Роль промышленного дизайна в создании продукта для рынка электроники. Промышленный (индустриальный) дизайн — что это такое

Промышленный дизайн (Industrial design, ID, индустриальный дизайн) является ответвлением междисциплинарной отрасли общего дизайна, ведущей свою родословную от навыков и умений, которыми на протяжении тысячелетий пользовались ремесленники для того, чтобы проектировать и создавать различные предметы. Индустриальный дизайн, однако, специально рассматривается как продукт первой промышленной революции, в ходе которой ремесленник утратил ответственность за каждый этап развития продукта — от концепции до продажи, хотя разделение между созданием продукта, идеей и производственным процессом появились к началу шестнадцатого века, когда мануфактуры стали специализироваться, а торговля — расширяться.

Использование и развитие новых технологий, методов производства и материалов в восемнадцатом и девятнадцатом веках позволили разработать массовое производство, стандартизацию, принципы модульности и диверсификации проектов под потребности новых целевых групп. Это развитие также потребовало появления новых форм сотрудничества между различными экспертами и разработки прогрессивных бизнес-моделей для стимулирования массового потребления.
Хотя в попытке уловить суть дизайна было написано множество книг, общепринятое определение промышленного дизайна или дизайна в целом по-прежнему отсутствует.

«Одна из трудностей в понимании дизайна — его многогранность. Нельзя одним единственным способом определить его сущность так, чтобы не упустить какие-либо другие важные аспекты».

Например, промышленный дизайн можно рассматривать как создание материальных предложений для взаимной выгоды как пользователя, так и производителя; как разработку дизайнерских решений для широкого рынка путем интеграции таких аспектов, как форма, юзабилити, технология и бизнес в единое целое; как поиск проблемы, придание смысла и развитие чего-то в предпочтительном направлении; или как комбинация навыков изготовления, мышления, контекстуализации и представления. Несмотря на отсутствие единого согласованного определения, эта профессия широко известна, и во всем мире промышленные дизайнеры являются членами профессиональных ассоциаций.

Эта глава, посвященная промышленному дизайну, состоит из четырех частей. Первая часть дает краткую историю промышленного дизайна от первой индустриальной революции до сегодняшнего дня. Вторая часть объясняет суть промышленного дизайна как интеграцию теории и практики. Третья — освещает теории промышленного дизайна, такие как экологическая теория восприятия Гибсона, ныне повсеместно признанные и внедренные в профессию дизайнера. В четвертой и заключительной части представлен набор принципов проектирования и дизайна, которые подытоживают взгляды на накопленный опыт разработки и исследования.

1. Краткая история промышленного дизайна

В исторической перспективе промышленный дизайн в разных регионах появлялся отличными друг от друга путями.

1.1. Промышленная революция в Великобритании

В начале первой промышленной революции механизированное производство в Великобритании по-прежнему сочеталось с индивидуальным ремесленничеством и было нацелено на преемственность общественных и экономических структур, насколько об этом можно судить по столовой посуде Веджвуда и развитию железнодорожных локомотивов. Тем не менее скорость технологического прогресса в течение девятнадцатого века позволила производителям добиваться большей прибыли за счет увеличения производства товаров для расширяющихся рынков с новыми клиентами. Производители улучшали степень и тип отделки своих продуктов, чтобы повысить статус своих клиентов. Это привело к появлению множества новых стилей, таких как модерн (Art Nouveau) и неоготика (Neo-Gothic). В качестве «противовеса» индустриализации производства в 1860-х и 1870-х годах в Англии возникло художественное движение «Искусство и ремёсла» (Arts and Crafts), возглавляемое мыслителем и художником Уильямом Моррисом (William Morris) и направленное на создание ремесленной продукции, олицетворявшей старинные идеалы мастерства.

1.2. Промышленная революция в США

Во время Великой выставки, проведенной в Великобритании в 1851 году в честь успехов мировой индустрии (The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations — «Великая выставка промышленных работ всех народов»), Европа познакомилась с американскими продуктами и разработками, направленными на современное промышленное массовое производство и функционализм. В течение следующего полувека «американская система» характеризовалась не только технологиями производства, но и всей организацией дела, что влияло на бизнес-процессы, а также на функциональность и внешний вид продуктов, в результате чего появились новые продукты, такие как пишущие машинки Remington, швейные машины Singer, фотокамеры Kodak, молотилки на паровом ходу Маккормика (McCormick) и автомобили Ford. Из-за увеличения затрат на рабочую силу и нехватки дешевой рабочей силы США сосредоточились на стандартизации производства. В первые годы двадцатого века такие компании как «Форд» выпускали относительно недорогие автомобили, представлявшие собой одинаковые комплекты стандартизированных деталей. Концепции эффективности, стандартизации и функциональности стали ведущими в промышленности начала двадцатого века.

В первые годы двадцатого века такие компании, как Генри Форд, выпускали относительно недорогие автомобили, которые существовали из собранных сложных механических деталей. Концепции, такие как эффективность, стандартизация и функциональность, стали популярными в начале двадцатого века.

Пишущая машинка, изобретенная Кристофером Шоулзом (Christopher Sholes), Карлосом Глидденом (Carlos Glidden) и Сэмюэлем Соулом (Samuel Soule) между 1868 и 1873 годами и выпущенная в 1874 году компанией E. Remington & Sons Co под названием «Пишущая машинка Шуолза и Глиддена» (Sholes and Glidden typewriter). Красочные цветочные украшения, возможно, предназначались для того, чтобы сделать устройство привлекательным для женщин, поскольку именно представительницы прекрасного пола преимущественно работали машинистками.

1.3. Рождение профессии промышленного дизайнера

Хотя индустриальный дизайн к концу девятнадцатого века был широко представлен в производственной отрасли, профессия промышленного дизайнера все еще не получила надлежащего определения, что означало, что деятельность художников, архитекторов, ремесленников, изобретателей, инженеров, техников и другого персонала крупных компаний обозначалась как Industrial design. Только в начале двадцатого века профессия промышленного дизайнера была «узаконена» в качестве специальности, интегрирующей все эти виды деятельности и включающая в себя в совокупности, например, их технологические, функциональные, эстетические и деловые аспекты.

1.4. Модернизм

В Германии в 1907 году был основан производственный союз Deutscher Werkbund, предшественник архитектурной школы Баухаус (Bauhaus), направленный на интеграцию традиционных ремесел и методов промышленного массового производства. Это объединение уделяло особое внимание общественной роли дизайна и искусства: полагалось, что технологии и машины быть использованы для улучшения вкуса людей и развития их культурных устремлений, например, социального согласия. Преимущества технологий не являются более доступными только для элиты. Художественные движения, возникшие с начала века до 1930-х годов — Bauhaus, De Stijl, конструктивизм и пуризм, выступали за выступали за новый универсальный и объективный стиль: эстетику машины. Прославляя машины и технический прогресс через объективные формы, эти творческие школы ставили своей целью улучшение качества жизни для всех пользователей технологий. Модернизм достиг своего расцвета.

Начиная с 1960-х годов немецкая компания Braun вместе со своим ведущим дизайнером того периода Дитером Рамсом (Dieter Rams) применила к продуктам принципы Баухауза первых годов 20-го века, такие как «форма следует за функцией». Для оптимальной поддержки функциональности Рамс удалил все лишние детали и упорядочил основные элементы конструкций. Он стремился к нейтральным и гармоническим эстетическим характеристикам, чтобы позволить пользователю создавать свой «образ» продукта. Как отмечает Рамс в своих «десяти принципах качественного дизайна»: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».

Телефон «Франкфурт» (Frankfurt), выпущенный в 1928 году компанией Fuld & Co., также известен как «телефон Bauhaus». Корпус и телефон телефона были разработаны Марселем Брейером (Marcel Breuer), а остальное — Ричардом Шедуэллом (Richard Schadewell).

1.5. Обтекаемость

В то же время с 1940-х годов до начала 1960-х годов через стилизацию изделий на основе визуальных символов прогресса — автомобилей, самолетов, даже космических спутников — осуществлялась дальнейшее «обожествлении» технологии, прогресса и современности. Обтекаемость как концепция, изначально происходящая от формы капли воды в свободном падении, стала «способом выразить скорость как метафору энергии, которая могла бы освободить пользователя». Это была противоположность машинной чистоте — она отвлекала внимание от внутренних функций продукта на его внешний вид. Американский культуролог Томас Хайн (Thomas Hine) в 1986 году придумал «синтетическое» слово «популюкс» (populuxe) для обозначения этой эпохи популярной роскоши (popular luxury), доступной всем.

