Резьба по дереву - одно из древнейших искусств, но и сегодня оно остается очень популярным. Изделия, украшенные резьбой по дереву, становятся великолепными украшениями интерьера, отличными подарками. И, кстати, резьба по дереву для начинающих - занятие не такое уж сложное.
Резьба по дереву бывает сквозной, рельефной, плосковыемчатой, скульптурной. В свою очередь, сквозная резьба может быть прорезной и пропильной, плосковыемчатая - контурной, скобчатой, геометрической, чернолаковой, рельефная же - плоскорельефной, кудринской. Также известна техника резьбы по дереву «Татьянка » — авторская запатентованная техника, появившаяся в 90-х годах прошлого века.
Резьба по дереву для начинающих - это прекрасный способ проведения досуга, доступный практически всем. Начинающим понадобится для занятий резьбой по дереву небольшой набор инструментов (на первых порах достаточно будет ножа со скошенным под углом 30-40 градусов лезвием), простые карандаши и бумага для эскизов, различные измерительные инструменты (линейка, циркуль, транспортир), ну и, конечно же, деревянные заготовки для будущих изделий.
Резьба по дереву для начинающих осваивается постепенно. Предпочтительно обучение начать с техники плосковыемчатой геометрической резьбы по дереву. Самая простая геометрическая резьба - треугольновыемчатая. В этой резьбе есть несколько основных фигур: сколышки, ромбики, витейки, звездочки, розетки, квадраты, пирамиды.
Основные приемы работы в технике геометрической треугольновыемчатой резьбы по дереву - это подрезывание и накалывание . Начинающие могут освоить всего 2 этих несложных приема, чтобы приступить к изготовлению своих первых резных работ. Проще всего начать изучение основных приемов геометрической резьбы с таких простых фигур как сколышки (узор сколышки и необходимый для резьбы нож показаны на рисунках).
Накалывание сколышков выполняется так . Нож берется в рабочую руку (у правшей - правая, у левшей - левая) так, чтобы большой палец ложился на скошенную часть ручки. Режущую кромку ножа необходимо направить точно по правой стороне сколышка, а затем следует надавить на нож с такой силой, чтобы его носок углубился в дерево на 2-3 мм. Пятку лезвия ножа следует опустить до пересечения с боковой линии сколышка с линией горизонтальной разметки.
Нож после выполнения первого «надреза» вынимается, и затем следует последовательно сделать накалывание по правой стороне оставшихся сколышков. Аналогичным образом выполняется накалывание левой стороны всех сколышков.
Операция подрезывания (подрезки) для сколышков выполняется следующим образом . Режущая кромка ножа прикладывается к правой стороне сколышка так, чтобы носок ножа находился в вершине сколышка. Далее необходимо кисть руки с ножом отвести назад, при этом следя за тем, чтоб сохранилась параллельность режущей кромки ножа и стороны сколышка. Теперь необходимо надавить на нож, возвращая кисть в исходное положение. В результате подрезанный треугольник отколется, и его можно будет удалить.
После тренировок на сколышках и прочих простых фигурах можно приступать к выполнению «настоящей» геометрической резьбы по дереву , узоры которой составляются из многочисленных простых фигур в самых разных комбинациях. Для этого задуманный рисунок сначала наносится на бумагу, а потом готовый рисунок с помощью копировальной бумаги можно перевести на деревянную заготовку. В технике треугольновыемчатой геометрической резьбы удачно смотреться будут, к примеру, разделочные доски.
Как стать резчиком.
Обучение начинается с Вашего желания познать ремесло резчика. Как только Вы начали искать себе учителя, Вы сделали первый и главный шаг. Когда Вы переступили порог мастерской, Вы сделали второй важный шаг. Дальше нужно лишь не сбиться с выбранного пути. Чтобы начать резать, Вам нужно одно - решимость это сделать.
Где идут уроки резьбы
Занятия проходят у меня дома в небольшом помещении. Поэтому максимальное количество, одновременно занимающихся учеников, всего 5 человек.
Начинаем
Наша резьба начинается с «трехгранно-выемчатой геометрической»
. Тут постигаются азы и происходит первичная постановка реза. Я показываю базовые элементы. На занятии ученик прорабатывает материал, понимает принцип движений ножом. А дома идет отработка и «набивка» руки.
