Святой Виктор: жизнеописание святого, принятие смерти за веру и почитание мученика. Житие святого и значение иконы Молитвы святому мученику Виктору

Святой мученик Виктор Дамасский – небесный заступник и покровитель, которому молятся об исцелении при болезнях рук, различных кожных и глазных заболеваниях. Икона поможет мужчинам по имени Виктор в продвижении по службе, защитит от опасностей и врагов. По молитве к святому обретают здоровье, находят надежных друзей и верных спутников жизни.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого мученика Виктора Дамасского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой мученик Виктор Месукевийский (Грузинский) Память святого мученика Виктора Месукевийского (Грузинского) совершается вместе с памятью дружины святого мученика Сухия 15/28 апреля. Святой мученик Виктор Месукевийский жил в I–II веке. Воин родом из князей, он служил под началом святого Сухия. С ним и 16 другими князьями, слыша проповеди святого Хризоса, ученика апостола Фаддея, уверовал, крестился и удалился от мира. Проведя так 44 года, принял вместе с братией мученическую смерть. В IV веке на месте их упокоения святой Григорий Просветитель воздвиг храм и создал обитель, при ней открылся целебный источник. Виктор Коринфский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 марта, 31 января/13 февраля.

Святой мученик Виктор Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении Виктор вместе с другими учениками приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату.

Немного известно о его жизни, а о жизни его учеников и того меньше. Предание рассказывает нам о том, что все детство и юношество мученик Кодрат провел в пустыне. Обучили его грамоте, врачебному искусству и истинам веры христиане, которых он встретил уже взрослым человеком. Кодрат очень любил свое пустынное жительство и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитвам и безмолвию. Только изредка он спускался в ближайший город - Коринф для помощи больным людям, так как достиг больших успехов во врачебном искусстве.

Постепенно о святом мученике узнали многие жители Коринфа и стали приходить к нему в горы послушать проповеди о Спасителе, получить наставления в христианской жизни, многие стали его последователями. В пятидесятые годы III века - годы гонения на христиан, святой мученик Кодрат был предан истязаниям, но страдания не сломили его веру, он твердо проповедовал христианство вплоть до своей смерти.

Пыткам были преданы и его ученики. По-разному приняли смерть ученики святого Кодрата, но ни один из них не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Святые Викторин, Виктор и Никифор были посажены в каменную ступу и скончались под ударами огромного каменного песта.

Виктор Никомидийский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 18 апреля/1 мая.

Присутствовал при страданиях великомученика Георгия Победоносца. Был изумлен терпением святого, видел, как благодать Божия сохраняла святого невредимым. Имея благочестивую душу, проникшись верой и мужеством святого Георгия, святой Виктор уверовал во Христа и открыто заявил об этом. Его тут же обезглавили.

Виктор (Фотин) Римский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 марта/2 апреля.
Святой мученик Виктор (Фотин) Римский - старший сын святой мученицы Фотины Самаряныни . Служил в римских войсках. Как хороший воин, он был назначен военачальником в город Атталию. Прибыв туда, он встретился с правителем Севастьяном. Тот предупредил Виктора, что знает о его христианских убеждениях. «Наш император Нерон требует, чтобы мы уничтожали всех христиан, - продолжал правитель, - и тебе придется допрашивать и подвергать их мучениям». Севастьян хотел уговорить молодого человека выполнять волю императора, чтобы получить богатство и власть, а для спокойной службы и мать Виктора должна была прекратить открыто проповедовать христианство. Святой Виктор заявил, что не будет участвовать в преступлениях, более того, сам станет проповедником. Вместе со всей семьей принял мученическую кончину за проповедование христианских истин.
Икона Святого мученика
Виктора (Фотина) Римского
Афон. XV век.

Виктор Халкидонский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 16/29 сентября.
Виктор Халкидонский пострадал за Христа в г. Халкидоне в 304 году. Он был воином при дворе халкидонского правителя Приска, который будучи язычником преследовал христиан за их веру.
Приск приказал Виктору и Сосфену бросить схваченную христианку святую Евфимию Всехвальную в раскаленную печь. Но воины вдруг увидели в пламени печи двух Ангелов и сами уверовали в Христа. Отказавшись исполнить приказание правителя и открыто заявив о своей вере, они смело пошли на страдания. Приск отдал их на растерзание диким зверям, но те же даже не дотронулись до тел мучеников. Усердно взывая к милосердию Божию, мученики мирно отошли в Царство Небесное.
Икона (прорись) Святого мученика Виктора Халкидонского
Монахиня Иулиания (Соколова). 1970 год.