Пепельница в эстетике Populuxe, произведенная около 1950 года, которая не только служила своей утилитарной цели, но и поднялась до уровня декоративного искусства. Она был спроектирована промышленным дизайнером Морисом Аскалоном (Maurice Ascalon) и изготовлена компанией Pal-Bell.

1.6. Электронные продукты

После пятидесятых годов модернизм на Западе исчез. Произошел отказ от рационализма, применения науки и технологий для удовлетворения потребностей и требований людей объективности, универсализма в пользу взаимозаменяемости и безудержного потребления. При отсутствии объединяющих идеологий дизайн затерялся в «красивости». Дизайнеры все больше концентрировали усилия на упаковке и внешнем виде продукта. Инновации стали более популярными, чем изобретения, а профессии дизайнера и инженера все больше и больше отдалялись друг от друга, особенно в последние десятилетия двадцатого века. Развитие технологий интенсифицировалось; физические размеры микропроцессоров уменьшались, и одновременно с этим увеличивались их возможности. Технологический толчок стимулировал рост функциональности бытовых приборов, предлагая пользователям неограниченные возможности и огромный выбор электронных и цифровых продуктов. Тенденции к потреблению и самореализации усиливались, а разрыв в ценах между оборудованием и сырьем увеличивался.

Промышленный дизайн прозевал этот мощный индустриальный прорыв; дизайнеры упустили свою очередь на посадку в «электронную лодку», точнее, «взаимодействие с непонятным». Дизайн физической формы и дизайн интерфейса интерактивных продуктов разделились. Специалисты, работающие в сфере человеко-компьютерного взаимодействия (HCI) — такие, как инженеры по юзабилити, — разработали инженерное и интерактивное мышление, а промышленным дизайнерам было предложено украсить новые машины. Они делали это, выражая энергию, рациональность, функциональность и личные интересы. Продукты были основаны на «когнитивном» взаимодействии с дисплеями и десятками аккуратно систематизированных кнопок, которые можно увидеть, например, на микроволновых печах, телефонах, бизнес-оборудовании, медицинском оборудовании, компьютерах и фото- и видеооборудовании 1980-х и 1990-х годов.

1.7. В сторону эмоций и впечатлений

В 1980-х годах постмодернистское движение Il Nuovo Design (ит. «Новый дизайн»), в том числе компании Studio Alchymia и Memphis, критиковали подобные идеи и подходы. Il Nuovo Design пропагандировал такие концепции как многообразие, различие, эклектика, орнаменты, цвет и впечатления, позволяющие создать более приятный и причудливый мир. Поговорка «меньше значит лучше» была заменена на «меньше значит скучно». На рубеже столетий ослабленный вариант этих идей был воплощен в коммерческих продуктах — таких как кухонные приборы Alessi, часы Swatch и яркий iMac от Apple — и быстро превратился в поверхностную форму развлечения, то есть «веселящие своим видом» продукты, в которых, как мы могли бы сказать, «форма следует за фривольностью» (сравните с принципом Баухауса «форма следует за функцией»). Примерно в это же время объекты, выполненные в эстетике Баухауса, производились строго для избранных, стали пугающе дорогими и продавались в «дизайнерских бутиках». Архитекторы воспроизводили интерьеры жилых комнат немецких пролетариев в элитных квартирах внутри американских небоскребов. Дизайн стал эксклюзивным.

Переход к веселью, эмоциям и впечатлениям был также результатом социально-культурных установок и экономических стратегий, применяемых компаниями для выживания. Они представляли целостные «образы жизни по бренду» (brand lifestyle), чтобы компенсировать потребителям потерю идеалов, идентичности, систем убеждений и культурных ссылок, случившуюся после заката модернизма.

Приняв «фирменный образ жизни» по своему выбору, люди нашли способ восстановить утраченное чувство идентичности. Дизайнеры помогали подпитывать потребление, неоднократно обновляя стиль продуктов, примером чего является рыночная практика компании Swatch. Маркетологи и дизайнеры сфокусировались на брендах и «фирменной идентичности», разрабатывая полный пакет, охватывающий собственно товары и расходные материалы, внешний вид, услуги, «опыт», точки продаж, рекламные объявления и т. д. — так это делали Nespresso и Apple.
Дизайнеры пытались представить будущее с помощью новых концепций, таких как «Видение будущего» от Philips (Vision of the Future, 1996 г.), хотя многие из этих представлений взяли за основу давно известные компьютерную логику и когнитивные структуры.

«Навязчиво забавный продукт»: часы Flik Flak Fifa компании Swatch, выпущенные к Чемпионату мира по футболу 1982 года, проходившему в Испании. На нижней части браслета написано «[Персонажи мультфильмов серии] Looney Toons ведут активный образ жизни!» и «Espana» (исп. «Испания»), на остальном пространстве расположены изображения Багза Банни, Даффи Дака и Тасманского Дьявола, играющих в футбол.

1.8. Экономика знаний

С переходом в двадцать первый век мы мигрируем от экономики опыта к экономике знаний. Люди больше не должны полагаться на бренды и стиль жизни, связанный с определенными «фирменными» товарами, чтобы обозначать и создавать свою идентичность; взамен этого они в настоящее время способны подчеркивать свою самобытность при помощи различных социальных платформ, таких как Facebook и Twitter. Мы становимся все более и более «цифровыми» и «сетевыми», что влияет на профессию промышленного дизайнера.

1.9. Воссоединение HCI и промышленного дизайна

Сегодня мы видим, что два мира — человеко-компьютерное взаимодействие (HCI) и промышленный дизайн — снова объединяются. Специалисты по HCI стремятся к проектированию впечатлений, а промышленные дизайнеры используют цифровые технологии, хотя ясно видны отличия историй обеих профессий и, следовательно, разница в подходах и направлениях деятельности. Можно увидеть множество экспертов по HCI и компьютерных ученых, стремящихся содействовать объединению инженерного дела и искусства, науки и искусства, либо трех этих областей человеческой жизнедеятельности, что можно увидеть в книге Робина Бейкера (Robin Baker) «Проектирование будущего» (Designing the future, 1993) или работах Хироси Исии (Hiroshi Ishii) в исследовательских проектах Лаборатории средств информации Массачусетского технологического института (MIT Media Lab).

Более того, цифровая сфера является отправной точкой для подключения к реальному миру, как это, например, происходит в интерактивном проекте Исии «Радикальные атомы» (Radical Atoms), и когнитивный подход к опыту все еще доминирует. В целом, как правило, инженерная парадигма при этом способе работы и мышления основана на заимствованных извне знаниях , стремлении к изменению мира и принятии «машинной точки зрения», хотя последняя все больше сочетается с «человеческой перспективой».

Промышленные дизайнеры, с другой стороны, склонны основывать свой подход к работе и мышлению на внутренних знаниях (часто называемых интуицией ), на стремлении к изменению мира и принятии «человеческой точки зрения». Современные промышленные дизайнеры пытаются найти способ подключить возможности новых технологий, интеллекта и социальных платформ к людям, находящимся в физическом и социальном мире — для того, чтобы увязать дискретность цифровой сферы с цифрового с непрерывностью нашего существования в мире. Более того, промышленные дизайнеры изучают свою новую роль в предстоящей трансформации экономической парадигмы, в которой ценность создается сообществами путем решения совместного социальных проблем локального масштаба при участии всех заинтересованных сторон.

1.10. Соображения относительно вышеприведенной короткой истории промышленного дизайна

Это краткое введение в промышленный дизайн может привести к созданию неверного мнения о том, что промышленный дизайн касается только красоты, тем более что традиционный дизайн преподается в художественных школах (например, Design Academy Eindhoven, Design School CMU, Domus Academy). Однако это не так — с самого начала промышленный дизайн был вовлечен в эмансипационные (социально-освободительные) движения.

