Пророк даниэль. Существовал ил на самом деле пророк Даниил? Пророк даниил биография для детей коротко

Пророк Даниил и его книга.

Житие.

Святой пророк Даниил – четвертый великий пророк, потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода). Имя «Даниил» в переводе означает «Бог мой судья».
В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 – 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (1:4).

Историческая справка.

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Как делал Навуходоносор. Например, глава 3 книги пророка Даниила: «начальник евнухов» (являющийся главным должностным лицом страны) по повелению царя отбирает лучших представителей иудейской молодежи, чтобы доверить им ответственные должности в администрации, а значит у власти. Это должны были быть «отроки, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом, и понятливые для всякой науки…» (1:4). Далее царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому им «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…»(1:5).

Здесь стоит упомянуть один из первых подвигов пророка Даниила и его славных друзей. Они отказались принимать эту пищу (1:8), поскольку любая трапеза вавилонского царя начиналась с акта языческого богослужения, и кто принимал такую еду, становился участником языческого ритуала. Юноши «просили начальника евнухов десять дней давать им в пищу овощи и воду для питья… по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (1:12-16).

«По истечении трех лет перевоспитания юноши должны были предстать пред царя» (1:5) для испытания. Что на выходе хотел увидеть царь? Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного.

Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. Например, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Т.о. имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Даниил и его трое друзей успешно окончили курс обучения, преуспели так, что «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (1:19-20). Т.е. пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (6:28).

Пророк Даниил, кроме своей мудрости и праведности, имел от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (1:17), чем особо прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона и при дворе Дария и Кира.

О деятельности в течение семи лет царствования преемников Навуходоносора (Евиль – Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха – Набонид – сделал своего сына Валтасара своим соправителем.

После убийства Валтасара к власти пришел Дарий Мидянин, которому на тот момент было уже 62 года. Он вверил управление империей 120-ти сатрапам, каждый из которых отвечал за отдельную область. Сатрапы были подотчетны трем князьям, «чтобы царю не было обременения» (6:2). Князья в свою очередь давали отчет царю. Даниил превосходил всех князей и сатрапов, поэтому царь хотел поставить его над всем царством (6:3). Для этого надо было бы изменить иерархию, чтобы один из князей стоял во главе других. Царь остановил свой выбор именно на пророке Данииле, потому что он был известен своей честностью, а значит, ему можно было доверить казну. «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила…»(6:4). В результате их происков, пророк был брошен в ров со львами, но Бог спас его. Еще много скорбей претерпел пророк Даниил, поскольку не отказался от веры отцов и от совести: не поклонялся идолам, не боялся открыто обличать царей (5:25-28) и т.д.

Нелишне заметить, что Дарий Мидянин упоминается только у пророка Даниила, поэтому есть предположение, что это Кир (имя «Дарий» означает «обладатель сокровищ») [иер. Геннадий Егоров].

О последнем периоде жизни пророка Даниила сведений практически не сохранилось. Всего пророческое служение его длилось почти 70 лет, начавшись около 600 года до Р.Х., оно закончилось около 533 года. Скончался он предположительно в возрасте 90 лет, в Сузах, где и был похоронен.

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Единство книги.

Книги пророка Даниила написана на двух языках (подобно книгам Ездры и Неемии), сродных друг другу: на еврейском (главы 1; 2:1-4; 8-12) и на арамейском (2:4-7:28). Пророк свободно владел обоими языками. Но это не объясняет двуязычия книги. Скажем, Ездра использовал в своей книге арамейский для написания иноземных царских указов (1 Езд.4:11-22; 5:6-17). Даниил передает арамейским наречием речь халдейских магов и Навуходоносора к ним (2:4-11). Возможно, пророк пользовался арамейским языком для передачи содержания, имеющего значение для вавилонских подданных (описание исторических событий в Вавилоне; вавилонских указов, писанных, вероятно, на арамейском – гл.4; 6:25-27; государственных событий), потому что арамейский был общеупотребительным языком, который понимали все. Глава 7 написана на арамейском, поскольку главный предмет ее — всемирный суд – это послание для всех, не только для евреев.

Главы 1 и 8-12 были написаны на еврейском языке, потому что имели особое значение только для евреев, повествуя о жизни пророка Даниила, его видениях о языческих народах (гл.8, 10-11); пророчество о седьминах (гл.9) и будущем Воскресении (гл.12).

Некоторые пророчества Бог повелел совсем скрыть (8:26) и запечатать (12:4), т.к. они предназначались не для современников, а тем более были не нужны тем вавилонянам, которые жили в эпоху плена.
Учитывая приведенные данные, можно опровергнуть точку зрения тех исследователей, которые утверждают, что использование двух языков свидетельствует о написании книги разными авторами. К тому же еврейская и арамейская части связаны между собой по содержанию, зачастую продолжают друг друга (например, 2:4-6 не отделишь от еврейского отрывка 1:1-2:3). Еврейский и арамейский отделы связаны одними и теми же мыслями, образами и выражениями:

Мысль о быстрой смене языческих мировых царств проходит через арамейские главы 2 и 7 и еврейские 8 и 11;

Мысль о гибели языческой силы перед наступлением Царства Божия есть во 2 и 7 главах и в 8 и 11;

Самообоготворение языческих царей сходно описано в 3, 4 и 7 арамейских и 11 еврейской главах;

Есть даже дословные совпадения: 7:25 = 8:25; 7:25 = 12:7; 7:7 = 8:20-22.

Подлинность книги пророка Даниила.

Еретик – неоплатоник Порфирий был первым, кто выдвинул версию написания книги пророка Даниила при Антиохе Епифане. Его поддержали Спиноза (отвергший подлинность 1-7 глав), Ньютон и др.

Это мнение опровергли Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский, блж. Иероним.

