные семьи. Это свидетельствует о важности не только помещения ребенка в семью, но психологического отбора и сопровождения за­мещающей семьи с целью предотвращения нового разрыва привя­занности .

Диагноз реактивного расстройства привязанности базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоци­ональной и поведенческой сферах, может включать определенные поведенческие отклонения. Основные симптомы можно объединить в две группы {13]:

Устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или под­держивать обшение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового подра­жания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т -н-), апатичный или сниженный фон настроения, часто проявле­ния боязливости или настороженности, которые не исчезают, когда Ребенка утешают; с полутора-двух лет - плохое социальное взаимо-

действие со сверстниками, агрессия по отношению к себе и другим; отсутствие любопытства, достаточной спонтанности в деятельно­сти;

- «диффузная общительность», которая проявляется в отсут­ ствии чувства дистанции при общении со взрослыми и в фами­ льярности при общении с почти незнакомыми людьми, в постоян­ ных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение); с четырехлетнего возраста и позже - неразборчивые дружеские связи.

Последняя группа симптомов отнесена в МКБ-10 к диагнозу «расторможенное расстройство привязанности» и считается харак­терной для детей, воспитывающихся в домах ребенка с младенче­ства при частой смене воспитателей. В американской классифи­кации оно рассматривается в рамках общего синдрома реактив­ного расстройства привязанности. К соматическим расстройствам привязанности относят снижение физических показателей разви­тия (масса, рост), слабое развитие мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне гормона роста.

Еще один классический феномен - сепарационные симптомы и симптомокомплсксы - распространенное явление среди детей, вос­питывающихся в домах ребенка. Они могут наблюдаться у детей, которые попали в сиротские учреждения из семей, где о них заботи­лись хотя бы в течение нескольких месяцев, или у детей, которых, несмотря на сформировавшуюся привязанность, переводят к дру­гому воспитателю, и т.д.)13].

Клинический прогноз при расстройствах привязанности вклю­чает целый спектр недостаточно дифференцированных рас­стройств:

Любые нарушения физического и психического развития;

    нарушение психосоциальных навыков, определяющееся сте­ пенью запущенности и длительностью пребывания ребенка в этом состоянии;

    развитие психофизического маразма .

Депривационная симптоматика у детей-сирот включает факти­чески всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интел­лекта и характера. Глубина и тяжесть нарушений различаются в зависимости от срока депривапиоиного воздействия, его длитель­ности и интенсивности, а также от качества депривационного воз­действия .

Й.Лангмейер и 3. Матейчик разработали концептуальный ап­парат теории депривации, основанной па теориях научения и при-

вязанности. Они определяли депривацию как недостаточное удо­влетворение основных психических потребностей (в течение дли­тельного времени и в серьезной степени). В качестве таковых они вычленяли потребности ребенка в богатой разнообразными стиму­лами сенсорной среде, в дифференцированной к относительно по­стоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии за­щиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности автономного функционирования. Они выделили четыре формы де­привации:

    стимульная (сенсорная) депривация возникает при понижен­ ном количестве сенсорных стимулов или их ограниченной изменчи­ вости и модальности;

    депривация значений (когнитивная) возникает при слишком изменчивой, хаотичной структуре внешнего мира без четкого упо­ рядочивания и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;

    депривация эмоционального отношения (эмоциональная) воз­ никает при недостаточной возможности удовлетворения интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыва по­ добной эмоциональной связи, если она была создана;

    депривация идентичности (социальная) возникает при огра­ ниченной возможности для усвоения автономной социальной роли .

Эту классификацию следует учитывать при разработке психо-коррекционной работы и сопровождении разных групп детей-сирот в интернатных учреждениях.

Отечественная теория депривации имеет значительное сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л. С.Выготский, Л.И.Божович, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и дру­гие). При этом депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой по­требности в общении.

