Пророк иеремия. Иеремия

Иеремия, второй из четырех величайших пророков Библии, родился в местечке Анафофа, расположенном в 4 км от Иерусалима. Отец его был левитом, то есть потомственным священником. В последующем поступить на службу в храме должен был и Иеремия. Однако юноша выбрал для себя другой путь — стал пророком.

Предначертание

Согласно легенде, пророк Иеремия, биография которого вкратце будет представлена ниже, вступил на путь благочестия по велению самого Господа. По легенде, впервые Иегова явился ему в 15 лет. Господь сообщил юноше о том, что выбрал его в пророки еще до его рождения. Сначала Иеремия отказывался от предложения Бога, ссылаясь, в первую очередь, на свое косноязычие. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, я вложил Мои слова в твои уста». После этого юноша принял дар пророка и нес его на протяжении 40 лет своей жизни.

Проповеди и наставления

Первая встреча Господа с Иеремией произошла примерно в 626 году до нашей эры, на тринадцатом году правления праведного царя Иосии. Иерусалим уже тогда был очень большим городом, и в там действовал огромный храм, в котором на праздники собиралось огромное количество исповедующих иудейскую веру.

По всей видимости, именно в этом большом культовом здании, от которого в наши дни ничего не осталось, и проповедовал Иеремия. Пророк (фото горы, на которой когда-то находился можно видеть выше), судя по имеющимся сведениям, возвещал слово Божье также на площадях, во вратах и даже в доме царя. В отличие от разного рода лжепророков, проповедовавших в те времена в Иерусалиме, Иеремия не обнадеживал и не хвалил еврейский народ. Наоборот, он яростно обличал его неправедность и прегрешения. Первосвященников он упрекал в лицемерии, заявляя о том, что, поскольку в их сердцах нет искренней веры в Бога, то и проводимые ими пышные дорогие обряды являются пустой тратой времени. Обличал пророк и толпу, обвиняя ее в идолопоклонстве. В те времена многие евреи занимались тем, что вырезали из дерева и камня фигурки чужих богов и молились им, а также приносили жертвы.

Враждебное отношение соотечественников

Иеремия — пророк, а этот титул в Иудее всегда считался очень высоким. Таких людей обычно слушались и почитали. Однако, несмотря на это, отношение к святому из-за его несговорчивости и строгости в Иерусалиме было не слишком хорошим. Ведь мало кому понравится, что его постоянно в чем-либо обличают и обвиняют в полном безверии. Помимо всего прочего, пророк Иеремия предрекал еще и скорый закат Иерусалима в том случае, если евреи не покаются и не обратятся к богу. Это, конечно же, также вызывало к нему враждебность знати и толпы.

В конце концов от пророка отказалась даже его семья. Однако всю свою жизнь он, по всей видимости, провел не в самом Иерусалиме или где-нибудь еще, а в родном городе — Анафофе. Это местечко, кстати, сохранилось и до наших дней. Ныне оно называется Аната. Сограждане как в Анафофе, так и в Иерусалиме, ненавидели Иеремию и смеялись над ним, спрашивая: «Где Слово Господне? Когда оно придет к нам?».

Праведные правители

Смерть благочестивого царя Иосии стала настоящим ударом для святого, предвидевшего наступление смутных времен. В честь этого события пророк Иеремия, житие которого может быть примером как для верующих иудеев, так и христиан, даже написал особую песнь-плач. И действительно, в последующем страной правил не слишком благочестивый и умный царь. Правда, после Иосии на трон взошел также довольно-таки добрый и богопослушный Иохаз. Однако царствовал он, к сожалению, недолго - всего три месяца. Иохаз был младшим сыном умершего Иосии и взошел на трон в обход своего старшего брата Иоакима. Исторически известно о том, что он порвал отношения с фараоном Египта Нехо Вторым из-за поражения последнего под вавилонским городом Харраном. Разозлившись на это, вероломный правитель вызвал Иохаза в свою ставку в городе Рибле, якобы для переговоров, но пленил его и отправил в Египет, где тот впоследствии и умер.

