С природой одною он жизнью дышал. «С природой одной он жизнью дышал…»: литературный портрет М.М

Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним относится Михаил Михайлович Пришвин. Это писатель-труженик, писатель-патриот, писатель-путешественник.

140-летию М.Пришвина было посвящено заседание в экологическом агентстве «Лесовичок и К» детской библиотеки Октябрьского микрорайона. Юные «лесовички» к юбилейному знакомству готовились заранее: прочли все книги автора, список которых им был дан заранее, подготовили ответы на вопросы и задания по творчеству М.Пришвина.
В библиотеке на медиауроке школьники познакомились с биографией писателя, узнали, что великая любовь Пришвина к природе родилась благодаря его любви к человеку: «Пишу о природе, сам же о людях думаю». Ученый, путешественник, мастер художественного слова – Пришвин описывал жизнь природы в различные времена года, открывал читателю мир удивительных явлений, учил бережно, по-хозяйски относиться к природным богатствам страны. Михаил Михайлович знал о природе всё, понимал её язык. Этот необыкновенный дар достался ему от матери, которая научила его вставать рано, до восхода солнца. Всю свою жизнь писатель хранил в себе этого ребенка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивительными глазами. Книги Пришвина – это азбука природы, которая учит людей быть бережливыми.
За Пришвиным прочно закрепилось определение «певца природы».
Действительно, природа – это творческая лаборатория писателя, его рабочий кабинет. Здесь он черпал поэтическое вдохновение и «записывал» многие удивительные явления прямо с натуры. А человек – часть природы. Вырубит он леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мертвой планете. Поэтому и обращался Пришвин к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался», – писал Пришвин.
Пусть для юных экологов агентства и для всех читателей детской библиотеки каждая встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут книги Михаила Михайловича Пришвина!
В конце заседания школьники с интересом слушали стихотворение моряка-поэта Д. Тихонова «Памяти Пришвина», перелистали страницы его книг на юбилейной книжной выставке «Певец природы» и получили в подарок от библиотеки закладки для книг с обращением писателя к детям.

1 марта в Смоленской областной библиотеке для детей и молодёжи сотрудники сектора по работе с молодёжью провели мероприятие «С природой одною он жизнью дышал…», посвящённое 145 – летию со дня рождения М.Пришвина. На нём присутствовали учащиеся младших классов средней школы №2. Ведущая рассказала детям о том, каким удивительным человеком был М.М. Пришвин, как умел он видеть красоту в самых обыденных вещах и показывать её своему читателю. Говорили о биографии писателя: о его нелегком детстве, юности, о том, как он стал писателем.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля 1873 года в родовом имении Хрущево-Левшино Орловской губернии.

Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин занимался разведением орловских рысаков, был страстным охотником. Он проигрался в карты, продал конный завод и заложил имение. Мать будущего писателя, оставшись после смерти мужа с пятью детьми на руках, дала всем детям достойное образование.

В 1893 г. Михаил Пришвин закончил обучение в Тюменском Александровском реальном училище, а затем продолжил образование в Рижском политехникуме. В 1897 он уехал за границу, где учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, до 1905 года служил агрономом.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в журнале «Родник» в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, он становится корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором приводит к решению путешествовать по северу. М.Пришвин знакомится с бытом и речью северян, записывает сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908).

Книга «У стен града невидимого» появилась в результате путешествия писателя в Заволжье. Очерки «Адам и Ева» и «Черный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. В годы первой мировой войны М.Пришвин был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением отразилось в написанной в 1920-е годы серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы», прославившую его как повествователя о жизни природы, певца средней России.

В эти же годы он писал автобиографический роман «Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым работал до последних дней.

В начале 1930-х годов М.Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1930). О путешествии по Костромской и Ярославской земле он написал в повести «Неодетая весна». В годы Отечественной войны писатель создает «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», сказку-быль «Кладовая солнца». В последние годы жизни много сил и времени писатель отдавал дневникам.

«С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье».

25 января 1832 года родился один из самых популярных российских художников Иван Иванович Шишкин. Иван Иванович явился создателем русского эпического пейзажа. Наследие Шишкина огромно: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр офортов. Титанический труд вызвал к себе глубокое уважение со стороны современников.
И. Шишкин родился в городе Елабуге на Каме в купеческой семье. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. С 1852 по 1856 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1856 по 1860 год – в Петербургской Академии художеств. Здесь сложились его взгляды как человека и художника. 70-90 годы XIX века – пора высших творческих достижений Шишкина, к числу которых, безусловно, принадлежит его знаменитая «Рожь» (1878).