1)Ясность пророчеств о событиях времен Антиоха (гл.7 и 11) заставила многих исследователей считать, что писатель книги Даниила был современником Антиоха. Этот довод для верующего богослова даже не заслуживает разбора (считает профессор П.А. Юнгеров). К тому же нигде в тексте не упоминается имя Антиоха;

2)Сирах в главе 49 молчит о Данииле. Но зато есть более раннее и убедительное свидетельство о Данииле у пророка Иезекииля (14:16-20; 28:3);

3)Употребление греческих слов, особенно в названии музыкальных инструментов (симфония, самвика, псалтирь в 3:7-11). Это ничего не доказывает, поскольку в эпоху плена и развития греческой торговли могло быть распространение греческого языка. Например, пророк Иезекииль его использует (27:3), но даже самые строгие критики считают книгу Иезекииля подлинным писанием эпохи плена;

4)Арамейский язык Даниила, считают некоторые ученые, это следы более поздней эпохи, чем время Даниила и он не сходен с языком периода плена. Якобы арамейский язык Даниила – это палестинский или западно-арамейский язык, на котором не могли говорить в Вавилоне (например, речь мудрецов в 2:4), значит, мы имеем дело с позднейшим сочинением. Часто данная группа исследователей строит свою аргументацию на отличие языка Даниила и Иезекииля, основываясь на одном только слове: Иез. 16:7 и Дан.11:12. Но Дан.11:12 есть и в 1 Езд.2:64,69; Неем.7:66, 71; Пс.68:18;

5)Персидские слова в повествованиях о вавилонских событиях (3:2-3 – «сатрапы и законоведцы», шальвары – 3:21 и др.). Но книга писалась в эпоху персидского господства уже в конце жизни пророка Даниила, поэтому он мог употребить термины более современные и понятные.
Т.о. «характер языка Даниила не дает ясных выводов о времени ее происхождения, так как частности его и элементы (персидские, греческие, арамейские) можно истолковать по-разному» (Давидсон и Берман);

6)Даниил пишет о «позднейших верованиях в ангельский мир (7:10; 8:13; 9:21) в значение постов и милостыни (4:24; 9:3) в воскресение мертвых (12:3), в священные книги (9:2). Но с т.з. православного богословия этот аргумент не серьезен, поскольку такие верования имеют ранний, а не поздний генезис (П.А.Юнгеров);

7)Все критики данного направления утверждают, что книга написана в эпоху Антиоха Епифана (около 167-164 гг. до Р.Х.), основываясь на Дан.8:23-25; 11:31. Но это не центральное и не единственное пророчество книги. Почему тогда не датировать ее по 9:25-27 – т.е. по дате окончательного разрушения Храма и Иерусалима? Почему, если книга написана при Антиохе, писатель 1 Мак., живший в эпоху Антиоха, счел книгу Даниила пророчеством об этом времени (1 Мак.1:39-54; 2:49-62 = Дан.9:27; 11:31-32). И почему писатель книги Даниила умолчал о Маккавеях и их борьбе с Антиохом.

1)Библейские доказательства того, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане: Иез.14:14-20; 28:31 (ср. Дан.1:19-20);

2)1 Мак.2:59-60 = Дан. гл.3,6. 1 Мак.1:54 свидетельствует, что писатель книги Маккавеев видел при Антиохе исполнение пророчества Дан.9:27, 11:31 (1 Мак.2:49, 63 = Даню8:25-26; 1 Мак.1:39 = Дан.8:11);

3)Иисус Христос утверждает подлинность и достоверность книги и ее богодухновенность (Мф.24:15-16). Его слова доказывают, что был такой пророк, что подлинно его пророчество о седьминах(9:25-27), что он записал и передал то, что открыл ему Бог (например, через архангела Гавриила – 9:21-27).

Спаситель разъясняет исполнение еще пророчества 7:13-14 (Мф.24:30). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын Человеческий» (7:3) и Иисус Христос часто усвоял его Себе (Мк.14:62; Мф.8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророческий характер книги Даниила и его служения (П.А.Юнгеров);

4)Иосиф Флавий подтверждает подлинность книги: он изложил речь Даниила к Навуходоносору о сне и о четырех царствах (Дан. гл.2). Также стоит привести его слова: «Если кто желает узнать и о неизвестном, то пусть прочитает книгу Даниила, а найдет ее между священными писаниями» (Древн.10,10)… Мы удостоверяемся, что Даниил беседовал с Богом и оставил сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн.10,7)
Кроме того, осквернение Антиохом жертвенника Иерусалимского храма Флавий считал точным исполнением Даниила 11:31, «произнесенного за 408 лет» (Древн.7,5; 10,12).

Также знаменитый историк свидетельствует, что при осаде Иерусалима Александром Македонским последнему показали пророчество Даниила о нем, и это смягчило участь жителей, а сам Македонский как будто даже принес жертву в Храме;

5)Святые отцы всегда единогласно выступали за подлинность книги;

6)В самой книге есть свидетельства в пользу авторства пророка Даниила:

Пророк часто пишет от первого лица (6:9-13; 7:1-2; 8:26; 12:4);

Точность исторических данных: например, о политическом управлении персидского царства – мидяне упоминаются до персов (6:8,12,15) – как и было до Кира, а после него было наоборот, мидяне подчинились персам. Также писатель книги обнаруживает знакомство с придворными обычаями вавилонского двора, как то перемена имен друзей (1:7) подтверждается переменой имен еврейских царей, подчиняющихся Навуходоносору (4 Цар.24:17);

7)Свидетельство внебиблейских памятников:

Древние историки Геродот, Ксенофонт и др.;

Клинообразные письмена;

Ле-Норман: «Книга Даниила с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так написать»;

Г.Песоцкий приводит примеры, подтверждающие, что Даниил жил при Навуходоносоре, приводя в доказательство следующие факты:

Воспитание пленных юношей при царском дворе и придворных школах было обычным явлением в ассиро-вавилонском царстве (гл.1);

Наказание в раскаленной печи (3:8), принятое в Вавилоне, упоминается также в Иез.16:10; 23:47; Иер.29:29. Это была обычная халдейская казнь;

Бросание ко львам (6:8,13) тоже было принято у персов;

Упоминание халдейских мудрецов и их классов (гл.2 и 4) засвидетельствовано всей древней историей;
-поле Деир (гл.3) найдено Оппертом и описано согласно с книгой Даниила;

Правительственные чиновники и их классы (3:3) соответствуют истории и терминологии вавилонских памятников;

Пиршество и пьянство Валтасара соответствует подобным картинам у Ксенофонта, Курция и в книге Есфирь (1:1-5);

Описание вавилонского дворца подтверждается вавилонскими памятниками;

Болезнь Навуходоносора (гл.4) имеет указание о временном устранении Навуходоносора от правления.