Об этом царе пророк Иеремия горевал еще больше, чем об Иосии, призывая в очередной своей песне евреев «жалеть не умершего, а того, кто больше никогда не вернется на родную землю».

Грозное пророчество

Подчиниться воле Бога евреям советовали многие Иеремия в этом плане исключением не является. После Иохаза на трон Иудеи взошел ставленник Нехо Второго Иоаким, поклявшийся быть верным вассалом Египта. Царствование этого правителя стало настоящим проклятьем для пророка Иеремии. Вскоре после его восшествия на престол святой пришел в Иерусалим и возвестил о том, что если евреи не покаются и подчинятся воле Бога, повернувшись к молодому, но быстро набирающему силы государству Вавилония, город вскорости будет захвачен чужеземцами, а его жители уведены в плен на 70 лет. Также пророк предрек разрушение главной святыни евреев — Иерусалимского храма. Разумеется, его слова вызвали особенное недовольство лжепророков и священников. Святой был схвачен и представлен на суд народа и знати, которые потребовали его смерти. Однако пророку все же удалось спастись. Помогли ему высокородный друг Ахикам и некоторые другие благорасположенные к нему князья.

Книга пророчеств и царь

Через некоторое время после этих неприятных событий ученик Иеремии Варух собрал все сделанные им пророчества в одну книгу и прочитал их перед народом в притворе Иерусалимского храма. Прослышав об этом, царь Иоаким пожелал самолично ознакомиться с этими записями. После того как он их прочел, на голову пророка обрушился страшный гнев. Очевидцы-царедворцы рассказывали, что правитель самолично отрезал от свитка с записями предсказаний Иеремии куски и сжигал их в огне стоящей перед ним жаровни до тех пор, пока не уничтожил книгу полностью.

После этого жизнь пророка Иеремии стала особенно тяжелой. Ему и его ученику Варуху пришлось скрыться от гнева Иоакима в тайном убежище. Однако здесь святые не теряли времени зря и воссоздали утраченную книгу, прибавив к ней и другие пророчества.

Смысл предсказаний Иеремии

Таким образом, Иеремия — пророк, главной мыслью всех предсказаний которого было то, что евреи должны подчиниться молодому тогда, но быстро набирающему силы государству Вавилония. Святой призывал знать и правителя отвернуться от Египта и не навлекать на Иудею страшных несчастий. Разумеется, ему никто не верил. Многие считали его даже шпионом Вавилонии. Ведь Египет был сильнейшим в те времена государством, и никто даже предположить не мог, что какая-то молодая страна станет причиной бедствий его вассалов. Призывы Иеремии лишь раздражали евреев и настраивали против него самого же.

Падение Иудеи

Уничтожение свитка с неприятными для него предсказаниями неправедному царю Иоакиму, проводившему все свое время в необузданных увеселениях, не помогло. В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише молодой вавилонский правитель Навуходоносор нанес сокрушительное поражение египетским войскам. Иудеи, не прислушавшиеся к словам Иеремии, разумеется, участвовали в этом сражении как вассалы Нехо Второго.

Когда Навуходоносор подошел к стенам Иерусалима, царю Иоакиму пришлось откупаться от него частью храмовых сокровищ и отдать в заложники сыновей многих знатных людей Иудеи. После того как вавилоняне ушли, неправедный правитель продолжил свою беспечную жизнь.

В 601 г. до н. э. Навуходоносор предпринял еще один поход против Египта. Однако Нехо Второму на этот раз удалось дать ему отпор. Царь Иудеи Иоаким воспользовался этим для того, чтобы окончательно порвать с Вавилонией. Оскорбленный Навуходоносор, к тому времени уже подчинивший себе Аммон и Моав, двинулся на Иерусалим. В 598 г. до н. э. город был им взят, его правитель убит, а храм - разрушен. Пророчество Иеремии сбылось. Как он и предсказывал, в плену угнанные в Вавилонию евреи в последующем провели 70 лет.

Иеремия — пророк, который, как уже упоминалось, жил всего в нескольких километрах от стен Иерусалима и многие годы имел возможность любоваться его величественными очертаниями. Картины разрушенного города и храма глубоко поразили его. Всю свою боль и печаль пророк выразил в особом поэтическом тексте. Последний официально включен в Библию и носит название «Плач Иеремии».