Согласно культур но-исторической концепции Л.С.Выготского, развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исто­рического опыта и социальных отношений . Взрослый высту­пает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейше­го источника развития; только в постоянном контакте со взрос­лым возможна интериоризация как основной механизм развития. контакт способствует формированию у ребенка потребности

в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Л. С. Выготский рассматривал данную потребность не как биологически заданную (первичную) (что принято в западной литературе), а как результат взаимодействия ребенка с окружающим социумом, и прежде все­го со взрослыми людьми (45-46]. Л. С. Выготский считал задержки развития результатом депривации общения и контактов с внешним миром, вследствие чего потребность в общении не формируется или приобретает нарушенные формы. Он писал о неблагоприятном воз­действии интернатного воспитания на развитие детей уже в 20-х го­дах XX в. и выступал против помещения детей г. Отклонениями в развитии в детские дома. Л. С. Выготский убедительно доказал, что в такого рода изолированных учреждениях не могут быть созданы условия для нормального развития .

В качестве важнейшего условия развития ребенка Л.С.Выгот­ский рассматривал социальную ситуацию его развития-- «систему отношений между ребенком данного возраста и социальной дей­ствительностью» . Однако в силу исторических обстоятельств изучение социальной ситуации развития долгое время было прак­тически невозможным. Только в 80-х годах появились первые оте­чественные исследования последствий развития в условиях сирот­ского учреждения.

Так, М.И.Лисина писала о том, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизненно и форми­руются одновременно, так как исходный пункт обоих процессов - выделение ребенком из окружающей среды взрослого как особо­го объекта своей активности. Отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижают способность ребен­ка к интсриоризации и эмоциональному развитию. Социальная си­туация развития превращается для ребенка в «ситуацию невозмож­ности», приводит к задержкам эмоционального и интеллектуально­го развития и эмоциональным расстройствам .

Согласно В. И.Мясищеву, богатство отношений с окружающим миром - главное условие нормального развития личности. Он счи­тал, что степень деструктивнести дспривационных условий в зна­чительной мере зависит от мотивационной потребностной сферы, конституциональных особенностей, от наличия психических и со­матических заболеваний. Он подчеркивал необходимость исследо­вания ситуаций, которые можно рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации для конкретной личности . В концепции В.С.Мухиной в качестве механизмов развития личности выделяются идентификация и обособление, что весьма близко к теории объектных отношений и социальному анализу.

Идентификация «отвечает» за социализацию, т. е. присвоение инди­видом своей человеческой сущности, а обособление - за индивиду­ализацию, т. е. формирование и поиск собственной индивидуально­сти. Депривация обоих механизмов, неизбежная в условиях сирот­ского учреждения, обязательно приводит к искажениям развития личности и самосознания .

Е. Т. Соколова показала, что при личностных расстройствах грубые нарушения самосознания выступают в виде неустойчиво­го, диффузного образа Я, деструктивного внутреннего диалога и являются следствием травматического опыта и нарушенных отно­шений со взрослым на ранних этапах развития .

Другим важнейшим положением отечественной психологиче­ской школы стало представление о собственной деятельности как главной движущей силе развития . Из этого положения непо­средственно вытекает необходимость активной позиции ребенка для нормального психического развития. Ясно, что условия прожива­ния в детском доме подменяют собственную деятельность детей строго регламентированными занятиями, что неизбежно приводит к депривации развития.

Активное осмысление собственной деятельности, ее предмет­ных и личностных оснований - предпосылка способности к само­регуляции и свободному самоопределению, которое, в свою оче­редь, является условием полноценного развития личности . Осу­ществляемая под руководством и при непосредственном участии В.К.Зарецкого работа с детьми из коррскционпых классов, стра­дающими различными последствиями социальной депривации (тя­желое материальное положение семьи, безнадзорность, алкоголизм родителей и т.д.), показала, что именно активизация личност­ной позиции, передача ребенку управленческих функций в процес­се обучения способствовала преодолению последствий депривации вплоть до превращения их из учащихся коррекпионпых классов в лидеров школы [Там же].