О том какие бывают орнаменты и как их создавать я стараюсь рассказывать в интернете,на сайте http://struzhki.ru и в «Живом Журнале» http://rezchikdereva.livejournal.com/ . По той же схеме изучаем рельефы, посуду, скульптуру. Но программа занятий не ограничена жесткими рамками. Если ученик пришел с какими-то знаниями(не с «нуля»), я не буду второй раз знакомить его с тем, что ему и так известно. И желающие вырезать что-то отличное от программы будут поддержаны и словом и делом.
Терпение и последовательность
А вот «перепрыгивание» через запланированные этапы
я не приветствую. В обучении работает принцип колеса. Каждый новый вид, как спица в колесе. И прежде, чем добраться до самой дальней, придется коснуться всех остальных. Если все делать по порядку, знания лучше усваиваются. Приведу пример.
Пропустив «геометрию» , Вы сразу попадаете на стадию рельефов, где вместо одного ножа, приходится работать набором инструментов. И не имея уверенности движений, Вы получаете задание, где нужно сосредоточиться на глубине резьбы, чистоте реза, плавности линий. А какая может быть аккуратность, когда руки еще неуверенно дрожат, и над каждым инструментом приходиться раздумывать.
Пропустив рельефы , Вы попадаете в еще более неприятную ситуацию. Посуда: ложки, миски,подносы режутся довольно просто. Но Вы не знаете как резать этим инструментом, и видите его впервые, как следствие, резьба будет утомительно долгой. И вырезав, наконец-то, свою ложку, Вы поймете, что украсить ее резьбой не сможете, ведь не проходили рельефы или «геометрию».
И совсем неудачный вариант, начать со скульптуры. На рельефах изучается инструмент, на посуде первичное понимание объема. Без этих знаний, будет сложно подступиться к
скульптуре.
Эти утверждения пришли не из моей головы, а из практики. Я всё пробовала применять, и сейчас считаю, что программа идет по наилучшему пути.
Как мы приобретаем инструмент
.
Еще на заре создания своих курсов для начинающих резчиков, мне пришлось изучить инструментальный рынок Москвы.
Первым предметом поиска был, конечно же, нож-косяк
. Я не буду называть фирмы и людей, производящих плохой инструмент. Лучше озвучу все то хорошее, что удалось найти или создать. Мои требования к ножу не были завышены, интересовала только долговечность заточки. Потому что я точу весь ученический инструмент, пока люди сами не освоят заточку. Процесс идет ручной, без электрического точила. Для меня это лучший и любимый способ создания хорошей плоскости фаски и острого жала у резца. Естественно, мне не хотелось круглыми сутками точить, поломавшееся или затупившееся железо. Где-то 1,5 года шла «выбраковка» товаров из магазинов и с рынков.
Выяснилось, такого ножа просто нет. Были поиски мастера для изготовления самодельных ножей. И однажды я вспомнила, что когда-то, во времена моей учебы, мне делал инструмент брат. К моей радости, Александр согласился помочь. Полгода он делал, а я испытывала в работе разные косячки, ища наиболее удобный угол острия, лучший угол заточки, даже длина ручки менялась несколько раз. В итоге, был найден универсальный вариант ножа. Кстати, на форуме Резное Александр выложил МК по изготовлению именно этого ножа.
Проблема с ножом была решена. Но тут пришла пора покупать стамески…
На сегодняшний день дело обстоит так. Любой ученик имеет право придти со своим инструментом. Если инструмент недостаточно качественный, первое что мы пройдем на уроке будет заточка. Я предоставляю возможность купить на месте, изготовленный братом, недорогой и качественный инструмент. При покупке резцов и стамесок, я даю советы по всем маркам, которые знаю, но выбор все равно остается за учеником.
Сейчас наш инструментарий таков: Инструменты от Александра, это резцы которые либо дороги в магазине, либо, вообще проблема найти. Ножи-косяки с разными углами, богородский нож, прямые стамески обычные, и японского типа с длинной ручкой, клюкарзы прямые для выравнивания выбранного фона.
У Виктора Кузнецова мы покупаем «крутые» полукруглые стамески и полукруглые клюкарзы.
Отлогие стамески приходится набирать из фирменных Петров и сын, Киршен, Пфайл. А вот большие скульптурные берем дешевые кованные Белорусские.
Стараюсь быть в курсе всех новинок рынка и исследовать, когда получается, новые инструменты.