Смерть пророка

Что случилось с Иеремией после взятия Навуходоносором Иерусалима, доподлинно не известно. Согласно имеющимся данным, царь Вавилонии великодушно позволил святому остаться на родине. Назначенный им наместник Иудеи Годолия даже благоволил пророку и всячески его защищал. Однако после смерти этого губернатора враги Иеремии насильно увели его в Египет. Считается, что в этой стране разозленные иудеи из мщения умертвили святого, побив его камнями.

Отношение к пророку в других религиях

Христианство оценивает Иеремию как второго из главных пророков Библии и при этом почитает как святого. Примерно такое же отношение существует к нему и в иудаизме. Евреи также считают его вторым по важности великим пророком, но при этом к святым не относят. Пророк Иеремия в исламе особенно не почитается. В Коране он не упомянут. Однако, как и многие другие народы, мусульмане знают о нем и почитают за пророка

Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ

Предсказания Иеремии, таким образом, по большей мере связаны с происходившими во времена его жизни политическими событиями. Однако и нравственной стороне в его проповедях и наставлениях уделено много внимания. Пророк искренне считал, что избежать грядущих несчастий можно, лишь покаявшись и покорившись воле Бога.

Еврейский народ он уподобляет отступнику, который не ведает, что творит. Всех отказавшихся от веры предков иудеев того времени Иеремия сравнивает с вязанкой дров, которая вспыхнет и сгорит от одного только слова Божия.

Еврейскому народу пророк, несмотря ни на что, отводит особую роль богоизбранного. Однако при этом он сравнивает его не только с вязанкой дров, готовых вот-вот загореться, но и с глиняным горшком. Об этом говорит произошедший с пророком знаменательный случай. Однажды он, проходя по улицам Иерусалима, подошел к горшечнику, взял у него один из горшков и разбил его о землю, пророчествуя о скорой гибели Иудеи и сравнивая ее с этим непрочным сосудом.

Предсказания Иеремии сегодня

Таким образом, мы с вами выяснили, о чем проповедовал пророк Иеремия. Прежде всего пророк призывал забыть о гордыне и приблизиться к Богу. В настоящее время он является одним из самых почитаемых святых, в том числе и в христианстве. История его жизни и сделанные им предсказания изложены в «Книге пророка Иеремии», найти и прочитать которую при желании будет несложно.

«Плач Иеремии»

Иеремия — пророк, христианами особенно почитаемый. Его произведение, известное как «Плач Иеремии», как уже упоминалось, является частью Библии. Эта священная книга содержит всего пять песней. В первой, второй и четвертой по 22 стиха, каждый из которых начинается и обозначен буквой еврейского алфавита по порядку. Третья песнь содержит в себе 66 стихов, разбитых на три группы. Стихи в них также начинаются с идущих по порядку букв Пятая песня также состоит из 22 стихов, но в данном случае буквенной нумерацией они не упорядочены.

Иеремия (пророк), годы жизни которого прошли в Анафофе и Иерусалиме, в первой песне «Плача» с огромной скорбью рассказывает об отведении иудеев в Вавилонский плен и гибели Сиона. Во второй пророк анализирует произошедшее, называя случившееся со страной несчастье заслуженной карой Божьей. Третья песнь представляет собой проявление наивысшей скорби святого. Лишь под конец этой части пророк выражает надежду на милость Божью. В четвертой части «Плача» пророк умеряет горечь скорби по погибшему городу осознанием собственной вины перед Господом. В пятой песне святой достигает полного успокоения, принимает случившееся как данность и выражает надежду на лучшее.

Таким образом, вы теперь знаете, кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ и о чем он проповедовал. Этот древний библейский святой жил в смутные тяжелые времена, но, несмотря на это и на горести, постигшие его лично и всю Иудею в целом, остался верным Богу своих предков. А потому может служить примером для всех христиан и иудеев.