В заключение следует особо подчеркнуть, что без знания тео­рий развития и депривации ребенка невозможна эффективная ра­бота как е детьми - социальными сиротами, так и их окружени­ем, включая неблагополучные кровные и приемные семьи. Остает­ся сожалеть, что из-за политических взглядов многие годы нам не были известны многие зарубежные прогрессивные теории т иссле­дования, а зарубежным ученым-наши труды. Поэтому сегодня, как пишет в предисловии к перевода книги Дж.Боулби «Привя­занность» Г. Бурменская, несправедливо упрекать Дж.Боулби за

то, что в своих исследованиях он прошел мимо культу pi ю-исто­рической теории и тех богатейших возможностей, которые в ней объективно заложены в отношении понимания специфики чело­веческого онтогенеза - прежде всего этапов становления общения ребенка со взрослым, которые в своих работах Дж. Боулби впи­сывает как стадии развития привязанности , В конце концов труды Л. С. Выготского получили настоящую известность на Запа­де лишь начиная с 1980-х годов, когда теория привязанности Бо­улби уже приобрела свою относительно законченную форму, а ее автору было более семидесяти лет. По той же причине бессмыс­ленно сожалеть, что Дж. Боулби не учел интереснейшие резуль­таты экспериментальных исследований многих отечественных пси­хологов (Н. М. Щелованова, Ц. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной и других), с которыми просто не был знаком. Бо­лее уместно подчеркнуть другое: сам Дж. Боулби вполне отчетливо понимал не только сильные стороны, но и ограниченность создан­ной им теории. Его книга завершается признанием, что наименее изученной стадией человеческого развития остается та. на кото­рой ребенок приобретает все свои специфически человеческие каче­ ства. Здесь перед нами открывается целый континент, который еще только предстоит завоевать [Там же].

Слова, написанные Дж. Боулби почти сорок лет назад, не утра­тили актуальности, сегодня они воспринимаются как призыв к содержательному соотнесению и, образно выражаясь, «стыковке» эволюционного и культурно-исторического подходов в исследова­нии конкретных феноменов детского развития, в том числе привя­занности. Необходимо создание современных теории, наиболее ре­ально синтезирующих достижения своих предшественников и пре­одолевающих их противоречия.

Следует отметить, что на основе теории привязанности строят­ся сегодня современные исследования социальной поддержки как важного фактора психического и физического здоровья. Исследо­ вания показывают, что люди, создающие вокруг себя апйбилъную сеть отношения (социальную сеть), которая является источни­ ком инструментальной и эмоциональной поддержки, реже, стра­ дают как физическими, так и психическими недугами. Выявле­ но, что способность создавать вокруг себя такую сеть, связана характером отношений привязанностей в детстве. У взрослых, имевших в детстве надежную привязанность, в большей мере раз-ьита способность к созданию устойчивых отношений, их социаль­ные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отношения взаимны.

Ряд исследователей предполагали наличие связи между экономической диспропорцией и радикализацией. В основе данных предположений лежит теория относительной депривации Гурра (1970) - люди прибегают к восстанию в тот момент, когда не могут выносить своего положения. Как отмечал Schmid (1983) теория Гурра в большей степени исходит из психоанализа нежели из эмпирической социологии и концептуально родилась из гипотезы фрустрации-агрессии Gurr,T. Why men rebel. - Princeton,NJ: PrincetonUniversityPress, 1970. - 200-245 p..

Ряд исследователей отмечает наличие устойчивой зависимости между экономическим положением (уровнем бедности) и склонностью к радикализации. Совсем недавно, увеличение различия уровнем благополучия спровоцировало появление нового понимания политического насилия, которое усиливается глобализацией, создающей очаги бедности, и в тоже время снимает напряжение, облегчая общение между теми, кто считает себя жертвами глобализации (Maya, Lander, and Ungar 2002). Таким образом, абсолютные лишения или относительное экономическое неравенство поджигает радикальные настроения, особенно среди членов угнетенного низшего класса.

Наиболее крупные европейские революции 18- начала 20 века были спровоцированы, по крайней мере частично, неравенством классов.

От Французской до Российской революции неимущие были основными участниками политического насилия. С другой стороны, как отмечалось выше, левые террористы 1960-х годов в 1970-е годы обычно не были представителями бедного населения, а принадлежали к среднему классу, который использовал страдания других классов в своих целях. Таким образом, хотя бедность и может играть определенную роль в некоторых случаях политического насилия, относительная депривация не является достаточным условием для объяснения терроризма.