Например, немецкая школа Баухаус, действовавшая с 1919 по 1933 год, следовала социалистическому идеалу создания «нового человека» посредством улучшения его окружения. Трущобы планировалось заменить домами, пропускающими воздух и свет; мебель для новых жилищ должна была быть легкой в ​​изготовлении и дешевой при покупке, что могло быть достигнуто за счет использования новейших технологий производства. То же самое касается столовых приборов и фарфора. Красота была неотъемлемой частью этой деятельности, но не ее главной целью. Промышленный дизайн дал направление развитию культуры. Красота определялась в контексте трансформации.

У читателя может возникнуть также неправильное представление о том, что все промышленные дизайнеры одинаковы в своих подходах и целях. Хотя образование промышленных дизайнеров по всему миру имеет серьезное сходство, за последние полвека по крайней мере в школах дизайна возникли два разных подхода. В обоих случаях молодые студенты — как и прежде — в течение нескольких лет обучаются в школе дизайна, чтобы овладеть профессией. В основном это делается, в буквальном смысле, по традиционной модели «магистр-бакалавр» — эти термины восходят к средневековой традиции обучения ремеслу. «Мастер» (магистр) собственным примером обучает будущего бакалавра в студиях и мастерских. В заключение ученик создает собственный «шедевр» в качестве доказательства владения знаниями и умениями.

Основываясь на этой модели магистра-бакалавра, один из подходов подчеркивает художественное призвание дизайнера и уходит в концептуальное мышление, основанное на интуиции . Другой подход обращается к науке и пытается стать научным, основанным на рационализме . Проблема, однако, в том, что очень мало дизайнеров, интересующихся наукой. Они уже профессионалы: зачем им беспокоиться о науке? Это, конечно же, слишком обобщенное заявление, но практика показывает, что эти двум мирам зачастую трудно объединиться, хотя новые школы дизайна, нацеленные на слияние двух упомянутых подходов, уже возникли и возникают в настоящее время — таков, например, факультет промышленного дизайна Технического университета Эйндховена (Eindhoven University of Technology) в Нидерландах.

В оставшейся части мы кратко опишем ценность интеграции теории и практики дизайна для профессии промышленного дизайнера. Мы разъясним несколько теорий психологии, философии и обучения, вошедших в дизайнерскую профессию. Мы завершим этот пост перечислением принципов, касающихся промышленного/интерактивного/интеллектуального дизайна, основанного на упомянутых теориях, и проиллюстрируем эти принципы несколькими проектами.

2. Сущность промышленного дизайна: интеграция теории и практики

Признанный авторитет по HCI Кес Овербике (Kees Overbeeke), профессор факультета промышленного дизайна Технического университета Эйндховена — яркий представитель научного подхода, профессии дизайнера никогда не обучавшийся, вспоминает:

«Мой первый контакт с дизайном меня многому научил. Дизайнер спросил меня: “Ты видишь эту линию в автомобиле?” Я только спросил: “Какая линия?” Для меня линия — это то, что вы рисуете ручкой на поверхности. Поэтому на автомобиле не было линии».

Как явствует из этого рассказа, выходцу из академических кругов может быть сложно понять менталитет промышленных дизайнеров. Одной из причин того, что подобный тип мышления трудно постигаем не посвященными в суть вопроса людьми, является то, что промышленный дизайн по существу связан с интеграцией .

2.1. Интеграция

Используем аналогию, чтобы прояснить, что подразумевается под интеграцией . Возьмем медицину. Медицина — это интеграция знаний из нескольких прочно устоявшихся научных дисциплин в практику. Но ни один доктор медицины не является специалистом в любой из этих сопутствующих наук. Семейный врач должен знать многое, но по существу он учится своей профессии, практикуя ее. Он, основываясь на своих знаниях и опыте, должен обрести ощущение того, что может быть «неправильно» с пациентом, и действовать соответствующим образом. То же самое можно сказать и о дизайнере. Он должен быть осведомлен о материалах, о красоте, о людях, о культуре, о бизнесе, о новых технологиях и т. д. и действовать соответственно. Опять же — дизайнер не является специалистом ни в одной из этих областей, но знает, как объединить их для создания новых возможностей.

Однако есть одно существенное различие. Врач пытается восстановить прежнее состояние пациента, чтобы сделать пациента лучше. Дизайнер создает что-то новое, чего еще не существует, и тем самым стремится создать лучший мир. Это важное различие, поскольку дизайнер — как таковой — не является «решателем проблем». Дизайнеры обычно не решают проблемы: они ступают на один шаг вперед и создают для людей новую реальность, которую можно исследовать. Дизайнер как «человек, который решает проблемы» — популярное заблуждение.

2.2. Знания, пригодные для практического применения

Теперь рассмотрим вопрос: какой вклад наука может внести в профессию промышленного дизайнера? В современном мире существует тенденция к «академизации» всех профессий. Это очень хорошо. Медицина действительно продвинулась вперед после того, как начались научные исследования болезней. Академические знания, полученные и накопленные медицинскими исследовательскими центрами, являются прямой причиной того, что большинство читателей этого текста живы на сегодняшний день. В то же время семейный врач как специалист не утратил своей значимости, и его знания, основанные на опыте и интуиции, нисколько не обесценились

Таким образом, задача академических ученых заключается в том, чтобы создать способ предоставить практикующему специалисту знания, которые он может эффективно использовать в своей профессиональной деятельности в качестве дизайнера. На первый взгляд кажется, что нет никакого единственно правильного или общепризнанного способа сделать это, но международная группа ученых-теоретиков во главе с Кесом Овербике с энтузиазмом пытались в течение последних 25 лет найти такой метод. Они полагают, что критерий успеха для людей, работающих на исследовательской стороне промышленного дизайна, то есть ученых, должен быть релевантным с точки зрения профессионалов (в отличие от критериев адекватности для академической среды).

Подобными критериями валидности могут быть, например, добросовестные ответы на вопросы «Сколько дизайнеров используют ваши методы?» или «Сколько продуктов, использующих ваши идеи, доступно на рынке?» Овербике и его коллеги не настаивают на том, что у них есть все правильные ответы или что их подходы к оценке теоретической стороны дизайна — единственно возможные. Тем не менее у них есть опыт практической работы и исследования дизайна как дисциплины, являющейся для них сущностью промышленного дизайна: интеграция теории и практики.

3. Теоретические основы промышленного дизайна

Исследование не может прогрессировать, если оно не «стоит на плечах гигантов». Когда группа ученых под руководством профессора Овербике почти четверть века назад начинала свою научно-исследовательскую работу, их цель заключалась в том, чтобы восстановить контроль над дизайном продукта в целом, его контекстом и тем, как он обогатил жизнь пользователей, рассматриваемых в качестве одновременно и индивидуальных, и социальных существ. В поисках базовых принципов, позволяющих объединить их деятельность, они нашли 2 теоретические основы дизайна, уходящие корнями в философию и психологию, а также несколько тесно взаимосвязанных теорий, что вдохновило ученых к дальнейшей разработке области промышленного дизайна. В третьей части статьи мы ознакомимся с философскими и психологическими основами дизайна.

3.1. Феноменология, прагматизм и воплощенное взаимодействие

Необходимость философского обоснования (интерактивного) дизайна была мастерски подтверждена Полом Доришем (Paul Dourish) в его широкомасштабной работе 2001 года «Где происходит действие: основы воплощенного взаимодействия» (Where the Action Is: The Foundations of Embodied Interaction), исходящей из европейской философской традиции. Поскольку мы не философы, здесь мы будем краткими. На Западе существует давняя дуалистическая философская традиция, теоретизирующая на основе противопоставления объекта и субъекта . Самый известный пример — онтология Декарта: «Je pense, donc je suis» («Я мыслю, значит я есть»). Феноменологи в Европе (например, Морис Мерло-Понти — Maurice Merleau-Ponty) и представители философии прагматизма в США (например, Джон Дьюи — John Dewey) в первой половине прошлого века отреагировали на этот дуализм. Дуализм, как представляется, подразумевает, что трансцендентный «ум» превосходит тело, которое каким-то образом действует, выполняя распоряжения разума. Мерло-Понти исходил из того факта, что мы обладаем живущим (в эмпирическом смысле) и существующим телом. Нам не нужно доказывать, что мы существуем. Мы не можем избежать этого факта. Тело имеет первенство: это то, как мы живем в мире.