Обойдемся без ранений
Большое внимание уделяю техники безопасности на уроках. С первого занятия ученик узнает, как резать без травм. В достатке имеются струбцины и тиски, чтобы не приходилось одной рукой придерживать работу, а другой резать. На каждом рабочем месте есть упоры безопасности. На коленях мы НЕ режем. Только стол, зажимы, и тиски.
А если я не художник
Можно вообще не уметь рисовать, но быть резчиком. Странно, но это так. Начинающие резчики сталкиваются с копированием орнаментов чаще, чем с художественным рисованием.
При современных возможностях компьютеров, ни для кого не составит труда увеличить или уменьшить эскиз. А интернет сейчас кладезь орнаментов и рисунков для резьбы. Рисование понадобится тому, кто захочет придумывать и воплощать свои идеи в дереве. Это в большей степени касается орнаментов и плоских рельефов(панно). Для скульптуры нужен другой опыт - лепка.
Учимся лепить из пластилина . Пролепка дает возможность увидеть недостатки скульптурных форм и исправить их на стадии модели. Те кто лепил хоть раз, оценили какую помощь в резьбе оказывает…пластилин.
Острый ум и инструмент
Заточке обучаю в обязательном порядке. Вам потребуются: наждачная бумага, хозяйственный брусок, и паста гои на ремне. Никаких дорогостоящих материалов мы не используем.
Соратники, конкуренты или друзья
Мы много общаемся и на занятиях и в интернете, и стараемся чаще встречаться в неучебное время. Порой люди в группах так сдруживаются, что одной встречи в неделю, им становится мало. Именно поэтому у нас появились встречи в кафешках, на шашлыках и даже в поход однажды сходили. Здесь же заложены истоки конкурсов. Конкурс хоть и несет в себе дух конкуренции, ну дух это дружеский и положительный. Участвуют только желающие. Зато присоединится к мероприятию могут все, и просто приятно провести время с единомышленниками.
В статье использованы фотографии работ: Евгении Попковой, Егора Сидоренко, Павла Латышева, Ольги Качаловой,Страхини.
Какие инструменты и материалы необходимы для резьбы по дереву для начинающих? Какие правила техники безопасности следует помнить начинающим в резьбе по дереву? С чего начать обучение резьбе по дереву? Какие ошибки чаще всего допускают начинающие в резьбе по дереву?
Хобби у людей могут быть самыми разными, и это вовсе не обязательно собирание чего-либо: марок, монет, фарфоровых статуэток и т. д. Они не только приносят радость обладания предметом, но и доставляют удовольствие от процесса его создания. Как раз одним из таких увлечений и является резьба по дереву для начинающих. Сразу хочется предупредить: подобное занятие требует немало времени и терпения. Зато результат может превзойти все ожидания. Только представьте себе, как будут выглядеть деревянная шкатулка, украшенная собственными руками, или рамка для фотографии, или даже журнальный столик. Но учиться всему надо постепенно, начиная с самых азов. О том, что следует знать начинающему резчику по дереву, и будет наша сегодняшняя статья.
Древнее резьбы по дереву как вида искусства разве что наскальные рисунки. На Руси «резное дело» было широко распространено. Мастера выполняли самые разные рисунки, которые в народе назывались узорчьем или ознаменкой.
В конце XV века послушник Троице-Сергиевой лавры инок Амвросий добавил в исконно русский орнамент (разного рода желобки, зубчики, маковицы и т. п.) как западные, так и восточные мотивы.
Развитие искусства резьбы по дереву продолжалось. В середине XVII века в Россию пришла немецкая резьба с обилием готических элементов. Вместе с ней появились новые для русского человека термины и даже инструменты.
Несколько столетий назад, до технологической революции, почти каждый человек владел тем или иным ручным ремеслом. Многие таким способом попросту зарабатывали себе на жизнь. Сейчас это не столь актуально. Вышивка и вязание, резьба по дереву и гравировка по металлу сегодня в большинстве случаев являются для людей просто увлечением. Далеко не каждый выберет себе в качестве хобби резьбу по дереву. Но если начинающий на этом поприще человек «загорится» делом – то это уже навсегда.
VРезьбу по дереву никогда не классифицируют по орнаменту, так как одну и ту же вещь мастер может украсить самыми разными узорами – в зависимости от своей фантазии. Зато начинающему резчику по дереву полезно знать типы, на которые такая резьба подразделяется. Она может быть:
У каждого типа резьбы есть свои отличия.