Существуют данные согласно которым правый экстремизм может существовать независимо от экономического положения. Так, Canetti и Pedahzur (2002) в ходе исследования выяснили, что правые экстремистские настроения не были связаны с социально-экономическим положением 1247 Израильских студентов.

Krueger and Maleckova"s (2002) в рамках своего исследования выяснили, что палестинцы не поддерживают заключение о наличие причинно-следственной связи между бедностью и терроризмом. При условии, что уровень безработных в Секторе Газа составляет 70%, валовый внутренний продукт не превышает 1000$, а экономические возможности сильно ограничены несмотря на достижения в системе образования в связи с неразрешенностью палестино-израильского конфликта, а в культурном плане серьезное значение имеет роль мужчины кормильца, преждевременно исключать возможность того, что снижение экономических перспектив может спровоцировать терроризм среди палестинцев Bennet, J. Inchaos, Palestinians struggle for way out // New YorkTimes. - July15, 2004. - №1. - P. 10-11.. Кроме того, националистические сепаратисты и многие религиозные фундаменталисты, как правило, пользуются поддержкой своих общинах. В таких случаях, радикализм может стать про социальной деятельностью, осуществляемой в интересах всех классов. Если все члены группы (являющейся политическим актером) сталкиваются с экономическим неравенством по отношению к аут группе (является привилегированной), то реализация политического насилия должна рассматриваться не как результат экономического притеснения, а как феномен групповой идентичности.

Человек может воспринимать относительную депривацию лично или на более широком уровне группы (в окружающем его сообществе), или даже на международном уровне (т.е. относительно судьбы мусульманского мира по сравнению с Западом). Относительная депривация работает через осознание того, что другие имеют по отношению к воспринимающему (материально, культурно или с точки зрения социального статуса) и, когда они воспринимают эти различия, чтобы показать себя более значимыми и потенциально подверженными несправедливости. Люди могут испытывать относительную депривацию в нескольких случаях: после или во время периода, когда права и привилегии расширили только в результате стагнации или, когда выигрыш одних в группе снижается, в то время как выигрыш других увеличивается Gurr,T. Why men rebel. - Princeton,NJ: PrincetonUniversityPress, 1970. - 90-115 p.. Несколько исследований представляют депривацию как причину жалоб и "благодатную почву для радикальной мобилизации"

Многие авторы приводят статистические данные, которые последовательно показывает, что мусульмане, как группа страдают от более высокого уровня депривации, чем другие группы, утверждая, что это неравенство было основанием для обиды и разочарования. Однако результаты существенно меняются, когда цифры анализируются на более низких географических уровнях, которые показывают, что мусульмане, как правило, сосредоточены в районах, где как мусульмане, так и не мусульмане страдают от высокого уровня безработицы. Рассмотрение дополнительных факторов, таких как возраст и поколение ослабляет силу первого аргумента еще сильнее Pisoiu, D. I. Explaining the Radicalisation of Muslims in Europe: The Failed Integration Hypothesis. // - Towards New Models of Immigration, Integration and Multiculturalism: University of Oxford. , 2007. - P. 100..

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Абсолютная депривация

Абсолютная депривация - это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Относительная депривация

Под относительной депривацией понимается субъективно воспринимаемое, а также болезненно переживается несовпадение ценностных ожиданий (условия жизни и блага, которые, по мнению людей, им положены по всей справедливости) и ценностных возможностей (условия жизни и блага, которые возможно получить в реальности).

Схожесть и различие деприваций

Несмотря на разнообразие видов деприваций, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

  1. уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки";
  2. степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности.

Отличие депривации от фрустрации

Понятие депривация в содержательно-психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация ". По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности.

Депривация от фрустрации отличается тем , что ранее человек не обладал тем, чего сейчас лишен. Например, материальные блага, общение, путешествия. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких.

Виды депривации

В психологии принято выделять следующие виды депривации:

  • двигательная,
  • сенсорная,
  • материнская,
  • социальная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация, является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Психологические (собственно личностные) деформации , к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению".

В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация".

Социальная депривация

Социальная депривация является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию.

Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида.