Или, как выражается Мерло-Понти, «Être au monde» («Быть в мире»), что означает не только находиться в мире, но и принадлежать ему, иметь с ним отношения, взаимодействовать с ним, воспринимать его во всех измерениях. Восприятие — это деятельность, и наше тело и умения являются неотъемлемой частью нашего восприятия. Мы воспринимаем мир в терминах того, что мы можем с ним делать, и физически взаимодействуя с ним, мы получаем доступ к этим значениям и возможность их выразить. Восприятие посредством действия предшествует познанию: размышление (рефлексия) является следствием действия. Более того — мы не воспринимаем себя как еще один объект в мире: мы воспринимаем себя как точку зрения, с которой мы воспринимаем другие объекты (Мерло-Понти, «Феноменология восприятия» — Phenomenology of Perception, 1958 г.).

Тот факт, что тело обладает неотъемлемостью от мира, и что телесное восприятие (опыт) предшествует нашим рефлексивным способностям (размышлению), в большинстве философских школ игнорируется или даже забывается. Вот почему феноменологи и прагматики подчеркивают воплощенное происхождение знания, то есть как размышления, следующего вслед за действием. Американский философ, профессор урбанистики Дональд Шон (Donald Schön) показал, что эта концепция «Размышления в действии и размышления о действии » (Reflection-in-action and reflection-on-action) является основой практики дизайна.

Теории, такие как концепция добавленного взаимодействия (Embodied Interaction), придуманная Полом Доришем, и связанные с ними области, наподобие «материального взаимодействия» (Tangible Interaction, сделали философские школы феноменологии и прагматизма популярными в области интерактивного дизайна. Но как только эти теории стали достоянием широкой группы дизайнеров и специалистов по человеко-компьютерному взаимодействию, тонкость и сила теоретических обоснований Мерло-Понти и Дьюи были сильно размыты, как и в случае с концепцией « » (Affordance, англ. «возможности» — свойства объекта или среды, позволяющие произвести с этим объектом или фрагментом среды те или иные действия), которой мы уделим внимание в следующем разделе.

3.2. Теория экологического восприятия

Теория восприятия в психологии всегда была специальной областью исследований: в ней, в конечном счете, речь идет о смыслах, о значениях окружающего мира. Эта область активно переплетается с дизайном, например, через влияние теории гештальта (Gestalt theory) на дизайнерскую школу Баухауса; благодаря наличию в ней теории ментализма и когнитивному подходу к восприятию она также плотно связана с человеко-компьютерным взаимодействием.

Одна конкретная теория восприятия, тесно связанная с феноменологией, имеет большое значение для дизайна. Теория восприятия Гибсона (James Jerome Gibson — один из известнейших американских когнитивных психологов) представляется важнейшим естественным союзником дизайнеров, поскольку это сугубо функциональная теория. Гибсона интересует не только то, как мы воспринимаем, но и в то же время, что мы воспринимаем. Он утверждает, что мы воспринимаем окружающий мир как по существу значимый, потому что мы «соответствуем» миру благодаря нашим возможностям действовать. Мы воспринимаем мир в терминах того, что мы можем с ним делать, то есть с точки зрения возможных действий наш тел.

Функциональность мира проявляется через манипулирование миром во взаимодействии. Эта теория полезна для дизайнеров тем, что возвращает значения на уровень действий. И дизайнерам это нравится — очень сложно проектировать интерфейс для абстрактных значений.

Двумя важными понятиями в экологической теории восприятия Гибсона являются аффорданс и осуществимость. Самая существенная концепция его теории заключается в том, что мы воспринимаем мир в терминах того, что мы с ним можем сделать. Человек может воспринимать поверхность как «ходимую» (walkable, «пригодную для ходьбы») (это аффорданс ), потому что у него есть ступни и ноги, которые могут двигаться (осуществимость). Для мухи «ходимой» поверхностью будет потолок, потому что муха обладает отличающейся осуществимостью, то есть другим телом. Точно так же скейтер может воспринимать поверхность или объект как «пригодный для прыжков» (jumpable), если у него есть соответствующие тело, навыки, скорость и храбрость.

Рассмотренный подход и, более конкретно, термин «аффорданс» был введен в область дизайна Дональдом Норманом (Donald Norman — американский ученый в области когнитивистики, дизайна и пользовательской инженерии) в 1988 году. Этот шаг повлек за собой широкомасштабные последствия, потому что речь теперь идет о том, что дизайнеры могут проектировать действия .

Однако профессор Овербике предупреждает: «Мы не согласны с заблуждением и упрощением, утверждающим, что аффорданс является физической характеристикой объекта или окружающей среды. Мы разделяем мнение о том, что блеск теории Гибсона заключается в провозглашении единства субъекта и объекта, которое, естественно, включает в себя намерения и каждое действие, которое может выполнять конкретный организм».

Овербике и его коллеги также не согласны с порой встречающейся механистической интерпретацией концепции Affordance. Вот что они заявляли по этому поводу в 2000 году:

«Мы сожалеем об этом клиническом толковании аффорданса. Людям не предлагается действовать только потому, что дизайн соответствует их физическим показателям. Их также можно привлечь к действию — даже с неотразимой силой — через ожидание красоты интеракции».

3.3. Ремесленничество, осмысленная практика и конструктивистское обучение

Существует множество концепций дизайна, связанных с феноменологией, прагматизмом и экологической теорией восприятия, некоторые из которых мы кратко рассмотрим в этом параграфе.

На перепутье дизайна и феноменологии находится концепция ремесленничества . Выдающийся современный социолог Ричард Сеннетт (Richard Sennett) раскрывает это явление в своей книге «Ремесленник» (The Craftsman, 2008 г.), дающей теоретическое обоснование и понимание сердцевины таких профессий как дизайнер, включая конструктивное отношение и подход как необходимое условие для овладения этой специальностью. Коротко говоря, проектирование — это желание иметь хорошую работу ради нее самой. Речь идет о том, чтобы доверять своим чувствам, интуиции, креативности, любопытству, воображению и навыкам (синтезировать и конкретизировать) и умению думать «в обоих направлениях», то есть и анализировать, и абстрагироваться. Проектирование — это локализация (создание конкретного вопроса), сомнение (размышление над его качеством) и раскрытие (расширение его смысла), а дизайнеры предпочитают двусмысленность, неопределенность, открытость, сложность, сопротивление, и они осмеливаются потерпеть неудачу. По словам Сеннета, «это призвание и одержимость». Или же можно сказать, что проектирование — это образ жизни.

Что касается теорий обучения, то профессор Овербике как практикующий преподаватель факультета промышленного дизайна полагает, что дизайнеры растут и развиваются в соответствии со следующим паттерном: равновесие — потеря равновесия — заново обретенное равновесие , то есть ученик переходит из одного устойчивого состояния в другое сквозь фазу неравновесия, которое часто является тем самым хаосом, через который человек достигает порядка. Неравновесие является движущей силой изменения поведения и развития. Размышление и действие являются важными элементами для восстановления порядка, поскольку они могут изменить взгляды на мир и справиться с его вызовами.

Подобный подход соответствует рефлексивной практике Дональда Шона и прагматизму Дьюи, основанным на способности профессионалов узнавать, обдумывать и учиться через действие; учиться, делая что-то, и через осмысление этого процесса получать понимание, возникающее из опыта (цит. Шон, Дональд А., «Рефлексивный практик: как профессионалы думают в действии» — The Reflective Practitioner: How Professionals Think In Action, 1983 г.).

Итак, если говорить совсем просто, то обучение дизайну сводится к следующему: взяться за дело, не боясь запачкать руки, и учиться на собственном опыте. Проектирование в целом основано на видах от первого лица с редким переходом на перспективу с точки зрения третьего лица. Следовательно, дизайнеры должны доверять своей интуиции, использовать свой здравый смысл и иметь смелость делать ошибки, или, как говорит Шон, без предубеждения вступая на путь приобретения опыта и отвечая на неожиданности посредством размышлений, мы можем учиться на собственных действиях. Подобное утверждал Мерло-Понти в работе 1962 года «Феноменология восприятия: введение» (Phenomenology of Perception: An Introduction): восприятие посредством действия предшествует познанию — размышление является следствием деятельности.