Каноническое достоинство.

Ветхозаветные и новозаветные цитаты (Иез.14:14-20, 28:3; 1 Мак.1:54,2:59-60; Мы.24:15-16) утверждают каноничность книги пророка Даниила;

Иисус Христос называет Себя «Сын Человеческий» (Мф.10:23,16:27028,19:28,24:30,25:31 и др.), а именно у Даниила это наименование употреблено в ясно мессианском смысле (гл.7);

Сходство образов в учении о Сыне Человеческом у Даниила и Спасителя:

— Дан.7:13 = Мф.24:30,25:31-32, Лк.21:27,Ин.3:13;

Дан.7:10,14 = Мф.25:31, Лк.22:69;

Дан.7:13-14 = Мк.14:61-62 – как будто Христос говорит: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (П.А.Юнгеров). В этом же отрывке книги пророка содержится объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына Человеческого (Деян.7:56);

Свидетельства апостола Павла: Евр. 11:33-34 = Дан. гл.3 и гл.6; 2 Сол.2:4 = черты Дан.11:36-39;

В Апокалипсисе много образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила:

Апок. 13:1 = Дан.7:3;

Апок.11:7,15 = Дан.7:7,27;

Апок.5:11 = Дан.7:10;

Апок.20:4,11 = Дан.7:9;

Апок.14:4 = Дан.7:13;

Апок.17:12 = Дан.7:20-21;

Святые отцы всегда были за каноничность и богодухновенность книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она стоит в числе пророческих писаний;

Иудейский канон признает богодухновенность книги, в чем убеждает нас Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», книги 10 и 11. Но еврейский канон ставит книгу пророка Даниила не в отдел пророков, а в отдел писаний. Среди причин называют и то, что якобы пророк Даниил не говорил с Богом лично, а только через посредников Его, Ангелов; а также, возможно, из-за учительного характера книги.

Блж. Феодорит дает свой комментарий: «Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, притом опытом дознав истинность пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестным делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя».

Толкования.

-отеческий период:

Толкование Оригена (не сохранилось);

Ипполит толковал книгу пророка Даниила в христианско-богословском смысле;

Евсевий Кесарийский написал толкование на избранные места книги, например, на пророчество о седьминах;

Прп. Ефрем Сирин оставил краткое буквальное толкование;

Свт. Иоанн Златоуст – отрывочное толкование на всю книгу и более подробное – о четырех царствах;

Свт. Кирилл Александрийский исследовал всю книгу, но мало чего из его труда сохранилось;

Блж. Феодорит – мы располагаем его трудом в полном объеме;

Блж. Иероним написал краткое толкование на всю книгу;

— новое время:

Протестантские и католические труды;

Русское богословие: — архим. Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и священной книги. 1864;

— И. Смирнов. Святой пророк Даниил и его книга. 1873;

— Разумовский. Святой пророк Даниил. 1891;

— Г.Песоцкий. Святой пророк Даниил. 1897;

— Рождественский. Откровение Даниила о семидесяти седьминах. 1896;

— Соловейчик. О значении слов: мене, текел, фарес. 1904;

— И. Евсеев. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. 1905.

Переводы.

Сохранились и еврейский масоретский, и греческий переводы. Причем греческий перевод принят Церковью в редакции не Семидесяти, а Феодотиона (вошел во всеобщее употребление с конца IV – начала V вв., хотя был известен и ранее). По этому переводу читали книгу пророка Даниила Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Ерм, Климент Римский. С него же делали переводы на древнелатинский, коптский, арабский, славянский.
Книга пророка Даниила в редакции Семидесяти не воспроизводит еврейско-арамейский оригинал, изобилует изменениями фраз, выражений, опущениями и сокращениями в одних местах и расширениями текста в других. Ближе всего в подлиннику и Семидесяти главы 1-3 и 7-12, а главы 8-12 переведены хуже всего, как будто переводчик не понял оригинал, а также не владел историческими знаниями.

«Церкви Господа Спасителя не читают книгу пророка Даниила по переводу Семидесяти, пользуясь переводом Феодотиона, а почему – я не знаю» (блж. Иероним).

Книга пророка Даниила.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений.
Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (2:19,4:11,7:1);

Сны и символы разъяснял ему Ангел (7:16-8:15);

Через Ангела иногда он получал символические откровения (9:24,10:11);

Апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);

Грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

Состав книги.

1)Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2)Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».
Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Навуходоносор лишен престола за гордость и остался царем за возвеличивание Бога (гл.2,3,4). Но его исповедание Бога не имело результатов для его подданных, которые остались язычниками.
Валтасар знал, что все от Бога (5:18-22), но превознесся, осквернил священные сосуды (5:1-4), за что постигла его смерть.

Вавилонская империя гибнет тогда, когда ее цари забывают Бога истинного.

Власть переходит к Дарию Мидянину, который считал Бога евреев истинным владыкой вселенной, уважал в Данииле служителя Божия, но не имел смелости всенародно исповедовать свою веру и защитить Даниила, в результате он позволил бросить пророка на съедение львам, хотя это было против его воли (6:16-18). Столь нерешительный и нетвердый в вере человек не был достоин властвовать над миром.
Так на примере жизни языческих царей разъясняется неспособность язычников быть правителями мира.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге»(12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление»(12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (12:2-3).