Несмотря на то что женщины в западных культурах не относятся к числу наиболее дискриминируемых групп и, более того, по сравнению с женщинами в восточных культурах, особенно в тех, где распространен ислам, находятся в исключительно привилегированном положении, тем нс менее феминизм возник именно на Западе, а не на Востоке. Почему же не женщины-мусульманки, а женщины западной, прежде всего американской, культуры, к тому же представительницы среднего класса, т. е. высокообразованные и экономически состоятельные, а не выходцы из социальных низов, заявляют о невыносимом положении женщины в обществе, говорят о существовании сильных гендерных предубеждений и дискриминации? Ответ на этот вопрос позволяет дать теория относительной депривации.

Впервые о чувстве относительной депривации (лишенности, обездоленности) заговорили исследователи, которые во времена Второй мировой войны изучали психологическое состояние солдат, участвующих в боевых действиях. Сравнивая степень удовлетворенности службой летчиков и военных полицейских, исследователи с удивлением обнаружили, что уровень неудовлетворенности и фрустрации в авиачастях выше, чем в полицейских подразделениях, и это при том, что в авиации чины и звания присваивались гораздо чаще и быстрее, так что продвижение по службе в военно-воздушных частях шло несравненно успешнее, чем в полиции. Но результатом этого являлось не чувство удовлетворения, а еще более завышенные ожидания. У военнослужащих возникало ощущение своей исключительности и формировалось высокое самомнение. Д. Майерс считает, что, таким образом, их притязания опережали их достижения, а неизбежным следствием завышенных амбиций были разочарование и фрустрация (Майерс, 1997).

Если говорить об относительной депривации в более широком смысле, то ее можно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше, чем заслуживают. Почему может возникнуть такое чувство? Конечно же, вследствие сравнения своего социального положения и условий жизни с положением и условиями, имеющимися у других. Обнаружив, что другие имеют больше и живут лучше, чем он сам, человек испытывает зависть к более благополучным индивидам. При этом он полагает, что достоин лучшей участи и поэтому имеет полное право на то, чем обладают другие.

Чувство относительной депривации может возникать как у отдельных людей, так и у социальных групп. В последнем случае возникает чувство не индивидуальной, а групповой социальной зависти. Показательно, что, по данным Р. Ваннемана и Т. Петтигрю, чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные, но и доминирующие группы (Браун, 2001).

Это вполне естественно, ведь теория относительной депривации утверждает, что чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами обычно являются выходцы из средних, а то и высших слоев общества - достаточно вспомнить поколения российских заговорщиков, террористов, революционных деятелей: декабристов, народников, большевиков. Таким образом, чувство относительной депривации возникает из-за того, что: а) индивид или группа считают, что заслуживают лучшей участи (большего материального благополучия, высокого социального статуса и т. д.); б) ответственность за свое «незавидное положение» возлагается на внешние обстоятельства (несправедливые законы, неразумное общественное устройство и т. д;), а не на себя.

Способы преодоления относительной депривации различны. Одни люди включаются в политическую или общественную деятельность, чтобы способствовать

постепенному изменению ситуации. Но возможен и более радикальный путь, когда отдельные индивиды или чаще социальные группы вступают на путь протестов и борьбы. Уличные беспорядки, демонстрации, погромы, террор, восстания, мятежи - вот арсенал средств, к которым постоянно прибегают ощущающие себя несправедливо обделенными социальные группы, которые стремятся быстро и бесповоротно «восстановить справедливость», т. е. занять доминирующие позиции в обществе. Но необходимо помнить, что попытки переустройства общества, протест и борьба возникают лишь тогда, когда ощущается шаткость и неустойчивость существующего социального порядка.

При относительной депривации присутствует своеобразное обобщение, которое определяет состояние человека, испытывающего неполное чувство удовлетворения в отношении своих желаний. На первый взгляд, это звучит несколько сложно, поэтому ситуацию следует рассматривать на конкретном примере. Предположим, что человека устраивает должность вице-президента, а его продвинули на должность старшего менеджера. В этом случае его состояние можно рассматривать, как депривационное. Следует подчеркнуть, что при использовании данного термина имеется в виду культурный либо социальный элемент, который доказывает, что в основном ожидания индивида определяются достижениями и оценками окружающих, в основном, людей его круга.