Из-за сильного акцента на обучение на практике и анализ действий в области дизайна проявляется конструктивистская точка зрения на учебный процесс. Индивидуальные, или когнитивные варианты конструктивистской парадигмы предполагают, что локус построения знания находится в индивидуальном ученике; социальные, или ситуативные варианты предполагают, что этот локус находится в социально организованных сетях. Вместе с тем есть общая для обеих точек зрения концепция — это деятельность: ученик создает значение, подвергаясь влиянию его социокультурной среды и осмысляя его. Конструктивизм — это обучение и выполнение конкретных задач через практические занятия; то есть обучение на практике при одновременном приобретении теоретических навыков и знаний. Программы обучения проектированию, основанные на конструктивизме, используют практические умения дизайнера — а также его аналитические навыки — для получения знаний. Это единство теории и практики, где опыт играет решающую роль.

Дизайнерские школы, использующие подход, подчеркивающий художественное призвание и концептуальное мышление, основанное на «интуиции», в целом соответствуют конструктивистской парадигме обучения. Большинство школ дизайна, перешедших «на сторону науки», отвернулись от конструктивистского подхода, хотя можно увидеть и новую, третью тенденцию — самостоятельную, непрерывную и основанную на компетентности. Ее придерживаются, например, на факультете промышленного дизайна в Техническом университете Эйндховена.

3.4. Прагматическая эстетика и эстетика взаимодействия

Мы завершаем обсуждение теоретических основ промышленного дизайна эстетикой, которая всегда была основным элементом дизайна, особенно в эстетических аспектах самих артефактов (здесь артефакт — любой искусственно изготовленный объект). Однако из-за ускорения развития интерактивных продуктов эстетика интерактивных систем проявила растущий интерес к эстетике собственно артефактов. Эти два подхода к эстетике дизайна отражают различие между прагматической эстетикой и аналитической эстетикой соответственно, провозглашенное американским философом-прагматиком, известным благодаря своему вкладу в эстетику как философскую дисциплину, Ричардом Шустерманом (Richard Shusterman).

С аналитической точки зрения эстетика возникает как свойство продукта. В центре внимания процесса проектирования здесь лежит эстетика внешнего вида, создание артефактов, привлекательных и приятных в использовании. С другой стороны, прагматический подход связан с эстетикой использования. Согласно этой точке зрения, эстетика артефакта возникает из динамической интеракции между пользователем и интерактивной системой, что приводит к тому, что называется «эстетическим взаимодействием» (aesthetic interaction) или «резонансной интеракцией» (resonant interaction). В рамках прагматического эстетического подхода можно выделить различные направления, такие как эстетика повествования (aesthetics of narrative), эстетика действий (aesthetics of actions), вычислительная эстетика (computational aesthetics) и семантика движения продуктов (semantics of movement of products).

В настоящее время прагматическая эстетика, ориентируясь на опыт, набирает силу, совместно с дизайнерами продвигаясь в сторону цифрового сообщества и сферы человеко-компьютерного взаимодействия.

Существует сфера художественно-технической деятельности, цель которой заключается в определении формальных характеристик индустриальных изделий - это промышленный дизайн. Данная отрасль играет немаловажную роль в структуре мировых производственных компаний, занимающихся изготовлением автомобилей, бытовой техники, приборов связи и других видов продукции широкого потребления.

Исторические сведения

Первые специалисты в области промышленных технологий и дизайна появились на территории Великобритании в XIII веке. В то время активно развивалось производство тканей. Что касается самого определения художественного оформления, то оно было впервые упомянуто в 1919 году. Основателем школы был немецкий архитектор.

По-настоящему развиваться индустриальный дизайн начал во второй половине XX века, когда в США организовали специальную коллегию, члены которые сформировали четкое определение данному направлению. По их убеждению, это творческая деятельность, преследующая цель улучшения внешних данных производимых объектов.

Основы разработки

Так как промышленный дизайн - это деятельность, сочетающая в себе искусства и технологии, охват потребительской сферы очень широк. Разработки ведутся не только для высокотехнологичных изделий, но и для разных безделушек. Интеллектуальная собственность в этой сфере может быть защищена путем получения патента на конкретный продукт.

Процесс разработки в данном случае делится на определенные этапы:

  • поиск идеи;
  • выбор концепции;
  • создание эскизов;
  • моделирование в трехмерных редакторах;
  • визуализация объекта;
  • конструирование модели;
  • реализация прототипа.

Сами дизайнеры обычно имеют образование в области инженерии, механики и изобразительного искусства. Многие современные специалисты выпускаются из специализированных университетов промышленного дизайна. Они не занимаются созданием чертежей, не несут ответственности за функционирование изобретений. Их задача заключается в оптимизации изделия.

Стратегии внедрения инноваций на примерах

В любых отраслях должно быть планирование общего развития. Это достигается посредством введения специальных стратегий, которые определяют дальнейший путь на и даже десятки лет. Индустриальный дизайн в данном случае имеет особое значение. В связи с этим необходимо рассмотреть общие тенденции прогресса в отраслевой промышленности на примерах.

В жилом пространстве обычно используется не один, а несколько приборов, которые могут взаимодействовать друг с другом. Поэтому при производстве бытовой техники изделия отдельно не проектируются. Комбинированный подход часто называется социально-техническим.

В развитии авиастроения существенную роль сыграл именно промышленный дизайн. Это выражается в том, что современный самолет способен выполнять не только его прямую функцию - транспортную, но и развлекательную. На борту авиалайнеров можно теперь пользоваться различными средствами связи, общаться, перекусывать и делать многое другое. При разработке нельзя не учитывать эти нюансы.

В автомобилестроении особый акцент делается на обслуживании транспортного средства. Такая тенденция отчетливо прослеживается на примере строительства образовательно-развлекательных центров в непосредственной близости от различных сервисов. Современные производители стараются внедрить свое изделие непосредственно в жилую инфраструктуру.

Удачные решения в области дизайнерских инноваций в первую очередь связаны с научными исследованиями, позволяющими развивать промышленность в целом. Однако на сегодняшний день существует некоторая разрозненность. Часто нет никакой взаимосвязи между специалистами двух направлений.

Приоритетные виды промышленного дизайна

Выше было сказано, что существует огромное количество приборов и приспособлений, выполняющих различные функции, поэтому их необходимо классифицировать по назначению. Специалист не может качественно выполнять свою работу непосредственно во всех областях. Основные категории представлены в таблице.

Специализация

Описание

Инженерное оборудование

В эту группу следует отнести устройства, которые используются для научных изысканий, строительных работ и специальных исследований.

Медицинские приборы

Транспортные средства

Сюда можно отнести все существующие виды транспорта. Огромную роль в развитии данной категории играет давление со стороны защитников природы.

Бытовая техника

Домашние приборы должны не только выполнять основную функцию, но и иметь привлекательный вид. Предметы должны удачно вписываться в общий интерьер.

Элементы интерьера и экстерьера

Домашняя и офисная мебель должна смотреться органично, поэтому существует отдельное направление в области индустриальных разработок.

Польза для потребителя

Вся работа специалиста университета промышленных технологий и дизайна направлена на конечного покупателя. В этом есть определенная польза для среды потребителей. Можно выделить несколько основных задач, которые удается решить благодаря индустриальному дизайну:

  • комфортное использование в различных условиях;
  • удобное обслуживание;
  • подходящие внешние данные, соответствующие модным тенденциям;
  • оптимальные возможности в плане функциональности.

Разработки специалистов позволяют определить главную причину успеха того либо иного продукта. В большинстве случаев среднестатистический потребитель покупает товар, который выглядит достойно, удобен в эксплуатации и имеет сравнительно высокое качество.

Роль при проведении разработки продукта

Раньше производители задумывались о дизайнерских решениях в последнюю очередь. В приоритете были разработанные технологии, а не стиль и эргономика. Современные же компании из-за высокой конкуренции вынуждены использовать дополнительные возможности, чтобы занять достойное место на рынке.

Результатом удачной работы специалиста при создании изделия становится непосредственно привлекательность товара, а также удовлетворенность конечного потребителя. Промышленный дизайн - это немалые затраты при разработке продукта. Однако вложения окупаются путем ценовой надбавки на каждую единицу производимого изделия или посредством расчета конечной прибыли с учетом повышенного спроса.

Что касается расходов, то они складываются не только из стоимости услуг специалистов. Средства дополнительно тратятся на реализацию основных элементов объекта, а также на проведение определенных исследований при длительной разработке.