В картине «Рожь» И.И. Шишкин создал величавый образ русской земли, неоглядно-просторной, суровой и прекрасной. Для своей картины художник выбрал полотно довольно большого размера и горизонтального формата и построил композицию так, что дорога невольно ведет наш взгляд в бесконечную глубину золотистого моря ржи. Сосны в этой картине сравнивали с могучими богатырями, стоящими посреди широкого поля.
С картинами А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева хочется остаться наедине, эпически-величавый мир произведения И.И. Шишкина обращен сразу ко многим людям. Это типичнейший русский равнинный пейзаж. Картина производит сильное впечатление благодаря необычайной жизненности мотива, внутренней цельности образа и глубине выражения художественной идеи. Чувствуется, что, создавая ее, художник был преисполнен огромной веры в богатства природы, которыми она щедро награждает труд человека. В картине И.И. Шишкина рожь – это дело рук народа, результат творческой силы и размаха, присущих русским людям.
В 1884 году И. Шишкин исполнил другое не менее известное произведение – картину «Лесные дали». Эта картина написана свободно и широко. Перед нашим взором разворачивается величественная панорама лесных массивов, где-то вдалеке, среди темной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В этом произведении Шишкин решал сложные и во многом новые для себя живописные задачи: разнообразен и сложен по цвету бескрайний зеленый массив, но легкая дымка утреннего тумана, окутывающего дали, помогла художнику объединить все цвета в единой спокойной красочной гамме. Общий холодный голубовато-зеленый тон картины как бы несет в себе дыхание северного лета. Художественный язык картины Шишкина «Лесные дали» строг, размерен, величав. Как и во всех лучших его работах, образ природы строится на сочетании глубокого знания натуры и высокой степени эпического обобщения.


Ученик Академии, Шишкин сохранил тяготение к монументальным размерам, к приоритету светотени и рисунка над цветом, он стремился к созданию общего впечатления могущества, силы, величия русской природы. Его природа статична, передана иногда протокольно сухо. Но он ищет в ней не переменчивого, что привлекало, например, импрессионистов, а извечного. Не смена времени года или суток, как у Клода Моне, а нечто незыблемое, постоянное: расцвет лета, спелая рожь, вечнозелёные сосны и т.д.
И. И. Шишкин по-настоящему большой художник, и это уже хорошо понимали его современники. Так, И.Н. Крамской писал, что «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Известный художественный критик В. Стасов писал: «Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается, и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь» («Наши художественные дела»). Стасов склонен порою был считать тягу к выражению больших, волнующих общество идей одним из характерных национальных признаков русского искусства.

Римский-Корсаков Кунин Иосиф Филиппович

«С ПРИРОДОЙ ОДНОЮ ОН ЖИЗНЬЮ ДЫШАЛ…»

На своем веку Римский-Корсаков несколько раз испытывал прилив какого-то особенно восторженного преклонения перед красотой и мудростью природы. Так было в разгар увлечения сюжетом «Снегурочки», потом во время работы над оперой «Садко». Он готов был молиться кривому, вывороченному из земли пню, вековому дубу, лесному ручью, озеру и даже большому кочану капусты, черному барану, петушиному звонкому крику. Ему чудилось тогда, что животные, птицы, даже просто деревья и цветы более сведущи, чем люди, что им понятнее язык природы. В эти минуты восторга мир казался ему ближе.

Он был великим сказочником. Не только потому, что умел музыкой пересказывать смешные или грустные сказки, создавать музыкальные былины и сказания, строить небывалые чертоги. Римский-Корсаков был сказочником, потому что в сказке видел целый мир народной выдумки, в старинном обряде - забытый смысл, в забытом поверье - красоту. Он был поэтом и живописцем в звуках.

И еще одно поразительное явление: музыкальные тональности он воспринимал зрительно. Одна была темно-синей, сапфировой. Другая - розовой, цвета утренней зари. Третья приводила на память зеленый вешний наряд берез. Одна напоминала ясный свет дня, другая - багряный отсвет пожара. Были тональности мрачные, серо-свинцовые, были серовато-зеленые и серовато-фиолетовые. Определенные представления связывались с последовательностью аккордов. Река, лес, город имели как бы своих выразителей в мире звуков. «Все тональности, строи и аккорды для меня лично встречаются в самой природе», - однажды сказал он. В изменении цвета закатных облаков, в игре лучей и световых столбов северного сияния он слышал двойную музыку: звука и цвета. Невнятный для иных язык становился ему внятен. Как поэту и мыслителю Гёте, по слову Баратынского,

Была ему звездная книга ясна,

И с ним говорила морская волна.