Глава 1 – историческая: около 605 года до Р.Х. в 3-й год царствования Иоакима, царя иудейского (которого фараон Нехао посадил в Иерусалиме на престол) взяты заложники в Вавилон из богатых и знатных домов, красивые, без телесных недостатков – для службы при дворе. Далее описывается судьба четырех отроков, среди которых Даниил, которые сохранили веру в истинного Бога, достигли мудрости (1:17), сдали царю «экзамен» (1:18-19) и получили высокие должности при дворе. Всего время служения пророка Даниила, судя по хронологии книги, — около 70 лет (при последних царях вавилонских до Валтасара и при первых царях Персидской династии). Одна из последних приведенных в книге дат – 3-й год Кира (10:1), персидского царя, это был 3-й год после захвата Вавилонa. Причиной столь стабильного положения пророка Даниила при дворе, которое не пошатнули никакие перемены власти, была его полная нравственная безукоризненность и великая мудрость от Бога, в таких людях нуждался любой властитель.

Глава 2 – сон Навуходоносора. Приснился вавилонскому царю сон, от которого «тревожился дух его»(2:3), но он даже забыл, что именно видел. Он потребовал от халдейских мудрецов «сказать, что ему приснилось и значение сна, иначе в куски будете изрублены…»(2:5). Искали тогда и Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их»(2:13), но Даниил упросил царя дать ему время» (ст.16). И просили он и товарищи его милости у Бога… и открыта была тайна Даниилу в ночном видении» (ст.19).

И пришел Даниил к Навуходоносору, чтобы истолковать ему сон, говоря, что «Бог открыл царю тайну сию» (ст.28). «Тебе, царь, было видение: …истукан с головой из чистого золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами медными, голенями из железа и ногами частью глиняными, частью железными» (ст.31-33).

Четыре части истукана пророк Даниил уподобил четырем сменяющим друг друга царствам. Принято считать, что золотая голова символизировала Вавилон, серебряная грудь – Мидо-Персидскую империю, медное чрево – империя Александра Македонского, а железные голени на ненадежной глиняной основе – Римское (или Сирийское) государство. Эти царства будут все менее роскошные, но более крепкие и сильные (иер. Геннадий Егоров). Но продлится это не вечно. Однажды истукан будет сокрушен отторгнутым от горы не руками камнем (ст.45). И падет истукан, а на его месте «Бог небесный воздвигнет вечное царство» (2:44). Камень и гора понимаются в библейской экзегетике как Рождество Христово от Пречистой Девы (Мф.21:42-44).

Глава 3 – Навуходоносор сделал золотого истукана (возможно статую себя самого) и собрал вельмож поклониться ему. Три друга Даниила отказались (3:17-33). В этой главе есть протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но есть в греческом. Она содержит молитву Азарии и песнь трех отроков, причем в греческой Библии она находится не в 3-й главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста, несмотря на их неканоничность, употребляются в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене:

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки»

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

Глава 4 – сон Навуходоносора, его болезнь, обращение ко Всевышнему и дарование исцеления.

Глава 5 – Пир Валтасара. В то время, когда персы уже подходили к Вавилону, Валтасар устроил «большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (5:1). Причем царь «приказал принести сосуды, которые отец его, Навуходоносор, вынес из храма Иерусалимского…и пили из них царь и вельможи, жены и наложницы его»(5:2-3). Этим, очевидно, Валтасар хотел доказать себе и всем мощь Вавилонской державы.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…» (5:5). Начертано было: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН (ст.25). И опять зовут Даниила объяснить, что бы это значило, поскольку «не могли мудрецы и обаятели прочитать значение слов» (ст.15). Пророк Даниил говорит царю, что за «несмирение сердца и вознесение против Господа небес, за то, что пили вино из сосудов дома Его, послана от Него кисть руки и начертано: исчислил Бог царство твое и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень легким, разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (ст.22-28). «В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ст.30).

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Глава 6 – последний исторический эпизод, события времен Дария и Персидской державы. Пророк Даниил тогда был одним из трех князей, управляющих сатрапами, т.е. занимал максимально высокую должность.
За «высокий дух, которым Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, царь помышлял уже поставить его над всем царством» (ст.2-3). Это возбудило зависть среди остальных чиновников (ст.4) и они сплели хитрую интригу, в результате которой пророк оказался во рву со львами (ст.5-17). Но «Бог послал Ангела Своего и заградил пасть львам…» (ст.22). А завистников пророка постигла участь, которую они уготовили праведнику (ст.24).

Глава 7 – видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли. По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (ст.8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию.

-«святые Всевышнего» (ст.18) – Маккавеи их потомки
-В конце – видение вечного Царства Сына (7:9-14).

Одновременно эта глава имеет и прообразовательное значение: Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.
Но поскольку книги Маккавеев неканоничны, некорректно говорить об использованных там прообразах.

Прообразовательная связь Антиоха и антихриста устанавливается на основе богодухновенной книги пророка Даниила. О том, что здесь речь о будущих событиях свидетельствует и тот факт, что картина вечного владычества и неразрушимого царства не может быть приложена ни к Иуде Маккавею, ни к его потомкам.

О малом роге в 7:23-27: пророчество исполнилось в первую очередь при Антиохе Епифане. Но св. Ипполит Римский и блж. Феодорит Кирский говорят, что здесь также речь о продолжительности власти антихриста: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (ст.25), — итого 3,5 года [Егоров].
«Видел он Отца…в старческом возрасте …с седыми волосами… и книги отверзошася, и судище седе, и видех…яко Сын человеч идый и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство»(7:10,13,14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, Отец раскрыл книги, перестал судить грешников и предоставил людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» (свт. Кирилл Александрийский).

Видение Ветхого днями стало основой неканонической иконографии, когда Бога – Отца изображают в виде Старца. Но у пророка Даниила не видение старца, а созерцание вечности и нерожденности Творца. Видение же Бога в человеческом облике – это всегда видение Сына Божия воплотившегося (Ин.1:18). Т.е. все ветхозаветные теофании – это тоже явления Сына [иер. Геннадий Егоров].