Крупнейшее учебное заведение в России

Освоить полезную и высокооплачиваемую профессию поможет Санкт-Петербургский университет промышленного дизайна. На территории России он является самым крупным. Учебное заведение представляет собой многоуровневый комплекс. В его состав входят высшие школы, образовательные центры, научно-исследовательские институты и колледжи, подготовительные факультеты.

Петербургский университет промышленных технологий и дизайна в настоящее время реализует более двух сотен образовательных программ, по которым занимается более 15 тыс. студентов. Подготовка ведется по разным формам обучения. Существует заочная система получения знаний с использованием дистанционных технологий.

В качестве заключения

Для создания эскиза дизайнеры индустриального направления должны заниматься не только аналитической и художественной деятельностью, но и уметь пользоваться современными графическими программами. Они позволяют максимально эффективно воплощать концепции в жизнь. На самом деле приложений достаточно много, но из них рекомендуется выбрать те, которые пользуются популярностью в среде разработчиков.

Больше года назад мы опубликовали на Хабре о промдизайне для электроники: что это такое, как спроектировать корпус для устройства и оценить результаты. В этот раз мы хотим изучить тему глубже, как с точки зрения нашей команды разработчиков, так и с точки зрения экономики/маркетинга проекта для заказчика.

Под катом мы расскажем о целях и задачах промдизайна, о его роли в разработке новых продуктов, а также затронем вопрос об окупаемости вложений в промышленный дизайн.

Цель промышленного дизайна в разработке продукта

Для понимания роли промышленного дизайна в создании продукта в первую очередь нужно ответить вопрос: зачем производителям нужен дизайн и какие задачи он способен решить? Существует множество научных и «приземленных» определений цели промышленного дизайна, но все они сходятся на том, что дизайн служит определению формальных качеств промышленно производимых изделий, таких как внешний вид, структурные и функциональные особенности и пр. Более лаконично цель промышленного дизайна сформулировал Томас Мальдонадо (член Коллегии Индустриального дизайна США): улучшить внешние достоинства объектов, производимых в промышленности. Несмотря на давность данного определения (1969 год), оно по-прежнему актуально.


Пример №1. Lapka - набор датчиков для iPhone Apple: нитратомер, радиометр, измерители электромагнитных полей и влажности. В этом проекте важная роль была отведена внешнему виду устройства. Как правило, измерительные приборы не обладают привлекательным дизайном. На фоне традиционных устройств компания Lapka стала исключением, она смогла привлечь новых покупателей и успешно вышла на рынок потребительской электроники. Сегодня эти мобильные гаджеты продаются в США, Канаде и России. Мы посвятили этому проекту в прошлом году.

Важность промышленного дизайна для потребителя

Коммерческий успех любого продукта в значительной степени зависит от их дизайна.

Выделим пять задач, которые призван решать промышленный дизайн:

1. Удобство эксплуатации продукта. В первую очередь, это связано с пользовательским интерфейсом, который должен быть безопасным, максимально простым и интуитивно понятным - уже своим внешним видом он должен сообщать пользователю о своем назначении.

Практичность использования может иметь чрезвычайно большое значение, как для простых продуктов, так и для продуктов с большим числом типов взаимодействия - и чем сложнее в этом плане устройство, тем в большей степени продукт зависит от промышленного дизайна. Причем дизайнер должен понимать суть всех возможных типов взаимодействия, ведь для каждого из них может потребоваться отдельный дизайнерский подход.

2. Удобство обслуживания. Такой параметр крайне важен для продуктов, которые нуждаются в частом техническом обслуживании или ремонте. Детали продукта должны нести информацию о процедурах, необходимых для обслуживания, хотя в идеале лучше стремиться к полному устранению необходимости технического обслуживания.

3. Внешние качества продукта. Привлекательный продукт ассоциируется с высокой модой и имиджем, и, более того, способен вызывать у потребителей гордость от владения им (это одна из основных целей, к которым должен стремиться дизайнер в своей работе). Также промышленный дизайн способствует зрительной дифференциации товара, это особенно важно для продуктов со стабильным рынком сбыта и технологиями.

4. Работа с брендом. Дизайн продукта должен сообщать потребителю о философии и миссии компании. Отношение к бренду, симпатия к образу товара данного производителя служат некой условной константой для потребителя в выборе продукта.

5. Снижение затрат на оборудование и производство. Функциональные особенности, используемые материалы и прочие факторы существенно влияют на затраты при производстве продукта, т.е. на его себестоимость. Неудачная конструкция продукта, избыточные функции или использование экзотических материалов оказывают влияние на процессы обработки, сборки и т.п. При правильном выборе материала, учете факторов, касающихся экологии и прочего промышленный дизайн может избавить от значительных экономически неоправданных вливаний при создании нового продукта.


Пример №2. Уже известная вам по цифровая IPTV-приставка SML-282 Base компании «СмартЛабс». Продуманная конструкция корпуса этого устройства позволила обеспечить необходимые параметры теплообмена (без видимой перфорации верхней и боковых поверхностей устройства). Благодаря этому в аппаратной платформе приставки не используется активное охлаждение. Так с помощью дизайна удалось оптимизировать затраты на производство и обслуживание без ухудшения внешних качеств продукта.

Промышленный дизайн играет важную роль в определении ключевых факторов успеха нового продукта, ведь среднестатистический покупатель приобретет тот товар, который привлекателен внешне, удобен в использовании и обладает относительно высоким качеством.

И хотя отечественные производители могут в полной мере осознавать роль промышленного дизайна в создании продукта, однако четкое понимание места дизайна в процессе разработки, к сожалению, пока присутствует не всегда.

Место и роль промышленного дизайна в процессе разработки продукта

Исторически сложилось так, что производители на постсоветском пространстве задумывались о дизайне в последнюю очередь, т.к. их разработки были основаны на технологиях, без акцента на вопросах эргономики и стиля. Сегодня любая компания из-за жесткой конкуренции вряд ли сможет достичь существенных конкурентных преимуществ только за счет технологии.

Однако даже в тех отечественных компаниях, которые осознали роль промышленного дизайна, сами дизайнеры часто участвуют в разработке продукта лишь на финальных стадиях процесса. Работа, построенная таким образом, в большинстве случаев дает не лучший результат, поэтому важно выбрать осознанный подход к использованию дизайна в разработке новых устройств.

Многое зависит от направленности продукта. Условно подход к проектированию можно определить как «направленность на пользователя» и «направленность на технологии». Если в первом случае основная выгода от использования продукта связана, например, с функциональностью интерфейса или же с внешней эстетической привлекательностью, то во втором случае приоритетными являются технологии, т.е. способность продукта выполнять определенную техническую задачу.

Рассмотрим все по порядку:

1. Для продукта с направленностью на пользователя внешний вид играет важную роль в его дифференциации (отличи от аналогичных продуктов конкурирующих компаний). Сам продукт может быть технически сложным, однако из-за определенной технологии приоритетным здесь становиться вопрос взаимодействия продукта с пользователем. В качестве примера таких продуктов может служить готовая к использованию массовая потребительская электроника.

В этом случае работа дизайнера уместна в начале разработки продукта, поскольку уже на ранних этапах дизайнер может помочь с решением ряда вопросов:

  • Маркетинг: помощь в выявлении потребностей, полевая проверка концепций, проведение маркетинговых исследований и пр.
  • Эргономика устройства: выработка общей концепции устройства совместно с инженерами, а не под их диктовку.
  • Определение интерфейса пользователя: например, дизайнер может дать обоснование достаточности двух кнопок в устройстве, вместо пяти, как это предлагали инженеры.


Пример №3 . Портативный дозиметр-радиометр «ДО-РА» компании ОАО «Евразия Интерсофт». Этот миниатюрный датчик подключается к различным мобильным устройствам, используют их энергоресурсы, а результаты измерений отображают в интерфейсе специальной программы для Android или iOS. Дизайнерам проекта удалось изменить привычный взгляд на устройство для измерения радиации и создать совершенно новый продукт, нацеленный на широкую аудиторию потенциальных потребителей. Заказчик разработки подал заявку в Книгу рекордов Гиннеса на признание «ДО-РА» самым маленьким универсальным дозиметром в мире.