Например, первый тип резьбы делится еще на два вида: накладная и сквозная резьба. Когда в дереве проделывают отверстия резцом или стамеской – это прорезная резьба. Если же используют лобзик или пилу, такая резьба будет называться профильной. Резьба с рельефным орнаментом определяется как ажурная. И все это разновидности только одной резьбы - сквозной.
С другими видами дело обстоит немного проще. Когда вещь украшена орнаментом без сквозных отверстий вообще – это глухая резьба.
Домовую резьбу наносят на фасады зданий, после чего каждое из них становится в буквальном смысле слова произведением искусства.
Скульптурная резьба по плечу только настоящим мастерам, для начинающих это слишком сложно. Из дерева вырезаются различные фигурки животных. Деревянные скульптуры и бюсты тоже относятся к данному виду резьбы.
При известных навыках с помощью бензопилы можно вырезать из дерева все что угодно, в том числе и немаленьких размеров статую. Вообще, бензопила предназначена для масштабных работ, которые требуют определенных усилий. Людям, только начинающим овладевать мастерством резьбы по дереву, бензопила покажется не слишком удобным инструментом для творчества.
Кроме вышеперечисленных, можно назвать и другие способы резьбы по дереву:
Ее еще называют сквозной, или пропильной. Один из самых «элитных» видов резьбы - в том смысле, что подобный узор любили заказывать для украшения своих домов богатые люди. Среди начинающих такая резьба по дереву популярна тем, что, несмотря на кажущуюся сложность, выполнить ее не так уж и тяжело. Ажурной резьбой и сейчас часто украшают детали загородных домов, а иногда и квартир (например, двери или карнизы). Такая резьба не только великолепна сама по себе, но и обладает одним удивительным эффектом: освещенная солнцем, ажурная вязь отбрасывает на предметы изящную тень.
Относится к предыдущему виду резьбы, ее вариация. Сперва на заготовке вырезается задуманный рисунок, а потом она крепится на поверхность изделия, которое вы решили украсить. Накладную резьбу часто еще называют мебельной.
По-другому – скульптурная. С помощью такой резьбы получают или фигуры целиком, или их элементы. Даже начинающий резчик должен знать, что для подобного вида резьбы подходят только мягкие породы деревьев: осина, ольха, липа, береза, сосна и др. Задуманная фигурка изготавливается в несколько этапов. Сперва делают черновую обрубку заготовки. Потом с помощью стамески вырезают контуры изображения. Для самых мелких деталей берется стамеска шириной не больше 25 мм. И, наконец, полученную фигурку шлифуют и покрывают лаком.
Иное название такой резьбы – клинообразная. Узор состоит из всевозможных геометрических фигур в самых различных комбинациях. Разумеется, все это делается в соответствии с заранее нарисованным эскизом. Видов геометрической резьбы несколько. Один из них – скобчатая плоско-выемчатая резьба по дереву, для начинающих самая подходящая. Этот способ резьбы освоить совсем не сложно.
Это практически рисунок по дереву, только вместо карандаша используются стамеска или другой режущий инструмент. Плюс такой резьбы по дереву для начинающих в его простоте. А еще к контурному рисунку легко добавить какую-нибудь роспись.
У нее есть свои подвиды: плоскорельефная и глухая. Сильная сторона данного метода в том, что, какую бы композицию вы ни выбрали для воплощения, смотреться она будет изысканно и по-настоящему красиво. Этот способ, как и предыдущий, легко можно совместить со многими другими видами резьбы.
Самый «юный» и, наверное, самый подходящий способ резьбы по дереву для начинающих. Во-первых, он занимает меньше времени по сравнению с остальными методами. Во-вторых, он не такой трудоемкий. Основная разница между «Татьянкой» и другими способами резьбы по дереву заключается в применении более остро заточенных орудий труда.
Для каждого дела, будь то резьба по дереву или ремонт телевизора, нужны соответствующие инструменты. И, чем они будут качественнее, тем быстрее и удачнее вы сможете завершить работу. Даже самый именитый мастер резьбы по дереву (не говоря уже о начинающих) вряд ли сможет изготовить что-то стоящее без нужных приспособлений.