Относительная депривация представляет собой выраженную неудовлетворенность полученным результатом или наградой. Ситуация наблюдается в том случае, если человек рассчитывал на большее в этой сфере. К примеру, если готовясь к экзамену, студен был уверен, что сдаст его на «отлично», и вместо этого получил лишь «хорошо», то естественно, он недоволен. Также относительная депривация появляется в том случае, если возникает неудовлетворенность подарком, когда получающему кажется, что презент слишком дешевый, и не соответствует ситуации.

В том числе, относительная депривация объясняет отношение к обществу женщин западных культур, и в основном, это касается представительниц среднего класса, состоятельных и образованных, а не выходцев из нижних социальных слоев. Они заявляют, что положение женщины в обществе невыносимо, и обсуждают дискриминацию и сильные гендерные предубеждения. Известно, что впервые относительную депривацию исследователи стали обсуждать в период Второй мировой войны, когда проводилось исследование психики солдат, участвующих в бою. Именно в то время и возник данный термин, который используется по сей день.

Особенности относительной депривации

Если обсуждать такое явление, как относительная депривация в более широком понятии, то оно определяется тем, что люди считают себя несправедливо обделенными. ,По их мнению, они заслуживают большего. По каким причинам возникает данное чувство? Разумеется, значительную роль играет такой фактор, как сравнивание своего положения в социальном плане с жизненными и бытовыми условиями других людей. Если обнаруживается, что многие из окружающих живут лучше, и имеют больше материальных благ, человек начинает завидовать более успешным соседям или коллегам. Притом, он ничуть не сомневается, что сам заслуживает большего, и вполне вправе иметь то, чем владеют другие.

Доказано, что относительная депривация свойственна не только отдельным людям, но и целым социальным группам. В последнем случае имеет место не только индивидуальная зависть, но так называемая зависть. К тому же, ученые доказали, что относительную депривацию могут испытывать не только группы с низким статусом, но и те, что являются доминирующими. Все это имеет естественное объяснение, и согласно теории относительной депривации, чем больше человек имеет благ, тем сильнее его зависть к тем, кто имеет меньше. Поэтому неудовлетворенность своим положением проявляют не только те, кто действительно обездолен, а вполне благополучные слои общества. В истории немало примеров, когда революции возглавляют не бедняки, а выходцы из среднего социального слоя, и даже из высшего. В связи с этим достаточно вспомнить декабристов, некоторых большевиков, и так далее.

Эти люди были дворянского рода, или же имели различные чины, и редко выходили из рабоче-крестьянской среды. На основании данных факторов можно утверждать, что относительная депривация имеет ряд определенных причин. Она возникает, когда индивид, или группа людей уверены, что имеют право на лучшую участь. Обычно это касается материальных благ, социального статуса. Причем, ответственность за положение, в котором они находятся, возложена на окружающую среду, неправильные законы, глупое начальство, и прочее. То есть, люди склонны обвинять кого угодно, но не себя.

Как избавиться от депривации

Чтобы устранить подобное состояние, люди стремятся к преодолению относительной депривации любым методом. Кто-то предпринимает попытки сделать жизненные условия лучше, и достичь личного успеха и признания в обществе, используя для этого общественную и политическую деятельность. Но существует и другой путь, который является более радикальным. Он выражается в том, что среди отдельных индивидов находятся такие, которые избирают путь борьбы и протеста. При этом, арсенал средств достаточно велик. Это может быть восстание, террор, мятежи и погромы, забастовки и прочее.

Люди, которые уверены, что их несправедливо обделили, стремятся найти быстрый способ, чтобы таким образом «восстановить справедливость», а значит, занять в обществе доминирующее положение. Следует подчеркнуть, что нельзя путать такие понятия, как относительная депривация и фрустрация. Их отличие в том, что при относительной депривации индивид ранее не имел тех благ, к которым стремится, и которые отсутствуют в данный момент. Например, речь может идти как о телевизоре, или велосипеде, так и о значительных денежных суммах. В случае фрустрации человек ранее обладал благами, которые стремится вернуть. Что может входить в это понятие? Спектр чрезвычайно широк – пища, здоровье, стабильность в социальном плане, супружеская верность, и так далее.

Что еще почитать