2. Для продуктов с направленностью на технологии приоритетными являются вопросы технических требований к устройствам, инженерные решения. Несмотря на то, что к таким продуктам также могут предъявляться серьезные эргономические требования, необходимость соответствия неким внешним эстетическим нормам и пр., потребитель приобретает их по критерию технических параметров. Так, например, особо не важно то, как выглядит аккумулятор в плеере - главное, чтобы он позволял пользователю долго слушать музыку. Примерами такого продукта могут служить амортизаторы для автомобиля, батарейки, винчестер для компьютера и др.

Для такого типа продуктов работа дизайнера может начинаться на более поздних этапах разработки, поскольку здесь вопросы дизайна касаются в основном только внешнего оформления.


Пример №4 . Портативный автомобильный самописец («черный ящик» для авто) был разработан по заказу американской компании как продукт с ориентацией на технологии. Он устанавливается в стандартный разъем OBD-II автомобиля и фиксирует десятки различных параметров (технические возможности устройства можно посмотреть в нашем портфолио). В этом случае команда дизайнеров и конструкторов решила интересную техническую задачу - разработала механизм для блокировки отключения устройства. Дело в том, что конструкция разъема OBD-II не предполагает использование замков, она спроектирована так, чтобы пользователь мог свободно подключать и отключать необходимые устройства. Для создания запирающего механизма было решено использовать элемент стандартной конструкции коннектора OBD-II - металлическую полоску (см. фото + схемы). Заклинивание фиксирующего элемента (полоски) происходит за счет поворота специального ключа. Такой вариант замка прост в производстве, т.к. для него не нужна пресс-форма, весь механизм вытачивается на станке. Дизайнеры подключились на более поздних этапах разработки, но смогли при этом обеспечить соблюдение технических требований к устройству.

Производитель уже на начальных стадиях разработки должен определить предполагаемые ожидания потребителя (целевой аудитории) и уметь выразить эти ожидания в своем продукте. И именно промышленный дизайн, в первую очередь, предназначен для решения данной задачи.

Как показывает практика, наши производители усвоили эти правила, но не до конца поняли, как ими пользоваться - происходит некоторое смешивание или даже наложение идей старой школы на новые законы рынка. Поясним на примере как это происходит: дизайнера подключают к процессу разработки лишь на последнем этапе и ставят перед законченным результатом работы инженеров: устройство должно быть, например, прямоугольным, интерфейсы выведены здесь и здесь (где их удобно было вывести проектировщикам, а не там, где ими удобней будет пользоваться) и т.д.


Пример №5. Автомобильное GPS/ГЛОНАСС-навигационно-связное устройство - пример слаженной совместной работы дизайнеров и конструкторов (описание разработки). Благодаря согласованию всех этапов проектирования устройства была реализована высокая плотность компоновки всех электронных компонентов, которая позволила разработать максимально тонкий корпус навигатора с продуманным размещением органов управления и разъёмов. Прочность при этом была обеспечена за счет шасси из алюминиевого сплава (см. взрыв-схему этого устройства в начале статьи).

Вопрос окупаемости вложений в промышленный дизайн

Для ответа на этот вопрос сопоставим затраты на промышленный дизайн и получаемые от него выгоды. Такие затраты включают в себя:
  • непосредственно стоимость услуг промышленных дизайнеров;
  • расходы на реализацию элементов продукта, которые являются результатом работы дизайнеров;
  • затраты, связанные с возможным увеличением времени разработки продукта - например, дизайнерам необходимо провести множество дополнительных работ по определению эргономических качеств продукта и пр.
Результатом успешной работы дизайнера при создании продукта становится повышение привлекательности продукта и бо льшая удовлетворенность потребителя, вызванная дополнительными или улучшенными функциями продукта, выраженной индивидуальностью бренда и дифференциацией продукта - всё это выливается в виде надбавки к цене на продукт и увеличении рыночной доли. На практике это означает, что промышленный дизайн окупает себя следующим образом:
  • вложения в дизайн приводят к ценовой надбавке на единицу продукта (здесь действует простой принцип: привлекательный товар оценивается покупателем как более дорогой и, соответственно, потребитель готов платить больше) и тогда возможно определить общий экономический эффект при заданном прогнозируемом объеме продаж;
  • вложения в дизайн приводят к увеличению спроса на продукт, что позволяет рассчитать прибыль при заданной цене единицы продукта.
Мы надеемся, что со временем роль промышленного дизайна для отечественных продуктов приобретет большую актуальность для всех разработчиков и продукты наших производителей смогут полноценно конкурировать с зарубежными аналогами.

* Все проекты, описанные в рамках этой статьи, были выполнены командой

комплекс в промышленном дизайне

Промышленный дизайн - вид индустриального дизайна, профессиональная услуга по созданию и разработке концепции и спецификации изделия, которые позволяют оптимизировать внешний вид изделий их функции и стоимость.

Основные качества объектов промдизайна:

1.Эстетичность (внешний вид).

2.Функциональность (конструкционная выверенность; эргономичность; удобство в транспортировке и хранении и др.).

3.Доступность по цене.

Услуги по разработке промышленного дизайначасто предоставляются в рамках сотрудничества некоторых компаний. Типичные группы включают в себя менеджмент, маркетологов, инженерных и производственных специалистов.

Эффективная оптимизация внешнего вида, функции и стоимости изделия.

Пользователь (потребитель) + промышленный дизайнер (разработчик, проектировщик) + производитель (изготовитель).

Промышленный дизайнер должен собрать воедино всю полученную информацию, проанализировать ее и воплотить в новом изделии все соответствующие критерии дизайна, определяемые группой.

Промышленный дизайн включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии . Промышленный дизайн позволяет спроектировать: орудия труда; бытовая утварь и техника; мебель и элементы интерьера (посуда, столовые приборы); транспорт, автомобиль; механизмы.

Стандартная разработка промышленного дизайна делится на следующие этапы:

    сбор материала (на данном этапе промышленный дизайнер осуществляет поиск аналогичных изделий, анализирует их недостатки или наоборот достоинства);

    генерация идеи ;

    выбор концепции (на основе предыдущего этапа промышленный дизайнер определяется с направлением, в котором стоит начать проработку промышленного образца нового изделия) – концептуальная проработка идеи;

    эскизирование (промышленный дизайнер генерирует несколько вариантов дизайна);

    трехмерное моделирование - построение 3D модели (по утвержденному варианту дизайна промышленный дизайнер строит 3D модель изделия);

    визуализация изделия, компоновка в проекте, утверждение дизайна;

    конструирование;

    прототипирование (необходимый этап, прототип позволяет увидеть получившееся изделие еще до выпуска серии изделий).

Так же выделяют следующие основные операции проектирования в промдизайне, рассмотрим их поподробнее:

Исследования и анализ проводится, как для проекта в целом, так и для отдельных его составляющих. Мониторинг существующих продуктов, в том числе в смежных областях, поиск ошибок других производителей и выявление предпочтений потребителей - неотъемлемая часть работы промышленного дизайнера. Именно этот этап позволяет защитить заказчика от повторения своих и чужих ошибок, максимально оптимизировать дальнейшую работу.

Эскизирование позволяет представить несколько идей для решения поставленной задачи. На данном этапе не создается полноценный дизайн, а лишь предлагается его понятная концепция с помощью одного из средств визуализации (к примеру, карандашного наброска или компьютерной модели). Так заказчик имеет возможность из нескольких предложенных вариантов выбрать оптимальный или внести свои коррективы на ранней стадии реализации проекта, имея представление о том, в каком русле идет работа.

Техническое задание создается под любой проект - от пластиковой мыльницы до сложного медицинского оборудования. В этом документе собираются все данные по разрабатываемому продукту: описывается само изделие, его конструкция и характеристики; отмечаются требования заказчика к дизайну, защите и безопасности продукта, а также его пожелания по технологиям производства; приводятся исследования рынка конкурентных товаров. Задача данного документа - дать «точку отсчета» для всех участников проекта и обеспечить четкое понимание ожидаемого заказчиком результата.

3d-моделирование и визуализация обеспечивает более детальную прорисовку созданного эскиза. После выбора общей концепции, начинается работа над деталями, к примеру, размещение в корпусе необходимой электронной начинки, проработка габаритов. Результаты этого этапа работы представляются в виде презентации, что дает возможность заказчику более полно оценить воплощаемую идею.