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Глава 8 – видение овна и козла:

Овен – пророчество о Вавилоне и Персии, царствах, сменивших друг друга на одном месте (два рога);

Козел — Александр Македонский, после смерти которого сокрушился большой рог и четыре возникли четыре рога на его месте (ст.8) – так было на самом деле, когда умер Македонский, его держава распалась на четыре части;

8:9-14 – если антихристу отведено 3,5 года, здесь, судя по сроку, речь об Антиохе Епифане;

8:27 – этот стих приоткрывает нам всю тяжесть служения Даниила – пророка, ибо ему тяжело давались видения и после них долго приходилось приходить в себя: «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней…» (ст.27).

Глава 9 –пророчество о седьминах – третье видение пророка Даниила: 1-й год Дария Мидянина (если считать, что это Кир, то как раз тогда исполнялось 70 лет плена вавилонского). И Даниил молился, чтобы Господь не продлил плена за грехи народа, но исполнил обетование. Тогда пророку является архангел Гавриил (9:21-27) и возвещает о времени пришествия Иисуса Христа.

Седьмина традиционно понималась как семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет. Отсчет принято вести от указа Артаксеркса Неемии о восстановлении Иерусалима (около 458-457 или 453, смотря какою хронологией руководствоваться) (ст.25).

Семь седьмин даны на восстановление Иерусалима (эта цифра не проверяема, потому что мы плохо знаем, что было во времена Неемии).

Всего исполнилось 69 седьмин, т.е. 483 года, до явления Иисуса Христа: Христос крестился около 15 года Тиберия Кесаря, т.е. где-то в 29 или 27 году по Р.Х. Значит, пророчество Даниила сбылось достаточно точно.
9:27 – срок установления Завета – 3,5 года, столько же длилось земное служение Христа. Через 35 лет после Распятия Тит разрушил Иерусалим и Храм, причем жертва в Иерусалимском Храме прекратилась не в момент разрушения, а еще при осаде, потому что зелоты увлеклись политикой и забыли о богослужении.

Главы 10-12 – четвертое видение – видение великой брани: Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (11:2). Скорее всего, речь о Ксерксе, который был четвертым и при нем начались персидские войны, а результат этого будет победа греков (что и случилось при Дарии III).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (11:21-23).

11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

9:27, 11:31,12:11 – «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Неканонические добавления (есть только в Септуагинте).

1)Глава 3:24-90 – молитва Азарии и песнь трех отроков в пещи вавилонской;

2)Главы 13 и 14:

Повесть о Сусанне (в Септуагинте это глава 1): юный отрок Даниил вступился за Сусанну, к которой некие два старца воспылали страстью, но, не удовлетворив ее, обвинили ее в прелюбодеянии и решили казнить. Допрос, учиненный по настоянию Даниила, уличил их во лжи. Есть предположение, что это об этих старцах речь в Иер.29;

Повесть о Виле: бог, в честь которого был назван пророк Даниил в Вавилоне (4:5). Царь в качестве доказательства, что Вил есть настоящий бог, привел тот факт, что положенные ему жрецами приношения на утро исчезают. Тогда Даниил посыпал пеплом перед закрытием храма около идола, а на утор все увиделы следы жрецов и жен их, которые ночью сами поедали снеди;

Повесть о драконе: Даниил погубил почитаемого в Вавилоне дракона, за что по требованию толпы его бросили в ров со львами. Пророк Аввакум принесен был Ангелами и принес Даниилу пищу (не путать с главой 6) Пророка извлекли, а в ров угодили его враги.

Сведения о пророке Даниэле

Пророк Даниэль (по-русски Даниил), происходивший из знатного рода колена Иегуда, был современником Иехезкеля, который называл его «мудрым». Когда Иерусалим был разрушен полчищами Навухадоноссора, Даниэль вместе с другими знатными евреями, был уведён в Вавилон. Здесь его вместе с тремя другими юношами - Михаэлем, Азарьей и Хананьей, отличавшимися, как и Даниэль, красотой, умом и благонравием, в течении трёх лет готовили к служению царю. Даниэля при дворе прозвали Бельтшацаром. Будучи в это время ещё совсем молодым человеком, Даниель, однако проявил очень скоро и силу характера, и непреклонность в религиозных убеждениях. Он отказывался от вина и явств с царского стола и добился того, что ему разрешили питаться одними овощами, дабы не нарушать предписаний еврейской религии. Из любви к Даниэлю на это согласился начальник царедворцев, несмотря на то, что это ему грозило наказанием. Приведённый, наконец, к царю, вместе с другими товарищами, Даниэль произвёл на него сильное впечатление своим умом и красотой и был оставлен при дворе (Книга Даниэль 1, 1-20).

Вскоре Даниэлю удалось отличиться, благодаря умелому истолкованию сновидения Навухадоноссора, чего не могли сделать остальные вавилонские волхвы и маги. В награду за это он стал наиболее приближенным к царю человеком и начальником над всеми магами и чародеями вавилонскими (Книга Даниэль 2, 48).

Позднее, находясь уже при дворе Бельшацара (Валтасара), он один сумел разъяснить ту таинственную надпись, которая была начертана невидимой рукой на стене чертога, где этот царь пировал со своими приближенными. За это истолкование Даниель был одарён богато и назначен одним из трёх правителей вавилонского государства (Книга Даниэль 5, 11).

Это звание удержалось за ним и после смерти Бельшацара, когда вавилонский престол перешёл к мидийцу Дарию. Находясь на высоте власти, Даниэль, однако, не отказывается от еврейской религии, и остаётся теперь ей столь же верным, как и в первые годы своего пребывания при вавилонском дворе.

Испытание в богобоязненности и религиозной непреклонности выпало на его долю благодаря проискам сатрапов и верховных начальников государства, которые завидовали его славе и близости к Дарию. Коварным путём они побудили Дария издать указ, по которому повелевалось всем подданным на протяжении трёх дней не обращаться с просьбой или молитвой ни к одному из богов или людей, а только к царю. Зная, что Даниэль не откажется от веры в своего Бога, они, таким образом, готовили ему гибель.