И др.) – второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии, ц. иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большей частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе, так как в XI гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа как о мужах, ищущих души пророка . Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм, несомненно, был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия. Впрочем, и помимо сего он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (II, III, IV, V, VI). С раннего утра (XXV, 3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (XX, 8). Собственное его семейство отказалось от него (XII, 6), сограждане преследовали его ненавистью (XI, 21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет (XVII, 15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (ХII, 1, 2); ему казалось, что все сторожат за ним, не споткнется ли он, он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (XX, 10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? (XX, 7). Смерть благочестивого царя Иосии, несомненно, была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенной нежностью и участием. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т. е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей (). С особенной живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607–597 до Р.Х.). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (XXVI, 6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим и окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему, и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. XXVI). В другое время, когда по повелению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (XXXVI, 1–9, Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сжигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (XXXVI, 26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (XXXVI, 32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то, быть может, при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Доме Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалиме, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки ц. вавилонского, который отведет их в Вавилон и поразит мечом (XX). Пророчество исполнилось с поразительной точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждой на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания , иначе переименованный Седекиею (597–586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастью своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменой царю вавилонскому и присоединился к союзу царей моавитского, идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (XXVII, 2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекией в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на вые Иеремии (ХХVIII, 10) и предсказавший падение халдеев в продолжение двух лет (ХХVIII, 3), был обличен Иеремией во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим, и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (XXXVII, 12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: нет ли слова от Господа? ответил: ты будешь предан в руки царя Вавилонского (XXXVII, 17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (XXXVII, 21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный эфиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех . С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремией, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по-прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен, и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастью, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы халдеи не выдали его иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (гл. ХХХVIII, 19). Печальные последствия сказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в сирийский город Риалу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении иудеев в Вавилон, в 586 г. до Р. Х., Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем, он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из Свящ. Писания более ничего не известно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают египтяне. По словам александрийской летописи, над могилой его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицей Еленой. В апокрифической II Мак. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (), и что Иеремия, во время переселения иудеев, приказал и переселяемым взять с собой от огня храма (). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славой, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию или одного из пророков (). Память пр. Иеремии празднуется Прав. 1 мая.

Пророк Иеремия – сын Хелкина, левитского священника. Иеремия, вероятно, родился между 650 и 645 до н. э. в небольшом городке Анафофа, примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима в земле Вениаминовой. Иеремию часто называют плачущим пророком ”. Он почитается как один из великих пророков .

С самого детства пророка у Бога были планы на его будущее.

… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

На 13-м году правления царя Иудейского Иосии (ок. 627 г. до н. э.), Бог призвал Иеремию, когда тот был еще юношей:

Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

Бог запретил Иеремии брать себе жену. Иеремия должен был всецело посвятить себя служению Богу:

…не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем.

Жизнь и времена Иеремии

Иеремия был одним из Божьих пророков во времена правления пяти царей иудейских (Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии). Иеремия стал свидетелем разрушения Иерусалима Вавилонянами в 586 г. до н. э.

Его пророческое служение длилось более 40 лет, в течение которых он создал и , которые вошли в Библию. Современниками Иеремии были пророки Софония, Наум, Аввакум, Даниил и Иезекииль.

Иеремия был представителем поколения, которое жило в окружении как языческих, так и ветхозаветных святынь. В начале пророческого служения Иеремии иудейскому царю Иосии было около 21 года. Иосия проводил серьезные реформы в целях возвращения Иудеи к Богу и к чистоте религиозных обрядов:

… будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (Вторая Книга Паралипоменон, глава 34).

Бог призвал Иеремию на пророческое служение приблизительно через год после религиозных реформ царя Иосии. Стоит сказать, что до Иосии правил нечестивый царь Манассия, который возобновил практику детского жертвоприношения, которая все еще продолжалась во времена Иеремии. (Упоминания об этом можно найти в Книге пророка Иеремии — главы 7, 19 и 32).

Задачей служения Иеремии было выявить греховность и рассказать о тяжких последствиях ее игнорирования. Иеремия надеялся на полное духовное возрождение Иудеи, однако вскоре произошла трагедия – праведный царь Иосия внезапно умер в возрасте 39 лет. Весь народ оплакивал его смерть, исключением не стал и пророк Иеремия.

Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих. (Вторая книга Паралипоменон, глава 35)

В конечном счете оказалось, что реформ Иосии было недостаточно, чтобы очистить Иудею от языческих обрядов, введенных нечестивым Манассием. Божий народ нарушил свой завет с Богом. Они оставили Бога и повсеместно поклонялись ложным богам.

Через пророка Иеремию Бог предупредил народ Свой о предстоящей гибели Иерусалима от захватчиков с севера.

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. (Книга пророка Иеремии, глава 1)

Иеремия изобличал грехи людей, в том числе гордость и неблагодарность по отношению к Божьей милости. Он также выступал против идолопоклонства, прелюбодеяния, угнетения иноземцев, вдов и сирот, лжи и клеветы, нарушения субботы и пр.

Иеремия предупреждал, что последствия греха будут страшными: народ столкнется с голодом, затем придут захватчики и народ будет взят в плен.

Иеремия стал свидетелем исполнения Божьего предупреждения. Он видел стихийные бедствия и разрушение Иерусалима. Вавилонский царь Иоаким неоднократно нападал на города Иудеи. Вскоре Иерусалим был разрушен. Иеремия жил в Иерусалиме в эти страшные годы. Он стал свидетелем блокады и уничтожения города вавилонянами под предводительством Навуходоносора.

Преследования Иеремии.

Когда царь Иосия умер, Иеремия как пророк Божий испытал трудности. Его проповеди привели к тому, что он стал получать угрозы. Жизнь его в родном городе была опасной. В родном городе Анафофе недовольные пророческой деятельностью Иеремии жрецы языческого храма сговорились убить его. Даже родственники Иеремии участвовали в этом заговоре. Однако, Господь раскрыл заговор, чтобы Иеремия остался жив и продолжил свою деятельность. Иеремии пришлось покинуть родной город и уехать в Иерусалим.

Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. (Книга пророка Иеремии, глава 12)

Его преследовали и в Иерусалиме. Священник по имени Пасхор преследовал пророка и посадил его в колодки у верхних Вениаминовых ворот. Иеремия стал всеобщим посмешищем и предметом всеобщего глумления.

Вскоре по приказу царя Иеремию снова наказали за его пророчества о катастрофах, с которыми столкнется народ Израиля. Иеремию поймали и опустили на веревках в яму с грязью. От смерти Иеремию спас Авдемелех Ефиоплянин, один из рабов-евнухов, который уговорил царя отпустить Иеремию.

После этого случая пророк Иеремия не перестал нести слово Божье, хотя и пытался остановиться. Однако слова Божия полыхали как огонь в его сердце, и он не мог удержать их.

Бог сказал Иеремии, что даст ему силы, чтобы вынести все гонения.

И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. (Книга пророка Иеремии, глава 15)

Иеремия и лжепророки.

В то время как Иеремия пророчествовал о грядущих катастрофах и Божьем суде, другие пророки говорили о мире и процветании. Иеремия выступал против таких лжепророков.

Согласно книге Иеремии, в период правления царя Седекии Господь повелел Иеремии рассказать народу о грядущих завоеваниях вавилонян. Пророк Анания наиболее резко критиковал упаднические послания Иеремии.

Послание Бога через Иеремию

Через своего пророка Бог сообщал людям, что они должны вернуться к Богу. Также Бог говорил о надвигающемся суде над Иудою и о будущем мессианском царстве.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. ((Книга пророка Иеремии, глава 23)

Также через пророчества Иеремии Господь говорит, что будет защищать евреев время их пребывания в Вавилоне, а также обещает возвращение в Иудею после 70 лет плена.

возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале (Книга пророка Иеремии, глава 33)

Иеремия дает надежду всему народу Божьему. Он обещает, что

  • Бог вернет остаток в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и храм,
  • Потомок Давида будет служить Богу и направлять свой народ-отсылка к пришествию Иисуса Христа,
  • Будет воссоединение Северного и Южного царства и единый народ будет жить в Царстве Бога,
  • Бог исцелит духовные раны своего народа и восстановит свой Завет с ними.