Из книги Сенека, или Совесть Империи автора Грималь Пьер

Следуя за Природой Центральное место в философии Сенеки, как и во всем классическом стоицизме, занимает Природа. Сам Сенека так говорит об этом в трактате «О счастливой жизни»: «Впрочем, есть пункт, по которому все стоики сходятся между собой, и этот пункт - согласие с

Из книги Вежі і кулемети. Спогади з Дивізії і большевицького полону автора Грицак Павел Евгеньевич

автора

Из книги Пути, которые мы избираем автора Поповский Александр Данилович

Глава седьмая Лицом к лицу с природой

Из книги Густав Лаваль автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой и полная победа Лаваль возвратился к работам над осуществлением своей турбины в полной уверенности, что решение труднейшей задачи им найдено.Опыт сепаратора приводил к убеждению, что следует расположить вращение всей системы вокруг центра тяжести

Из книги Плеханов автора Иовчук Михаил

3. «Он слился с природой» В это время Плеханов снова почувствовал себя плохо. Трудный переезд на родину, переживания из-за революционных событий в России, которые развивались по пути, который он считал неправильным, наступление сырой петроградской осени привели к

Из книги Игорь Тальков. Стихи и песни автора Талькова Татьяна

ТЫ С ЖИЗНЬЮ НА «ТЫ» Я рассыпаю всем сегодня комплименты, Вокруг меня улыбки и аплодисменты, Кому-то что-то говорю, Кого-то в ком-то узнаю И вот уже в который раз Танцую с кем-то. И, растворившись в этом звонком окруженья, Ищу спасения в шальном головокруженьи... Но все ясней

Из книги Рудольф Дизель автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с природой Первый мотор, строившийся по указаниям изобретателя, уже значительно отличался от дизельмотора, проектировавшегося им в его книге. Основная идея раннего Дизеля сводилась к тому, что он хотел усовершенствовать паровую машину уничтожением котла и более

Из книги Андрей Тимофеевич Болотов автора Бердышев Александр Петрович

Глава 5 ХОЗЯЙСТВОВАТЬ НА ЗЕМЛЕ В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ РУБИТЬ ЛЕСА И ВОССТАНАВЛИВАТЬ ИХВопросам лесоводства А. Т. Болотов посвятил серию статей в «Экономическом магазине», а также замечательный трактат «О рублении, поправлении и заведении лесов».Необходимость

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

Он дышал воздухом истории (А. И. Добкин)

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Борьба с природой Мы все были люди городские. Все, кроме бабушки, к борьбе с природой не привыкшие. Поэтому зима нас застала врасплох. Мало того, что не оказалось никаких припасов, кроме пшеницы. Вода в колодцах замерзла, да и с топливом получилось неладно. Местные жители

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Из книги Письма. Дневники. Архив автора Сабаников Михаил Васильевич

«Первое знакомство с природой» (1902–1913) 19. Вып. 1. Львов В. Н. В поле и в лесу. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 47 с. с ил. Изд. 2-е. М., 1910. 47 с. с ил.20. Вып. 2. Львов В. Н. Пруд и река. Сост. по А. Беклей и др. М., 1902. 40 с. с ил. То же. Изд. 2-е. М., 1910. 40 с. с ил.21. Вып. 3. Львов В. Н. Жизнь растений в поле

Из книги Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная автора Айзексон Уолтер

Схватка с природой за законы Когда он был более решителен и радикальные идеи теснились у него в голове, Эйнштейн не слишком обращал внимание на свое мировоззрение. Он тогда позиционировал себя как эмпирик или позитивист. Другими словами, работы Юма и Маха стали его

Из книги Тургенев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Наедине с природой Петр Алексеевич Васильчиков (1829–1898), камергер, мемуарист. Из дневника:10 декабря 1853 г. Тургенев, конечно, один из самых милых людей, которых я когда-либо встречал; какая у него должна быть душа, как он сочувствует природе: я помню один вчерашний рассказ,

Что еще почитать