Хотя Даниэль и знал об этом указе, он не переставал молиться по своему обыкновению три раза в день в своей горнице, окна которой были открыты по направлению к Иерусалиму. И когда в наказание за это он был брошен в яму к голодным львам, то произошло чудо - звери стали ласкаться к нему, и не причинили ему вреда. Уверовавший в могущество бога Даниеля, Дарий приказывает, что бы во всех областях его царства, все «трепетали и благоговели перед богом Даниэля, так как Он есть Бог, живой и вечносущий… и избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Книга Даниэль 6, 1).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Материалы по теме

Как понимать пророчество о приходе Машиаха?

Рав Натан Агрес

Помазанник, Царь Израиля - кто он?

Рав Бенцион Зильбер

О ком говорит пророк? Очень интересуюсь.


лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви В лике святой Главная святыня могила Даниила , Сузы , Иран День памяти 26 июня ???, в Православной церкви - 17 (30) декабря Атрибуты часто изображается в логове львов Медиафайлы на Викискладе

В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении книги пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» (Иез. ). Маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э. , герой которой - мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот - носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила : некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы .

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве

Ты (Навуходоносор) - это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно

Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землею возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины - десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;

Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы » - «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчеркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;

«И наполнил всю землю» (Дан. ) - это об Евангелии , которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян) .

Библия гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание (при персах), но был чудесным образом спасен (Дан. ).

Смерть и захоронение Даниила

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти локациях, в том числе в Киркуке и Самарканде .

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поименно, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме , на которые, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос (Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .

В исламе

В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно исламским преданиям пророк Данияль скончался в

Он происходил из знатного иудейского рода. Юношей был отведен в плен в 605 году. В свои юные годы он отличался не только благочестием, но и мудростью. Навуходоносор приказал избрать для своего двора несколько еврейских юношей, отличающихся знатностью, образованием и красотою. Выбор пал на Даниила и трех его друзей: Ананию, Азарию и Мисаила. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и повелел воспитывать их три года. Всем им изменили имя. Даниил стал именоваться Валтасаром. Он вместе со своими друзьями испросил себе разрешение не вкушать роскошные яства с царского стола и не пить вино, а довольствоваться простой пищей из растений и пить только воду. Господь помогал им в их подвиге строгого воздержания. Несмотря на строгий пост, лица их были красивее, а тело полнее, чем у тех отроков, которые питались царскими яствами.

Вскоре Даниил возвысился при дворе, потому что смог истолковать тревожный сон, который видел Навуходоносор. Позже он занимал высокие государственные должности при халдейских и персидских царях.

В книге Пророка Даниила рассказывается об изумительном молитвенном подвиге трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила. Они отказались поклониться золотому истукану и с великим упованием вознесли молитву Богу. По приказу разгневанного царя они были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Господень сошел в печь, и огонь не повредил им. Тогда три благочестивых отрока прославили Бога: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое вовеки (Дан 3, 52).

В новозаветной Церкви молитвенная песнь трех отроков используется в гимнографии. Ирмосы 7-й и 8-й песни канона кратко говорят об их чудесном спасении из пламени.

Сам пророк Даниил, оклеветанный при царе Дарии Мидянине, был брошен в ров со львами. Но Бог послал Ангела Своего, который заградил пасть львам. Звери не повредили ему. Даниил был одним из тех праведников, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов (Евр 11, 33).

Пророк Иезекииль ставит Даниила за праведность рядом с Ноем и Иовом (см.: Иез 14, 14). По преданию, пророк умер в глубокой старости вдали от своего отечества.

Книга Пророка Даниила проникнута мессианскими идеями. Он точно указывает время пришествия в мир Спасителя мира (помазан был Святый святых [Дан 9, 24]), Его искупительную жертву (предан будет смерти Христос ). Часто применяемое к Себе Спасителем имя Сын Человеческий восходит к книге Даниила (см.: Дан 7, 13).

Эта книга уникальна по обилию предсказаний важнейших исторических событий. Смена земных царств — не случайная последовательность, а эсхатологическая перспектива, которая ведет к победе Царствия Божия. Книга Пророка Даниила впечатляющими образами показывает грядущий Суд , которым закончится время и начнется вечность Бога (см.: Дан 7, 9-14).

Библейский пророк Дониил происходил из царского рода. Его ребенком вместе с соплеменниками иудеями забрали в плен воины вавилонского царя Навуходоносора. Но судьба Даниила в плену сложилась вполне удачно. Вместе с другими пленными мальчиками, выходцами из знатных родов, он воспитывался в царском дворце. Навуходоносор приказал обучать их разным наукам, в том числе халдейскому языку, и кормить с царского стола. Но Даниил питался одним хлебом и овощами, не ел ничего из того, что запрещалось законом Моисея. Бог был милостив к Даниилу и наградил его способностью разгадывать сны.

Царь Нововавилонского царства Навуходоносор II (630-562 до н. э.) был воинственным полководцем, он с юности командовал войсками, водил их в походы, захватывал новые земли, порабощал народы. Сопротивлявшаяся всякому насилию Иудея в один прекрасный день отказалась платить ему дань. И тогда Навуходоносор направил свои отряды в иудейскую землю. Примерно в 597 году до н. э. он достиг Иерусалима.

Царь Иудеи Иоаким понимал, что у него недостаточно сил, чтобы противостоять вторжению, и он вышел к Навуходоносору с дарами, надеясь умилостивить завоевателя. Но ошибся. Коварный Навуходоносор велел схватить Иоакима и убить. Иудейский престол он предложил занять Иехонии, сыну Иоакима, но потребовал от него неукоснительно платить дань. Тот пообещал. Тогда Навуходоносор в качестве залога отобрал свыше трех тысяч семей знатных иудеев и увел их в плен. Среди них находился и отрок Даниил.

Жизнь в плену

В плену ему жилось вольготно, он с удовольствием учился, познавал разные науки, изучал халдейский язык, старался в меру своих возможностей защищать сородичей, хоть как-то улучшить их жизнь в плену. Кроме того, он делал попытки разъяснить простым вавилонянам, язычникам по вере, отличие иудейского единого Бога от их идолов-истуканов, бессмысленных и бесполезных. Рассказывал об обычаях иудеев, их родственных связях, о готовности в трудные моменты поддержать друг друга, объяснял, почему иудейский Бог невидим, но в своих деяниях похож на человека.