Жизнь и пророчества Иеремии говорят нам о том, что Бог милостив и долготерпелив в борьбе с грехами и невежеством людей, но Он не будет терпеть их грехи вечно. Господь говорил через пророков с народом Израиля, призывая людей обратить свои сердца к Богу.

Иеремия с сочувствием относился к Северному царству, а также высказывал большое уважение к пророку Осии.

Следует сказать, что во время Вавилонского плена, вавилоняне оказали большое почтение пророку и разрешили ему самому выбрать место жительства.

Пророк Иеремия почитается в иудаизме, христианстве и исламе.

В иудейской раввинской литературе Иеремия часто упоминается в сравнении с Моисеем. В их судьбах находят много общего. Например:

  • Моисей и Иеремия пророчествовали в течение 40 лет,
  • Родственники обоих пророков отвернулись от них,
  • Моисей был брошен в воду, а Иеремия в яму с грязью;
  • И Моисей, и Иеремия были спасен рабами.

Иеремия также почитается пророком в Исламе. Хотя он и не упоминается в Коране, однако в исламской религиозной литературе можно найти множество упоминаний о нем, а также о разрушении Иерусалима.

И др. ) - второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах , ищущих души пророка . Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната , находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пр. Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С раннего утра (Иер.25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет ! (Иер.17:15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание ? (Иер.20:7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной , говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (2Пар.35:25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем , восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т.е. об Иохазе, иначе Саллуме ), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей " (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (Вар. 36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (Вар. 36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (Вар. 36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания , иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех . С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической 2Мак. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2Мак. 2:1,8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2Мак. 1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (2Мак. 2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе , давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2Мак. 15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию , или одного из пророков (Мат.16:14). Память пр. Иеремии празднуется прав. Церковью 1-го мая.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Иеремия пророк" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иеремия (значения) … Википедия

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13 му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иеремия пророк - второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии … Православная энциклопедия

Свя-той про-рок Иере-мия, один из че-ты-рех ве-ли-ких вет-хо-за-вет-ных про-ро-ков, сын свя-щен-ни-ка Хел-кии из го-ро-да Ана-фо-фа близ Иеру-са-ли-ма, жил за 600 лет до Рож-де-ства Хри-сто-ва при из-ра-иль-ском ца-ре Иосии и че-ты-рех его пре-ем-ни-ках. К про-ро-че-ско-му слу-же-нию был при-зван на 15 го-ду сво-ей жиз-ни, ко-гда Гос-подь от-крыл ему, что преж-де рож-де-ния Он опре-де-лил его быть про-ро-ком. Иере-мия от-ка-зы-вал-ся, ука-зы-вая на свою мо-ло-дость и неуме-ние го-во-рить, но Гос-подь обе-щал все-гда быть с ним и охра-нять его. Он кос-нул-ся уст из-бран-ни-ка и ска-зал: "Вот Я вла-гаю сло-ва Мои в уста твои, по-ру-чаю те-бе с се-го дня судь-бу на-ро-дов и царств. По тво-е-му про-ро-че-ско-му сло-ву они бу-дут па-дать и вос-ста-вать" (). С то-го вре-ме-ни два-дцать три го-да про-ро-че-ство-вал Иере-мия, об-ли-чая иуде-ев за от-ступ-ле-ние от Ис-тин-но-го Бо-га и по-кло-не-ние идо-лам, пред-ре-кая им бед-ствия и опу-сто-ши-тель-ную вой-ну. Он оста-нав-ли-вал-ся в во-ро-тах го-ро-да, у вхо-да в храм, всю-ду, где со-би-рал-ся на-род, и уве-ще-вал с угро-за-ми и неред-ко со сле-за-ми. Но лю-ди от-ве-ча-ли ему на-смеш-ка-ми, ру-га-тель-ства-ми и да-же по-ку-ша-лись его убить.