Свя-той му-че-ник Вик-тор был во-и-ном во вре-мя цар-ство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия Фило-со-фа (161-180). Ко-гда им-пе-ра-тор на-чал го-не-ние на хри-сти-ан, Вик-тор от-ка-зал-ся при-не-сти жерт-ву бо-гам. Та-кое обя-за-тель-ное жерт-во-при-но-ше-ние яв-ля-лось про-вер-кой пре-дан-но-сти во-и-на бо-гам, им-пе-ра-то-ру и оте-че-ству. Свя-той пре-дан был на му-че-ния, но про-шел сквозь все пыт-ки невре-ди-мым. Си-лой мо-лит-вы он по-бе-дил ча-ро-дея, ко-то-рый с тех пор от-ка-зал-ся от волх-во-ва-ний и стал хри-сти-а-ни-ном. По мо-лит-ве свя-то-го про-зре-ли вне-зап-но ослеп-шие во-и-ны. Ви-дя чу-де-са, яв-лен-ные Гос-по-дом через свя-то-го Вик-то-ра, мо-ло-дая бла-го-че-сти-вая су-пру-га од-но-го из му-чи-те-лей, Сте-фа-ни-да, от-кры-то про-сла-ви-ла Хри-ста, за что бы-ла пре-да-на лю-той каз-ни: ее при-вя-за-ли к двум со-гну-тым паль-мам, ко-то-рые, рас-пря-мив-шись, разо-рва-ли му-че-ни-цу. Свя-то-го му-че-ни-ка Вик-то-ра обез-гла-ви-ли. Му-че-ни-ки по-стра-да-ли в Да-мас-ке во II ве-ке, где и пре-да-ны по-гре-бе-нию их чест-ные остан-ки.

Полное житие мученика Виктора Дамасского

Во вре-ме-на им-пе-ра-то-ра Мар-ка Авре-лия (он же Ан-то-нин, 161-180 гг.), в го-ро-де Да-мас-ке (Си-рия) слу-жил во-и-ном хри-сти-а-нин Вик-тор, ро-дом из Ита-лии. Ко-гда им-пе-ра-тор при-ка-зал пре-сле-до-вать хри-сти-ан, во-е-во-да Се-ва-сти-ан по-тре-бо-вал от Вик-то-ра, чтобы он от-рек-ся от Хри-ста и при-нес жерт-ву идо-лам. «Ты во-ин на-ше-го ца-ря, и обя-зан ис-пол-нить его при-ка-за-ние», - за-явил Се-ва-сти-ан. «Нет, - от-ве-тил Вик-тор, - те-перь я во-ин Небес-но-го Ца-ря, и Ему од-но-му бу-ду слу-жить, а мерз-ких идо-лов я пре-зи-раю!» То-гда Се-ва-сти-ан пре-дал Вик-то-ра раз-лич-ным му-че-ни-ям. Па-ла-чи пе-ре-ло-ма-ли Вик-то-ру паль-цы на ру-ках и но-гах и вы-вер-ну-ли их из су-ста-вов. Во вре-мя пы-ток свя-той Вик-тор мо-лил-ся Бо-гу и му-же-ствен-но пе-ре-но-сил стра-да-ния.

По-том па-ла-чи ста-ли при-нуж-дать Вик-то-ра про-гло-тить мя-со, отрав-лен-ное кол-ду-ном. По-мо-лив-шись и пе-ре-кре-стив мя-со, му-че-ник Вик-тор про-гло-тил его. На гла-зах у всех про-изо-шло яв-ное чу-до: Вик-тор остал-ся невре-дим. Слу-чи-лось то, что Гос-подь неко-гда обе-щал Сво-им уче-ни-кам: «Ес-ли что смерт-но вы-пьют, не по-вре-дит им» (). Кол-дун, уви-дев, что Вик-тор ни-сколь-ко не по-стра-дал от его отра-вы, уве-ро-вал во Хри-ста. Он луч-ше дру-гих по-ни-мал, что ни-ка-кая зем-ная си-ла не мог-ла обез-вре-дить его страш-ней-ший яд.