Макетирование и прототипирование приближает абстрактный дизайн к реальной жизни. Несмотря на мощные современные средства визуализации, до сих пор только макеты и прототипы позволяют ближе познакомиться с разработанной эргономикой. Хотя макеты и полноразмерные прототипы представляют собой лишь упрощенные варианты предлагаемой идеи, с их помощью можно «пощупать идею руками», защитив себя от возможных ошибок.

Конструкция и документация необходимы, если речь идет об проекте для производства. По желанию заказчика создается математически-точная модель продукта с учетом характеристик используемых материалов и производственных ограничений, а также обеспечивает полный пакет необходимых документов для передачи изделия на любой завод или фабрику.

Производство образцов востребовано в тех случаях, когда речь идет о предварительном тестировании изделий целевой аудиторией перед запуском в производство больших и дорогостоящих тиражей. При масштабных затратах на производство несколько экземпляров-образцов, созданных с помощью технологии микротиражного производства, не существенно повысят общую стоимость проекта, но послужат еще одним проверочным этапом для разработанного дизайна и эргономики.

Авторский надзор позволяет избежать изменения определенных свойств или характеристик продукта на производственном этапе. К сожалению, приходится сталкиваться с ситуациями, когда на производстве для упрощения задачи вносятся коррективы в разработанный проект, а в результате выпущенное изделие, на которое было затрачено столько сил и средств, теряет свою конкурентоспособность. Авторский надзор помогает исключить возможность возникновения этой неприятной ситуации.

Подрядчики обеспечивают решение самого широкого спектра задач, в том числе и не стандартных для нашей промышленности, как, например, микротиражное производство образцов, быстрое прототипирование, разработка и изготовление упаковки и т.п.

Помимо выполнения отдельных предметов в промышленном дизайне существует понятия «многочастной композиции» , состоящей из нескольких частей. Рассмотри несколько из них.

Серия-цикл – группа предметов или монокомпозиций, объединенных способом дизайна, формой решения художественного образа. Моносерия – комплект объектов дизайна, расположенных в фиксированной последовательности, в заданном количестве с целью запечатления, например, процесса изменений, упорядочивания, движения, роста, направленности формы и других процессов её изменения по истечению определенного времени (в графическом дизайне - серийные тексты). Партия – состав изделий массового производства, поставленных на «поток». Ансамбль - взаимная согласованность частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное целое.

Промышленный дизайнер — это специалист, который изучает готовые рыночные образцы и создает качественный прототип. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и черчение (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Он не разрабатывает инновационные изделия, не отвечает за качество конструкций, а усовершенствует предметы, которыми мы пользуемся ежедневно.

Краткое описание

Представители этой профессии должны отличаться математическим мышлением и иметь творческий подход к работе. Ведь эта специальность объединяет в себе сразу 3 популярных направления:

  • маркетинг;
  • искусство и дизайн;
  • современные технологии.

Направление объединяет в себе науку и творчество, поэтому для освоения этой профессии необходимо получить высшее образование.

Особенности профессии

В высших учебных заведениях и на образовательных курсах будущих промышленных дизайнеров обучают тому, как создавать более удобные, красивые, практичные и безопасные вещи. Чаще всего эти специалисты выбирают для себя одно или несколько схожих направлений, хотя можно работать и с разными предметами, если есть время и желание обучаться.

Непосредственное промышленное моделирование состоит из нескольких этапов:

  • обсуждение проекта с заказчиком;
  • тщательное изучение существующих продуктов и всей доступной информации о них (3D-модели, тех. документация, чертежи);
  • разработка концепции и ее перенос в формат эскизов;
  • после этого специалист должен подобрать необходимые материалы и технологии для создания продукта;
  • создание 3D-модели;
  • если заказчик утверждает модель, то начинается процесс прототипирования и тестирования;
  • при отсутствии проблем производится доработка, повторное тестирование и запуск усовершенствованного товара/услуги в производство.

Во время этих процессов промышленный дизайнер тесно сотрудничает с инженерами, маркетологами, химиками, биологами и другими специалистами, которые принимают участие в проекте.

Главная цель работы — это создание усовершенствованного продукта, который будет пользоваться покупательским интересом. Также он должен быть функциональным, безопасным и рентабельным.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Промышленный дизайн — одна из самых высокооплачиваемых отраслей в этом сегменте.
  • Работа сложная, но достаточно интересная.
  • Перспективы карьерного роста.
  • Специалисты этой профессий востребованы как в России, так и за рубежом.
  • Можно получить образование в любом регионе РФ.
  • Представитель профессии исследует уже готовые продукты, поэтому ему необходимо лишь усовершенствовать их.
  • Можно работать удаленно или в офисе, что делает профессию более привлекательной.

Минусы

  • Работа нервная, а специалист привязан к требованиям заказчика и рынка.
  • Работа может отнимать много времени, ведь заказчик устанавливает срок, а если дизайнер не успевает, то придется работать и днем, и ночью.
  • В маленьких городках специалисту этого профиля сложно найти работу.
  • Необходимо очень много работать за компьютером, что может негативно сказаться на состоянии здоровья, в частности зрения.
  • Нужно постоянно совершенствовать свои знания, изучая разные направления (дизайн, материаловедение, маркетинг и другие).

Личные качества

  • Творческое начало и математический склад ума.
  • Склонность к анализу.
  • Знание иностранного языка.
  • Желание разобраться в тонкостях товара, не упуская из виду мелочи.
  • Умение работать в команде.
  • Умение слышать и анализировать идеи и замечания коллег.
  • Желание создавать что-то новое.
  • Минимальные знания о сфере деятельности бухгалтеров, ведь от представителей этой профессии могут потребовать составление сметы и разработку проекта в строгих рамках бюджета.

Обучение на промышленного дизайнера

Представители этой профессии должны обучаться на протяжении всей жизни, но начать стоит с получения высшего образования в профильном учебном заведении (код специальности 54.03.01). Конкурс достаточно большой, при поступлении необходимы результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Во время поступления необходимо будет сдать дополнительный экзамен по русскому языку, обществознанию и творческий конкурс, например это может быть рисунок или композиция. Условия поступления зависят от высшего учебного заведения. Форма обучения: очно.

На этом курсе вы можете получить профессию промышленного дизайнера дистанционно за 1-3 месяца. Диплом о профессиональной переподготовке установленного государством образца. Обучение в полностью дистанционном формате. Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Место работы

Профессиональный промышленный дизайнер найдет работу на любом предприятии, которое занимается созданием продукции — это фабрики по производству одежды, мебели, посуды и другие. Также представители профессии востребованы в компаниях, которые специализируются на разработке и создании сайтов, мобильных приложений и других видов ПО.

Оплата труда

Зарплата на 26.03.2019

Россия 20000—80000 ₽

Москва 45000—100000 ₽

Промышленный дизайнер может официально трудоустроиться в государственную или частную компанию, также он может искать заказчиков на отечественном и зарубежном рынке, работая фрилансером. Заработная плата специалиста зависит от его опыта и направления, которое он выбрал (техника, продукты для бытового применения, бытовая химия и другие).

Карьера

Первый опыт специалист может получить во время работы фрилансером, в это же время он должен подготовить собственное портфолио. Через 1-1,5 года дизайнер может претендовать на солидную должность и официальное трудоустройство.

Это одно из самых успешных направлений дизайна, ведь представители профессии могут рассчитывать на карьерный рост. Всего через несколько лет плодотворной и качественной работы промышленный дизайнер может возглавить отдел, занять должность креативного директора, что позитивно скажется на его заработной плате.

Также дизайнеры, работающие в этом направлении, могут давать уроки и консультации, что может стать первым шагом на пути к созданию собственной школы.

Профессиональные знания

Специалист должен уметь хорошо рисовать, используя для этого как обычный карандаш, так и современные программы для 3D-визуализации и проектирования:

  • Solid Edge;
  • Pro/Engineer и другие.

Также дизайнер должен знать все о компьютерном моделировании, типах материалов, особенностях упаковки разных групп товаров. Важно умение составить смету, исправить ошибки других членов команды и изучать техническую документацию на иностранном языке.

Известные люди это профессии

  1. Виктор Папанек.
  2. Карим Рашид.
  3. Маартен ван Северен.
  4. Михаэль Тонет.
  5. Ээро Аарнио.

Что еще почитать