Одними стамеской и долотом набор средств для резьбы по дереву не ограничивается. Инструментов гораздо больше, и они самые разнообразные. Чаще всего человек, пройдя путь от новичка до специалиста, останавливается на каком-то конкретном инструменте, с которым у него лучше всего получается работать. Отсюда совет начинающим резчикам по дереву: прежде чем выбрать что-то одно, попробуйте в деле все приспособления, вдруг какое-то из них придется вам особенно по душе?
Среди всего многообразия инструментов для резьбы по дереву есть несколько основных, с которыми начинающим придется работать.
Едва ли не самое главное орудие труда резчиков по дереву – как начинающих, так и мастеров. Стамеской работают по заготовкам не слишком большой толщины. С ее помощью подгоняют соединения, вырезают пазы и т. п. Для определенного вида работ предназначена та или иная стамеска.
Вот только некоторые из них.
Долото нужно для того, чтобы пробиться в заготовку на большую глубину, нежели при помощи обычной стамески. Для этого в паре с долотом «работает» киянка. С их помощью выдалбливаются глубокие гнезда и пазы, выполняются некоторые другие работы. В отличие от стамески у долота лезвие толще, а ручка специально укреплена, чтобы без последствий выдерживать удары молотка.
Каждый начинающий учиться резьбе по дереву должен помнить: нож для работы должен быть из отменной стали и очень острым. Как и в случае со стамесками, специальных ножей для резьбы несколько.
Его используют, если нужно вырезать элементы с изгибами.
Незаменим, если вы задумали изделие с отверстием-полусферой (например, тарелку).
Им удобно наносить на изделие геометрические узоры – благодаря заточке под углом в 30–80 градусов.
Без него не обойтись в скульптурной резьбе.
Бормашину используют и в самом начале – для обрабатывания заготовки, и на заключительном этапе работы – для полировки и шлифовки изделия. Если в резьбе есть труднодоступные места, то бормашина значительно облегчит ваш труд. Также она ускорят процесс нарезки желобков и выполнения мелких элементов в резьбе. Для упрощения некоторых видов работ к бормашине предусмотрены разного рода насадки. Начинающему резчику по дереву советуем сперва поупражняться с этим инструментом на любом куске дерева, чтобы изучить все его возможности.
И это далеко не полный список приспособлений, которые будут нужны даже начинающему. В перечень также входят различные рашпили, скребки, наждачная бумага, дрель со сверлами и многое другое.
Не забудьте также про грифельные карандаши и всевозможные трафареты, чтобы рисунок на подготовленном для работы материале выглядел ровно и красиво.
Как правильно выбрать инструмент, особенно если вы только начинающий резчик по дереву? Стоит ли говорить, что от качества инструмента почти всегда зависит и уровень выполненной работы? Специалисты дают совет: вовсе не обязательно покупать самые дорогие и самые «навороченные» наборы, иногда это просто выброшенные на ветер деньги. Как и в любом другом случае, стоимость товара может зависеть от страны-производителя, бренда или даже от местоположения магазина. Профессионалы, в отличие от начинающих, давно поняли, что российские инструменты зачастую ничуть не хуже импортных, а то и превосходят их по качеству. И стоить при этом могут в несколько раз дешевле.
Дерево всегда было одним из самых популярных материалов для обработки. Оно легкодоступно (по крайней мере, было столетия назад), и на него, в отличие от камня, не надо тратить массу сил. Раньше искусно обработанным деревом украшали практически все, начиная от ставней самых бедных домов и заканчивая фасадами храмов. Сегодня деревянные украшения снова пользуются спросом. Возможно, это связано с модой на отделку жилья в экологическом стиле.
Начинающему резчику мало иметь под рукой «правильные» инструменты для работы. Нужно разбираться и в породах деревьев, материал которых вы планируете использовать. Сорта древесины бывают твердые и мягкие. И у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, если говорить именно о резьбе.
Мягкую древесину имеют:
Подобная древесина хороша тем, что обрабатывать ее очень легко, особенно начинающим. Зато стоит во время работы соскочить ножу – и рисунок испорчен безвозвратно.
Твердые сорта дерева таким недостатком не страдают. Это:
Заготовки из них обходятся гораздо дороже, но дело того стоит. Изделия из твердого дерева пользуются гораздо большим спросом благодаря своему внешнему виду и долговечности. Правда, начинающим резчикам по дереву работать с таким материалом пока рановато: можно не только испортить инструмент, но и сильно пораниться.