То-гда свя-то-го Вик-то-ра под-верг-ли еще бо-лее тяж-ким пыт-кам. Сте-фа-ни-да, же-на од-но-го из во-и-нов, му-чив-ших Вик-то-ра, не мог-ла боль-ше смот-реть на тя-же-лые и со-вер-шен-но невин-ные стра-да-ния, ко-то-рым под-вер-га-ли му-че-ни-ка Хри-сто-ва и за-сту-пи-лась за него. Обе-зу-мев-шие от кро-ви па-ла-чи, вме-сто то-го, чтобы оста-но-вить-ся, озло-би-лись на Сте-фа-ни-ду и уви-де-ли в ней свою но-вую жерт-ву. Они при-вя-за-ли ее к двум на-кло-нен-ным паль-мам и разо-рва-ли на ча-сти. Так умер-ла Сте-фа-ни-да, бу-дучи еще со-всем мо-ло-дой: ей бы-ло толь-ко 15 лет. Убив Сте-фа-ни-ду, му-чи-те-ли воз-вра-ти-лись к ис-тя-за-ни-ям Вик-то-ра и обез-гла-ви-ли его. Свя-тые му-че-ни-ки Вик-тор и Сте-фа-ни-да по-стра-да-ли за Хри-ста в 175-ом го-ду.

Пе-ред сво-ей смер-тью му-че-ник Вик-тор пред-ска-зал па-ла-чам, что они умрут через 12 дней, а во-е-во-да через 24 дня бу-дет взят в плен. Так все и слу-чи-лось.

Из кни-ги еп. Алек-сандра (Ми-ле-ан-та)

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Святой Сухий, до крещения Баракад, или Багадрас, и его 16 сподвижников все были воинами и происходили из знатных княжеских родов Кавказской Албании, так называлась тогда территория, ныне принадлежащая Азербайджану. Все они находились на службе у армянского царя Артаксара, в армянском звучании – Арташакара, правившего с 88 по 123 годы. Баракад и его 16 воинов следовали в древнюю столицу Армении Арташат, которую в 163 году разрушили римские завоеватели, для сопровождения армянской принцессы Сатеник, ей предстояло стать женой властелина Армении.

В то время там с христианской проповедью находился христианин, по происхождению грек, Хризос, или святой Воскеанк, рукоположенный на служение апостолом Фаддеем, который получил Святого Духа вместе с другими первыми апостолами и отошел к Богу в 44 году после Р.Х.

Услышав его проповеди, все семнадцать знатных князей уверовали, решили посвятить свою жизнь Христу и просили окрестить их. Святой Хризос возрадовался этому благому желанию, и Сухий, тогда еще Баракад, со своими соратниками отправился вслед за Хризосом и его четырьмя учениками в Месопотамию, где их крестили всех в реке Евфрат, по другим источникам крещение произошло в реке Иордан. Некоторые свидетельства утверждают, что при крещении все крещаемые удостоились лицезреть стоящим на горе и присутствующего при этом Самого Спасителя, и в память об этом чуде воздвигли на месте, где им явился Сам Господь, честный крест, назвав его «Крест Благовещения». Также они получили от святого Хризоса новые имена: Андрей, Анастасий, Талале, Феодорит, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангиос, Полиевкт, Иаков, Фока, Доментиан, Виктор и Зосима.

Когда царица Сатеник узнала о том, что святой Хризос обратил в христианскую веру столько знатных и смелых военачальников, она крайне была разгневана и приказала вернуть их во дворец. Посланники царского двора настигли всех и потребовали, чтобы князья вернулись, на что святой Хризос ответил, что «они сами выбирали полезное себе». Слова эти прозвучали дерзостью, и тогда пришедшие за князьями казнили мученической казнью Хризоса и его учеников, но тронуть новообращенных не посмели, так как Сухий состоял с царем в родстве.