Изо-бра-жая пред-сто-я-щее иуде-ям раб-ство ца-рю ва-ви-лон-ско-му, Иере-мия по по-ве-ле-нию Бо-жию на-дел на свою шею сна-ча-ла де-ре-вян-ное, а по-том же-лез-ное яр-мо и так хо-дил сре-ди на-ро-да. Гне-ва-ясь на гроз-ные пред-ска-за-ния про-ро-ка, ста-рей-ши-ны иудей-ские бро-си-ли про-ро-ка Иере-мию в тем-нич-ный ров, на-пол-нен-ный зло-вон-ной ти-ной, где он ед-ва не умер. По пред-ста-тель-ству бо-го-бо-яз-нен-но-го ца-ре-двор-ца Ав-де-ме-ле-ха про-рок был из-вле-чен изо рва и не пе-ре-ста-вал про-ро-че-ство-вать, за что был по-са-жен в тем-ни-цу. При ца-ре иудей-ском Се-де-кии про-ро-че-ство его сбы-лось: при-шел На-ву-хо-до-но-сор, из-бил на-род, оста-ток увел в плен, а Иеру-са-лим раз-гра-бил и раз-ру-шил. На-ву-хо-до-но-сор осво-бо-дил про-ро-ка из тем-ни-цы и поз-во-лил ему жить, где по-же-ла-ет. Про-рок же остал-ся на раз-ва-ли-нах Иеру-са-ли-ма и опла-ки-вал бед-ствия сво-е-го оте-че-ства. По пре-да-нию, про-рок Иере-мия взял ков-чег За-ве-та со скри-жа-ля-ми и скрыл его в од-ной из пе-щер го-ры На-ваф, так что иудеи бо-лее не мог-ли его най-ти (). Впо-след-ствии был сде-лан но-вый Ков-чег За-ве-та, но он уже не имел сла-вы пер-во-го.

Сре-ди остав-ших-ся в сво-ем оте-че-стве иуде-ев вско-ре воз-ник-ли меж-до-усоб-ные столк-но-ве-ния: на-мест-ник На-ву-хо-до-но-со-ра Го-до-лия был убит, и иудеи, бо-ясь гне-ва ва-ви-лон-ско-го, ре-ши-ли бе-жать в Еги-пет. Про-рок Иере-мия от-кло-нял их от это-го на-ме-ре-ния, пред-ска-зы-вая, что ка-ра, ко-то-рой они бо-ят-ся, на-стигнет их и в Егип-те. Но иудеи не по-слу-ша-лись про-ро-ка и, взяв его на-силь-но с со-бой, ушли в Еги-пет и по-се-ли-лись в го-ро-де Таф-ни-се. Там про-рок жил че-ты-ре го-да и был по-чи-та-ем егип-тя-на-ми, так как умерт-вил сво-ею мо-лит-вою кро-ко-ди-лов и про-чих га-дов, на-пол-няв-ших те ме-ста. Ко-гда же он стал пред-ска-зы-вать, что царь ва-ви-лон-ский опу-сто-шит зем-лю еги-пет-скую и уни-что-жит по-се-лив-ших-ся в ней иуде-ев, то иудеи уби-ли про-ро-ка Иере-мию. В том же го-ду пред-ска-за-ние свя-то-го ис-пол-ни-лось. Су-ще-ству-ет пре-да-ние, что через 250 лет Алек-сандр Ма-ке-дон-ский пе-ре-нес мо-щи свя-то-го про-ро-ка Иере-мии в го-род Алек-сан-дрию.

Про-рок Иере-мия на-пи-сал кни-гу "Про-ро-честв", кни-гу "Плач" о раз-ру-ше-нии Иеру-са-ли-ма и По-сла-ние. О вре-ме-нах, ко-гда он жил и про-ро-че-ство-вал, го-во-рит-ся в 4-й Кни-ге Царств (23, 24, 25), во 2-й Кни-ге Па-ра-ли-по-ме-нон () и во 2-й Кни-ге Мак-ка-ве-ев (). В Еван-ге-лии от Мат-фея ука-за-но, что пре-да-тель-ство Иуды пред-ска-за-но про-ро-ком Иере-ми-ей: "И взя-ли трид-цать среб-рен-и-ков, це-ну Оце-нен-но-го, Ко-то-ро-го оце-ни-ли сы-ны Из-ра-и-ля, и да-ли их за зем-лю гор-шеч-ни-ка, как ска-зал мне Гос-подь" ().

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Что еще почитать