Так что для новичков лучше всего подойдет береза. Ее легко можно резать в разных направлениях, да и сверлению эта порода поддается практически без сопротивления. Единственное, спустя какое-то время поделки из березы могут потемнеть. Учитывайте это при задумке изделия.
Если вы планируете резьбу, в которой будет множество прорезей, то лучше всего тут подойдут заготовки из хвойных деревьев. У них мягкая древесина, что значительно облегчит работу начинающему резчику по дереву. Липа и осина – тоже подходящие варианты для пробы сил.
Некоторые начинающие резчики по дереву считают, что техника безопасности им совершенно не нужна. Достаточно делать все осторожно – и все будет в порядке. Осторожность – это хорошо, но конкретные правила тоже знать не помешает, тем более что с израненными пальцами о хобби придется на время забыть. Итак…
1) Проверьте устойчивость рабочего стола. Если он будет хоть немного шататься, это может стать причиной неприятных порезов на руках.
2) Детали при обработке нужно закрепить. Так работать и удобнее, и безопаснее.
3) Рабочее место должно быть правильно освещено. Свет, падающий со спины, - не лучший помощник для начинающего резчика по дереву, так как на ваши руки он практически не попадает.
4) Всякий инструмент нужно время от времени затачивать. Если вы делаете это с помощью электроточила, не забывайте про защитные очки.
5) Некоторые после заточки проводят по режущей кромке ножа (зубила, долота и пр.) пальцем: достаточно ли остро? Если достаточно, то вы рискуете убедиться в этом немедленно, получив глубокий порез. Не безопаснее ли использовать деревянный брусок?
6) Многие начинающие при резке по дереву направляют инструмент в свою сторону или располагают вторую руку по ходу движения ножа. Стоит ли говорить, что это крайне опасно?
7) Рабочий стол всегда должен содержаться в чистоте. Это и удобно, и исключает шанс случайно напороться на какой-либо острый предмет.
8) Особое внимание уделяйте своему электроинструменту. Тут правила те же, что и для всех приборов, работающих от сети. Устройство должно быть исправно, и следите, чтобы не перекручивался шнур.
Важно! На всякий случай всегда держите под рукой аптечку первой помощи.
Начинающие резчики часто забывают о правилах пожарной безопасности. Деревянная стружка – весьма горючий материал и легко может воспламениться от любого нагревательного прибора. Не допускайте контакта между ними.
Человеку, только начинающему осваивать резьбу по дереву, не стоит сразу браться за самые сложные элементы. Нужно привыкнуть к инструменту, хотя бы просто научиться правильно его держать. Важна и теория: какое приспособление за что «отвечает». Спешить не следует. Браться начинающему сразу же за скульптуру – это только трата времени и материала. Сперва лучше попробовать свои силы на элементарных узорах, постепенно переходя к орнаменту из них. В любом случае осваивать все нужно с азов.
Огромный плюс резьбы по дереву в том, что человек, решивший заняться этим делом, вовсе не обязательно должен уметь рисовать. Начинающему резчику для работы будет вполне достаточно шаблонов и трафаретов. Перевести рисунок на заготовку – что может быть проще?
Между прочим, новыми эскизами интересуются не только начинающие и даже любители. Многие мастера не считают зазорным поучиться у совершенно не известных резчиков. Ведь, если повезет, можно встретить оригинальный узор, поражающий своей красотой.
Готовы начать учиться? Тогда сперва озаботьтесь удобным рабочим местом. Устройте его в соответствии с техникой безопасности и не забывайте о приличном освещении. Купите заготовки (желательно из мягкого дерева) в магазине или через интернет.
Теперь выбираете понравившийся рисунок и через кальку переводите его на поверхность дощечки. Чтобы линии узора не стирались от прикосновений, поверх рисунка можно нанести лак.
Все, можно приступать к работе. Начинающим резчикам для тренировки лучше всего подойдут геометрические узоры, самые несложные из них.
Наиболее простые геометрические узоры состоят из квадратов, треугольников и ромбов. Но сперва их нужно правильно нанести на заготовку. Как это сделать начинающему резчику по дереву?
Некоторые начинающие резчики часто экономят время на разметке. Не стоит поступать так же. Чем более выверенной будет разметка, тем симпатичнее получится орнамент.