Похоронив своего учителя и его спутников-учеников, Сухий Месукевийский и его братия, среди которой был и Виктор Месукевийский, вернулись в Армению и поселились на горе Зрабаш возле деревни Багреванд. Позже гора Зрабаш была переименована в Сукавет в память о святом Сухие. Там они прожили отшельнической жизнью сорок четыре года до самой своей мученической кончины, как свидетельствует в «Слове», написанном во II веке, древний историк Татиан. От времени апостолов, первых христианских мучеников и проповедников, его отделяло не более века, и потому он был хорошо осведомлен об их жизни, подвигах и кончине. Вместо золотых доспехов все семнадцать бывших вельмож, в их числе и Виктор Месукевийский, ходили в самой простой одежде из шкур, вместо изысканных блюд и вин питались тем, что давала им скудная горная растительность, и пили ключевую воду. Все эти годы они славили Бога, молились, и молитва их становилась слаженней и сильнее и уподоблялась ангельской. Однако, несмотря на отшельничество, от них не укрыты были события, которые происходили в истории Малого Кавказа того времени.

Персидский царь Сапор, или Шапур, пошел войной на Армению, разорял и опустошал страну. И тогда святой Кондрат из числа братии попросил Сухия, чтобы все начали молиться о спасении народа от захватчиков. И святой Сухий, Кондрат, Виктор Месукевийские и все прочие с ними стали молиться Господу, говоря: «Смилуйся, Господи, над этой страной, ибо велико Твое милосердие. И хотя они и погрязли в грехах, но Ты – Господь и Создатель всех тварей, и от Тебя исходит заступничество и милость ко всем. Отврати от них меч гнева Своего, человеколюбивый и незлобный Боже, и Тебе подобает всяческая слава». И случилось чудо – по их святой молитве Сапор ушел из этих земель, и снова воцарился мир.

В 123 году по смерти Артаксара его преемник Датиан, или Датианос, узнал, что 17 князей его царства обратились ко Христу и оставили и посты, и все нажитое, и снарядил своих воинов на поход в горы, чтобы те вернули ослушников. Сухия с братией обнаружили и, увидев, не могли поверить, что это те самые блестящие князья. На все вопросы отшельники отвечали, что ушли от мира сознательно, ни за что не вернутся в мирскую суету и в жизни своей теперь полагаются лишь на волю Божию. Офицер по имени Барлап, по греческому звучанию Барнапос, стоявший во главе отряда, сулил им жизнь, полную богатства и почестей, но на все братия отвечала, что они отныне слуги Божии, и их ждут иные награды – возможность быть у Престола Божия. Барлап снова их спрашивал, неужели они готовы отдать свободу и родовитость за то, чтобы стать рабами Господа Распятого? Да, отвечали те, и свидетельствовали, что Христос – Бог их, и кто познает Его и примет Его, будет иметь большую из свобод: вечную жизнь при Нем в Царствии Небесном.

Видя, что святые упорствуют, Барлап приказал истязать их. Во время истязаний святой Кондрат, а вслед за ним и Сухий, и Виктор, и прочие мученики Месукевийские начали петь 21-й псалом, стихи 20, 21, 22, 23, где славится Господь и восхваляется Его могущество. Тогда разочарованный неудачей и разгневанный царедворец предал их мученической смерти, а останки по приказу Датиана велел разнести по всей горе, чтобы никто не мог найти их и похоронить, как того велит обычай.

Далее в свидетельствах о дальнейших событиях есть разница: одни источники говорят, что святым Иакову и Феодосию удалось избежать расправы, и они нашли и похоронили честные останки, а затем продолжили свою жизнь в тех же местах. К ним присоединились паломники, знавшие об этой братии, и со временем здесь образовалась общинная обитель. По другой версии, погибли все, и до IV века останки святых оставались непогребенными и нетленными. В начале того века святой Григорий Просветитель вместе со здешними христианами нашел останки святых и положил их во гробы, построив на месте их казни церковь, и основал монастырь. Чудесным образом сохранились их имена – они были начертаны на скале рядом с местом их казни. А рядом с местом, где были погребены святые, начал бить источник, воды которого могли исцелять проказу.

Все эти события происходили во II веке после Р.Х., но разные исторические источники указывают различные годы: по «Истории армян» Мовсеса Хоренаци – в 92 году, в пергаментной рукописи XI века Иверского монастыря в Афоне указан 100 год. Еще по одним сведениям это был 130 год.