Пророк Даниил. Художник Микеланджело

Однажды Навуходоносору приснился странный сон, который оставил у него тревожное чувство. Царь был напуган. Он вызвал мудрецов, халдеев, гадателей и магов и рассказал им свой сон. Но ученые мужи ничего не поняли и сказали, что для людей эта задача невыполнима. Разгневанный царь приказал казнить всех мудрецов на месте.

Даниил понимал, что эта казнь может плохо отразиться на отношении разгневанного царя и к пленным иудеям, а также к нему и его близким друзьям Ананию, Азарию и Мисаилу. Даниил попросил, телохранителей разрешить (ему встретиться с Навуходоносором. Он разгадает его сон. Царь согласился принять Даниила, и телохранители привели юношу к Навуходоносору.

Даниил выслушал сон царя, но тоже ничего не понял. Он попросил дать ему одну ночь подумать и ушел к себе. Всю ночь он не спал, молился, просил Бога о помощи. В опасности оказались не только мудрецы, гадатели и маги, но также весь иудейский народ. Сон у царя был необычный, и он сам боялся его разгадки.

Как была раскрыта тайна сна?

Бог слсалился над Даниилом и раскрыл ему тайну сна Навуходоносора, растолковал видения царя. Возблагодарив Бога за откровение, рано утром Даниил отправился к Навуходоносору. Вот как пишет об этом визите в своем многотомном труде Иудейские древности известный историк и писатель Древнего мира Иосиф Флавий.

В своей библейской книге пророк Даниил У много места уделил правлению царя Вавилонии Навуходоносора, его роли в государстве. Это V. неслучайно. Образованный Даниил, изучивший халдейский язык, приближенный ко дворцу, не мог не видеть усилия царя Вавилонии сделать свою столицу Вавилон, как и всю страну, процветающей. Царь собирал обильную дань с порабощенных народов, ему везли разные подарки, у него не было недостатка в дармовых рабочих, его армия была самой сильной, и он не боялся нападения врагов. Поэтому Навуходоносор отстраивал свой город как ему хотелось, возводил роскошные дворцы, прокладывал улицы и рыл каналы, рабы всячески орошали землю, сажали фруктовые деревья, по его приказу возвели знаменитые Висячие сады одно из семи чудес Древнего мира.

Для защиты от пыльных бурь и врагов царь повелел возвести вокруг Вавилона высокую каменную стену. Главные ворота поражали своей красотой - они были обложены яркими синими и желтыми изразцами, изображавшими разных животных. Возле ворот постоянно находилась стража - воины взимали дань с приезжавших торговцев.

В период правления Навуходоносора рядом с городом создавалась знаменитая Вавилонская башня, зиккурат, поднявшаяся над землей на 90 м. Ее называли Этеменанки, что означало дом, где небо сходится с землею. На вершине должен был находиться храм для совершения религиозных обрядов.

В возведении башни участвовали разные порабощенные народы, в том числе и пленные иудеи. Библейская история этой башни известна. Бог воспротивился замыслу людей поднять ее до самого неба. Он своими силами - ветром, солнцем и дождем разрушил незаконченное сооружение, а людей наградил разными языками. Они перестали понимать друг друга и разъехались в разные страны.

Даниил предсказывал, что Навуходоносор в конце жизни приобретет странную болезнь - будет представлять из себя зверя. Сбылось его пророчество или нет, неизвестно.


Строительство Вавилонской башни. Художник П. Брейгель Старший

Как Даниил разгадал сон царя Навуходоносора

Представ перед царем, Даниил попросил Навуходоносора не считать его более мудрым, чем придворные мудрецы, халдеи, гадатели и маги. И сказал ему еще, что всю ночь он молил своего Бога разгадать сон царя, так как опасался гибели мудрецов, своих друзей и своего народа. Господь был милостив и во сне послал предостережение - представил будущих правителей. И Даниил так растолковал сон Навуходоносора: Тебе казалось, будто ты видишь огромную статую, голова которой сделана из золота, плечи и руки из серебра, желудок и бедра из меди, а колени и ноги из железа. Затем ты узрел, как с горы свалился камень и навалился на статую, опрокинул ее, разбил и не оставил в целостности ни единой части ее, так что золото, серебро, железо и медь стали мельче песка и их развеял страшный, повсюду внезапно поднявшийся вихрь, в то время как каменная глыба стала расти и притом настолько, что вся земля казалась заполненной ею. Вот такое сновидение приснилось тебе.

Толкование сна

Навуходоносор удивился такому объяснению и склонил свою голову в знак согласия. Даниил продолжал: ...золотая голова (статуи) означает тебя и двух твоих предшественников на вавилонском престоле, обе же руки и плечи указывают на то, что ваше могущество будет подорвано двумя царями. Власть последних сокрушит некий другой властелин, который придет с запада, облаченный в медное вооружение, а его силу, в свою очередь, сломит четвертый в железе и будет властвовать тут навсегда, благодаря самой сущности железа, которое тверже золота, серебра и меди.

Даниил также объяснил появление камня, который разбил гигантскую статую (она же, по Библии, истукан, являющий собой языческие царства и верования) на мелкие частицы, превратил ее, по сути, в ничто, в пыль. Статуя-истукан означала царство, голова - царство Навуходоносора, за ним следовало серебряное царство, оно по ценности ниже, затем наступало медное царство, третье. Окончательным царством станет четвертое, железное, вечное царство, которое сокрушит все. Бог не станет передавать это царство какому-нибудь одному избранному им народу. Оно будет царством для всех, другие царства будут сокрушены. В этом главная разгадка сна, его предсказание.

Царь Навуходоносор был сражен таким подробным толкованием. Он хорошо помнил и эту статую-истукана с золотой головой и катящийся на нее с горы камень. Он поклонился Даниилу и признал, что иудейский Бог воистину Бог богов и владыка царей.