Сейчас, чтобы получить какой-либо навык, совсем не обязательно записываться в группу по интересам. Широкое распространение получили видеоуроки для начинающих, и найти их можно практически на любую тему. Конечно, от наставника вы сможете получить знаний и умений куда больше, но для того, чтобы определиться с выбором, видеоурока будет вполне достаточно.
Что делать, если вы все же решили освоить резьбу по дереву, а времени на посещение реальных занятий нет? И опять на помощь начинающим приходит интернет. В нем, кроме отдельных мастер-классов по резьбе, можно найти целые видеокурсы для начинающих. Там опытные наставники дают всю нужную информацию об этом искусстве, а также показывают, что и как нужно делать. Следуйте советам опытных мастеров, не спешите переходить от простого к сложному – и все у вас получится!
Геометрическая резьба по дереву для начинающих делится на три фазы.
Нанесите разметку на плоскую поверхность заготовки. Периметр будущего узора разделите на полоски, впишите в них треугольники – равносторонние или равнобедренные. Найдите центр каждого. Он будет располагаться в точке пересечения медиан (медиана – линия, соединяющая вершину треугольника с серединой противоположной стороны).
Начинаем вырезать трехгранные выемки. Поставьте нож (косяк) острием (носком) в центр. Нож стоит строго вертикально, его пятка «смотрит» в любой угол треугольника. Углубляем нож в поверхность, делаем надкол. При правильной технике лезвие касается угла треугольника. Всего нужно будет сделать по три надкола глубиной в 3–4 мм.
После этого острие надо поставить в левый угол основания треугольника, пятка направлена на вас. Наклоняем нож от основания, постепенно углубляя его в поверхность заготовки по направлению левой линии надкола, и подрезаем нижнюю грань. С боковыми поступаем так же. Одна маленькая хитрость. В случае, когда основание треугольника идет вдоль волокон древесины, боковые грани нужно подрезать от основания к вершине. Если основание расположено поперек волокон, поступаем наоборот.
Как избавиться от стружки, застрявшей внутри треугольника? Делается это так. Заготовку держим основанием к себе. Острие ножа углубляем в подрез основания, несильно надавливаем на лезвие большим пальцем, заставляя нож потихоньку скользить и отсекать стружку. Если не получается, можно выколоть ее пяткой лезвия со стороны подреза.
Если центры верхних треугольников соединить с углами и сделать резьбу методом, описанным выше, то получится орнамент под названием «змейка». Две «змейки», соприкасаясь друг с другом основаниями, образуют «розетку».
Вот несколько видеоуроков для начинающих резчиков по дереву, в которых покажут, как правильно создать орнамент из трехгранных выемок:
Потренировались на отдельных элементах? Тогда можно переходить к орнаменту из них.
Цепочка (рис. а) – два ряда трехгранных выемок, в центре каждой – небольшое углубление. Ряды соединены основаниями.
Ромбы (б) – все то же самое, что и на рисунке а, только ряды из выемок соединены вершинами.
Витейки (в) – трехгранные выемки располагаются так же, как на рисунке б, но с небольшим отличием. Ряды относительно друг друга сдвинуты в сторону на величину треугольника.
Змейка (г) – снова два ряда выемок. Но в этом случае они стыкуются между собой по принципу «молнии».
Розетка (д) состоит из двух «змеек», расположенных зеркально по отношению друг к другу.
Соты (е). Для создания узора по центру полоски располагают квадраты, поставленные на угол и разделенные по вертикали. Поверх квадратов – треугольники. Техника резьбы такая же, как и в предыдущих случаях, только углубления делаются в вершине трехгранных выемок.
Звездочки (ж) – разметка узора, как на рисунке е. Углубления по центру треугольников.
Розетка, другой вариант (з). Для этого нужно вырезать две полоски «звездочки» друг рядом с другом.
Несмотря на то что это самый молодой вид резьбы по дереву, сейчас он пользуется огромной популярностью. Придумал эту технику резчик Шамиль Сасыков – и назвал в честь своей супруги, Татьяны. Данный метод резьбы настолько востребован, что в различных городах существуют даже специальные школы, в которых люди овладевают «Татьянкой».
Чем же так хорош этот способ резьбы? Прежде всего он подходит для любых пород дерева. Инструменты, разработанные специально под «Татьянку», с легкостью возьмут хоть мягкую древесину, хоть твердую. Правда, для каждого вида древесины нужна «своя» заточка. Второй секрет «Татьянки» заключается как раз в использовании специальных инструментов. И третий момент, очень важный для начинающих: после освоения «Татьянки» становятся понятны общие принципы резьбы по дереву, что без проблем позволяет работать с другими техниками.