Значение иконы

У иконы Святого мученика Виктора Месукевийского, как и у всех икон первомучеников, есть одно главное значение – напоминать, что сегодня нам дарована чудеснейшая возможность следовать за Христом, славить Бога, не опасаясь преследований, грозящих потерей земной жизни. И именно это, возможно, позволяет кому-то лишь внешне следовать за Ним. Святые первомученики, как и Виктор Месукевийский, готовы были отдать жизнь земную во имя жизни вечной. Много ли мы жертвуем Ему сегодня от нашего времени, от сердца, от имущества, наконец? Что мы готовы отдать, чем поступиться для спасения своей души? Вот вопросы, на которые стоит попробовать дать себе честный ответ тому, кто считает себя православным христианином. И когда нет таких испытаний в вере, что может стать лакмусовой бумагой для проверки ее крепости?

Наверное, одно: память и величайшая благодарность Господу за Его крестные муки во искупление всех, и память о наших святых, об известных и неизвестных первых христианах, отдавших свою жизнь за торжество веры истинной. Осмысление их подвигов, той духовной стойкости, с какой они принимали выпавшее на их долю, и сравнение себя с ними может многое дать человеку. Ведь, в сущности, они, стремясь во всем следовать за Христом, вслед за ним добровольно восходили на крест, каждый на свой, и тем самым так же приносили искупительную жертву за все грядущие поколения.

Так возблагодарим всех, кто дал нам возможность сегодня верить и любить Господа без оглядки, видя перед собой на иконе святого мученика Виктора Месукевийского и всю братию, что подвизалась на горе Сукавет, и снова скажем: «Слава Тебе, Господи! Дивен Бог во святых Своих!»


Жития святых мужей
09.03.2010

В царствование Римского императора Антонина , под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, по имени Виктор.

Этот Виктор веровал во Христа и открыто перед всеми исповедовал свою веру. Когда вскоре было воздвигнуто гонение на христиан, воевода призвал Виктора к себе и сказал ему:

— К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучениям. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Святой Виктор отвечал воеводе:

— Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Которого бесконечно, и исполняющие волю Которого будут жить вечной жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

— Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

— Нет, — ответил Виктор, — я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я все-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь. Мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душой же моей имеет власть только Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

— Ты сам, — говорил он, — устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления. Советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, которые ожидают тебя.

— Я этого и желаю, — отвечал с твердостью святой Виктор, — чтобы претерпеть мучения за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел разжечь печь и бросить в нее святого Виктора. В этой печи мученик пробыл три дня, но остался живым и невредимым. А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из нее прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо со смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

— Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал.

Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

— Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом, съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

— Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобой Господа Иисуса Христа.

После этого чародей пошел в свой дом, собрал все свои волшебные книги и талисманы, сжег их и сделался истинным христианином.

Воевода, видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы. После этого повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

— Мне так же приятно это кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твердость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и палить его тело свечами. А чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали пепел с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

— Уксус этот и смертоносный яд ваш для меня все равно, что мед и медовые соты, — говорил страдалец.

Тогда мучитель в ярости велел выколоть мученику глаза. Затем, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. На четвертый день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, но, найдя его живым, пришли в ужас и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой мученик смилостивился над ними, усердно помолился Богу и сказал им:

— Во имя Господа моего Иисуса Христа прозрите! И они тотчас прозрели, и, придя к воеводе, рассказали ему обо всем происшедшем.

Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из этих венцов спускался на голову святого мученика Виктора, а другой — на ее голову.

Увидя это, Стефанида во всеуслышание прославила мученика Виктора. Воевода призвал ее и после непродолжительных расспросов удостоверился, что она тоже христианка.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находившихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну ее ногу привязали к вершине одной пальмы, другую — к другой и отпустили их. Пальмы, поднявшись, разорвали мученицу надвое.

После этого и святому Виктору воевода повелел отсечь голову мечом. Услышав об этом повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед самым усечением он предсказал о смерти своих мучителей в таких словах:

— Через двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелем.

Предсказав это, святой помолился и преклонил свою голову под меч. По усечении главы святого Виктора, из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя такое чудо, уверовали во Христа. Еще больше людей уверовали, когда увидели исполнение пророчества мученика: как он и предсказывал, его мучители погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелем.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись.
Регистрация займет у вас несколько секунд.
Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161-180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого - открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам - святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их - он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, - на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.

Что еще почитать