Реконструкция вавилонских ворот богини Иштар в Пергамон-музее Берлина

За такое толкование сна Навуходоносор сделал Даниила главой всех мудрецов, халдеев, гадателей и магов страны Вавилонской. Он оставил его при дворце, окружил почетом и уважением, а его друзей Ананию, Азарию и Мисаила назначил правителями в разных местах страны Вавилонской.

Согласно Библии, после золотого Вавилонского царства наступило второе, рангом пониже, серебряное, его название Мидийско-персидское, затем пришло время третьего царства, медного, или Македонско-греческого. И в завершение пришла пора железного царства, Римского. И каждое из этих царств владело Иудеей, старалось поработить иудейский народ.

Под властью римлян

Во время Римского царства, во время правления императоров, в частности Тиберия, в земле Иудейской, в Вифлееме появился Иисус Христос, то есть это был тот самый камень, который разрушил все языческие религии. Не случайно Его прозвали еще Спасителем мира. Он принес на землю новую религию, названную по Его имени христианской...

Даниил в своей книге пророчеств предсказал долгое владычество римлян. Он первым предвидел, что они придут на израильскую землю, захватят и разрушат Иерусалим, они опустошат, разграбят и уничтожат Иерусалимский храм, располагавшийся на Храмовой горе, который с X века до нашей эры до I века нашей эры являлся центром религиозной жизни еврейского народа.

Эти предсказания, как писал Даниил, были получены им от Бога. Он лишь Его слуга, записал и оставил их потомкам в назидание, чтобы будущие поколения могли преклониться перед той честью, какой был удостоен он, Даниил, у Всевышнего. Тем самым Даниил давал предостережение людям. Но его не послушались древнегреческие эпикурейцы, последователи Эпикура, жившие на три с лишним века позже Даниила и составившие свое философское мировоззрение. Они не боялись богов, не боялись смерти и высшим благом почитали удовольствие. Они отвергали предопределение жизни и уверяли всех, что боги не могут заботиться о делах мирских, и Вселенная не управляется верховным и стоящим выше всех превратностей одним существом.

Даниил предвидел их пришествие. По его представлению, тот, кто живет без указателя, погибнет. Он разобьется о препятствие, подобно кораблям, которые, лишенные кормчих, погибают от силы ветров или, как колесницы без возниц, сбиваются с пути.

Поклонение пастухов. Художник Я. Тинторетто

Какое предсказание сделал Даниил царю Валтасару

Навуходоносор правил Вавилонией 43 года и умер от какой-то болезни, связанной с помутнением рассудка. Даниил намного пережил царя Вавилонии. После Навуходоносора Вавилонией правили разные цари. Через семь лет на трон сел сын Навуходоносора (по другим сведениям, сын царя Набонида), известный Валтасар, который царствовал 17 лет.

Во время осады Вавилона персидским царем Киром Великим Валтасар, вместо того, чтобы побеспокоиться о защите города и начале боевых действий, устроил богатейший пир и велел принести золотые и серебряные сосуды, которые еще Навуходоносор вывез из Иерусалимского храма.

В этот момент на стене дворца появилась странная надпись, которая изрядно напугала Валтасара и его гостей. Никто ничего не мог понять. Вызванные мудрецы думали-гадали, но не смогли понять смысл написанного. Тогда вспомнили о пророке Данииле, который еще при Навуходоносоре прославился умением толковать сны и разные таинства.

Мене, мене, текел, упарсин

Приведенный к царю Даниил сказал, что Валтасар совершил преступное деяние - стал пить из сосудов божьего храма и славил богов-идолов, истуканов всяких, но не прославил Бога, от которого зависит жизнь каждого. На стене поэтому и появилась надпись, ниспосланная свыше: мене, мене, текел, упарсин, что буквально означает исчислен, взвешен, разделен, а расшифровывается как закончено царство, царь оказался легкомысленным, а его царство будет отдано медянам и персам.

В ту же ночь царь Вавилонии Валтасар был убит, и править страной стал завоеватель Кир Великий. Он освободил томившихся в плену евреев, одарил богатыми дарами и отправил на родину.

Так спустя годы сбылось предсказание Даниила, данное им много лет назад еще Навуходоносору.

Пир Валтасара. Художник Дж. Мартин

Царь Дарий высоко оценил пророческие способности Даниила и приблизил его к себе, ввел во дворец, стал его внимательно слушать. Но такое возвышение человека из Иудеи не понравилось царедворцам. Они не знали, как от него избавиться. Убить не могли, оставалась только клевета. И они начали нашептывать Дарию о замеченных ими странностях в поведении нового пророка. Они говорили, что Даниил молится своему Богу, своему небожителю. Он якобы забыл о царских милостях. Его надо наказать. Нельзя допускать, чтобы кто-то почитал своего бога больше, чем царствующего Дария. Наш властитель куда выше и достойней иудейского Бога.

Даниил во рву со львами

Их слова возымели действие. Дарий согласился с ними. В самом деле, кто может быть выше него, правителя и завоевателя всего мира? Он решил проверить святость Даниила. Как это сделать? И снова на помощь ему пришли царедворцы. Они подсказали настоящее испытание веры Даниила - бросить пророка в ров с голодными львами. Пусть там докажет он свою святость, пусть его Бог придет к нему на помощь. Все ожидали, что голодные львы тотчас набросятся на появившегося перед ними человека и растерзают его. Но царедворцы ошибались. Даниила львы не тронули. Они обходили его стороной и ничем не выражали своего недовольства. Даниил остался цел и невредим. Когда Дарий спросил Даниила, как удалось ему остаться в живых, тот ответил, что его спасла вера в Господа, который послал ему ангела-защитника, и львы усмирились и его не тронули. Так Даниил еще раз доказал свою святость и покровительство ему Всевышнего.

Пророк Даниил дожил до преклонного возраста, по некоторым данным, до 90 лет. Его похоронили, согласно преданиям, в городе Сузы, сегодня в Иране. Хотя существуют его могилы также в Самарканде и Киркуке.

Даниил во рву. Художник П. П. Рубенс

Дарий I Великий (VI-V вв. до н. э.). Изображение на вазе

Гробница пророка Даниила в Сузах

Что еще почитать