ри использовании «Татьянки» ни в коем случае не стоит торопиться, а всю работу нужно разбить на определенные стадии. В многослойной резьбе все делается шаг за шагом. Проверьте, достаточно ли качественно вырезаны узоры на первом пласту резьбы. Если нет, то второй пласт тоже ляжет неправильно, и ошибки будут только накапливаться. Точно так же действует и обратное правило: если вы сперва сделали верхние составляющие резьбы, то доступ к нижним будет затруднен из-за вероятности повредить уже готовый узор. Поэтому, прежде чем приступать к работе, хорошенько обдумайте порядок своих действий.
Начинающим резчикам будет интересно ознакомиться с видеоуроком по технике «Татьянка»:
Есть несколько ошибок, которые часто встречаются у начинающих резчиков и мешают им совершенствоваться в ремесле.
1) Нельзя использовать для поделок сырую древесину. Она должна быть сухой (не больше 12–13 процентов влажности) и приемлемого качества.
2) Некоторые начинающие, проделывая углубления, слишком сильно давят на инструмент. Так делать не стоит. Лишний материал надо убирать небольшими частями. Конечно, объем удаляемых фрагментов напрямую зависит от величины рисунка.
3) При работе многие не обращают внимания на направление волокон в заготовке. В зависимости от этого нажим на инструмент и величину удаляемых элементов надо варьировать.
4) Начинающие часто не соблюдают последовательность действий. Всю работу нужно разбить на несколько шагов и выполнять их строго один за другим.
5) Излишняя торопливость в стремлениях. Мастерство не приходит к человеку вот так сразу. Для этого нужны терпение и работоспособность. Если вы твердо решили добиться своего и не пожалеете на это труда, то успех к вам обязательно придет.
Представленные уроки резьбы по дереву познакомят начинающих с этим ремеслом, чтобы своими руками вы смогли создавать предметы из природного материала.
Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства, который зародился еще в древности. На Руси резьбу по дереву называли резным делом, а выполняемый в этой технике рисунок ознаменкой, узорчьем, вызорочьем. В этой технике на плоской поверхности мастера выполняли косицы, зубчики, желобки, маковицы, грибки и т.д. Увидеть такие образцы можно в Успенском соборе, посетив царское место.
Развитию резьбы по дереву Россия обязана иноку Амвросию - послушнику Троице-Сергиевской лавры, который на исходе XV века в своих работах объединил русский орнамент с западным и восточным.
В 1660 году мастера украсили царскую столовую немецкой резьбой, которая была фигурной, с готическими мотивами. Так в российской резьбе появились элементы немецкой, в том числе, и новые инструменты, термины.
Типы резьбы условно разделяют на:
Начинающим можно использовать лишь 2 инструмента - хорошо отточенный перочинный ножик и нож-косяк.
После того, как вы узнали много полезного, обзавелись необходимым, давай попробуем вырезать цветок. Для его изготовления необходимо следующее:
Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.
Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.
Налейте льняное масло в емкость, погрузите в него нашу деревянную форму на час. Если вы выполняете большую работу, тогда пропитайте ее маслом при помощи тампона или беличьей кисти и оставьте сохнуть 3–4 дня.
Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.
Для нее возьмите:
В завершение, вам предлагаются 3 сюжета. Из первого вы узнаете подробно про резьбу по дереву, про инструменты для начинающих.
После просмотра второго, вы сможете вырезать ложку с красивой резной ручкой.
Из третьего вы узнаете, как вырезать очаровательную розу из дерева.
Освоить навык резьбы по дереву несложно. Настоящее мастерство приходит как с опытом, так и с приобретением всё более качественного инструмента. Сегодня же мы расскажем о том, с чего необходимо начать и какими базовыми навыками следует овладеть, чтобы всерьёз попробовать себя в качестве резчика.
Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.
В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.
1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги
Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.
1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок
И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.
Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8-12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.
Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.
1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль
Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов . Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.
1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор
Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.
1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик
Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.
Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.
Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.
Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.
Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.
Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.
Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1-1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.
Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5-1 мм, обходите фигуру по контуру.
Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.
Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.
В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:
kayabaparts.ru - Прихожая, кухня, гостиная. Сад. Стулья. Спальня